От Круг
К All
Дата 23.08.2001 17:57:40
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; История; Война и мир;

С.Кургинян к юбилею ГКЧП

Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20010820-kur.html

Спросите у юбилея
Сергей Кургинян

Дата публикации: 20 Августа 2001

Модернизация не состоялась, и это для всех очевидно. В лучшем случае за счет всего общества состоялась пародия на модернизацию элиты. Правящая группа не смогла задействовать внутренний модернизационный ресурс своей цивилизации. Она
не изменила, не трансформировала преемственно, а разрушила ядро этой цивилизации. Она нанесла травму этому ядру и всей многонациональной общности, подтолкнув ее к той грани, за которой просто историческая гибель и ничего больше.

Искать внутри этой неправды, этого сокрушительного исторического результата какие-то крохи каких-то приобретений просто нелепо. И каких приобретений? Кирпичных "горшков" в четыре этажа, очень напоминающих индивидуальные тюрьмы,
понастроенных вокруг всех крупных городов в миллионном количестве? Понастроенных - как антидома, как то, в чем не может протекать жизнь нормальной семьи (смотри "семья - частная собственность - государство", если не нравится, смотри Броделя и прочее).

Не буду затягивать критические пассажи на эту тему. Я скажу лишь то, о чем еще не говорят.

В популярной сейчас элитно-спецслужбистской детективной литературе вкупе с сокрушительной критикой русских вообще начинает тиражироваться мысль, что национальная идея русских в их сегодняшнем виде - это деньги.

Я категорически отвергаю и эту отвратительную критику русских как недонации, и эту мелочную инсинуацию на тему о деньгах как национальной идее. В больницах, где лечат за гроши и получают грошовые зарплаты, деньги не являются национальной идеей.
Они не являются ею в Чечне, где воюют - постольку, поскольку там кто-то еще воюет. Они не являются ею для учителей. Они не являются ею для тех милиционеров, которые еще останавливают преступный беспредел, а не интегрированы в преступность в
качестве ее элитной составляющей.

Поскольку есть еще нация (а она есть именно в социальном низу, так это опять у нас получилось) - деньги не являются национальной идеей. Потому что они не могут быть национальной идеей. Деньги - далеко не однозначны. Это не благо, но это и не зло. Это средство. А национальная идея - это цель. Когда средство превращается в цель, это называется "превращенная форма".
Когда средство становится целью для элиты (а в нашей элите деньги действительно заняли место бога) - то возникает превращенная элита. Или - антиэлита.
........
Те, кто триумфально вел вперед эти десять лет свое общество - построили в виде нового рая именно тот капитализм, который описали в качестве жупела. Они сделали целью и утопией город желтого дьявола. То есть они построили ад. Это в религиозном смысле. Я не хочу этого слова в анализе, адресованном людям, по-разному понимающим жизнь. И потому предлагаю термин -
Зазеркалье. Мир превращенных форм.

Чтобы пояснить свою мысль, скажу следующее. В 1990 году, написав книгу "Постперестройка", я описал, что такое криминализация всей страны. Позже начали говорить, что десять лет - это и есть десять лет постперестройки. И что наступила власть криминалитета.

Это давно пройденный этап! Во второй половине 90-х постперестройка кончилась, и началось Зазеркалье. Жизнь, где деньги стали богом для элиты. Жизнь, где исчезло то, что не продается и не покупается. То есть настоящее ценностное ядро. Ядро личности, ядро класса... Если элита - это элита, то ее смыслы прочно размещены в духовном ядре цивилизационной системы.
Цивилизационная система, в которой распадется ядро - это система-мутант. Антисистема. Она сжирается изнутри неким вирусом-деградантом. Постепенно зоны, которые захватывает вирус, расширяются. Дальше одно из двух - либо это расширение на определенном рубеже сдерживается, и начинается сложнейший обратный процесс восстановления перерожденных тканей (процесс с негарантированным результатом), либо это расширение не сдерживается. И тогда на месте организма - очаг
заболевания, сгусток ядовитой протоплазмы. И ничего другого.

Я уже говорил о том, что не считаю состоявшимся полное сжирание организма изнутри. Целые системные пласты сопротивляются такому сжиранию. Но это пассивное сопротивление. И оно происходит как бы в периферийных общественных зонах.

..........

Десять - и каких! - лет прошло. Тут примитивное устройство типа персонального компьютера - и то, казалось бы, должно начать менять микрочипы под воздействием такой информации. Ан нет. Как в комедии дель арте: есть набор ролей, сюжетов и ситуаций.
Вот это и комбинируйте, как хотите. Но за рамки этого - ни на шаг. Арлекин, Пьеро, Коломбина... Любовные треугольники... "Канонические" коллизии.

