От K
К И.Т.
Дата 19.08.2007 08:40:11
Рубрики Ссылки; Тексты;

На церковных землях скоро можно будет купить водку и сходить в фитнес-центр

http://www.compromat.ru/main/rpc/torgovtsy.htm
Прихожанам - скидки?
На церковных землях скоро можно будет купить водку и сходить в
фитнес-центр
Михаил Поздняев

<В ссылке приведена

фотография торгового

центра РПЦ>

Московская патриархия в лице художественно-промышленного предприятия
<Софрино> вместе с одной из частных бизнес-структур начинает большую
стройку. Рядом с десятью храмами столицы на принадлежащей им земле
будут
возведены торговые центры и <магазины шаговой доступности>.
Строительство
трех супермаркетов уже началось. В проект предполагается вложить 25-30
млн.
долларов. Церкви в каждом из магазинов площадью от 3 до 10 тыс. кв. м
будут
бесплатно выделены торговые площади. Подтверждаются опасения, что РПЦ,
получая землю в собственность, начнет использовать ее в отнюдь не
богоугодных, а чисто коммерческих целях.

Теперь, наконец, понятно, зачем понадобилось Московской патриархии
принимать
год назад на VIII Всемирном русском народном соборе <Свод нравственных
принципов и правил в хозяйствовании>. Седьмая из десяти заповедей
этого
документа гласит: <Участие бизнеса в политике, его воздействие на
общественное мнение должно быть только прозрачным и открытым>. Следуя
этой
заповеди, РПЦ решительно открещивается от скандалов 90-х -
беспошлинной
торговли табаком и спиртным, получения квот на экспорт нефти и отлов
ценных
пород рыб, превращения иконно-книжных лавок в сеть по продаже изделий
из
контрабандного золота. К чему, право, наступать опять на те же грабли,
когда
в твоем распоряжении уникальный бренд? Если десять лет назад РПЦ
приходилось
изощряться, доказывая, что табачные махинации совершались в интересах
сирых
и убогих, сегодня благие намерения бизнесменов, в чьих проектах
долевое
участие принимает патриархия, не требуют доказательств.

При чем тут <Софрино>?
Десять торговых центров по соседству с храмами в Центральном
административном округе Москвы - это только часть впечатляющего
проекта РПЦ.
А началось все с Тверской и Владимирской областей, где уже идет
строительство сети гостинично-деловых комплексов. Специально под этот
проект
была создана таинственная организация <Фонд инвестиционных программ
РПЦ>
(наша газета писала о его деятельности в номере от 18 мая 2005 г.).
Создавать новую структуру для возведения торговых центров на церковной
земле
в Москве не потребовалось - участие в проекте принимает
художественно-промышленное предприятие <Софрино>, возглавляемое
Евгением
Пархаевым. Прозванный <свечным олигархом>, г-н Пархаев работает в
хозяйственных подразделениях патриархии сорок лет: начинал простым
маляром,
а в канун 1000-летия крещения Руси занял пост гендиректора <Софрино>.
Казалось бы: где свечки - и где торговые центры? Секрет прост: Евгений
Пархаев является по совместительству председателем совета директоров
банка,
инвестирующего <магазинный проект> и контролирующего 17 % уставного
капитала
фирмы-подрядчика, на счету которой коттеджный поселок на Рублевке,
офисные
центры на Полянке и в Замоскворечье... В общем, это вам не свечной
заводик -
розовая мечта отца Федора из бессмертных <12 стульев>.

Пробным шаром в использовании церковной земли под строительство
объектов
недвижимости с торгашеским уклоном явилось возведение бизнес-центра
<На
Спартаковской>. Согласно контракту, 30% его площадей должно было
отойти
правительству Москвы, 70% - инвестору. Но затем в контракт был включен
еще и
Богоявленский патриарший собор, и власти города передали ему свою
долю. А
теперь - сразу десять подобных центров под <крышей> РПЦ. И ведь ясно,
что
лиха беда - начало...

Золото и вино в ассортименте
Как всякое новшество, планы Церкви построить торговые центры при
храмах
вызвали у экспертов растерянность.

