От Дионис
К All
Дата 10.05.2006 21:58:40
Рубрики Ссылки; Тексты;

Умер Александр Зиновьев

http://www.apn.ru/?chapter_name=events&data_id=3280&do=view_single

От Мак
К Дионис (10.05.2006 21:58:40)
Дата 17.05.2006 20:03:19

Памяти Александра Зиновьева (Сов Рос)

"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 54 (12828), суббота, 13 мая 2006 г.
http://www.sovross.ru/2006/54/54_3_1.htm

ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ЗИНОВЬЕВА


От нас ушел Александр Александрович Зиновьев. Философ, писатель, солдат Великой Отечественной войны, друг и постоянный автор нашей газеты. Его кончина не оставила никого равнодушным. Даже буржуазные СМИ, не питающие ни малейших симпатий к сторонникам социализма, были вынуждены отдать должное этому выдающемуся человеку.
У него была большая и сложная жизнь, которой хватило бы на несколько неординарных жизней. В его биографии — все величие и противоречие непростой, но славной истории нашей страны в ХХ столетии. Крестьянский сын из глухой костромской деревни, он стал студентом Московского института истории философии и литературы. Еще студентом, перед войной он попал в камеру внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке. Но вскоре вышел из нее, ибо преступлений не совершал.
Его путь был вровень с путем его сверстников. Войну он начал на земле, танкистом, а закончил в небе Германии пилотом легендарного штурмовика Ил-2. Десятки боевых вылетов, удары по врагу на низкой высоте под ожесточенным огнем. Это не просто факт биографии. Это часть формирования личности философа-бойца.
Из раскаленной кабины штурмовика он вернулся к занятиям философией, в силу своего таланта быстро поднявшись до звания профессора и престижнейшего поста заведующего кафедрой в МГУ. Но он не был кабинетным ученым, хладнокровно рассматривающим человеческий мир в «башне из слоновой кости» и отстраненно анализирующим несовершенство этого мира. Он изучал мир, потому что страстно хотел изменить его к лучшему.
Александр Зиновьев был прежде всего смелым, независимым мыслителем. Однако заслуженная слава международно признанного философа, одного из ведущих логиков и социологов современности мало прельщала его. Он считал гораздо более почетным для себя поприще писателя. Ибо он не хотел, чтобы его мысли были предметом обсуждения лишь узкого слоя коллег. Он хотел, чтобы его идеи, облеченные в яркую художественную форму, стали достоянием сотен тысяч людей, позволяли им понять и улучшить окружающий их мир. Он написал около 40 книг, переведенных на 20 языков. За ним не стояли мощные спонсоры. И если его книги издавали в жестоком мире западной интеллектуальной коммерции, это означало, что они вызывали неподдельный интерес читателя во всем мире.
Бывший летчик-штурмовик и философ, он не мог оставаться равнодушным к назревавшему, на его пророческий взгляд, кризису социализма в СССР. Но тогда, в середине 70-х, жесткий, критический анализ предпосылок кризиса был воспринят чуть ли не как покушение на советскую власть. После появления на Западе его романа «Зияющие высоты» Зиновьев был принужден отправиться в эмиграцию. В те же времена за границей оказался Солженицын. Но судьбы их были разными. Ибо диаметрально противоположным было их отношение к Советскому Союзу.
В отличие от ненавистников всего советского, начавших тогда плодиться в недрах московской интеллигенции, Зиновьев был твердо убежден в великом будущем социализма. Когда СССР разрушили, и многие вчерашние гонители Зиновьева начали исступленно плясать на его обломках, он продолжал утверждать, что Советский Союз был одной из вершин человеческой цивилизации. Эта мысль была ключевой во всех его работах последних лет, она постоянно звучала со страниц «Советской России».
А.Зиновьев, чрезвычайно успешный по западным меркам ученый, вернулся в Россию в 1999 году, когда масса российских «интеллектуалов» стремилась хоть где-то «зацепиться» на Западе. Он, подвергшийся в свое время гонениям со стороны верхушки КПСС, поддержал КПРФ, признав Компартию ведущей силой спасения и возрождения России, щедро делясь с руководителями левых сил своим глубочайшим пониманием природы современного мира и перспектив его развития.
Выдающийся мыслитель, он был скромным, предельно простым и доступным человеком. Но при каждом крутом повороте истории борцовское начало неизменно проявлялось. Пять лет назад, когда в Югославии арестовали, а затем преступно выдали в Гаагу Слободана Милошевича, Александр Зиновьев без колебаний возглавил Российский общественный комитет в его защиту. Московская интеллигенция без зазрения совести повторяла бредни западной пропаганды о «тирании», «деспотии» президента Югославии. А он бесстрашно и жестко реагировал на бесчинства натовского трибунала в Гааге.
Все говорят сегодня, каким выдающимся философом и писателем был Александр Зиновьев. А истинная сущность его в том, что он изначально был бойцом за счастье народа, из глубины которого он вышел.










