От Alexandre Putt
К SergS
Дата 25.03.2006 17:05:03
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар;

О морали

> По большому счету, может быть, стОит выделить какие-то этические критерии, на основании которых можно говорить об универсальности этики для разных людей... Или народов. Некая этика "по большому счету"...

Философы древности и Просвещения одинаково пытались вывести этичность из человека. К сожалению, во многом их попытки были не во всём удачными. Например, греки и китайцы основывали нравственность на добродетелях. Добродетель мужества, например. Разные авторы предлагали разные классификации добродетелей. Кант опирался на другие принципы, на долг и на максимы поведения. Это разобрано в изумительной работе Шопенгаэра "Об основе морали".
К сожалению, такой индивидуалистический подход нельзя признать удовлетворительным. Человек - социальное существо, свое сознание черпает из общества. Нравственность поведения определяется фундаментальной категорией нормы. Норма - это предписание, указание на то, каким должно быть действие. Разные общества выработали разные нормы в соответствии с условиями своего существования и принятыми ценностями. Классические примеры: шотландские юбки и поедание собак. И то, и другое в России вызовет неодобрение - это проявление сложившихся норм. В таких рамках следует рассматривать этику.

> Например, не этично убивать, воровать, бросать беспомощных родителей...

По-разному в разных обществах. Примеры я приводил выше.

> Или же, хе-хе, жить ради накопления.

А как же протестантская этика бережливости?

> Конечно же, "этичное" и "неэтичное" для разных народов не совпадает... Но не совпадает в непринципиальных мелочах.

Здесь мелочей нет. Некоторые нормы совпадают, но причина здесь ясна: они следует из оптимальности организации жизнеустройства. Вовсе не из-за универсальных ценностей. Но границы здесь нет, что главное, что второстепенное, потому что всякое суждение будет основано на наших субъективных представлениях их культуры.

> Если же речь идет уже не о мелочи, проще считать товарисча неэтичным, чем чесать репу, думая, с какой мерой к нему подойти, чтобы объяснить его поведение в обществе теми же национальными традициями.

Это тупиковый путь, ведёт прямиком к разделению на прогрессивных и реакционных, как сейчас принято на Западе.

От Игорь
К Alexandre Putt (25.03.2006 17:05:03)
Дата 28.03.2006 21:47:36

Хорошая статья на кризисе на эту тему выложена: Аппарат раскрепощения

>> По большому счету, может быть, стОит выделить какие-то этические критерии, на основании которых можно говорить об универсальности этики для разных людей... Или народов. Некая этика "по большому счету"...
>
>Философы древности и Просвещения одинаково пытались вывести этичность из человека. К сожалению, во многом их попытки были не во всём удачными. Например, греки и китайцы основывали нравственность на добродетелях. Добродетель мужества, например. Разные авторы предлагали разные классификации добродетелей. Кант опирался на другие принципы, на долг и на максимы поведения. Это разобрано в изумительной работе Шопенгаэра "Об основе морали".
>К сожалению, такой индивидуалистический подход нельзя признать удовлетворительным. Человек - социальное существо, свое сознание черпает из общества. Нравственность поведения определяется фундаментальной категорией нормы. Норма - это предписание, указание на то, каким должно быть действие. Разные общества выработали разные нормы в соответствии с условиями своего существования и принятыми ценностями. Классические примеры: шотландские юбки и поедание собак. И то, и другое в России вызовет неодобрение - это проявление сложившихся норм. В таких рамках следует рассматривать этику.

Опять повторяю, что это не имеет отношения к нравственным основам. Этика и нравственность - не дождественные вещи.

>> Например, не этично убивать, воровать, бросать беспомощных родителей...
>
>По-разному в разных обществах. Примеры я приводил выше.

>> Или же, хе-хе, жить ради накопления.
>
>А как же протестантская этика бережливости?

>> Конечно же, "этичное" и "неэтичное" для разных народов не совпадает... Но не совпадает в непринципиальных мелочах.
>
>Здесь мелочей нет. Некоторые нормы совпадают, но причина здесь ясна: они следует из оптимальности организации жизнеустройства. Вовсе не из-за универсальных ценностей. Но границы здесь нет, что главное, что второстепенное, потому что всякое суждение будет основано на наших субъективных представлениях их культуры.

Нормы то как раз могут деградировать и нравы падать.

