От Hemingway
К Павел Чайлик
Дата 06.07.2007 10:45:43
Рубрики Россия-СССР; Идеология; Программа; Теоремы, доктрины;

Не мир, но меч....

отрывок вспомнился из Овода, и про революцию есть,.....
"
- Кто вам сказал, что я член какой-то тайной организации? - резко
спросил он.
- Никто, я сама догадалась.
- А! - Овод откинулся на спинку стула и посмотрел на Джемму,
нахмурившись. - Вы всегда угадываете чужие тайны?
- Очень часто. Я довольно наблюдательна и умею устанавливать связь
между фактами. Так что будьте осторожны со мной.
- Я ничего не имею против того, чтобы вы знали о моих делах, лишь
бы дальше не шло. Надеюсь, что эта ваша догадка не стала достоянием...
Джемма посмотрела на него не то удивленно, не то обиженно.
- По-моему, это излишний вопрос, - сказала она.
- Я, конечно, знаю, что вы ничего не станете говорить посторонним,
но членам вашей партии, быть может...
- Партия имеет дело с фактами, а не с моими догадками и домыслами.
Само собой разумеется, что я никогда ни с кем об этом не говорила.
- Благодарю вас. Вы, быть может, угадали даже, к какой организации
я принадлежу?
- Я надеюсь... не обижайтесь только за мою откровенность, вы ведь
сами начали этот разговор, - я надеюсь, что это не "Кинжальщики".
- Почему вы на это надеетесь?
- Потому что вы достойны лучшего.
- Все мы достойны лучшего. Вот вам ваш же ответ. Я, впрочем, состою
членом организации "Красные пояса". Там более крепкий народ, серьезнее
относятся к своему делу.
- Под "делом" вы имеете в виду убийства?
- Да, между прочим и убийства. Кинжал - очень полезная вещь тогда,
когда за ним стоит хорошая организованная пропаганда. В этом-то я и
расхожусь с той организацией. Они думают, что кинжал может устранить
любую трудность, и сильно ошибаются: кое-что устранить можно, но не
все.
- Неужели вы в самом деле верите в это?
Овод с удивлением посмотрел на нее.
- Конечно, - продолжала Джемма, - с помощью кинжала можно устранить
конкретного носителя зла - какого-нибудь шпика или особо зловредного
представителя власти, но не возникнет ли на месте прежнего препятствия
новое, более серьезное? Вот в чем вопрос! Не получится ли, как в
притче о выметенном и прибранном доме и о семи злых духах? Ведь каждый
новый террористический акт еще больше озлобляет полицию, а народ
приучает смотреть на жестокости и насилие, как на самое обыкновенное
дело.
- А что же, по-вашему, будет, когда грянет революция? Народу
придется привыкать к насилию. Война есть война.
- Это совсем другое дело. Революция - преходящий момент в жизни
народа. Такова цена, которою мы платим за движение вперед. Да! Во
время революций насилия неизбежны, но это будет только в отдельных
случаях, это будут исключения, вызванные исключительностью
исторического момента. А в террористических убийствах самое страшное
то, что они становятся чем-то заурядным, на них начинают смотреть, как
на нечто обыденное, у людей притупляется чувство святости человеческой
жизни. Я редко бывала в Романье, и все же у меня сложилось
впечатление, что там привыкли или начинают привыкать к насильственным
методам борьбы.
- Лучше привыкнуть к этому, чем к послушанию и покорности.
- Не знаю... Во всякой привычке есть что-то дурное, рабское, а эта,
кроме всего прочего, воспитывает в людях жестокость. Но если,
