От Лилия
К All
Дата 07.09.2001 12:29:59
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; История; Манипуляция; Идеология; ...

Что и кто пишет о России в американских учебниках

Сначала - кто. Для сравнения возьмем учебники по "наукам" и "обществоведению" (social studies). Вот список авторов и консультантов по категориям - профессора,учителя и другое (консультанты, писатели, психологи и др., что не входит в предыдущие категории)
Науки (3 класс) - профессора - 9
учителя средней и начальной школы - 35
другое - 27

"Социалка" - профессора - 28
учителя - 4
другое - 2

По моему, очевидны некоторые тенденции, которые говорят об важности данных наук для государства.

Теперь, что же говорят о России. Стиль не меняю, только короче стараюсь.
1 класс - ничего
2 класс - ничего
3 класс. России посвящено 6 страниц текста. Вернее, Москве.
Россия больше по площади, чем US. Столица - Москва. Население - 9 млн.
Основатель - Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве - 1147 г. Долгорукий строит крепость на берегу Москвы-реки.
Москва стала центром Руси, столицей и местом обитания царей. Петр 1 в 1712 году перенес столицу в город, который сам построил, СантПетерсбург. Он построил флот и создал армию и сделал Россию мощной. Цари имели абсолютную власть, что не нравилось людям. В 1917 г. русские люди восстали против царской власти. После революции цари больше не правили народом.
Но после революции народ не стал свободным. Россией начало править коммунистическое правительство. Россия стала называться СССР. Россия была самой большой республикой в СССР. Республика - это что-то вроде штата, только там живут разные народности.
Коммунистическое правительство находилось в Кремле. Коммунистическое правительство имело больше контроля над людьми, чем наше правительство. В коммунистической стране люди часто не могут сказать что хотят. Они не всегда могут жить или путешествовать там, где хотят. Им обычно нельзя владеть землей и домами, которые принадлежат государству. Многим людям в СССР не нравилось ком. правительство. Они хотели больше свобод, больше хорошей еды, одежды и жилья. Хотя большинство людей имели работу, мало хороших вещей можно было купить на заработанные деньги. Часты были очереди за продуктами. Люди ждали годами квартиры.
В 80-х Горбачев решил, что нужны изменения, чтобы сделать жизнь людей лучше. Он дал людям больше свобод. Люди перестали бояться и без страха, сковывающего СССР, СССР развалился. Республики стали независимыми государствам. Ком. партия оказалась не у власти. 25 дек. 1991 года с Кремля сняли советский флаг и заменили на старый русский флаг. Ком. лидеры покинули Кремль и туда быстро въехал Ельцин.
Будучи в Москве, интересно посмотреть Красную площадь, Кремль, церкви, дворцы, соборы, театры, музеи и парки, покататься на метро и сходить в Большой Балет. Покататься на гигантском колесе обозрения в Парке Горького, или если зима, покататься на коньках. Работает много церквей. Коммунисты не поощряли посещение церквей, но теперь можно. Дети идут в школу. В Москве дети начинают учиться с 7 лет до 17. Можно учиться в классе с другом все 10 лет [здесь это удивительно, потому как классы мешают каждый год - Лилия]. В школу ходят 6 дней в неделю, до недавнего времени была форма.
Мы не знаем, как все изменится еще в Москве, сколько времени займет переход собственности в частные руки. Слишком недавно кончилась ком. эра.
Сопровождающие фото - Красная Площадь, Кремль со стороны Москвы-реки, представление Большого Балета, урок в школе, парк Горького с лодками и колесом обозрения.

