«Левый фронт» собрался на свой учредительный съезд (НГ)
Предупреждение: НГ - не наша газета, возможны манипуляция и дезинформация
НГ 20.10.2008 | политика
Александра Самарина
Венсеремос и банки
Обострение левизны в российском капитализме
Конференц-зал на третьем этаже столичной гостиницы «Измайлово» был переполнен небрежно одетыми молодыми людьми, воодушевленно распевающими: «Венсеремос, Венсеремос...» Сжатые кулаки тянулись к потолку, на стенах красовались кроваво-красные плакаты с воинственной символикой. «Левый фронт» собрался в субботу на свой учредительный съезд.
Корреспонденту «НГ» представилась возможность пообщаться с единственной категорией граждан, почувствовавших в дни кризиса не беспокойство, смутное или явное, а самое настоящее радостное возбуждение. «Я хочу поздравить нас с тем, что у нас сегодня аншлаг», – сообщил с трибуны собравшимся депутат Госдумы Илья Пономарев. Как выяснилось, предыдущий период, когда левое прокоммунистическое движение находилось на обочине большой политики, пошел радикалам только на пользу. Ряды сплотились. И это поможет сегодня «прервать капитализм, поставив страну на социалистические рельсы».
По мнению респектабельных организаторов съезда (в президиуме заседали несколько весьма пожилых особ, по-видимому, коммунистов со стажем), радикализм «Левого фронта» не должен пока выходить за рамки дозволенного. Самый главный, по Ленину, «вопрос о власти» уже ими разрешен. «Если нас об этом спросят, мы ответим: отношение к власти не имеет отношения к нашей деятельности...», – таким вот туманным образом изъяснился Пономарев, как бы поспоривший с недоброжелательным оппонентом. Впрочем, аудитория оставила без внимания примиренческие интонации выступающего: многим в зале были чужды тонкие теоретические изыски. Люди приехали издалека, накануне хорошо отметили встречу и уже с утра с нетерпением ждали продолжения банкета.
Один из конфидентов «НГ», рыжий и добродушный Александр Сычёв, мастер тату из Петрозаводска, долго не мог собраться с мыслями, чтобы ответить на коварный вопрос: что общего у него, как представителя мелкого бизнеса, с коммунистическими идеями, отрицающими на корню всякую инициативу подобного рода? После долгих отлыниваний Александр сознался: общего до обидного мало. Он явно не успел пока пропитаться социалистической идеологией.
Андрей Поляков, глава местного бюро Союза коммунистической молодежи (СКМ), озабоченно вмешался в беседу корреспондента «НГ» с Александром: «Что он тут вам наговорил? Он только семь дней в организации!» Как выяснилось, «Левый фронт» не испытывает особых трудностей в обеспечении. Левая риторика не мешает организаторам получать поддержку от бизнесменов. Имена которых, разумеется, Поляков назвать отказался. Сложнее отношения с КПРФ: «Они нас не признают, но помогают...» Членских взносов СКМ не собирает – с 2003 года, когда они составили 900 рублей, а потрачено было 78 тысяч.
К активизации левых в Петрозаводске, судя по всему, приложили руку местные правоохранительные органы. Поляков долго рассказывал, как милиционеры по поводу и без повода хватали «неформалов», отвозили в участки, часами там держали и били, не давая позвонить родителям. Похоже, такая профилактика вместо запугивания лишь стимулировала стихийные протесты. Нотку европейской респектабельности попыталась внести в происходящее директор института «Коллективное действие», член оргкомитета «Левого фронта» Карин Клеман. Скромно наблюдавшая из зала за выступлениями товарищей, она объяснила цель мероприятия: самоорганизация, самоуправление, социальная справедливость и общественный контроль над властью. Она всерьез доказывала корреспонденту «НГ», что разношерстная публика, собравшаяся в «Измайлово», – зародыш массового демократического движения, способного навязать свою волю нынешней власти. Корреспондент не стала разочаровывать собеседницу.
