<<<
18 декабря 2006 г. в здании администрации Приморского района
Санкт-Петербурга состоялись общественные слушания по проекту северного
участка Западного Скоростного Диаметра (ЗСД) – платной скоростной
магистрали.
Обсуждалась 3-я очередь ЗСД, от Богатырского проспекта до Кольцевой
автодороги (КАД). Протяженность этого участка составляет по проекту 9350
м. Это, по-видимому, наиболее социально конфликтный участок ЗСД,
поскольку он проходит в значительной части по сложившейся зоне плотной
застройки.
Для присутствующих на слушаниях осталось непонятным, каким образом ЗСД
поможет решить транспортные проблемы Петербурга. На протяжении более чем
9 км трассы ЗСД по Приморскому району с нее спроектирован только 1 съезд
на пересечении с Богатырским проспектом. Причем проект не предполагает
какого-либо пункта сбора платы за проезд. Это, скорее всего, означает,
что проект оставил «за скобками» огромную площадь, занимаемую таким
пунктом. В проекте не рассматриваются возможные пробки на этом пункте, и
загрязнение окружающей среды от них.
Проектировщики уверяли, что «ЗСД решит транспортные проблемы Петербурга
почти на 100 %». Этого никто даже не стал обсуждать, поскольку, при
пятикратном дефиците площадей проезжей части в городе и наличии в нем
1,5 млн автомобилей, дорога, которая возьмет на себя 140 тыс. поездок, –
не панацея.
Проектом предусматривается прохождение магистрали не по насыпи, а по
вертикальным подпорным стенкам, потому что «земля дорогая» и «места
нет». Расстояние от магистрали до ближайших домов составит от 60 до 150
м. Для уменьшения уровня шума от ЗСД будут применяться шумозащитные
экраны, и шумозащитное остекление окон жилых домов, выходящих на ЗСД.
После этих мер расчетный уровень шума от ЗСД должен составить у домов 65
дБ. При этом не учитывается, что вдоль ЗСД расположено много детских
учреждений – школ, детских садов и яслей, в которых дети хотя бы иногда
должны гулять. Не получили присутствующие и ответа на вопрос, а как же
проветривать жилые помещения? – Остекление ведь в этом случае не работает.
На вопрос о том, а как же шум на самой магистрали будет действовать на
перемещающихся по ней людей, был дан ответ, что к ним применяются нормы
как к операторам дорожно-транспортных средств, и они должны терпеть.
Кто-то в зале жалко пискнул: А как же пассажиры?
Расчет загрязнения воздуха делался из предположения, что все автомобили
на магистрали имеют выхлоп не хуже ЕВРО 3. Проектировщики не смогли
объяснить, каким образом такое предположение соотносится с реальной
ситуацией, когда большинство (более 50 %) автомобилей в Петербурге имеет
возраст более 10 лет и не соответствует даже ЕВРО 2.
Проектировщики не смогли непротиворечиво ответить на вопрос, сколько автомобилей будет проходить по ЗСД в день. Расчеты шума сделаны из предположения 60 тыс. автомобилей в сутки. Однако в представленной на слушаниях проектной документации и в выступлениях докладчиков фигурировали цифры от 131 до 142 тыс. автомобилей в сутки. В то же время в информации для инвесторов на английском языке ( http://www.whsd.ru, Enlish -> Preliminary Information Memorandum, стр. 14) фигурирует цифра 558,5 тыс. автомобилей в сутки. Кого же тут обманывают – экспертов, которых заставили считать из расчета 60 тыс., или жителей, которых уверяли в экологической безопасности проекта, или инвесторов? Скорее всего, обманывают всех. Скорее всего, реальные цифры – 140 тыс. автомобилей в сутки. Это делает непригодными экспертные оценки по шуму и загрязнениям воздуха. С другой стороны, это существенно снижает инвестиционную привлекательность проекта.
Западный Скоростной Диаметр пройдет в непосредственной близости (на
расстоянии 120 м) от формальной границы комплексного заказника
международного значения «Юнтоловский». Это единственное в мире
охраняемое водно-болотное угодье, расположенное в столь крупном городе.
С момента создания заказника до настоящего времени его границы
загадочным образом сужались, а буферная зона так и не была утверждена.
Трасса ЗСД проходит по первоначальной территории заказника, являющейся
теперь его фактической буферной зоной. 95 независимых экспертов из 15
научных институтов Санкт-Петербурга уже высказали мнение, что ЗСД в
предлагаемом виде нанесет непоправимый ущерб заказнику «Юнтоловский».
Среди выступлений, прозвучавших на слушаниях, было предложение провести
ЗСД не на подпорных стенках и по насыпи, а на сваях, чтобы не нарушить
гидрологический режим Лахтинской низменности. Также было предложено
оформить шумозащитные экраны в виде трубы, чтобы полностью закрыть ЗСД,
и производить очистку воздуха. При этом резко снизится как уровень шума,
так и загрязненность воздуха.
Одним из драматических моментов слушаний стала попытка ведущего удалить
из зала с помощью милиции одного из руководителей группы жителей «Спасем
Юнтолово» Татьяну Скроденис, которая «задавала слишком много вопросов».
Находившиеся поблизости другие участники слушаний встали живым щитом и
не дали состояться этой провокации.
Присутствующие на общественных слушаниях граждане потребовали внести в
протокол обсуждений следующее предложение:
Документация, представленная на обсуждение, не полна. Оценка воздействия
на окружающую среду проведена на основании недостоверных данных. Проект
должен быть переработан и повторно представлен на публичные обсуждения и
Государственную экологическую экспертизу.
