Во всяком случае в своем учении о разводе Иисус стоял на позиции школы Шаммая, который считал возможным развод только в случае прелюбодеяния. Хотя в ином в учении Иисуса демонстрируется больше снисходительности. Последователи Шаммая были большими ригористами.
И нет ничего странного в семикратном провозглашении "Горе вам, фарисеи". Исторически в то время шли ожесточенные споры внутри самих фарисеев, частично они нашли отражения в четырех Евангелиях. Там же есть слово КОТОРЫЕ. То есть, речь идет о фарисеях, которые в том-то и том-то поступают неправильно. А не фарисеев вообще.
Вот кто зилоты? Те же фарисеи по религиозному учению, но в политике придерживающиеся радикальных взглядов, приведших к двум Иудейским войнам.
Да, позднее произошла подмена самого понятия фарисеев. Мне ж интереснее, как оно было исторически.
Спорить об этом можно бесконечно, да бессмысленно вообщем-то.
То, что учение Христа в чем-то сходится с учением некоторых фарисеев (напрмер, Гамалиила), говорит лишь о том, что фарисеи в чем-то все-таки не уклонились в сторону от истины Ветхого и Нового Завета. Вспомним, что Христос еще мальчиком разговаривал с книжниками в Храме во время Пасхи, удивляя их знанием Писаний и мудростью ответов. Да и как то странно думать о том, что Творец, явившийся во плоти, нуждался в том, чтобы быть фарисеем. Он - "сам по себе, свой, собственный" (с)Кот Матроскин. Лучшее - враг хорошего
Это не имеет никакого смысла, да и как свидетельствует история, каждая сторона все равно остается при своем мнении. Так что спорить можно бесконечно, а это бессмысленно. Каждый все одно останется при своей выраженной в словах чудесной личностной истории.