Кризис разбудил не только юных коммунистов. Запрещенная партия нацболов сделала весомый вклад во всеобщее брожение умов. На подходах к банкам и в почтовых ящиках многих москвичей появились листовки самого что ни на есть устрашающего содержания, призывающие население срочно изымать из банков вклады. Гражданам обещали апокалипсис со всеми вытекающими последствиями – в частности, заполняющими улицы столицы «ордами одичавших безработных гастарбайтеров». Авторам листовок глубоко наплевать на последствия своей акции: они мало задумываются над тем, что коллективное изъятие вкладов обесценит «спасаемые» деньги самым верным способом.
Происходящая сегодня резкая активизация «левых сил» не случайна. Молодой российский капитализм должен был знать, с чем столкнется. Ничего оригинального не происходит: то же самое, что и в начале прошлого столетия. Разочарование граждан. Падение уровня жизни. Безработица. Стремление к реставрации сильно мифологизированных «утраченных ценностей». На самом деле «неформалы» не выступают «за». Они выступают «против». Российский капитализм пока не чувствует этой опасности, убаюканный т.н. оппозицией Геннадия Зюганова. И напрасно.
3 года они выжидали, прежде собраться на учредительный съезд и объявить о приближении социалистической революции. Однако для начала "новым партизанам" предстоит разобраться, кто есть друг, а кто враг в этой игре без правил.
Идея создания собственной организации у выходца из ЮКОСа Ильи Пономарёва возникла ещё в 2004 году. Но первая попытка объединить молодежные левые организации оказалась не слишком удачным. Вошедшие в Молодёжный левый фронт (МЛФ) организации предъявили Илье Пономарёву ряд претензий, обвинив его в получении денег из неизвестных источников (фигурировали имена Бориса Березовского и некоторых акционеров ЮКОСа), введении несопоставимо для бедного революционера роскоши в виде ежемесячных окладов сотрудникам аппарата МЛФ и личного самопиара. Тогда в защиту Пономарёва выступил лидер АКМ Сергей Удальцов, здраво рассудивший, что без денег революции не получится. Спустя несколько лет Удальцов вновь оказался рядом с Ильёй Пономаревым в качестве одного из лидеров всё того же Левого фронта. Но уже без приставки "молодёжный".
На свой первый учредительный съезд левые собрались в гостиничном комплексе "Измайлово", что расценивалось не только как гарантия определённой финансовой стабильности, но и своего рода мистическое предзнаменование. Как пояснил зам. директора Института проблем глобализации Константин Бакулев, они могли бы собраться в "каком-нибудь "Туристе", но собрались рядом со станцией метро "Партизанская". "Поэтому мы встречаемся не как туристы, а как партизаны", - сказал он.
2
Внешний вид большинства присутствующих и в самом деле делал их похожими на guerrilleros Че Гевары. И даже единственный представитель парламентской партии Илья Пономарёв всеми силами старался выглядеть попроще. "Я думаю, что депутат Государственной думы - не лучшее определение для моего представления, - смущённо улыбаясь пояснил он. - В конце концов у каждого свои недостатки". А чтобы окончательно развеять слухи о причастности "Справедливой России" к организации Левого фронта, он раскритиковал в пух и прах все парламентские политические партии вместе взятые, между которыми нет никакой разницы, поскольку они представляют интересы одной и той же группы людей. "Убежден, что партии, представленные в парламенте, ничем, с классовой точки зрения, не отличаются. Сравнивать КПРФ и "Справедливую Россию", чем увлекаются многие среди нас – пустая трата времени. Но и отрицать существование парламентских партий, тем более, борьба с ними по реальным и мнимым поводам, покрывает нас всех густыми слоями дурно пахнущего вещества, искать разницу в сортах которого просто глупо", - заявил Илья Пономарёв.