4 класс. Про Россию рассказывается в главе о ресурсах.
Самая большая страна - до 1991 года СССР, теперь - Россия, самая большая из 15 республик, составлявших СССР. Покажите Россию на карте. Россия простирается от Европы до Азии. Она настолько большая, что почти на половину огибает землю.
Одно из природных богатств России - леса. Самый большой непрерывный участок леса на земле - русские сосновые леса (тайга). По тайге можно путешествовать на долгие мили и не встретить дороги или деревни. Деревья часто стоят настолько близко друг к другу, что свет не проходит. Такие леса называли "темные леса" и про них рассказывают сказки. Лето короткое в тайге. Холодно от арктических ветров. В сентябре уже - признаки зимы. Птицы улетают, звери засыпают. Снег выпадает к октябрю. В некоторых местах тайги температура опускается до -75 С.
Тайга - важный натуральный ресурс. До недавнего времени почти только из нее строились дома и даже церкви. Но сколько не пилят тайгу, она кажется бесконечной. Почему? Потому что древесина очень тяжелая и ее трудно вывозить, к тому же мало дорог.
Иллюстрации - сравнение территорий СССР и США, сплав леса по Вычегде, деревня на оз. Байкал (деревянная красивая), карта бывшего Союза с обозначенной тайгой, тундрой, степями, пустынями и горами.

Класс 5 (история США).
1. В главе про 1-ю мировую. В 1917 году русские скинули царя, и сделали про-демократическое правительство. Через 6 месяцев Коммунисты захватили власть. После этого Россия вышла из войны. Германия вывела свои войска из России и перебросила во Францию.
Несколько слов о Второй мировой, что Америка была с СССР против Германии.
Гитлер завоевал большинство Европы, но в 1941 сделал дорогую ошибку, напав на СССР. Сначала немецкие войска прошли далеко вглубь советской территории. Там спец. подразделения занимались убийствами мирного населения. Наконец, сов. войска остановили продвижение немцев и погнали их назад. Куча немецких танков, артиллерии и т.д. было отвлечено на СССР, и это помогло ам. и британским успехам на других фронтах.
В мае 1945 Германия капитулировала.

После 2-й мировой между США и СССР получился конфликт, частично из-за того, что были разные экономические системы. В СССР было ком. правительство, которому пренадлежало все и оно решало, что и сколько производить. Правительство также решало, какую работу будут иметь люди, где жить, и др. Правительство должно было заботиться о нуждах народа, но правительство не справлялось. США же - кап. страна. Земля и бизнес принадлежит индивидуям. У нас - free enterprise - если ты начал бизнес а твой продукт не нравится -ты разоришься. Но люди хотят преуспеть и стараются, поэтому free enterprise - самая успешная система. Люди также живут где хотят, учатся и работают где хотят. Еще различие - правительстве. В США - демокр. республика, свободные выборы, две партии (если хочешь, сделай еще) и демократические свободы. В СССР - на "выборах" - только от ком.партии и только один кандидат. Конечно, он всегда выигрывал. Кроме того, было меньше свобод при Сталине (1920-е-1950-е). Оппоненты убивались и отправлялись в лагеря. Как минимум, 10 млн. погибло.

Во второй мировой у нас был общий враг. В конце войны СССР и США были самыми большими силами в мире, и каждая хотела, чтобы их система распространилась в других странах. Появились серьезные несогласия. Во время войны союзники договорились провести выборы в каждой освобожденной стране. США так и сделала. Сталин отказался делать выборы в освобожденных СССРом странах и поставил ком. правительства в Польше, Венгрии и Болгарии. Ком. страны закрыли границы, чтоб народ не разбежался - железный занавес.
Трумен и его помошники рассердились. Они хотели остановить распространение коммунизма. Мы стали врагами. Наступила холодная война [далее следует объяснение что такое холодная война]. Наперегонки помогали отстраиваться Европе. Больше всего США помогали зап. Германии и она стала одной из самых благополучных стран в Европе. В это время СССР тоже придумал атомную бомбу [про Хиросиму и Нагасаки уже рассказано]. Каждая держава имела достаточно оружия, чтобы разрушить весь мир. Ситуация была опасной. Холодная война велась также в странах Азии и Африки. США и СССР старались им помогать, чтобы заполучить на свою сторону.
Соревнование дошло до космоса. В 1957 году СССР открыл новую страницу в истории человечества запустив спутник (фото тут же). США офигела. Ейзенховер дал кучу денег на космические исследования, а также на улучшение преподавания математики и других наук в школах и университетах. Скоро США тоже запустили свои спутник. Но к тому времени СССР уже пускал гораздо более тяжелые предметы в космос. Началась космическая гонка.

