От IGA
К И.Т.
Дата 09.02.2007 01:14:40
Рубрики Ссылки; Тексты;

Православное сектоведение

<<<
Илья Смирнов
Православное сектоведение

Дворкин А.Л. Сектоведение. Опыт систематического исследования. - Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2006. - 800 с.

Автор приблизился к идеалу, насколько его положение позволяло. В книге - описание полусотни организаций, от крупных международных до наших пост-перестроечных, их истории, вероучения и структуры, а также главы общего характера, где определены термины и критерии отбора «тоталитарных сект». В принципе, подход оправданный. Оппоненты обычно говорят, что само понятие «секта» не должно употребляться, что это, дескать, субъективное оценочное суждение, не отражает ничего, кроме конкуренции между священнослужителями. На мой взгляд, это возражение демагогическое, в реальной жизни даже убеждённый атеист понимает, чем отличается традиционная церковь, связанная с историей и культурой народа, от новообразований, связанных, в лучшем случае, с мошенничеством. Есть разница между солидным банком с репутацией – и лохотроном у метро. Можно быть принципиальным противником капитализма, но в конкретных ситуациях, если нужно перевести деньги, любой анархист эту разницу учитывает. Так и с религиозными организациями. «Аум Синрикё» следует изучать как инфекцию - чтобы такого не повторялось. И в «Сектоведении» собрана целая энциклопедия заразной глупости – боже мой, чего только не принимают на веру современные люди, вроде бы, по документам, психически здоровые. Один из «духовных наставников» продавал поклонникам за большие деньги свои использованные носовые платки –«помазанные вещи великого Смита», другой подмешивал в ритуальную пищу физиологические отправления свои и своей «божественной» супруги. А как вам нравится обряд бракосочетания именитых покойников, включая Сократа, Конфуция и Никсона – с реальными живыми женщинами? Грабовой в этом жанре совсем не одинок. Цитирую: «в конце 2000 Мун объявил, что ему явился сатана, покаялся за причинённые ранее неприятности и обещал впредь исправиться и выступать на стороне «Истинного Отца». Услышав это, Мун попросил Бога простить сатану и вновь принять его на службу… Можно предположить, что за этими новостями последует объявление о женитьбе сатаны Муном на очередной пожилой кореянке… Известный фильм Романа Поланского «Ребёнок Розмари» вполне может стать реальностью».

С автором книги можно согласиться и в том, что он рассматривает по аналогии с сектами некоторые организации, которые мы не воспринимаем как религиозные, например, «сетевой маркетинг» типа «Гербалайфа». И указывает социологам перспективное направление для исследований реальных механизмов, посредством которых можно манипулировать людьми. Было бы желание исследовать.

Но поскольку сам Александр Леонидович Дворкин – профессор всё-таки Свято-Тихоновского богословского института, его собственная позиция противоречивая, а в исследовательскую лабораторию всё время вторгается пропагандист. Начиная с самого понятия «тоталитарный», заимствованного из политологии, где это не столько термин, сколько политический ярлык. «В ХХ веке явилось такое не существовавшее ранее понятие, как тоталитаризм. Первоначально он явил себя в политической ипостаси, а затем возникли и религиозные секты…». На самом же деле особенности, которые были обнаружены у диктатур ХХ века и положены в основу концепции «тоталитаризма», характерны для великого множества режимов разных стран и эпох. Наверное, большая часть истории цивилизации приходится именно на такое общественное устройство. То же и с «тоталитарными сектами». В них нет ничего нового с точки зрения истории религии, причем не какой-то маргинальной, а самых почтенных. Обожествление своих учителей, военизированные структуры, фабрикация «чудес», агрессивное неприятие иноверцев, вплоть до человеческих жертвоприношений. И когда Дворкин с иронией пересказывает священные книги иеговистов или сайентологов, на память сразу приходит Лео Таксиль с «Забавной Библией»

Автор книги выстраивает жёсткое противопоставление: традиционные церкви – и самозванцы с приставками «нео», «пост», «псевдо». Но временами проговаривается – вот так, например: «Как бы глубоко ни заблуждались, скажем, протестанты, они по происхождению христиане… Ветви, отпавшие от единого древа Вселенской православной церкви, но даже отпавшие ветви сохраняют подобие древа. И доколе сохраняется подобие, сохраняется и возможность вновь приживиться к этому древу. Свидетельство тому – частые переходы в православие западных христианских общин… Невозможно представить себе… что-либо подобное с мунистской общиной». Здесь уже совершенно другой критерий. Близость к той конфессии, которую представляет сам автор. Чем меньше шансов к ней «приживиться», тем получается «тоталитарнее». Дворкин ставит в вину «свидетелям Иеговы» «настоящий культ своей организации», вне которой «невозможно постичь правильное учение». Но сам утверждает то же самое. Характерно, что при общей разумной установке на уважение к традиционным религиям разных народов в книгу оказалась включена глава 8 «Современный индуизм и гуруистские секты», написанная Михаилом Плотниковым и откровенно оскорбительная по отношению к религии, которую испокон века исповедуют граждане огромной страны, дружественной к России. Цитирую: «Тайное ядро хатха-йоги: магические отношения с богами, которые суть бесы…Индуизм… питает и, возможно, составляет ядро формирующейся на наших глазах религии или, вернее, консенсуса религий антихриста». А дальше, в главе 9 сам Дворкин, как ни в чём не бывало, противопоставляет «секту» кришнаитов нормальным индуистам. Приписывает кришнаитам поклонение какому-то особому богу: «Кришна… значит «темный», «чёрный», то есть «тёмная духовная сущность». Но достаточно открыть серьёзное научное издание, и мы увидим совсем другую интерпретацию. «Мифы народов мира»: «Предполагают, что «чернота» Кришны – свидетельство южноиндийского, дравидского происхождения его образа». Обрушиваясь на безобидных поклонников Махариши, автор книги оставляет без внимания самую кровожадную разновидность религиозного экстремизма – ваххабизм. Напомним, что авторитетнейший наш исламовед Александр Александрович Игнатенко рассматривает его именно как сектантское направление, сделавшее ставку на террор

Но для Дворкина это сюжет неудобный. Ведь там, где ваххабиты у власти, они опираются не на какие-то новации, а на древнюю традицию, это невозможно отрицать. Постоянные антикоммунистические выпады в книге напоминают разоблачаемого в ней же Сан Мён Муна, и уровень аргументации примерно такой же: «эзотерический оккультный гуру Георгий Гурджиев… по всей видимости, был связан и с нацистами, и с коммунистами (во всяком случае, сам он частенько хвастался, что дирижирует и Гитлером, и Сталиным». Хороший источник информации, правда?

Тем не менее, несмотря на все логические провалы, основная идея автора заслуживает внимания. Многие секты действительно принципиально отличаются от нормальных «культурообразующих» религиозных организаций. На мой взгляд, суть этого отличия - в том, что традиционные большие конфессии волей-неволей претерпели определённую эволюцию под воздействием Просвещения и гуманизма. Прогресс – вот сила, побудившая христиан отменить инквизицию, индуистов – перестать сжигать женщин на погребальных кострах покойных мужей и так далее. Секты, которые мы воспринимаем как «тоталитарные», игнорируют этот исторический опыт или же (как ваххабиты) воинственно его отрицают. И их можно понять. Ведь гуманизм и Просвещение – факторы внешние по отношению к любой религии.