>> Если же речь идет уже не о мелочи, проще считать товарисча неэтичным, чем чесать репу, думая, с какой мерой к нему подойти, чтобы объяснить его поведение в обществе теми же национальными традициями.
>
>Это тупиковый путь, ведёт прямиком к разделению на прогрессивных и реакционных, как сейчас принято на Западе.

Наоборот признание единства духовного устройства человека ведет прямиком к противоположному. Нравственность едина - и потому в каждом человеке признается возможность раскаяния и возвращения к нравственной жизни. А тот подход, что Вы проповедуете ведет к размыванию границы между добром и злом - к провозглашению равноценности порока и добродетели. Именно это сейчас и происходит на Западе и именно из-за отрицания единой основы нравственности. В статье это очень хорошо просматривается.

От Alexandre Putt
К Игорь (28.03.2006 21:47:36)
Дата 28.03.2006 22:39:15

Re: Хорошая статья...

>Опять повторяю, что это не имеет отношения к нравственным основам. Этика и нравственность - не дождественные вещи.

Покажите, что это так.

>Наоборот признание единства духовного устройства человека ведет прямиком к противоположному. Нравственность едина - и потому в каждом человеке признается возможность раскаяния и возвращения к нравственной жизни.

Если нравственность неедина, то упорствование будет только размывать её основы. Это как следование неверной теории - час расплаты рано или поздно наступит.

> А тот подход, что Вы проповедуете ведет к размыванию границы между добром и злом - к провозглашению равноценности порока и добродетели.

Это не совсем так, хотя здесь есть трудности.

> Именно это сейчас и происходит на Западе и именно из-за отрицания единой основы нравственности. В статье это очень хорошо просматривается.

На Западе совсем другое имеет место. В том числе неолиберализм - камушек в Ваш, а не мой огород. Меняется лишь "корзина" ценностей, а принцип универсальности - и там, и там, с общими корнями. Так как неолибералы Вас всё-равно числом задавят (как задавят либеральные христиане христиан солидаристских или марксистских), то безопаснее гнуть свою линию :)

От Игорь
К Alexandre Putt (28.03.2006 22:39:15)
Дата 29.03.2006 12:06:41

Re: Хорошая статья...

>>Опять повторяю, что это не имеет отношения к нравственным основам. Этика и нравственность - не дождественные вещи.
>
>Покажите, что это так.

>>Наоборот признание единства духовного устройства человека ведет прямиком к противоположному. Нравственность едина - и потому в каждом человеке признается возможность раскаяния и возвращения к нравственной жизни.
>
>Если нравственность неедина, то упорствование будет только размывать её основы. Это как следование неверной теории - час расплаты рано или поздно наступит.

>> А тот подход, что Вы проповедуете ведет к размыванию границы между добром и злом - к провозглашению равноценности порока и добродетели.
>
>Это не совсем так, хотя здесь есть трудности.

>> Именно это сейчас и происходит на Западе и именно из-за отрицания единой основы нравственности. В статье это очень хорошо просматривается.
>
>На Западе совсем другое имеет место. В том числе неолиберализм - камушек в Ваш, а не мой огород. Меняется лишь "корзина" ценностей, а принцип универсальности - и там, и там, с общими корнями. Так как неолибералы Вас всё-равно числом задавят (как задавят либеральные христиане христиан солидаристских или марксистских), то безопаснее гнуть свою линию :)

При чем здесь число? Победы всегда достигаются числом?

Прочитайте все же статью. Там о принципе универсальности нравственных ценностей оспариваемая авторша ничего не говорит. Наоборот она утверждает принцип равноправия и равноценности жизненных практик.

От Pokrovsky~stanislav
К Alexandre Putt (28.03.2006 22:39:15)
Дата 28.03.2006 23:58:45

Re: Хорошая статья...


>На Западе совсем другое имеет место. В том числе неолиберализм - камушек в Ваш, а не мой огород. Меняется лишь "корзина" ценностей, а принцип универсальности - и там, и там, с общими корнями. Так как неолибералы Вас всё-равно числом задавят (как задавят либеральные христиане христиан солидаристских или марксистских), то безопаснее гнуть свою линию :)

Не касаясь вывода, полагаю, что исходное положение следует всерьез оспорить.

Современное господство либерального варианта глобализма в немалой степени базируется на информационной монополии евро-американской цивилизации. Но она стремительно сходит на нет в связи с:

1)быстрым ростом объемов информации на китайском и японском языках
2)появлением альтернативных СМИ мусульманского мира(Аль-Джазира)



От Alexandre Putt
К Pokrovsky~stanislav (28.03.2006 23:58:45)
Дата 29.03.2006 18:58:21

А как будем проверять?

