От IGA
К Мак
Дата 28.08.2007 21:41:29
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Компромисс;

КПРФ: вчера, сегодня, завтра. В преддверии выборов

http://www.polit.ru/analytics/2007/08/21/kprf.html
<<<
КПРФ: вчера, сегодня, завтра. В преддверии выборов
Интервью с Ильей Пономаревым

Часть 1

Все более странные сигналы в последнее время поступают с левого фланга нашего политического спектра. Традиционная критика «антинародного режима» со стороны КПРФ сопровождается призывами к проведению экономической политики, которая и так этим «режимом» проводится, зато реальные акции рабочих практически не находят в этой партии отклика, какие-то попытки обновления 2002 – 2003 годов, кажется, не только прекратились, но вылились в очень традиционную для наших коммунистов борьбу с разнообразными оппозициями и уклонами, главным фронтом теперь является борьба со «Справедливой Россией», настойчиво предлагающей КПРФ объединиться и постепенно оттягивающей активные элементы партии, и… с «оранжевой революцией», перспектива которой пугает КПРФ, кажется, куда больше, чем «Единую Россию», отдельные высказывания и действия коммунистических функционеров создают ощущение все более странного идеологического коктейля в их головах. Чтобы разобраться в происходящем, мы побеседовали с рассказывавшим нам в свое время много о потенциале обновления КПРФ одним из лидеров Левого фронта Ильей Пономаревым. Беседовали Дмитрий Ицкович и Борис Долгин.

Начнем с главного: что такое КПРФ сейчас?

Хороший вопрос… Недавно на эту тему была очень хорошая статья с рассуждением о том, что КПРФ – это такое религиозное движение, со своими адептами, верующими в некоторый набор символов и знаков, исходя из которых они чувствуют общность друг с другом. Большинство участвует в нем так же, как в западных странах люди ходят в общества анонимных алкоголиков или жертв изнасилования – в психотерапевтических целях. К счастью или нет, но это большинство становится все более неустойчивым по объективным причинам.

Ему противостоит меньшинство настоящих борцов, активных людей, в основном молодых (хотя среди них немало и представителей старшего поколения). В основном они стоят на левых позициях. Для них коммунизм – не вера, а научная доктрина. Эти люди понимают и знают то, чем они занимаются, у них есть серьезный и философский, и экономический багаж. И они действительно хотят изменить общество, причем имеют определенное видение своего идеала. Как я уже сказал, таких людей, к сожалению, пока меньшинство, и конфликт между ними и «верующими», собственно, и задает на данный момент внутреннюю обстановку в партии.

Этим конфликтом активно пользуется небольшая прослойка партийных функционеров, которые делают из него бизнес, иногда политический, иногда и экономический. Как правило, впрочем, это мелкие политические уступки либо личные привилегии, потому что если бы эти люди умели делать экономический бизнес, они давно были бы не в КПРФ, а в крупных компаниях или госструктурах. В начале 90-х они, собственно, не попали туда не потому, что не хотели, а потому, что не сумели. Они активно манипулируют «верующим большинством», стараясь не допустить левых к рычагам управления партией.

КПРФ, наверно, признает резолюцию Х съезда РКП (б) о запрете фракционности?

Да, безусловно. Это одна из основ внутрипартийной дисциплины: образование фракций запрещено. К сожалению, потому что существование фракций было бы, на мой взгляд, сейчас очень полезным для партии – оно подстегнуло бы внутреннюю мысль, придало бы динамику организации. Но руководство партии никогда на это пойдет, прикрываясь авторитетом великих революционеров.

Это связано с политическим бизнесом?

Это связано, скорее, с монополией Геннадия Андреевича на власть. Возникновение фракций – это автоматически возникновение альтернативных лидеров.

А как вообще воспринимается постоянное нахождение во главе Зюганова? Генсек должен меняться только со смертью? Понятно, почему Жириновский – всегда лидер партии Жириновского, понятно даже, почему Явлинский лидер партии, которая называется «Яблоко». Но КПРФ – это все-таки КПРФ, а не «ЗюМельКа».

КПРФ, вопреки мнению многих – едва ли не самая здоровая партия из всех действующих в России. В ней присутствует реальная, а не показная внутрипартийная демократия. Лидер действительно является выразителем интересов большинства коммунистов, а не наоборот. Большинство членов КПРФ, большинство в «первичках» реально поддерживает Геннадия Андреевича – это является «медицинским» фактом. Вопрос только – это почитание паствой своего первосвященника или уважение последователями своего лидера? К сожалению, скорее первое, чем второе. Это определяется тем самым раскладом сил в КПРФ, о котором мы говорили выше.

На закрепление подобного положения дел работает вся система внутрипартийных СМИ. Это для «внешних» задач она плохо приспособлена; для расширения электората, для привлечения новых людей – но для работы «внутрь» организации, для пропагандирования уже существующих членов она работает очень хорошо. «Советская Россия», «Правда», целая сеть региональных СМИ общим тиражом – не предвыборным, а регулярным, заметьте – более миллиона экземпляров, все это внутренние СМИ, которые пользуются абсолютным доверием рядовых коммунистов и постоянно работают на укрепление власти Геннадия Андреевича, и сам Зюганов это, на самом деле, очень хорошо понимает. Газеты давно перестали быть для партии инструментом агитации; они работают как управленческий механизм. Кстати, поэтому для руководства партии электронные СМИ, смысл которых в другом, малоинтересны.

На эту ситуацию накладывается недоверие к «внешним» СМИ…

Да. И это недоверие только усиливает влияние к «внутренним».

Очень показателен один эпизод, случившийся около года назад. Тогда Валентин Чикин, главный редактор «Советской России», газеты, которая называет себя «народной», но на самом деле как раз и является качественным партийным изданием, почти разругался с Зюгановым – последний колебался, давать ли главреду место в следующей Думе. На 70-летие издания, где-то в районе 7 ноября, все ожидали праздничный номер с передовицей Зюганова. Вместо этого «Советская Россия» демонстративно вождю в этом номере слова не дала, а поставила главным материалом статью молодого коммуниста Армена Бениаминова, героя, водрузившего красное знамя на Государственную Думу. После этого все руководство партии перестало с Арменом здороваться, для него эта статья стала «черной меткой». В течение нескольких месяцев его выдавили отовсюду, настолько, что ему пришлось сняться с учета из родной Псковской парторганизации и встать на учет в Москве, где гуляет дух фронды по отношению к партийным вождям.

Зюганов намек на то, кому он обязан своей поддержкой в партии, понял. Чикина буквально через месяц «перекупили». До этого газета «Советская Россия» ни копейки денег от партии не видела, тем более что она была одна из немногих самоокупаемых газет в стране. А тут им подкинули деньги, помогли отремонтировать помещение, Геннадий Андреевич тут же дал гарантии Валентину Васильевичу, что его включат в список на проходное место и т.д.

Какова была цена вопроса?

Это маленькая цена. КПРФ вообще недорогая структура благодаря своим бескорыстным активистам, чем так бессовестно пользуются всякие проходимцы. Сколько может стоить ремонт? Я думаю, уложились в несколько сот тысяч долларов. Но главное – это место для Чикина в следующем составе Госдумы. Вообще было грустно смотреть, как этот уважаемый человек пошел и продолжает сейчас идти на целый ряд компромиссов со своей совестью, поддерживает борьбу с мифическими неотроцкистами за думское кресло.

Но думский мандат – уже большая цена.

Это большая цена, хотя и не материальная. Во всяком случае, для Чикина (если, конечно, не считать разные мелкие социальные блага типа поликлиники и т.п.).

Однако котируемая.

Котируемая, но условно. Если бы в КПРФ продавалось почти 100% мест, как у Жириновского, тогда это была бы фиксированная цена.

В КПРФ не 100% мест продается?

Безусловно, нет. В КПРФ продается, как правило, по одному месту в региональном списке. Сейчас, учитывая новый закон о выборах, будет продаваться 10-15 гарантированно проходных и 15-20 «полупроходных» мест. Иногда возникают странные люди, которые недорого покупают и твердо непроходные места.

А сколько в среднем в регионах проходных мест у КПРФ?

В эту Думу от КПРФ прошло 54 человека, если я не ошибаюсь; 4 одномандатника и остальные – по списку. В следующей Думе, я думаю, фракция будет больше, потому что одномандатников не будет, будут только партийные списки, а в мажоритарных округах КПРФ, потерявшая своих главных харизматиков и испытывающая сильное административное давление, все больше проигрывала. Думаю, что будет мест 70 в следующей Думе. Моя оценка, что из этих 70 мест 20 будут коммерческими.

На выборах 2003 г., которые были очень удачными с точки зрения продажи мест, потому что КПРФ была на подъеме и все стояли в очереди, чтобы дать партии денег, было поднято, по моим сведениям, $24 млн. от продажи мест. Это была одна из самых больших цифр такого рода среди всех политических партий. Правда, почти все деньги были выкинуты на ветер, но это другой вопрос. Так вот, тогда тоже порядка 20 человек были «коммерческими».

