От IGA
К И.Т.
Дата 28.03.2007 12:44:37
Рубрики Тексты;

Мира Полдня не будет

http://vad-nes.livejournal.com/271443.html
<<<
Мутанты и дебютанты

Экранизация романа братьев Стругацких «Обитаемый остров», похоже, всерьез претендует на вакантный после выхода «Волкодава» титул самого ожидаемого фильма.

Слишком уж часто в этой истории встречается словечко «самый». Самый большой бюджет за всю постсоветскую эпоху, вполне сопоставимый даже с «Сибирским цирюльником» - 30 миллионов долларов, из них 20 на производство и 10 – рекламных. Огромная по сегодняшним меркам продолжительность съемочного периода в десять месяцев – начавшиеся 14 февраля съемки закончатся только 7 декабря. Невиданная разнузданность материального транжирства – одних только костюмов создано порядка двух тысяч. Обратите внимание – не костюмов как таковых, а моделей костюмов, понятно, что рота инопланетных солдат будет одета одинаково. Плюс 400 моделей обуви, плюс 50 оригинальных моделей сумок, плюс эксклюзивная линия из 200 украшений. Не забудем и 16 танков Т-60, которые сейчас гримируют под инопланетные боевые машины на одном из харьковских заводов, вспомним настойчивые слухи о заказанном конструкторскому бюро роботе–убийце, вес которого составит 17 тонн, длина — 8,3 м, а высота примерно 3 метра…

И все это на фоне того, о самом фильме известно, собственно говоря, не так уж много. Роман, конечно, все читали, но вот что из него сотворят… Тем более что все еще прекрасно помнят скандальное отстранение от проекта мэтра нашей кинодраматургии Леонида Володарского и «выход на замену» супружеского тандема Сергея и Марины Дяченко, которые все-таки в первую очередь известны как популярные писатели-фантасты, а не сценаристы. Пока известна лишь завязка фильма, фактически совпадающая с романной. Действие происходит в 2114 году. Человечество [IGA: коммунистическое?] создает ГСП – группу свободного поиска: любой землянин, получив космический корабль и зарегистрировав свой маршрут, волен отправиться к звездам. Главный герой Максим Каммерер терпит крушение на далекой планете…

Интригует и демонстративное «засекречивание» создателями фильма трех исполнителей главных ролей – Максима Каммерера, Гая и Рады Гаал. Как заявляют создатели картины, все дело в желании поберечь молодых дебютантов (а все трое впервые пробуют себя в большом кино), которым и так приходится справляться с колоссальными психологическими нагрузками.

Мудрено ли, что сегодняшняя пресс-конференция создателей «Обитаемого острова» прошла с аншлагом – пишущей и снимающей братии собралось с избытком.

Для начала им сообщили, что Федор Бондарчук, как и остальные 140 человек съемочной группы, безвылазно сидит в Крыму, и пробудет там еще долго – до конца лета. Дело в том, что съемки продут фактически по всей территории Крыма – на полуострове построено девять баз, между которыми группа и будет мигрировать. Потом все продолжится в Питере и Москве, всего же для съемок картины будет построено или задействовано порядка 300 объектов.

Пока же Роднянский предложил журналистам посмотреть «прямой репортаж со съемочной площадки» - промо-ролик, смонтированный из материала, отснятого за первый месяц съемок. Трейлер, как и положено трейлеру – впечатляет. Смущает только одно. Очень похоже, что режиссер как-то слишком буквально воспринял фразу Бориса Стругацкого, вынесенную эпиграфом с пресс-релизу: «Я всегда думал, что из этого романа может получиться забойнейший фильм, не хуже чем «Лезвие бритвы» или, скажем, «Бразилиа».

Предыдущий фильм Бондарчука-младшего, «9 роту», недоброжелатели частенько обзывали коктейлем из «Взвода», «Цельнометаллической оболочки» и прочей голливудской продукции «вьетнамского» пошива. Конечно, сложно судить по трейлеру, но визуальные цитаты из «Матрицы», «Бегущего по лезвию бритвы», «Безумного Макса» и прочей американской киношной «футурологии» слишком бросаются в глаза.

После показа ролика начались вопросы. Что же нового о проекте поведали три его продюсера (Александр Роднянский, Сергей Мелькумов и Дмитрий Рудовский), сценаристы Дяченко и актеры Анна Михалкова (Орди Тадер), Михаил Евланов (ротмистр Чачу), Андрей Мерзликин (Фанк)?