Трудно сказать, поверили или нет словам своего вожака делегаты, но остальные выступающие были менее радикальны в своих оценках действующих в стенах Госдумы партий, считая, что "есть там и хорошие люди". Единственное, в чём сошлись все ораторы, так это в отношении "Национальной ассамблеи". Правда если Илья Пономарёв считает, что там всем заправляют националисты из НБП, с которыми совершенно точно Левому фронту не по пути, то его коллеги видели угрозу со стороны либерального крыла.
По словам всё того же К. Бакулева, либералы обнаглели настолько, что перехватывают у левых лозунги протестного движения. Например, слово "солидарность", выбранное либералами для наименования своего нового движения. А директор Института коллективного действия Карин Клеман раскритиковала тех своих коллег, кто пытается заигрывать с либералами только по той причине, что те тоже против власти. "Но это не повод идти за Каспаровым", - подчеркнула она.
3
Впрочем, полного развода к Национальной ассамблеей и создаваемым движением "Солидарность" не получилось. В качестве миротворца выступил руководитель РКРП-КПСС Алексей Пригарин, объявивший, что после того как левые придут к власти, они разрешат все партии кроме радикально
националистических. По словам коммуниста, в условиях равного доступа к СМИ, либералы не получат никакой поддержки у населения, что и делает их сосуществование вполне безопасным.
В том же, что светлое коммунистическое будущее не за горами, Алексей Пригарин не сомневается. По его словам, надо стремиться к созданию партии ленинского типа XXI века, в которой бы сочетались "классовая ненависть и трезвый политический расчет, горячий темперамент и опыт старшего поколения". А в этом случае успех социалистической революции обеспечен. Правда старый коммунист почти уверен, что если нынешняя власть не захочет уступать место, то без кровопролития не обойдётся, но левые не ставят перед собой цель развязывания террора.
Что же касается сроков предстоящей революции, то она может произойти чуть ли не завтра. Едва ли не все ораторы с нескрываемой радостью и оптимизмом рассуждали о последствиях мирового экономического кризиса, создающего все предпосылки для роста популярности левых идей в обществе. "Время сытости, кайфа для власти заканчивается... Это наш шанс и мы не должны его упустить", - заявил Сергей Удальцов, почуявший, как "в воздухе носится буря". Илья Пономарёв в свою очередь предрёк девальвацию доллара и крах всей капиталистической системы. "Мы имеем шанс быть услышанными, потому что, вне всякого сомнения, сейчас наши идеи будут востребованы обществом", - сказал он. В общем, Левому фронту надо только не прошляпить момент и яблоко всенародной любви буквально само упадёт к ним в руки.
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль рассказал о социальной базе Левого фронта. По его словам, опорой левого движения должны стать гастарбайтеры, которые являют собой новый тип пролетария - наиболее угнетаемого и унижаемого. Исламский философ уверен, что поставленные на грань жизни и смерти люди обладают волей к власти и могут в один прекрасный момент "перевернуть стол". "А мы являемся их политическим фасадом", - заключил он.
Пыл своих не в меру оптимистичных коллег охладила Карин Клеман, выразившая своё несогласие с формулой "чем хуже, тем лучше". По мнению Клеман, загнанным в угол человеком очень легко манипулировать, и нет разницы кто это делает: власть или левые. "Я не хочу манипулировать", - сказала Клеман, добавив, что надо людям объяснять, чтобы они действовали сознательно, иначе мы "получим очередную сталинскую диктатуру".
В итоге, все сошлись на том, что входящим в Левый фронт организациям надо прежде всего научиться работать не только друг с другом, но и находить общий язык с народными массами, которые, к сожалению, пока не понимают их.
Завершилось обсуждение политической платформы Левого фронта объявлением перерыва на обед. "Товарищи из регионов могут получить талоны на обед, а москвичи питаются по-пролетарски, то есть за свой счёт. У кого получится, может кушать бесплатно", - раздавал указания лидер АКМ. Но в тот день "социальная справедливость" миновала гостиничные кафе и рестораны. Время революционной бури ещё не пришло.
В Москве состоялся Учредительный съезд движения Левый фронт
18 октября в Москве состоялся Учредительный съезд общероссийского общественного движения «Левый фронт».