Был такой дешевый список?

В прошлой Думе региональное место в любой партии стоило $1 млн. Если кто-то платил больше – он переплачивал или страховался.

А в этом году?

В этом году будет доходить до $5 млн.

И у КПРФ?

Думаю, что КПРФ будет продавать с большой скидкой, учитывая свою репутацию с прошлого раза. Кроме того, целому ряду обиженных в 2003 году бизнес-структур предложили провести своих людей не на рыночных условиях.

И продадут они мест где-то на $100 млн.?

По тем людям, которые покупают места, я вижу, что если в прошлый раз это были представители исключительно крупного бизнеса, то сейчас это представители средних предприятий, которые просто не в состоянии пробиться на места в других партиях. Чаще всего за ними числится криминал и требуется неприкосновенность; либо по другой причине надо спрыгнуть. Потому что другие партии сейчас говорят: «Людей с деньгами много. Надо еще заслужить право купить у нас место». А КПРФ всем рада.

Так что думаю, что ваши 100 млн. – явное журналистское преувеличение. Надо не забывать, что КПРФ после кампании 2003 года очень сильно потеряла доверие у бизнеса, т.к. очень большое количество людей, стоявших в списке, не прошли. Расчет был на 20% голосов, а получили 13%, партия провалилась. Предприниматели стояли на вторых местах в региональных списках, кое-где даже на третьих, а прошли только первые. Возникли скандалы, КПРФ пришлось часть денег вернуть. Правда, вернули только тем, кто Зюганову угрожал физической расправой – было несколько горячих парней, которые намекали вождю, что, конечно, политических убийств в России было не так много, но зато насколько поднимется рейтинг КПРФ, если «замочить» лидера!.. Мол, нельзя ли отбить деньги таким образом?

Кроме того, до появления «Справедливой России», на мой взгляд, была вообще серьезная вероятность того, что КПРФ опустится ниже 7% барьера и не пройдет в Государственную Думу. Все к этому шло.

Другие партии тоже не возвращали или это только зюгановская манера?

Я так понимаю, что таких сильных пролетов больше ни у кого не было. Жириновский, напротив, старался не провести лишних, чтобы не подрывать свой бизнес.

Т.е. Зюганов проявил себя…

В бизнесе говорят: кидала. На самом деле – продать места у них духу хватает, а ответить за содеянное или хотя бы просто по-хозяйски распорядиться вырученными средствами, а не по карманам распихать, – нет.

А почему не сделали так, как делает в некоторых случаях, например, «Единая Россия»: с отказом первого номера проходит второй? Ведь это внутрипартийный механизм, который можно запустить без привлечения ЦИК.

Был такой прецедент. Ю.П. Белов, лидер националистического крыла КПРФ, отказался от своего места в пользу питерского фармацевтического магната Афанасьева, который примерно через месяц после избрания перешел во фракцию «Единая Россия». Аналогичный прецедент был в Московской области, но не в этом составе, а в предыдущем. Тогда был отказ в пользу господина Игошина, который так же перешел в «Единую Россию» и сейчас возглавляет кировское отделение этой партии. Так что прецеденты были.

Недавно был еще в Перми уникальный случай, когда первый секретарь обкома КПРФ, соответственно, глава фракции, отказался от своего мандата. А по региональному закону в таком случае следующий мандат переходит не следующему коммунисту, а распределяется между другими фракциями. Поэтому после отказа этот мандат перешел во фракцию «Единая Россия» региональному директору «Реновы», который за это и заплатил. Получается уникальный прецедент продажи мандата из одной фракции в другую. А поскольку после этого по регламенту численность фракции компартии снизилась ниже допустимого предела, это значит, что был продан не просто мандат депутата, это была продана фракция целиком, после этого само существование фракции КПРФ в региональном заксобрании оказалось под вопросом.

Сколько это стоило?

Не очень много по меркам крупного бизнеса. Я думаю, значительно меньше миллиона долларов. Ну, человек немолодой, на пенсию пора.

Но это все, я так понимаю, частная инициатива. А как устроены финансы КПРФ как организации?

На данный момент в КПРФ есть три основных источника доходов. Это членские взносы, госфинансирование и спонсорские деньги на выборах.

С членскими взносами ситуация в последние годы сильно улучшилась, в этом надо отдать должное т. Кашину, отвечающему за эту работу. Эти поступления составляли основу партийного бюджета вплоть до начала госфинансирования (членские взносы составляют 1% от дохода коммуниста). Этим КПРФ сильно отличается от других партий и движений.

Другая особенность КПРФ заключается в том, что она не умеет зарабатывать денег между выборами. Например, ведение системной профсоюзной деятельности это не только отстаивание интересов больших рабочих коллективов, но и постоянный источник доходов (для многих левых организаций это ключевой вид деятельности). Регулирование деятельности крупных предприятий и целых отраслей – тоже важная статья дохода. Международные проекты с левыми лидерами, например с Чавесом – могли бы работать в партийных интересах, тем более что те же венесуэльские товарищи это предлагали.

Единственные, кого я знаю в КПРФ как грамотных лоббистов (в хорошем смысле слова), работающих над отстаиванием интересов российской оборонки – это окружение Ю.Д. Маслюкова. Они же яростно боролись против вступления России в ВТО, делая это не только на митингах, но и используя те властные рычаги, которые дает Госдума. К сожалению, это исключение из правила, и большинство других депутатов фракции либо не умеют ими пользоваться, либо примитивно гребут под себя. Но «под себя» люди умеют отгрызать квартиру, машину, дачу, что-то – под свое предприятие. А интересы отраслей, больших трудовых коллективов или социальных групп отстаивать не умеют.

Впрочем, есть и другие примеры. Так, был еще в КПРФ лоббист группы «Альфа» Леонид Маевский. Долгое время он числился коммунистом, но занимался исключительно телекоммуникациями в интересах этой крупнейшей ФПГ. В итоге в 2003 году, когда руководство КПРФ его грубо кинуло, не предоставив то место, за которое «Альфа» уже заплатила, он со скандалом вышел из партии. В результате спровоцированного нечистоплотным поведением партийного руководства скандала г-н Маевский раскрыл всю подноготную отношений высших лиц партии с Березовским, что известно как повлияло на исход выборов.

Речь идет о визитах к нему в Лондон?

Ну да. Это же была блистательная «спецоперация». С одной стороны, у беглого олигарха попросили денег (и даже немного получили – правда, совсем в частном порядке). С другой стороны, тут же донесли сами на себя в Администрацию, чтобы те испугались и дали еще больше денег, в обмен на обещание не иметь дел с Березовским. Правда, что в Кремле, что в Лондоне тоже оказались не лыком шиты – и дружно слили все контакты в СМИ. В итоге КПРФ оказалась, конечно, с деньгами, но в дерьме по уши. И вдвойне обидно, что эти средства оказались направлены не на борьбу, а на неудавшееся спасение разворованной корпорации «Росагропромстрой», после чего ряд детей руководителей стал еще богаче, а партия – еще беднее.

Вот сейчас и думаю – столько сил было положено на борьбу с Семигиным, с «кротами», пытавшимися на деньги Дерипаски скупить партийную верхушку в своих интересах, а что получили? Еще более плотный контроль из Кремля, причем абсолютно бесплатно.

Здесь есть какое-то противоречие. Если КПРФ находится под контролем каких-то внешних сил – под Кремлем, под бизнесом, под «всемирным заговором», не важно – то откуда подобная борьба? Если нет, то в чем претензии, разве это не часть нормальной политической деятельности?

Понимаете, КПРФ при Кремле – это Киса Воробьянинов при Остапе Бендере. Т.е. немного жалкая, немного смешная, со своими принципами – «никогда Воробьянинов не протягивал руки!», которая может иногда встать в позу – «торг здесь неуместен!», но всегда концессионер остается при этой власти, вроде бы и не нужный, но без которого неудобно, да и просто скучно.

Посмотрите на всю историю КПРФ. Она всегда убаюкивала себя иллюзией наличия собственной воли, но всегда помогала строить «новую российскую государственность». В 1993 году Зюганов помог усмирить защитников Белого Дома, и КПРФ легитимизировала Конституцию и первый парламент. В обмен она заняла место гораздо более крупной на тот момент времени РКРП в качестве компартии №1.

В 1996 году за отказ от отстаивания своей победы КПРФ отдали половину губернаторских постов.

В 1998 году за невывод людей на улицу во время дефолта КПРФ приняла участие в формировании коалиционного правительства Примакова-Маслюкова, просуществовавшего ровно то время, которое было необходимо для ликвидации последствий кризиса и перехода к стремительному экономическому росту.

В 2000 году за поддержку Путина КПРФ дали сформировать коалицию с «Единством» в Госдуме, на два года превратив ее в правящую партию, что никак не повлияло на логику ее действий…

Так что КПРФ как партийный институт с середины 90-х гг. не заинтересована в том, чтобы брать власть?

Да, конечно. Она просто не может – взять власть означает радикально изменить собственный аппарат, а это смертельно для целого ряда влиятельных функционеров.

