От IGA
К И.Т.
Дата 12.11.2007 03:03:41
Рубрики Тексты;

КНДР: "Нация и я"

http://left.ru/2007/15/cho167.phtml

Чо Док Син
Нация и я
(отрывки)

Чо Док Син (1917-1989) был южнокорейским военным и политиком (с 1961 по 1963 - министром иностранных дел Южной Кореи, затем послом Кореи в ФРГ (1963-1967). В 1977 году эмигрировал в США, где попросил политического убежища. В 1980е годы познакомился с группой Корейская Конференция за Демократию и Воссоединение, через которую он смог посетить КНДР (впервые в 1984 году). КНДР произвела на него такое впечатление, что в 1986 году он переехал туда вместе с семьей на постоянное место жительства. Его супруга в настоящее время возглавляет в КНДР Корейский Религиозный Совет и является заместителем председателя Комитета за Мирное Воссоединение Отечества.

Чо Док Син написал книгу «Нация и я» в конце 80х годов. В ней он рассказывает о своем нелегком жизненном пути, об участии в борьбе за национальное освобождение Кореи от японских захватчиков, о том, как сложилось, что он оказался после войны в Южной Корее - и о том, почему он, хорошо знающий жизнь и там, и в Соединенных Штатах, выбрал для себя Корейскую Народную Демократическую республику.

Сегодня мы публикуем избранные отрывки из его книги.

Глава 3. Социальные аспекты Северной Кореи
Страна чудес

Во время своих поездок в Северную Корею я стремился увидеть собственными глазами как можно больше, и мне удалось увидеть и познакомиться со многими вещами в различных сферах политики, экономики, общественной жизни и культуры. Такое мое отношение не было просто праздным любопытстсвом в адрес незнакомой страны. Более того, у меня были иные мотивы, чем у критиков, которые стремятся наблюдать за системой и политикой в Северной Корее и оценивать ее, так как это привыкли и любят делать западные журналисты: искать везде «дыры» в положении вещей в других странах.

На основе своего понимания, что Северная Корея является половиной моей страны, хотя у нее и другая система, чем в Южной Корее, что в ней живут мои соотечественники, и что стране нашей необходимо воссоединиться я пытался понять реальность социализма Северной Кореи настолько, насколько я мог это сделать - с точки зрения нации в целом.

Моими первыми впечатлениями от Северной Кореи было восхищение, когда я увидел, что несмотря на то, что здесь другая общественная система, в Северной Корее жив дух нашего народа (...)

... Мои визиты в Северную Корею разрушили мое устарелое представление об этой стране, засевшее в моей голове, и изменили мое мнение о ней. В социалистической реальности Северной Кореи я нашел много для себя неожиданного. И эта живая, яркая реальность дала мне представление о том, каким должен быть путь, ведущий к идеальному обществу, которое я сам себе часто представлял.

Когда один американский кореец вернулся из поездки в КНДР несколько лет назад, его спросили: «Ну и как, эта страна- рай или ад?» Он ответил: «Ето не рай, но и не ад». Когда я вернулся из Северной Кореи, мне задали тот же самый вопрос. И я ответил: «Я побывал в другом мире. Я так чувствую себя, словно побывал в раю на Земле». Мои собеседники были удивлены и спросили: «Господи, почему это вы так высоко оцениваете Северную Корею?» «Если то, что я сказал - это похвала, то значит, потому, что она заслуживает похвалы!», - ответил я. И на этом наша беседа закончилась. Но мои наблюдения на этом не закончились и закончиться не могли. И я пишу эту главу, возвращаясь к тому прерванному разговору.

Здесь нет попрошаек и воров

В Северной Корее никто не просит милостыню. Человек, который не видел этого своими глазами, не может поверить, что такое может быть.

Возможно, мне скажут: «Не всякий, кто ходит в горы, видит тигра. Но это не значит, что тигров там нет». Вы должны это увидеть своими глазами, чтобы понять. Тем, кто сам не видел, это объяснить словами очень трудно. Я скажу, что могу подтвердить, что видел собственными глазами: нищих, просящих милостыню, там нет, а мои слушатели будут настаивать, что если хорошенько поискать во всей стране, то найдутся, хотя бы один или два. «Как же это может быть, чтобы их не было?»- скажут мне. (...)