А мы ведь не в средние века живем. Мы живем в мире, который вообще меняется сумасшедшими темпами. Буш и немцы наперегонки начинают финансировать биогенетическое оружие. Но это где-то там, по ту сторону российских интеллигентских кухонь. А на них... общепримиряющий бег на месте. На календаре как бы 1976 год. Но знаем - что не 1976 год... Но знаем ли, что
знаем? Ноль знаем, сто в уме. В уме ли или где-то еще... На бобине - Галич, под подушкой - Солженицын, в мозгах - фигня, на языке... Что в мозгах, то и на языке... Реакционеры, демократы, свобода, путчи...
..........
Вообще-то мы любим соединять для подчеркивания аномальности только слово "социализм" с различного рода трудно сочетаемыми добавками. Анархо-социализм, например. А что, не может быть анархо-капитализма? Присмотритесь к истории десятилетия! Или не может быть люмпен-капитализма? Приставки отрицают капитализм? Шизофрения и есть раскол, соединение утверждения и отрицания. Их квази-устойчивое, взаимоуничтожающее сосуществование (гротеск, парадокс). Начавшийся как
люмпен-капитализм (серебряные ложки и царь), продолжившийся как анархо-капитализм (все на продажу и гуляй, Вася), процесс в дальнейшем все более начал приобретать черты шизо-капитализма. И, поскольку шизо, разрастаясь, отрицает капитализм, - то внутри всеобщей сладкой расслабухи вполне может взрасти "отрицание через шизо". Это вам не 1917-й. Это совсем другое.

Десятилетие втянуло из мирового капитализма в кровь и плоть российской действительности именно данный шизо-концентрат (в западной капиталистической действительности все же разжиженный). Вместо героя, который содержит в себе "машину желания"(термин шизоанализа), мы имеем "машину желаний" как таковую. Точнее, "машину желания", вылезшую из человека (где она в принципе спрятана) и пожравшую человека. После чего - притворившуюся, что она и есть человек.
..........
Каждый день из прожитых десяти лет реформ убивал капитализм. И создавал из убитого - вурдалака.
..........
В борьбе за власть любая победа может быть только победой политической. Нельзя надеяться на чужие инструменты силы, инструменты внеполитического характера. В танках тоже сидят люди, причем уже распропагандированные, уже соблазненные всеми прелестями шизо-капитализма. Люди, читающие
журнал "Огонек". Пока не состоялась идеологическая победа - политической быть не может. Союз городов-героев и другие начинания Прокофьева - были попыткой именно политической победы. Другой генсек КПСС... Партия, уходящая в оппозицию и сохраняющая свои структуры и возможности... Политическая победа на выборах... Можете себе представить, что была бы не
КПРФ, а КПСС с ее возможностями, но с другой идеологией, другой политической линией?

В историческом смысле - не Прокофьев делал ГКЧП, а ГКЧП делалось в том числе и потому, что надо было сорвать XXIX съезд и победу Прокофьева. Кстати, помимо политических сюжетов, тут есть и другие. Любая новая ревизионная комиссия проверила бы еще и финансы партии. Некие события после ГКЧП показали, что этого никак нельзя было допустить тем, кто, находясь в тени
главного политического процесса, играл гораздо более важную роль, чем Горбачев, Шенин, Прокофьев, Крючков, Собчак, Попов и другие.
..........
И этот уровень в процессе присутствует. Как присутствует и другое.

Горбачев, которым упивается Лацис, вышибая стул у Ельцина, уже начал свою игру с Татарстаном и другими республиками, входящими в состав РСФСР. Развитие этой игры лишило бы тех, кто хотел восстановления сильной державы, даже РФ как плацдарма, с которого можно вести новые интеграционные наступления. Фигурировала ли такая политическая логика в сценарных арабесках, которые рождались у игравших тогда в большую политическую игру? Безусловно.

Считали ли некоторые из ревнителей СССР Ельцина меньшим злом, нежели Горбачева? Да. Могли ли они прорабатывать игру, при которой власть временно сдается Ельцину в обмен на неразрушение РСФСР? В дальнейшем - плоды радикальных реформ, новая общественная ситуация, смена власти, мощное интеграционное наступление. Такая игра могла вестись. И, скорее всего, велась. Другое дело, что были недооценены общественная травма и неготовность общества быстро протрезветь и мобилизовать
свои силы на отпор шизоидным влечениям, выдаваемым за построение капитализма.

Обсуждение такой игры - видит бог, гораздо достойнее сегодня, нежели стоны о злодеях и героях, реформаторах и реакционерах.
Или же (еще один плод данного юбилея) полосы пустой спецушной фактуры на тему: кто, когда и что устраивал на всяких там АВС.
Там, где нет силы духа, чувства права на крутые решения, там, где нет глубокой связи с мощными общественными энергиями - Дух
Истории заменяется Духом Игры. Играющие часто играют ради благородных целей. Их сила в том, что они трезво оценивают свои ресурсы и понимают, что для другого, нежели игра, этих ресурсов у них нет. Их слабость... Слабость в том, что они играют.

Уже к 1990 году было понятно, что на самом деле существует один политический вариант спасения СССР. Президентство Ельцина. Не российское, а общесоюзное президентство. Ельцин только этого и хотел с 1987 года. И в начале 90-го тоже хотел только этого. Это к концу 90-го (по моим оценкам) он уже оказался взят в тиски других обязательств. Да и то - не факт, что
необратимо...