И, собственно, в 1996 году не Ельцин победил, а Геннадий Андреевич очень не хотел, очень боялся?

Здесь сочетание нескольких факторов. Во-первых, вне всякого сомнения, Геннадий Андреевич боялся. Он вообще не боец по своему характеру. Но перегибать палку и говорить, что ему в 1996 г. заплатили за то, чтобы он отказался от победы на выборах – я в это тоже не верю. Я думаю, что было сочетание кнута и пряника. Кнутом было соображение: «Если будешь настаивать, мы тебя сейчас интернируем, введем чрезвычайное положение, и все равно все будет по-нашему». А пряником было предложение проявить «государственное мышление», быть человеком, которому нужны не великие потрясения, а великая Россия – тезис Столыпина, столь близкий по характеру Зюганову. Кроме того, были обещаны губернаторские кресла.

Но вернемся к Воробьянинову. Двойственность позиции партийного руководства лучше всего проявилась в начале правления Путина. Напомню, что с первых же дней КПРФ поддерживала сначала нового премьера, а потом и президента. В Госдуме III созыва партия разделила все посты с «Единством». На одной из встреч в Кремле Путин даже предложил Зюганову сформировать двухпартийную систему; условием было переименование КПРФ в РСДРП. Геннадий Андреевич усмотрел за этим – нет, не идеологический наезд – угрозу банальной подставы, когда он условие выполнит, а другая сторона его кинет. Так что сделка не состоялась, и через какое-то время Путин КПРФ «слил».

Кстати, почему?

Потому что лояльность губернаторского корпуса, чьи интересы представляло «Отечество» в эпоху строительства вертикали власти, была важнее. «Отечеству» надо было дать посты в Думе. А каким еще образом это можно было сделать? Только выкинув коммунистов – чисто аппаратная история. Кроме того, к 2002 году уже заканчивалась конструкция времен Ельцина, когда Кремлю надо было с кем-то договариваться о чем-то. С КПРФ всегда можно было договориться – но только зачем, когда остальным достаточно было приказать?

Зюганов сначала сильно испугался, особенно когда Селезнев заговорил про РСДРП – он-то был в курсе предложения президента и хотел занять эту нишу. Только вот силенок не хватило, так что вплоть до Миронова ниша оставалась свободной. Но Зюганов поневоле начал реальное противостояние с властью.

Так возникло время реальной оппозиционности КПРФ. Собственно, мой приход в партию был связан именно с этой ситуацией. А тут, интересное дело, рейтинг-то у КПРФ начал расти! У вождей тут же пробудился интерес к оппозиционной борьбе. Я хочу напомнить, в феврале 2003 г. был один ВЦИОМовский опрос, который давал КПРФ на выборах 30%, а «Единой России» - 14%. И Геннадий Андреевич потирал руки: 30% за год до выборов означают, что к выборам будет 40%, а с учетом перераспределения мест – вот вам и большинство в Думе. Да и случившаяся в то же время борьба с захватом партии со стороны Администрации (точнее, Дерипаски) в лице Семигина только доказывала – нас боятся и уважают.

Мы тогда готовили различные предложения к выборам, предполагалось некое обновление образа партии, которое журналисты окрестили «upgrade КПРФ». Но где-то к марту 2003, после Пленума, на котором впервые дали бой раскольникам (и победили, к своему вящему удивлению), головокружение у вождей от успехов оказалось таким, что они решили, что им это все не нужно: «Зачем тратить деньги, когда у нас и так все хорошо». И на этом реализация всех прогрессивных идей была свернута, и ограничена партийным интранетом вокруг КПРФ.ру, да еще масштабным рок-концертом 1 мая 2003 года на Лубянской площади.

А когда произошло закономерное поражение в декабре 2003, маятник качнулся в противоположную сторону. Геннадий Андреевич тут же побежал в Кремль «сдаваться» и даже не выдвинулся на президентских выборах, не поддержал идею единого кандидата на президентских выборах, чтобы, не дай бог, не поссориться с властями.

Всю первую половину 2004 г. шли вязкие переговоры. Апофеозом был Х съезд, на котором Геннадию Андреевичу окончательно показали, что его могут просто заменить на позиции лидера компартии. С этого момента Геннадий Андреевич окончательно перестал проявлять какую-либо оппозиционность, выторговав себе в качестве резервного варианта должность посла (первоначально звучала Куба, но в последнее время как-то все больше говорят о Венесуэле).

Если КПРФ на сегодняшний день так ловко и конкретно контролируется Администрацией президента, зачем идет постоянная конкуренция?

Я не вижу сейчас никакой конкуренции с коммунистами.

Т.е. никто у них ничего не хочет отбирать, пусть у них будут свои 14%?

Я думаю, что КПРФ даже больше дадут. Это очень удобно. Она ведь – «оппозиция его величества», которая…

Легко покупается?

Ее не надо покупать. Зачем ее покупать? В этом вся прелесть.

Что такое КПРФ? Граждане хотят оппозиции – вот она. Компартия организует отличные многотысячные митинги по всей стране, которые никакой «Единой России» и не снились. Реально выходят люди и т.д. При этом абсолютно безопасно – ведь ничего конкретного они не сделают.

Вот, минимум дважды в год 10000 человек проходят мимо Госдумы. Если бы во главе стоял не Геннадий Андреевич, а кто-нибудь другой, и он бы скомандовал этой многотысячной толпе при прохождении по Манежной площади: «Пошли на Кремль» – они бы очень легко смяли милиционеров. Там стоят не такие большие силы ОМОНа, а эти старушки-пенсионерки – страшная сила. Но ведь не скомандует никогда, потому что это не нужно.

Зюганов инстинктивно боится любых революционных потрясений и вообще любых потрясений, для него государство – это высшая ценность. Он хороший человек из Орловской глубинки, он реально любит Россию, березки, русских, уважает национальную культуру, поет народные песни – неплохой мужик. Просто к коммунизму, к классовой борьбе он не имеет никакого отношения.

Как видит Зюганов будущее партии? Хорошо, в 2007 г. они проходят, сколько-то там набирают, Зюганов участвует в выборах президента в 2008 г. А дальше – борьба с антинародным режимом в течение еще лет 100-200?

Мне кажется, что Геннадий Андреевич перешел некую черту, он хочет сидеть на этой позиции, пока физически остаются силы.

Т.е. все та же схема, когда из кресла генерального секретаря только в могилу?

Да, к Мавзолею. Но при этом, я думаю, он будет очень сильно страховаться, он попробует взять максимум денег на думских выборах и затем на президентских.

Не надо забывать, что Геннадий Андреевич – самый удобный спарринг-партнер для потенциального преемника. Именно поэтому им сейчас развернута такая компания в регионах, чтобы его выдвигали в президенты. Ведь все-таки непонятно, чем закончатся парламентские выборы. Может быть, КПРФ не очень хорошо выступит, может быть, «Справедливая Россия» сильно смешает все расклады – во всяком случае, Зюганов боится этого. Ему нужно уже до этого иметь уже пакет решений региональных конференций, что он точно идет на президентские выборы. Это нужно действующей власти, у него есть договоренность, кроме того, за это, вне всякого сомнения, будут платить. Будут платить как ему лично, так и будут давать деньги на избирательную кампанию. Именно 2008 г. обеспечит Зюганову безбедное существование; так же как в 2004 году Кремль платил за то, чтобы КПРФ не снимала Харитонова с гонки и не поддерживала Глазьева.

По большому счету, все, что будет происходить после этой кампании, на мой взгляд, для Зюганова на данный момент вопрос вторичный. Над ним ничего капать не будет, руководителем фракции он может оставаться навечно, машина с мигалкой, теплый кабинет, служебная дача (правда, она, по-моему, уже приватизирована, не уверен точно). В общем, все хорошо.

Из изложенного понятно, что КПРФ – это тупик левого движения в России. А каким образом она может более-менее заметно измениться?

Я считаю, что КПРФ может измениться только одним образом – проиграть на выборах. Если это произойдет, то образуется союз недовольной региональной партноменклатуры и нормальных левых, и это может поменять все руководство и начать взрывоопасные процессы изменений в партии, как это происходило, например, в итальянской компартии, когда образовалась Rifondazione Comunista, или как это происходило в Германии, когда образовался ПДС (сейчас – Левая партия Германии).

Проигрыш компартии мог бы сорвать ее статус как бизнес-проекта и вернуть ее в состояние политической партии? До тех пор претензия КПРФ на то, чтобы быть идеологической партией, в отличие от «Единой России» или «Справедливой России», не оправдывается?

Абсолютно точно. Как это ни печально, КПРФ, скорее, стала сейчас тормозом для развития левого движения в России. Она занимает важную нишу, которую не обойти, нишу как организационную, так и имиджевую. Потому что когда рядовой избиратель говорит «коммунист», он подразумевает члена КПРФ, хотя в России существует много других компартий. Но слово «коммунист» стало синонимом «члена КПРФ» со всеми плюсами и минусами, и это, конечно, очень плохо.

