От
|
K
|
К
|
И.Т.
|
Дата
|
05.11.2008 00:13:52
|
Рубрики
|
Тексты;
|
Американцы подготовили <палача> российской "трехсотки"
http://www.pravda.ru/world/northamerica/usa-canada/31-10-2008/290070-f35-0
На вооружение НАТО скоро появится самолет, предназначенный для уничтожения
основы российской ПВО - легендарной <трехсотки>. В дополнение к уже
имеющемуся истребителю 5-го поколения F -22 американцы готовятся ввести в
строй еще одну машину подобного типа - F -35. И пока мы подобными
достижениями похвастаться не можем.
Американская компания Lockheed Martin завершила первый этап испытаний
истребителя-бомбардировщика F -35 Lightning II JSF ( Joint Strike Fighter )
или <Молния>. К концу 2009 г. <все 19 опытных самолетов будут построены и
летные испытания пойдут быстрее> и в 2014 г. его должны поставить на
вооружение.
Руководитель проекта F-35, вице-президент компании Lockheed Martin Том
Бербейдж хвастливо заявляет, что с приобретением этого истребителя Израиль
может не опасаться продажи Сирии и Ирану российских зенитно-ракетных
комплексов С-300, для уничтожения которых он и проектировался. По его
словам, компьютерное моделирование показало, что в бою российская
<трехсотка> проигрывает американской <Молнии>.
Дело в том, что этот истребитель имеет новейшие противорадиолокационные и
помехозащитные системы, с помощью которых он сможет вовремя обнаруживать
<трехсотки>, подавлять радиолокационные станции и уничтожать их.
Один из главных козырей нового самолета - <невидимость> за счет
использования технологии <стелс>. Не исключено, что как F -22, так и F -35
<обкатают> в боевых условиях на тех же <странах-изгоях>, чтобы на деле
проверить заявленную изготовителями эффективность.
Согласно утверждениям его изготовителей, <Благодаря своим мощнейшим
двигателям и превосходству в режиме "стэлс" по аэродинамике над
истребителями 4-го поколения, у F-35 по сравнению с ними <беспрецендентое
превосходство в радиусе ведения боя. Сегодня преобладают бои на большой
дистанции, где F-35 обладает возможностями раннего определения цели и ее
уничтожения еще до его начала>.
Отличие истребителя 5-го поколения от 4-го в его способности, по мнению
авиационных экспертов, в его малозаметности, <тесном взаимодействии с
наземными и воздушными командными пунктами, космическими аппаратами,
способности не только передавать тактическую обстановку, но и
иметьглобальную систему управления информацией>. Оснащены такие машины
новейшим оптическим, инфракрасным, лазерным и радиолокационным оборудованием
и высокоточным управляемым оружием с лазерным наведением, обеспечивающим
высокую степень поражения противника и живучесть самой <пятерки>.
Напомним, что F -35 является совместным проектом США с Великобританией, а
также Турцией, Нидерландами, Канадой, Австралией, Данией и Норвегией.
Таким образом, в ближайшие годы <тяжелый> истребитель F -22 и <легкий>
истребитель-бомбардировщик F -35 заменят самолеты 4-го поколения,
составляющие основу американского летного парка, в том числе знаменитые
F -15, F -16 и F -18.
Главным недостатком истребителей <пятого поколения> является их цена,
доходящая в разных модификациях до 300-500 млн долларов за машину. Это
происходит из-за использования в их конструкции дорогостоящих материалов и
авионики.
Стоит заметить, что главный участник проекта F -35 - американцы - держат его
в строжайшем секрете. Настолько строгом, что они не подпускают к его
тонкостям ближайших союзников и <подельников> англичан и австралийцев. Это
вызвало у них такое возмущение, что они решили вообще отказаться от его
покупки.
В чем-то F-35 даже превосходит F-22, от которого <Молния> заимствовала
многие технологические решения. Так, на первый будет установлен более
современный, чем у F -22, двигатель Pratt & Whitney JSF119-611. Кроме того,
<Молния> лучше оснащена авионикой и автоматизированными системами, чем F-22,
причем объем программ управления на нем почти в пять раз превосходит
аналогичные показатели <Рэптора>.
Что же может противопоставить этому Россия? В своём комментарии <Правде.Ру>
эксперт российского Минобороны, пожелавший остаться неизвестным, заявил:
<Ничего, кроме модификаций "4+", модернизированных старых машин, которым
<подкручиванием гаек увеличили срок службы. У нас немало разработок
истребителей пятого поколения, однако все они находятся на <бумаге>. Наша
авиация с 2000 г. получила лишь несколько истребителей 4-го поколения>.
Что касается <новинки> российской ПВО С-400, то пока их насчитывается всего
два дивизиона, что не хватит для надежного прикрытия даже такой страны как
Сербия, не говоря уже об огромной России.
Впрочем, пока F -35 далек от своего завершения, что наглядно
продемонстрировали имевшие в конце августа 2008 г. место провели
имитационные компьютерные бои, проведенные американцами между F-35A с
Су-30МК и Су-35. Их итоги были неутешительны для Вашингтона: <Молнии> 5-го
поколения наголову были разгромлены <красными> истребителями поколения
<4++>. По словам представителя Либеральной партии Австралии Денниса
Дженсена, <красные побили F-35 как пингвинов>.