Во время своего пребывания в Северной Корее я несколько раз посетил театр. Однажды на выходе из Пхеньянского Большого театра после спектакля я остановился и начал наблюдать за расходившимися по домам зрителями. Это были молодые люди, спешившие на автобусную остановку, парни и и девушки, уходившие пешком группами, с веселым смехом, старики, медленно бредущие домой в свете неоновых огней....

К ним никто не приставал. Я был поражен совершенно новой для меня картиной, невозможной в обществе, в котором я провел всю свою жизнь.

«Что это вас так удивляет?Ь - спросил меня заместитель председателя Комитета за Мирное Воссоединение Отечества, который меня сопровождал.

«Я смотрю на вечернюю улицу вокруг театра. То, что я вижу - это только половина того, что было бы обычным в обществе, в котором я жил».

«Что вы имеете в виду под «половиной»?- спросил он, не зная, что я подразумевал. Он посмотрел по сторонам, но не увидел ничего незнакомого, ибо это была жизнь, к которой он привык.

У нас, как только раскрываются двери после спектакля, и зрители начинают выходить на улицу, дети в лохмотьях, инвалиды, бедные старики, у которых нет средств к существованию, толпами налетают на них, как будто специально их ждали, загораживают им дорогу, протягивая им навстречу руки. Люди ускоряют шаг, чтобы избежать этой осады толпами просящих милостыню, которые продолжают бежать за ними, выпрашивая хотя бы грош. Такова сцена на улицах возле театров в обществе, в котором я до сих пор жил. И увиденное перед Большим театром в Пхеньяне казалось мне очень странным, птому что я привык совсем к другому. Пока зрители покидали театр после спектакля, путь им не преградила ни одна темная тень, ни одна-единственная.

Как раз в тот момент мимо меня проходили молодая женщина с девочкой, и девочка настойчиво просила мать о чем-то, но мать отказывала ей.

Я преградил им путь, спросив девочку:

- Девочка, о чем это ты так просишь? Скажи мне, пожалуйста.

Женщина улыбнулась и сказала:

- Этот ребенок совсем меня замучил, требует, чтобы я отдала ей свою сумку понести.

Увидев в ее руке сумку с продуктами, я не смог сдержать улыбки. Я думал, что девочка просила мать купить ей что-то. Мне захотелось с ними поговорить.

- Девочка, ты когда-нибудь слышала слово «попрошайка»?

По правде, я хотел спросить ее , видела ли она когда-нибудь попрошаек, но это показалось мне невежливым. Девочка застеснялась и посмотрела на маму.

- Да ты же видела их в газетах, помнишь?- сказала женщина. - Дети на улицах в Южной Корее, которые просят денег.

Девочка открыла рот и сказала:

- А, эти бедняжки!....

Мне ничего не надо добавлять к этому. Она ответила мне всего лишь одной фразой, но как много в этой фразе было заключено! Даже эта малышка понимала, что нищенство вовсе не зависит от судьбы человека, что это не вина отдельных людей, что это - социальное зло. И не было нужды после этого расспрашивать ее, есть ли нищие в Северной Корее.

Когда я возвращался в свою гостиницу в машине, один из моих спутников сказал:

- Наверно, вы хотели узнать, есть ли у нас нищие...

- Нет, что вы...

Несколько лет назад американский журналист посетил Пхеньян, и об этом рассказывают следующий удивительный, но не смешной анекдот. Так как он вьехал во враждебную страну, которую раньше ему нельзя было посещать (нет нужды говорит, что запрет этот ис ходил не от корейских властей, а по закону, принятому в самих Соединенных Штатах), он хотел убедиться в том, что в стране действительно нет нищих, возможно, из журналистского любопытства, а возможно, им руководило желание получить новую информацию. Он вышел из гостиницы глубокой ночью, когда все спали, и пошел по улицам. Он обыскал парки, искал под мостами, возле больших и малых зданий, во всех темных уголках. Если бы он был в Соединенных Штатах, которые считаются самой богатой страной мира, не говоря уже о Южной Корее, он легко бы нашел и нищих, и бездомных, ему не понадобилось бы искать всю ночь. Но в Пхеньяне он так ни одного и не нашел.

