От IGA
К Monk
Дата 25.12.2007 23:39:19
Рубрики Прочее; Тексты;

Коррупция в СССР

http://holmogor.livejournal.com/2295995.html

СССР-20. Коррупция-1. Виктория Петровна и чешский военторг

Тему коррупции в СССР сейчас принято не жаловать, поскольку "демократы" в этом отношении превхошли коммунистов в тысячи раз. Кроме того, коммунисты, за исключением узбекских, не посягали на основные фонды, коррупция касалась преимущественно предметов роскоши. Но от этого менее кошмарной она не становится, поскольку именно из отношение советской элиты к своей стране и к финансовой чистоплотности и выросло все пколение двух процентов. Одно прямо перетекло в другое, о чем и написал А.И. Фурсов: "Логика развертывания первого базового противоречия ИК рано или поздно должна была свести номенклатуру и население, по крайней мере, его средние слои в схватке за ресурсы. Результатом схватки за ресурсы должно было бы стать либо возникновение принципиально новой системы или возникновение более демократической, эгалитарной («спартанской») версии (структуры) ИК за счет перераспределения общественного продукта в ущерб номенклатуре и ее слоям-прилипалам, либо перераспределение в ущерб населению на основе (и только на такой основе) слома ИК с превращением пусть ублюдочного, но «демократического богатства» в ублюдочное «олигархическое» (в виду имеется богатство материально-предметное)".

"Во время отпускного автотура по социалистическим странам мы с женой сняли гостиничный номер в гарнизонном отделе на территории главной советской военной базы Центральной группы войск в городке Миловицы, неподалеку от... Праги. Начальник отдела военной контрразведки штаба ЦГВ, который забронировал этот номер по просьбе моих друзей из Москвы, рассказал нам вопиющий факт. Дело было так.
Примерно за месяц до нашего приезда в ЧССР на знаменитый чешский курорт Карлови-Вари прибыла на отдых и лечение по приглашению чехословацкого правительства супруга Генерального секретаря ЦК КПСС Виктория Петровна Брежнева. В качестве карманных денег гостеприимные хозяева - Управление делами президента ЧССР Гусака, вручили гостье 30 тысяч крон. В то время курс кроны к рублю составлял 10 к 1. Но покупательная способность 30 тысяч крон в Чехословакии была значительно выше, чем трех тысяч рублей в СССР...
В один из дней своего отдыха супруга генсека пожелала посетить магазин Военторга в Миловицах для покупки в нем сувениров для всей семьи - детей и внуков. Она знала, что в этом магазине был специальный "генеральский зал", где можно было купить товары, представлявшие собой дефицит даже в богатых по ассортименту пражских магазинах...
Супруга советского генсека прибыла в Миловицы на правительственной машине "татра", выделенной из спецгаража для обслуживания высокопоставленной дамы. За "татрой" следовал пустой микроавтобус РАФ. Хоть и не по протоколу, поскольку визит был частный, Викторию Петровну встречал у шлагбаума базы главком Центральной группы войск...
Виктория Петровна вышла из машины и... отправилась в "генеральский зал" универмага. Это было помещение метров под двести квадратных, заставленное, завешенное, уложенное всеми видами дефицита... Первая дама начала спокойно обходить прилавки, вешалки, стенды, полки. В почтительном отдалении следовал главком и начальник Военторга. За Викторией Петровной шли двое солдат. Брежнева показывала пальцем на товары и говорила "Детское белье? Две дюжины... Дамские колготки? Пять дюжин... Мужские рубашки? Три дюжины, размеры 42, 43, 44... Спортивные тренировочные костюмы? Дюжину разных расцветок... Дамские блузки? Три дюжины разных расцветок, фасонов и тканей... Свитера? Две дюжины разных...". И так далее. Солдаты принимали быстро пакуемые продавщицами тюки и относили их в рафик. Затем настал черед хрусталя, цветного стекла и фарфора. Здесь отбиралось не всё подряд, а только самое крупное, яркое и дорогое. И тоже упаковывалось и относилось в РАФ. Несколько коробок с хрустальными люстрами, из самых дорогих образцов, висевших под потолком, также отправились в микроавтобус.
Сотрудник генконсульства СССР в Карлови-Вари, также сопровождавший жену генсека и знавший о сумме, выданной чехами первой леди Советского Союза "на булавки", начал постепенно приходить в ужас. Он прикинул, что все отобранное Викторией Петровной, давно перевалило за 30 тысяч крон. А супруга генерального все показывала и показывала пальчиком на товары, понравившиеся ей. Продавщицы с восторгом смотрели на высокую особу и с удовольствием помогали ей. Как она узнала, что рафик был заполнен под самую крышу, - неизвестно. Но именно в этот момент первая леди мило попрощалась с генералом, с начальником Военторга. Улыбки достались даже продавщицам. Потом Виктория Петровная села в "татру" и укаитла в Карлови-Вари лечиться и отдыхать дальше...
Начальник Военторга подсчитал стоимость взятого Викторией Петровной и выписал счет на огромную сумму, многократно превышавшую "карманные расходы", предусмотренные чехами. С этим счетом главком поехал к советскому послу в Прагу. Тогда им был некий М., друг Брежнева. Генерал вошел в кабинет посла и в деталях поведал о визите первой леди в Военторг Миловиц, последствиях для военной казны ее пребывания там. Он положил на стол послу счет и спросил, что ему делать в этой ситуации...
- Пошли этот счет Леониду Ильичу! - ехидно ответил посол. - Может быть он напишет резолюцию, чтобы его оплатили...
Вероятно недостача была покрыта либо уменьшением пищевого и вещевого довольствия солдат и офицеров на много месяцев вперед, либо еще одним способом, который процветал в Группах советских войск в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии. Некоторые командиры полков сдавали своих солдат... в наем в качестве батраков руководителям сельскохозяйственных и промышленных предприятий "братской" страны пребывания. Заработанные солдатами деньги не оприходовались, а в лучшем случае становились "черной кассой". В худшем они просто присваивались отцами-командирами".