1962 г. Кубинский кризис.
Кастро попросил СССР построить воен. базу на Кубе. Узнав, Кеннеди потребовал убрать базы и приказал своим Нави останавливать советские корабли с боеголовками. Около недели война могла разгореться в любую минуту. Наконец, СССР предотвратил кризис забрав свои корабли и базы. После кризиса СССР и США поняли, что все это опасно, и решили, что все же надо найти пути сосуществовать или весь мир будет разрушен. Была установлена прямая телефонная связь на случай кризиса.

1970-е. Никсон. Договор о сокращении нового вооружения. Увеличение культурного обменм.

1980-е Рейган. Гонка вооружений и Америка залезла в долги. Горбачев. Договор о сокращении уже существующих вооружений.

1988. Буш. Коллапс ком. системы - неожиданно в Вост. Европе. 40 лет СССР контролировал, чтобы Вост. евр. страны имели ком. правительство. В 1989 г - выборы в Чехословакии, Польше, Венгрии и Румынии - коммунистов не избрали. На след. год - то же самое в Вост. Германии. Объединение Германий. Горбачев сказал, что это их право, что ознаменовало конец Холодной войны. Люди в СССР, используя свои новые права, избавились от ком. правительсятва. СССР начал распадаться. В 1991, республики одна за другой провозглашали независимость.

Класс 6. Мировая история.

1600-е. Беринг открыл Берингов пролив исследуя Сибирь

1600-1700-е Иван 111 расширил границы России, сильное государство.
Иван 1V - Грозный.

1682 - Петр Первый. царь - от латинского цезарь. Хотел модернизировать страну, поехал в европу, работал на судоверфи. Вернувшись - наприглашал инженеров, судостроителей, открыл много новых школ. Окно в Европу, постройка СантПетерсбурга.

1812 - Наполеон. Совершил ужасную ошибку, напав на Россию. Занял Москву, которую русские спалили. Отступление, зима, только немного дошло живыми. После поражения в России потерял силу. Поражение под Ватерлоо.

Индустриальная революция в Европе началась в 18-19 веках. Привел к конфликту между капиталистами и рабочими. Капиталисты хотят наибольшую прибыль при наименьшей зарплате. Рабочии - зарплаты побольше, жизнь почеловечнее. Поиски путей прекращение бедности. Рождение идеи социализма - делить доходы, богатство должно принадлежать всем. Роберт Овен - давайте не соревноваться, а кооперировать. Сделал модельное общество с хорошей платой, бесплатным образованием для детей. Такое же сообщество образовалось в Индиане, но быстро распалось из-за споров участников.
Пришел Карл Маркс и все опошлил. Нельзя, грит, кооперировать, потому как классовая борьба. (фото и страница текста)

В конце 1800-х Россия вошла в эпоху индустриальной Революции. 80% населения - крестьяне. Отставала по большинству параметров от Европы.

1904 Русско-Японская война. Японцы победили.

Кровавое воскресенье 1905. Пошли к царю, расстрел, люди царю больше не верят. Николай 11 организовал думу, но почти без власти. (картина Кровавое воскресенье)

9 миллионов убитых и пленных в 1-й мировой. В 1915г. Николай второй сам пошел командовать армией. Он нерешительный, слабый и неэффективный. 1917г. - низкая мораль в армии. Миллион дезертиров. Продовольственные восстания в Петрограде. Люди хотят "мира и хлеба". Войска не стреляют в восставших.

1917г. - Революция. Временное правительство. Николая не пускают в Петроградб он отказывается от престола.

