Женщины обожают решительных мужчин. С одной поправкой: решения должна принимать женщина, а мужчина должен проявлять решительность в их осуществлении.
Поэтому одна из любимых женских попевок - "да будь же ты мужиком, стукни кулаком по столу, всех построй, и добейся, наконец, от них того, что я тебе вчера сказала!" Проблема в том, что мужчина, способный стукнуть кулаком по столу и всех построить, обычно принимает решения сам, а на то, что ему вчера сказали, в лучшем случае плюёт. А в худшем - для начала построит саму подсказчицу. А тот, кто слушает подсказчицу, обычно никого не может построить.
Тем не менее, женщины обычно предпочитают именно тех, кто их слушается. Причина проста: если он боится свою бабу больше, чем окружающих, он и в самом деле может время от времени чего-нибудь от них добиваться. Примерно как солдат, знающий, что за его спиной заградотряд, от отчаяния бросается на вражеские штыки, потому что победить чужих можно, а своих нет. "Волевая женщина" (она же "пила") за спиной слабого мужчины обычно и выполняет роль такого заградотряда: она так пилит и зудит, что мужик с отчаяния и в самом деле начинает всех строить и чего-то добиваться. Не всегда это плохо - иной раз оно даже хорошо. Я знаю одного талантливого учёного, человека крайне таланливого и очень мягкого, на котором долго и со вкусом ездило его научное начальство и прочая сволочь, пока он не попался именно такой женщине. Которая оказалась страшнее всего начальства вместе взятого - и в результате вывела его в доктора наук, вывезла из страны, и сейчас он на хорошей позиции в одном престижном западном заведении, "просматривается дальнейшая перспектива", ага.
В советское время эти зайчики с заградотрядом за спиной (в каковой заградотряд очень часто входила жена, тёща и родственники), с выпученными от страха глазами кричащие друг на друга, были привычным явлением, особенно в некоторых сферах (скажем, в науке, на производстве этого было куда меньше, в торговле тем более). И ничего, работало.
Беда в том, что такие штуки проходят только в "относительно цивилизованном обществе" - как заградотряды можно применять на относительно цивилизованной войне, "где пушки и пулемёты". Там же, где нужно воевать мечами и копьями, больше ценится настоящая ярость.
Сейчас российское общество архаизируется, а способность самостоятельно принимать решения и настаивать на своём стремительно растёт в цене. Против "зайчика с заградотрядом за спиной", который хорош против кошечки, встаёт натуральный тигр. На которого с отчаяния бросаться бесполезно - просто схарчит.
Женщины это воспринимают как кризис маскулинности. "Совсем мягкие стали". В том смысле, что старая схема ("иди и добейся от них того, что я тебе сказала") перестала работать: мужчинка, которого всё утро пилили на тему "добейся места и денег и принеси всё это мне" возвращается побитый и ничего не добившийся, да ещё и огрызается.
На самом деле мужчинка не виноват - просто теперь с той стороны стола сидит, как правило, по-настоящему жёсткий человек, который умеет и любит говорить слова "нет", "пошёл на..." и "если рыпнешься, убью". Куда там запиленному и зашуганному зайчику: поджал ушки и пошёл домой "принимать заслуженное наказание". И оно воспоследует - по принципу "не добилась своего, так хоть оттянусь". Но толку-то.
С одной стороны именно от жены - тещи я лично с описанными проблемами никогда не сталкивался. То ли разница в возрасте сказывается, то ли разница в образовании, то ли это более глубокий разрыв. С одной стороны, можно предположить, что автор родился в полнолуние, при оппозиции Солнца и Луны. Когда отношения меж полами воспринимаются как вечная война.
С другой стороны все знакомо до боли, все узнаваемо в моей жизни. Только исходило это не от жены и не от тещи. От родной матушки. Давай, добивайся хорошей работы, денег и приноси все это мне. Скажи им, что тебе больше надо платить! Это знакомо хорошо. И отрывалась на мне не раз, а толку-то? Говорили нет - значит, нет. Уважения к ним это не прибавляло, а убавляло, но и к матушке аналогично. Орала-то она на меня, а пошла бы так бы на них поорала. Интересно в таком контексте и ее восприятие своих снох с начальным профессиональном образованием. Тебя тянут не вверх, а вниз. Это маманя не раз мне говорила. Оно, конечно, отношения свекрови и снохи не раз такими бывали, вроде, к счастью, стали нормализоваться, после разъезда на расстояние в 250 км. Да это ладно. Суть не в этом.
Суть в том, что прекрасно описаны обладательницы многочисленных синекур в советских НИИ, почитательницы творчества Солженицина и самиздата. Дети хрущевской оттепели. Советские женщины 60-70 - х с высшим образованием и их мужья. Вот этом все - знакомо до боли.
>Суть в том, что прекрасно описаны обладательницы многочисленных синекур в советских НИИ, почитательницы творчества Солженицина и самиздата. Дети хрущевской оттепели. Советские женщины 60-70 - х с высшим образованием и их мужья. Вот этом все - знакомо до боли.
«… в 1982 году… Ну и когда я писал портрет Сахарова, я, естественно, с ним, как с вами сейчас, разговаривал на разные темы, но в основном на политические, потому что “Голос Америки” открывал нам, в чем смысл нашей современной жизни и трагедия ее. Мы с ним беседовали, и во время беседы, когда Сахаров шел в сторону патриотической любви к Родине, он тут же получал от Елены Боннер по своей лысине оплеуху. И он опять возвращался на демократический путь, и мы дальше продолжали разговор. И за время написания портрета, за время первого сеанса, я насчитал – он получил семь оплеух, за то, что не то сказал. Когда я увидел, что истинный герой – это Елена Боннер, я развернул холст и поверх Сахарова начал делать черной краской портрет Елены Боннер. Елена Боннер спросила: “Вы и меня пишите?”. Я говорю: “Нет, я пишу только вас, потому что писать такого “пенька” как Сахаров, который повторяет все ваши мысли – нет смысла. Я-то думал, что это его мысли, а оказалось, что это мысли ваши”. И начал писать, после чего она возмутилась и выгнала нас, назвав коммуняками и фашистами, и мы уехали».