по-вашему, революционная деятельность должна заключаться только в том,
чтобы вырывать у правительства те или иные уступки, тогда тайные
организации и кинжал покажутся вам лучшим оружием в борьбе, ибо
правительства боятся их больше всего на свете. А по-моему, борьба с
правительством - это лишь средство, главная же наша цель - изменить
отношение человека к человеку. Приучая невежественных людей к виду
крови, вы уменьшаете в их глазах ценность человеческой жизни.
- А ценность религии?
- Не понимаю.
Он улыбнулся:
- Мы с вами расходимся во мнениях относительно того, где корень
всех наших бед. По-вашему, он в недооценке человеческой жизни...
- Вернее, в недооценке человеческой личности, которая священна.
- Как вам угодно. А по-моему, главная причина всех наших несчастий
и ошибок - душевная болезнь, именуемая религией.
- Вы говорите о какой-нибудь одной религии?
- О нет! Они отличаются одна от другой лишь внешними симптомами. А
сама болезнь - это религиозная направленность ума, это потребность
человека создать себе фетиш и обоготворить его, пасть ниц перед
кем-нибудь и поклоняться кому-нибудь. Кто это будет - Христос, Будда
или дикарский тотем, - не имеет значения. Вы, конечно, не согласитесь
со мной. Можете считать себя атеисткой, агностиком, кем
заблагорассудится, - все равно я за пять шагов чувствую вашу
религиозность. Впрочем, наш спор бесцелен, хотя вы грубо ошибаетесь,
думая, что я рассматриваю террористические акты только как способ
расправы со зловредными представителями власти. Нет, это способ - и,
по-моему, наилучший способ - подрывать авторитет церкви и приучать
народ к тому, чтобы он смотрел на ее служителей, как на паразитов.
- А когда вы достигнете своей цели, когда вы разбудите зверя,
дремлющего в человеке, и натравите его на церковь, тогда...
- Тогда я скажу, что сделал свое дело, ради которого стоило жить.
- Так вот о каком деле шла речь в тот раз!
- Да, вы угадали.
Она вздрогнула и отвернулась от него.
- Вы разочаровались во мне? - с улыбкой спросил Овод.
- Нет, не разочаровалась... Я... я, кажется, начинаю бояться вас.
"
....................
"
- Мое г-главное занятие теперь - в-выслушивать предлагаемые мне
вопросы.
- И не отвечать на них? Да, мне говорили об этом. Но те вопросы вам
предлагали офицеры, ведущие следствие. Они обязаны использовать ваши
ответы как улики против вас...
- А в-вопросы вашего преосвященства?..
Желание оскорбить чувствовалось скорее в тоне, чем в словах Овода.
Кардинал сразу это понял. Но лицо его не потеряло своего серьезного и
приветливого выражения.
- Мои вопросы, - сказал он, - останутся между нами, ответите ли вы
на них или нет. Если они коснутся ваших политических тайн, вы,
конечно, промолчите. Но, хотя мы совершенно не знаем друг друга, я
надеюсь, что вы сделаете мне личное одолжение и не откажетесь
побеседовать со мной.
- Я в-весь к услугам вашего преосвященства.
Легкий поклон, сопровождавший эти слова, и выражение лица, с
которым они были сказаны, у кого угодно отбили бы охоту просить
одолжения.
- Так вот, вам ставится в вину ввоз огнестрельного оружия. Зачем
оно вам понадобилось?
- Уб-бивать крыс.
- Страшный ответ. Неужели вы считаете крысами тех людей, которые не
разделяют ваших убеждений?
- Н-некоторых из них.
"
........

