Факты:
Фонд «Русские» зарегистрирован 17 октября 2007 года. Цели Фонда: объединение русского народа в любых законных формах.
Президент Фонда — генерал-майор в отставке Шершнев Леонид Иванович.
Сегодня в Москве состоялась пресс-конференция, организованная Фондом содействия объединению русского народа «Русские». Фонд выступил с общественной инициативой, призванной способствовать поддержке наших соотечественников, проживающих за рубежом.
В частности, предлагается принять федеральный закон «О «Карте русского». В соответствии с ним русские люди, живущие за границей, но считающие себя частью России, получат документ, подтверждающий ряд обязательств российского государства и общества по выполнению своего долга перед соотечественниками. «Карта русского» призвана стать документом, который бы предоставлял формально иностранным гражданам целый ряд прав, которыми пользуются граждане России. В частности, обладатели «Карты русского» приобрели бы следующие преимущества во взаимоотношениях с российским государством:
- право на получение бесплатно долгосрочной многократной визы на неограниченное по времени пребывание в России;
- право работать в России без необходимости получать разрешение на работу;
- право заниматься в России предпринимательской деятельностью на тех же основаниях, что и российские граждане;
- право получать образование в России на общих основаниях с российскими гражданами;
- право получать пособия от России на третьего, четвертого и последующего ребенка, родившегося в семье;
- право получать в экстренных случаях бесплатную медицинскую помощь на общих основаниях с российскими гражданами.
Также «Карта русского» гарантирует предоставление преимуществ при получении российского гражданства.
Вячеслав Рудников и Леонид Шершнев
На пресс-конференции выступили президент Фонда - генерал-майор в отставке Леонид Шершнев и председатель правления фонда Вячеслав Рудников. Поздравив собравшихся участников с праздником Пасхи, они подробно разъяснили детали общественной инициативы.
Центральное понятие, на котором основана разработка «Карты русского», - это сам термин «русский». Представители фонда дали следующее определение. Русский – это понятие одновременно и этническое, и духовно-политическое, и культурно-историческое. К русским принадлежат не только этнические русские, но и все те, кто идентифицирует себя с русскими, кто воспринял в качестве собственных базовых ценностей русскую государственность, русскую культуру и русский язык, кто воспринимает Россию в качестве своей исторической Родины и кто связывает свою судьбу с русским миром, русской цивилизацией.
Одна из главных задач, решить которую призван предлагаемый закон, заключается в том, чтобы на официальном уровне зафиксировать и закрепить русскую идентичность соотечественников за рубежом. Действие закона «О «Карте русского» предложено распространить на русское население стран бывшего СССР, в первую очередь - на Украину, Казахстан, Молдову и прибалтийские республики, где русские подвергаются дискриминации. Исключением является Белоруссия, в которой государство в полной мере гарантирует защиту прав русских, и по этой причине нет необходимости выдавать «Карты» гражданам этой страны.
Леонид Шершнев
Леонид Шершнев рассказал, что идея создания «Карты русского» родилась у него в прошлом году, когда он гостил у своего друга в Киеве. Тогда он поздравлял друга с рождением дочери и сказал, что с появлением еще одного русского человека и русский мир становится богаче. На что отец с горечью ответил, что факт русскости еще надо доказывать. Он показал Шершневу свидетельство о рождении ребенка, где графа «национальность» отсутствовала. Также нет такой графы и в паспорте.
Шершнев отметил, что количество русских на Украине сокращается столь быстрыми темпами, которые не объяснишь ни естественной убылью, ни эмиграцией. Иными словами, происходит дерусификация населения. Но не только на Украине существует такая проблема. В самой России термин «русский» на официальном уровне практически не употребляется. Даже в Федеральном законе от 24 мая 1999 года №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» нет понятия «русский». Причем статья 3 данного закона говорит о необходимости выдавать соотечественникам специальное свидетельство, подтверждающее их статус, но это положение на практике не работает.