С точки зрения конкретики – почти ничего. Опрашиваемые держались твердо, и никакой новой информации о проекте не сообщали – даже имена исполнителей главных ролей по-прежнему не назывались. Хотя это как раз секрет Полишинеля. Дело в том, что не так давно в базе знаменитого сайта IMDB появилась информация об «Обитаемом острове», где, в частности, наличествует раздел «актерский состав». Помимо представителей непременной в любой российском фильме камарильи Пореченков-Гармаш-Гоша-чтоб-его-Куценко, в нем значились и Василий Степанов в роли Максима Каммерера, Петр Федоров как Гай Гаал, и Юлия Снигирь, играющая Раду Гаал. Все трое действительно дебютанты и известны только театралам. Широкая публика может узнать разве что Юлию Снигирь, сыгравшую не так давно в клипе группы «Звери» на песню «До скорой встречи». Именно ей автомеханик Рома, выдающий себя за нувориша, впаривал про «Бентли».

Но кое-что существенное мы все-таки выяснили. После вопроса корреспондента «Парка культуры»: «Все попытки экранизации романов Стругацких были или неудачными, или имели крайне опосредованное отношение к оригиналу - чего ждать от вас?» Александр Роднянский неожиданно разоткровенничался и принялся рассуждать о возможности буквального переноса романа на экран. Как заметил Александр Ефимович, написанная ровно сорок лет назад книга Стругацкий – плоть от плоти шестидесятых годов, с тогдашними надеждами и чаяниями. И ее нельзя просто взять и экранизировать буквально – слишком изменились реалии мира. «Максим Каммерер – это молодой идейный «комсомолец», представитель идеального Мира Полдня, который попадает в мир, который гораздо больше похож на реальную Землю. Мы же живем не в 1967-м, а в 2007-м году, когда время утопий закончилось. Поэтому, естественно, Мира Полдня у нас в фильме не будет». На закономерное недоумение – чем же тогда Максим будет отличаться от обитателей планеты Саракш, ответ был дан чуть позже. Отвечая на вопрос, сохранят ли в фильме «вогнутость» Саракша, играющую столь важную роль в романе, президент компании «СТС Медиа» сознался, что да. Более того – не вдаваясь в детали, поведал, что именно эта посылка стала одной из главных направляющих фильма: воззрения на обустройство мира и стали главным расхождением между главным героем и другими персонажами.

Вообще, главное положительное впечатление на пресс-конференции – главный «паровоз» проекта Александр Роднянский роман «Обитаемый остров» не просто знает, но, похоже, искренне любит. Поэтому очень хочет сохранить если не букву, то дух книги. Именно поэтому и был отставлен Леонид Володарский, который «все время склонялся к жанру военно-приключенческой драмы». Именно поэтому в фильме оставлены все «круги» Саракша, через которые пришлось пройти Максиму. Он будет и робинзоном, и легионером, и террористом, и каторжником – «если выкинуть что-то, то взросление героя будет неестественным». Подобный буквализм, правда, неизбежно отразился на продолжительности картины – хронометраж фильма составит 4 часа. Но, как заверили создатели, «это не будет фильм, порезанный надвое, это будут два самостоятельных фильма, которые можно смотреть и по отдельности. Хотя лучше, конечно, вместе». Планируется, что первая часть «Обитаемого острова» выйдет на экраны 23 октября 2008, вторая - 1 января 2009.

Чем черт не шутит – может, мы и впрямь увидим не смешных и не стыдных голованов и гвардейцев, мутантов и каторжников, танковые атаки и ядерные бомбардировки, башни-ретрансляторы и белые подводные лодки.
<<<


http://vad-nes.livejournal.com/272112.html
<<<
Прочитал я комментарии ко вчерашней записи. И немного удивился столь болезненной реакции на "Мира Полдня не будет".

Ребята, а как вы представляете себе показ реального Мира Полдня? Ударение на слове "реальное". Реальный, живой Полдень? Особенно после всего, что мы устроили?

Вам сколько лет, почтенные?

Вы что, не понимаете, что, заяви создатели фильма Полдень, Макс моментом превращается из живого человека в картонного персонажа? Бумажного выходца из мира фанерных декораций?

Вы еще не заметили, что за прошедшие годы Мир Полдня рассыпался до основания? Стал нежизнеспособен в новых реалиях, как рыба, вытащенная из воды на воздух?

Он был возможен и даже почти реален в нашем детстве. Но речь-то не о нас, "стареньких старичках" (с). Как вы думаете - смогут в него поверить нынешние 20-летние?