Отсюда мораль по поводу курса «Религиоведения» в школах. Книга Дворкина наглядно демонстрирует, что подобный курс либо не устроит заказчиков – священнослужителей и породит между ними раздоры, либо окажется антинаучным. Либо и то, и другое в одном флаконе. Единственный разумный выход – знакомить с религией на уроках истории. Как раз нормального, самого что ни на есть традиционного предмета. И не выдумывать ничего лишнего, не приписывать торопливой отсебятины ни к Библии, ни к школьной программе.
<<<
http://scepsis.ru/library/id_1061.html


http://scepsis.ru/forum/topic_673_1.html
Алла:
Все бы ничего, но уважвемый автором Мень тоже писал, что шаманы общаются с бесами (это было в напечатно в Науке и жизни, как сейчас помню :( ) Или дело в том, что шаманизм "менее солиден" чем синто? Католическая церковь до сих пор творит такое, что никакой секте не под силу, начиная от запрета на презервативы в массовых масштабах и кончая поддержкой самых крайне правых - в Латинской Америке, например. При этом, я не имею в виду, что католики "хуже", скажем, православных или протестантов. Те же крайне правые протестанты активно поддерживают империлистические войны США и расисткое гос-во Израиль, а куда уж традиционнее :( Не говоря уж об иудаизме.

Ваххавбизм же, как всегда забывает заметить как автор так и его источники - пользуется активной поддержкой не только СА, но и ее спосоров - США. Именно США породили Аль-Каиду, они же удерживают на троне саудовскую династию. А последнее время и Израиль тоже не прочь их в открытую поддержать. Вот такая петрушка :)

Алла:

Игорь, что такого "экстремистского" в Хизбалле? Они даже не требуют исламского государства и активно сотрудничают с не-мусульманами (христиани ном М.Аюном, например)и даже с коммунистами

От Chingis
К IGA (09.02.2007 01:14:40)
Дата 14.02.2007 10:22:00

Дворкин - знаменитый сектовед!

Среди популярных церковных активистов постперестроечной России особо выделяется фигура наиболее заметного православного антикультиста Александра Дворкина, с именем которого связано немало скандалов в религиозно-политической сфере.

Александр Леонидович Дворкин родился в интеллигентной московской семье 20 августа 1955 года. Среднее образование получил в "языковой" средней школе № 112 в Большом Козихинском переулке, предоставляющей, кроме обязательного английского, возможности для изучения болгарского, сербскохорватского, польского и чешского языков. После окончания 10 класса он поступил в Московский педагогический институт, где избрал специализацию по русскому языку и литературе. В это время А. Дворкин участвует в движении хиппи.

В 70-е годы для евреев "алии", желающих репатриироваться, стал возможным выезд за пределы СССР. Бросив вуз, Дворкин уезжает из России по "репатриантской" визе, но не в Израиль, куда он очень не хотел ехать из-за необходимости служить там в армии, а в США. Правда, существует легенда, что уехал он все-таки в Израиль, и только потом, после каких-то неприятностей, связанных с одним из кибуцев, попал в Соединенные Штаты. Более правдоподобной представляется версия одного из авторитетных религиоведов, который свидетельствовал, что Дворкин из Вены отправился прямиком в США в качестве "primer". Этого преимущества, по словам ученого, удостаивались лишь те иммигранты, на которых в США делался особый расчет.

Как бы то ни было, но в США с 1978 по 1980 гг. Дворкин продолжает обучение в Хантер-Колледже Нью-Йоркского университета, который оканчивает со степенью бакалавра по специальности "русская литература". Затем поступает в Фордхемский университет Нью-Йорка, куда в большинстве случаев и попадали выходцы из "стран социалистического лагеря", и знакомится там с историком православия протоиереем Иоанном Мейендорфом. Вероятно, не без содействия этого крупного религиозного деятеля ХХ века, резко сменив ориентацию с филологии на историографию, Дворкин защищает в 1988 году диссертацию на тему "Иван Грозный как религиозный тип" ("Ivan the Terrible as a Religious Type"), получив при этом степень Ph. D по истории (хотя "пи-эйч-ди" нередко переводят как "доктор философии", на самом деле это соответствует кандидатской степени, которую присваивала, например, всем своим выпускникам Московская духовная академия по написании ими дипломной работы). Сама диссертация выходит отдельным изданием на английском языке. На этом формальное светское образование Александра Дворкина завершается, и далее он отзывается о себе исключительно, как о специалисте со всевозможными степенями.

Адаптация в США...

Серьезный процесс адаптации в США начался для Александра Дворкина с принятия крещения 19 января 1980 года в нью-йоркском храме Христа Спасителя Православной Церкви в Америке (ПЦА) и знакомства с протопресвитером Александром Шмеманом. После смерти о. Александра духовным наставником Дворкина стал протопресвитер Иоанн Мейендорф. В качестве православного верующего, имеющего светское образование, Дворкин поступает в Свято-Владимирскую православную духовную академию ПЦА в Нью-Йорке, а в 1982 году поставляется в чтецы первоиерархом ПЦА Митрополитом Феодосием. В годы учебы в академии Дворкин прислуживает в алтаре, а затем становится и старшим "алтарником" академического храма. Там же получает в 1983 году степень магистра богословия (Master of Divinity), и в том же 1983-м, после благополучного окончания карантинного срока, обретает американское гражданство. В 1984 году Дворкин поступает в докторантуру Фордхемского университета, где специализируется на изучении византийской и русской истории средних веков. В 1987 году проводит семестр, занимаясь исследованиями в Папском униатском колледже "Руссикум" в Риме, и начинает преподавать русскую историю в Нью-Йоркской школе изобразительного искусства.

С 1988 по 1991 гг. Александр Дворкин был пономарем и иподиаконом в Свято-Никольском кафедральном соборе в Вашингтоне, работая одновременно журналистом вашингтонского бюро радио "Голос Америки", а затем – редактором отдела новостей мюнхенского бюро радио "Свобода". Заметим, что и "Голос Америки", и "Свобода", где Дворкин сразу занял привилегированную должность, по признанию их сотрудников, выполняли определенные политические заказы спецслужб, в частности ЦРУ Соединенных Штатов. Однако, судя по дальнейшим событиям, Дворкин не оправдывал доверия руководства и из штата "вражеских" радиостанций его уволили.

Может быть, по этой причине, как сообщают из эмигрантских кругов США, будущий "сектовед" в начале 90-х годов сотрудничал с фирмой, занимавшейся усыновлением детей из России. Но главное, что именно в это время и начинается его собственно антикультистская деятельность. Александр Дворкин начинает активно участвовать в раскрутке КАН (Cult Awareness Network). Эта организация, учрежденная в 1974 году, специализировалась на так называемом "депрограммировании" людей, вовлеченных в непривычные обществу религиозные движения, по просьбе их родственников. (Позднее, 20 июня 1996 года, организация КАН была ликвидирована по решению Федерального суда Чикаго в связи с банкротством. Причина оказалась довольно простой: люди, которых подвергали "депрограммированию", подали на КАН в суд и добились выплаты громадных компенсаций за моральный ущерб, что и разорило организацию. Подробности о новооткрывшихся преступлениях КАН продолжали расследоваться и позже. Например, в 2000 году американский суд признал КАН и нескольких отдельных агентов организации виновными в конкретных похищениях людей и нападениях, которые суд описал, как "настолько отвратительные по своему характеру и настолько ошеломляющие по своей степени, что они выходят за все возможные границы приличий, являются зверскими и совершенно неприемлемыми в цивилизованном обществе". В описываемом случае жертвой КАН был неденоминированный христианин Джейсон Скотт. КАН квалифицировала его небольшую религиозную организацию как "культ" и решила заняться "спасением" Скотта, начав с его насильственного похищения. Агентом-исполнителем этой "работы" был Рикк Росс, чей криминальный опыт включает, кроме прочего, осуждение за крупную кражу ювелирных изделий на $ 100 000 из магазина г. Феникс, штат Аризона. Еще тогда тюремный психиатр поставил Россу диагноз - социопатические наклонности (склонность к антиобщественным поступкам). После похищения Скотта Росс с сообщниками держали его в заключении пять дней, на протяжении которых разными средствами пытались заставить его отречься от "не той" христианской веры. Суд Сиэтла был настолько возмущен насильственными действиями КАН, что наложил штраф на Росса и КАН в размере почти пяти миллионов долларов.)