Также отсутствуют критерии для определения статуса «соотечественник». Формулировки закона размыты и, по сути, предписывают считать соотечественниками всех бывших жителей СССР. Закон не делает различий между теми, кто считает себя частью русского мира, ориентирован на русскую культуру, и теми, кто настроен резко враждебно по отношению к российскому государству. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, как раз и необходимо принять дополнительный закон «О «Карте русского», считают представители фонда.
Инициаторы идеи выдвигают целый ряд конкретных условий получения «Карты». Это, прежде всего, владение русским языком, православное вероисповедание, а для представителей других конфессий и атеистов - уважительное отношение к православию. Чтобы получить «Карту», также необходимо соотносить себя по родству и (или) в духовно-культурном плане с русской нацией.
Организаторы пресс-конференции подчеркнули, что в международной практике уже существуют прецеденты введения аналогичных карт. «Карта поляка» уже выдается на Украине, «Карту венгра» получают в Словакии и Румынии. Таким образом, и для введения «Карты русского» не существуют формальных преград в области международного права. Однако инициаторы идеи прекрасно понимают, что на практике желающие получить такую «Карту» могут столкнуться с противодействием властей стран проживания. Тем не менее они с оптимизмом оценивают будущее своей инициативы.
Второй важной темой, которую подняли организаторы пресс-конференции, стало краткое представление проектов, реализуемых под эгидой фонда «Русские». О них рассказал Вячеслав Рудников. В настоящее время реализуется четыре проекта:
- снимается телесериал «Русские». Серии фильма посвящены выдающимся представителям русского мира;
- русская деревня. Проект заключается в разработке мер, позволяющих возродить русское село;
- интернет-ресурс «РОД-инфо». Проект призван способствовать воссозданию единого информационного пространства русских;
- демографическая доктрина. В рамках проекта эксперты вырабатывают комплекс технологий, направленных на обеспечение в России взрывного роста населения.
Представители фонда исходят из того, что Россия в нынешних границах и с нынешним разорванным и малочисленным русским населением уязвима и нежизнеспособна.
Залогом ее выживания является возвращение Российского государства к своим историческим границам и быстрое наращивание русского демографического потенциала.
В конечном счете, вся деятельность фонда «Русские» направлена на то, чтобы способствовать реализации данной глобальной цели.
Концепция Федерального закона «О карте русского для соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации»
(далее по тексту Закон «О карте русского», Закон)
Постановка вопроса о принятии настоящего Закона обусловлена необходимостью оказания Россией максимальной поддержки соотечественникам за рубежом, идентифицирующим себя как «русские», сохраняющим свою русскую культурную самобытность, принадлежность к русскому миру и к русской цивилизации.
Главное достоинство в Карте русского, закрепляемой Законом, мы видим в том, что она обладает интеграционным потенциалом, способствующим преодолению кризиса русской идентичности, собиранию, сплочению консолидации расколотой русской нации, русских людей, их этнической и духовной солидарности, подъему национального самосознания, формирующего основу для совместных действий. В ней залог преемственности поколений и передачи исторического опыта русского народа. Карта русского содержит в себе заботу о гармоничном, неконфликтном сосуществовании народов, проживающих в постсоветских независимых государствах, поскольку она способствует устранению явной и скрытой дискриминации там русских соотечественников.
1. Назначение закона «О Карте русского»
Закон призван четко определить статусное положение русских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, в их взаимоотношениях с Российским государством и обществом; всячески содействовать расширению и укреплению родственных, гуманитарных, экономических и иных связей и контактов между соотечественниками; обязать Российские власти всеми способами, признанными международным правом, защищать русских от насильственной ассимиляции, дискриминации, ущемления в правах, особенно в сфере родного русского языка, образования, православной религии, культуры, имущественных отношений, от русофобии во всех её проявлениях.