1870 - Ленин родился. Александр на царя покусился и был повешен. Ульянов-Ленин пытался сбросить российское правительство. Сослан в Сибирь на 3 года. Поехал в Германию и по-прежнему хотел сбросить правительство. Его знакомый сказал, "он и во сне видит только революцию". В 1917 г. в России началась революция. Ленин тогда жил в Шваецарии. Он очень хотел в Россию поучаствовать, но никак не мог, пока немцы не помогли. Они надеялись, что он заварит в России бучу и Россия проиграет 1-ю мировую. Ленин приехал в Петроград, где его встречала огромная толпа с флагами. Он приехал взять под контроль Революцию (репродукция картины, где он обращается к рабочим в 1917). Вторая революция в ноябре 1917. "Мир, земля, хлеб". Мир с Германией. При установлении ком. правительства погибло много людей.
Смерть в 1924г. Мавзолей. Петроград становится Ленинградом.

Разрушения от Первой мировой и неопределенность 1920-30 - многие люди хотят сильную руку в правительстве. Сталин - после Ленина. Цель Сталина - превратить СССР в великую индустриальную и военную державу. Не жалел "врагов СССР". 1928 - первая пятилетка. Революция в сельском хозяйстве. Коллективизация - коллективная обработка земли и владение машинами, для того чтобы повысить эффективность труда. Против него боялись выступать, чтобы не попасть в тюрьму. (1.5 страницы + фото Сталина)

1939г- договор о ненападении с Германией.
22 июня 1941 г. Гитлер неожиданно нападает на СССР. Наступление. Начало 1942 - Германия самая большая империя в Европе со времен Рима.
Необъятные просторы СССР, люди и морозы останавливают Гитлера и поворачивают вспять.

Варшавский пакт

География СССР, ископаемые - 4 страницы
Население и экономика. Мало жилья, очереди (фото). Положение женщин - самое лучшее в мире (2 абзаца). Культура 2 абзаца. Школа - 2 страницы. 6 дней в неделю. 3 мес. летние каникулы. Форма. Девочки и мальчики сидят в разных концах класса (прямо под фото, где и девочки и мальчики сидят вместе). Перечень предметов, изучаемых в 6 классе.

Гласность и Ельцын - как в 5 классе.

Все, кажись.

Братцы, умираю... Георгий и Альмар, с вас по пиву, когда в Москву приеду... Блин, надо же задавать такие вопросы...
Отключаюсь.

Лилия

От Лилия
К Лилия (07.09.2001 12:29:59)
Дата 08.09.2001 09:08:03

Re: Что и кто - продолжение

Предыдущий текст имел в виду быть с продолжением.

1. заметьте, это тексты из *американских* учебников. Требования от них бОльшей объективности сродни требованию от них пропаганды им противоположного по духу социалистического строя.
2. заметьте отсутствие эмоциональных оценок враждебного, по сути, им строя. Никакого черного и белого, тон выдержан нейтральный.
3. в приведенных кусках видно (по всему учебнику примеров больше), что сильному сопернику воздается должное. "СССР открыл новую страницу в истории", а Сталин руководствовался интересами государства.
4. пункты 2 и 3 придают повествованию логичность и последовательность. События объясняются также логично. Коллективизация - чтобы увеличить эффективность труда!
5. ошибки прошлого легко признаются. Придает ощущение объективности и, вместе с п. 4, позволяет стоять "всеми копытами" на земле.
6. при рассмотрении вопросов рассматривается больше, чем одна сторона. тоже способствует объективности. Не взгляд с точки зрения господа бога, а участников.
7. учебники, все-таки для начальной школы, упрощения неизбежны.
8. хорошие учебники, хоть и буржуйские
9. нам бы в таком духе, может и не развалилось бы ничего
10. а может, еще не поздно, т.е. пригодится может свои учебники писать


Лилия

От константин
К Лилия (07.09.2001 12:29:59)
Дата 08.09.2001 00:23:23

Ловлю на слове


>Братцы, умираю... Георгий и Альмар, с вас по пиву, когда в Москву приеду... Блин, надо же задавать такие вопросы...
>Отключаюсь.

>Лилия
Т.е. когда будете в Москве обязательна всреча за пивом.

От Лилия
К константин (08.09.2001 00:23:23)
Дата 08.09.2001 08:39:56

"Будет и на вашей улице праздник" (с)


От Ольга
К Лилия (07.09.2001 12:29:59)
Дата 07.09.2001 15:20:40

Небольшой комментарий


Здравствуйте! Спасибо за общественно-полезный труд. Хотя пиво не обещаю...