Через Германию в Россию

В 1991 году, когда деятельностью КАН начало серьезно интересовалось ФБР, Александр Дворкин срочно переезжает в Германию, в Мюнхен, но вместо русского кафедрального собора Новомучеников Российских в юрисдикции РПЦЗ он выбирает для своей молитвы маленький сербский храм и начинает думать о возвращении в СССР.

До окончания правления Михаила Горбачева Дворкин посещал Россию, однако в основном оставался в Германии. Вероятно, этому способствовал его германский единомышленник и союзник, известный антикультист пастор Томас Гандоу, который тоже специализировался на "депрограммировании" (Б. Фаликов, Наш ответ Керзону).

Справедливости ради, следует заметить, что сам Дворкин упорно отрицает свою причастность к КАН, хотя в последнем издании своей книги о "сектоведении" он весьма доброжелательно отзывается о "депрограммировании", практиковавшемся в КАН, как таковом, в определенной мере оправдывая его: "Но если есть программирование, появилось и депрограммирование, под которым часто подразумевалось насильственное похищение сектанта (если не удавалось вырвать жертву из сектантской среды иным способом) и удерживание в изолированном месте, где его в течение долгих дней или даже недель пытались переубедить специалисты-психологи и бывшие члены сект... Иной раз гнев на похитивших его людей лишь ожесточал сектанта, его сопротивление от этого возрастало, и ему удавалось сбежать. ...В общем, метод "клин клином вышибает" оказался в данном случае совсем не подходящим. Но вряд ли человек, имеющий сердце и совесть, станет осуждать родителей, от отчаяния прибегнувших к депрограммированию..." (А.Л. Дворкин. "Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, изд. Братство св. Александра Невского, 2005).

В Москву! В Москву!..

Что бы там ни было, но вскоре после истории с ГКЧП, 31 декабря 1991 года, заручившись благословением протопресвитера Иоанна Мейендорфа, Дворкин вылетает из Мюнхена в Москву. И уже в марте 1992 года поступает на работу во вновь образованный Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата, где (по его словам, "по просьбе одного священника") начинает борьбу против "Богородичного центра". А в 1993 году Дворкин основывает и возглавляет Информационно-консультативный центр священномученика Иринея Лионского (с 2003 г. - Центр религиоведческих исследований им. св. Иринея Лионского). Новоиспеченную антикультистскую организацию приютил Издательский отдел Московской патриархии, которым руководил тогда епископ Бронницкий Тихон (Емельянов) - в дальнейшем, его отношения с Дворкиным будут оставаться неизменно теплыми (ныне архиепископ Тихон на Новосибирской кафедре).

Деятельность инициативной группы Центра началась с рекогносцировки. Дворкин посещал московские приходы, где беседовал со священниками и верующими, изучал настроения, комментировал наличие в среде церковного люда сомнительных с его точки зрения взглядов и убеждений. Тема была актуальной. Ведь в начале 90-х годов, после провозглашения в стране религиозной свободы, вместе с появлением иностранных миссионеров от крупнейших христианских конфессий мира, здесь возникли и новые религиозные движения, некоторые из которых оказались достаточно "экзотичными" для России. Поэтому для Дворкина - выходца из американского университета, имевшего общение с известным православным историком и богословом протопресвитером Иоанном Мейендорфом, да еще и работавшего на "Голосе Америки" (откуда, кстати, он был выдворен ведущим религиозной передачи протоиереем РПЦЗ Виктором Потаповым), - поле деятельности оказалось весьма широким. Кроме того, некоторые связи в Центре изучения новых религий Айлин Баркер "Информ" (Великобритания) и дружба с главой датского антикультистского "Диалог-Центра" профессором Огардом обеспечили ему дополнительный авторитет, как "большому специалисту" в области, которая для России тогда являлась "терра инкогнита".

Таким образом, после громкого международного скандала с КАН центр антикультистского движения начал перемещаться в Россию. От Александра Дворкина, возглавившего Центр Иринея Лионского, ожидались большие открытия. Однако если официально целью Центра считалось "изучение новых религиозных движений и распространение информации о них", то, по сути, Дворкин совместно с известным православным борцом с "сектами" диаконом Андреем Кураевым развернул активную борьбу крупнейшей православной Церкви страны с любыми проявлениями религиозной жизни в России вне юрисдикции РПЦ МП.

Нелегкий выбор

Успех Кураева, уже тогда стяжавшего себе немалую славу борьбой с "рерихами", вероятно, показался вчерашнему эмигранту весьма заманчивым. В те годы Дворкин постоянно появлялся в компании "главного диакона" ельцинской России. С целью популяризации антикультизма, вполне обоснованно полагаясь на устойчивость отрицательных стереотипов, привитых антирелигиозной пропагандой в советский период, Дворкин и Кураев с верным расчетом "ставят" на известный термин "секта", который воспринимается в стране до сих пор крайне негативно. Во всяком случае, именно борьбой с "сектами" антикультисты с самого начала оправдывают свою подозрительность по отношению ко всем новым религиозным организациям, в число которых скоро попадут и вполне респектабельные российские протестанты, и последователи древних религиозных учений Востока.

В соответствии со словарем Даля, "секта" - это "братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь". Дворкин же, понятие "секты" формулировал сначала вполне в духе атеистических нормативов советского времени: "Секта - это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им". Затем у этого "классического" определения появился еще более зловещий вариант. Дело в том, что в результате разработок Центра, "секты" получили в качестве серьезного довеска эпитет "тоталитарные". Потому "тоталитарная секта" по Дворкину - это "авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями". Понятно, что таким образом круг "клиентов" Центра св. Иринея Лионского значительно расширился, и в него попало немало культурно-просветительских организаций, не имеющих никакого отношения к религии. Ко всему прочему, к настоящему времени в круг "сект" вошла и религиозная группа известного религиозного просветителя, действующего священника РПЦ МП Георгия Кочеткова.

Сегодня в цивилизованном мире понятие "секты" практически не используется. Религиозные организации и группы, которые отличаются по вероисповеданию от "традиционных" Церквей, называют "новыми религиозными движениями" (НРД). Вначале их воспринимали несколько настороженно, но за последние двадцать лет отношение к НРД заметно смягчилось. Большинство из них социализировалось и вполне адекватно вписалось в современное общество, заполняя незанятые традиционными Церквями ниши.

Мощное антикультистское движение в США было дестабилизировано и разорено в результате множества судебных процессов. Однако в России, не без помощи Александра Дворкина, о. Андрея Кураева и ряда их менее известных сподвижников, начиная с 2000-01, а особенно с 2005 года, оно заметно набрало силу. Дворкин стал внешне гораздо респектабельней, что вполне оправданно, так как положение обязывает. Однако, будучи натурой импульсивной и амбициозной, некоторых характерных черт "раннего периода" своей деятельности он все же не утратил до сих пор.

Надо сказать, что самым проблематичным в деятельности Дворкина и его Центра было смешение понятий. Он свалил в одну кастрюлю некоторые болезненные явления общества в переходный период, порожденную бедностью зависимость от богатых иностранцев, действительные попытки использовать методы психологического воздействия при вербовке и фундаментальную христианскую оппозицию "церковь vs секта". И поставил всю эту смесь кипятиться на огонь политических амбиций верхушки РПЦ МП, решившей превратиться в "ведомство государственного исповедания".