Одни говорят, что наличие земель в собственности РПЦ позволяет ей
зарабатывать деньги для осуществления благотворительных программ и
восстановления монастырей. Другие возражают: это, мол, никакие не
магазины
<шаговой доступности>, то есть небольшие магазинчики, которые
находятся
внутри жилых кварталов и которые торгуют всем необходимым. Это в
чистом виде
большие торговые центры. А вот их-то строить церкви запрещается,
потому что
там присутствует развлекательный элемент.

Каждый торговый центр будет иметь площадь 3-10 тыс. кв. м. Часть
площади
(пока неизвестно, какую) патриархия получит бесплатно под
иконно-книжные
лавки. Впрочем, <иконно-книжными> они именуются условно: основную
часть их
дохода составляют ювелирные изделия, за ними следуют марочные вина.
Последнее никого не удивляет: если бизнес-проекты, начертанные на
бланке с
православным крестом, заведомо непогрешимы, то и вино, на этикетке
которого
нарисован храм - как бы не совсем вино. То же и с ювелиркой: кольцо с
молитвой и цепочка для крестика - как бы не совсем золотые украшения.
С
другими товарами в строящихся торговых центрах могут возникнуть
проблемы:
например, с колбасой в Великий пост или с видео- и аудиокассетами. Но
ведь
<шаговая доступность> не предполагает, что клиентура в магазинах будет
та
же, что в храмах по соседству...

Москва готовится к убыткам
Любопытно, что сообщение о начале строительства первых в Москве
<церковно-торговых центров> совпало с заявлением руководителя
департамента
имущества столицы Владимира Силкина о недопустимости увеличения числа
предприятий, которые имеют льготы по оплате аренды городской
недвижимости.
Г-н Силкин подчеркнул, что по проекту бюджета 2006 г. потери от льгот,
предоставляемых арендаторам, должны составить 8,38 млрд. рублей, то
есть
рост <выпадающих доходов> на следующий год составит 34%. Тем не менее,
по
словам Владимира Силкина, департамент потребительского рынка и услуг
предложил существенно увеличить перечень льготируемых категорий,
включив в
них, помимо социальных магазинов, социальные рестораны, предприятия
бытового
обслуживания и магазины <шаговой доступности>. <Я хочу ответственно
заявить
о негативных последствиях принятия таких решений>, - подчеркнул г-н
Силкин.
По его оценке, установление минимальной ставки для магазинов <шаговой
доступности> привело бы к дополнительным потерям бюджета еще в 1 млрд.
рублей. <Любая протекционистская политика, - заявил чиновник, - должна
быть
экономически разумна>.

Вопрос: можно ли назвать протекционизмом государственную политику в
отношении все новых бизнес-планов Московской патриархии? Не уместнее
ли
будет говорить о легализации неуемной финансовой деятельности РПЦ?
Кстати,
именно с ее расширением связывают эксперты назначение на пост
управделами
патриархии митрополита Климента (Капалина), все чаще заменяющего
Алексия II
на тех важных совещаниях, на которых святейший почему-либо не может
появиться, а там, где может - неизменно его сопровождающий...

На очереди - Петербург
Случайность это или закономерность, но в конце прошлой недели
парламент
Санкт-Петербурга принял в первом чтении законопроект <О порядке
передачи в
собственность религиозных организаций имущества религиозного
назначения,
находящегося в государственной собственности Петербурга>. Имущество
будет
передаваться бесплатно - причем не только храмы и кладбища, но и вся
арендуемая сегодня земля. Впервые о том, что церковь бесплатно получит
в
собственность участки, на которых расположены ее здания и сооружения,
заговорили год назад, когда был принят федеральный закон, вносящий
изменения
в Земельный кодекс. Предполагалось, что документ снимет напряженность,
которая может возникнуть с 1 января 2006 г., когда в соответствии с
требованиями земельного законодательства религиозным организациям, как
и
всем остальным, в обязательном порядке придется либо выкупать
земельные
участки, либо платить арендную плату. Уже тогда ведущие петербургские
эксперты рынка недвижимости отмечали, что главной проблемой станет
установление границ передаваемых церкви участков - сейчас их не
существует,
и бизнесу для их определения придется договариваться с
Санкт-Петербургской
епархией. Правда, в самой епархии затруднились четко ответить, каким
количеством <строений> они владеют. На сегодняшний день выявлено 123
объекта, однако инвентаризация бывшего религиозного имущества
продолжается,
и перечень может быть изменен. Развитие событий, по мнению питерских
наблюдателей, может пойти по московскому сценарию, и на дармовой
церковной
землице как грибы после дождя начнут расти торговые центры...

