От
|
IGA
|
К
|
И.Т.
|
Дата
|
08.11.2007 18:59:01
|
Рубрики
|
Тексты;
|
Великая депрессия - издание второе
http://yakushef.livejournal.com/24193.html
<<<
Великая депрессия - издание второе
Nov. 8th, 2007 at 12:56 PM
Мировой экономический кризис о неизбежности которого давно говорили коммунисты таки грянул.
Статья из газеты.ру
http://gazeta.ru/financial/2007/11/08/2296675.shtml
А здесь есть о причинах кризиса
http://left.ru/2007/15/yakushev167.phtml
Разворачивающийся на наших глазах мировой экономический кризис не позволяет говорить и об экономической эффективности капитализма. Идеологи капитализма пытаются объяснить экономический кризис глупостью и жадностью инвесторов, легкомыслием банков, кредитовавших ненадежных клиентов, даже неудачными высказываниями отдельных финансовых руководителей, провоцирующих панику, то есть, чем угодно, кроме истинных причин. Это и понятно, ведь сказать правду – значит подписать приговор капитализму.
В письме Л. Кугельману 11 июля 1868 Маркс писал:
«Раз понятна связь вещей, рушится вся теоретическая вера в постоянную необходимость существующих порядков, рушится еще до того, как они развалятся на практике. Следовательно, тут уже безусловный интерес господствующих классов требует увековечения бессмысленной путаницы. Да и за что же, как не за это, платят сикофантам-болтунам, которые козыряют в науке тем, что в политической экономии вообще не разрешается мыслить?»
Между тем, причины нынешнего экономического кризиса заключены в самой капиталистической общественной системе, в основе которой, как и во времена Маркса лежит анархия производства, неминуемо приводящая к периодическим кризисам перепроизводства.
Общая схема этого процесса известна давно и повторялась уже много раз. В результате того, что в погоне за прибылью производство расширяется быстрее, чем возможности потребителей, рынки затовариваются, производители начинают нести убытки. Приходится сворачивать производство и выкидывать рабочих на улицы. В этот момент на биржах начинают лопаться огромные спекулятивные финансовые пузыри, образовавшиеся в период экономического роста, так как держатели начинают массово сбрасывать акции компаний, переставших приносить прибыль. Многочисленные участники фондового рынка, бравшие кредиты, чтобы покупать растущие в цене акции, вдруг оказываются не в состоянии расплатиться со своими кредиторами, потому как их акции резко подешевели. В результате по рынку проносится волна взаимных неплатежей, крахов и банкротств.
Нынешний мировой экономический кризис развивался в целом по этой же схеме. Обвал ипотечного рынка в США, с которого, как принято считать, он начался, стал лишь исходным пунктом. Первый толчок мог последовать и от другого сектора экономики.
Бывший председатель Федеральной Резервной Системы Алан Гринспен, выступая на заседаниях Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка 21 октября признался:
«Финансовый кризис, разразившийся 9 августа, стал событием, которое давно должно было произойти. Если бы кризис не был спровоцирован неправильной оценкой секьюритизированных субстандартных ипотечных закладных США, то он возник бы в каком-либо другом секторе или на другом рынке».
Так как разворачивающийся экономический кризис слишком долго тлел и оттягивался, то теперь он обещает быть особенно разрушительным и тяжелым для трудящихся масс, которые, конечно, станут главной его жертвой.
«Перепроизводство приобрело – и сохраняет до сих пор – не острый, а хронический характер. Отдаляя наступление грозы, которая прежде очищала атмосферу каждые десять лет, это все продолжающаяся хроническая депрессия неизбежно приведет к краху такой силы и таких размеров, какого мы никогда раньше не знали», - писал Энгельс в письме к Даниельсону 13 ноября 1885 года.
Основными инструментами, при помощи которых удавалось оттягивать наступление кризиса, были широчайшее распространение по всему миру потребительского кредита и постоянное увеличение госдолга США – крупнейшего мирового потребителя. Таким образом, несколько лет капитализм жил в долг, перенося на текущий день будущее потребление. В результате все возможные доходы собраны не только с сегодняшнего рынка, но и с рынка завтрашнего. Но доходы с завтрашнего рынка – это долговые расписки. В текущий доход записывалось то, что только еще должно быть заработано. На деле же получилось так, что производство уперлось в ограниченность потребления платежеспособным спросом, и заработать не получилось. Огромные долги, которые не могут быть возвращены, останавливают производство по всему миру и ведут к краху финансовой системы, стоящей на долларе.
Сергей Егишянц в обзоре мировых рынков за 14-20 октября пишет:
«Ключевые экономические данные по Америке просто-таки шокировали рынки – чего стоит, например, безусловный антирекорд всех времён и народов по чистым вложениям иностранных денег в штатовские ценные бумаги: в августе отмечен отток в размере аж 163 млрд. долларов разом; при этом 141 млрд. долларов вывели частники-нерезиденты – а центробанки всё ещё неактивно следуют этому примеру».
При таких тенденциях те россияне, кто все еще получает часть своей зарплаты в долларах США, не только каждый день теряют в доходах, но завтра и вовсе могут остаться с никому не нужными бумажками на руках.
У классиков марксизма можно найти и объяснение того факта, почему кризис воспринимается именно, как финансовый, а его истинная причина, лежащая в самой системе производства остается незамеченной. По этому поводу Энгельс в письме к К.Шмидту 27 октября 1890 писал:
«С экономическими, политическими и другими отражениями дело обстоит так же, как и с отражениями в человеческом глазу. Они проходят через призму и поэтому представляются в перевернутом виде – вниз головой. Только отсутствует тот нервный аппарат, который для нашего представления поставил бы их снова на ноги. Биржевик видит движение промышленности и мирового рынка только в перевернутом отражении денежного рынка и рынка ценных бумаг, и поэтому следствие становится для него причиной. Это я наблюдал еще в 40-х годах в Манчестере: лондонские биржевые отчеты были совершенно непригодны для того, чтобы составить по ним представление о ходе развития промышленности и ее периодических максимумах и минимумах, потому что эти господа хотели объяснить все явления кризисами денежного рынка, которые ведь по большей части сами являлись всего лишь симптомами. Тогда речь шла о том, чтобы отрицать происхождение промышленных кризисов из временного перепроизводства, и все дело поэтому имело к тому же еще и тенденциозную сторону, побуждающую прибегать к извращениям».
<<<