Назначение Закона состоит ещё и в том, чтобы этим официальным нормативно-правовым документам зафиксировать и закрепить русскую идентичность соотечественников за рубежом и на этой основе вселить в них уверенность в наличии надежного русского тыла- России, которая больше никогда их не бросит, не предаст и не оставит в беде. Тем самым в условиях развёртывающихся в мире цивилизационных войн, войн идентичности и демографических войн русское зарубежье получает историческую перспективу сохранить себя в русском мире, в русской цивилизации, в едином русском Отечестве. Несомненно также, что Закон будет способствовать консолидации и самоорганизации русских общин в странах проживания наших соотечественников. Ведь, фактически, у русских нет своих сложившихся и устойчивых диаспор за рубежом. Закон поможет преодолеть их крайнюю разобщённость, ценностный разброд и скрепить их добровольно подтвержденной русской идентичностью.
Закон « О карте русского» подтверждает, расширяет и дополняет существующую законодательную базу, определяющую государственную политику РФ в отношении русского зарубежья. По сути, он реализует положение статьи 3 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-Ф3 «О государственной политике Российский Федерации в отношении соотечественников за рубежом» о выдаче соотечественникам «специального документа (свидетельства) установленного Правительством Российской федерации образца».
В Законе «О карте русского» конкретизируются нормативные установки, описывающие документ, определяющие кому, по каким критериям, на каком основании и в каком порядке он выдается, какие права и обязанности приобретают его владельцы во взаимоотношениях с Российском государством и обществом.
Закон «О карте русского» имеет и международные прецеденты. Так, 31 марта 2008 года вступил в силу Закон «О карте поляка», который был принят парламентом Республики Польша 7 сентября 2007 года. «Карта поляка» является документом, подтверждающим принадлежность к польскому народу и дающим определенные привилегии её владельцу, связанные с его посещением и пребыванием «на своей большой Родине» - в Польше. При этом Польша, как и другие страны (например, Венгрия), принявшие подобные законы, ссылаются на их соответствие международным нормам, положениям Венецианский Комиссии Совета Европы.
Отсюда следует и правомочность России принять Закон «О карте русского», что ни в коей мере не явится нарушением международнопризнанных норм.
2. Идеология «Карты русского»
Карта русского не означает автоматическое предоставление её обладателю российского гражданства, постоянного вида на жительство в России или права безвизового пересечения её границ. Она является документом, подтверждающим добровольно взятые на себя обязательства Российского государства и общества по выполнению своего долга перед русскими соотечественниками, находящимися на исторической русской земле, но за пределами нынешней Российской Федерации. Она свидетельствует о том, что Россия не оставила своих русских соотечественников, их детей, внуков без заботы, которую она проявляет наравне с российскими гражданами.
По карте русского, формально имея иностранное гражданство, русский человек должен получать в своей обыденной жизни те же права, какие имеет гражданин России. Исключением могут быть политические права и возможности.
Тем самым российский мир обретает свои социальные границы, скрепляется любовью, о чём писал поэт и дипломат Ф.И. Тютчев. В свою очередь обладатели Карты русского укрепляются в русском духе, в своей вере в Россию, в русский народ, остаются русскими, чтобы ни случилось. Справедливость тем самым торжествует.
Карта русского- это технология защиты русской идентичности, чести, достоинства, традиций, обычаев, ценностей русского человека, русской цивилизации это инструмент укрепления национальных уз русского народа, преодоления его раскола и объединения.
Карта русского- это способ идентификации русского мира, средство преодоления кризиса русской идентичности, подъёма национального самосознания, избавления от западнизации, тлетворного влияния массовой культуры, спасения русского мира от разложения.
Карта русского- это укрепление цивилизационного кода русскости, базовой цивилизационной ценности «Я - русский», чувства национальной гордости, осознания личной ответственности за судьбу Отечества, русской цивилизации, за их выживание и созидательное развитие.