Я убежден, что в Северной Корее нет нищих. Потому, что там нет социальных причин для нищенства. Те, кто сами побывали в Северной Корее, могут подтвердить, что люди там живут нормально, нет ни особо богатых, ни крайне бедных.

Не может быть нищих до тех пор, пока нет целых групп населения, которым угрожает нехватка еды, одежды, крыши над головой. А раз нет нищих, нет почвы и для воровства. Нищий и вор - родственники. Побираться - это ненасильственный акт со стороны бедных, а воровство - акты насильственного их сопротивления.

Где бы я ни был в Северной Корее, я замечал, что люди не пользуются замками. В моей комнате было много ценных предметов, но двери не запирались ни изнутри, ни снаружи. И так же было во всех квартирах в городе. Я видел вещи, напоминавшие замок в дверях в некоторых домах, но они были чисто символическими, и ими пользовались только чтобы показать, что никого нет дома. Они был настолько простыми, что любой, кто захотел бы взломать их, сделал бы это без труда. В Северной Корее много домов, в которых никого нет днем, так как вся семья работает, а дети в школах. За этим большим количеством пустых домов никто не наблюдает. Когда я посетил свою родную деревню, то увидел, что крестьяне отправляются на работу в полях, оставляя свои дома незапертыми до самого вечера. Двери закрывают только чтобы в доме не было холодно и не было ветра.

Вот история, которую я слышал в Северной Корее. Это произошло несколько лет тому назад. Старая мать, которая жила в Японии, приехала в Северную Корею в качестве члена группы соотечественников за рубежом, повидаться со своим средним сыном, которыи репатриировался за два года до этого. Когда он репатриировался, она подарила ему много полезных в хозяйстве вещей и дала столько денег с собой, сколько смогла. Она была очень рада, что за эти два года у нее родился там внук. В доме своего сына старая мать преподнесла его семье красивый сверток, размером с дамскую сумку. Внутри оказалась какая-то сложная штука, напоминавшая по виду компьютер. Оказалось, это был особый замок. Она даже привезла с собой инструкции, как им пользоваться, но соседи, не говоря уже о самом сыне и его жене, были поражены. Для чего им может понадобиться такая штука? – не понимали они. Старая мать. как рассказали мне, только потом поняла, посетив многие места в Северной Корее, что там нет воровства, и замок нужен только чисто символический. Естественно, что в таких местах, где воровство и бандитизм процветают, процветает и промышленность, производящая замки. Чем более изощренной становится техника краж, тем более сложными технически становятся и средства защиты от них.

Тот факт, что в Северной Корее это не нужно, говорит за себя сам.

Думать, что в Северной Корее нет воров и бандитов из-за того, что там такая эффективная полиция,- большое заблуждение. Тот, кто не видит, что там нет социальной почвы для того, чтобы люди крали, никогда не сможет разгадать эту загадку. Я не собираюсь углубляться здесь в теории предотвращения преступлений, я только рассказал об этом потому, что завидую людям Северной Кореи, которые живут так спокойно.

Если жить в свободной стране означает жить в страхе и напряжении, вызванном разгулом преступности и гангстеризма, то надо хорошенько задуматься о последствиях такой свободы. Сегодня на Западе богачи предпринимают все болше усилий для того, чтобы защитить свои дома. Те, кто скопил состояния, возводят вокруг них стены выше, чем сами дома. Больше того, за стенами скрываются несколько злых собак для постоянной охраны от непрошеных гостей.

Изолированные от внешнего мира за высокими стенами, украшенными колючей проволоки, в домах, куда не пускают никого... Без сомнения, это не дома свободных людей - это тюрьмы, в которых они заключают себя сами, по своей собственной воле. Другими словами, их дома - это тюрьмы, в которых они добровольно ведут жизнь заключенного.

