От IGA
К И.Т.
Дата 27.03.2006 20:49:44
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

Скончался Станислав Лем

http://info.trud.ru/shortnews.php?id=27508
<<<
Футуристические прогнозы Лема оказались пророческими

В Польше на 84 году жизни после продолжительной болезни скончался известный всему миру писатель-фантаст Станислав Лем. Писатель умер в краковской больнице "Коллегиум Медикум", где находился уже несколько недель.

Родился Станислав Лем 12 сентября 1921 года во Львове в семье ларинголога. После оккупации Львова советскими войсками в 1940-41, Лем изучал медицину в Львовском Мед. Институте.

Во время немецкой оккупации Лем работал помощником механика и сварщиком в гаражах германской фирмы, занимавшейся переработкой сырья. В 1944-ом, когда Советская армия вновь оккупировала город, Лем продолжил обучение в медицинском институте.

В 1946-ом Львов перестал принадлежать Польше. Лем в рамках акции репатриации переехал в Краков, где начал изучать медицину в Wydziale Medycznym Uniwersytetu Jagiellonskiego.

Первый роман Лема "Человек с Марса" ("Czlowiek z Marsa") был опубликован в еженедельном журнале "Nowy Swiat Przygod". Стихотворения и рассказы Лема печатались в "Tygodnik Powszechny", "Zolniez Polski", "Kuznica" и других периодических изданиях.

В 1948-ом Лем начал работать над романом "Госпиталь Трансфигурации" ("Szpital Przemieniena"). Однако его не пропустила коммунистическая цензура. Новелла была опубликована лишь восемь лет спустя.

В 1953 г. Лем женился. Его женой стала доктор Барбара Лесняк.

Научно-фантастические романы Лема принесли ему славу одного из самых великих писателей, работающих в данном направлении. Их можно разбить на две категории: "Эдем" (1959), "Возвращение со Звезд" (1961), "Солярис" (1961), "Непобедимый" (1964), "Глас Господа" (1968), "Рассказы о пилоте Пирксе" (1968) - серьезные новеллы, написанные согласно традициям жанра, кои сам Лем расширил и качественно улучшил. Вторая группа - "Звездные Дневники" (1957), "Рукопись, найденная в ванне" (1961), "Сказки Роботов" (1964), "Кибериада" (1965), "Осмотр на месте" (1982), "Мир на Земле" (1987) - состоит из гротескных работ, наполненных живым искрящимся юмором. Их стиль, зачастую, схож с традиционными литературными формами, такими как басни, мемуары или философские истории.

Среди всех эссе Лема центральное место по праву занимает "Сумма технологий", связанная с проблемами, актуальными и поныне. Многие прогнозы Лема в области культуры и технологии оказались абсолютно точными.

В 1982-ом, после ввода военного положения в Польше, Станислав Лем покинул родину. Год спустя он переехал в Венну. Живя за границей, Лем написал две свои последние научно-фантастические книги: "Мир на Земле" и "Фиаско". Писатель вернулся в Польшу в 1988.

В 90-х Лем в основном писал футурологические прогнозы. Он сотрудничал с католическим еженедельником "Tygodnik Powszechy" (статьи "Мир, согласно Лему" были опубликованы в книге "Dziury w calym"), с ежемесячником "Odra", с польской версией журнала "PC Magazine" (статьи были опубликованы в двух книгах: "Tajemnica chinskiego pokoju" и "Bomba megabitowa"). Последняя книга Лема - "Okamgnienie".
<<<

От IGA
К IGA (27.03.2006 20:49:44)
Дата 29.03.2006 20:28:43

Русофобия Лема

http://www.inosmi.ru/stories/05/09/02/3453/225794.html
<<<
Станислав Лем: Тормозные колодки ("Tygodnik Powszechny", Польша)
"Честно говоря, я не дал бы Ельцину взаймы и десяти грошей - польских грошей. Это человек совершенно потерянный!"