Участвовало ли КПРФ в фактическом уничтожении остальных компартий?

Конечно. КПРФ приложила все усилия. Я наблюдал, каким образом КПРФ работает, например, на уничтожение РКРП, чтобы не допустить ее регистрации. Хотя я считаю, что ничего принципиально опасного в этом для КПРФ не было бы, потому что очевидно, что РКРП бы в Думу не проходила, и все равно она была бы вынуждена работать в союзе с КПРФ. Но тем не менее, партаппарат приложил все усилия: секретарям обкомов высылались инструкции не помогать, не давать возможности собирать членскую базу и т.д. Есть и другие примеры: мы все знаем историю с Виктором Анпиловым, с другими левыми лидерами. И вообще Геннадий Андреевич очень старательно вытаптывает полянку вокруг себя.

Делается это довольно изощренным способом. У руководства КПРФ есть такая тактика, которая применяется как на уровне региональных парторганизаций, так и на уровне коммунистического движения в целом – работа через подставные структуры. Условно говоря, существует политическое пространство вокруг Зюганова, и он говорит всем своим соратникам: «Делайте свои общественные организации». Существует множество сателлитов КПРФ: женские организации, союзы офицеров, международные движения, аграрный союз – штук 25-30. Они порождены КПРФ в чистом виде, в них никто, кроме членов КПРФ, не участвует. После этого Геннадий Андреевич говорит: «А вот теперь давайте организуем широкую левую коалицию» – и они все приходят и образуют широкую левую коалицию. После этого приходит какая-нибудь настоящая независимая левая организация, а ей говорят: «Вот, пожалуйста, у нас тридцать организаций есть, вы будете тридцать первой». И я не говорю о том, чтобы был равный голос – у КПРФ все равно будет весомее голос, потому что организация больше, но нужна хоть какая-то иллюзия равноправного диалога. «А, не хотите, ну и ладно. Будет у нас не тридцать один, а тридцать участников». Вот и все объединение.

То же самое с региональными организациями. Когда какая-то организация начинает чересчур сильно «леветь», приезжает организационный десант, который начинает ездить по глухим деревням, куда не доберешься, и образовывать там первички (любые три коммуниста образуют первичку). Потом насобирают сто первичек, каждая первичка делегирует своего кандидата на партийную конференцию. В итоге люди, которые реально работают в этой организации, видят сто непонятно откуда взявшихся человек, которые и переизбирают старый актив абсолютно законным, демократическим способом, после чего исчезают навсегда. И разводишь руки: «А кто были эти люди? А кто их знает? Откуда они тут взялись?»

Насколько руководство КПРФ рефлексирует свою реальную роль в убийстве левого движения в России?

Я не думаю, что Зюганов в блокнотике подсчитывает, скольких он зарезал, скольких перерезал. На мой взгляд, это часть нормальной политической борьбы. Просто занятая позиция «мы должны быть одни», на мой взгляд, неверная. Хотя отстаивается она достаточно эффективно.

Надо отдавать себе отчет, что ментальность у высшего партийного руководства вполне советская, со всеми плюсами и минусами. Они сами манипуляторы первоклассные, но многих разводок со стороны бывших комсомольцев, окопавшихся ныне во власти и в бизнесе, они не понимают. Иногда ими можно очень легко манипулировать втемную, иногда их можно купить за деньги, за которые бы тот же Жириновский на стул не сел бы. Региональному секретарю Семигин клал зарплату 200 долларов – этим он покупал голоса целой региональной парторганизации. Он тратил 40 тыс. долларов в месяц на всю КПРФ – на всех вместе. Администрация президента в это миллионы вкладывает, считая, что компартия – огромная организация, там сотни тысяч членов, а достаточными были инвестиции в несколько десятков тысяч долларов. Это и сохраняло партийное руководство до поры до времени – огромные разворовывавшиеся бюджеты развращали исполнителей, и до дела не доходило.

Конечно, руководство партии уверено, что продается задорого. Но это «задорого» выглядит смешно по масштабам других политиков. Ну, сколько Зюганов получил за то, что заклеймил лидера украинских коммунистов Симоненко во время «оранжевой революции» на Украине? То, что он это делал по указанию Администрации Президента – это все знают. Сколько получил? Не думаю, что много. Думаю, что взял, в основном, борзыми щенками. А сколько потребовалось, например, усилий в ситуации противостояния Путина с Ворониным, чтобы удержать КПРФ от того, чтобы окончательно разругаться с Компартией Молдавии во имя интересов Кремля в Приднестровье? Тогда был горячий спор на Президиуме, с трудом остановились от шага, который мог бы привести к очередному расколу в партии.

Таких примеров очень много. Столько упущенных возможностей – сосчитать невозможно. Но главный ущерб партии, я убежден, наносят шаги, совершаемые не во имя денег. Главный ущерб наносит неопределенность идеологической позиции партии, размывание марксистской основы мировоззрения ее членов. Об этом поговорим дальше.

Продолжение следует. Во второй части интервью речь идет о расколах и внутренней борьбе в КПРФ, а в третьей будет проанализировано будущее партии, ее стратегия на предстоящих парламентских и президентских выборах.
<<<

От Almar
К IGA (28.08.2007 21:41:29)
Дата 04.09.2007 23:04:58

Пока не поздно (о ситуации в КПРФ)

http://forum.msk.ru/material/politic/379137.html

Евгений Новиков, член КПСС с 1961 года, ведущий программы "За социализм" на ныне закрытом радио КПРФ "Резонанс" 2007.09.03
Газеты "Правда" и "Советская Россия" в каждом номере настойчиво предупреждают: если к власти в стране не придёт КПРФ, а Президентом РФ не изберут Геннадия Зюганова, то государство российское ждет неминуемая катастрофа. И в самом деле, насильственный возврат страны на 100-150 лет вспять, реставрация дикого, ничем не обузданного капитализма в России, разгул рынка, принципиальное невмешательство государственной власти в целый ряд социально-экономических, политических, культурных процессов - все это делает течение нашей действительности неуправляемым. Необходима власть, выражающая и защищающая подлинные интересы большинства народа.

Если судить по программным заявлениям и лозунгам КПРФ, то именно она может стать такой властью.

Но народ почему-то все более отходит от КПРФ, которую, как правило, ассоциирует с образом тов. Зюганова ("Народ и партия - отдельны", - как написала недавно газета "Завтра"), и голосует за ее противников. Так, в составе первой Думы КПРФ имела 185 мандатов, в составе последней - только 48.

Та же статистика и с членством в партии - от 500 000 членов в момент восстановления КПРФ до 140 000 членов в нынешнем году.

Такова объективная картина итогов 15-летней деятельности КПРФ под руководством Г.А.Зюганова.

Вот и сейчас нетрудно предсказать итоги предстоящих выборов. Первое место займёт "Единая Россия". На втором месте удержится КПРФ, хотя фракция партии в Госдуме может сократиться. На президентских выборах Геннадий Андреевич Зюганов (если съезд не выдвинет другой кандидатуры) со значительным отрывом от "преемника" также займёт почётное второе место. А остатки коммунистического электората вновь постигнет горькое разочарование.

Прошу поверить - я не ворон и каркать не моё не дело. Но я почти 50 лет состою в Коммунистической партии, и потому каждый шаг отступления коммунистов с советской земли воспринимаю как огромную личную потерю.

Я абсолютно уверен в неизбежной конечной победе коммунистических идей, ибо их отвержение - путь к полной гибели человечества. Но я не могу себе позволить прекраснодушия безосновательного оптимизма и легкомысленного шапкозакидательства. За 16 лет чиновничье-буржуазной диктатуры мечты и надежды на скорое восстановление социализма и Советского Союза все более рассеиваются. И как думается, одна из причин этих разочарований - ошибочность решения, которое в 1992 году сделал восстановительный съезд КПРФ под влиянием эмоциональной речи генерала Макашова, когда главный инициатор и организатор возрождения Коммунистической партии России В.А. Купцов уступил место лидера Г.А. Зюганову.

Первое время казалось, что тов. Зюганов на своем месте. Но за прошедшие годы ситуация в стране не раз менялась, крайне необходимы были перемены в тактике партии. Да и стратегические цели нуждались и нуждаются в уточнении и обновлении, как нуждается в этом и само руководство партии. Но вместо этого в руководстве КПРФ наблюдается нежелание что-либо менять и покидать насиженные места. Что же касается товарища Зюганова, то теперь сам генерал Макашов признает, что "не повезло нам с вождем". Но, как видно, престиж и положение лидера коммунистов России, наследника Ленина-Сталина, столь велики, что расстаться с ними по доброй воле просто невозможно. Более того, Геннадий Андреевич снова собирается делать заведомо безрезультатную попытку - взять самую высокую планку власти в стране.