Да, когда люди верили в Полдень, они становились лучше. Но повод ли это для того, чтобы закрывать глаза ладошками, отгораживаясь от реальности? В конце-концов сами Стругацкие прошли путь от

"Мы строим Мир, в котором НАМ ХОТЕЛОСЬ бы ЖИТЬ и РАБОТАТЬ, и ничего более"

до

"Изящно. Очень красивая теория. Но, к сожалению, абсолютно не реализуемая на практике. Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал - до вас и без вас, - а вы не догадываетесь об этом".

Откуда цитаты, думаю, помните?

Мир изменился, и места для Полдня в нем не осталось. Может быть, когда-нибудь он изменится так, что в нем появится место для новой мечты. Но уже не для Полдня - точно. Этот шанс мы упустили. Перефразируя - "это время ушло, и ушло навсегда, и случайно осталось во мне".

Как очень точно сказал в комментах moonrainbow, создателям ОО придется "снимать фильм про светлое будущее, находясь в Cаракше".

Задача трудная, почти невозможная. Но фильм, как я понял, делают в том числе и люди, которые тоже когда-то верили в Полдень. Я не знаю, что придумали Дяченко. Не знаю, что за фильм получится - прорыв, обычный крепкий боевичок или то, что получается обычно.

Но я точно знаю, что делать сейчас фильм про Полдень - это заранее расписаться в своем творческом бессилии, зацикленности на прошлом и нежелании/невозможности идти вперед. Ушло время. Невозможен сейчас Большой детский хор, поющий пионерские песни. Возможен только Шаинский, в маразме поющий свои песни вместо хора.

Вам нужен такой Шаинский, извините, "Обитаемый остров"? Не честнее ли попытаться, подпитавшись от корней, сделать что-то свое, новое?
_______________

UPD: Почтенные френды, мне правда неловко прерывать столь интересную дискуссию (без смайликов), но я не могу не предупредить. Похоже, Фердинанда нашего никто не убивал, повод к войне отсутвует.

В комментах появилась Марина Дяченко, один из авторов сценария "ОО" и сказала буквально следующее:

... У меня складывается впечатление, что вся эта буря в комментах - совершеннейший бой с тенью. Потому что Мир Полдня - отраженно - в сценарии все-таки есть.

Открытую дверь, конечно, можно выломать. Но зачем? :-)

Похоже, или Роднянский неудачно выразился, или я его неправильно понял.
<<<

От IGA
К IGA (28.03.2007 12:44:37)
Дата 29.03.2007 13:17:42

Об острове Роднянского

http://shao-s.livejournal.com/126186.html
<<<
Об острове Роднянского

Всё-таки, несмотря на широкополосный интернет и прочие радости прогресса, из контекста нашенской «современной культуры» я основательно выпал. Тем сильнее оно бъёт, когда настигает.
Сегодня, в промежутках между нарезкой мозгов и обсчётом статистики, наткнулся на потрясающую новость: Александр Роднянский приступил к съёмкам фильма по роману «Обитаемый остров». Приезжая в Одессу, я видел кой-чего из его свежих творений, оттого сегодняшнее известие ввело меня в полный ступор. Прокашлявшись и прийдя в себя, полез в интернет, изучил сопутствующую информацию, по итогам чего сформировался нижеследующий текст. Перед чтением два замечания: не совсем уверен, что его стоит читать тем, кто не читал в своё время «Остров»; совершенно уверен, что его не следует читать тем, кто не выносит абсцентной лексики.

Боевой Мудозвон
1
Шура! Не касайтесь своими лапами
хрустальной мечы моего детства!
И. Ильф, Е Петров. «Золотой телёнок»

Все б%%ди в глубине души считают себя честными женщинами, попавшими на панель в силу непреодолимых обстоятельств. И те б%%ди, которым удаётся сделать карьеру, старательно доказывают себе, что прошлого не было: мало найдётся столь же ханжески-моральных людей, как они. Среди б%%дей такие «выбившиеся в люди» называются «мамашами», а в сфере искусства – «продюсерами». Ярким представителем этого прош%%%%%вочного племени является Роднянский: наторговав п%%%ой вразнос («Моя прекрасная няня», «Бедная Настя», «День рождения буржуя») он захотел доказать, что может снять Настоящее Кино. Как сифилитик, из инстинкта самосохранения, считает всякую новую язву «случайным раздражением», так и Александр Роднянский посчитал «9-ю роту» случайной не-вполне-удачей, и пошёл на второй заход. Под эту х%%ту он согнал отборных му%%%онов русско-украинского экрана. Открываешь сайт фильма – а там, в «Героях», вся примелькавшаяся до проблёва боевичковая п%%%братия, с неистребимым Гошей Куценко во главе.