Карта русского- это осознанный выбор своих симпатий, своей приверженности к России, это высокая патриотическая позиция для себя, своей семьи. Это дистанцирование и противодействие враждебным проявлениям против России. Это решительный протест против насильственной дерусификации, украинизации, казахизации и других форм русофобии.
Карта русского- это социальный механизм защиты русских за рубежом, их мобилизации для совместных действий против дискриминации, для решения демографического вопроса, сбережения русского мира, русской цивилизации.
Карта русского- это способ консолидации русских, собирания русских в русском мире, в едином Отечестве, создания благоприятных условий для их общения, диалога, соединения и сотрудничества. Консолидация русских – это условие межэтнической консолидации.
Карта русского- это средство структурирования русского мира, самоорганизации и самоуправления русских общин; это технология закрепления единого цивилизационного, духовно-политического, информационного пространства русских.
Карта русского- это средство воспроизводства России в качестве самостоятельной, самобытной цивилизации, обретения её целостности, согласованного представления о русских ценностях, о своём предназначении, о русском жизнеустройстве.
Карта русского- это стимулирование русских соотечественников для их трудоустройства в России.
Карта русского- это инструмент преодоления запрета на двойное гражданство.
Карта русского- это технология и знак победы в войнах идентичности, цивилизационных, информационных и иного типа; это средство укрепления геополитических позиций России и русской цивилизации в глобализирующемся мире.
3. Критерии для получения «Карты русского»
Территориально Закон «О карте русского» распространяется главным образом на русское население стран бывшего Советского Союза, за исключением Республики Беларусь, которая находится в союзных отношениях с Россией и в которой русские и белорусы никогда не видели между собой различий, всегда жили и живут в дружбе и согласии как единый народ. На первом этапе Карту русского желательно распространить на Украине, в Казахстане, в Литве, Латвии, Эстонии, Молдове, где русские, являясь коренным народом, подвергаются всё большей дискриминации в жесткой или «мягкой» (Казахстан) форме.
Введение Карты русского предполагает в первую очередь необходимость определиться, наконец, с самим понятием «русский», с русской идентичностью, что должно найти свое отражение в предлагаемом Законе. Это имеет чрезвычайно важное значение для самих русских, живущих в России, ибо слово «русский» до сих пор находится как бы под запретом, крайне редко и с некой стыдливостью употребляется в политической, культурной и бытовой лексике. Имеет место известная дискредитация слова «русский». Есть опасность подмены его терминами «россиянин» и «российский», что может означать скорое исчезновение имени «русский», а вслед за этим и самой русской нации. Поэтому определиться с понятием «русский» нужно для самосохранения русской нации, для восстановления государствообразующего статуса русского народа.
По нашему представлению, русский – это понятие одновременно и этническое, и духовно-политическое, и культурно-историческое. К русским принадлежат не только этнические русские, но и все те, кто самоидентифицирует себя с русскими, кто воспринял в качестве собственных базовых ценностей русскую государственность, русскую культуру и русский язык, кто воспринимает Россию в качестве своей исторической Родины и кто связывает свою судьбу с русским миром, русской цивилизацией.
Критерий русскости, является фундаментальным в Карте русского. На нём выстраиваются все остальные показатели, дающие основания для выдачи её русским соотечественникам за рубежом и получения ими этого документа.
Карту русского предполагается выдавать в первую очередь гражданам других стран бывшего СССР, кроме Беларуси, которые считают себя русскими и могут это подтвердить Свидетельством о рождении, отметкой в паспорте, воинским билетом, школьным аттестатом, выпиской из церковной книги о факте крещения в православной вере или другим, прописанным в Законе, образом. Карту русского могут получить также граждане, имеющие в родстве русских или тех, у кого когда-то было российское гражданство (отец, мать, бабушка, дедушка, прародители).