В 1997 году Дворкин выступал в качестве ответчика по иску нескольких новых религиозных организаций, обвиненных им в довольно экзотичных преступных деяниях. Речь шла о том, что кришнаиты, Свидетели Иеговы, муниты и прочие используют в приготовлении своих культовых и просто кулинарных изделий кровь, сперму (квазисексуальный мотив вообще очень заметен в "антисектантском" творчестве Дворкина) своих "главарей", а, кроме того, все они "бандиты", сатанисты и шарлатаны. Конкретных оснований ни для одного из своих абсурдных обвинений Дворкину привести не удалось. Все аргументы сводились к тому, что все НРД – "мафия", что "дети должны отвечать за отцов", так как где-то кто-то осужденный за преступление был мунитом, кришнаитом, баптистом и т.д. Самым пикантным аргументом в суде стал последний, силовой: "сектовед" бросился на видеооператора, снимавшего процесс, пытаясь вырвать у него камеру и разбить об пол. А когда это не удалось, и Дворкина пытались удержать от следующей попытки, то он принялся царапать окружающим лица, визжать, плеваться и прокусил несчастному кришнаиту руку. "Свидетелем" со стороны Дворкина выступал епископ Тихон, появление которого в зале суда, в панагией и посохом, должно было оказывать психологические влияние на суд. Как и ожидалось, Хорошевский суд Москвы в иске оклеветанным Дворкиным иноверцам отказал.

Нечто экстремистское произошло и 23 марта 2005 года в Екатеринбурге. Там единомышленник Дворкина, сотрудник местной епархии священник Владимир Зайцев объявил об организации лекции "московского профессора" на тему: "Тоталитарная секта "Новая жизнь" - погоня за властью и деньгами". Но когда батюшка с "сектоведом" прибыли на место исполнения своей миссии, то выяснилось, что директор школы, где предполагалось проводить акт обличения, ни о чем таком не знал и не давал никакого разрешения на мероприятие. Тем не менее, Александр Дворкин вместе с о. Владимиром и оператором епархиального ТВ предприняли попытку прорваться в здание. Но на этот раз все закончилось полным фиаско: местная милиция, невзирая на сан и профессорство, доставила нарушителей в местное РУВД, где самозванным "миссионерам" пришлось пару часов посидеть. Для Дворкина эта история закончилась испугом и, разумеется, извинением, поскольку за него официально заступился Патриарх Алексий II. А вот о. Владимиру повезло меньше: его, как рецидивиста (оказалось, что подобные случаи с участием батюшки уже бывали), в соответствии с нарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, суд оштрафовал.

От поездки до поездки

Бывает, что Дворкину не везет. Например, ректорат Уральского государственного университета (Екатеринбург) запретил проведение лекции Дворкина в 2000 г. Приезд туда антикультиста сразу ознаменовался скандалом, так как профессору-богослову было отказано в проведении лекций в университете по истории православной Церкви. И Дворкину пришлось выступать с курсом лекций по "сектоведению" и истории Церкви в Окружном доме офицеров. Договоренность между Екатеринбургской епархией РПЦ МП и ректоратом университета о лекциях по истории Церкви была аннулирована за два часа до начала приказом ректора университета Владимира Третьякова. В ректорате УрГУ эту отмену объяснили "этическими соображениями", так как "государственное учебное учреждение не может заниматься религиозной пропагандой...".

Тремя годами ранее Дворкина изгнали с факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. 3 декабря 1997 г. декан факультета Ясен Засурский разорвал контракт с Дворкиным, преподававшем историю Церкви, ссылаясь на отсутствие у "профессора" "образовательного уровня,... необходимого для ведения преподавательской работы в университете".

Преподаватель

Зато преподавательская карьера в Православном гуманитарном Свято-Тихоновском университете (ПСТГУ), который получил этот статус по аттестации Министерства образования России весной 2004 года (ранее он назывался "богословским институтом"), вполне удалась. Дворкин действительно имеет там степень профессора, потому что в РПЦ МП это звание присваивается не столько за научные и преподавательские заслуги, сколько как награда Патриарха. Естественно, он заведует кафедрой "сектоведения", и работа складывается вполне успешно. Кроме лекций, которые читаются в России и в Брюсселе, по информации ПСТГУ, при кафедре Дворкина "проводится систематическая антисектантская работа" и "А.Л. Дворкин и диакон М. Плотников активно освещают сектантскую тематику в многочисленных выступлениях и интервью по радио и телевидению, постоянно публикуют материалы в церковной и светской прессе, как в российской, так и в зарубежной". Работает и консультативный центр, где Дворкин с сотрудниками отвечают на телефонные звонки, ведут прием "пострадавших от сект", дают консультации по освобождению от их вредоносного влияния. За все это и в связи с 50-летием в 2005 году Дворкин был награжден Патриархом Алексием орденом свт. Иннокентия Московского.

Тем не менее, несмотря на успехи в педагогическо-просветительских трудах, основной деятельностью Дворкина остается собственно антикультистская.

Причина перехода в сектоборство

Однако есть некая интересная деталь, которой с учетом всей предыдущей биографии "сектоведа", пренебречь невозможно. Еще в 1993 году Московская патриархия стала открыто лоббировать изменение существующего религиозного законодательства, акцентируя внимание на ограничении миссионерской активности и деятельности своих конкурентов на "религиозном рынке" - новых, нехристианских и не подпадающих под ее юрисдикцию православных религиозных организаций. В декабре 1994 года на Архиерейском Соборе РПЦ МП по этому поводу было принято отдельное определение, а с течением времени тенденция к актуализации такой политики только усиливалась. Перед энергичным и амбициозным антикультистом открывается гораздо более широкое поле деятельности, да еще и "с гарантией". Теперь уже трудно сказать, кто первым использовал понятие "крестовый поход" против иноверцев, но определение очень точное. А Дворкин - лучшая кандидатура на роль возглавляющего такой поход.

Прежде всего, "американский профессор", как трепетно величают его единомышленники, несомненно талантливый публичный деятель. Если абстрагироваться от содержания его речей, то выступает перед вполне определенной аудиторией он почти безукоризненно. Это и имидж - "православный псевдоинтеллигент с растрепывающейся по мере выступления благородной шевелюрой", неизменный галстук и белая рубашка ‑ все это очень по уставу, но без снобистского шика-блеска, который всегда раздражает аудиторию, устанавливая между нею и выступающим ненужную дистанцию. Это и манера говорить с использованием огромного количества терминов и понятий, в которых аудитория чаще всего не разбирается. Но непременно перемежать "ученую речь" всем понятными, родными стереотипами - враг и враждебность, православные и сатанисты, русские и появившиеся Бог знает откуда "чужие" сектанты, наши дети и наш долг перед ними и т.п.

В каждой технике он разный. На телевидении это тихо, умиротворяюще говорящий и равноправный с остальными участниками собеседник. Перед участниками встречи, среди которых есть опасные оппоненты, он более активен и часто уходит от обсуждения нежелательных тем с помощью навязывания своей логики, как бы не слыша "ненужных" ему аргументов. Выступая перед совсем уж малограмотной аудиторией, Дворкин, что называется, отец родной. А когда антикультист встречается со специалистами, способными оценить всю сомнительность его "учения", он просто говорит совершенно о другом – о действительно удручающем состоянии молодежи, о незнании в массе основ религии и христианской веры, о нечистоплотности известных лидеров, о необходимости "припасть к чистому источнику". Правда, когда приходится отвечать на вопросы, он интуитивно и, опять же, безошибочно избирает какую-то другую, подходящую к случаю технику. То есть, в этом отношении он ‑ профессионал от рождения. Нечто подобное, только совсем в другом регистре, можно наблюдать и на примере радикального популиста Владимира Жириновского.