Хотелось бы проследить на конкретных примерах, как организуется манипуляция. Вот что у меня получилось.

>Но после революции народ не стал свободным. Россией начало править коммунистическое правительство.

Априори преподносится идея, что свобода - вещь хорошо известная в Америке всем и каждому, тогда как все мы знаем, что эта категория исторична, культурспецифична, индивидуальна и т.д. Далее. "Несвобода" молчаливо увязывается с коммунистическим правительством - безапелляционность и бездоказательность. Преподносится как факт. На самом деле это суждение.

>Коммунистическое правительство находилось в Кремле. Коммунистическое правительство имело больше контроля над людьми, чем наше правительство.

Некорректность: какой контроль вообще свойствен правительствам? Что значит "иметь больше контроля"? Явный расчет на детскую психологию - дети ассоциируют контроль с несвободой, запретами, наказаниями (негативная коннотация слова "контроль").


В коммунистической стране люди часто не могут сказать что хотят.

Неправомерное обобщение, проистекающее из структуры высказывания: получается, что "в любой" ком. стране и "при любых обстоятельствах".


Они не всегда могут жить или путешествовать там, где хотят. Им обычно нельзя владеть землей и домами, которые принадлежат государству. Многим людям в СССР не нравилось ком. правительство. Они хотели больше свобод, больше хорошей еды, одежды и жилья. Хотя большинство людей имели работу, мало хороших вещей можно было купить на заработанные деньги. Часты были очереди за продуктами. Люди ждали годами квартиры.

Намеренное использование слов и выражений, имеющих широкую референцию (отнесенность к большому классу объектов)- "хорошие вещи", "хорошая еда", "продукты", сюда же - упоминавшаяся "свобода"), но прочитываемых в конкретной ситуации как слова с конкретной референцией. Проще говоря, рассчитано на то, что американский ребенок воспримет выражение "хорошая еда" как, например, "еда в Макдональдсе" или "сладости", то бишь, соотнесет это с чем-то ему знакомым, понятным и ценным. Раз этого в России не было - бедная Россия!
Заметьте, что суждение, заключающее в себе истинность и позитивный смысл ("большинство людей имели работу"), оформлено как уступительное придаточное предложение, занимающее положение темы, а не ремы высказывания (для сведения: рема - это то новое, что сообщается, т.е. информация; стало быть, то, что все люди имели возможность работать, преподносится не как информация, и соответственно, дети на этот факт не обратят внимания, ибо не он в "фокусе" высказывания).

Пока этим ограничусь, т.к. нет времени.

Всех благ!


От Влад Али
К Ольга (07.09.2001 15:20:40)
Дата 08.09.2001 23:04:40

Кто ищет, тот всегда найдет

Здравствуйте!

Мне кажется, ваше рассуждения слишком предвзяты.

>Априори преподносится идея, что свобода - вещь хорошо известная в Америке всем и >каждому, тогда как все мы знаем, что эта категория исторична, культурспецифична, >индивидуальна и т.д. Далее. "Несвобода" молчаливо увязывается с коммунистическим >правительством - безапелляционность и бездоказательность. Преподносится как факт. На >самом деле это суждение.

Согласитесь, что даже в нашей школе о свободе не говорят с глубоких философских позиций. А ориентируются на интуитивное понимание свободы, которое у школьника уже имеется. С точки зрения западного обывателя, я думаю, то что было в СССР и есть олицетворение несвободы, так что приводить доказательства этого ребенку не имеет смысла.

>Проще говоря, рассчитано на то, что американский ребенок воспримет выражение "хорошая >еда" как, например, "еда в Макдональдсе" или "сладости", то бишь, соотнесет это с чем->то ему знакомым, понятным и ценным.

Ребенок воспримет эти понятия именно по тому с чем он знаком и никак по-другому, по этому не стоит выскивать здесь коварный замысел манипуляторов. И то что многие вещи были недоступны это факт, так что здесь учебник не врет.