27 февраля 2006
Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель ursa, за что мы ей крайне признательны

___________________________________________________________

Вот, если кому интересно, я перевела несколько фельетонов Станислава Лема. Не полностью, конечно, они длинные, только фрагменты, так или иначе касающиеся России. Фельетоны старые - 1999 года. Ну, уж какие нашла. . . Но ведь мысли Лема всегда актуальны и интересны, не так ли?

Горизонт Пана Заглобы (Horyzont Pana Zagloby).

С одной стороны, мы должны идти к Европе и стремиться стать членами НАТО. А с другой - мы должны помнить, что НАТО, в случае чего, поможет нам ровно столько, сколько Франция в 1939 году.
[IGA: то есть Лем - сторонник вхождения в НАТО, но считает это недостаточным для безопасности Польши; нужна ещё ликвидация российского ядерного оружия - см. в конце]

Я недавно читал в 'Шпигеле' большое интервью с Жириновским - он теперь плечом к плечу с Ельциным, Россия будет жандармом Европы, завладеет всем и всеми. Ясное дело - бред сумасшедшего. Но серьезные американские журналисты тоже начинают писать о том, что в Москве поднимает голову великорусский национализм и шовинизм, который, к счастью, не имеет серьезной военной поддержки - исключая атомные ракеты. Wsio-taki my dielajem rakiety... Однако этот внутренний националистический напор влияет на политику Ельцина.

(. . . ) Российская армия страшно скомпрометировала себя в Чечне. Вступил в силу принцип домино: ничего не получается, приходится вводить в бой новые и новые резервы, элитные части не справляются, ну, так задействуем тяжелую артиллерию и сотрем в порошок целый город. В то же время пропасть между страшной правдой этой экспедиционной войны и ложью пропаганды разверзлась такая, что пришлось потихоньку вводить цензуру, закрывать газеты, как у нас в свое время говорили, - возвращается новое. И это очень опасно. Я не верю, что Ельцин - это такой ванька-встанька, что, как только он договорится с чеченцами, так сразу и демократию вернет. Подобные процессы труднообратимы.

(. . .) С Россией Запад всегда будет считаться, хоть и через силу. У государств нет друзей, есть лишь интересы. Это очень ясно видно: Франция, например, сегодня смелее критикует Ельцина, чем Германия, потому что прячется за спиной Германии, хотя традиции пророссийских сантиментов на берегах Сены весьма сильны.

Тормозные колодки (Hamulcowe klocki)

Наша пресса, сообщая о событиях в Буденновске, называет боевиков Дудаева террористами. Это весьма деликатный вопрос, и даже у меня дома мы спорили, имеем ли мы право на такое определение. [IGA: Лем считает, что есть повод для дискуссии] Ведь никто - кроме немцев - не называл террористами солдат Армии Крайовой или Крестьянских Батальонов. В ответ я услышал, что они не брали в плен и не захватывали в качестве заложников мирных немецких граждан. Сравнивать, конечно, совершенно невозможно, но и у нас репутация не белоснежная: когда во время войны в Люблинском воеводстве селили немецких колонистов, случалось, что наши партизаны нападали не только на мужчин, но и на женщин. Конечно, колонисты были вооружены - но все-таки это не была регулярная армия. Я знаю о подобных случаях из нашей, польской литературы. (. . . )

Общий принцип, которого я стараюсь придерживаться, состоит в том, что я всегда на стороне слабого. Ничего не могу с собой поделать, но я всей душой на стороне чеченцев, хотя, естественно, понимаю горе семей, которые оплакивали своих близких, оказавшихся в числе заложников. Слабые иногда имеют право прибегать к средствам, которые не предусмотрены международными конвенциями.
[IGA: вот и оправдание Басаева]

То, что устроил в Чечне министр Грачев со своей военной партией и с Ельциным, было страшным скандалом. Милитаристы бросили в бой против забаррикадировавшихся в больнице [IGA: то, что это был роддом - Лем или не знает, или скрывает] боевиков отряд спецназа, от огня которого погибли главным образом заложники. Между тем - как мы сейчас знаем - чеченцы вели себя по отношению к заложником очень прилично.