Выступая на съезде епархиальных миссионеров РПЦ МП в 1996 г. в Белгороде, Дворкин, казалось бы, откровенно сетовал на отсутствие у его Центра церковной поддержки - юридической, моральной, технической и материальной. Но, возникает вопрос: на кого же тогда он работает? И кто его идеологический, административный и материальный гарант? С одной стороны это выступление было, пусть формальной, но декларацией собственной независимости. С другой - рассчитанным на верный успех воплем на миру "дайте денег на благое дело!"

Среди наиболее усердных покровителей Дворкина в структурах Московской патриархии можно назвать, в частности, председателя Отдела РПЦ МП по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова. Отец Димитрий, в силу своего статуса, существенно помогает Дворкину в популяризации идей православного антикультизма, регулярно представляя ему конференц-зал своего Отдела для освещения темы "тоталитарных сект" в рамках ежегодной программы Рождественских чтений. Кроме того, с легкой руки "военно-силового" протоиерея, в нарушение приказа министра обороны, запрещающего посещение военных объектов иностранным гражданам, Дворкин выступает со своими лекциями перед военнослужащими в воинских частях. В последний раз такое выступление состоялось в рамках Третьих учебно-методических сборов военного духовенства в Улан-Удэ с 28 июня по 1 июля 2005 года. Кстати, среди военных Дворкин чувствует себя настолько свободно, что импровизирует на любые темы, на ходу сочиняя нравоучительные байки с политобразовательным уклоном, героями которых выступают разного рода "сектанты", "сионо-масонка" Кондолиза Райс и мудро развенчивающий ее козни Патриарх Алексий II.

Склонность "американского профессора" к преувеличениям, впрочем, известна давно и многим. Вот, например, что пишет по этому поводу писатель и публицист Александр Нежный в статье "Уроки сектоведения" ("Московские новости", 12.01.1999): "Во всем, что Дворкин и его единомышленники твердят на всех перекрестках, нет ни единого слова правды. Он лжет, напяливая на себя терновый венец политического эмигранта. Он не патер Печерин, не Герцен и не Галич ‑ сказавшись евреем, он убыл из СССР в Израиль. Мне, право же, абсолютно все равно, какая кровь течет в его жилах, татарин он, перс или эскимос. Еврей так еврей. Израиль так Израиль. Врать не надо. Он лжет, объявляя наш Закон "О свободе совести" 1990 г. копией американского, - хотя бы потому, что в США подобного закона попросту нет. Он лжет, сообщая потрясенному обществу о двухстах пятидесяти тысячах разрушенных сектантами семей. Я позвонил сотруднику Прокуратуры РФ, будто бы располагающему подобными сведениями. Тот отослал меня к профессору Николаю Антоновичу Трофимчуку, заведующему кафедрой религиоведения Академии государственной службы. Профессор ответил, что такой статистики не существует, а Дворкин "выдумывает". Он лжет, обвиняя Свидетелей Иеговы, Общество Сознания Кришны, Церковь объединения, Церковь сайентологии и другие религиозные объединения в преступлениях против личности и государственной безопасности. Ни единого факта, ни одного уголовного дела ‑ лишь убогий и подлый вымысел".

"Живой классик сектоведения"

Достаточно определенно выглядит Дворкин по результатам антирелигиозной деятельности и на страницах своего итогового труда "Сектоведение". В первом случае, это массы оскорбленных в своих религиозных чувствах верующих из-за его повального негативизма в адрес чужих верований. Во втором ‑ сборник беспорядочных, искаженных представлений о том, с чем автор, по всей видимости, просто не знаком, масса фальсификаций, передергиваний, оговоров и псевдонаучных рассуждений, сильно проигрывающих по своей художественности трудам академика Фоменко. Печатный текст, как известно, принципиально отличается от устной речи ‑ он всегда более прозрачен. Поэтому, для того, чтобы увидеть российского "сектоведа № 1" без всяких прикрас, лучше всего прочитать этот труд. Собственно, так и делают хорошие специалисты.

В частности, в изданный в 2005 году в Санкт-Петербурге сборник "Очерки российского сектоведения" вошли посвященные творчеству Дворкина материалы философов: председателя президиума Русского геополитического общества С. Шатохина и сопредседателя Всемирного русского собора И. Кольченко, профессора, доктора юридических наук М. Кузнецова и главного редактора газеты "Славянский дом" Ю. Исатова. Надо заметить, что все упомянутые авторы сборника, изданного православным братством "Ревнители Православия", разумеется, и сами православные. Будучи религиозными ортодоксами (а Исатов еще и националистом), все они относятся к "сектам" заведомо отрицательно, но отзывы и о деятельности, и о книге Дворкина, опубликованные в сборнике, просто убийственны.

М. Кузнецов: "Как сообщается читателям книги, Дворкин преподает сектоведение в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте и, более того, возглавляет там кафедру сектоведения. Значит, все слушатели этого учебного заведения обречены усваивать его неправославные воззрения на этот счет. Кроме того, как указано на обложке, Дворкин в 1993 – 1999 гг. преподавал историю Церкви в Российском Православном университете. В связи с этим остается еще раз выразить сожаление, что такие важные учебные дисциплины в столь уважаемых православных учебных заведениях изучались и изучаются слушателями под руководством человека, столь далекого в своих воззрениях от православного учения и миропонимания".

И. Кольченко: "Будучи преподавателем учебных заведений Русской Православной Церкви, читая лекции будущим православным пастырям, богословам и ученым, А.Л. Дворкин наносит своей деятельностью несомненный ущерб интересам Церкви и православного народа в России, приучая студентов к пренебрежению научными методами работы, поверхностному знакомству с темой религиозного сектантства, не формирует канонический церковный взгляд на этот предмет. Не умея (или не желая) работать в избранной области профессионально с научной точки зрения, т.е. так, как только того и требует сам предмет исследования – современное религиозное сектантство, А.Л. Дворкин по своим пособиям готовит для Церкви самоуверенных дилетантов, которые не только не сумеют отстаивать интересы Церкви в современном гражданском обществе, но и будут дискредитировать церковную науку перед лицом светских исследователей, а Священноначалие Русской Православной Церкви перед обществом и государством".

С. Шатохин: "А.Л. Дворкин и ряд лиц, выступающих с ним по данным вопросам (имеется в виду А. Кураев – прим. авт.), демонстрируют свое непонимание процессов церковной канонизации, прославления во Святых, как явлений внутренней жизни Церкви... Их убеждение, что в данном отношении можно что-то запретить в принципе, исключить возможность того или иного события в этой области, свидетельствует, по нашему мнению, просто об их недостаточной вере в Бога и потому присвоении себе (своему пониманию и разумению) способностей и свойств, которые в Христианской Церкви считаются принадлежащими не людям, какими бы образованными или высокопоставленными в церковной иерархии они ни были, а только Богу".

Ну, а Ю. Исатов и вообще убежден в том, что Дворкин – американский шпион: "Продолжая оставаться гражданином США, А.Л. Дворкин никак не может нарушить американских законов, даже находясь в России. Тогда скажут, какие к нему претензии? Да. Нет никаких претензий. Просто А.Л. Дворкин должен был уже давно для себя решить, с кем он – с дочкой ЦРУ США или с Русской Православной Церковью. Он и решил. Гражданство осталось прежним, хотя и добавилось недавно российское. И методы работы остались – очернение русской истории и русского царя Иоанна Грозного. А.Л. Дворкин любит вопросы типа: "Простите, у слона сын кто?". Вот пусть и ответит сам себе, а заодно и всем русским: кто сын слона, то бишь, кем является чадо русофобской организации "Свобода" – он сам".