Синицин И.Е. Андропов вблизи. Москва. ИИК "Российская газета". 2004. сс. 342-344.

Если хотя бы треть того, что пишет в главе про коррупцию бывший помощник Андропова не преувеличение, то это кошмар просто. Кстати, наверняка ведь в ЖЖ есть служившие в ЗГВ и ЦГВ. Интересно было бы узнать подтверждения или опровержение информации о появлении "аренды" уже тогда.

http://holmogor.livejournal.com/2296204.html

СССр-21. Коррупция-2. Южные республики

Азербайджан
«До Алиева весь Азербайджан был поделен верхушкой на сферы влияния, как в феодальные времена. Начнем с того, что вступление в партию и обладание партбилетом, который в некоторых случаях мог служить крепким щитом его обладателю, стоило 3 тысячи рублей. К концу эры Брежнева такие же расценки на партбилет появились и в столице нашей родины Москве. Многие деятели рядового и среднего звена советской торговли особенно охотно обзаводились членством в партии.
В Азербайджане пост первого секретаря райкома стоил 200 тысяч рублей, должность второго секретаря шла за 100 тысяч. Избрание председателем колхоза стоило 50 тысяч рублей, назначение директором совхоза – 80 тысяч. В промышленности расценки были дифференцированы ввиду разного уровня прибыльности предприятий – от 10 до 100 тысяч рублей за кресло директора. Продавались и покупались звания академиков республиканской Академии наук – 50 тысяч рублей, директора научно-исследовательского института – 40 тысяч рублей. За кресло директора театра – оперного, драматического, юного зрителя, - требовалось выложить соответственно от 30 до 10 тысяч рублей.
Размер взяток за поступление в высшее учебное заведение в республике Азербайджан в 1971 году был следующим: в Бакинский государственный университет – 20-25 тысяч; в Институт народного хозяйства – 30-35 тысяч; в медицинский институт – 30 тысяч; в Институт иностранных языков – 10 тысяч рублей.
Цены на министерские кресла котировались в зависимости от того, сколько взяток можно было собрать на этом месте. Так, когда министра торговли Азербайджана Кафарова сменил Башир-заде, он заплатил первому секретарю ЦК Компартии Азербайджана Ахундову 250 тысяч рублей. Министру коммунального хозяйства Топчиеву его кресло обошлось в 150 тысяч, министру социального обеспечения Сеидмамедовой – «всего» в 120 тысяч.
Третий человек в Азербайджане был Председатель Президиума Верховного Совета АзССР. Ежегодно своей властью, как президент, он «дарил» помилование нескольким уголовникам-рецидивистам – кому по старости, кому по болезни. Этот «дар» оплачивался по строгому тарифу: 100 тысяч рублей за свободу…
Если, например, больной хотел сделать операцию в клинике какого-либо ведущего медицинского института Азербайджана, то он должен был заплатить азербайджанцу-директору этого учреждения, почтенному доктору медицинских наук, профессору, 3 тысячи рублей… При этом больные заранее договаривались, чтобы операцию делал не сам «выдающийся» врач республики, который, как правило, купил свои титулы, а хирург из славянской части населения, который по-настоящему учился в медицинских высших учебных заведениях и аспирантурах вне солнечной республики и имел настоящую профессиональную практику»
Синицин И.Е. Андропов вблизи. Москва. ИИК "Российская газета". 2004. сс. 346-348

Дальше хвалебные панегирики Алиеву. Хотя когда тот стал главой уже независимого Азербайджана при нем установилась похоже все та же система. Во всяком случае выходцы из Азербайджана рассказывали об этом именно так.

