От Temnik-2
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 24.11.2008 23:27:59
Рубрики Россия-СССР; История;

Re: Эффект "Расёмон"

>Как и показывают изученные случаи

Как показывает изучение использования "эффекта Расёмон", он малоизвестен в социологии и введён в оборот Карлом Хайдером в статье "The Rashomon Effect: When Ethnographers Disagree" (American Anthropologist, March 1988, Vol. 90 No. 1, pp. 73-81) как метафора для рассмотрения методологических расхождений двух школ (или подходов) в этнографии.

Также он является философским символом постмодерна, иллюстрацией тезиса об отсутствии истины. Выведен он из художественного творчества, смысл которого выше показал vld.

Ну уж никак он не используется в том смысле, который Вы ему приписываете. То есть, для критики источников и анализа свидетельских показаний. Тем более не в случае единичного события, а в массовых случаях.

Иначе получается что-тов роде:

Пять человек видели как:

1) жителей Хатыни кормили шоколадом
2) жители Хатыни посетили офицерский клуб
3) жители Хатыни пили пиво в хате крестьянина Антипкина
4) жителей Хатыни сожгла зондеркоманда
5) жителей Хатыни угостили сгущёнкой партизаны

Какой вариант верен определяет сталинская пропаганда, навязавшая один из пунктов.

Жиль Делёз нервно курит в сторонке.


От vld
К Temnik-2 (24.11.2008 23:27:59)
Дата 25.11.2008 19:32:58

Re: Экая, прости господи, ерундистика


>Пять человек видели как:

>1) жителей Хатыни кормили шоколадом
>2) жители Хатыни посетили офицерский клуб
>3) жители Хатыни пили пиво в хате крестьянина Антипкина
>4) жителей Хатыни сожгла зондеркоманда
>5) жителей Хатыни угостили сгущёнкой партизаны

>Какой вариант верен определяет сталинская пропаганда, навязавшая один из пунктов.

Если понимать слово "верен" в значении, "чему верят" - да, если в значении "правилен, соответствует истине" - то нет, чтоюы там не "навязывала сталинская пропаганда".

>Жиль Делёз нервно курит в сторонке.

А Делез-то вам чем не угодил? под горячую руку попал :)


От C.КАРА-МУРЗА
К Temnik-2 (24.11.2008 23:27:59)
Дата 25.11.2008 18:09:21

Re: Какие вы, однако, всезнающие

>Ну уж никак он не используется в том смысле, который Вы ему приписываете.>

Неужели вы думаете, что я мог бы придумать такую необычную штуку?

От Temnik-2
К C.КАРА-МУРЗА (25.11.2008 18:09:21)
Дата 25.11.2008 21:34:14

Re: Какие вы,...

>>Ну уж никак он не используется в том смысле, который Вы ему приписываете.>
>
>Неужели вы думаете, что я мог бы придумать такую необычную штуку?


Вы "эту штуку" некорректно использовали. Не в виде метафоры или разницы оценочных суждений, а описав "эффект Расёмон" как возможность несовпадения свидетельств о ключевых фактах. Примерно так: одни говорит, что Имре Надя не было в Венгрии, другой говорит, что он был не премьером, а сапожником в Чехии, третий, что его не арестовывали, а награждали и проч. - это было бы разницей восприятия ключевых фактов в том виде, как Вы это представляете ссылаясь на "эффект Расёмон".

Точно так же и Голодоморе. Может быть разница в оценочных суждениях и деталях событий у жертв голода, палачей, сторонних свидетелей, но ключевые факты остаются: коллективизация, изъятие хлеба у крестьян, массовый голод, людоедство, заградотряды. Разумеется, палач найдёт себе 100 оправданий и многого не заметит. Чтобы это предвидеть не надо японские слова использовать.

От Artur
К Temnik-2 (25.11.2008 21:34:14)
Дата 25.11.2008 21:42:38

Врёт, как свидетель

Есть у меня 4 знакомых историка - преуспевающие бизнесмены. Один из них мне рассказал, говоря о надежности свидетелей, по смыслу практически то же самое, что и рассказывал СГКМ.

Т.е что то типа того, что когда смотришь как свидетели рассказывают об аварии, то теряешь доверие к истории.
И "Врёт, как свидетель" он тоже говорил"

ЗЫ. Тот, кто мне рассказывал об этом казусе, вскоре после этого защитился.

От Monk
К Artur (25.11.2008 21:42:38)
Дата 25.11.2008 22:48:55

Верно.

>Т.е что то типа того, что когда смотришь как свидетели рассказывают об аварии, то теряешь доверие к истории.
>И "Врёт, как свидетель" он тоже говорил"

Есть такая байка у историков. Про английского профессора истории - античника. Однажды он работал в своем кабинете над одной из тем по истории Древнего Мира и вдруг услышал в окно с улицы шум и крики. После этого к нему в кабинет последовательно заходили три очевидца событий - каждый со своей точкой зрения. Выслушав их всех, историк в отчаянии отбросил перо со словами: "Я берусь судить о событиях, прошедших 2 тыс. лет назад, но не могу выяснить, что произошло на моей улице 15 мин. назад".
Я этот пример привожу во вводной лекции по курсу истории, чтобы проиллюстрировать тезис: "историк обращается к прошлому, находясь в настоящем --> трудность исследовательской работы".