Труд свой на антикультистском поприще Дворкин постоянно декларирует как крайне необходимый для благосостояния страны и одновременно чрезвычайно рискованный. В выступлениях и публикациях он живописует о смертельных опасностях, постоянно подстерегающих бесстрашного ниспровергателя коварных "сектантов". "Моя нынешняя работа сродни работе ассенизатора", ‑ так отзывается Александр Дворкин о своей деятельности в одном из интервью.

Кстати, единственная, пожалуй, религиозная организация, которую антикультист упоминает в "Сектоведении", но на встречах с аудиторией старательно обходит, обвиняя в кровавых преступлениях других, это Церковь Иисуса Христа святых последних дней, известная под названием мормонской. Можно предположить, что
мормоны, тесно связанные узами общих интересов с кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС) и представляющие в США, где находится их штаб-квартира (Солт-Лейк-Сити), весьма влиятельную политическую силу, для Дворкина заведомо запретная зона. Во-первых, мормоны финансируют официальное российское религиоведение, а значит, выполняют задачу, выгодную власти; во-вторых, в случае возвращения антикультиста по каким-либо причинам на свою "вторую заокеанскую родину", иметь врагов в лице влиятельных американских верующих совсем не стоит.

В заключение

Разумеется, если "научный антикультизм" и гонения на верующих не были бы нужны в России кому-то очень влиятельному, то не было, конечно, и антирелигиозника Александра Дворкина. И, как знать, может быть, вместо этого странного явления был просто неплохой учитель русской литературы ‑ Дворкин. Либо преподаватель Свято-Тихоновского университета, кандидат богословия ‑ профессор Дворкин. Или кто-нибудь еще ‑ Дворкин. Правда, тогда наверняка не было бы этого "портрета" в стиле Кандинского...

И, конечно же, никак нельзя не упомянуть, что в настоящее время в околоцерковном бомонде настойчиво муссируются сведения о том, что РПЦ МП предприняла попытку дистанцироваться, наконец, от "профессора-сектоведа", деятельность которого становится совсем неуправляемой. Это связывают, в частности, с непозволительным расширением Александром Дворкиным круга своей "клиентуры" за счет …православных юрисдикции РПЦ МП. Сам Дворкин это отрицает, но Московской патриархии, хорошо знающей цену своим кадрам, вовсе ни к чему, чтобы скандальный антикультист переадресовал свое внимание с новых религиозных организаций на поиск еретической крамолы в ее собственных стройных рядах.


Алексей Муравьев, Михаил Ситников,
для "Портала–Credo.Ru"

От IGA
К IGA (09.02.2007 01:14:40)
Дата 13.02.2007 19:15:42

"Наши" о "засилии культовых организаций"

http://www.rosbalt.ru/2007/02/12/285935.html
<<<
Саентологов замуруют в центре Петербурга

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 февраля. Активисты молодежного демократического движения «Наши» проведут сегодня возле метро «Сенная площадь» в Петербурге несанкционированную акцию против фактического захвата различными сектами нашего города. Об этом сообщили «Росбалту» в пресс-службе «Наших».

Акция начнется в 16:30 мск. Активисты движения в течение получаса будут собирать подписи под обращением к губернатору города Валентине Матвиенко. В обращении говорится «о засилии культовых организаций в Санкт-Петербурге, подрывающих основы традиционных религий страны, порой направляющих яркие шары негативной энергии на простых горожан, помутняя их разум».

После сбора подписей «Наши» отправятся на переулок Гривцова, 9, куда вчера в срочном порядке с Лиговского проспекта переехали сектанты-саентологи. «Молодые люди обвяжут двери офиса нелюдей специальной лентой, чтобы гадина не прорвалась на улицы, оставаясь навсегда заточенной в своем логове», — обещают «Наши». Также на здание, в котором располагается секта, будут нанесены опознавательные знаки «Секта здесь», дабы любой житель Петербурга знал их пристанище.
<<<

От Chingis
К IGA (13.02.2007 19:15:42)
Дата 14.02.2007 10:34:50

Что такое "секта"?

В своем решении № 4 (138) от 12 февраля 1998 г. Судебная палата по
информационным спорам при президенте РФ отмечает, что в законодательстве
Российской Федерации нет такого понятия как "секта".

От IGA
К IGA (09.02.2007 01:14:40)
Дата 09.02.2007 16:12:25

В секты уходят лучшие

http://dr-estet.livejournal.com/475315.html
<<<
Лучшие не умирают

Наткнулся на это в новой френд-ленте:
http://tanya-spros.livejournal.com/24650.html
"Помнится, на занятиях по ВВС мы смотрели репортаж о Гробовом... Григорий Александрович говорил, что там прозвучал вопрос ("А почему люди с высшим образованием идут и идут в "ДРУГ"?"), а ответ - нет."


И сразу вспомнил, как Харуки Мураками ходил по бывшим сектантам Аум Синрике и опрашивал их, ну зачем, зачем они туда пошли. И выяснилось странное:
http://vad-nes.livejournal.com/256748.html

"
- Хотелось поделиться с кем-нибудь своими мыслями — но с кем? Все или заболели зубрежкой перед экзаменами, или, кроме машин и бейсбола, ни о чем больше не могли говорить.

- Последние три года я проучилась в муниципальной школе в Канагаве. Там были совсем другие разговоры — кто в кого влюблен, о моде, где лучше караокэ. Только о развлечениях. Для меня эта болтовня не имела никакой ценности, и я всегда оставалась в стороне.

- Иногда я пробовал заговорить об этом с приятелями, но разговора не получалось. Подойдешь к кому-нибудь потолковее и слышишь восторженный ответ: «Ну ты даешь! Надо же до чего додумался! Это круто!» И все. Людей, с которыми можно вволю наговориться о самом интересном, мне что-то не попадалось.

Случайно или нет, но практически все персонажи книги Мураками – белые вороны. Странные существа, которым чего-то не хватало в жизни. Которые не то не могли, не то просто не хотели жить так, как положено – с ежедневными поездками на службу, ежемесячными выплатами по кредитам, еженедельными расслаблениями в караоке-баре и т.п."

Конец цитаты.

В современном обществе лучшие не умирают. Лучшие уходят в секты.
<<<

От Scavenger
К IGA (09.02.2007 16:12:25)
Дата 10.02.2007 20:44:25

Re: Это-то и страшно...

...где теперь искать, в нашем вывернутом наизнанку обществе "лучших", то есть пассионариев? А среди наркоманов и алкоголиков, преступников, самоубийц, бомжей, ролевиков, сектантов, поклонников экстремальной музыки и проч. Каждый бежит в свой выдуманный мир и забывает о реальности, погружаясь на дно общество или мстя ему, не подчиняясь в чем-либо. Или и то и другое. На этом пути и попадают в секты.