<Шаговая доступность> для иерархов
Финансовые новости патриархии, быть может, следовало бы оставить без
комментариев, если бы не одно обстоятельство. Ни приходы, по соседству
с
которыми развернут бурную деятельность торговцы, ни бедные монастыри
не
получат ни копейки от прибыли <магазинов шаговой доступности>. По той
простой причине, что фирма <Софрино>, участвующая в проекте, является
главным источником содержания аппарата РПЦ. Бюджет патриархии давно не
обнародуется, тогда как пастыри на местах все громче жалуются на своих
архиереев, обдирающих приходы как липку. В этой связи представляются
обоснованными разговоры о якобы готовящейся к рассмотрению в Думе
поправке к
Закону о свободе совести. Эта поправка может лишить приходы статуса
юридического лица и сконцентрировать управление имуществом в руках
высшего
церковного руководства.

Такова логика событий. За возвращением храмов и церковных земель в
современной России неизбежно должны были последовать офисы в аренду,
продажа
элитного жилья... а теперь - и супермаркеты.

Магазинчик - это не гипермаркет
Столичная программа развития магазинов <шаговой доступности> (они же
<магазины у дома>) была обнародована год назад. По прогнозам
Департамента
потребительского рынка и услуг, в столице может быть открыто до 2500
подобных магазинов. Стимулом для предпринимателей служат льготы по
аренде
помещений и коммунальным платежам, а также целевое выделение участков
под
магазины. По замыслу чиновников, эти магазины сделают торговлю в
городе
более цивилизованной, так как помогут избавиться от неэстетичных
палаток и
ларьков. Аналитики, впрочем, отмечают, что среди претендентов нет
крупных
сетей супермаркетов, и сомневаются в целесообразности регулирования
строительства магазинов специальными программами. Судя по всему,
Патриархию
привлекло именно отсутствие сильных конкурентов в этом секторе
столичной
торговли. Однако предстоит еще доказать, что строящиеся при участии
РПЦ
торговые центры, площадью от 3 до 10 тысяч метров, являются
магазинчиками
<шаговой доступности>, а не обычными супермаркетами.

Мечети и синагоги на супермаркеты не замахиваются
Первый в России специализированный исламский магазин, торгующий
продукцией,
дозволенной шариатом, был открыт в 2003 г. в Нижнекамске. Совершить
покупки
в нем вправе любой желающий. Здесь можно приобрести духовную
литературу,
культовые предметы, мусульманскую одежду и обувь, а также мясные
продукты,
приготовленные в строгом соответствии с предписаниями ислама. Подобные
магазины позднее открылись также в Йошкар-Оле, Казани, Нефтеюганске и
других
местах традиционного проживания мусульман. Весной этого года в Москве
был
открыт магазин модной мусульманской одежды. Все эти предприятия
торговли
находятся в помещениях мечетей или по соседству с ними.

У российских иудеев нет специализированных магазинов, приносящих
прибыль
религиозным и общественным объединениям, - по крайней мере, таких, в
которых
долевое участие открыто принимали бы Федерация еврейских общин и
Конгресс
еврейских религиозных организаций и объединений. Другое дело - что
среди
практикующих иудеев немало владельцев магазинов и целых торговых
сетей, но
свою финансовую помощь синагогам и единоверцам они предпочитают не
афишировать.

Единственным католическим магазином в столице можно назвать <Паолине>,
что
на Б. Никитской улице, однако в нем торгуют литературой, аудио- и
видеопродукцией не только по проблемам католицизма, но и православной,
иудейской, мусульманской и буддистской тематики.

Что касается зарубежного опыта - там и в частной, и в общественной
собственности разных церквей немало торговых предприятий. Ватикану
принадлежат обширные земельные угодья, на которых построены и
магазины, и
гостиницы, приносящие Святому престолу солидную прибыль, однако,
случаев
размещения супермаркетов в церковной ограде не отмечено. Схожим
образом, и
даже еще строже, дело обстоит в исламских государствах.

Московская патриархия вторгается на рынок гостиниц и элитного жилья



<Окончание>