От Дм. Ниткин
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 19.11.2007 15:01:43
Рубрики Прочее; Тексты;

Неплохо. Но...

Отзыв неплохой, но, на мой взгляд, некоторые акценты расставлены неверно.

Сперва выделю то, с чем согласен:

>последовательно и принципиально отвергают выбор национально-государственного устройства России, сделанный Российской империей и подтвержденный Советским Союзом. Это устройство – межнациональное общежитие, то есть сосуществование в одной стране разных народов, соединившихся вокруг русского ядра без апартеида и этнических чисток. При таком устройстве происходила добровольная ассимиляция (обрусение) части нерусских народов – при возможности сохранять свою этническую идентичность у другой части.

>Фактом является и то, что царские генералы и губернаторы, а затем советские наркомы и секретари ЦК умели устраивать совместную жизнь. И это умение и знание должно было бы храниться и изучаться, как наше национальное достояние. А его сегодня грубо и тупо отвергают.

А теперь акценты.

Неверно, что Машид в рассказе – фигура отрицательная. Автор всячески подчеркивает, что Машид – очень хороший человек. В сущности, так оно и есть. Просто хороший человек ломается под давлением внешних обстоятельств, сохраняя при этом желание быть хорошим для всех. А когда это не удается – выбирает какую-то одну из сторон. Почему Машид выбрал сторону соплеменников? Потому что русские не предоставили ему альтернативы, вот почему! Соплеменники прижмут – но они же в случае чего и поддержат против чужаков. А русские не прижмут, но и не поддержат. Им до тебя просто дела нет – так выглядит ситуация в изложении автора.

Поэтому рассказ не столько ксенофобский, сколько русофобский. Главный отрицательный герой в нем – собирательный «русский», который ничего не может. Не может даже сохранить лояльность такого русифицированного персонажа, как Машид. Народу, который настолько бессилен при столкновении с внешней средой, место в резервации – такой напрашивается вывод, и именно в этом направлении работает мысль проплаченных ФСБ «борцов с нелегальной эмиграцией».

Патриотический выбор, разумеется, в другом. Он в пользу государственной модели, в которой русские являются носителями законности и справедливости. Именно на этой модели основывались все великие державы прошлого, от Римской Империи до Британской Империи. Британцы владели половиной мира не потому, что у них была более сильная армия. Армия может завоевать, но армия не может удерживать. Удерживают закон и справедливость, которые насаждали британцы на завоеванных территориях. Их закон и их справедливость были, разумеется, не идеальны, но они стояли на порядок выше межплеменных и межклановых дрязг, привычных покоренным.

Вот сказанные в 1965 слова одного из африканских вождей, узнавшего, что лейбористское правительство Великобритании готово уступить черным повстанцам, выступающим за независимость Южной Родезии:

«Великий Родс подал нам всем пример, когда сказал, что все должны работать рука об руку, сложить свое оружие и трудиться всем обществом, как один человек – и мы сделали это и жили счастливо вместе, белые и черные под этим солнцем. Знай мы ранее, что наступят нынешние перемены, мы бы не сложили свои ассегаи. Когда я был ребенком, старейшины нашего крааля, отцы и деды наши говорили нам: слово англичанина и правосудие англичанина – вот образец достойного поведения, к чему надо стремиться. А сейчас мы сомневаемся, что Англия осталась Англией. Нам кажется, что те, кто держит бразды правления в Англии, более не являются англичанами, а принадлежат к другому племени»

Вся описанная в рассказе история грехопадения Машида могла прерваться в любой момент. В тот момент, когда русский полицейский (милиционер, городовой, стражник – кому как нравится) взял бы какого-нибудь не в меру ретивого соплеменника Машида за шкирку, положил мордой на пол, обыскал и отправил в кутузку лет на много. А соплеменникам объяснил бы, за что. Машид, может быть, и не стал бы поддерживать обвинение. Но с выбором стороны у него дальше проблем бы не было.