Один муниципалитет в Соединенных Штатах обсуждал способы защиты от воров и в конце концов вынес решение, что каждая семья в городе должна быть; вооружена. В то же время американский Конгресс обсуждал законопроект о запрещении свободного ношения оружия американскими гражданами - из-за огромного количества убийств, совершенных мелкокалиберным оружием, но проект этот не был принят из-за оппозиции «Общества Мелкокалиберного Оружия», и обсуждение его было прекращено.

В обоих случаях производители оружия потирали руки от радости. Логика здесь, получается, в том, что чем больше будет грабителей, тем лучше.

Если общество, в котором люди добровольно живут как в тюрьме, чтобы защититься от грабителей, общество, в котором они похваляются жизнью, полной страха, в котором ношение убийственного оружия считается социально неизбежным, а незаконным считается не иметь права быть вооруженным, называется «свободным миром», то неудивительно, что я называю северокорейское общество, свободное от бандитизма, колючей проволоки и заграждений, не нуждающееся в замках, царством небесным на земле, как сказали бы христиане, или, как говорим мы, последователи чондоистской веры, земным раем.

(продолжение, «Здесь нет профессиональных развлекателей», следует)

От Георгий
К IGA (12.11.2007 03:03:41)
Дата 13.11.2007 11:22:24

Ирина Маленко. Корейские впечатления. Часть 4. (*+)

http://left.ru/2007/15/malenko167.phtml

Ирина Маленко
Корейские впечатления
Оглавление

Часть 4. Молодежь страны чучхе и сонгун
“Количество детей в музее просто поражает. У нас все это отмерло напрочь. Кроме Путина дети вообще не знают ничего. Спроси у них, какие были у нас великие деятели - никого не назовут, потому что это им не интересно и потому что уважения нет ни к кому...” (комментарий россиянки)

«Если дереву позволить расти самому по себе, и оно начнет расти криво, то потом его не распрямишь» (корейская пословица)

... Человек начинается с детства. Детские сады в Корее носят имена революционеров. У нас в Северной Ирландии же они именуются «Маленькие мошенники» или «Озорные херувимы». Наверно, поэтому и вырастают из них «херувимы», развлекающиеся уже лет с 10-12-и разбиванием чужих окон, нюханьем клея, угоном машин с последующим их ритуальным сжиганием, издевательствами над одноклассниками («happy slapping” и “bullying”) и над животными (вплоть до их повешения или до натравливания своих собак на котов) и, конечно же, любимым времяпровождением североирландской молодежи, именующимся красивым выражением «recreational rioting”(это когда для забавы вызывают «скорую помощь» или пожарную бригаду - чтобы забросать медиков и пожарных камнями и прочими тяжелыми предметами). А «маленькие мошенники» быстро вырастают в длинных акселератов, которых занимают только пиво, наркотики и сигареты - и зажимание где-нибудь в кустах себе подобных акселераток, со всеми естественно вытекающими отсюда последствиями. Вот и сейчас, я пишу эти строки, а мимо окна проходит «на культурный отдых» группа здешних подростков, парни и девушки лет по 15. За плечами у каждого - рюкзак, из которого раздается веселый звон полных пивных бутылок.... Другой жизни подавляющее большинство здешней молодежи уже просто не способно себе представить.

Корейцы себе тоже не могут представить. Такого безобразия. К счастью, не могут. Когда я рассказывала им о «милых шалостях» молодого ирландского поколения - детей «кельтского тигра» и «мирного процесса», у моих корейских знакомых вытягивались лица. «У нас такое совершенно невозможно. И что, их никто не останавливает?» Нет, никто. Родителям не до них, они только рады, что дети на улице и не мешают им смотреть сериалы и пить пиво, полиция «ничего не может сделать по закону» (вот если бы «херувимы» совершали свои хулиганства против государства или в отношении имущества какого-нибудь из 33.000 ирландских миллионеров, тогда и законы бы сразу нашлись!), а политики ограничиваются слезными призывами с экранов телевизоров к горе-родителям, чтобы те «хотя бы знали, где находятся их дети и чем они занимаются». Круг замкнулся.