Что же касается "Сектоведения", то это хорошее произведение. А "тоталитарный" - это не идеологическое ругательство. "Тоталитарный" - это значит пронизанный отношениями власти-подчинения и принуждения с помощью идеологии или грубой силы. То, что Дворкин - антисоветчик, еще не значит, что он плохой ученый или плохой богослов. Секты он знает хорошо и описывает их. Некоторые вредны для психики больше, некоторые меньше, но все представляют из себя замкнутый, жестко организованный мир, в котором подчинение фигуре вождя, нацеленной на получение денег и власти становиться основным. Даже если подходить с атеистической точки зрения - это новое явление. В традиционном обществе религия после возникновения тут же распространялась, обрастала догматами и обрядами, институционализировалась. Эти секты демонстративно враждебны всякому обществу и государству, дистанцируются от него, неизбежно порождая внутри себя то же "капиталистическое", "западнистское" культурное отчуждения личности от коллективной общности, что и в самом обществе, которое они отвергают, но только в несоизмеримо более жестокой и бесчеловечной форме. Человека превращают в раба, в марионетку, в существо без свободы и даже с искалеченной психикой. Походите в православные храмы - там перед вами предстанут психически здоровые люди, совершите поездку на Афон и даже в кельях, в которых живут без всякого общения с людьми - все те же нормальные люди. И посмотрите на сектанта на улице - на лице маска, глаза смотрят настороженно-враждебно... Это охотник, а вы - добыча...

С уважением, Александр

От Борис
К Scavenger (10.02.2007 20:44:25)
Дата 13.02.2007 20:55:47

Дворкин - враг России!

Я отнюдь не собираюсь отрицать проблему вредоносных религиозных группировок, но

Дворкин явно неадекватный тип - в лучшем случае. В худшем - возможно, сотрудник ЦРУ еще с тех пор, когда подвизался на радио "Свобода" в советские годы. Во всяком случае, он объективно трудится на ниве раскалывания нашего общества по линии "воцерковленные против всех остальных" (последних он, глядишь, скоро вообще всех оптом запишет в "тоталитарные сектанты").

Также я не стал бы утверждать, что в православных приходах - одни лишь "милые, светлые люди". Неадекватных типов там, насколько я знаю, тоже хватает. При всем уважении к РПЦеркви.

Русский буддист, патриот,
в глазах Дворкина и ему подобных - "тоталитарный сектант",
Борис.

От Scavenger
К Борис (13.02.2007 20:55:47)
Дата 15.02.2007 21:47:23

Re: Буддист?

>Русский буддист, патриот,
>в глазах Дворкина и ему подобных - "тоталитарный сектант",
>Борис.

Буддист - нет. Дворкин ни разу не употребил брани по адресу ни одной из ортодоксальных буддийских организаций. По крайней мере в "Сектоведении". Необуддист - это уже ближе, но настоящими сектантами он считает только псевдобуддийские организации. Почитайте еще раз книгу. А что касается других сектантов, то многие из них действительно уже давно не русские и даже не психически здоровые люди. Все там стерлось - и личность и остальное. Считать, что люди раскалываются на сектантов и православных из-за самих православных - бессмысленно. Не православные советовали, скажем, считать "мать" ругательством, пить мочу, не есть капусты, заниматься перечислением своих пороков друг другу и проч. и проч. А также заниматься сутенерством, развратом, издеваться над не верующими в эту религию и т.д. Не спорю, среди православных есть разные люди, плохие, хорошие, даже очень плохие. Но это не связано с вероучением Церкви. В вероучении же некоторых сект (не мировых религий, а именно сект, отрицающих любую мировую религию, буддизм, ислам, христианство и проч.) находяться странные рекомендации адептам, с точки зрения заповедей мировых религий крайне аморальные и небезопасные для психики.

С уважением, Александр

От Борис
К Scavenger (15.02.2007 21:47:23)
Дата 15.02.2007 22:25:07

Re: Буддист?

Для Дворкина и Плотникова нет особой разницы, они не хотят или (в лучшем случае) не могут разобраться, кто из русских буддистов традиционен, а кто нет (не бурят, не калмык и не к школе "гелуг" принадлежит - значит, нетрадиционный и тоталитарный сектант). В список "тоталитарных сект" из буддистов попали последователи школы Нитирэн-сю (группа Дзюнсэя Тэрасавы) и Карма-Кагью Оле Нидала. Казалось бы, действительно две одиозные организации, к которым в среде других русских буддистов неоднозначное отношение (особенно к Тэрасаве, после его чеченских выходок), но на тоталитарные секты они никак не тянут. Нетрадиционные? не совсем традиционные способы подачи учения (вызывающие вопросы и сомнения в буддийских кругах), и не более того. А так обе этих традиции существуют с XIII века.

А рериховцы за что в эти списки попали (есть и среди них отмороженные, но в целом интеллигентные люди, как бы к мистическим откровениям Е.И.Рерих ни относиться)? Бред полный!

При использовании дворкинской риторики не составит труда "доказать", будто "христианство само по себе - тоталитарная иудейская секта", "православие - ее греческое новообразование", а "то, что в церквах в России сейчас - вообще полный модернизм, не имеющий даже с христианством вообще и с православием в частности ничего общего".

От IGA
К Борис (15.02.2007 22:25:07)
Дата 21.02.2007 23:54:56

Карма-Кагью и Махакала

> В список "тоталитарных сект" из буддистов попали последователи школы Нитирэн-сю (группа Дзюнсэя Тэрасавы) и Карма-Кагью Оле Нидала.

http://zhurnal.lib.ru/g/gawrjuchenkow_j_f/ungern.shtml
<<<
В 1918 году барону Унгерну, ветерану Первой Мировой войны, имевшему четыре ранения, орден святого Георгия и орден святой Анны 3-й степени, полновластный правитель Дальнего Востока атаман Семёнов предоставил Даурию на правах феодального владения. Здесь и расцвёл Бог Войны, в полном соответствии с каноном. А он таков: свирепое божество, дхармапала, стоящее на защите буддизма, не знает жалости к врагу. На храмовых росписях коронованный пятью черепами Махагала изображается по колено в крови; на левой руке висит лук, в пальцах сжимает сердце и почки врагов; правой рукой, испускающей пламя, он держит меч, упираясь им в небо. Рот страшно открыт, четыре острых клыка обнажены, брови и усы пламенеют, как огонь при конце мира. Вокруг лежат кости врагов буддизма. Лучшими друзьями Махагалы являются волки и совы.
...Власть Махагалы была абсолютной. Дисциплина поддерживалась чрезвычайно жестокими методами. Телесные наказания были нормой. Самой распространённой экзекуцией стали "бамбуки" - избиение палками, при котором от тела наказуемого отваливались куски мяса. Дезертиров, саботажников, вороватых торговцев забивали насмерть. Трупы не хоронили. Их отвозили в сопки и оставляли на поживу зверям. С наступлением темноты окрестности Даурии оглашались жутким воем волков и одичавших собак. Их не боялся только фон Штернберг. Инфернальный барон любил в одиночестве гарцевать по сопкам, где всюду валялись черепа, скелеты и гниющие части обглоданных зверьём тел. В том месте обитал огромный филин, чьё всегдашнее пребывание Махагала хорошо знал. Однажды, не услышав любимого уханья, барон встревожился и, прискакав в казармы, отрядил дивизионного ветеринара, приказав найти филина и
<<<

Махакала - он же Черный Плащ это покровитель буддисткой школы Карма Кагью.

От Scavenger
К Борис (15.02.2007 22:25:07)
Дата 16.02.2007 19:09:30

Re: О Дворкине

>Для Дворкина и Плотникова нет особой разницы, они не хотят или (в лучшем случае) не могут разобраться, кто из русских буддистов традиционен, а кто нет (не бурят, не калмык и не к школе "гелуг" принадлежит - значит, нетрадиционный и тоталитарный сектант). В список "тоталитарных сект" из буддистов попали последователи школы Нитирэн-сю (группа Дзюнсэя Тэрасавы) и Карма-Кагью Оле Нидала. Казалось бы, действительно две одиозные организации, к которым в среде других русских буддистов неоднозначное отношение (особенно к Тэрасаве, после его чеченских выходок), но на тоталитарные секты они никак не тянут.