>Современное господство либерального варианта глобализма в немалой степени базируется на информационной монополии евро-американской цивилизации. Но она стремительно сходит на нет в связи с:

>1)быстрым ростом объемов информации на китайском и японском языках

Однако в Японии экономическое развитие сошло на нет вот уже десятилетие. Китай, да, перспективен, но всё там зачаточное. Обе эти страны во многом интегрированы в глобальный мир, их развитие не в последнюю очередь идёт под контролем американских советников. Связи там тесные, намного теснее, чем можно было бы думать.

>2)появлением альтернативных СМИ мусульманского мира(Аль-Джазира)

Аль-Джазира - слишком мало.

От Pokrovsky~stanislav
К Alexandre Putt (29.03.2006 18:58:21)
Дата 29.03.2006 20:06:09

Re: А как...

>>Современное господство либерального варианта глобализма в немалой степени базируется на информационной монополии евро-американской цивилизации. Но она стремительно сходит на нет в связи с:
>
>>1)быстрым ростом объемов информации на китайском и японском языках
>
>Однако в Японии экономическое развитие сошло на нет вот уже десятилетие. Китай, да, перспективен, но всё там зачаточное. Обе эти страны во многом интегрированы в глобальный мир, их развитие не в последнюю очередь идёт под контролем американских советников. Связи там тесные, намного теснее, чем можно было бы думать.

Но зато появилась валютная зона ASU, созданная Китаем, Японией, Кореей и еще парочкой десятков государств ЮВА.

>>2)появлением альтернативных СМИ мусульманского мира(Аль-Джазира)
>
>Аль-Джазира - слишком мало.

А их всего-то мировых информационных корпораций - на одно йрке пальцев хватит. Из них - одна французская и "Аль-Джазира". Раньше была система ТАСС.

От Игорь
К Pokrovsky~stanislav (28.03.2006 23:58:45)
Дата 29.03.2006 12:08:25

Re: Хорошая статья...


>>На Западе совсем другое имеет место. В том числе неолиберализм - камушек в Ваш, а не мой огород. Меняется лишь "корзина" ценностей, а принцип универсальности - и там, и там, с общими корнями. Так как неолибералы Вас всё-равно числом задавят (как задавят либеральные христиане христиан солидаристских или марксистских), то безопаснее гнуть свою линию :)
>
>Не касаясь вывода, полагаю, что исходное положение следует всерьез оспорить.

>Современное господство либерального варианта глобализма в немалой степени базируется на информационной монополии евро-американской цивилизации. Но она стремительно сходит на нет в связи с:

>1)быстрым ростом объемов информации на китайском и японском языках
>2)появлением альтернативных СМИ мусульманского мира(Аль-Джазира)

Числом здесь не побить. Нужно новое идейное возрождение, дающее оправдание неприспособленным и неконкурентоспособным.



От Pokrovsky~stanislav
К Игорь (29.03.2006 12:08:25)
Дата 29.03.2006 17:13:32

Re: Хорошая статья...


>Числом здесь не побить. Нужно новое идейное возрождение, дающее оправдание неприспособленным и неконкурентоспособным.

Какое такое оправдание? Вы что? Может быть только наступательная позиция.

Обвинение в смертных грехах, в неспособности обеспечить человеческое достоинство 38% процентам граждан, в лишении остальных 68% жить полноценными человеческими чувствами и страстями, избавленными от идиотизма погони за финансовым успехом...



От Игорь
К Pokrovsky~stanislav (29.03.2006 17:13:32)
Дата 29.03.2006 17:53:26

Re: Хорошая статья...


>>Числом здесь не побить. Нужно новое идейное возрождение, дающее оправдание неприспособленным и неконкурентоспособным.
>
>Какое такое оправдание? Вы что? Может быть только наступательная позиция.

Наступательная позиция у лишаемых человеческого достоинства должна быть - кто спорит. Но для этого они должны быть уверены, что по высшему духовному счету они правы, что они не неудачники, а угнетаемые, причем угнетаемые именно лицами, никак не способными украсить собой цивилизованное общество. Сейчас большинство отличнейших специалистов своего дела, готовых самоотрекаится ради него опущены ниже некуда. Мол они не нужны, а нужны наглые и беспринципные, способные эффективно тянуть одеяло на себя, самоутверждаться, делать карьеру, ничего путного при этом не умея делать. Нам говорят, что они правы, а специалисты авиационных заводов и т.п. - никуда ни годная неконкурентоспособная
человеческая пыль. Так вот именно таким людям нужно дать шанс, а не тем, кто приспособился к нынешней жизни и ничего не хочет менять.