В работе съезда приняли участие 149 делегатов, представляющих 28 организаций из 34 регионов страны, и 60 гостей. На Учредительном съезде Левого фронта России приняты Организационные принципы движения, Политическая платформа, Стратегия и тактика Левого фронта. Утверждена символика (флаг и логотип). Избран Совет и Исполком Левого фронта.
Съезд открыл руководитель Российской коммунистической партии-КПСС Алексей Пригарин. С докладами на Учредительном съезде выступили: Илья Пономарев, Сергей Удальцов, Алексей Пригарин, Алексей Сахнин, Гейдар Джемаль, Константин Бакулев, Дмитрий Галкин, Карин Клеман.
Из доклада Ильи Пономарева: Наша цель – изменить общественно-политическое устройство страны, поставить Россию на рельсы социалистического строительства. Конкретные способы достижения этой цели – отношение к действующей власти, методы ведения политической борьбы и т.д. – вопросы политической целесообразности. Особенно важна принципиальная, понятная и последовательная позиция Фронта, в которой мы не должны идти не на какие компромиссы. Наши принципы: интернационализм, классовый подход, опора на реальные движения снизу, а не на политтехнологические альянсы. Все эти принципы изложены ещё в Декларации Левого Фронта, принятой в 2005 году. Основные направления нашей дальнейшей работы – реальные действия, координация протестных акций в регионах. Необходимо, наконец, возродить издание федеральной газеты. Мы все это прекрасно знаем. Но хотел бы подчеркнуть – и это один из важных моих личных выводов по итогам избирательной кампании 2007 года: если наш интеллектуальный потенциал в основном находится в крупных городах, то наши «штыки» – в малых городах, в сельских районах, в городских окраинах. Нельзя этим пренебрегать, надо создавать там наши ячейки. И очень важно, особенно в связи с вышесказанным о финансовом кризисе – надо заниматься организацией учёбы активистов».
«История даёт нам шанс соответствовать вызовам времени. Мы не должны упустить его, как это было ранее», – заявил на Учредительном съезде Левого фронта лидер АКМ Сергей Удальцов. По его мнению, раздробленность губит движение, не даёт эффективно работать, поэтому создаётся федеративное движение, в которое вошли как коллективные члены (АКМ, СКМ, РКП-КПСС, РКСМ, Ассоциация марксистских организаций, Исламский комитет), так и представители социальных движений, анархистов и беспартийные. В Левом фронте, уверен С.Удальцов, все они обрели место, где могут реализовать свои устремления.
Выстраивание структуры движения ещё впереди; она предполагает наличие первичных организаций, местных и региональных отделений. В отличие от других организаций и движений, а также от политических партий, как отметил С. Удальцов, у Левого фронта – коллективное руководство, что позволит избежать авторитарного управления, вождизма.
В Совете Левого фронта будет широкое представительство регионов. Предполагается ротация руководящих органов – чтобы люди не бронзовели.
«Левый фронт – это самостоятельное движение, созданное по инициативе рядовых активистов, – сказал Сергей Удальцов. – За нами никто не стоит, и всё в наших руках. Раньше левые пытались объединить вождей, а мы пошли другим путём. Наши активисты из регионов – это реальная сила. Большинство из них – молодые люди, но у нас есть и ветераны коммунистического движения».
По словам Алексея Пригарина, «политическая платформа Левого фронта вырабатывалась с 2005 года, и мы на съезде должны её принять. В этом документе мы должны дать своё представление о социализме». Власть, как сказал докладчик, должна базироваться на Советах, создаваемых в трудовых коллективах. По мнению А. Пригарина, один из главных принципов Левого фронта – сочетание общественной собственности на средства производства с политической демократией. Советский Союз распался из-за недостатка демократии и обратной связи – общества с властью. «Мы выступаем за воссоздание в обновлённом виде Союза социалистических стран», – заявил А. Пригарин.