Я, честно говоря, не ожидал такой нейтральности и объектевизма в америкнских учебниках.
Спасибо Лилии за ее труд.

Замечу, что в наших учебниках по географии и истории (советских) о США тоже говорят достаточно правдиво.

Всего хорошего.

От Ольга
К Влад Али (08.09.2001 23:04:40)
Дата 09.09.2001 16:27:36

Re: Кто ищет,...



Добрый день!
Смысл моих "рассуждений" состоял в том, чтобы показать, как игры со смыслом слова могут осуществляться на уровне конкретных высказываний В ПРИНЦИПЕ. Замечу, что я анализировала не язык "оригинала", а язык "пересказа оригинала". Использование этих игр в манипуляторских целях вполне реализуемо. Если вам не хочется подозревать в этом американских авторов, - ваше законное право.

>>>И то что многие вещи были недоступны это факт, так что здесь учебник не врет.

А здесь и не надо искать лжи. Ее как раз почти и нет. Но манипуляция и ложь - не одно и то же! Манипуляция как таковая делает ставку именно на истинность и правдоподобность.

>Я, честно говоря, не ожидал такой нейтральности и объектевизма в америкнских учебниках.

Показательно использование вами слова "объективизм" вместо "объективность". Значит, все-таки есть сомнения?
Всего доброго!


От Влад Али
К Ольга (09.09.2001 16:27:36)
Дата 09.09.2001 17:16:20

Re: Кто ищет,...

Здравствуйте!

>Априори преподносится идея, что свобода - вещь хорошо известная в Америке всем и >каждому, тогда как все мы знаем, что эта категория исторична, культурспецифична, >индивидуальна и т.д. Далее. "Несвобода" молчаливо увязывается с коммунистическим >правительством - безапелляционность и бездоказательность. Преподносится как факт. На >самом деле это суждение.

>Смысл моих "рассуждений" состоял в том, чтобы показать, как игры со смыслом слова >могут осуществляться на уровне конкретных высказываний В ПРИНЦИПЕ.

Тогда пример вы выбрали неудачный, т.к. в данном случае намеренная манипуляция не имеет места.

>Но манипуляция и ложь - не одно и то же!

Примитивный обман это частный случай манипуляции, тогда как сама манипуляция это искажение реальности (сдвиг акцентов, замалчивание и т.д) - т.е. ложь. Это мое понимание М. думаю оно не далеко от общепринятого.

Не принимайте пожалуйста мою критику как наезд, но ваш анализ отрывка из учбеника (пересказанный) мне показался надуманным.

>Показательно использование вами слова "объективизм" вместо "объективность". Значит, все-таки есть сомнения?

Сомнения в чем? В том что в учебнике может быть не все чисто? - есть.

Что касается слов то "объективизм" подходит лчше т.к. "объективности" не может быть ни в каком учебнике. Но это тонкости.

Всего хорошего.

От Ольга
К Влад Али (09.09.2001 17:16:20)
Дата 09.09.2001 18:19:01

Re: Манипуляция - словарное значение



>Манипуляция - (...)1)движение рук, связанное с выполнением определенной задачи, напр. при управлении каким-л. устройством; 2) демонстрирование фокусов, основанное преимущ. на ловкости рук, УМЕНИИ ОТВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ ОТ ТОГО, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ОТ НИХ СКРЫТО; 3)МАХИНАЦИЯ, МОШЕННИЧЕСКАЯ ПРОДЕЛКА. (Словарь иностранных слов, 15-е изд.)

>Не принимайте пожалуйста мою критику как наезд, но ваш анализ отрывка из учбеника (пересказанный) мне показался надуманным.

Что вы, я только благодарна вам за замечания. Продолжайте в том же духе!


Счастливо!

От Влад Али
К Ольга (09.09.2001 18:19:01)
Дата 09.09.2001 18:42:19

Re: Манипуляция -...


В контексте нашего диалога под манипуляцией понималась манипуляция сознанием, думаю это было очевидно.

>Счастливо!
Всего хорошего.

От Александр
К Влад Али (08.09.2001 23:04:40)
Дата 09.09.2001 03:42:06

Макдональдс как общая проблема.