>Обвинение в смертных грехах, в неспособности обеспечить человеческое достоинство 38% процентам граждан, в лишении остальных 68% жить полноценными человеческими чувствами и страстями, избавленными от идиотизма погони за финансовым успехом...



От SergS
К Alexandre Putt (25.03.2006 17:05:03)
Дата 27.03.2006 09:13:56

Re: О морали

>> Например, не этично убивать, воровать, бросать беспомощных родителей...
>
>По-разному в разных обществах. Примеры я приводил выше.

Но Вы готовы считать индивида, практикующего подобное, этичным, только потому что он вскормлен иной "культурой"? Или Вы скажете, что ты, мил человек, конечно, по-своему, этичен, но не лучше ли от тебя держаться подальше?




>> Или же, хе-хе, жить ради накопления.
>
>А как же протестантская этика бережливости?

А вы посмотрите, хотя бы, фильмы, создаваемые в Голливуде. Где там "этика бережливости"? Наоборот, главный герой, вопреки всем "ценностям" своего общества, встает на защиту какой-нибудь матери-одиночки, землю которой хочет отнять жадный банкир, конечно же, женится на ней, отнюдь не по брачному контракту, ах, на их участке случайно нашли нефть и они стали вдруг миллионерами? - ну, им не больно-то и хотелось, главное, они нашли друг друга, а деньги что, пыль... При этом "протестантская общественность" с удовольствием это все смотрит, симпатизируя вовсе даже не банкиру.


>> Если же речь идет уже не о мелочи, проще считать товарисча неэтичным, чем чесать репу, думая, с какой мерой к нему подойти, чтобы объяснить его поведение в обществе теми же национальными традициями.
>
>Это тупиковый путь, ведёт прямиком к разделению на прогрессивных и реакционных, как сейчас принято на Западе.

Это скорее ведет к учению о классовой борьбе и неприемлемости этики одних для других. Пусть классы уже не те, но это, на мой взгляд, честнее. Захват тех же энергоресурсов в частные руки со стороны львиной доли населения - это "неэтично", со стороны же абрамовичей - "дешево, надежно и практично".

От Alexandre Putt
К SergS (27.03.2006 09:13:56)
Дата 27.03.2006 17:35:28

Re: О морали

>Но Вы готовы считать индивида, практикующего подобное, этичным, только потому что он вскормлен иной "культурой"? Или Вы скажете, что ты, мил человек, конечно, по-своему, этичен, но не лучше ли от тебя держаться подальше?

Трудно сказать. Для этого нужна профессиональная подготовка. Нетерпимость, стереотипы - это распространено в массах. Обучение навыкам межкультурного общения снимает эти проблемы en masse.

>>А как же протестантская этика бережливости?
>А вы посмотрите, хотя бы, фильмы, создаваемые в Голливуде.

Голливуд был намного позже. Изменились общественные установки. Но основные американские ценности там просматриваются невооруженным взглядом.

> При этом "протестантская общественность" с удовольствием это все смотрит, симпатизируя вовсе даже не банкиру.

Главное там - "успешность". См. например почти культовый фильм "Working girl".

>Это скорее ведет к учению о классовой борьбе и неприемлемости этики одних для других.

Не вижу связи. Неприемлемость чужой этики - это тупиковый путь, ещё больше дистантирующий нас от понимания других культур.

> Пусть классы уже не те, но это, на мой взгляд, честнее.

Классы тут неправильная категория анализа. Среди разных классов культурное ядро примерно идентично.

> Захват тех же энергоресурсов в частные руки со стороны львиной доли населения - это "неэтично", со стороны же абрамовичей - "дешево, надежно и практично".

Не вижу связи с вилками на столе.

От SergS
К Alexandre Putt (27.03.2006 17:35:28)
Дата 28.03.2006 08:48:12

Чепуха и НЕчепуха

>>Но Вы готовы считать индивида, практикующего подобное, этичным, только потому что он вскормлен иной "культурой"? Или Вы скажете, что ты, мил человек, конечно, по-своему, этичен, но не лучше ли от тебя держаться подальше?
>
>Трудно сказать. Для этого нужна профессиональная подготовка. Нетерпимость, стереотипы - это распространено в массах. Обучение навыкам межкультурного общения снимает эти проблемы en masse.

