Коммунисты завербовали профессора Преображенского
КПРФ рекрутирует знаменитостей на выборы в Госдуму
Герой известного фильма Владимира Бортко окажет скорую медицинскую помощь Зюганову накануне выборов.
Кадр из фильма «Собачье сердце»В год парламентских выборов в приемную лидера КПРФ Геннадия Зюганова выстраиваются очереди из знаменитостей. Вчера отделение Компартии в Санкт-Петербурге вывесило на своем сайте текст беседы с питерским кинорежиссером Владимиром Бортко, известным по фильмам «Собачье сердце» и «Афганский излом». Как выяснилось, автор сериалов «Мастер и Маргарита» и «Бандитский Петербург» в январе совершил неожиданный шаг для своих знакомых, тайно вступив в ряды КПРФ. Пространное интервью, где Бортко изложил свою позицию на сей счет, только запутывает дело. Ясно одно: новый коммунист остается сторонником президента.
«Многие удивились этой новости, но Бортко сам вышел с такой инициативой», – поостерегся комментировать мотивы кинодеятеля его нынешний однопартиец, руководитель пресс-службы питерского отделения КПРФ Сергей Сверчков. Однако намекнул, что лишняя знаменитость в партии ввиду грядущей кампании в ГД не помешает. Напомним, на питерских выборах список коммунистов возглавила олимпийская чемпионка, лыжница Любовь Егорова. И она, и Бортко, и нобелевский лауреат Жорес Алферов в Санкт-Петербурге – известные, авторитетные люди. И хотя Алферов не возглавил список, как изначально планировалось, но активно включился в агитацию сторонников Зюганова на выборах. Надпись «Я за КПРФ!» на фоне серьезного лица и поднятого кулака ученого – самая распространенная в Питере агитка.
Впрочем, Бортко не останется в одиночестве. Сверчков сообщил, что на подходе еще ряд знаменитых земляков Владимира Путина. «Но пока это не разглашается – я не хочу брать на себя ответственность», – объяснил коммунист и отослал «НГ» к главе партячейки Владимиру Федорову. В течение дня связаться с ним так и не удалось.
«К концу лета, когда будут формироваться списки в Госдуму, могут появиться в них люди, которые не имеют отношения к партии, – не удивился тенденции секретарь ЦК КПРФ Дмитрий Новиков. – Это люди, которые проявляют себя не столько в политике, сколько в других сферах: культуры, спорта и т.д. После изменения правил выдвижения списков, когда федеральная часть списка сократилась с 18 до 3 человек, всероссийски известные личности пойдут от регионов». По словам Новикова, их привлечение не связано с технологией «паровозов» – «они будут потом выполнять депутатские функции». Но вступать в партию их заставлять не будут.
По словам секретаря ЦК КПРФ Вадима Соловьева, подбор кандидатов, среди которых немало звезд «мощных советских фильмов», видных ученых из Академии наук, писателей, олимпийских чемпионов, происходит по-разному: некоторые рекомендованы соратниками по борьбе из народно-патриотических организаций, другие приглашены лично Зюгановым в ходе форумов и приемов, которые посещает лидер КПРФ, третьи «проявили инициативу и сами пришли». Таких претендентов, по данным Соловьева, набралось более 3 тыс. (предельный объем партсписка 500 человек). Всех их ставит на учет в базу данных кандидатов в депутаты ГД кадровая комиссия.
Имена знаменитостей и их места в списке объявят только на съезде, который состоится в августе–сентябре. А до того момента в КПРФ обещают «хранить эти сведения жестко»: «Мы научены горьким опытом. На выборах в Мосгордуму от нас должен был идти первый зампрокурора Москвы Юрий Синельщиков. Когда об этом узнали, за 3 месяца до выборов прислали служебную проверку, дискредитировали его и выгнали за несоответствие занимаемой должности. Ему четко сказали: пойдешь по списку КПРФ – будешь с черным билетом, а нет – продолжишь работать, еще и на повышение пойдешь. И, по сути, уволили за это», – пояснил секретарь ЦК.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко склонен объяснять наметившуюся тенденцию «ностальгически-психологическими настроениями» отставных деятелей культуры: «Если раньше существовала позиция, раз ты коммунист – нам с тобой не по пути, то сейчас такого нет. Кремль состоит из групп влияния, каждая из которых занимается политическим проектированием и живет в параллельных реальностях. При этом их проекты пересекаются, поэтому в той же «Единой России» есть влияние и Сечина, и Суркова. Что касается выборов в Госдуму, есть несколько концепций, по одной из которых КПРФ нет в будущем составе ГД. Коммунисты понимают: в этой ситуации они могут быть только относительно оппозиционной партией».