--------------------------------------------------------------------------------


От Юрий З.
К Дионис (10.05.2006 21:58:40)
Дата 13.05.2006 22:56:19

Re: Умер Александр...

Большой человек ушёл...
Я думаю, его ума и опыта будет России не хватать.
Вечная память!

От Игорь С.
К Дионис (10.05.2006 21:58:40)
Дата 12.05.2006 18:29:55

Вечная память(-). (-)


От Антон Совет
К Дионис (10.05.2006 21:58:40)
Дата 12.05.2006 17:33:28

7ПС: О Полном собрании сочинений Александра Зиновьева

Начато: 12.05.2006
Полный шифр сочинения: 7ПС.АЗ.ФКМ

((Восстанавливаю обычное оформление моих выступлений. Потому что количество материалов в ветке увеличивается и их все труднее становится контролировать. Сначала мне было не до этого – по понятным причинам. А потом мне казался кощунственным формализм в этой теме. Но сейчас я стал на это смотреть иначе.))

Мне кажется, наилучшим памятником Александру Александровичу было бы издание Полного собрания его сочинений. И сочинений, и интервью, и, вообще, всего наследия его творческого. Если, конечно, такого еще нет и попыток нет. Как вы думаете, не уместно ли было бы такой призыв сделать сейчас?

Лично я намерен сделать все, зависящее от меня в этом направлении. И сначала, сейчас хочу высказать свои соображения на этот счет.

Ясно, что бумажное издание Полного собрания – дело и слишком затратное, и долгое. По сравнению с электронным. Поэтому говорить сначала буду о втором.

Впрочем, ладно, нет. Показалось, что это будет лишним. Есть люди, которые гораздо лучше моего знают, как это можно сделать технически. Поэтому я пока подожду ответа на мое предложение и выскажу здесь только то, что я могу сделать в этой области.

Первое, что я считаю необходимым сделать, - это опубликование в электронном виде «Идеологии партии будущего». Если, разумеется, это еще не сделано. И я его, просто, не нашел. Эту книгу я считаю важнейшим произведением Зиновьева. И наиболее актуальным именно в данный момент. Потому, что сейчас идет разработка новой идеологии (советизма), а без этой работы создать эту теорию невозможно.

Заключительные главы «Идеологии» есть по адресу
http://www.situation.ru/app/j_artp_426.htm. Я в ближайшее время собираюсь предпринять здесь, на форуме, детальнейший разбор этого сочинения, поэтому буду либо сам набирать текст, либо готов проплатить эту работу. Поэтому рассмотрю любые предложения на этот счет.

Я, если и буду сам это делать, то не подряд, а только те цитаты, которые будут комментироваться. Поэтому мне нужен кто-то другой. Чтобы полностью все набрать.

***

Все! Накопилась усталость. Нужно переключиться на другую работу.

А.С.
http://www.sovet14.narod.ru
Окончено: 12.05.2006 17:29


От Almar
К Антон Совет (12.05.2006 17:33:28)
Дата 12.05.2006 17:37:48

Re: 7ПС: О...

>Мне кажется, наилучшим памятником Александру Александровичу было бы издание Полного собрания его сочинений.

оно вроде издано. Многотомник во всяком случае был в продаже.

От Антон Совет
К Almar (12.05.2006 17:37:48)
Дата 12.05.2006 17:51:48

8ПС: Об издании Полного собрания АЗа

Я постоянно в московских магазинах смотрю. С декабря 2004. Но не видел.

Впрочем, обсуждение этого вопроса давайте перенесем в другую ветку. Например, посвященную советизму. Я там сейчас буду работать. Здесь неуместно говорить о технике. Тема скорбная.

А.С.


От Георгий
К Дионис (10.05.2006 21:58:40)
Дата 12.05.2006 14:16:41

Ленинградская группа выражает соболезнование.


(лично у меня неоднозначное отношение к Зиновьеву. И не только под влиянием Бушина.)

==========Десакрализаторам - бой!=======

От Павел
К Дионис (10.05.2006 21:58:40)
Дата 11.05.2006 09:34:08

Умер А. Зиновьев

http://www.rosbalt.ru/2006/5/11/253013.html


МОСКВА, 10 мая. Как сообщило Агентство политических новостей, 10 мая на 84-м году жизни после тяжелой болезни скончался выдающийся русский философ и социолог Александр Александрович Зиновьев.
Зиновьев родился 29 октября 1922 года в Костромской области в крестьянской семье. В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский Институт Философии, Литературы и Истории. За критические суждения, по доносу, был исключён из МИФЛИ. В 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию. Участвовал в Великой Отечественной Войне как кавалерист, танкист, а затем боевой лётчик. Совершил 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями.