От Мак
К Круг (23.08.2001 17:57:40)
Дата 26.08.2001 22:01:23

Красный смысл Кургиняна (1997) (*)

Газета "ЗАВТРА"

Title: КРАСНЫЙ СМЫСЛ
Author: Сергей Кургинян
No: 44(205)
Date: 4-11-97

     
     Оперировать в современном обществе понятиями, взятыми напрокат из того прошлого, в котором религиозная классика играла совсем иную общественную роль, вряд ли целесообразно. Однако ничуть не умнее отказываться полностью от способов описания действительности, которые оставила нам та эпоха. Вот почему в подходе к происходящему мы предполагаем, что Прошлое с его духовной чуткостью присутствует в гораздо более огрубленном и скептическом Настоящем. Но это присутствие - опосредовано Современностью. Оно существует как бы в "снятом", преобразованном почти до неузнаваемости, особом качестве.
     Отдавая дань Современности с ее сухими и выверенными подходами к сфере, прячущей в себе тонкие реальности человеческого бытия, мы называем это особое качество "культурными кодами". Мы полагаем (и современная наука убедительно доказывает правоту такого полагания), что такие "культурные коды" заложены в духовном ядре, диктующем народам и культурам их неповторимую специфику собственно человеческого, сверх- и надприродного существования, с такой же непреложностью, с какой генетические коды заложены в "ядре природного бытия", управляющего биологическими формами дочеловеческого существования всего Живого.
     С этой точки зрения мы вправе подходить к описанию собственно человеческой реальности конца ХХ века, используя религиозные категории в их особом, лежащем вне сферы осознанной религиозности, культурном понимании. Современный человек может с иронией отвергать мысль о том, что его жизненными поступками управляет определенное представление о типе спасения души. Однако это представление, чаще всего незримым и неосознаваемым данной скептической личностью способом, пронизывает ее бытие, ее вполне земное и конкретное поведение. Именно заложенное через глубокое культурное опосредование представление о связи земного и небесного, имманентного и трансцендентного, существования и смысла, определяет каждый наш жизненный выбор.
     
     
1. СМЫСЛ И СУЩЕСТВОВАНИЕ
     
     Тысячелетия жизни наших народов в едином пространстве Срединного Севера, простирающемся далеко за пределы собственно географической "северности", наложили свой неустранимый отпечаток на то, как здесь понимается Спасение. В этом нет того, что часто называют "геополитической предопределенностью". Просто мы пребываем в едином смысловом поле. На единой смысловой территории. Природное, конечно, значимо для ее описания. В этом природном есть своя тайна. Но главное - в соотношении Смысла и Существования в нашем типе Спасения. Смысл и Существование слиты здесь воедино и неразрывно при очевидном приоритете смыслового начала. Существование здесь рушится в ту секунду, когда исчезает Смысл. Смысл разлит в каждой частице бытия, он насыщает собою Существование так же, как Свет пронизывает русскую березовую рощу.
     Вне ответа на вопрос о Смысле Жизни жизнь прекращается. Она как бы отрицается в этом "бессмысловом" качестве. Вне высокого и конкретного ответа на вопрос о Смысле государства, Смысле общества - ответа, просветляющего Бытие и указующего на наличие в его уродствах (именно в них, а не поверх них и вне них!) частицы совершенного и идеального - здесь начинается ничем не сдерживаемый Распад, тотальное Отрицание, беспредельное и неотвратимое Тление.
     Такова специфика Страны, специфика целого Смыслового Континента, живущего по своим законам и перестающего жить, как только эти законы начинают подрываться и отвергаться. Нельзя безнаказанно посягать на тонкие закономерности собственно человеческой Реальности, как нельзя посягать безнаказанно на более грубые закономерности всего живого и неживого. Нельзя, конечно же, и проводить прямые параллели между грубыми реальностями, в которых как бы притушен фактор Воли и Смысла, и тонкими человеческими мирами, в которых Воля и Смысл имеют определяющее значение.
     Но взаимная несводимость грубых и тонких закономерностей, разный характер соотношения в них Рока и Случая, Судьбы и Заданности - не означают, что тонкий, собственно человеческий, мир не подвластен вообще некоему "строительному началу", принципам Организации и Гармонии. Эти принципы существуют и действуют. Не надо никакой мистики (хотя и мистика не является синонимом архаики и наивности), не надо никаких спекулятивных отсылок, отвергаемых разумом, который сумел придумать расщепление ядра и выход в космос.
     Смысл столь же исчисляем, как и отклонение светового луча в гравитационном поле. Апелляция к Смыслу не должна и не может отвергаться как пристрастие к вненаучным построениям. Изучающая Смыслы герменевтика не менее строгая наука, чем квантовая теория поля. Отбрасывание невещественных аспектов человеческой реальности - это не признак причастности к рациональной и скептической современности. Это признак гуманитарного невежества, ложно понимаемой материалистической доктрины, признак оторванности нашей страны от стремительно развивающейся гуманитарной научности конца ХХ века. Именно этот отрыв, кстати, и привел к той политике, горькие плоды которой мы сейчас вкушаем.
     Не извлечь урок из случившегося, еще раз с пренебрежением отвергнуть Сложное, заявив, что все оно "от лукавого", могут только силы, несущие на себе отпечаток мертвой обреченности. Это для них бытие меряется "надутостью" Существования, оторванного от Смысла. И как бы эти силы ни называли себя - коммунистами, демократами или националистами, - это все равно силы мертвенные и уходящие. Лишь Мертвое может радоваться тому, как раздувается Труп Существования, и видеть в этом раздувании чуть ли ни симфонию Бытия.
     