>>Проще говоря, рассчитано на то, что американский ребенок воспримет выражение "хорошая еда" как, например, "еда в Макдональдсе" или "сладости", то бишь, соотнесет это с чем->то ему знакомым, понятным и ценным.
>
>Ребенок воспримет эти понятия именно по тому с чем он знаком и никак по-другому, по этому не стоит выскивать здесь коварный замысел манипуляторов.

В этом учебнике, в частности, под фотографией макдональдса в Москве подпись: "Русские и американцы разделяют многие идеи и проблемы". Как видите, можно при желании считать макдональдс не идеей, а проблемой. Junk food как-никак. Для здоровья вредно.

>Я, честно говоря, не ожидал такой нейтральности и объектевизма в америкнских учебниках.
>Спасибо Лилии за ее труд.

>Замечу, что в наших учебниках по географии и истории (советских) о США тоже говорят достаточно правдиво.

У нас не удивительно. Мы их и не демонизировали никагда. Сравните ихего "Джеймса Бонда" с нашим "Последним Дюймом" или "Начальником Чукотки". Мы главным образом свою историю, географию, экономику замалчивали. Почему Паршев и стал откровением. А они свою не замалчивают. У них ошибки - это ошибки, свойственно людям ошибаться. У нас ошибки - преступления.

Удивительно другое, среди невообразимой дряни, какую представляют из себя западные школьные програмы и учебники, обществоведение дается так логично, систематично и информативно. В то время как к составлению учебников по математике и наукам ученых на пушечный выстрел не подпускают учебник обществоведения составлен ведущими учеными.

От Влад Али
К Александр (09.09.2001 03:42:06)
Дата 09.09.2001 12:19:03

Re: Макдональдс как...

>В этом учебнике, в частности, под фотографией макдональдса в Москве подпись: "Русские >и американцы разделяют многие идеи и проблемы". Как видите, можно при желании считать >макдональдс не идеей, а проблемой. Junk food как-никак. Для здоровья вредно.

То что многие русские разделяют те же идеи и проблемы это факт. :)

А мак у детей будет ассоциироваться с тем же чем и у их родителей, а у тех в свою очередь на ассоциации влияют настроения в обществе, так что дети поймут эту надпись так же как и большинство людей в стране. Здесь школа выполняет основную свою функцию - прививает ребенку ценности общества.
Есть конечно в этих учебниках элементы манипуляции, но думаю они не значительны.

Всего хорошего.

От Георгий
К Лилия (07.09.2001 12:29:59)
Дата 07.09.2001 13:59:04

Будет Вам пиво. Благое дело сделали, хоть и зафыркали под конец %-)) (-)


От Лилия
К Георгий (07.09.2001 13:59:04)
Дата 08.09.2001 09:11:53

Было 4 утра уже... (-)


От Almar
К Лилия (07.09.2001 12:29:59)
Дата 07.09.2001 13:21:34

Re: спасибо, это интересно и этого мы и ожидали

Большое спасибо.
Здесь все как в лучших традициях манипуляции: прямой лжи мало (хотя и без нее не смогли обойтись), но много умолчания (на фоне преувеличенного внимания к ничего не значащим мелочам). Интересно то, что это все-таки более лояльная информация, чем пропаганда от демков.

Расскажу про интересный парадокс. Где-то в 90-х я стал самостоятельно усиленно изучать общественные науки. Учебники, по которым учился в школе и институте использовать не хотелось как устаревшие, да и не было их под рукой. Поэтому я закупал все книги новые.
Так у меня появились две книги:
1. Краткая философская энциклопедия. российское издание (кажется 1991 года).
2. Переводной американский учебник «Социология» (важно, что первое американское издание этого учебника относилось еще ко временам холодной войны).