В 1946 году Зиновьев поступил на факультет философии МГУ, в 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Стал одним из основателей Московского логического кружка. В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (издана в 2002 г.). В 1955 году стал научным сотрудником Института Философии Академии Наук СССР. В 1960 году защитил докторскую диссертацию, и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ.

Был снят с должности завкафедрой за отказ увольнять двух преподавателей, а затем лишён и профессуры. После этого стал писать публицистические произведения и пересылать их на Запад. В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Она в ненаучной, юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. Книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и выгнали с работы.

Вскоре после этого, под давлением КГБ, Зиновьев эмигрировал из СССР, был лишен советского гражданства, и с 1978 по июнь 1999 года жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом.

В 1999 году философ вернулся в Россию, читал курс лекций на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. В своих статьях и публичных выступлениях отстаивал ценность независимого исторического пути России, пройденного ею в XX столетии.

Автор книг «Светлое будущее», «В преддверии рая», «Записки ночного сторожа», «Жёлтый дом» в 2-х томах (1980), «Гомо советикус», «Пара беллум» (1982), «Иди на Голгофу» (1985), «Катастройка» (1988), «Коммунизм как реальность» (1990), «Искушение» (1991), «Смута» (1994), «Запад» (1995), «Глобальный человейник» (1997) и целого ряда других.
Автор нескольких десятков научных трудов и книг по логике, социологии и философии.

От Георгий
К Павел (11.05.2006 09:34:08)
Дата 13.05.2006 13:03:29

Некролог от Константина Крылова. Первая часть (*+)

http://www.apn.ru/?chapter_name=print_advert&data_id=1011&do=view_single

12.05.2006, Константин Крылов
Памяти Александра Зиновьева. Часть первая

Вся моя жизнь была протестом, доведенным до состояния бунта,
против общего потока современной истории.
Александр Зиновьев

Давным-давно, в Советском Союзе, вечером, в маленьком букинистическом
магазинчике, что возле памятника Ивану Фёдорову (теперь там модная
лавка), я стоял у прилавка и ждал, пока мне принесут отложенный по
договорённости первый том бремовской "Жизни животных".
От скуки я пролистывал старый университетский сборник, выпущенный
кафедрой логики. Сборник был, даже по моей тогдашней молодой всеядности,
неинтересный: что-то по многозначной логике, обязательный Войшвилло и
т.п. В пресном тесте оглавления, однако, нашлась своя изюминка:
маленькая, странички на четыре, статейка какого-то Зиновьева под
названием "Решение парадокса Зенона Элейского и доказательство
существования неделимых элементов пространства и времени". Удивляла
прежде всего наглость автора: ишь ты, "решение парадокса", перед которым
почтительно склонялись великие умы и всё такое. Я было начал листать
книжицу, но тут вынесли обещанного Брема. Он оказался дороже, чем
предполагалось, так что после всех расчётов у меня осталось рубля два.
Сборник стоил "рупь пясят", но оставаться с полтинником на весь
оставшийся вечер не улыбало. С сожалением я отложил сборничек на
неопределённое потом: "попадётся - возьму".
Где-то через месяц-другой та же фамилия - Зиновьев - всплыла в разговоре
на околополитические темы. Речь шла о каком-то литераторе, вроде
Войновича, который написал чуть ли не десять томов антисоветских сатир и
ещё нарисовал Брежнева в виде жабы, за что его турнули отседова, -
кажется, в Германию. Разговор вертелся вокруг того, является ли этот
Зиновьев родственником того самого Зиновьева-Апфельбаума, рулильщика
Коминтерна, которого вместе с Каменевым "чпокнул усатый", как было
принято выражаться в культурной среде. То есть спор, собственно, шёл
только о степени родства: в самом факте никто не сомневался. Я слушал
без интереса: мало ли в русской культуре Апфельбаумов: Разумеется, автор
статьи про парадокс Зенона мне и на ум не пришёл.
Третий раз фамилия выскочила уж не помню когда и при каких
обстоятельствах. Речь шла о диалектической логике, которую я тогда
считал типичной совчинной махрой, заниматься которой могут только люди,
себя глубоко не уважающие. Товарищ, которому я всё это изложил, начал
ссылаться на какого-то Зиновьева, который написал офигенную книгу по
марксову "Капиталу", на всякий случай запрещённую к публикации. Я
посмеялся: советские уже до того охерели, что зажимают свою же
"диалектику". Впрочем, я допускал ещё, что "запрещённая книжка"
оказалась слишком идиотской даже для всеядной советской профессуры. Мой
оппонент стал горячиться и доказывать, что Зиновьев тот велик - и в
качестве аргумента сослался на его знакомство с "самим Мамардашвили и
Пятигорским". Тут уж акции неизвестного мне Зиновьева упали ниже
плинтуса: "великого грузинского мыслителя" я ещё тогда считал
обыкновенным прохиндеем, выезжающим на акценте (тогда любой нерусский
акцент в устах гуманитария воспринимался восторженно - особенно
"европейский" прибалтийский, но грузинский тоже котировался), свитере и
трубке. Мысленно записав Зиновьева в ту же мишпуху, я выбросил его из
головы.
Представьте моё удивление, когда я, наконец, узнал, что все эти трое -
один и тот же человек.