Какая нужна профессиональная подготовка, чтобы сесть с цыганкой рядом, не держась при этом за карман? :-) Разве что об стену головой, чтобы избавиться от остатков здравого смысла.


>>>А как же протестантская этика бережливости?
>>А вы посмотрите, хотя бы, фильмы, создаваемые в Голливуде.
>
>Голливуд был намного позже. Изменились общественные установки. Но основные американские ценности там просматриваются невооруженным взглядом.

Не увиливайте! Есть богатый, успешный банкир и есть бедный, но честный герой, выбивающий пыль из этого почтенного члена западного общества. Этот фильм смотрят русские, французы, американцы, евреи, негры... и на уровне подсознания симпатизируют вовсе не богатому и успешному. Конечно, фильм можно снять и по другому - банкир в поте лица накапливает, накапливает, накапливает, судится с конкурентами, приобретает собственность... Но кто же пойдет на такой фильм? Он станет шибко "элитарным" :-)


>> При этом "протестантская общественность" с удовольствием это все смотрит, симпатизируя вовсе даже не банкиру.
>
>Главное там - "успешность". См. например почти культовый фильм "Working girl".

Это и есть "расщепление сознания". Когда левому полушарию мозга симпатично одно, а правое, чтобы выжить, диктует совсем другое.


>>Это скорее ведет к учению о классовой борьбе и неприемлемости этики одних для других.
>
>Не вижу связи. Неприемлемость чужой этики - это тупиковый путь, ещё больше дистантирующий нас от понимания других культур.

Если насаждение чужой этики означает уничтожение своей - к лешему такую этику, равно как и ее тутошних носителей. Если в стаде овец заведется волк и под философские рассуждения, что, мол, все "цивилизованные" стада так живут, начнет резать этих овец, должны ли овцы пытаться понять и принять волчью этику? Овцы же не учат волчью стаю жить по-справедливости и делить все поровну? Тут бы и конец этой стае пришел бы.


>> Пусть классы уже не те, но это, на мой взгляд, честнее.
>
>Классы тут неправильная категория анализа. Среди разных классов культурное ядро примерно идентично.

Смотря что понимать под "ядром". Опять же вернусь к "чепухе" и "нечепухе". Скажем, "юбка-кильт" и "распределение по труду". Для разных классов разных стран отношение к юбке будет одинаковым - и "владелец заводов, газет, пароходов", и работяга в Шотландии скажут, что это есть здорово, равно как те же классы в Мексике солидарно заявят, что это полная фигня. Совсем другая картина будет, если попытаться выяснить отношение к "нечепухе" - тут уже солидарны окажутся работяги Шотландии и Мексики с одной стороны и "флагманы экономики" с другой.



>> Захват тех же энергоресурсов в частные руки со стороны львиной доли населения - это "неэтично", со стороны же абрамовичей - "дешево, надежно и практично".
>
>Не вижу связи с вилками на столе.

А при чем тут вилки? Тут речь как раз не о вилках-юбках, а о серьезнейшей, принципиальной вещи. Со всем вытекающим отсюда - см. выше.


От Alexandre Putt
К SergS (28.03.2006 08:48:12)
Дата 28.03.2006 18:34:19

Re: Чепуха и...

>Какая нужна профессиональная подготовка, чтобы сесть с цыганкой рядом, не держась при этом за карман? :-) Разве что об стену головой, чтобы избавиться от остатков здравого смысла.

О-о-о! Вы думаете, это так просто? Нужно преодолеть многие стереотипы (например, "все русские пьют водку"), понять чужую культуру (каким образом функционирует их общество), приспособить свои действия под эту культуру.

>Не увиливайте! Есть богатый, успешный банкир и есть бедный, но честный герой, выбивающий пыль из этого почтенного члена западного общества.

Вы посмотрели один фильм, и на этом делаете выводы. Маловато оснований.

> Конечно, фильм можно снять и по другому - банкир в поте лица накапливает, накапливает, накапливает, судится с конкурентами, приобретает собственность... Но кто же пойдет на такой фильм? Он станет шибко "элитарным" :-)

Очень много фильмов про "американскую мечту". Очень много.