Но скажем прямо, риска для товарища Зюганова здесь нет никакого - победа Геннадию Андреевичу не грозит. Более того, она ему просто не нужна. Ибо реальный приход к управлению страной означает выход из привычной оппозиции, обязанность не критиковать других, а действовать самому, не давать советы с высокой Думской трибуны, а принимать реальные решения, которые необходимо выполнять. Поэтому он снова будет рад второму месту, которое, вполне вероятно, получит во второй раз, и будет горд этим. А если избиратели, отдавшие свой голос за т. Зюганова, снова почувствуют себя обманутыми, так это их проблемы.

Но президентские выборы - не смотрины женихов и невест и не олимпийские игры, где важно само участие. Здесь имеет значение только одно место - первое. И не получив его однажды, люди совестливые, как правило, второй попытки не предпринимают. Но Геннадий Андреевич, как видно, не хочет этого понимать.

На съезде партии в сентябре предполагается обсудить целый список кандидатур от КПРФ на предстоящие президентские выборы. Но это не более чем игра в демократию. Ибо все уже решено и портфели распределены. А мнение десятков тысяч коммунистов при этом останется за скобками.

* * *

В среде руководства КПРФ усиленно распространяется версия о вытеснении партии с политической арены как соперников правящей "Единой России". Но так ли это?

Существование такой КПРФ как составного элемента общего механизма нынешней российской власти стало для последней столь же необходимым, как для автомобиля тормоза, а для колёс - сопротивление поверхности дороги.

Уже 15 лет, из года в год, от одной выборной кампании до другой мы слышим одни и те же гневно-обличительные речи о преступном, губительном для страны режиме, те же обещания привести к власти ответственную оппозицию с авторитетной командой. А воз и ныне там. Почему?

Ответить на этот больной вопрос пытался ещё 5 лет назад Владимир Сергеевич Бушин. Ветеран Великой Отечественной войны и Коммунистической партии осмелился тогда сказать правду товарищу Зюганову. Признаюсь, не прочитав статьи В.С.Бушина, я едва ли сам осмелился бы писать нечто подобное. Теперь же мне остается лишь напомнить его слова:

"Геннадий Андреевич, вы упустили возможность вовремя достойно уйти! Не хватило мудрости. Все видят вашу боль за положение народа и страны. И за это спасибо. Но вы - политик старой формации и за все эти долгие годы почти не изменились, не вняли урокам жизни (...) Прежде всего, вы, подобно прежним нашим партийным лидерам склонны выдавать желаемое, совершенно оторванное от жизни, за действительное. Нередко поддерживаете фигуры, совершенно этого не заслуживающие (...) А с другой стороны, вы постарались вытеснить на обочину много политиков честных, смелых, деятельных. Вы ревниво относитесь ко всякому конкретному живому делу других, на что не способны сами (...) Оппозицию же, которою вы руководите, компартию, народ не видит. Потому что они сведены к парламентской фракции, фракция - к вашей личности, а личность к бесконечному словоговорению (...) Как старательно вы твердили - "Россия потеряла лимит на революции!". На кого вы работали?... Ведь твердили вы это в пору самого активного и широкого народного движения против ельцинизма, когда на улицы Москвы выходило до 200 тысяч (...) Вы много пишете статей, книг, даёте пресс-конференции, делаете многочисленные заявления... У вас хоть отбавляй оторванного от жизни прожектёрства (...) Особый вопрос - ваше заискивание перед церковниками (...) Уже не за горами новые президентские выборы. Геннадий Андреевич! Неужели вы с Явлинским и Жириновским будете баллотироваться ещё раз?... Существует же закон восприятия, и по нему за долгие годы вы утомили избирателя, утратили его интерес, он хочет новизны (...) Вы называете власть - антинародным режимом, а себя в тоже время самым законопослушным человеком в стране. Да как же это возможно! Как лидер оппозиционной партии может покорно "слушаться" такого режима? (...) Митинговое сотрясение атмосферы отталкивает людей от КПРФ и от вас лично". [1]

С момента публикации этой статьи В.С. Бушина прошло уже пять с половиной лет, а ничего не изменилось. И газета "Правда", и "Советская Россия" в каждом номере всё так же исправно публикуют отклики, оценки, комментарии лидера КПРФ по любым поводам, имеющим место быть в стране, дополняя их портретами Геннадия Андреевича с одним и тем же благостно-приторным выражением лица. Неужели руководителям этих газет не известен закон отрицательного действия преизбыточной информации? Неужели в редакциях никто не помнит "Демьянову уху" И.А.Крылова? Неужели никто не догадывается, что к моменту самих выборов, когда миллионными тиражами будут выпущены листовки с всё тем же портретом Геннадия Андреевича, то даже у самого доброжелательного избирателя может возникнуть отрицательная реакция?

Если этого не понимает сам Геннадий Андреевич - пусть хоть кто-нибудь скажет ему правду. Ту самую правду, которую во всех случаях требовал говорить Ленин: "...Если мы не будем бояться говорить даже горькую и тяжёлую правду напрямик, мы непременно и безусловно научимся побеждать все и всякие трудности". Говорить правду всегда и во всех случаях и признавать свои ошибки - таков главный принцип ленинской политики.

Но беда КПРФ не столько в том, что были ошибки, сколько в том, что все уроки и ошибки остались без анализа. "Разбор полётов" за 15 лет так и не состоялся.

* * *

ЦК КПРФ и лично Г.А.Зюганов заверяют коммунистов в том, что "наш курс - марксизм-ленинизм". Но многие примеры из жизни партии говорят о другом.

Так, один из столпов руководства КПРФ В.С. Никитин в своей статье "Марксизм-ленинизм и философия русского Совершенства", высказывая ряд любопытных соображений, вместе с тем пишет нечто, в корне противоречащее марксизму-ленинизму. Товарищ Никитин противопоставляет народовластие и демократию, хотя это означает одно и то же. Противоположными же являются демократия буржуазная и пролетарская. Далее, он противопоставляет марксизм и марксизм-ленинизм, называя первый "метафизическим западным учением", основанным на "философии Свободы", а второй - "диалектическим", основанном на некой "русской философии Совершенства". Но надо ли напоминать, что диалектика есть суть марксистского метода, которым пользовался и Ленин. Но т. Никитин подменяет марксизм-ленинизм концепцией "философии Совершенства", ложно утверждая, что "Ленин твердо стоял на принципах русской философии Совершенства". По его мнению, это и означает марксизм-ленинизм.

Ошибочно и утверждение т. Никитина о социализме как "совершенном строе". Достаточно вспомнить работу Ленина "Государство и революция", где ясно сказано о несовершенстве социализма как переходной ступени от капитализма к коммунизму. Но т. Никитин в разделе "Социализм, как совершенный строй" пишет: "Ленин переосмыслил данное К. Марксом и Ф. Энгельсом определение
социализма, как ассоциации, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех, т.к. оно несло в себе стандарты западной философии Свободы. (? - Е.Н.). Он [Ленин] предложил России социальный проект социализма, как совершенного строя, который установлен с учетом специфики общества, с учетом исторического опыта страны, с учетом всех сторон жизнеустройства народа. Поэтому Ленин не пошел по пути, начертанному основоположниками марксизма в Манифесте Коммунистической партии, где сказано, что первым шагом рабочей революции является завоевание демократии. Исходя из особенностей русского миропонимания, Ленин выбрал государственный строй в форме народовластия советского типа, исконно русской формы самоуправления, теоретически осмысленной еще в Русском проекте великих учителей славян Кирилла и Мефодия (1Х век) ..."

Тов. Никитин не говорит конкретно, что же это за "русская философия Совершенства". Но об этом можно догадаться по его следующим словам: "В русской цивилизации главным стандартом естественности является любовь к ближнему и взаимопомощь". Таким образом, он подменяет марксизм-ленинизм некой туманной "русской философией", а марксистско-ленинский классовый подход - общепримиряющей "любовью к ближнему".

Это не заблуждение, а сознательное стремление срастить идеологию КПРФ с православием, о чем уже откровенно говорит сам лидер КПРФ т. Зюганов. Под его руководством партия в своей Программе заявила, что "КПРФ будет добиваться.... уважения к православию", а также декларировала стремление к тесному сотрудничеству с православной церковью. По весьма сомнительному заявлению лидера КПРФ на VIII Всемирном русском народном соборе, православная церковь является "тысячелетней хранительницей русских национальных традиций". Как будто лидер КПРФ не знает об уничтожении дохристианской русской культуры и насильственном 300-летнем насаждении византийского православия, чуждого славянским традициям.

* * *



Отношение КПРФ к религии - это самый острый и принципиальный вопрос сегодня.

По учению Ленина, есть прогрессивные и реакционные формы религии. С первыми коммунисты должны сотрудничать, с реакционными - бороться.

Ленин писал: "Христиане, получив положение государственной религии, "забыли" о "наивностях" первоначального христианства с его демократически-революционным духом".

Первоначальное христианство, или христианский коммунизм, о котором много говорится в работах Энгельса, и есть истинное православие. Ведь критерием православия признается неизменное сохранение учения Христа и апостолов. Но, как видим, официальное православие и первоначальное христианство - далеко не одно и то же.