2. ИНАКОВОСТЬ
     
     Россия устроена иначе. Иначе понимает она Бытие, иначе понимает (и осуществляет!) Спасение. Эта инаковость не связана с одной только религиозной эпохой.
     Хотя, конечно, роль Православия в этой инаковости смыслового существования Российского Целого огромна и непреложна. Принципы понимания догмата о Троичности значат больше для вскрытия тонких закономерностей нашей бытийной субстанции, включая и субстанцию политическую, чем постоянно муссируемые агитационные отсылки к химерическому благополучию, которое уходит от нас тем дальше, чем больше о нем "камлают" на всех политических перекрестках. Наше Бытие слишком прочно связывают Жизнь и Спасение. Отбросить Спасение и оставить "жизнь как форму существования сытых тел" - это значит убить Жизнь, убить страну, убить общество.
     Знаменитое Филиокве - дискуссия об исхождении Святого Духа - многое заложила в русском понимании неотделимости Существования и Смысла, усилив неразрывность Троичности, отбросив то "субъект-объектное" разделение, которое на самом деле кодифицирует формула "и от Отца, и от Сына". У нас нет того превознесения Сына, к которому гордо апеллирует западный гуманизм, обвиняя Православие в косности, проявленной на Флорентийском соборе. А в этой "косности" обнаружилось интуитивное предвидение того, что раскол слитости земного и неземного начнется формулой Филиокве, расщепляющей Триединство на два Источника и исходящее от этих двух Сообщение.
     Следом за таким расщеплением начинается эрозия "нездешне-здешнего", "смысло-существовательного" единства. В "трещину" Филиокве начинает вползать догмат о чистилище - об экстерриториальном пространстве, которое как бы и не принадлежит Смыслу и Антисмыслу, являясь в этом случае "концентратом" Существования как такового. Отсюда уже лишь один шаг до протестантского отбрасывания сферы Смысла в бесконечную даль, один шаг до разрыва Смысла и Существования, до безблагодатности Бытия. Сделали этот шаг - следующий неизбежно ведет к чистой апологетике Существования, к тому, что грубо и ложно именуется материализмом.
     Цепь этих шагов образует тонкую, но непреложную основу того, что называется "Большой Модернизацией". И это разделение началось не в 17-м и 18-м веках! Оно имеет тысячелетнюю историю, записанную в ядре культуры. Это адресует и к дохристианскому, и к постхритианскому (коммунистическому) этапу жизни России, развития ее смысло-существовательной целостности. Здесь (как и на Западе, выбравшем Большую Модернизацию) есть то Единство, в котором эпоха доклассических религий, эпоха религиозной классики и эпоха как бы отброшенной религиозности соединены в единое целое.
     В этом неумолимом, объективном, записанном смысловыми знаками на кодах культуры Тонко-Реальном, адресующем не к вере, а к современной гуманитарной научности, - свидетельство принципиальной немодернизируемости Российской действительности. Глупо и преступно именовать ее "контрмодернизационностью" или неисправимой реакционностью. Глупо и преступно видеть в ней презумпцию "исторической виновности" России, ее антизападности.
     Глупо и преступно это всегда - и в эпоху Де Кюстина, и в эпоху Янова и Бжезинского, и в эпоху Отрепьева, и в эпоху, когда генерал "упал-отжался" начинает рассуждать о столетиях зла, сконцентрированных в Кремле. Глупо и преступно говорить о "варварской Московии", предательски объявлять ялтинского союзника "империей зла", "криминально демонизировать" нынешнюю, кризисную, как никогда, российскую действительность.
     И все же особая глупость и преступность подобной подмены, объявления Большой Альтернативности - Контрмодернизационностью, спасенной духовной западности - антизападностью, обнаруживается именно сейчас - в эпоху, когда путь "большой модернизации", который выбрал для себя Запад, окончательно обозначил свою ущербность и уязвимость (что вовсе не означает, что на этом пути не было величайших открытий и грандиозных свершений).
     Сейчас, когда пафос Большого Модерна снят, когда его место занимает формула "трех П" - Постмодернизма, Постиндустриализма и Постисторизма - тому Западу, который выбрал Большой Модерн и проиграл его вместе с Большим Гуманизмом - надо, как никогда, "молиться" на Россию, сохранившую в своем смыслосуществовательном единстве некий потенциал западной альтернативности, основанный на идее Пути, на идее возможности спасаться через динамику Бытия, погружаясь в драгоценную субстанцию исторического процесса.
     Именно альтернативное должна просветлять, выявлять, вспоминать и культивировать Россия, если она хочет не потерять Большой Смысл. А потеряв его, она разрушит себя, предаст свое прошлое и свое будущее во имя жалкого прозябания в псевдонастоящем, в отпадении и безвременьи. Альтернативное должен судорожно и трепетно высматривать и благословлять в России весь мир, и прежде всего тот Запад, который с ее падением - проиграет последнее.
     И это Альтернативное, проходящее через тысячелетия российской истории, истории всего нашего Срединного Севера, всего нашего смыслового континента (еще раз подчеркнем, не столько и не только географического) мы должны и обязаны искать в великом красном этапе своей истории, в эпохе красного империума - СССР.
Остальная часть текста по ссылке:
http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/97/205/2_all.html#2nd_link