I

Вопреки ожиданиям, Александр Александрович Зиновьев никаким боком не
принадлежал к советской элите, настоящей или одной из бывших. Во-первых,
он был русским. Во-вторых, из крестьян - настоящих, а не анкетных. Он
родился 29 октября 1922 года в деревне Пахтино Чухломского района
Костромской области. Тут достаточно одних названий, самого их звучания:
Пахтино, Чухломской район, Кострома - архетипическая "глубинка". Был он
шестым ребёнком в большой семье. Отец, Александр Яковлевич, был "с
ремеслом в руках": малярничал. Мама, Аполлинария Васильевна, - "по дому
работала", ну какое ремесло может быть у крестьянки, щи варить да детей
рожать.
Мальчик учился в сельской школе, которая была ему явно мала: когда его
одногодки учились в третьем классе, он уже был в пятом. Учитель
говорил - "в Москву бы мальца", "у парня есть искра Божья".
Толку от того, правда, было немного. Жили Зиновьевы хреново даже по
тогдашним деревенским меркам. К тому же годы шли известно какие, так что
смышлёному пареньку светила обычная участь головастого человека в
ситуации блокированных социальных лифтов: либо соседский донос, либо
раннее пьянство и смерть под забором. Отец, однако, вовремя почуял, чем
пахнет, и приложил усилия к тому, чтобы перебраться в Москву, выгрыз
себе местечко. Это было дальновидно. Примерно так же поступил мой
собственный дед, воспитанник колонии Шацкого, впоследствии
инженер-конструктор. Собственно, весь немногочисленный класс нынешних
русских интеллектуалов примерно так и образовался: кого ни возьми, дед
откуда-нибудь вовремя смылся.
Саша перебрался к отцу поперёк мамы и других детей, сразу вслед за
братом Михаилом. Ему надо было поступать в московскую школу.
Москва ему не понравилась: серый, грязный, мокрый, обманный город.
Потом, в 1971 году, он напишет о Москве одно из своих самых злобных и
блестящих эссе - о советской Москве как о социальном явлении.
Жили опять плохо: уплотнёнка-коммуналка, сырая клетушка два с половиной
на четыре. Ели дрянь, нищенствовали. Отец Саши был абсолютно
непрактичным человеком - не умел рассчитать средств, не умел готовить
(однажды разжился курицей и сварил её с потрохами и перьями, на потеху
соседям). Саша взял на себя хозяйственную часть. Математические
способности пригодились: это помогало экономить деньги. "Гораздо потом",
через полвека с гаком, в одном из поздних выступлений он скажет, что, по
его наблюдениям, советские кухарки и поломойки и в самом деле более
способны к управлению государством, нежели советская номенклатура -
поскольку вынуждены напрягать извилины, чтобы уложиться в скудный
бюджет.
Так или иначе, Саша устроился в хорошую московскую школу (лучшую в
районе), которую и закончил с отличием, нахватав по дороге призов с
математических олимпиад. Белобрысый деревенский паренёк с девичьим лицом
и неприятным взглядом хорошо решал задачки. Жаль, бумажки с олимпиадными
решениями не сохранились. Будущий биограф дорого бы дал за пару таких
листочков: это позволило бы определить тип математического мышления
Зиновьева, что имеет к его творчеству самое прямое отношение. Могу
только предположить, что он неплохо чувствовал способ построения задач,
а из технических навыков - умел видеть экстремальные точки сложных
функций, почти интуитивно: "та-ак, функция гладкая, а вот что там в
нуле, надо глянуть". Подобный способ восприятия математических объектов
очень не любят профессиональные репетиторы, натаскивающие учеников на
"думанье руками". Но Зиновьев, я думаю, был именно этой породы - что
объясняет, в частности, нелюбовь к нему учителей математики. То же самое
хорошо объясняет и ранние литературные амбиции, и специфическое умение
рисовать (Зиновьев был прирождённым карикатуристом, что только добавляло
ему неприятностей), а также и то, что за чистую математику он всё-таки
не взялся, предпочтя ей не очень чистую логику.
Ещё Саша хорошо дрался - в самом прямом смысле, кулаками. Нет, никакими
"приёмами" он не владел. Зато он быстро схватил главное уличное умение,
блатной кураж: как раскручивать адреналин, не теряя сообразиловки. Более
того, именно потому, что он не был гопником, он мог позволить
докручивать себя до того состояния, когда тебе становится всё равно, что
с тобой будет - лишь бы убить или искалечить того, кто перед тобой. В
таком состоянии даже хиляк может уделать качка - хотя бы потому, что
отключаются все и всяческие ограничения на причинение вреда, которые на
инстинктивном уровне есть даже у последнего подонка. Например, трудно
выдавить живому человеку пальцем глаз - даже у записной мрази на этом
месте стоит барьер. Но когда местная гопота попыталась Сашу стопануть,
он сказал, что вынет глаз первому, кто сунется. Гопа услышала верхним
чутьём, чем пахнет от безобидного с виду парнишки, и быренько сдулась.
Потом долго ходили слухи, что "Санёк при делах": в нём почуяли
начинающего бандюка. Ошибка, в общем, простительная.
Забегая вперёд: примерно тогда же Зиновьев начал осознанно строить свои
отношения с коллективностью - не с тем или иным "коллективом", а с
коллективностью вообще. В принципе, его позицию можно было бы назвать
крайним индивидуализмом. Сам Зиновьев, однако, это категорически
отрицал: он называл себя "идеальным коллективистом", а позицию определял
примерно так: "я признаю достоинства и правду коллектива, но не дам ему
меня съесть, лишить индивидуальности, - для его же, в конечном итоге,
блага". Позиция, надо сказать, вполне диалектическая. В этом смысле его
позднейшие занятия диалектической логикой были абсолютно закономерны и
внутренне оправданы: он так жил.

