>>Вот именно. К чему подменять тезис? Речь идет об учебниках. И о том что они дрянь. Вы же приплели сюда "фундаментальные знания". Стремление опередить не должно приводить к занятием никому не нужной дрянью и никому не нужному усложнению этой дряни. Вы не согласны с этим тезисом?
>
> Так фундаментальная наука и есть с точки зрения прагматичных современников никому не нужная дрянь. И фундаментальными знаниями занимются вовсе не из стремления опередить.
Из стремления опередить занимаются всякой дрянью. Ну и конечно пытаются выдать никчемность за фундаментальность.
> Что же до учебников, то речь идет о качестве изложения фундаментальных и прикладных знаний в советских учебниках. Я утверждаю, что фундаментальные знания там были изложены в целом на высоком уровне.
Наверное поэтому "Биохимия" Ленинджера, "Молекулярная биология клетки" Альбертса со товарищи, "Гены" Льюина, "Эмбриология" Гильберта.
> Прикладнные учебники по специальностям действительно по сравнительному качеству уступали фундаментальным в целом. Но в общем-то по тем же причинам, по каким приложения фундаментальных знаний в СССР наиболее удачно могли по объективным причинам развиваться только по некоторым направлениям.
А не путаете ли Вы субъективное с объективным и причину со следствием? Вон Денис сравнил военную топографию 53-го года и гражданскую современную. Это от того что по разным направлениям развивалось, или от того что первая выполнена в духе военного коммунизма - помочь людям решить проблему, а вторая в духе индивидуализма, элитизма и интельского чванства?
> Сравнительно с Западом мало у нас было средств. Не было времени на доводку и вылизывание всего и вся и на написание подробных прикладных руководств. Об этом у Кара-Мурзы в "Советской цивилизации" написано.
Да-да. У прогрессивных москвичей "нет времени" на написание руководств для "лапотников". Так сойдет.
>А не путаете ли Вы субъективное с объективным и причину со следствием? Вон Денис сравнил военную топографию 53-го года и гражданскую современную. Это от того что по разным направлениям развивалось, или от того что первая выполнена в духе военного коммунизма - помочь людям решить проблему, а вторая в духе индивидуализма, элитизма и интельского чванства?
Ну военным коммунизмом всё-таки в 53-м году уже не особо пахло. Как и чванством и элитизмом в гражданском учебнике начала 80-х годов. Учебник "Военная топография" был в два раза больше по объёму, но если убрать оттуда военные разделы (в основном применение в артиллерии), то будет примерно одинаковый объём. Просто там было очень просто и понятно написано, а в учебнике 80-х годов страдало качество изложения и иллюстраций-схем, хотя, в общем-то, тоже особо ничего сложного не было. Просто учебник 80-х - это середнячок (не плохой, но средний), а учебник 50-х - шедевр, ей-богу.
Видимо, просто, тогда лучше следили за качеством научной литературы.
Тут, видимо, не всё так просто, как вы пытаетесь представить. Я возьму литературу из области, близкой к моему роду занятий, если не возражаете. Есть трёхтомник Дональда Кнута "Искусство программирования", а есть учебник "Алгоритмы: построение и анализ" Масачусетсткого технологического (MIT Press, думаю, вам знакомо издательство). Первый - это просто поэма по программированию, философский труд, по сути (Кнут, всё-таки, гений), читаешь просто как увлекательную книгу. Второй - это зубодробительный учебник тоже высочайшего уровня, с великолепным охватом предметной области, насыщенный математикой по самые дальше некуда. Требует недюжинных начальных знаний, чтобы разобраться в более-менее средней по слжности теме (правда там есть и простые). Плюс второго - в сжатом изложении. Книга под 1400 страниц, формат А4 (убить такой можно), однако в ней охвачены наверное 90% задач программирования с точки зрения алгоритмов. Плюс первого - в куда более понятном изложении (а там три тома такого же формата по 1200 страниц). То есть налицо два подхода.
>>А не путаете ли Вы субъективное с объективным и причину со следствием? Вон Денис сравнил военную топографию 53-го года и гражданскую современную. Это от того что по разным направлениям развивалось, или от того что первая выполнена в духе военного коммунизма - помочь людям решить проблему, а вторая в духе индивидуализма, элитизма и интельского чванства?
>
>Ну военным коммунизмом всё-таки в 53-м году уже не особо пахло.
Им до сих пор пахнет. Я имею в виду не узкое понятие - продразверстка там и все такое, а фундаментальное отношение к ближнему. Военный коммунизм лег в основу советского строя:
"Долгая и тяжелая война соединила всю эту огромную массу людей в сплоченную организацию коммунистического типа. А.А.Богданов, изучая впоследствии само явление военного коммунизма, большое внимание уделил влиянию этого уравнительного уклада воинской общины, какой является армию, на ход русской революции." http://www.kara-murza.ru/referat/history/Nepoladki005.html#par0030
Глава правления путиловских заводов стал работать на советскую власть не из-за пайка, выбитого из крестьян продразверсткой, а потому что политика его учреждения - наживаться на войне, была несправедливой с точки зрения военного коммунизма. Когда идет война завод должен делать пулеметы для фронта, а не для наживы. Это мировоззрение и есть военный коммунизм. Кстати рецидив неплохо показан в "Мимино".
>Тут, видимо, не всё так просто, как вы пытаетесь представить. Я возьму литературу из области, близкой к моему роду занятий, если не возражаете. Есть трёхтомник Дональда Кнута "Искусство программирования",
В школе оттуда генератор случайных чисел стянул. Было дело.