...У нас в Советском Союзе говорили, что в нашей стране имеется единственный привилегированный класс - дети. В КНДР их называют «цветами нации и человечества» и «королями и королевами страны». То, что я увидела в Корее – это именно подлинная забота о детях - будущем страны. И в этом-то вся и разница: в западных «цивилизованных» странах (и-в-примкнувших-к-ним восточноевропейских осваивателях «общечеловеческих ценностей») на новое поколение государству, по существу, глубоко наплевать. Ну, кто-то сопьется или умрет в 15-17 лет от удара ножа или надышавшись клея, или разобьется на угнанной им машине... Подумаешь! Надо будет, завезем гастарбайдеров из Польши, Литвы и Филиппин. Уже готовеньких, с образованием. А на этих отечественных «херувимов» еще тратиться надо... Кто это будет создавать для них клубы и кружки в достаточных количествах и такие, чтобы всем были по карману - когда эти деньги можно куда-нибудь «выгодно вложить», например, в военные заказы?

А вот послушайте, как рассуждают на этот счет корейцы: «Не ставьте на первое место рентабельность, если дело касается народа!» (Чо Сон Бек, «Философия руководства Ким Чен Ира»,1999, с.149) . И баста.

И это - не пустые слова.

Начинается все еще в роддоме. Даже в сельских клиниках имеются достаточно хорошо оборудованные, хотя и небольшие, родильные отделения, с соответствующим специализированным медицинским персоналом. В Пхеньяне мы посетили Дом Материнства, построенный в 1980 году. Комплекс состоит из 6 зданий, главное из которых - в 13 этажей. По форме оно напоминает мать, обнимающую ребенка 2 руками. Входят в комплекс и парк с фонтаном. Во всех помещениях для пациенток установлены и работают кондиционеры. Здесь находится не только непосредственно родильный дом, но и, например, стоматологическое отделение, где будущим мамам лечат зубы. В холле главного здания пол выложен драгоценными и полудрагоценными камнями. Во всех кабинетах имеется самая новейшая медицинская аппаратура. Чистота кругом стерильная: посетителям выдают тапочки и халаты, к новорожденным посетителей не допускают, из соображений гигиены, но родственники имеют возможность увидеть их и переговариваться с новоявленными мамами с помощью специального видеофона. Какой контраст с западными больницами, в которых чуть ли не весь день бродят по палатам орды зачастую чихающих и кашляющих громогласных родственников и знакомых в грязных ботинках, не считающихся с тем, что пациентам нужен покой - и чистота. А потом носятся по палатам репортеры с криками: «В наших больницах опять распространяется метицилино-устойчивый золотистый стафилококк!»... Бич больниц в Британии - тамошняя «экономящая финансовые средства» система, при которой уборка помещений отдана в руки аутсорсинговых фирм - так дешевле! Грязь при этом зачастую остается на местах, особенно в туалетах, так как следить за качеством уборки некому, а персоналу аутсорсинговых фирм надо убраться поскорее и спешить в какое-нибудь другое место. Инфекции при такой «чистоте» неизбежны. Бывают и смертельные исходы, вызванные такой «экономией» - у больных, уже успешно прошедших операцию.

В корейских больницах - кристальная чистота. Вся медицинская помощь, включая горячее питание - бесплатно. Более того, государство создало специальный центр для снабжения роддомов наиболее питательными продуктами. В палате для рожениц - всего 2 женщины, каждая палата оборудована отдельным душем и туалетом. «А как же это - посетителям сюда не полагается, а нас на экскурсию пустили?» - не выдержал кто-то из нашей группы. Ответ поступил незамедлительно: «Не беспокойтесь, мы после вас сразу же все продезинфицируем!»