Так вот, беда-то в том, что кажется, будто «те, кто держит бразды правления в России, более не являются русскими, а принадлежат к другому племени». Оттого и не шлют полицейского, а предпочитают «договариваться» в рамках старых добрых племенных традиций.

От C.КАРА-МУРЗА
К Дм. Ниткин (19.11.2007 15:01:43)
Дата 19.11.2007 15:37:57

Re: Зачем ФСБ как службе раскручивать русское

племенное сознание? Скорее, ФСБ плывет по течению, не чувствуя способности овладеть реальностью. То есть, это уже не служба, потому что неизвестно, чему служить. И зачем бригаде "обществоведов" при администрации раскручивать то же самое? Они-то по какому ветру нос держат?

От K
К C.КАРА-МУРЗА (19.11.2007 15:37:57)
Дата 20.11.2007 00:23:45

Затем же, зачем это было нужно Зубатову

В обществе создан конвейер по производству псевдо-политической жизни,
один из его элементов - русское движение, есть молодежные движения,
есть за справедливость, есть правые. Имитационная демократия. Раньше
бы это назвали презрительно <потемкиными деревнями>, сегодня
кремлевские мечтатели гордо называют это <политическими технологиями>.



От Дм. Ниткин
К C.КАРА-МУРЗА (19.11.2007 15:37:57)
Дата 19.11.2007 18:17:15

Re: Зачем ФСБ...

>Зачем ФСБ как службе раскручивать русское племенное сознание?

Мотивация может быть множественная. Создание подконтрольных оппозиционных, экстремистских и даже террористических движений - старая как мир тактика спецслужб. Второй возможный мотив - канализация оппозиционых настроений в наиболее безопасное для властей русло. В конце концов, всегда легче навалиться на торговцев с рынка, чем на коррумпированных генералов из своего же ведомства. А если учесть, что раскручивают племенное сознание те же коррумпированные генералы - то вопрос и вовсе снимается.

Так им воровать удобнее.

>Скорее, ФСБ плывет по течению, не чувствуя способности овладеть реальностью.

Реальностью они успешно овладевают. В особо крупных размерах.

>То есть, это уже не служба, потому что неизвестно, чему служить.

Себе, любимому. Называя себя почему-то "государством".

>И зачем бригаде "обществоведов" при администрации раскручивать то же самое? Они-то по какому ветру нос держат?

По тому же самому.

От Мигель
К C.КАРА-МУРЗА (19.11.2007 15:37:57)
Дата 19.11.2007 16:18:14

Вы же сами и ответили

>племенное сознание? Скорее, ФСБ плывет по течению, не чувствуя способности овладеть реальностью. То есть, это уже не служба, потому что неизвестно, чему служить. И зачем бригаде "обществоведов" при администрации раскручивать то же самое? Они-то по какому ветру нос держат?

в надежде, что оно приведёт к появлению негосударственных структур, сдерживающих уничтожение русской культуры инородцами. В надежде прийти к ситуации, когда государство как бы не при чём, права человека не нарушает, но "русскость" остаётся устойчивой даже в условиях слабого государства.

И не надо сводить соответствующие процессы только к появлению ответных этнических мафий - ведь возможны и другие структуры, движения всякие добровольные, кондоминиумы... За надеждой, видимо, не стоит рационального расчёта и сравнения с альтернативными вариантами, хотя лично мне его экономическая неэффективность в среднесрочном плане кажется очевидной.

Но единственный альтернативный вариант, приходящий в голову, - это закручивать гайки законными средствами. Чтобы пойти на это, нужен другой уровень легитимности, добра, мужества и других качеств, не присущих нынешней элите. Вы ведь тоже против закручивания гаек (насколько можно понять), даже одобрительно высказываетесь о послевоенных амнистиях бандеровцам с лесными братьями и оставлении нерасследованными преступлений чеченских и крымотатарских извергов. Как выяснилось, совершенно бесперспективная для русского народа стратегия: иногда надо расставлять точки над i, пусть даже ценой краткосрочных потерь.