>Это и есть "расщепление сознания". Когда левому полушарию мозга симпатично одно, а правое, чтобы выжить, диктует совсем другое.

Это не расщепление, это американские ценности: добиться самостоятельно карьерного успеха.

>Если насаждение чужой этики означает уничтожение своей - к лешему такую этику, равно как и ее тутошних носителей.

Почему уничтожение? Нужно охранять свою идентичность.

>Смотря что понимать под "ядром". Опять же вернусь к "чепухе" и "нечепухе". Скажем, "юбка-кильт" и "распределение по труду". Для разных классов разных стран отношение к юбке будет одинаковым - и "владелец заводов, газет, пароходов", и работяга в Шотландии скажут, что это есть здорово, равно как те же классы в Мексике солидарно заявят, что это полная фигня. Совсем другая картина будет, если попытаться выяснить отношение к "нечепухе" - тут уже солидарны окажутся работяги Шотландии и Мексики с одной стороны и "флагманы экономики" с другой.

Распределение по труду - это не ценность, а идеология. Другая (несопоставимая) категория. Хотя я согласен, что между социальными группами есть субкультурные отличия (но ядро всё-таки общее).

От SergS
К Alexandre Putt (28.03.2006 18:34:19)
Дата 05.04.2006 15:26:01

Ядро и фильмы

>Очень много фильмов про "американскую мечту". Очень много.

Много. Но есть фильмы и есть... фильмы. Наверное, можно снять фильм, чтобы он понравился предпринимателю, колхознику, бандюгану... Или же человеку, реализовавшему или нацеленному реализовать "американскую мечту". В любом случае "ценности", которые будет нести этот фильм кому-то не будут казаться таковыми. Хотя, конечно, можно говорить о "колхозном культурном ядре", "бандитском ядре" или "американском ядре". Но это же все очень относительно... На кой черт, скажем, колхознику американское ядро?
А можно привести пример другого фильма. К примеру, "LOST" (кстати, тоже американский, а вовсе даже не китайский или кубинский). Фильм - гимн коллективизму и бескорыстному труду для общего блага, индивиды, пытающиеся "сделать себя" за счет других, выглядят явными уродами. Причем уродами АБСОЛЮТНЫМИ, независимо от месторасположения зрителя этого фильма. Может быть, в этом случае имеет смысл вести речь как раз о неком "универсальном культурном ядре для всего человечества"?



От Alexandre Putt
К SergS (05.04.2006 15:26:01)
Дата 05.04.2006 21:59:26

Re: Ядро и...

> Фильм - гимн коллективизму и бескорыстному труду для общего блага, индивиды, пытающиеся "сделать себя" за счет других, выглядят явными уродами. Причем уродами АБСОЛЮТНЫМИ, независимо от месторасположения зрителя этого фильма. Может быть, в этом случае имеет смысл вести речь как раз о неком "универсальном культурном ядре для всего человечества"?

Это Ваша интерпретация. Интерпретация всегда субъективна и проходит в культурном контексте. Американец может совсем по-другому воспринимать фильм. Здесь нужны полевые исследования (например, опрос-анкеты по просмотру фильма в разных культурных группах), тогда можно о чём-то говорить. Кроме того, содержание культурного ядра несколько иное, чем Вы подразумеваете, я об этом писал выше.

От SergS
К Alexandre Putt (05.04.2006 21:59:26)
Дата 06.04.2006 13:18:55

Re: Ядро и...

>> Фильм - гимн коллективизму и бескорыстному труду для общего блага, индивиды, пытающиеся "сделать себя" за счет других, выглядят явными уродами. Причем уродами АБСОЛЮТНЫМИ, независимо от месторасположения зрителя этого фильма. Может быть, в этом случае имеет смысл вести речь как раз о неком "универсальном культурном ядре для всего человечества"?
>
>Это Ваша интерпретация. Интерпретация всегда субъективна и проходит в культурном контексте. Американец может совсем по-другому воспринимать фильм. Здесь нужны полевые исследования (например, опрос-анкеты по просмотру фильма в разных культурных группах), тогда можно о чём-то говорить.

Не скажИте... Это не "Волга-Волга", который снимался в воспитательных целях. И, скорее всего, не гос. заказ США в тех же целях, если бы это было так, проталкивались бы совсем другие "ценности". Фильм явно снимался для того, чтобы НРАВИТСЯ среднему зрителю. Причем нравится никак не пропагандой протестантских ценностей и индивидуализма.