Однако вместо борьбы за суровую истину лидер КПРФ предпочёл дружеские объятия с иерархами РПЦ - этими главными антикоммунистами. Более того - он покаялся перед церковью за "безбожие" и "бездуховность" коммунистов. И вот теперь последовал самый главный урок - тот удар, который нанесло коммунистам руководство реакционной РПЦ. Этот удар можно было бы предупредить, заявив о том, что вопреки мнению церковной иерархии, первое связное и простое коммунистическое учение было сообщено миру именно Христом, чьим именем она называет себя и кому якобы поклоняется. Об этом уже много написано.

Приведем хотя бы слова русского религиозного мыслителя Н.Бердяева: "Более всего, может быть, ответственность лежит на историческом христианстве. На христианах, не выполнивших своего долга. Я понял коммунизм как напоминание о неисполненном христианском долге. Именно христиане должны были осуществить правду коммунизма".

Но своевременной критики церкви со стороны КПРФ не последовало.

В последнее время некоторые партийные деятели называют идеологию КПРФ не марксизмом-ленинизмом, а "русским социализмом". Но в таком случае следовало бы вспомнить, что говорили о православной религии идеологи "русского социализма" 19 в. - народники.

Героиня процесса 50-ти Бардина считала, что всегда оставалась верной принципам христианской религии, но "в том чистом виде, в каком она проповедовалась самим осно-вателем христианства". Желябов, казненный за участие в убийстве Александра II, заявил на суде: "Крещен в православии, но православие отвергаю, однако признаю сущность учения Иисуса Христа. Верю в истинность и справедливость этого учения...". Программа "Северного Союза рабочих" 1879 г. призывала "воскресить учение Христа о братстве и равенстве, быть апостолами нового, но, в сущности, только непонятого и позабытого учения Христа".[3] И т.д.

Каково же было учение православной церкви в 19 веке? Вот что писал Герцену историк Т. Грановский: "Для кадетских корпусов составлена новая программа. Иезуиты позавидовали бы военному педагогу, составителю этой программы. Священнику предписано внушать кадетам, что величие Христа заключалось преимущественно в покорности властям. Он выставляется образцом подчинения и дисциплины".

Наконец, вспомним "Письмо к Н.В. Гоголю" Белинского: "Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мисти-цизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, про-свещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слы-шала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерян-ного в грязи и неволе, права и законы, сообразные не с учением церк-ви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возмож-ности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужас-ное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантато-ры, утверждая, что негр - не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. Самые живые, современные национальные во-просы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого выполне-ния хотя тех законов, которые уже есть. Это чувствует даже само правительство (которое хорошо знает, что делают помещики со своими крестьянами и сколько последние ежегодно режут первых), что доказывается его робкими и бесплодными полумерами в пользу белых негров и комическим заменением однохвостого кнута трех-хвостою плетью. Вот вопросы, которыми тревожно занята Россия в ее апатическом полусне! И в это-то время великий писатель, кото-рый своими дивно-художественными, глубоко-истинными творения-ми так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на себя самое как будто в зеркале,- является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, ругая их неумы-тыми рылами!.. [...] Нет, если бы Вы действительно преисполнились истиною Христова, а не дьяволова учения,- совсем не то написали бы Вы Вашему адепту из помещиков. Вы написали бы ему, что так как его крестьяне - его братья во Христе, а как брат не может быть рабом своего брата, то он и должен или дать им свободу, или хоть, по крайней мере, пользоваться их трудами как можно льготнее для них, сознавая себя, в глубине своей совести, в ложном в отношении к ним положении. [...]

Что Вы подобное учение опираете на православную цер-ковь - это я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более пра-вославною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлен, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалась в церковь и не приняло за осно-вание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть, поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гони-тельницею братства между людьми,- чем и продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова открыт философским движе-нием прошлого века... Неужели Вы этого не знаете?"

Стоило бы отважится тов. Зюганову на истинно духовный подвиг и показать, как мировая христианская церковь, клянясь именем Христа, на деле отреклась и предала его, извратила его учение, отчего последовали многие беды на земле. Но он предпочел другое. Однако заигрывание лидера КПРФ с иерархами церкви привело к обратному результату. А в его искренность никто не поверил - она была расценена последними как попытка заручиться на выборах голосами верующих. Между тем слово "коммунист" нигде не встречается с такой неприязнью, как в православной среде. И это имеет свои цели.

Сегодня уже очевидно, что идет поспешная клерикализация России, сращивание духовной власти с правящим режимом. И руководство РПЦ в союзе с "Единой Россией" более всего заинтересовано в том, чтобы вытеснить на обочину коммунистическое учение и вообще сжить его со свету. А народу России, вместо коммунистической морали, вновь навязать "Закон Божий", вернуть народ, говоря словами Ленина, "к грубой пище старого Моисеева десятословия", к средневековой морали "будь доволен тем, что имеешь, а чужого никогда не желай и радуйся за других, если они имеют всего много", - призывая к терпению и смирению тех, кто всю жизнь работает и нуждается, обещая им загробный рай на небесах.

После 1917 года "коммунистическая церковь", как давно уже именуют Коммунистическую партию ее церковные противники, явилась на свет в качестве главной и наиболее сильной соперницы всемирной церкви в борьбе за сознание людей.

С точки зрения развития мировой истории, это процесс естественный и закономерный. Противоестественно же мнение мировой церкви о себе самой как о религиозной организации, достигшей вершины совершенства, с которой уже некуда двигаться дальше.

После падения Советской власти церковь берет реванш. Ныне идеологическое влияние РПЦ на массовое сознание фактически возведено на государственный уровень. В обществе и прессе разгорается дискуссия по вопросу введения в школе курса "Основ православной культуры" (а по сути, основ православной религии) и его отнюдь не прогрессивных социальных последствиях. Однако пресса КПРФ обходит молчанием то обстоятельство, что одним из инициаторов введения подобного курса был никто иной, как т. Зюганов. На IX Пленуме ЦК КПРФ 29 марта 2007 года Геннадий Андреевич говорил: "Требуется наше содействие защите и возрождению исторической памяти, православной культуры, уважительное отношение к вере и святыням народа. Православная культура много шире сферы религиозных установлений. Духовная мощь православной культуры - одна из составляющих Великой Победы 1945 года".

Из этих слов создается впечатление, что православной культуре грозит уничтожение, в то время как мы наблюдаем ее бурный ренессанс, нисколько не нуждающийся в содействии со стороны коммунистов.

К этому времени церковь с благословения властей уже захватила важнейшую часть государственной структуры - вооруженные силы. Как иначе можно объяснить систематическое присутствие попов в воинских частях и подразделениях и их "священнодействия" с ведерком и метелкой, торопливо обмахивающих самолеты, танки и т.д. Такой попик был понятен среди рядов безграмотных солдатиков царский армии. Но сегодня он просто смешон. Или в современной российской армии образовательный уровень личного состава становится таким же, каким был сто лет назад?

И об этом первому надо было бы говорить лидеру КПРФ. Но вместо этого доктор философских, марксистско-ленинских наук Г.И. Зюганов выпустил книжечку "Святая Русь и кощеево царство", - за которую Ленин исключил бы его из партии, а Сталин в лучшем случае сослал на Соловки.

Верхом же "духовного подвига" лидера КПРФ стало издание "Ста анекдотов от Зюганова", где недостает одного самого короткого анекдота - "Зюганов - коммунист".

* * *

Не очевидно ли, что православный клир и его идеологическая обслуга есть главные противники коммунистического учения? Это они объявляют советскую власть "безбожной" и "богоборческой". Это они глумливо обзывают "антихристом" Ленина - действительного и действенного защитника идей первокоммуниста Иисуса Христа. Вспомним и о том, как глава РПЦ, выходя однажды из Кремля, небрежно кивнув в сторону Мавзолея Ленина и красного пантеона, бросил реплику: доколе здесь будет находиться этот безбожный погост. Руководство РПЦ стало фактическим организатором и святителем антикоммунистической истерии в стране.

Но ни у кого из ЦК КПРФ не нашлось живых, горячих, искренних слов в защиту Ленина и его последователей. Это праведное слово сказал совсем другой человек - главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов. Сегодня только молчание В.В. Путина по поводу судьбы коммунистических святынь на Красной площади остается, как ни парадоксально, их защитой. Ведь стоит ему только вымолвить слово, как его расторопные ребятки и Ленина перезакопают, и Мавзолей очистят, и кремлевскую стену расковыряют. А в знак протеста на Красную площадь опять явится малочисленная группа анпиловских стариков и старушек все с теми же лозунгами "руки прочь от Ленина!", с которой легко справятся бравые омоновцы. И судьба дорогих святынь коммунистического учения будет решена с величайшим и вечным позором для России. А мы опять будем слушать все те же слова о прогнившем режиме и об авторитетной команде, о членах КПРФ как единственных спасителях Родины.

Только много ли у нас осталось настоящих коммунистов? Для нынешней России характерен уход из жизни людей, способных на самопожертвование ради исповедуемой идеи. Таких, какими были русские пассионарии девятнадцатого века, которые подготовили революцию, и пассионарии века двадцатого, которые обеспечили победу Октября, сохранение великой России-СССР, остановили нашествие Запада в лице германского фашизма, вновь подняли страну из руин, наметили пути ее дальнейшего развития.