От Hemingway
К Hemingway (06.07.2007 10:45:43)
Дата 06.07.2007 10:55:58

и еще в догонку, немножко.....

- "Не мир, но меч...".Как в-видите, компания у меня хорошая.
Впрочем, я предпочитаю мечу пистолеты.
- Синьор Риварес, - сказал кардинал с непоколебимым спокойствием, -
я не оскорблял вас, не позволял себе говорить пренебрежительно о ваших
убеждениях и ваших друзьях. Не вправе ли я надеяться на такую же
деликатность и с вашей стороны? Или вы желаете убедить меня в том, что
атеист не может быть учтивым?
- А! Я з-забыл, что ваше преосвященство считает учтивость одной из
высших христианских добродетелей. Стоит только вспомнить проповедь,
которую вы произнесли во Флоренции по поводу моего спора с вашим
анонимным защитником!
- Я как раз собирался спросить вас об этом. Не будете ли, вы добры
объяснить мне, почему я вызываю в вас такую злобу? Если вы просто
сочли меня наиболее подходящей мишенью для своих острот, это одно
дело, мы не будем сейчас обсуждать ваши методы политической борьбы. Но
судя по тем памфлетам, вы питаете ко мне личную неприязнь, и я хотел
бы узнать, чем вызвано такое отношение. Не причинил ли я вам
когда-нибудь зла?
Не причинил ли он ему зла!
Овод схватился перевязанной рукой за горло.
- Отсылаю ваше преосвященство к Шекспиру, - сказал он с коротким
смешком. - Помните, Шейлок говорит, что некоторые люди содрогаются при
виде "безобидной кошки". Так вот, я отношусь к священникам с неменьшей
брезгливостью. Вид сутаны вызывает у меня оскомину.
- Ну, если дело только в этом... - Монтанелли равнодушно махнул
рукою. - Хорошо, нападайте, но зачем же искажать факты! Вы заявили в
ответ на ту проповедь, будто я знаю, кто мой анонимный защитник. Но
ведь это неправда! Я не обвиняю вас во лжи - вы, вероятно, просто
ошиблись. Имя этого человека неизвестно мне до сих пор.
Склонив голову набок, точно ученый дрозд, Овод внимательно
посмотрел на кардинала, потом откинулся на спинку стула и громко
захохотал:
- О, s-sancta simplicitas! Такая невинность под стать только
аркадскому пастушку. Неужели не догадались? Неужели не приметили
раздвоенного копытца?
Монтанелли встал:
- Другими словами, вы, синьор Риварес, выступали в обеих ролях?
- Конечно, это было очень дурно с моей стороны, - ответил Овод,
устремив на кардинала невинный взгляд своих больших синих глаз. - Зато
как я веселился! Ведь вы проглотили мою мистификацию не поперхнувшись,
точно устрицу! Но я с вами согласен - это очень, очень дурной
поступок!
Монтанелли закусил губу и снова сел в кресло. Он понял с самого
начала, что Овод хочет вывести его из себя, и всеми силами старался
сохранить самообладание. Но теперь ему стало ясно, почему полковник
так гневался. Человеку, который в течение трех недель изо дня в день
допрашивал Овода, можно было простить, если у него иной раз вырывалось
лишнее словцо.
- Прекратим этот разговор, - спокойно сказал Монтанелли. - Я хотел
вас видеть главным образом вот зачем: как кардинал я имею право голоса
при решении вашей судьбы. Но я воспользуюсь своей привилегией только
ради того, чтобы уберечь вас от излишне крутых мер. И я хочу знать, не
жалуетесь ли вы на что-нибудь. Насчет кандалов не беспокойтесь, все
будет улажено, но, может быть, вы хотите пожаловаться не только на
это? Кроме того, я считал себя вправе посмотреть, что вы за человек,
прежде чем принимать какое-нибудь решение.
- Мне не на что жаловаться, ваше преосвященство. A la guerre comme
a la guerre. Я не школьник и отнюдь не ожидаю, что правительство
погладит меня по головке за контрабандный ввоз огнестрельного оружия
на его территорию. Оно, естественно, не пощадит меня. Что же касается
того, какой я человек, то вы уже выслушали мою весьма романтическую
исповедь. Разве этого недостаточно? Или вы желаете в-выслушать ее еще
раз?
- Я вас не понимаю, - холодно произнес Монтанелли и, взяв со стола
карандаш, стал постукивать им по кончикам пальцев.
- Ваше преосвященство не забыли, конечно, старого паломника Диэго?
- Овод вдруг затянул старческим голосом: - "Я несчастный грешник..."
Карандаш сломался пополам в руках Монтанелли.
- Это уж слишком! - сказал он, вставая.
Овод тихо засмеялся, запрокинув голову, и стал следить глазами за
кардиналом, молча расхаживавшим по комнате.
- Синьор Риварес, - сказал Монтанелли, останавливаясь перед ним, -
вы поступили со мной так, как не поступают даже со злейшими врагами.
Вы сумели выведать мое горе и сделали себе игрушку и посмешище из
страданий ближнего. Еще раз прошу вас сказать мне: разве я причинил
вам какое-нибудь зло? А если нет, то зачем вы сыграли со мной такую
бессердечную шутку?
Овод откинулся на спинку стула и улыбнулся своей холодной,
непроницаемой улыбкой.
- Мне показалось з-забавным, ваше преосвященство, что вы так близко
приняли к сердцу мои слова. И потом, все это нап-помнило мне бродячий
цирк...
У Монтанелли побелели губы, он отвернулся и позвонил.
- Можете увести заключенного, - сказал он конвойным.
Когда Овода вывели, он сел к столу, весь дрожа от непривычного для
него чувства негодования, и взялся было за кипу отчетов, присланных
священниками епархии, но вскоре оттолкнул ее от себя и, наклонившись
над столом, закрыл лицо руками. Овод словно оставил в комнате свою
страшную тень. Монтанелли не отнимал рук от лица, боясь, что она снова
вырастет перед ним. Он знал, что в комнате никого нет, что всему виной
расстроенные нервы, и все же его сковывал страх перед этой тенью...
израненная рука, жестокая улыбка на губах, взгляд глубокий и
загадочный, как морская пучина...
Усилием воли Монтанелли отогнал от себя страшный призрак и взялся
за работу. Весь день у него не было ни одной свободной минуты, и
воспоминания не мучили его. Но, войдя поздно вечером в спальню, он
замер на пороге. Что, если призрак явится ему во сне? Через секунду он
овладел собой и преклонил колени перед распятием. Но уснуть в ту ночь
ему не удалось.

От Павел Чайлик
К Hemingway (06.07.2007 10:55:58)
Дата 06.07.2007 11:20:26

Догоняться вредно :)) (-)