Узбекистан.
«По словам нашей подруги из АОН, узбечки по прозвищу «Звезда Востока», размеры взяток в Узбекистане, как наиболее богатой «хлопковой» республике Средней Азии, выкачивавшей значительно большие средства из бюджета СССР, были выше, чем в других южных республиках Советского Союза. Так, пост первого секретаря райкома богатого района стоил до одного миллиона рублей. Высшее гражданское почетное звание, которое давалось вместе с орденом Ленина, - Герой Социалистического труда, ценилось также в один миллион рублей. Оно открывало для его носителя дорогу к выгодной должности директора хлопководческого совхоза или председателя колхоза. Сами по себе эти посты ценились также в один миллион рублей».
С. 352

Похороны Рашидова.
«Похороны первого секретаря Узбекской Компартии были скандальными. Рашидова как видного члена Политбюро… пламенного коммуниста и атеиста похоронили в красном гробу с красными гвоздиками и траурными церемониями в центре столицы республики Ташкента. Однако той же ночью неизвестная группа мусульманских фанатиков перезахоронила коммунистического вождя Узбекистана по религиозным обычаям. Труп Рашидова извлекли из красного гроба, закутали в саван и вернули в могилу в сидячем положении и лицом, обращенным в сторону Мекки».
С. 352

http://holmogor.livejournal.com/2296657.html

СССР-21. Коррупция-3. МИД

Тут уже у меня наступил полный ах%%...

Громыко и Шевченко. "Изощренно грабили государство даже некоторые высокопоставленные деятели из Министерства иностранных дел СССР, где, казалось бы, кроме промокашек и украсть было нечего...
В коррупции был замешан и сам глава внешнеполитического ведомства, член Политбюро ЦК КПСС, суровый и неприступный любимец Сталина [скорее все-таки Молотова - Е.Х.] Андрей Андреевич Громыко. Он брал "борзыми щенками".. от тех, кому покровительствовал в продвижении по службе или в выгодных командировках, но не сам. Вместо него взятки брала его жина Лидия Дмитриевна. Как вспоминал заместитель начальника службы безопасности МИДа полковник Перетрухин, супруга министра "многие десятилетия оказывала серьезное влияние на расстановку дипломатических кадров в министерстве своего мужа. К тому же она была большой любительницей принимать различного рода подношения, особенно при поездках за границу" [Ссылка???- Е.Х.]
Сын... Аркадия Шевченок, - Геннадий, сообщил в газете "Совершенно секретно", что своим назначением в Организацию Объединенных Наций в 1975 году его отец был обязан тому, что жена посла подарила супруге министра А.А. Громыко Лидии Дмитриевне брошь с 56 бриллиантами [Совершенно секретно. 2003 № 5].
Семья Шевченко дружила с семьей министра иностранных дел СССР. Они часто бывали в гостях дома у министра, когда Аркадий, оставаясь самым близким советником Громыко, и работал в секретариате министра в паузах между командировками в США, пребывая на Смоленской площади. Шевченки как свои люди запросто приезжали на дачу Громыко, устраивали там совместные пиры. Полковник Перетрухин во время следствия по делу Шевченко докладывал Андропову о том, что жена контрразведчика Лина, по данным контрразведовательной службы резидентуры КГБ в Нью-Йорке всегда водила супругу министра, когда она приезжала вместе с Андреем Андреевичем на многодневные сессии Генеральной Ассамблеи ООН, по дорогим магазинам и покупала ей дорогие подарки на деньги своего мужа. В глазах многих высокопоставленных дипломатов Лина считалась подругой Лидии Дмитриевны, несмотря на большую разницу в годах. В те годы Шевченко уже работал на ЦРУ.
В КГБ у Шевченко были какие-то высокопоставленные друзья и покровители, если и не агенты, то сообщники на коррупционной основе. Во всяком случае, когда резидент уже в 1975-76 годах начал подозревать, что один из трех самых высокопоставленных чиновников СССР в ООН является "кротом" он доложил свои соображения в Центр и прямо назвал фамилию Шевченко. Но из руководимого Крбчковым Центра, то есть ПГУ, резидента генерала Дроздова одернули и запретили ему разрабатывать предателя. Резидент наплевал на это указание и продолжал следить за Шевченко. Компрометирующие Шевченко материалы докладывали двум заместителям министра иностранных дел, но они всякий раз вступались за перебежчика. Перед тем как под благовидным предлогом вызвать шифровкой Аркадия Шевченко в Москву, спросили и самого Громыко, кого он подозревает в измене. "Шевченко вне всяких подозрений", - гласил ответ министра.
Узнав об измене Шевченко первым, Юрий Владимирович позвони Андрею Андреевичу и сообщил о побеге его любимого помощника. Громыко растерялся. Он стал отпираться от близкого знакомства с Шевченко и сказал, что не знает его и не помнит такого своего помощника. Только на следующий день, когда оперативники и начальство Второго главка КГБ, занимавшегося контрразведкой, произвели обыск и выемку документов в московской квартире перебежчика, появились доказательства дружбы семьями министра и его первого советника. Замначальника ВГУ Федор Алексеевич Щербак положил на стол Андропова, среди прочего, выразительные фото совместного поедания шашлыков и других развлечений Андрея Андреевича, Лидии Дмитриевны, Аркадия и Лины на даче у министра иностранных дел..."
Синицин И.Е. Андропов вблизи. Москва. ИИК "Российская газета". 2004. сс. 355-358