Но уходят ветераны, последний золотой резерв партии. Им на смену пришли энергичные личности, для которых личный успех важнее всего. Они бросились в своих корыстных интересах реставрировать капитализм.

Сегодня политика ЦК КПРФ делается в расчете на все тех же пассионариев, то есть на людей, способных к самопожертвованию. К этому призывает рядовых членов партии ее центральный руководящий орган. Но откуда им взяться в КПРФ, если сами члены ЦК отнюдь не спешат жертвовать собой, как и не забывают о своем личном благополучии и комфорте.

Товарищ Зюганов так любит повторять, что КПРФ - партия Жукова, Королева, Гагарина и т.д. Как при этом не вспомнить ленинские слова: "...Вы напоминаете басню про гусей, которые кичились, что "Рим спасли" - но которым крестьянин на это ответил хворостиной: оставьте предков вы в покое, а вы что сделали такое?"

Сколько лет руководство ЦК использует в своих интересах таких людей, как один из немногочисленных коммунистических пассионариев - народный бард Александр Харчиков. Но, весьма успешно решая свои личные дела с его помощью, эти товарищи никак не могут оказать содействие жизнеобеспечению Александра. Как и других певцов и организаторов Русского Сопротивления. Геннадий Андреевич братается с главой РПЦ, а для действительных союзников не находит дружеских слов и поддержки. Это лишь один пример из множества.



* * *



Вернемся к вопросу о религии. Лидеру КПРФ нужно было бы иметь смелость сказать, что коммунизм - тоже духовное вероучение, и оно имеет сторонников гораздо больше, чем официальное православие. Но сегодня по долгам т. Зюганова платят другие. В своих работах они убедительно показывают ложь церковного учения, преемственность христианского и коммунистического учений, доказывают, что коммунизм есть органическое продолжение христианского учения на современном этапе общественного развития, что коммунистическое учение есть принципиально новая, высшая, надконфессиональная форма светской религии. Что явление Ленина миру есть одно из величайших событий в истории человечества, наряду с явлениями Иисуса Христа и Будды.

Но, к сожалению, этих слов не хотят слышать те, кому это более всего необходимо.

Революция в России не закончилась в 1917-м. Она продолжается уже более ста лет, и от формы революции в домах она перешла к форме революции в умах, борьбы за сознание каждого человека. И в этой борьбе важна проповедь коммунистических идей - но не суконным языком избитых фраз, а горячая и страстная, как у русских народников и их продолжателя В.И. Ленина.

Первая крупная победа коммунистического учения датируется 25 октября (7 ноября) 1917 года. Именно так оценил Ленин это событие в декабре 1921 года на IX съезде Советов: "В области политической и военной мы сделали всемирно исторический шаг, который вошел в мировую историю, как смена двух эпох".

Что же мы имеем сегодня? Лидера КПРФ тов. Зюганова, мечущегося между красной звездой и православным крестом, между Мавзолеем Ленина и храмом Христа Спасителя, между коммунистическим светским вероучениям и православной догматикой. Откуда эти ошибки в политике вождя партии, очевидные для рядовых граждан нашей страны, разуверившихся в возможностях КПРФ?

Как тут опять не обратиться к В.И. Ленину, разъясняющему ситуацию: "...Нельзя вполне уяснить себе никакой ошибки, в том числе политической, если не доискаться теоретических корней ошибки...". И при таком подходе мы получаем ответ на интересующий нас вопрос.

О корнях своих ошибок говорит сам Геннадий Андреевич. Он называет своими духовными учителями не Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина, даже не Чернышевского, одного из идейных учителей Ленина, - тов. Зюганов называет своими духовными учителями реакционного философа, духовного отца белогвардейщины 20-30-х гг. Ивана Ильина, а также покойного митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна. Оба были апологетами частной собственности, находя ее "богоугодной", а Иван Ильин был еще и махровым антикоммунистом.

Вот что писал Ильин в одном из своих сочинений:

"Кто отвергает частную собственность, тот от-вергнет и начало личного духа; а этим он подорвет и общест-во, и государство, и хозяйственную жизнь своей страны.

Итак, коммунизм ведет людей по ложному и обреченному пути. Его последовательное противобожие, его недвусмыс-ленный материализм, его отрицание человеческого духа и особенно самодеятельности и самоценности человеческой личности создают именно тот духовно-больной и творчески-бессильный общественный строй, который мы только что очертили.

1. Коммунизм противоестественен (...)

2. Коммунизм противообщественен (...) коммунизм есть попытка создать вампиристический строй, покоящийся на страданиях порабощенного человека и высасывающий жизненные соки из обнищавших и беспомощных граждан. Человек оказывается бесправным и раздавленным; а государство является его неограниченным эксплуататором. Вот почему отмена частной собственности создает самый противообщественный строй, известный в мировой истории.

3. Коммунизм осуществляет растрату сил (...) отмена частной собственности ведет к величайшей растрате сил, известной в мировой истории (...)

4. Коммунизм осуществим только при помощи системы террора (...)

5. Коммунизм отнюдь не ведет к справедливости. - Он начинает с призывов к <<равенству>>: так, как если бы равенство означало справедливое устройство жизни. Однако на самом деле все люди от природы неравны и уравнять их естественные свойства (возраст, пол, здоровье, мускульную силу, нервную конституцию, таланты, склонности, влечения, потребности, желания) - невозможно (...) уравнивать людей во всех правах было бы делом вопиющей несправедливости. Задача иная: надо устранять вредные и несправедливые неравенства, так же, как и несправедливые и вредные равенства, и устанавливать новые, жизненно-полезные и справедливые неравенства.

Вместо этого коммунисты провозглашают "равенство людей от природы" и обещают им всеобщее уравнение в пра-вах, которое будет якобы справедливым. На самом же деле они создают сначала всеобщее уравнение в бесправии, а по-том - новое, обратное неравенство в пользу членов своей партии, которая превращается в привилегированную касту, набранную из наиболее завистливых, жестоких, ловких и ра-болепных людей. Таким образом, отмена частной собствен-ности не только не ведет к справедливости, но создает систе-му новых, вопиющих несправедливостей.

6. Коммунизм отнюдь не освобождает людей (...) отмена частной собственности не только не дает людям освобождения, но отнимает у них всякую и последнюю сво-боду. "Прыжок из царства необходимости в царство свобо-ды", предсказанный Марксом и Энгельсом, оказывается ил-люзией или обманом.

И вот идея коммунизма, последовательно вытекающая из материалистического безбожия, принадлежит к числу тех ложных идей, которые, по-видимому, много обещают, но в действительности разочаровывают и ведут человеческую жизнь к настоящему крушению. Попытка отвергнуть и отме-нить частную собственность колеблет одну из последних и необходимых основ жизни..."

И далее, обосновывая и воспевая частную собственность, сей религиозный философ лжет от имени Христа, ссылаясь якобы на Евангелие:

"Согласно основному (?) учению Евангелия... Христос никогда не осуждал и не отвергал частной собственности ... и только апостолам... Христос советовал полное отречение от имущества". [5]

Но сейчас только ленивый не знает, что, согласно Евангелию, первые христиане под руководством апостолов образовали коммуну, где "все... имели все общее".

В основе же всей этой лукавой лжи и клеветы Ильина на коммунизм лежит все тот же экономический интерес, как говорил Маркс, - нежелание расставаться с частной собственностью.

В довершению ко всему, И. Ильин являлся приверженцем гитлеровского национал-социализма и фашизма.

Вот таков духовный учитель у товарища Зюганова.



* * *



Геннадию Андреевичу необходимо заново переосмыслить такие фундаментальные понятия, как капитализм, социализм, коммунизм и православие. А также справедливость - важнейшее понятие, поднятое на знамя партией "Справедливая Россия", выражающей интересы средней и мелкой буржуазии, цель которой - объединить вокруг себя все "левые" партии. Но что эти "эсеры" подразумевают под справедливостью? Чтобы уцелеть, не потерять всё, как русская буржуазия в 1917-м, новой буржуазии нужно на словах быть если не за "социалистическое", то за "социальное" государство. Ведущие буржуазные экономисты России выражают эту необходимость более простым призывом: "Надо делиться!". Собственно, эту политику и пытается сегодня проводить президент Путин. Для этого нужна ещё одна партия, хотя бы по названию социалистическая. Эта идея вполне понятна и прозрачна. И дело не только в том, чтобы обнаружить и разоблачить подлинное лицо этой партии, а в том, чтобы "ловить её на слове". А первое слово ее - справедливость.

Но секретарь ЦК КПРФ тов. Рашкин откликнулся на предложение эсеров сотрудничать с КПРФ маловразумительной статьёй, а из недр КПРФ выскочил очередной перл сомнительного остроумия - кличка "Жиропень". Геннадий Андреевич, вместо внятной аргументации, опять прибегнул к приёмам неизящной словесности - "третья голова двухголовой гидры", "небритый социализм", "коктейль неудачников из Единой России, вороватых чиновников и местных братков" и т.д.