От Мак
К Круг (23.08.2001 17:57:40)
Дата 26.08.2001 21:57:22

Досье на Кургиняна

Это враги писали, но интересные детали есть. Интересно также какие теперь досье на людей в Интернете лежат. До сих пор таких не видел.

http://www.ticker.ru/vi/kogot/kurginya.htm
http://www.compromat.ru/main/kurginyan/a.htm


КУРГИНЯН СЕРГЕЙ ЕРВАНДОВИЧ,

14.11.49 г.рожд.,урож. г.Москвы,
проп. г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 23, кв. 239, тел.
930-01-17, паспорт III-МЮ N 741697 выд. 24.08.76 г. 46 отд. мил.
г. Москвы. Прибыл в указанную квартиру 16.05.95 г. к жене - МАМИ-
КОНЬЯН МАРИИ РАЧИЕВНЕ, 1950г.р., паспорт: XVIII-МЮ N 596127 выдан 120 о/м 06.01.79 г. В квартире так же проживает его дочь: КУРГИ-
НЯН ИРИНА СЕРГЕЕВНА, 02.10.77г.р., паспорт: VII-СБ N 563461 выдан ОВД "Гагаринский" 07.09.93г., до февраля 1982 года была прописа-
на: Москва, ул.Кедрова, 20-12.
В этой же квартире были прописаны родители жены:
Отец: МАМИКОНЬЯН Р.Г., 1914 г.р.
Мать: МАРКУС И.С., 1916 г.р.
По месту жительства Кургинян с соседями не общается, харак-
теризуется как высокомерный человек, пользуется автомашиной (ино-маркой), предположительно марки "Вольво".
Прежде Кургинян был прописан: г. Москва, Госпитальный Вал,
д.5, кор.3, кв. 61, тел. 360-38-45 . До переезда новый адрес, там
значился некто МАМИЕВ Р.Г., одна из его деловых связей.
Кургинян член КПСС с 1987 г., образование высшее, кандидат
физико-математических наук (1978 г. "Теория устойчивости, управ-
ление сложными системами).
Его отец - профессор новейшей истории, специалист по Ближне-
му Востоку. мать - филилог, научный сотрудник Института мировой литературы им.Горького.
Кургинян в 1972 году окончил Московский геолого-разведочный
институт по специальности геофизика, в 1983 - театральное училище им. Щукина по специальности режиссура драмы.
По 1986 г. Кургинян работал старшим научным сотрудником в
лаборатории прикладной кибернетики. Автор более 10 научных работ.
Научные интересы: теория катастроф, математическая экономика, математическая политология, стратегическая теория игр, теория устойчивости сверхсложных систем.
В 1967 г. организовал любительский театр "На досках". С 1987 г., после присвоения коллективу статуса государственного театра,
Кургинян - художественный руководитель-директор театра "На досках" Главного управления культуры Мосгорисполкома.
В ноябре 1987 г. исполком Моссовета своим решением N 2622
создал Эксперементальный творческий центр на базе театра-студии "На досках" и предоставил ему комплекс помещений по Вспольному
пер. г.Москвы, открыв финансирование на их реконструкцию.
В январе 1989 г. Кургинян возглавил созданную Мосгорисполкомом на базе театра организацию нового типа - Эксперементальный
Творческий Центр. Деятельность и концепция Центра получили высо-
кую оценку МГК КПСС и Мосгорисполкома (Прокофьев). Положение об ЭТЦ одобрено комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при СМ СССР (С.Ситарян).
Решением исполкома Моссовета N 1345 от 11.07.89 г. (п.9) ЭТЦ
освобожден от отчисления прибыли в городской бюджет сроком на
1989-90 г.
ЭТЦ решением Моссовета выделен ряд зданий в Краснопресненс-
ком р-не, В частности особняки по Вспольному переулку и памятник
культуры д.6 по ул.Спиридововка (дом А.Блока).
Кургинян был членом комиссии по новым театральным формам Со-
юза театральных деятелей РСФСР и инициатором социально-экономи-
ческого эксперемента Театр-студия на коллективном подряде".
Михаил Шатров назвал его "любимым дитя 27 съезда КПСС".
Неоднократно выезжал по поручению идеологического отдела и подотдела национальных отношений ЦК КПСС во главе сформированной им междисциплинароной аналитической группы в Казань, Алма-Ату, Айзербаджан, Армению и Нагорный Карабах.
Кургинян - президент Экспериментального творческого центра при Мосгорисполкоме, впоследствии переименованного в "Международный фонд Корпорация "Экспериментальный творческий центр".
В настоящее время офис располагается по адресу: Москва, Садово-Кудринская ул.,д.22, тел. 200-17-34, 291-50-03, факс
200-17-54, секретарей зовут Светлана Ивановна и Маргарита Карловна. В этом же здании в помещении по тел. 291-50-03 находится (работает?) супруга Кургиняна. Рабочие кабинеты Кургиняна и его ближайшего окружения находятся на втором этаже здания.
Содействие в организации ЭТЦ Кургиняну оказал Прокофьев,
бывший в тот период секретарем исполкома Моссовета, а впоследс-
твии 1-й секретарь МГК КПСС.
Кургинян имел контакты с председателем Совета Министров
РСФСР в то время В.И.Воротниковым, поддержку ему оказал зав. отделом культуры СМ РСФСР А.А.Жирова.
Положение ЭТЦ зарегистрировано в Минюсте 04.07.91 г. за N
0174. Решению о создании ЭТЦ предшествовала докладная записка
Лукъянова по поддержке Комитета партийного контроля, Шахназарова
и Крючкова по постановлению совмина СССР (Рыжков) от 26.10.90 г. N 10.
Кроме театра-студии "На досках" (Кургинян) в ЭТЦ (на осень
88г.) первоначально выделялись:
- лаборатория современной культуры (М.Н.Эпштейн)
- лаборатория личностного роста (А.А.Пузырей)
- творческая мастерская "Экономика и социология перестройки"
(К.Г.Кагаловский - в настоящее время сотрудник холдинга Мена-
теп-Юкос)
- творческая фирма "Организационно-экономический инженеринг" (В.Ермолаев)
- лаборатория лазерной и видеотехники и аудиовизуальных
средств обучения "Эйдос" (М.С.Малкин - рук. СП Малком со своей милицией на таможенном терминале в Пушкино, где обнаружена большая партия оружия ?)
- театр-студия "Тембр" (Н.Косенкова)
- камерный оркестр и хор (В.В.Ерицян)
- лаборатория художест. фотографии "Дом" (С.И.Севастьянов)
- редакционно-посредническая группа (В Бабенко)
- редакционный совет по художественной литературе (Т.Толстая)
- социологическая лаборатория по прогнозированию социаль-
но-экономической напряженности (Ксения Мяло)
- архитектурно-проектная мастерская (Н.Голованов)
- творческая фирма "Интелектуальные технологии" (А.С.Нариньяни, г.Новосибирск). Данная организация при содействии ЭТЦ и при
посредничестве ВО "Росвнешторг" заключила договор с фирмой Оли-
ветти на поставку компьютерного комплекса. Интерес к деятельности
проявили ВАЗ, КамАЗ, Минчермет. ЭТЦ при посредничестве Росвнеш-
торг и Оливетти стремилась создать с фирмой "Ситко" электронно-полиграфический центр.
В деятельности экономической лаборатории ЭТЦ принимали учас-
тие Гайдар, Кагаловский, Кугушев, Ясин.
Строительное подразделение ЭТЦ - Расстегаев М.К.
Архитектурно-художественное - Голованов Н.И.
Проектно-строительная группа "Росток" - Пружинин А.З