Ограбление посольств. "Одним из чрезвычайных и полномочных послов СССР в Чехословакии в 70-х годах был в течение нескольких лет некий М., друг... Брежнева, бывший министр сельского хозяйства страны...
У него, видимо, был особый вкус к произведениям "золотого" XVIII века. Советское посольство в Праге .. располагалось в старинном двухэтажном по фасаду особняке именно этого века. В парадный зал за входными дверями здания спускалась широкая мраморная лестница с кованными золочеными балясинами и узорами под перилами, изготовленными как раз в XVIII столетии.
Посол, любитель барокко, затеял ремонт и этого дворца. И где после этого оказались антикварные украшения лестницы? Вы правильно угадали, на подмосковной даче посла.
В 20-х и 30-х годах ХХ века, когда по миру прокатился вал дипломатического признания СССР и во многих странах стали открываться миссии Советского Союза, для украшения их помещений Народный комиссариат иностранных дел посылал в большом числе картины старых мастеров европейской живописи, фарфор и антикварную мебель... Авторы полотен принадлежали обычно не к первому ряду художников... Они относятся ко второму или третьему ряду живописцев, картины которых и теперь хранятся в запасниках первоклассных галерей...
В некоторых посольствах Советского Союза была отработана нехитрая схема казнокрадства. Алчный глава советского дипломатического представительства, услышав от "культурных" гостей на своих приемах похвалы картинам и разговоры об их уникальности и высокой стоимости полотен... созывал из хозяйственных работников и приближенных "комиссию по сломанным и поврежденным предметам обстановки и украшениям представительских помещений". Затем во главе этой комиссии обходил кабинеты, залы и салоны посольства, где висели картины и стояли антикварные предметы. В основном, как более транспортабельные, он заранее отбирал картины и показывал их комиссии. Составлялся список "на списание поврежденных или утративших товарный вид предметов обстановки помещений и украшений".
Акт о списании и большая часть от числа списанных картин направлялись диппочтой в Москву, на Смоленскую площадь. Начальство благосклонно подписывало этот акт, делило добычу и направляло утвержденный документ назад в посольство. Похоже на то, что не безгрешен в этих делах был и сам министр.
По аналогичному пути пошел и глава советского диппредставителства в Италии в 70-е годы. Резиденция посла в Рименаходилась в старинной роскошной вилле под названием "Абамелек"... В залах этого дворца всиели полотна выдающихся старых итальянских и русских мастеров. С ведома советского посла и не без намеков кого-то из верхушки МИДа почти все полотна, под предлогом необходимости реставрации художественных ценностей были отправлены в Москву. Чтобы закрыть невыцветшие пятна на шелковых обоях, оставшиеся от украденных произведений искусства, на их место повесили копиии. Воровская операция готовилась, видимо, достаточно долго, чтобы изготовить копии, не решзавшие глаз итальянских гостей, часто бывавших и до того в стенах "виллы". Подлинники бесценных полотен осели в домах "новомидовских коллекционеров" из верхушки дипломатического ведомства.
Один из моих друзей-дипломатов... как-то рассказал мне, что один из крупнейших номенклатурщиков в Министерстве иностранных дел и бывший в некие времена членом Секретариата ЦК КПСС, а затем заместителем министра иностранных дел, утверждая акты на списание, приходившие вместе с картинами из советских посольств, собрал таким образом коллекцию, вполне достойную богатого европейского музея. Но он хоть перед смертью проявил некоторую порядочность, завещав свое художественное собрание музею родного города"
сс. 358-362

Мдаа.....
Причем в этом случае обвинения адресные, поскольку и посла в Чехословакии, и посла в Италии, и замминистра - секретаря ЦК опознать можно. Посола в Чехословакии, например, вычислить можно в две минуты - Владимир Владимирович Мацкевич