Особая забота оказывается матерям тройняшек. Для них выделена отдельная палата, а тройняшки получают подарки от государства: одежду, одеяла, а также продукты питания, когда они подрастут, и даже материал на свадебные костюмы в будущем! До 8-летнего возраста на них выплачивается особое пособие, а также можно отдать их, при желании родителей в круглосуточные бесплатные ясли, пока они маленькие. От руководителей государства тройняшки тоже получают подарки: мальчики- серебряный меч, а девочки - кольцо.

Корейская народная пословица гласит, что привычка, приобретенная в 3 года, сохраняется до 80-летнего возраста. Именно поэтому такое большое внимание здесь уделяется воспитанию самых маленьких.

Ясли и детские сады в Корее - для детей 1-4 лет. Детские сады, как и у нас в СССР, имеются при фабриках, заводах, в колхозах, причем во всех этих случаях они располагаются в соседнем помещении, так что мама в любой момент, во время обеденного перерыва может забежать туда и убедиться, что с ее чадом все в порядке. При желании родителей, можно отдать ребенка с 2 до 4 лет в круглосуточный 5-дневный детский сад, причем все это совершенно бесплатно.

Пятидневные детские сады создан в основном для удобства матерей, у которых ненормированный рабочий день - журналисток, партийных работниц, учительниц.
Детский сад. Фото автора

Мы побывали в одном таком 5-дневном детском саду. На 100 детей там имеются 5 врачей, при детском саде есть своя клиника - на случай, если ребенок заболеет, и его надо будет изолировать. Имеются бассейн, различные игровые комнаты, музыкальные инструменты, столовая, спальни, ванные, детская площадка с аттракционами и - комната революционной славы. Сидящие на маленьких стульчиках вокруг стола с макетом родного дома т. Ким Ир Сена в Мангэнде дети бойко рассказывали нам (через переводчика, конечно!) революционные истории. «Для того, чтобы вырасти настоящим коммунистом, необходимо получать соответствующее хорошее образование с раннего детства», - говорят корейцы. Вспоминая собственное советское детство 70-х и сравнивая его с увиденным в Корее, я считаю теперь, что политическое воспитание молодого поколения у нас в то время начиналось слишком поздно. До начальных классов мы не знали практически почти ничего ни о политическом строе нашей страны, ни о ее истории, ни о Революции. И даже о Ленине знали только то, что он – «дедушка». Ну, и что хорошего из нас выросло? Поколение, продавшее родную страну за бутылку «Пепси»?

Большое внимание уделяется в корейском детском саду прививанию навыков жизни в коллективе, умению считаться с другими людьми и помогать им, прививанию любви к родной стране и языку, хорошим манерам и поведению. Корейские дети - не только детсадовцы, а всех возрастов - с самого первого дня поразили нас своим культурным поведением в общественных местах и дисциплинированностью в самом хорошем смысле этого слова: практически каждый день мы видели на улицах классы школьников, направляющихся куда-то на экскурсию, или на репетицию массовых гимнастических выступлений на стадионе - и никогда не было, чтобы кто-то громко вопил, дергал кого-то за волосы, дрался, бросал что-либо на землю: одним словом, того, как обычно ведут себя подростки в «цивилизованных» странах (и в Китае уже тоже!). При этом корейские дети вовсе не какие-то запуганные роботы, они оживленно беседуют друг с другом, улыбаются, машут нам руками. Просто благодаря тому, что их правильно воспитали с раннего детства, у них отпало само желание хулиганить. Они не знают, что это такое; не видят в этом ничего для себя привлекательного. Эх, отправить бы сюда на выучку все молодое население моего ирландского городка!

Система образования в КНДР - обязательная бесплатная 11-летка (10 лет школы + 1 год дошкольного подготовительного образования) - с 1972 года. Школы создаются там, где есть дети - вне зависимости от того, много их или мало - даже на острове, где живет только семья смотрителя маяка. (Какой контраст с Северной Ирландией, где я проживаю - британские власти намерены закрыть здесь сотни школ (все начальные школы, где менее 140 учеников и все средние школы, где менее 500 учеников)! И это при том, что население Северной Ирландии- всего полтора миллиона человек, а КНДР - 22,5 миллиона.

