От Monco
К Катрин
Дата 26.08.2007 21:29:41
Рубрики Образы будущего; Идеология;

Опять имя Маркса поминают(пинают) всуе.

То рядом с Гитлером имя Маркса поставить, то "учение Маркса" рядом с "доктриной 90-ых годов"...

>Это хорошо видно на материале знакомого старшему поколению исторического материализма Маркса.

>Казалось бы, сама постановка задачи такого предвидения является ложной: из многообразия исторической реальности берется ничтожная часть сигналов, строится абстрактная модель, в которую закладываются эти предельно обедненные сведения - и на этом основании предсказывается образ будущей реальности.

Е-рун-да. Истмат начинается с кропотливого изучения конкретики, а не с отбрасывания большей части "сигналов". Это Вам не только любой башковитый марксист скажет, но и сами классики оставили на этот счёт предельно ясные указания.

>Здесь нет непосредственной возможности услышать глас Божий.

Сергей Георгиевич, Вы наверное первый человек во Вселенной, который пытался услышать в истмате "глас Божий" :-).

>Источник истины здесь принимает форму Призрака, который не может отвечать на вопросы, они лишь помогает их ставить. Так для Маркса был важен образ Отца Гамлета - как методологический инструмент. Образом Призрака Коммунизма, бродящего по Европе, он начинает свой "Манифест".

Как же так, Сергей Георгиевич! Прочитав три тома "Капитала", я почему-то не обнаружил там и тени тени отца Гамлета. Уж не спутали ли Вы Маркса со своими коллегами? Это только для руссссских философов, занятых обмысливанием термодинамического обоснования "третьего Рима", духи и призраки подойдут в качестве инструмента.

>Пророчеству, собирающему людей (в народ, в партию, в класс или государство), всегда присущ хилиазм - идея тысячелетнего царства добра.

А вот и свежеиспечённая замена историческому материализму: оказывается, что людей в партии и в классы собирают не реальые условия производства их жизни, а хилиастические пророчества.

>Отметим еще один важный канон в создании образа будущего. Хилиазм и надежда на избавление в светлом будущем сопровождаются эсхатологическими мотивами. К Царству добра всегда ведет трудный путь борьбы и лишений, гонения и поражения, возможно, катастрофа Страшного суда (например, в виде революции - "и последние станут первыми"). Будучи предписанными в пророчестве, тяготы пути не подрывают веры в неизбежность обретения рая, а лишь усиливают ее. Все идет по плану!

>Не раз отмечалось, что странная концепция Маркса об "абсолютном обнищании пролетариата" по мере развития производительных сил при капитализме явно противоречила и исторической реальности, и логике. Но в его апокалиптической модели такое страдание пролетариата перед Страшным судом было необходимо. Клеточку "периодического закона" надо было заполнить.

А британскими фабричными инспекторами, отчёты которых в синих книгах составили основу ссылочного аппарата Маркса в I-ом томе "Капитала", тоже двигали эсхатологические мотивы?

P.S. Ещё раз о "призраках". Прочитав "Немецкую идеологию", я склонен полагать, что М&Э вставили в "Манифест коммунистической партии" слова о "призраке коммунизме" не случайно и не без улыбки, имея в виду многочисленных немецких "истинных социалистов" и младогегельянцев, которые превращали человеческую историю из истории индивидов в историю призраков и духов.

От Monk
К Monco (26.08.2007 21:29:41)
Дата 26.08.2007 22:47:11

Re: Опять имя...

>>Не раз отмечалось, что странная концепция Маркса об "абсолютном обнищании пролетариата" по мере развития производительных сил при капитализме явно противоречила и исторической реальности, и логике. Но в его апокалиптической модели такое страдание пролетариата перед Страшным судом было необходимо. Клеточку "периодического закона" надо было заполнить.
>
>А британскими фабричными инспекторами, отчёты которых в синих книгах составили основу ссылочного аппарата Маркса в I-ом томе "Капитала", тоже двигали эсхатологические мотивы?

"Синие книги" никак не доказывают тезис "об абсолютном обнищании пролетариата по мере развития ПС". Ваше замечание про "эсхатологические мотивы" английских инспекторов не имеет смысла.