СПРАВКА
Западный скоростной Диаметр (ЗСД) – один из главных инфраструктурных
проектов развития Санкт-Петербурга. Это платная скоростная магистраль с
расчетной скоростью движения 120 км/ч, 8-полосная в основной части
Петербурга, 6-полосная на периферии, и 4-полосная на севере, за
Кольцевой автодорогой (КАД). Строительство южного участка ЗСД
планируется завершить в 2008 г., северного – в 2009 г., и самого
сложного центрального участка - в 2011 г. Общая протяженность магистрали
составит 46,6 км.
Идея проведения такой трассы впервые вошла в Генеральный план развития
Ленинграда 1966 г. Перестройка остановила осуществление этого проекта. К
нему начали возвращаться в конце 1990-х годов. Планы проведения трассы
по центральной и южной частям города были пересмотрены. Например, теперь
ЗСД не будет пересекать Васильевский остров по 24-25 линиям, а пройдет
по его западному берегу, по теперешней акватории Финского залива.
Правда, в 2005 г. правительство России передало 5 кв. км акватории
залива к западу от Васильевского острова Петербургу, и теперь здесь
производится намыв территории. Так что ЗСД пройдет все-таки поперек
Васильевского острова, между старой и новой его частями
<<<
18 декабря в администрации Приморского района Санкт-Петербурга прошло
публичное обсуждение III-й очереди проекта ЗСД. Несмотря на то, что
объектом обсуждений была документация по оценке воздействия на
окружающую среду, разработчики и заказчики проекта явно не ожидали
вопросов, связанных с обсуждением конкретных деталей, относящихся к
документации.
Граждане не получили ответы на ряд важнейших вопросов, связанных с
обеспечением их экологической безопасности. Например, проект не
предусматривает дополнительные меры по защите воздуха от загрязнения
взвешенными частицами при работе с грунтом, относящимся к категории
«особо опасный». Не даётся прогноз экологических рисков с учётом таких
факторов как ДТП и чрезвычайные нештатные ситуации на дороге при
перевозке химически опасных грузов. Не дана оценка состояния окружающей
среды непосредственно на дороге, оценка её влияния на состояние здоровья
водителей. «На некоторые вопросы у нас пока нет ответов» – вынужден был
констатировать один из разработчиков экологической документации
ЗСД и Юнтоловский заказник – две вещи несовместные
Одним из основных недостатков документации, представленной на
общественные обсуждения, является то, что в документации даже не
рассматривается какое-либо воздействие ЗСД на Юнтоловский заказник, в
буферной зоне которого предполагается вести строительные работы.
Заведующий лабораторией Экологии и охраны птиц Биологического НИИ СПбГУ,
доктор биологических наук, профессор, эксперт Helcom Георгий Носков
считает, что строительство северного участка ЗСД существенным образом
отразится на экосистемах Юнтоловского заказника. По мнению известного
биолога, обязательные разделы документации, посвящённые животному и
растительному миру, написаны крайне неудовлетворительно.
Непрофессионализм авторов документации отмечают и другие эксперты.
Заведующий лабораторией ландшафтоведения и тематического
картографирования НИИ географии СПбГУ, кандидат географических наук,
доцент Григорий Исаченко отмечает, что раздел документации «Охрана
окружающей среды» носит поверхностный характер из-за отсутствия
картографических материалов, детально характеризующих растительность
вдоль проектируемой трассы ЗСД. Старший научный сотрудник Института
озероведения РАН, кандидата биологических наук Галина Алябина, которая
вместе с коллегами много лет ведёт научную работу на территории
Юнтоловского заказника, недоумевает, как можно было доверить работу
«специалистам», которые даже не знают, что река Чёрная не впадает в реку
Каменку.
Не выявлены все основные качественные и количественные характеристики
воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду,
в том числе на ООПТ, а так же на здоровье людей, проживающих в районе
планируемой трассы.
«Данные в представленной документации не в полной мере соответствуют
реальным природным, социальным и техническим условиям. Расчеты и
прогнозы, в основе которых лежат некорректные исходные данные, не
отражают все экологические риски, связанные с реализацией проекта ЗСД.
Соответственно, не может быть признана удовлетворительной планируемая по
проекту деятельность по охране окружающей среды» - считают участники
общественной экологической кампании «Сохраним Юнтолово».
Не согласились с проектировщиками относительно приведённых в проекте
данных о характеристиках территории и жители Приморского района. По
мнению местных жителей, буферная зона – это не свалки и «неугодья»,
какими пытаются представить зелёную зону, единственное место отдыха в
большом микрорайоне. Высокая рекреационная ценность территории
обусловлена разнообразием и эстетическими качествами природных
ландшафтов. «Здесь просто замечательно. Посмотрите сколько людей гуляет
по бывшей технологической дороге: это и велосипедисты, и мамочки с
детьми, и пожилые люди, и молодёжь. Никто ни кому не мешает, всем
хватает места» – говорит Лилия Фаткулина.
Бурную реакцию зала вызвал подготовленный организаторами мероприятия
презентационный фильм с тенденциозной подборкой планов –– пластиковые
мешки с мусором на живописных полянках. «Вероятно, этот фильм должен был
убедить нас, что платная автомагистраль будет хорошей альтернативой
свалкам. Об ответственности администрации района и муниципального совета
за вывоз мусора почему-то никто не вспомнил», – заметила Ольга
Кузнецова. «Обидно и то, что разработчики проекта, оценивая территорию,
на которой планируется развернуть масштабные строительные работы, не
учли, что буферная зона является прекрасной площадкой для проведения
научных исследований и реализации образовательных программ для студентов
и школьников».
Присутствующие на общественных слушаниях граждане, потребовали внести в
протокол обсуждений следующее предложение: *документация, представленная
на обсуждение, не подлежит утверждению, проект должен быть переработан и
повторно представлен на публичные обсуждения и Государственную
экологическую экспертизу*.