Получение Карты русского обусловлено следующими нормами[1]:
а) владение русским языком на базовом уровне;
б) соотнесение себя по родству и (или) в духовно-культурном плане с русской нацией, приверженность русским обычаям и традициям;
в) православное вероисповедание или для атеистов и представителей других конфессий – уважительное отношение к православию;
г) участие в деятельности общественных организаций или в акциях по защите русского языка, образования и культуры, истории Российского государства, русского народа;
д) наличие заслуг (наград) перед Российским государством у самого обращающегося за Картой русского или у его родителей и прародителей.
Карта русского может быть бессрочной или выдаваться на ограниченное время (10, 15, 20 лет).
4. Единое правовое поле русских соотечественников
Обладатели Картой русского приобретают следующие преимущества во взаимоотношениях с Российским государством и обществом:
· право на получение бесплатно долгосрочной многократной визы на пребывание в России, неограниченное по времени;
· работать в России без необходимости получения разрешения на работу;
· заниматься в России предпринимательской деятельностью на тех же основаниях, что и российские граждане;
· получать поддержку от России в совместных хозяйственных проектах в странах проживания;
· получать образование в России на общих основаниях с российскими гражданами;
· получать поддержку в трудоустройстве в России;
· получать поддержку от России в организации отдыха их детей по льготным путевкам или бесплатно, в участии их детей в школьных и юношеских олимпиадах;
· получать пособия от России на третьего, четвертого и последующего ребёнка, родившегося в семье;
· получать энергетическую надбавку к зарплате или пенсии, если цена за энергетические услуги окажется выше , чем в России;
· получать в экстренных случаях бесплатную медицинскую помощь на общих основаниях с российскими гражданами;
· пользоваться всеми теми льготами на транспорте, при посещении музеев и др., что и российские граждане;
· иметь преимущества при получении российского гражданства.
Вместе с правами русские соотечественники – обладатели Карты русского, обретают и большую ответственность за приумножение и процветание России, за сохранение самобытной русской цивилизации. Для каждого из них Святая Русь, своё Отечество являются отныне предметом особой гордости, заботы и защиты.
5. Практическая реализация замысла
Технические вопросы выдачи Карты русского русским соотечественникам за рубежом в странах их проживания и/или в России вполне решаемы.
Предстоит разработать образец документа «Карта русского» с учётом его защиты от подделки, а также образец заявления, которое нужно подать, чтобы её получить; определиться с тем, кто в правительстве будет заниматься этим делом; утвердить список государственных и общественных организаций, имеющих право предоставлять требующиеся справки и участвовать в процедуре оформления и выдачи «Карты русского»; обучить уполномоченных; оборудовать специальные места для оформления и выдачи Карты русского; установить порядок проверки документов на её получение, правила пользования Картой русского.
Оптимальным было бы совместное решение этой задачи государственными и общественными организациями.
С большой долей вероятности можно ожидать сопротивления введению в практику Карты русского со стороны властей Украины, Казахстана, Литвы, Латвии и Эстонии. Его нужно преодолеть, опираясь на поддержку русских соотечественников за рубежом. Уже первые исследования показали, что в своём большинстве они с энтузиазмом восприняли бы решение о выдачи им Россией «Карты русского», сближающей и закрепляющей их связи с исторической Большой Родиной.
Необходимо неотложно создать в Государственной Думе, а также в Фонде «Русские» группы экспертов для разработки проекта Закона «О Карте русского», которые самым тесным образом сотрудничали бы между собой в общем деле.
Представляется желательным принятие Президентом, Правительством, Федеральным собранием согласованного Плана мероприятий, необходимых для разработки, принятия и реализации Федерального закона «О Карте русского», его материального, нормативного и информационного обеспечения.
В целом, в качестве вывода: в нынешних границах и с нынешним разорванным и малочисленным русским населением Россия весьма уязвима и нежизнеспособна. Залогом её выживания является возвращение Российского государства к своим историческим границам и быстрое наращивание русского демографического потенциала. Карта русского призвана помочь России решить эти задачи.