II

В 1939 году, закончив со школой и получив законный "золотой аттестат"
(медалей тогда не было), Саша поступил в Московский институт философии,
литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского - знаменитый некогда
МИФЛИ.
В типовой биографии властителя дум советского разлива на таком месте
обычно бывает какой-нибудь затык или помарка: "поступил с трудом, мешало
происхождение, как-то выкрутились". Такой эпизод имеется, например, даже
в биографии Станислава Лема, всего-то пару лет как побывшего советским
человеком, но таки успевшего вкусить прелестей.
В зиновьевском случае всё было иначе. Сам он происходил из настоящей
деревенской бедноты, зато этого нельзя было сказать о большинстве его
соучеников: заведение было элитное, "для своих". Оно, собственно, было
создано в тридцать первом именно как загончик для отпрысков советской
элиты, желающих получить хорошее гуманитарное образование (преподавали в
институте уцелевшие университетские профессора). В сорок первом МИФЛИ
отправили в Ашхабад, а там сталинским указом вернули в лоно МГУ, но в
конце тридцатых это было что-то отдельное. Конкурс - двадцать человек на
место. К тому же Зиновьеву ещё не было семнадцати, требовалась
райкомовская характеристика, которую ему не дали. Прорывался Зиновьев на
общих основаниях, блестяще сдав экзамены.
Ещё один живучий мемуарный сентимент: воспоминания о каком-нибудь
мамином крестике на шее, который пришлось снять. Здесь у Зиновьева тоже
не было особых беспокойств: он с детства был атеистом, убеждённым и
последовательным. Здесь он следовал семейной традиции: отец его оставил
веру в Бога ещё в юные годы. Мать была формально верующей, но к
обрядности относилась равнодушно, считая, что "Бог в душе". Саша снял с
себя крестик в четвёртом классе, на медосмотре (что, если вдуматься,
очень символично) - и больше не надевал его никогда.
Разумеется, как всякий убеждённый и последовательный атеист с сильным
умом, он размышлял над теологическими вопросами. И, естественно,
пробовал сочинить (точнее, построить, как строят базис логической
системы) "новую религию" - без Бога, зато с предположением о
существовании души и своего рода "духовной дисциплиной". Он сам
определял это так: "Отказавшись от исторически данной религии, я был
вынужден встать на путь изобретения новой. Я совместил в себе веру и
неверие, сделав из себя верующего безбожника". Это всё, впрочем, было
позже, во времена "Евангелия для Ивана" и "Жёлтого дома" (которые
когда-нибудь будут прочитаны именно как теологические трактаты; вообще,
наследие "умного" атеизма XX века может оказаться востребованным именно
для нужд теологии - в качестве строительного материала). Но к
православию, церкви и "попам" (иначе он их не называл) Зиновьев всю
жизнь будет относиться с нескрываемым отвращением. Слово "духовность"
для него было накрепко связано с образованностью, воспитанностью,
бытовой гигиеной и отсутствием вредных привычек - то есть со всем тем,
что ассоциируется со светским обществом. Советский атеизм он считал чуть
ли не единственной "подлинно научной" частью марксистского учения.
Впрочем, отношения с марксизмом у Саши складывались ещё хуже, чем с
церковью.
Если религиозной проблематики он до поры до времени просто не замечал,
то "красная вера" выпила у него изрядно душевных сил. В детстве и юности
он был, в общем, настроен прокоммунистически, особенно в части
всеобъемлющего эгалитаризма и ограничения личных потребностей. Это
хорошо соотносилось с его личным опытом. "Я был нищим среди нищих",
вспоминал это время сам Зиновьев - добавляя, что коммунизм как таковой
есть идея нищих, неспособных избавиться от своей нищеты. Впрочем, к тому
же всегда и сводилась вся "русская духовность" - к попытке голых
ограбленных людей как-нибудь согреться друг о друга в страшной,
непрекращающейся нужде, в которой веками держат русских.
Но тогда Зиновьев практически не осознавал значимости национального
вопроса. Он, конечно, замечал - глаз у него был точный - что его
жиркующие одногруппники, живущие при Советах как баре, носят, как
правило, какие-то странные фамилии, но особого значения этому не
придавал. Нет, его бесконечно возмущал сам факт неравенства кого-то с
кем-то, - в стране, в которой всё было принесено в жертву именно идеалам
равенства и справедливости. Идеалы эти он принимал всерьёз.
Сейчас это звучит странно. В конце концов, многие другие,
разочаровавшись в коммунизме, переживали это как освобождение от
иллюзий: болезненное, но необходимое. В случае Зиновьева всё было иначе.
Перед ним было два пути. Отказаться от коммунистических идеалов и
поискать другие идеалы. Или признать советский марксизм негодным
средством для их достижения и поискать другие средства. Он не сделал ни
того, ни другого: первое было для него невозможным, что касается
второго, то он довольно рано пришел к выводу, что последствия реализации
любого идеала сводят на нет все достижения. Социальный мир неисправим:
он всегда будет оставаться носителем (более того - квинтэссенцией) зла.
"Суть моей жизненной драмы, - писал он впоследствии, - состояла не в
том, что я разочаровался в коммунистических идеалах. Сказать это -
значит, сказать нечто совершенно бессмысленное и пустое. Суть моей
жизненной драмы состояла в том, что я необычайно рано понял: следующее
воплощение в жизнь самых лучших идеалов имеет неотвратимым следствием
самую мрачную реальность. Дело не в том, что идеалы плохие или что
воплощают их в жизнь плохо. Дело в том, что есть какие-то объективные
социальные законы, порождающие не предусмотренные в идеалах явления,
которые становятся главной реальностью и которые вызывали мой протест".
Это тотальное разочарование в социуме как таковом впоследствии дало
Зиновьеву очень сильные позиции для его исследования. Но в тот момент
оно подтолкнуло его к действиям далеко не академического свойства.