Стратегии и тактике Левого фронта был посвящён доклад Алексея Сахнина. В России, по его мнению, набирают силу новые социальные движения: экологическое, контркультурное, жилищное и другие. Они могут стать теми ядрами, вокруг которых будет строиться новая социальная инфраструктура. Многообразие левых движений, объединённых общими целями, требует большой работы с активистами – в рамках дискуссионных клубов, киноклубов и других площадок, где, как считает А. Сахнин, должны обсуждаться назревшие вопросы.
В докладе Гейдара Джемаля отмечалось, что в результате экономического кризиса могут быть предприняты попытки реализации проектов фашизма и радикальной диктатуры. По мнению докладчика, либеральный сценарий исчерпан, а на смену ему идёт мобилизационный сценарий. «О, том, что огромная масса населения планеты, 90 процентов, становится лишней, уже в открытую говорят ультраправые либералы, – отметил Гейдар Джемаль. – В этих условиях огромную роль начинают играть политические площадки, где действуют протестные движения». Необходимо изучать классовую структуру общества, определить, что собой представляет пролетариат. В значительной мере, по мнению Гейдара Джемаля, он сегодня состоит из представителей национальных диаспор, в том числе гастарбайтеров, которых судьба разбросала по миру. История, по словам Гейдара Джемаля, делается волей к власти, а эта воля «рождается из сердца человека, загнанного в угол». Сегодня актуальна стратегия переформатирования социальных движений, реальная политическая работа.
О сотрудничестве с профсоюзным, антифашистском и антиклерикальным движениями, а также об огромном потенциале рядовых активистов – студентов и молодых специалистов, говорил в докладе Константин Бакулев. «Не только привлечь, но и удержать их в Левом фронте – наша задача», – отметил выступавший.
О роли коммуникаций в развитии и укреплении левого движения говорил в своём докладе Дмитрий Галкин. По его мнению, единственный способ предотвратить маргинализацию людей левых убеждений – создание левой среды. Важной задачей участников Левого фронта является формирование общественного сознания, разъяснение левых идей. «Надо идти к студенческой молодёжи, к участникам социальных протестных групп, говорить с людьми о том, что важно для них», – отметил Дмитрий Галкин, подчеркнув роль дебатов и круглых столов.
Ещё на одной стороне деятельности Левого фронта – так называемых малых делах, т.е. кропотливой работе с социальными активистами, пытающимися защитить свои права, остановилась в своём докладе Карин Клеман. Она отметила нарастающую политизацию социальных движений, которые постоянно сталкиваются с несправедливостью со стороны властей и бизнеса. Докладчица подчеркнула, что, в отличие от власти, задача, стоящая перед левыми, – не манипулировать людьми, а помогать понять, в каком мире они живут. «Правые и власть хотят работать с "быдлом", – сказала Карин Клеман. – Мы, левые, с "быдлом" работать не можем. Нам нужны умные люди».
Председатель Независимого профсоюза горняков России Александр Сергеев говорил о возможности и необходимости сотрудничества левого движения с профсоюзами. А секретарь ЦК РКРП-РПК, представляющий Левый фронт Тюмени Александр Черепанов сказал, что вопросы, которые были у его партии по отношению к Левому фронту, в ходе нынешней дискуссии сняты, и что вторая по численности компартия России готова работать с Левым фронтом сообща.
В прениях по докладам приняли участие Дарья Митина (РКСМ), Анатолий Баранов (издатель FORUM.msk, ИПРОГ), Василий Кузьмин (АКМ), а также представители регионов: Александр Шалимов (Москва), Владимир Полторацкий (Барнаул), Сергей Васильев (Магнитогорск), Андрей Коновал (Ижевск), Ольга Иванова (Краснодар), Глеб Тарканский (Ленинград), Анвар Изянов, (Уфа), Иосиф Абрамсон (Ленинград), Павел Ерёмин (Новосибирск) и др.
Контактный тел. "Левый фронт-Москва": 8-926-526-60-09
ИА "ИКД"