Сегодня, вместо словоблудия, тов. Зюганову как лидеру КПРФ и доктору философских наук настоятельно необходимо заняться наболевшими вопросами марксистско-ленинского учения и развитием коммунистической идеологии. Без этой работы КПРФ и ее лидер подобны штурману, не умеющему вычислить и проложить маршрут корабля к заданной цели, и капитану, неспособному вести корабль по избранному маршруту.

Тем не менее, у известной части руководства КПРФ формируется культ Геннадия Андреевича, что ему явно импонирует, судя по его выступлениям в разных регионах страны. К счастью, в руководстве партии есть и подлинные марксисты-ленинцы, чьими усилиями вырабатываются продуманные и взвешенные документы, поддерживающие подобающий авторитет партии. Но подчас его, как это ни парадоксально, разрушает сам т. Зюганов. Однако, не скупясь на критику господствующей власти, он терпеть ее не может в свой адрес. Тут вспоминаются слова С.М. Кирова: "Скажу откровенно, критику я не люблю, но принимаю ее как горькое лекарство".

Примите же и Вы, Геннадий Андреевич, эти наболевшие слова ветерана партии.




--------------------------------------------------------------------------------

[1] Газета "Патриот" No2-3, январь 2002г.

[2] Ленин В.И. Сочинения. Изд.4, т.25, с. 392

[3] Н. Валентинов. Недорисованный портрет. М., 1993. С. 425.

[4] Герцен А.И. Былое и думы. М., 1983. Т. 2. С. 123.

[5] И. Ильин. "Путь к очевидности". М., 1998, глава "О частной собственности".

От Евгений ФСГ
К IGA (28.08.2007 21:41:29)
Дата 06.09.2007 14:32:05

дыбр политический. Мнение читателя по одному из номеров "Правды"

http://kommari.livejournal.com/221692.html

Купил в Питере газету "Правда" (№95, 31.08-3.09.2007). Всегда покупаю, когда вижу в киосках, правда, не везде ее продают.
Прочел. Из положительного - что стоит всего 5 рублей и что похожа на газету, то есть 8 страниц.
Что же касается содержания...

На первой странице три многословных поздравления от Геннадия Андреевича Зюганова: с праздником гвардии, нефтяникам и газовикам и с 1 сентября. Не очень понял, зачем. То есть понятно, что советская традиция, Леонид Ильич поздравляет трудящихся с их профессиональными праздниками и все такое. Когда же это делает оппозиционная партия, да еще так много - практически полразворота первой страницы - какое-то странное впечатление.

Отчет о пресс-конфе ЦК КПРФ. Главная мысль - мы свои 20 процентов получим, махинаций с подсчетом голосов не допустим. Про махинации - каждый раз одно и то же, как и послевыборный скулеж, что украли голоса. Однако занимательна сама постановка вопроса - 20 процентов. Цель компартии. Сразу, по аналогии, Ленин на ум приходит. РСДРП(б) ставит задачу получить 20 процентов голосов в булыгиноской Думе. Если мне не изменяет память, какую-то другую задачу ставили большевики на выборах в царские думы.
Идем дальше.

Первый секретарь Иркутского обкома рассказывает о члене бюро партии, который возглавляет крупнейший свинокомлекс в области, который дает до 90 процентов свинины в области. Замечательно. Только почему-то думается о том, возможно ли в рыночной экономике коммунисту управлять крупным предприятием. По-моему, тут какое-то противоречие по определению. И сразу на память приходят ситуации, о которых писали и левые участники ЖЖ, как директора с партибилетами КПРФ боролись с рабочим движением. Не хуже либеральных Дерипасок.

Дальше - на весь разворот - рассказ о выходе в серии ЖЗЛ издательства "Молодая Гвардия" книги Анатолия Житнухина "Геннадий Зюганов". Разворот называется по партийному скромно:"Коммунист XXI века".
"событие, которое надо отметить", "важен масштаб личности, которой посвятил свой труд историк и писатель", "крупный масштаб политического деятеля, уже вошедшего в отечественную и мировую историю, внесшего в нее своей позицией, принципиальными выступлениями, мудрыми и целеустремленными дейсвтиями весьма значительный вклад", "Зюганов - ярко выраженный тип народного руководителя, плоть от плоти своего народа"... И так далее.
Н-да. Постановление XX съезда КПСС "О культе личности и его последствиях" забыто нах! Но не забыт сусловский унылый агитпроп с его славословиями в адрес генсека.

Ну и последнее. Хорошая статья "Последний бросок" о событиях войны с Японией и разгроме Квантунской армии. Все бы хорошо, но в конце статьи, когда автор говорит о ревизии русской советской истории, предпринимаемой нынешним режимом, такой пассаж:
"Смена социально-экономического строя в стране, установление политической власти капитала потребовали иных ориентиров, воплощение в жизнь троцкисткого тезиса о том, что история - это, дескать, политика, опрокинутая в прошлое".
С какого такого бодуна сюда приплетены троцкисты и советский историк Михаил Покровский, автор этой фразы, которую не может отрицать ни один разумный человек, я так и не понял.

Общее впечатление - "Правда" - это не та газета, которой могут бояться буржуи, воры и их интеллектуальная прислуга, которые правят Россией. Газета глубоко вчерашнего дня. Возможно, впрочем, что это просто отражение неблестящего (мягко говоря) состояния мысли в партии. И это очень грустно.



От mmm
К IGA (28.08.2007 21:41:29)
Дата 07.09.2007 00:49:20

Работать надо с КПРФ


Из письма В.А.Ацюковского:

"КПРФ при всех ее недостатках все-таки пока единственная партия, которую можно считать партией. Она самая многочисленная, она добровольная, имеет какую-никакую программу, и она структурирована. У нее, правда, есть некоторые недостатки - руководство, которое либо по недомыслию, либо умышленно не имеет никакой четкости в целях и отсюда в действиях, у нее нет даже секретаря по идеологии, с кем можно было бы обсудить назревшие вопросы. Но остальные компартии - вообще не партии, а все остальное - буржуазные партии под теми или иными декорациями. Отсюда вывод, который я в свое время и сделал для себя: работать надо с КПРФ, надо приложить усилия к тому, чтобы ее идеология стала коммунистической, т.е. ясной и боевой."

"Я хотел бы переслать Вам свою книгу "Основы коммунистической идеологии и современность" (2004 г., 448 с.), она выпущена тиражом 1000 экз., осталось 50 экз. В МК ее считают учебником. Сейчас подготовлено 2-е издание"

"Оказалось, что трудность вовсе не в написании, не в финансировании (я все издаю за свой личный счет, не имея ни копейки дотации), и даже не в распространении. Трудность в том, что те, кто получает книги и статьи, оказываются не подготовленными к восприятию, и вот это серьезно. Поэтому весь процесс затяжной. Тем не менее, все продолжается, и постепенно понимание происходит."

Его сайт:
http://www.atsuk.dart.ru

Из моего ответа:

"Все же необходимо учитывать тот отмеченный Кара-Мурзой и Кургиняном факт, что, как только марксизм и ленинизм законы исторического развития открыли и сделали достоянием общего внимания, в действии этих "объективных законов" появилась возможность воздействия субъективного фактора. Сегодняшние элиты (они же правящие классы или группы) имеют немалый ресурс для противодействия "объективным законам". Прежде всего на социо-культурном поле, воздействуя различными способами на сознание большей части населения. "Оторматированное" соответствующим образом население и аплодировало в 1991-м победе контрреволюции. И точно так же сегодня очень многие, вроде бы все прекрасно понимая о том, что творится в гибнущей стране, категорически не желают ударить пальцем о палец даже ради собственного спасения. Потому что власть сумела создать в их головах мнение, что "от нас все равно ничего не зависит". Манипулирование сознанием масс и растление их вполне могут обеспечить правящим группам возможность плевать на "объективные законы общественного развитии". Другое дело, что в итоге погибнет не только страна, но и эти ее "руководители", как гибнет раковая опухоль после гибели организма, который она "победила", но они упорно считают, что "на их век хватит".

От Р.К.
К mmm (07.09.2007 00:49:20)
Дата 07.09.2007 09:37:24

об "объективных законах"

>Из моего ответа:

>"Все же необходимо учитывать тот отмеченный Кара-Мурзой и Кургиняном факт, что, как только марксизм и ленинизм законы исторического развития открыли и сделали достоянием общего внимания, в действии этих "объективных законов" появилась возможность воздействия субъективного фактора.
>Сегодняшние элиты (они же правящие классы или группы) имеют немалый ресурс для противодействия "объективным законам". Прежде всего на социо-культурном поле, воздействуя различными способами на сознание большей части населения.

А это случайность, волюнтаризм отдельных лиц, что правящие классы могут забороть "объективные законы". Или это объективная закономерность. А если "объективные законы", которые мы измыслили, объективно не работают, стало быть надо что-то в теории менять?