Продолжение следует.

www.apn.ru



От Владимир К.
К Георгий (13.05.2006 13:03:29)
Дата 14.05.2006 00:45:44

"...даже у записной мрази на этом месте стоит барьер"? - Это пытаются исправить.

+++
Например, трудно выдавить живому человеку пальцем глаз - даже у записной мрази на этом
месте стоит барьер.
+++

Этот недостаток у наших детей пытаются поправить:
Детский журнал "Багз Банни" №5, 2006

Детский журнал 'Багз Банни' № 5 2006


От И.Т.
К Павел (11.05.2006 09:34:08)
Дата 12.05.2006 12:41:59

Вечная память!

Ушел выдающийся человек, повлиявший на наше поколение. Он дал нам ценнейшие материалы и обобщения по Западу и по России. Созданный им язык позволяет наносить идеологические удары по Западу минуя построенные Западом укрепления (в виде запретов на обсуждения отдельных тем и понятий). Его книги будем изучать еще долго.
Дискуссия с ним завершена навсегда, а после дней траура возможны будут споры уже только с его текстами.
Вечная память!

В 2000 году в России и Испании вышло интервью участника нашего форума испанского историка Антонио Фернандеса с Александром Зиновьевым. Его можно прочитать на сайте:
http://ortiz.chat.ru/
Интервью было опубликовано в книге
А.Зиновьев, А.Фернандес, С.Кара-Мурза
Коммунизм, еврокоммунизм, советский строй. М. ИТРК, 2000. Тираж 2000 экз.

От self
К И.Т. (12.05.2006 12:41:59)
Дата 22.05.2006 10:55:30

ссылка не работает


>В 2000 году в России и Испании вышло интервью участника нашего форума испанского историка Антонио Фернандеса с Александром Зиновьевым. Его можно прочитать на сайте:
>
http://ortiz.chat.ru/

по ссылке попадаешь на неполную страницу (всего пара строк))

От И.Т.
К self (22.05.2006 10:55:30)
Дата 22.05.2006 13:30:24

Ссылку исправят. Интервью А.А.Зиновьева в копилке

Ссылку исправят позже. Адрес интервью А.А.Зиновьева в копилке

http://vif2ne.ru/nvz/forum/files/Kmf/Zinoviev-rus.doc


От self
К И.Т. (22.05.2006 13:30:24)
Дата 22.05.2006 21:23:42

спасибо (-)




От Денис Лобко
К Павел (11.05.2006 09:34:08)
Дата 12.05.2006 09:39:33

Светлая память (-)


От Антон Совет
К Павел (11.05.2006 09:34:08)
Дата 11.05.2006 20:01:01

Светлой памяти Александра Зиновьева

11.05.2006 18:57

Ничего не могу делать. Мысль о Зиновьеве не дает заниматься другим. Поэтому, решил, все-таки, изложить то, что теснится в груди. Никогда я не сочинял поминальных вещей. Даже не знаю, правильно ли я называю такие речи.