В качестве специалистов ЭТЦ привлекались: С. Аверинцев (пи-
сатель, отмеченый фондом "Триумф" Березовского), Л.Аннинский, В.Библер, Л.Бобровников, А.Гнедовский, С.Долецкий, И.Кон, В.Ко-
тов, С.Кугушев, Л.Китаев-Смык, Т.Родина, А.Рубинштейн, К.Рудниц-
кий, А.Хараш, Р.Щедровицкий.
Первоначально желание сотрудничать с ЭТЦ Кургиняна выражали:
- Л.Додсон (университет штата Колорадо США)
- Ю.Курихара (генеральный секретарь Японской ассоциации афро-азиатских писателей)
- А.Кристобаль Перес (писатель, советник по культуре посоль-
ства республики Куба в Москве)
- Н.Лании (директор реабилитационных программ, институт "Эсален", США)
- Д.Мелвил (руководитель культурно-избирательной М.Дукакиса, президент Фонда искусств Новой Англии, США)
- С.Плеш (университет В.Пика, ГДР)
- Э.Поузи (фонд "Новая инициатива", Великобритания)
- И.Уайл (Северо-Восточный университет, США)
- А.Уокер (фонд "Файндхорн", Великобритания)
- Дж.Дэ-Фавери (архитектурно-проектная фирма "Коджиль", Италия)
- Дж.Файст (театр Раундебаут" США)
- Э.Холи (исполнительный директор массачусетского фонда ис-
кусств и гуманитарных знаний, США)
- Л.Хоскин (фонд "Гея", Великобритания)

