http://www.radiorus.ru/news.html?id=234434
[...]
МИРОНЕНКО [директор ГАРФ]: Тот факт, что исторические события влияют на жизнь сегодняшнюю, для меня просто аксиома, и плохо, если мы в порыве какого-то безудержного движения вперед забываем, что было десять, пятьдесят, девяносто лет назад. Думать, что исторические события прошли и больше не вернутся, с моей точки зрения, неверно.
Сегодня мы хороним выдающегося историка Леонида Васильевича Милова; я хотел бы еще раз вернуться к его имени. Он ушел из жизни с выдающимся исследованием "Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса", в котором очень ясно показал, что тенденции, которые проявлялись сто, двести, четыреста лет назад, не прошли даром. Они остаются навечно и, может быть, долго будут нас преследовать.
Понимаете, основная мысль его работ, как я это понимаю, - имперские амбиции государства не были подкреплены развитием экономики. Или, вернее, эта экономика, переходившая на военный лад, действовала так: прорубили "окно в Европу", нужно создать регулярную армию, - так мы выколотим из крестьянина (а Россия в XVIII веке была, безусловно, крестьянской страной) последнее. И как здесь не подумать об аналогии с советским периодом: мы - самые-самые, мы откроем человечеству новую эру, мы все отдадим индустриализации. И опять колхозы, опять - выбивание из крестьян последнего.
[...]
>МИРОНЕНКО [директор ГАРФ]:
>Понимаете, основная мысль его работ, как я это понимаю, - имперские амбиции государства не были подкреплены развитием экономики. Или, вернее, эта экономика, переходившая на военный лад, действовала так: прорубили "окно в Европу", нужно создать регулярную армию, - так мы выколотим из крестьянина (а Россия в XVIII веке была, безусловно, крестьянской страной) последнее. И как здесь не подумать об аналогии с советским периодом: мы - самые-самые, мы откроем человечеству новую эру, мы все отдадим индустриализации. И опять колхозы, опять - выбивание из крестьян последнего.
>[...]
Ничего подобного в работах Милова нет, не случайно ввернул "как я это понимаю". Леонид Васильевич в отличие от Мироненко понимал, что от "прорубания окна в Европу" и "индустриализации, за которую все отдадим" было никуда не деться.
В целом, Мироненко замечательный историк первой половины 19 века. Его монографии, посвященные политической истории эпохи Александра 1 и Николая 1 являются классическими.
Но после того как он занял адм. должность директора ГАРФа, он резко сдал. Стал играть в политику, то якшаясь с Немцовым на тему "красного террора", то обвиняя Ленина за разгон учредилки. Ничего серьезного в последнее время не написал.