Не сочинял и не знаю, как это делается. Поэтому, просто, изложу, что думается сейчас, что приходит само.

Должен честно признаться, что смерть Александра Александровича воспринята мною спокойно. Не хочу лицемерить, не буду говорить, что я стенаю и плачу. Нет, я смерть этого дорогого мне человека воспринял спокойно. Потому, может быть, что она ожидалась. И потому, что Зиновьев прожил долгую и, все же, счастливую жизнь. Хоть и невероятно трудную.

Может быть, кто-то расценит это как кощунство или еще как-нибудь в отрицательном смысле, но то, что есть, то есть. Лучше правда, чем приукрашивание.

И еще надо сказать, что нет у меня поэтического трепета и воодушевления. Усталость только и сожаления, что я так и не встретился с этим человеком, так и не довелось поговорить с ним. А я так хотел его обнадежить. Так хотел хоть чуть-чуть уменьшить его пессимизм.

Но сегодня я прочитал ответ моего учителя (Да, именно так!) на вопрос Станислава Стремидловского и понял, что не таким уж пессимистом был этот удивительный человек!

Вот вопрос:
«Александр Александрович, если будущее человечества рисуется вам в таких мрачных красках, то что бы вы сказали в напутствие современному человеку?»

А вот ответ:
«Это и есть сегодня самый важный и кардинальный вопрос. Произошло страшное - человек разрушен, его почти не существует. Еще появляются на свет отдельные индивидуумы, но человек как некое целостное образование, как явление, оказывающее влияние на ход исторического процесса, более не существует. Надо начинать с нуля. Начинать с нулевого уровня - с создания нового человека. Человека цивилизованного, человека идеалистического, человека утопического, человека наивного, человека непрактичного, человека неэгоистичного, человека нерасчетливого. В мое время такие люди встречались, они были, мы видели таких людей. О таком человеке мечтали и писали Руссо и Локк, Гоббс и Декарт. Не может же быть, чтобы такой человек испарился бесследно!
Уйти из мира никуда нельзя. Если и получится куда-то «эмигрировать», то только на уровень высочайшей культуры, высочайшей мысли, высочайшей морали. Это своего рода «эмиграция» во внутреннюю жизнь. Я не думаю, что люди полностью деградируют. Будем надеяться, что люди сохранят в себе человеческого как можно больше. Да, сегодня на свет появляется новый дикарь, обвешанный с ног до головы какими-то механическими приспособлениями. Но он все равно остается дикарем, варваром. Однако мы с вами люди. И пока мы с вами остаемся людьми, надо понимать одно. Все эти кибернетические существа, какими бы они ни были, не заменят главного - того, что рождает человек - огонь разума. Это чудо никто не может заменить.
"Я вижу единственную надежду для человечества в том, что появится новый человек. Я надеюсь на чудо рождения этого нового человека. Ведь все эти годы шла непримиримая борьба людей практичных, деловых, расчетливых, жестоких, эгоистичных против всего доброго и гуманного, что есть в нас с вами. Я очень хочу, чтобы новый человек выжил, это моя самая заветная мечта. Если он не выживет - человечество не выживет". (Русский журнал, «Памяти Александра Зиновьева», Станислав Стремидловский:
http://www.russ.ru/comments/117846196?mode=print&user_session=424590e08a26485d4bc66cfcee1787a0 )

Какие слова! Какие слова! Какую бурную и восторженную реакцию вызвали бы они у меня в другое время! Но сегодня я, все-таки, страшно расстроен смертью этого человека и не могу выражаться в восторженных словах. Но они, эти мысли, будут предметом самого тщательного моего разбора. Ибо они направлены в самое сердце того, над чем я работаю уже скоро 25 лет. И как нельзя лучше доказывают (Причем здесь логика? Зачем она? Разве чувства не есть сильнейший аргумент?), что я иду в верном направлении. Что главная, самая главная и самая нужная сейчас задача – это воспитание нового человека. Это перевоспитание людей, павших ниже всякого уровня. Потерявших облик человеческий.

И еще одно выражение автора этой великолепной статьи о Зиновьеве:
«…Александр Александрович не отнимал у людей надежду. Даже в самых «пессимистичных» прогнозах о судьбе России он делал оговорку – положение безнадежное, поэтому мы должны идти в прорыв. Эту позицию он однажды сформулировал для себя на фронте и с тех пор не отступал от нее».