Ранее в театре-студии "На досках" работал Багаряцкий Б.Б.,
который выступил одним из инициаторов создания "Независимой газеты". В начале 90-х годов Багаряцкий со скандалом отошел от сов-
местной с Кургиняном деятельности и стал обращатся в различные органы с требованиями привлечь Кургиняна к ответственности.
Активное участие в деятельности ЭТЦ принимает бывший управ-
ляющий Краснопреснеского отделения Сбербанка г.Москвы, ныне руководитель "Пресня-банка" Гончаров П.С.. Именно он предлогал вступление в ЭТЦ как возможность получить статус гос.организации, т.к. серьезные деловые люди в то время уже понимали, что время кооперативов проходит. Действовать с размахом, причем с выходом на международный рынок, можно только прикрывшись статусом гос.организации.
Раздавая своим подчиненым организациям статус государствен-
ных ЭТЦ Кургиняна привлек к себе различных лиц и их фирмы, полу-
чившие скандальную известность в России и за рубежом.
Так приказом по ЭТЦ за N 9 государственный статус получила
фирма "Биокор" возглавляемая Кузиным, который заявлял о своей
личной дружбе с Горбачевым, а впоследствии с Ельциным. Данная
фирма сумела в 1990 году при непосредственном содействии начальника ГИВЦ МВД СССР А.И.Смирнова (после увольнения из органов внутренних дел - начальник управления по работе с кадрами банка "Российский кредит") получить 8 млн. рублей, которые перевел зарубеж. Сотрудники Кузина с 90-х годов занимались экспортом оружия и стратегических материалов, а так же путем мошенничества обманули франкфуртский комерческий банк на 5 млн. марок.
Проблемы с правоохранительными и налоговыми органами так же
были и у образованной приказом по ЭТЦ за N 10 фирмы "НПО "ИМЭС".
Проблемы взаиморасчетов с бюджетом были и у образованной ЭТЦ фирмы "Росток".
Против деятельности ЭТЦ в самой категорической форме возра-
жали сотрудники Главного финансового управления Мосгориспокома
(зам.начальника Фетисова Анна Никитична, тел.251-4426, 251-1320),
выявившие в ходе проверок различные злоупотребления.

Кургинян стремился поддержать респектабельность ЭТЦ, его
структурных подразделений, видя его перспективы в будущем. И, ис-
ходя из задач, которые поставлены были перед ЭТЦ, имел реальные
шансы на это.
В качестве источников поступления денежных средств в концерн
ЭТЦ можно назвать бюджетные средства поступавшие через московский комитет по культуре, отчисления от доходов созданных при ЭТЦ фирм и процентов от их сделок, пожертвования и спонсорская помощь от
зарубежных источников, в том числе и средства полученные криминальным путем, т.е. "отмытые" деньги.
Имеется информация, что Кургинян состоял на связи у сотрудника 5 управления КГБ Королева (его заместителем был Стерлигов), который тесно связан с оружейной, алмазной и наркомафией.(?)
Кургинян выезжает и имеет зарубежные связи в Германии, Авс-
трии, Италии, Венгрии, Югославии, Сирии, Кипре, Индии, Анголе, Китае, Ираке и Иране, т.е. в странах покупающих оружие .
ЭТЦ через свои фирмы одноименный "Международный фонд", "Модес", "Аскор" пытается осуществить проникновение в нефтяную, оборонную, алмазную промышленность.
Так фирма "Аскор" в 1995 г. на $40 млн осуществила переработку алмазного сырья за границей в основном на предприятиях Ин-
дии и Израиля.
Ахмед Аль-Кайси возглавляет А/О "АСКОР", которое имеет офисы
в Москве и других государствах Юго-Востока и Европы и является
производителем изделий из драгоценных и полудрагоценных металов и камней, также является представителем Фирмы " ALWAM MARKETING ", Бахрейн по поставке дерева, метала и строительных материалов. Его жена Ирина Аяла работала у Г.Восканяна (бывший партнер О.Бойко).