Однако отправлять F -35 <на свалку> не стали: самолет только проходит
испытания, по итогам которых все <минусы> будут устранены. Немало дефектов
было и у F -22, которые за время испытаний удалось убрать.
Казалось бы, на стороне <четверок> оказались факты: по максимальной скорости
F -35 пока уступает всем современным <сушкам> 1830 км/ч против - 2125 км/ч у
Су-30; 2500 км/ч у Су-35, Су-37 и Су-47, а также 2400 км/ч у МиГ-35.
По дальности полета F -35 c о своими 2200 км решительно уступает российским
<четверкам>: против 3000 км у МиГ-35, 3300 км у Су-35 и Су-47, 3500 км у
Су-30 и 4000 км у Су-37.
В то же время, американская <пятерка> значительно уступает российским
истребителям по скороподъемности со своими 12 км в минуту. Так, этот
показатель у них колеблется от 13,8 км в минуту у Су-30 до 19,5 км в минуту
у Су-35.
Небольшое превосходство F -35 имеет лишь по практическому потолку
применения: 19200 метров против 17500 метров у Су-30 и МиГ-35, 18000 метров
у Су-35, Су-37 и Су-47.
Однако F -35 во многом выигрывает по маневренности, обусловленной не только
размерами и использованными при изготовлении новейшими материалами, но и
сравнительно легким весом пустой машины. Так у <Молнии> он составляет всего
10-11 тонн по сравнению с 12,7 тоннами у МиГ-35; 16,38 тоннами у Су-30, 18,4
тоннами у Су-35 и 18,5 тоннами у Су-37 и 25,67 тоннами у Су-47.
Однако легкий вес повлечет за собой другие издержки: например, подъем
<полезной массы> или боевой нагрузки, по которому F -35 отстает от ряда
конкурентов. Это одна из причин слабости его вооружения. Так, у него в
первоначальном варианте имелось всего две штуки, что и стало главной
причиной разгрома <Молний>.
По мнению американских экспертов, после троекратного увеличения количества
их ракет <пингвины> победят <сухих> с разгромным счетом 4:1.
А что же Россия? Реакция российских производителей авиационной техники на
появление у потенциального противника качественно новых самолетов была
предельно сдержанной. Общий её тон сводится к тому, что якобы имеющиеся на
вооружении российских ВВС истребители <ничем не уступают американским
новинкам>.
И пока мы только раздумываем над созданием совместно с индусами своего
истребителя 5-го поколения Т-50 ПАК ФА, который разрабатывается кампанией
<Сухой>. Его разработчики обещают, что это будет самолет с <высочайшей
маневренностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью, дальним радиусом
действия и высокими защитными свойствами>. Иностранные эксперты полагают,
что он станет достойным соперником F-35. Однако что касается F -22, тот тут
дело сложнее.
О развитии этого проекта думали мучительно долго: российско-индийское
соглашение было заключено в 2007 г., то есть через пять лет после сделанного
Россией предложения. И почему-то всё это время мы ждали милостивого согласия
Дели, как будто без него мы не <умели летать>.
Доводы об <отсутствии денег>, применимые к ельцинскому времени, смехотворны:
с 2000 г. цены на нефть резко пошли вверх и заявленная на создание сумма в
10 млрд долларов не являлась для нас такой уж <неподъемной>. Но мы 5 лет
терпеливо ждали окончания испытаний новейшихамериканских <орлов> и <молний>,
пока индусы, несомненно, являющиеся главными новаторами в производстве
авиационной техники в мире, наконец внесут в проект своих 5 млрд долларов.
Однако хлопать в ладоши и кричать <ура> <гению российской конструкторской
мысли> не стоит. В задачи F-35 в отличие от F -22, завоевание господства в
воздухе не входит. Это скорее фронтовой истребитель-бомбардировщик,
созданный во многом для подавления ПВО противника с тем расчетом, что в бою
его прикроет <Рэптор>.
Подобный <тандем> сулит нам большие неприятности, поскольку российские
истребители 4-го поколения не в состоянии бороться на равных против
малозаметного и зачастую более маневренного и более <зрячего противника>.
По оценкам международных экспертов, кроме российского истребителя Су-37 и
отчасти Су-47, имеющим схожие по мощности с F -35 двигатели, а также
соизмеримую маневренность и более мощное вооружение, ни одна из существующих
сегодня машин 4-го поколения не может конкурировать в воздухе с
американскими <пятерками>. Но и эти преимущества сводятся на нет отсутствием
у <сушек> технологии "стелс". И количество Су-37 и Су-47 сегодня измеряется
единицами, которые в глобальном конфликте не способны изменить ситуацию.
А мы продолжаем с гордостью говорить о том, что наш самолет 5-го поколения
заткнет за пояс все американские достижения. Но для этого Москва должна
решить кадровые и технологические проблемы своей "оборонки", которая не
готова даже к серийному выпуску подобной продукции. В противном случае мы не
только потеряем высокодоходный оружейный рынок, но и рискуем столкнуться с
куда более серьезными проблемами по обеспечению собственной безопасности.
Сергей Балмасов