От Monco
К Monk (26.08.2007 22:47:11)
Дата 26.08.2007 23:10:44

Re: Опять имя...

>>>Не раз отмечалось, что странная концепция Маркса об "абсолютном обнищании пролетариата" по мере развития производительных сил при капитализме явно противоречила и исторической реальности, и логике. Но в его апокалиптической модели такое страдание пролетариата перед Страшным судом было необходимо. Клеточку "периодического закона" надо было заполнить.
>>
>>А британскими фабричными инспекторами, отчёты которых в синих книгах составили основу ссылочного аппарата Маркса в I-ом томе "Капитала", тоже двигали эсхатологические мотивы?
>
>"Синие книги" никак не доказывают тезис "об абсолютном обнищании пролетариата по мере развития ПС". Ваше замечание про "эсхатологические мотивы" английских инспекторов не имеет смысла.

Так и замечание Кара-Мурзы, что концепция Маркса вызвана эсхатологическими мотивами, ни чем не доказана. Зачем Сергей Георгиевич станет "опускаться" до спора с Марксом или с "синими книгами", если среднестатистический читатель, подготовленный предыдущим изложением, слопает подобное заявление совершенно некритически.

От WFKH
К Monco (26.08.2007 23:10:44)
Дата 27.08.2007 05:55:05

9. и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

Консолидарист.

>Так и замечание Кара-Мурзы, что концепция Маркса вызвана эсхатологическими мотивами, ни чем не доказана. Зачем Сергей Георгиевич станет "опускаться" до спора с Марксом или с "синими книгами", ...

Уважаемые спорщики!
Надо-же учитывать, что формат статьи не позволяет дать развернутое толкование всех терминов и каждого утверждения в отдельности.
Мне тоже не все понравилось, но воспринимая общую векторную направленность движения мысли, можно признать, что сделано еще несколько шагов в верном направлении "избавления от стереотипов" восприятия, мышления и сознания.

По поводу "доказательства". Животные и люди на примитивном уровне социальной организации воспринимают обстоятельства своей жизни безропотно, как данность. С развитием орудий труда, технологий, языков, письменности и социальной организованности появляются возможности значительного влияния отдельных личностей на интенсивность и направленность исторически значимых событий.

Такая возможность предоставляется только личностям, которые вопреки даже собственным пессимистическим прогнозам сохраняют уверенность в актуальности и социальной необходимости тех открытий (откровений) которые им удалось совершить в той или иной сфере познания.
Кто-то изобрел колесо и первым осознал преимущества его использования, другой придумал способ измерения времени с помощью песочных часов и т.д.

Маркс и Энгельс привнесли в теоретический багаж социальных знаний не очень много новых идей. Значительно больший вклад они сделали в процесс систематизации, казавшихся разрозненными, утверждений и научных данных в единую и логически последовательную социальную концепцию.

Такие люди, которые посвящают большую часть своей сознательной жизни служению делу (миссии), как они считают - необходимому другим людям, осознанно приносят в жертву свое (семьи, других близких людей) бытовое, экономическое и социальное благополучие или даже саму жизнь.

Практически каждому из них приходится однажды делать выбор, аналогичный:
""
8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9. и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
""
"Надежда умирает последней!"- это означает, что каждый человек жив только до тех пор, пока сохраняет надежду на более лучшее и светлое, если не для себя, то для детей и потомков. Только широта кругозора и масштаб мышления у людей разные.

Корыстные эгоисты не станут жертвовать своими интересами ради "призрачного" благополучия кого-то, в какой-то отдаленной перспективе. Другие более или менее ясно понимают, что без повышения благополучия социума, личное благополучие становится призрачным - не надежным.

Все знают, что умрут или погибнут, все слышат пессимистические прогнозы и предсказания, но никто не хочет с ними соглашаться, а некоторые что-то или многое делают против их реализации.
Поэтому, альтруистическое подвижничество не является редкостью, а среди стимулов к активной социальной деятельности занимает одно из ведущих мест.

Гармония - реализуемая функциональность.