Другой н%%%%%енный маркетинговый ход: «Исполнителей главных ролей тщательно оберегают от общения со СМИ и даже держат их имена в секрете». При этом не менее тщательно организуя утечки имён в прессу: зл%%%чий призрак «Белого орла» всё так же кружит над нашей грешной территорией.

Ну и конечно, конечно фильм порубят на две части. Ясен х%%н, в первой н%%%я не будет действия – только пейзажи да пластические позы; а х%%и ж не заставить му%%ов-зрителей раскошелиться два раза, они ж всё равно не утерпят? Вот тут хочется спросить: со времён выхода «Perils of Pauline», где впервые появился маркетинговый ход «To be continued», прошло уже сто с ли%%%м лет. Вы, б%%%ь, гениальные продюсеры! Можете хоть что-то поновей придумать?
И нет бы Роднянскому отп%%%%%ться на каких-нибудь «Обожжённых зоной» или «Варёном против Бешенного». Не-ет. Всякая погань хочет, если уж самой не подняться, то вывалять в своём говне что-нибудь стоящее. В этот раз под раздачу попал «Обитаемый остров» - книга у Стругацких, прямо скажем, не самая гениальная. Но по сравнению с тем, что выжимает из заменяющей ему мозги х%%%и Роднянский, это как писульки Моцарта рядом с бессмертными творениями Миши Шуфутинского.

2
Даг хочет походить на еврея.
Но из него, б%%%ь, такой еврей, как из меня бабуин!
«Snatch» в переводе Дмитрия Пучкова.

Известно, что и «Дьявол в мелочах», и «Мастер виден по деталям». Потому я, стараясь соблюсти научность подхода к проблеме, полез в детали и мелочи, чувствуя себя проктологом и прозектором одновременно. Как давал понять журналюгам сам Роднянский, он хочет сохранить дух книги, экранизировав её как можно ближе к тексту. Потому подход к деталям тут безусловно показателен.
Начнём с таинственных исполнителей главных ролей.
Всякий, кто читал «Остров», сразу поймёт, насколько близка к образу Рады Гаал вот эта соска – фотомодель Юлия Снигирь:



Сразу видать, для попадания в «самый ожидаемый фильм» нынче не надо актёрских талантов. Достаточно быть просто небрезгливой.

А вот этот сладкий парниша по имени Пётр Фёдоров - Гай Гаал:



С этими пидорски-гламурными усиками-бородкой – ну просто вылитый офицер спецвойск, надежда и опора правящего режима. Мне, правда, он больше напоминает гибрид провинциального Мефистофеля начала прошлого века и персонажа порнографических открыток того же периода. Но, разумеется, это всё грязные инсинуации не понимающего Высокого Искусства провинциала.

Фотки Василия Степанова, исполнителя главной роли, пока не нашёл. Видать, обнародование %%ала Максима Каммерера должно стать промежуточной сенсацией на нелёгком рекламном пути. А то ведь до 2009 года забудут о гениальном творении, сукины дети.
Ещё в фильме будет аж 15 танков Т-60. С поправкой на привычное долбо%%ство журналистов примем, что это не снятый с вооружения в 1946-м Т-60, единственный аутентичный экземпляр которого сохранился в Финляндии, а до сих пор стоящий на вооружении многих армий Т-64. И восхитимся, с какой буквалистской точностью посредством этих пятнадцати танков будет передана одна из ключевых сцен романа:

«Внизу - рукой подать - оказался широкий проход между холмами, и по этому проходу, вливаясь с покрытой дымом равнины, сгрудившись, гусеница к гусенице, сплошным потоком шли танки».

Где-то я подобное видел... А, б%%%ь, ну как же! Спектакль «Аида»: Радамеса собирают в поход, на сцене стоят пятеро воинов в шлемах, а ещё тридцать тысяч нарисованы сзади на ширме.

Да, скажут критики, денег не хватило. Разве ж на танки напасёшься? Ну конечно, не хватило: из бюджета в 25 миллионов баксов 10 будет потрачено на рекламу, а остальное – на сам фильм. Где ж тут уложиться? Кстати, а чего затормозили-то на полпути, почему на рекламу только 10? Неужели эта замечательная методика попила бабла не справится с большей суммой? Дали б на рекламу 20 лимонов из 25-ти – вот это я понимаю, это был бы нев%%%%%но новый маркетинговый подход к кино. Почти уверен, что успех картины был бы куда большим: фильм-то всё равно хуже сделать трудно.