Итак, это "одиозные организации, к которым у буддистов неоднозначное отношение". Фиксируем.

//Нетрадиционные? не совсем традиционные способы подачи учения (вызывающие вопросы и сомнения в буддийских кругах), и не более того. А так обе этих традиции существуют с XIII века.//

Или же выдают себя за существующие с ХIII века, а иначе откуда неоднозначное к ним отношение. Потом, то что они долго существует еще не гарантирует от превращения их в тоталитарные секты.

>А рериховцы за что в эти списки попали (есть и среди них отмороженные, но в целом интеллигентные люди, как бы к мистическим откровениям Е.И.Рерих ни относиться)? Бред полный!

Интеллигентные люди? А что сектанты не могут быть интеллигентными людьми? Дело здесь не в том, есть ли среди сектантов интеллигентные люди, а в том, есть ли в их вероучении и организации черты тоталитарной секты.

>При использовании дворкинской риторики не составит труда "доказать", будто "христианство само по себе - тоталитарная иудейская секта", "православие - ее греческое новообразование", а "то, что в церквах в России сейчас - вообще полный модернизм, не имеющий даже с христианством вообще и с православием в частности ничего общего".

Ничего подобного. Христианство не может быть сектой в современном смысле хотя бы потому, что не поклоняется 1 живому лидеру, чьи слова непререкаемы.

С уважением, Александр

От Chingis
К Scavenger (16.02.2007 19:09:30)
Дата 19.02.2007 11:40:16

Re: О Дворкине

>Ничего подобного. Христианство не может быть сектой в современном смысле хотя бы потому, что не поклоняется 1 живому лидеру, чьи слова непререкаемы.

Слабый аргумент. Лидер христианства - Христос. Христос жив. И что, христианство - секта?

От Борис
К Scavenger (16.02.2007 19:09:30)
Дата 16.02.2007 19:33:10

Re: О Дворкине


Не настолько неоднозначное, чтобы считать такие обвинения верными.

>Или же выдают себя за существующие с ХIII века, а иначе откуда неоднозначное к ним отношение.

Это реально существующие со столь давних пор направления. Оле Нидал - правильно посвященный лама, что признают даже его оппоненты из БТСР (бурятской сангхи Хамбо-ламы Аюшеева).

В традиции Карма-Кагью последние 15 лет имеется раскол по поводу того, кого считать новым лидером-тулку ("воплощением") Кармапой 17-м. Оле Нидал принадлежит к 1 из сторон в этом конфликте. Не только он его ученики поддерживают "его" кандадита (за которого ратовал Шамар Ринпоче - тибетец), и тибетцы тоже есть в этой "партии".

В России и СНГ представлены в основном "нидаловцы". Однако будь столь же широко представлены сторонники другого кандидата или ученики непосредственно Шамара Ринпоче - боюсь, реакция Дворкина была бы та же.


Обвинения же Дворкина и Плотникова в адрес О.Н. - вообще на 90% собрание сплетен и газетных уток, а заодно - набор расхожих заблуждений относительно буддизма вообще и тибетского буддизма - в частности.

(При всем, опять-таки, моем скорее негативном отношении к О.Н. как к буддийскому учителю)

>Потом, то что они долго существует еще не гарантирует от превращения их в тоталитарные секты.

Некоторые говорят, что РПЦ это тоже касается. Я не хочу к ним присоединяться и не присоединяюсь, но подчас это трудновато.

>Интеллигентные люди? А что сектанты не могут быть интеллигентными людьми? Дело здесь не в том, есть ли среди сектантов интеллигентные люди, а в том, есть ли в их вероучении и организации черты тоталитарной секты.

"По плодам узнаете их.." - это я в качестве аналогии, а не тождественности. Среди тех рериховцев, с которыми общяался я, нет и не может быть таких "зверей", которых расписывают кураев и Дворкин.

>>При использовании дворкинской риторики не составит труда "доказать", будто "христианство само по себе - тоталитарная иудейская секта", "православие - ее греческое новообразование", а "то, что в церквах в России сейчас - вообще полный модернизм, не имеющий даже с христианством вообще и с православием в частности ничего общего".
>
>Ничего подобного. Христианство не может быть сектой в современном смысле хотя бы потому, что не поклоняется 1 живому лидеру, чьи слова непререкаемы.

1. у рериховцев нет единого лидера с нпререкаемым авторитетом

2. само по себе наличие единого такого лидера еще ни о чем не говорит

3. 2000 лет назад у христиан был такой лидер.

Так что "уже по одному этому может быть" сектой в дворкинском смысле.

От Ikut
К Борис (16.02.2007 19:33:10)
Дата 17.02.2007 21:06:30

Ни традиционность религии и школы не гарантирует

>то что они долго существуют еще не гарантирует от превращения их в тоталитарные секты

Властные амбиции Далай Ламы и варварские репрессии со стороны его администрации по отношению к почитателям буддийского божества Дордже Шугдена, отличный пример того, что ни широкая известность религиозного лидера, ни традиционность религии и школы не гарантирует человека от посягательств на его духовную жизнь, фанатизма, насилия и вандализма.
http://shugden.narod.ru/kels.htm
http://www.buddhism.ru/buddhru/bru2/mail.php?print_mode=1


От Борис
К Ikut (17.02.2007 21:06:30)
Дата 17.02.2007 22:17:57

Re: Ни традиционность...

А вот последователи "Новой Кадампы" (культа Дордже Шугдэна) - как раз сами и есть пример вырождения, увы.

От IGA
К Борис (13.02.2007 20:55:47)
Дата 14.02.2007 00:33:20

Буддизм - подозрительно. Оранжево (-)


От Борис
К IGA (14.02.2007 00:33:20)
Дата 14.02.2007 08:40:39

Re: Буддизм -...

Да, я читал в Вашем ЖЖ :)

И, естественно, еще раньше меня покоробила поддержка некоторыми единоверцами на Украине известных событий. Сказываются болезни роста (точнее, прихода учения на новую почву), да и прессинг деятелей типа Дворкина, изображающих себя "защитниками от иностранного влияния" (это после его-то работы на Радио "Свобода"!) :(

Однако:

1) сам по себе буддизм, ставящий целью в первую очередь освобождение от "горячечных" эгоистичных желаний (пали: танха, санскр.: тришна), просто не может поддерживать те силы, что насаждают в обществе культ потребления и наживы ("западные ценности").

2) По крайней мере в РФ большинство буддистов настроены скорее патриотично

Вот примеры политических дискуссий на нашем форуме:


http://www.buddhist.ru/board/showthread.php?t=6770

http://www.buddhist.ru/board/showthread.php?t=6812

http://www.buddhist.ru/board/showthread.php?t=6760

http://www.buddhist.ru/board/showthread.php?t=8410&page=5

http://www.buddhist.ru/board/showthread.php?t=8449&page=3

http://www.buddhist.ru/board/showthread.php?t=7925&page=3

(в последних трех случаях даю ссылку на те страницы тредов, с которых начинается "самая соль")

От Руслан
К Борис (13.02.2007 20:55:47)
Дата 13.02.2007 21:13:35

Re: Дворкин -...

>Русский буддист, патриот,
>в глазах Дворкина и ему подобных - "тоталитарный сектант",
>Борис.

Буддист - это круто, вы бурят?

От Борис
К Руслан (13.02.2007 21:13:35)
Дата 13.02.2007 22:20:52

Re: Дворкин -...

>>Русский буддист, патриот,
>>в глазах Дворкина и ему подобных - "тоталитарный сектант",
>>Борис.
>
>Буддист - это круто, вы бурят?

В том и дело, что нет - русский.