По словам товарища Ким Ир Сена, «если обязательное образование не бесплатно, на практике оно никогда не сможет стать обязательным». Учебники, форма, различные культпоходы - все это в КНДР бесплатно и предоставляется государством. Учебный день в школах обычно состоит из 2 половин - собственно уроки, а после обеда - внеклассное обучение (различные кружки, спортивные, музыкальные, изобразительного искусства, исследовательские - в зависимости от интересов и талантов школьников, и т.д.) . Как и у нас в СССР в свое время, в КНДР существует хорошо развитая система летних лагерей - но не только для школьников, а и для студентов. Популярны лагеря, расположенные в горах и на побережье моря. Есть и международный детский лагерь, подобный нашему Артеку.

Во время нашей поездки по КНДР мы посетили несколько средних школ, консерваторию, различные библиотеки, в том числе - библиотеку Народного Дворца Учебы и новую, недавно открытую электронную библиотеку, где нам, среди прочего, продемонстрировали созданную корейскими программистами операционную систему, используемую в КНДР наряду с микрософтовской Windows . Называется она «Красная звезда». Все крупные учебные заведения и библиотеки КНДР соединены между собой Интранетом. В одном из лингафонных кабинетов библиотеки Народного Дворца Учебы мы попали на урок русского языка - и мне неожиданно даже довелось услышать комплимент на русском языке в адрес наших женщин от одного из корейских студентов: «Русские девушки очень красивые!»

Народный Дворец Учебы - это не просто библиотека. Здесь можно прослушивать лекции на расстоянии (видео-лекции), с помощью специально оборудованного телевизорами учебного зала. Также при Дворце работает большая группа переводчиков, имеется огромная коллекция звукозаписей из различных стран. Мне дали послушать диск с русскими народными песнями в исполнении Надежды Кадышевой.

Пользование всем этим культурным богатством для всех граждан КНДР - тоже совершенно бесплатное. Многие люди здесь продолжают учиться всю жизнь - в том числе на вечерних факультетах и заочно.

...Всем известно, что в Корее охотно демонстрируют посещающим ее иностранцам, какие здесь талантливые, артистичные и спортивные дети. Практически невозможно посетить эту страну без того, чтобы стать свидетелем, например, детского концерта. «Ну, это, конечно, только в столице такое бывает! Здесь отбирают самых талантливых и создают для них все условия!»- говорят циничные иностранцы, задетые за живое тем, что дети в этой маленькой «бедной» стране легко декламируют стихи, танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, рисуют или занимаются акробатикой в таком возрасте, в котором их собственные «цивилизованные» дети еще ходят в памперсах и с соской во рту и едва только начинают говорить (я не преувеличиваю, это действительно так!)

Но, как оказалось, циничные иностранцы ошибались. В сельском детском саду дети встретили нас такой же красочной и разнообразной программой, как и в столице. И по уровню своего развития сельские дети ничуть столичным не уступали! Но больше всего западных гостей поразило то, что детей в Корее учат доверять людям. Там , откуда они приехали, детям сейчас уже стало опасно просто играть на улицах, а уж о том, чтобы доверять незнакомцам, не может быть и речи. Даже на коленях у Деда Мороза на рождественские праздники теперь сидеть нельзя: есть шанс, что Дед Мороз - переодетый педофил... Грустная картина современной «цивилизации», приобщить КНДР к которой так мечтают Буш & Co. ....
Детский Дворец. Фото автора