Так вот в первой книге такой философ как Маркс просто отсутствовал, хотя присутствовали статьи о таких неопределенных личностях, как Нострадамус и т.п. (но, правда, была статья «марксизм»). А вот во второй книги Маркс и марксистский подход поминался почти в каждой главе как один из альтернативных подходов. Так что мое самостоятельное знакомство с марксизмом началось именно с американского учебника. Однако, так как мне не известно, к какой категории относился данный учебник в америке (широко или узко используемых), то далеко идущих выводов о демократичности американской системы образования я не делаю, из этого примера все ясно только про демократичность демков.



От Александр
К Almar (07.09.2001 13:21:34)
Дата 08.09.2001 04:19:49

Re: спасибо, это...

>Здесь все как в лучших традициях манипуляции: прямой лжи мало (хотя и без нее не смогли обойтись), но много умолчания (на фоне преувеличенного внимания к ничего не значащим мелочам). Интересно то, что это все-таки более лояльная информация, чем пропаганда от демков.

Вы о каких мелочах, О каких умолчаниях? Я думаю все проще. Судя по всему ребята прививают рациональное диалогичное мышление. Вишь пуритане полагали что у индейцев нет души и их надо грабить потому-то и потому-то, а такой-то возражал что душа у них, наверное всеже есть, и поэтому землю у них следует покупать. Видя что рациональными аргументами не обойтсь односельчане решили бедолагу вздернуть, а он, не будь дурак, ночью из поселения сбежал. И индейцев продолжали грабить и изгонять потому что выгодно и потому что "души в них не чаяли". Все ясно и понятно.

А у нас что? С одной стороны демки, жалующиеся на очереди за шмотками, едой и жильем. Ну это все ясно и понятно. Это можно увидеть, потрогать, сфотографировать. А с другой стороны... Что у нас с другой стороны кроме потертых лозунгов? Да так потертых что лучше бы их и небыло! "Кто не работает - тот не ест!" Тобишь подыхайте с голода, безработные. "Рыночным ценам рыночную зарплату", что означает тоже самое. "Мы не допустим уравниловки" - еще один синоним. Вы хотите чтобы они это в свои учебники засунули?

Мы ведь привыкли к тому что "кто не с нами тот против нас". У них такое тоже бывает, но исключительно в манипуляции. Но есть у них и нормальное мышление. И не с позиции Бога или "всесильного учения", а как бы через ветровое стекло автомобиля. Каждый видит проблему со своей точки зрения, каждый о ней рассуждает. Учебник нацелен на то чтобы научить как люди рассуждают о том что видят. "Демократ" видит очереди и рассуждает что пока его очередь не дойдет желаемое ему не достанется. Работу свою он тоже видит, но так уж его автомобиль повернут что перед ветровым стеклом очередь. Это ясно, хоть и ограниченно.

А что видят коммунисты и что они по этому поводу думают? Думают они о "законе соответствия производительных сил и поизводственных отношений", даже если видят что производительные силы заботливо уничтожены. Думают о "законе стоимости", а следовательно "производительности труда" даже когда уже не первый километр едут вдоль улицы, где по стеночкам плотненько стоят уличные торговцы, а в переходах сидят нишие. Неужели именно о экономии рабочей силы нужно думать в таких условиях?

Короче, читайте руководство СГ для практикума. Это оно самое. Надо, видимо исходить из базовых ценностей, а не из всесильных теорий, как ни тяжело это физикам. Как там буржуи все объясняют через наживу и религию, так и нам надо попробовать.Человек-человеку волк или брат? Или смотря какой человек, где и когда? Ну и нажива для всех или для одного за счет другого? Отсюда и плясать.

Что вижу - о том пою исходя из аксиом. Может тогда и потянем на отдельный автомобиль со своим ракурсом и линией рассуждений.

>А вот во второй книги Маркс и марксистский подход поминался почти в каждой главе как один из альтернативных подходов. Так что мое самостоятельное знакомство с марксизмом началось именно с американского учебника.

Аналогично. Только я начал с учебника по литературной критике, а поскольку не покупал, а читал в библиотеке могу заверить что без марксизма не обходится ни один. Объем варьирует от одного раздела самого высокого уровня и до трети книги.

Тут наши демки чисто "по-совковому" поступили. Или по ортодоксально-христианскому. "Зло небытийственно есть".