От C.КАРА-МУРЗА
К Борис
Дата 25.11.2007 14:47:07
Рубрики История; Общинность; Идеология; Культура;

Re: Практика не выводится однозначно из идей

но идеи узаконивают то, что нужно для практики. Кальвин бы ужаснулся (по мнению Вебера), маркс бы ужаснулся ("я - не марксист"). Не предугадали, как слово их отзовется. Но ведь отозвалось! Геноцид индейцев обдумывали самые глубокие мыслители протестантов и просветителей. Как это игнорировать?

От Борис
К C.КАРА-МУРЗА (25.11.2007 14:47:07)
Дата 25.11.2007 23:48:20

Тут еще вопрос герменевтики стоит.

Протестанты же, как известно, покорежили сакральность духовной традиции, в т.ч., соответственно, принципы толкования духовных понятий (в немалой степени подрубив сук, на котором сидели сами).

Так что я в какой-то степени реабилитировал бы Кальвина («он, возможно, не совсем то имел в виду»), одновременно попеняв ему за то, что он отпустил сформулированные им идеи «в свободное плавание» :). В котором они в тех условиях и вылились в т.ч. в обоснование геноцида индейцев.

От C.КАРА-МУРЗА
К Борис (25.11.2007 23:48:20)
Дата 26.11.2007 07:44:38

Re: Тот-то и оно, что лучше жевать

После того, как слово вылетает, множество обстоятельств определяет способ его использования. Но все же большие концепции задают вектор, который облегчает использование в радикальных целях. Концепции больших революций почти все таковы. Маркс - не марксист, Кальвин - не кальвинист. По-моему, лучше бы признать трагическую ответственность. Другое дело, что время все лечит, но чем раньше осознаешь потенциал опасности и тем более практику энтузиастов, тем эффективнее преодоление.

От WFKH
К C.КАРА-МУРЗА (26.11.2007 07:44:38)
Дата 30.11.2007 02:41:21

Кальвин - не кальвинист, а Христос не христианин. (-)


От Павел Чайлик
К WFKH (30.11.2007 02:41:21)
Дата 30.11.2007 11:33:50

Совершенно верно (-)


От Борис
К C.КАРА-МУРЗА (26.11.2007 07:44:38)
Дата 26.11.2007 10:20:15

Re: Тот-то и...

И все же слова могут "вылетать" разные. А будучи вырванной из контекста, какая-нибудь фраза из самой доброй и полезной книги может быть перетолкована и использована как угодно.

"Мысль изреченная есть ложь" - разумеется, в том, что касается тонких духовных материй. Так что дело тут скорее в профанации (подчас намеренной) тех самых "тонких материй" - теми, кто, например, Северную Америку завоевывал. Ведь тот же упор на "спасение верой" был аж еще у Августина - но получил радкальную трактовку в протестантизме. Что ж нам, и Августина винить тоже?

Я согласен с тем, что
>лучше бы признать трагическую ответственность
и не столько Кальвина хочу реабилитировать, сколько сказать, что "предестинация" "предестинации" все же рознь.