КПРФ не подпишет хартию «О противодействии экстремизму», а предложит другую
НГ 21.02.2007 | политика
Наталья Костенко
Межпартийная война хартий
Президиум ЦК КПРФ окончательно и бесповоротно решил не подписывать хартию «О противодействии экстремизму». Напомним, принятие этого документа после встречи президента Владимира Путина с лидерами партий-кандидатов на прохождение в Госдуму следующего созыва лоббирует «Единая Россия» (см. «НГ» от 15.02.07). Коммунисты решили побороться с экстремизмом по-своему. Как стало известно «НГ», КПРФ не только разработает альтернативный вариант хартии, пригласив присоединиться к нему остальных оппозиционеров, но и вполне может опередить со своей презентацией главного конкурента.
В распоряжении «НГ» оказался проект оппозиционной хартии, уже одобренный партийцами на заседании ЦК.
Решение о разработке документа было принято после того, как инициаторы единороссовского варианта трижды отказались внести в текст изменения юристов КПРФ. Свой вариант антиэкстремистской хартии коммунисты сократили почти вполовину. Из нее исчезло не только смущавшее коммунистов словосочетание «социальная рознь», но и целые пункты. Среди них – декларирующие публичное осуждение экстремизма, нацизма, расизма и ксенофобии, а также организаций, привлекающих для экстремистских действий несовершеннолетних. Вычеркнуто и положение о СМИ, предоставляющих трибуну разжигателям межэтнической и межконфессиональной розни. Под сокращение попал спорный пункт единороссовской хартии, в соответствии с которым подписант должен отвечать за всех партийцев.
Взамен коммунисты изложили собственные способы борьбы с экстремизмом. Они предлагают не осуждать, а добиваться от госорганов запрета организаций, в том числе некоммерческих, пропагандирующих расизм, национальное превосходство, разжигающих национальную и религиозную рознь. А также противодействовать провокаторам, «пытающимся использовать массовые мероприятия политических партий в целях, противоречащих Конституции». Подписанты должны «совместно выступать» против действий физических и юридических лиц (кого бы они ни представляли), способных привести к межнациональным, межконфессиональным, межнациональным и социальным конфликтам.
К таким конфликтам, по мнению коммунистов, может привести неправомерное ограничение прав граждан (на референдум, на получение информации, на обеспечение бесплатным образованием, жильем, медицинской помощи и т.д.) и политических партий (запрет массовых мероприятий, снятие с регистрации списков политических партий по надуманным причинам, использование информресурса в интересах одной партии), а также ухудшение социально-экономического положения населения и «очернительство» в СМИ российской истории и культуры.
По мнению члена ЦИКа с правом совещательного голоса от «Единой России» Сергея Костенко, первоначальный текст (составленный, напомним, с учетом мнений ряда партий и согласованный во внешнеполитическом управлении кремлевской администрации) составлен «юридически грамотнее»: «Есть нормы, в том числе международные, о том, что должно содержаться в хартии, а что нет. Например, понятия «провокационные вылазки» в юридическом языке нет. Это просторечие...»
По его мнению, действия коммунистов говорят о том, что в КПРФ предвзято относятся к хартии и считают ее «подкопом под партию». А ведь юридической силы она не имеет: «Хартия – протокол о намерениях, и если человек не заявляет о них, то это значит, что он не прочь применять эти ходы». Костенко напомнил, что на осенних выборах в Астрахани две листовки Компартии были изъяты – в одной содержалось надругательство над религией, а в другой – над государственными символами. Правда, избиркомы пока довольно снисходительно относятся к таким фактам.
Однако депутат-яблочник, зампред комитета Госдумы по законодательству Сергей Попов признался «НГ», что если выбирать, то он скорее подписался бы под коммунистическим текстом. «Дело в том, что оба они сляпаны на злобу дня и это отталкивает, – разъяснил депутат, – но хартия КПРФ более четкая в плане определения путей борьбы с экстремизмом и понимания работы современного антиэкстремистского законодательства». Хотя и к ней, по словам Попова, с точки зрения юридического оформления документов есть претензии.
Как сообщил «НГ» глава юридической службы партии Вадим Соловьев, ему дано задание в течение недели довести документ до юридического совершенства и вывесить его на официальном сайте Компартии вместе с предложением к коллегам по политической борьбе присоединить свои подписи к их документу. Коммунисты уверены: они не останутся в одиночестве, так как недовольных редакторскими способностями единороссов среди участников декабрьской встречи в Ново-Огарево предостаточно. Если эти планы будут реализованы, коммунисты могут опередить официальных инициаторов хартии: по данным «НГ», согласование документа партии власти планируется завершить только к началу марта.