Первоначально свои политические взгляды Кургинян высказывал
в прессе: "Литературная Россия" N 35 от 01.09.89 г., "Советская
Россия" N 6 от 07.01.90 г..
В открытой печати Кургинян придерживается позиции существующей власти, строго математически выделяя свои тезисы на пункты, и
в своих выступлениях постоянно драматизирует ситуацию, заставляя
воспринимать его информации в состоянии стресса. При этом он ис-
пользует упрощенно циничные выражения вместе с научно-математическими понятиями переносимыми в область социологии, что свидетельствует об уровне его образования, и боязни в неправильном понимании лицами, которым предназначается информация его позиции. В
публичных выступлениях Кургинян производит впячетление излишне
эмоционального и несовсем тактичного человека и до конца, часто перебивая собеседника или ведущего, чем пытается скрыть свою личную неуверенность и готовность согласиться с другим мнением.
Кургинян активно использует чужие идеи и исторический опыт
диктаторских структур. В тоже время выступая с позиции защитника государственности он невольно причиняет вред, той стороне, интересы которой он в данный момент защищает, неадекватно оценивая
складывающуюся ситуацию, и непредвидя всей полноты последствий выдаваемых им прогнозов и советов.
В период перестройки Кургинян развил активную деятельность
по выработке разного рода социально-политических прогнозов, в надежде найти поддержку результатам своих трудов. На этом поприще он стремился установить прочные контакты с ведущими на тот момент политиками и руководителями силовых ведомств, при этом в большей степени его интересовали перспективы дружбы с органами государственной безопасности. Впоследствии постоянно оказываясь среди
проигрывавших сторон Кургинян сумел сохранять свою лояльность органам государства.
Кургинян характеризуется деловым, инициативным человеком. По
сведениям имеет крепкие связи в правительственных структурах,
лично знаком с Б.Н. Ельциным, бывшим премьером правительства В Павловым и первыми лицами правительства Москвы. Является неофициальным консультантом Президента по вопросам геополитики.
Был близким советником премьер-министра Павлова, который подписал в январе 1991 г. Постановление о представлении Экспериментальному творческому центру (ЭТЦ), руководимому Кургиняном экстраординарных льгот и привилегий ("Ъ" N 17 (67) 04.91). Так в марте 1991 г. Павловым подписано секретное распоряжение N 200р,
пункт 4 которого разрешает корпорации создавать временные рабочие группы с привлечением в их состав лиц офицерского и начальствующего состава, а также предусмотривает по согласованию с Минобороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР прикомандирование для работы в корпорации лиц офицерского и начальствующего состава с оставлением
их на действительной военной службе в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими решениями Правительства СССР.
Также Кургинян был советником и у Хасбулатова.
Одно время он претендовал на роль лидера "правых" сил, являлся идеологом обострения ситуации в 1991 и 1993 годах. Накануне
вооруженного столкновения сторонниками Верховного Совета был 30.09.93 г., соратниками Баркашова изгнан из "Белого дома".
Накануне Президентских выборов при содействии Коржакова вхо-
дил в группу аналитиков предвыборного штаба и работал с Рогозиным.
В настоящее поддерживает связь с членом Конституционного су-
да Зорькиным, бывшим председателем КГБ СССР Крючковым, первым по-
мощником Министра внутренних дел Овчинским В.С., президентом Союза криминалистов РФ Эминовым В.Е. и бывшим сотрудником 8-го отде-
ла УВКР ФСБ РФ Шаваевым А.Г..
Имеется информация, что Шаваев после увольнения в 1993 г.
возглавил "Академию коммерческой безопасности" (т.928-10-15), которая занималась прикрытием финансовых афер. Шаваев совместно с
По непотвержденной в настоящее время информации Щаваев и Овчинский совместно с другими лицами реализовали партию наркотиков.
03.04.96 г. Шаваев совместно с подполковником налоговой по-
лиции П.Глебовым задержан с поличным в своем рабочем кабинете при получении взятки в сумме $ 38 тыс. от итальянской фирмы поставляющей ликеры "Васко-Россия". Однако уголовное дело в октябре 1996 года развалилось.
Фирма "Аскор-НС" создана при непосредственном участии АО
"Российская национальная служба экономической безопасности" (пре-
зидент АО - генерал-лейтенант службы внешней разведки России Леонид Шебаршин).
Овчинский В.С. (т.д. 137-09-90, т.р. 239-64-78, кремлевка
2-224-68) сын известного криминалиста, профессора Высшей школы МВД СССР, начал совместную деятельность с Кургиняном сразу после
образования ЭТЦ. В начале 90-х годов проходил по делу оперативной
проверки КГБ СССР в связи с несанкционированными контактами с сотрудниками изральских спецслужб (А.Либин Левав - Моссад, который посещал ЭТЦ где получал информацию).

При ЭТЦ действует политический клуб "Содержательное единство".

Каждый четверг проводится политсовет на котором присутству-
ют Кургинян, Шенин, Крючков, Зорькин, Китаев-Смык, Тарасов.(?)
Фактически, учитывая историю своего создания, ЭТЦ выступает
как "политическая крыша" демократического антифашистского движения и организованной преступности одновременно.

От Ростислав Зотеев
К Круг (23.08.2001 17:57:40)
Дата 24.08.2001 14:24:49

Кургинян и С.Г. Кара-Мурза - есть ли диалог ?

в свое время году эдак в 1997 в "Завтра" печатались подвалы из Куригняна на тему о "Красном смысле". Потом Кургинян ушел, появился Сергей Георгиевич .
При личной встрече я, помнится, затрагивал вопрос о взаимоотношениях мэтров, но ответа вроде ясного не было...
Кстати, вопрос Модераотру (И.Т.):нельзя ли было бы по примеру, скажем, всяких "яблок" организовать в какие-либо дни-часы прямые ответы на вопросы в Сети скажем СГКМ и Кургиняна.
На мой взгляд, Сергей Георгиевич много мощнее выглядит в смысле опубликованного /систематизированного, но Кургинян - диалогичнее, что ли, более привязан к текущему моменту и "кухне" игроков. Так ли это на самом деле-
прошу высказаться старожилов.