Ну и по мелочам, в которых, как в каплях, отражается всё, что творится под крышей у Роднянского с Бондарчуком. Цитата с сайта фильма: «Русский космический корабль, пилотируемый Максимом Каммерером». Интересно, эти двое насчёт трусов и крестика анекдот слыхали?

3
Марксизм – это попытка вместить
весь мир в очень маленькие головы
Мераб Мамардашвили.

Ладно, с мелочами понятно – теперь о том, к чему они приводят. О «контексте», так-скать.
Что было главным в романе? Противостояние честного, доброго и отзывчивого землянина Максима злобной и подлой социальной системе. Максим таков, потому что он из «мира Полдня» - коммунизма в наивозможно травоядном выражении. Это становится источником всех сюжетных конфликтов и главной пружиной действия.
Однако с момента написания книги прошло уже 40 лет, изменились не только времена, но и нравы. То, во что в 60-е верили единицы, теперь высмеивают миллионы. Теперь заманчивой перспективой и светлым будущим является не «мир Полдня», а мир «Хищных вещей века». А Саракш из «Острова» - необходимый и неизбежный этап, через который в сверкающее потребительское завтра богоданная власть ведёт свой добрый народ. Потому, как заявил сам Роднянский, «Мира Полдня у нас в фильме не будет». А что тогда остаётся от сюжета и идеи произведения?

Вот, скажем, ещё одна ключевая сцена, где писателями показана мерзость всевластной тайной полиции и лично одного из главных негодяев: ротмистр Чачу заставляет Максима расстрелять женщину, возможно помогавшую борцам против законного правительства. Террористам, на сегодняшний лад. И это Роднянский будет впаривать аудитории, у которой национальными героями являются капитан Ульман и полковник Буданов? А одновременно всё тот же отрицательный подлец, цинично растоптав самые светлые чувства главного героя, произвёл внедрение агентурного источника в террористическую группу. И этот эпизод будут пытаться окрасить в отрицательные тона? Там, где конкурс в Академию ФСБ больше, чем на любой факультет МГУ? И так далее, и так далее.

Главный герой сам участвует в терактах, бежит из-под стражи во враждебные сопредельные страны: бывшие провинции, отделившиеся после величайшей геополитической катастрофы – распада Империи, и оттуда ведёт подрывную деятельность против сохранённого ядра Великого государства. Нелегально возвратившись, продолжает вредить: ему не нравится система правительственного вещания, целенаправленно дважды в сутки дающая позитив; в итоге – разрушает законную и поддерживаемую 95-ю процентами электората вертикаль власти.

Последний абзац – это я больше в шутку. А если всерьёз – то принципиальной разницы между отрицательными героями романа и сегодняшней аудиторией фильма нет. И как между ними вогнать героя положительного – решительно неясно. Роднянский это понимает, иначе насчёт отсутствия «мира Полдня» не высказался бы. Но на чём тогда делать кассу? Противостояние идеологий убрано режиссёром и продюсером, проивостояние личностных ценностей явно большого отклика не получит. Остаются стрельба и спецэффекты.
Однако что-то я сомневаюсь, что по этому параметру «Остров» сможет конкурировать с постоянно обращающейся на рынке голливудской продукцией, где только на спецэффекты тратится в 2-3 раза больше, чем у Роднянского на весь фильм.
В общем, кажется мне, что на выходе образуется ещё одна х%%та типа «Волкодава», только с автоматами вместо мечей и радиацией вместо заклятий. А главным аргументом в конкурентной борьбе будет то же, что у машины "Волга": не "купите наше, потому что оно лучше", а "купите, потому что оно наше".

Оно бы и ладно – но жалко хорошую книгу.

P.S. Кинокомпания «Сварог-фильм», производитель сериалов «Спецназ» и «Русский спецназ» начинает съёмки фильма «Жук в муравейнике» по одноимённому роману братьев Стругацких.
Просто нет слов...

P.P.S. Фотографии главного героя тоже нашлись. Гламур на марше.


<<<

От Владимир К.
К IGA (28.03.2007 12:44:37)
Дата 28.03.2007 13:28:49

Мда...

Мне понравилось:
+++
Отвечая на вопрос, сохранят ли в фильме "вогнутость" Саракша, играющую столь
важную роль в романе, президент компании "СТС Медиа" сознался, что да. Более
того - не вдаваясь в детали, поведал, что именно эта посылка стала одной из
главных направляющих фильма: воззрения на обустройство мира и стали главным
расхождением между главным героем и другими персонажами.
+++

Действительно. Других ведь отличий и не осталось.