Самым потрясающим из связанных с детьми мест, посещенных нами в Корее, был, конечно же, знаменитый Детский Дворец в Мангэнде (у нас бы его назвали Дворцом Пионеров). Это действительно Дворец - в полном смысле слова! У входа в него высится «Цветочная повозка счастья», бронзовая скульптура, изображающая счастливое детство корейских ребят. Повозка, запряженная 2 лошадьми, в которой раньше разъезжали только короли, везет в себе 11 детей, символизирующих (в Корее все символизирует что-нибудь, здесь ничего просто так не делается!) 11-летнее обязательное всеобщее образование. К зданию примыкает огромный крытый бассейн. Дворец состоит из 6 восьмиэтажных зданий, с несколькими сотнями залов для занятий самыми различными интересными делами - от игры на национальном музыкальном инструменте каягым до художественной вышивки и таеквондо. Здесь же имеется зрительный зал на 2000 мест, каток для роликовых коньков и даже площадка для обучения автовождению. Ежедневно во Дворце занимаются 5000 детей, с ними работают 500 преподавателей. Занятия бесплатны и открыты для всех желающих.

Мы прошлись по различным залам, поражаясь таланту и трудолюбию корейских детей. А потом они выступили перед нами с неповторимым концертом, который трудно даже описать словами. Поэтому я лучше отошлю читателей к сделанным на нем фотографиям.

Я верю, что у Революции КНДР есть прочное будущее - потому что я имела возможность увидеть, как в этой стране воспитывают детей. И какие в ней растут дети.

Дело в том, что здесь, в отличие от нашей страны и от Китая, нет разрыва поколений. Наверно, потому, что детей здесь воспитывают в духе подлинного уважения к старшему поколению революции, подарившему им такое детство. «Развал социалистических стран Восточной Европы красноречиво свидетельствует о том, насколько важен и серьезен вопрос об уважении предшествующего поколения революционеров»,- пишет Чо Сон Бэк в своей книге «Философия руководства Ким Чен Ира», - «В прошлом в ряде социалистических стран оппортунисты и политические спекулянты, пробравшиеся в руководство партии и государства, совершили вероломство: облили грязью революционеров - предшественников и растоптали их заслуги. Это привело к дискредитации революционеров старшего поколения, очернению облика социализма, а в конечном счете - к развалу самого социалистического строя. Из этого явствует, что выработка верного взгляда на старшее поколение революционеров является делом исключительной важности, касающимся судьбы революции и развития социалистического движения». (с. 264-265)

И сам товарищ Ким Чен Ир показывает пример такого поведения. С точки зрения обывателя горбачевского типа, казалось бы, что проще: начни себе «демократические рыночные реформы» после смерти твоего предшественника - и открывай себе счета в швейцарских банках и покупай виллы на французской Ривьере! Но руководитель Кореи - не Горбачев и не Ельцин. Он - настоящий коммунист. После кончины Президента Ким Ир Сена «Полководец Ким Чен Ир провозгласил на весь мир: «Нельзя надеяться, что я изменюсь!» (там же, с. 271)

И это так прекрасно - что на свете есть еще такие люди, и есть страна, где слово «бескомпромиссный» по-прежнему означает положительное человеческое качество!

У нас в России модное словечко «консенсус» ныне заменило то, что раньше именовалось просто и по-русски «беспринципность». У корейской молодежи есть перед глазами живой пример принципиальности и уважения к завоеваниям дедов и отцов. А на кого равняться молодежи российской, если наш «гарант» сегодня произносит пламенные антиимпериалистические речи, возвращая молодым россиянам растоптанное «демократами» чувство гордости за свою историю, за свою страну - а назавтра за дружеской рыбалкой с современным палачом человечества «на блюдечке» преподносит ему естественных и традиционных союзников России, исходя исключительно из сиюминутной выгоды? Я бы с таким в разведку не пошла...

... Западные гости смотрели на сцену все полтора часа на одном дыхании, не отрывая глаз: так высок был профессионализм корейских школьников, многие из которых были не старше 8-9 лет. А потом, когда в конце представления они вышли на поклон, а на заднем фоне вдруг появился огромный портрет товарища Ким Чен Ира, окруженного цветами, такой натуральный, словно это сам он стоял перед нами, я вдруг увидела, как бурно зааплодировала ему одна из гостей, которой еще вчера казалась довольно скучной «вся эта говорильня о Любимом Руководителе». На глазах у нее стояли слезы. «Вот и еще один человек «попался на удочку северокорейской пропаганды»! - улыбнулась я.