Именно так! Положение безнадежное, но это не значит, что мы, русские, сдаемся. Зубами землю грызть будем! Но своего добьемся! Победим врага и внешнего, и внутреннего! Победим врага внутреннего и в себе тоже. Напрасно радуются ненавистники и предатели русского народа. Нам есть чем и кем гордиться. И один из тех, кем мы можем гордиться, кем мы гордимся и с кого берем пример – это настоящий русский человек по имени Александр Александрович Зиновьев.

Светлая Тебе память, дорогой Учитель! Мир Тебе и покой!

С глубоким уважением, скорбью и радостью, что Ты жил среди нас, Антон Совет
11.05.2006 19:48

От Антон Совет
К Антон Совет (11.05.2006 20:01:01)
Дата 12.05.2006 10:14:09

Поправки

Хотел удалить пост, исправить его и опубликовать заново. Но решил, просто, указать ошибку, которую я заметил уже после. Она заключается в том, что в последнем предложении после слова скорбь пропущено следующее: «о потере». И должно быть так: «С глубоким уважением, скорбью о потере и радостью, что Ты жил среди нас, Антон Совет».

Кроме того, я хотел, было, назвать этот пост так: «Светлой памяти Учителя».

А.С.
12.05.2006 10:17

От Скептик
К Павел (11.05.2006 09:34:08)
Дата 11.05.2006 19:10:32

Уходит великое поколение. Очень жаль. (-)


От Антон Совет
К Павел (11.05.2006 09:34:08)
Дата 11.05.2006 18:48:34

О прощании с Александром Александровичем

см., например:

http://www.rg.ru/2006/05/11/filosof-anons.html
и
http://www.newsinfo.ru/news/2006/05/news1313533.php

Вопрос: готовится ли выступление от имени единомышленников Кара-Мурзы, и если да, то о чем будет речь? Думаю, это не секрет.

По моему мнению, главное, о чем нужно сказать, - это использование результатов деятельности АЗа для будущего возрождения России. Мне кажется, для него это дело было бы главным.

Хочу и сам выступить на панихиде. Но, вряд ли мне это дадут сделать. Слишком популярен покойный, слишком я далек от него, и слишком много желающих высказаться будет там.

Но даже если мне не удастся выступить там, то в Сети я это все равно сделаю. И не один раз. Ибо считаю этого человека своим духовным наставником. И беру с него пример во многих вещах.

С глубоким уважением к покойному, А.С.

От Scavenger
К Павел (11.05.2006 09:34:08)
Дата 11.05.2006 18:08:46

Re: Ушел из жизни еще один выдающийся русский социолог...

...и мыслитель. Вечная память!

С уважением, Александр

От Игорь
К Павел (11.05.2006 09:34:08)
Дата 11.05.2006 15:43:58

Светлая память! (-)


От Artur
К Павел (11.05.2006 09:34:08)
Дата 11.05.2006 14:24:44

Re: Умер А....

Судя по всему он был великий человек и ученный. Жаль, что в целом, знакомство с его работами недостаточное

От Антон Совет
К Павел (11.05.2006 09:34:08)
Дата 11.05.2006 10:40:23

От нас ушел великий человек


Это мое глубокое убеждение.

Как жаль, что он не увидит возрождения России!

Когда и где будут похороны известно? Быть нужно обязательно.

От Редакция альманаха
К Дионис (10.05.2006 21:58:40)
Дата 11.05.2006 08:20:08

Памяти Александра Зиновьева


http://www.situation.ru/app/news_s_2316_op_6.htm


Памяти Александра Зиновьева

10 мая 2006 г. на 84-ом году жизни после тяжелой болезни скончался выдающийся русский философ и социолог Александр Александрович Зиновьев.

Ветеран Великой Отечественной войны, Зиновьев в 1950–60-х с самого начала своей научной карьеры стал одним из символов философского пробуждения в СССР. В 1978 г. он был выслан из СССР за свое вышедшее за рубежом сатирическое произведение "Зияющие высоты". В 1990-х Зиновьев вернулся в Россию, читал курс лекций на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. В своих статьях и публичных выступлениях он отстаивал ценность независимого исторического пути нашей страны, пройденного ею в XX столетии.

Вечная память мыслителю и патриоту.

Страница работ и публикаций А. Зиновьева
http://www.situation.ru/app/aut_t_53.htm
Интервью Александра Зиновьева специально для альманаха "Восток" (август 2003)
http://www.situation.ru/app/j_art_105.htm
http://www.situation.ru/app/j_art_108.htm


Последний материал "Новости из Ибанска"
http://www.situation.ru/app/j_art_1112.htm

Ссылки:

http://www.zinoviev.ru
Сайт социолога и логика А. Зиновьева.
---