Все очень плохо началось, но в отсутствие Ельцина неожиданно и весьма ловко в игру включился премьер Черномырдин. Я видел встречу Черномырдина с Ельциным в Кремле: Ельцин взбешенный, надутый, как грозовая туча. Еще раньше, во время пресс-конференции в Америке, он потрясал кулаками и кричал на репортеров, которые осмелились задавать ему неприятные вопросы. Мне это напомнило анекдот об одном из наших премьеров (кажется, это был Ярошевич). Будучи за границей, он что-то ляпнул перед журналистами и тут же добавил: 'Но это не для печати!'. Зал, конечно, отозвался громким смехом, бедняга забыл, что тут у него нет никакой власти над прессой.

Конечно, ничего еще не решено и не окончено, потому что трудно представить, чтобы Россия капитулировала перед Чечней. Для сильного это была бы потеря лица.(. . . )

Но если обобщить, то события движутся в том направлении, которое уменьшает мою мизантропию и опасения того, что все идет к худшему. События в Буденновске и их продолжение принесли много неожиданностей - кажется, в имперской системе появились тормозные колодки, еще слабые, но они явно есть. Экстремально милитаристское направление российской политики, полигоном которого была Чечня, оказалось сильно скомпрометировано. Победитель всегда прав, но тут пока что нет победителей. Люди Дудаева действовали весьма ловко, в то время, как элитные части российской армии, как оказалось, совсем не похожи на ту армию, которая воевала в окопах Сталинграда.

На чашах балканских весов (Na szalach balkanskiej wagi)

(. . . ) . . . закончится в Германии эпоха Коля. Другого такого человека на таком посту, который так старался бы помочь нам присоединиться к Западу, мы не найдем. Впрочем, Коль делает это не ради наших красивых глаз, а потому, что не хочет, чтобы Германия непосредственно соседствовала со сферой русского правления и потихоньку возрождающегося империализма.

Имперские дрожжи пока что тесто не поднимут, потому что промышленно-экономическая база России лежит в развалинах. Но решения милитаристского, авантюристского типа реализуются куда легче, чем мирный экономический рост и введение демократии. Кроме того, страна - огромная, она придет в себя быстрее, чем мы думаем, и в течение ближайших десяти лет наша независимость снова окажется под вопросом.

Запад проявляет склонность к мономании - была горби-мания, теперь все уцепились за Ельцина и считают, что, как только Ельцин уйдет, тут все и рухнет. Такая персонификация проблем огромной страны и помещение всех инвестиций в одного человека - это безумие. Честно говоря, я не дал бы Ельцину взаймы и десяти грошей - польских грошей. Это человек совершенно потерянный! Влезть на танк и бороться с путчем - это да, это он умел, но теперь у него ничего не получается. Впрочем, Ельциным управляют некие силы, он все более подчиняется военным, потому что другого пути у него нет. Немцы называют это Realpolitik. В России нельзя опереться на благородных Ковалевых, потому что их там всего-то пять с половиной человек. Впрочем, через десять лет не будет и Ельцина. . .
[IGA: Лем считает Ковалёва "благородным человеком"! а все остальные россияне кроме пяти человек - видимо "неблагородные"]

Говоря об угрозе нашей независимости, я думаю скорее об экономическом давлении - в руках у русских вентиль нефти и газа, без которых наша экономика функционировать не может. Конечно, военная мощь России, хотя и очень ослабленная, соотносится с нашей так, соотносилась мощь побитой на фронтах II мировой войны гитлеровской армии и варшавских повстанцев - у немцев все еще хватало сил, чтобы превратить Варшаву в сплошные развалины. Говоря абстрактно, Россия может нас повалить, но ей это ни к чему и не все те, кто сидит в Кремле, похожи на Жириновского, который мечтает о походах к Индийскому Океану. Люди типа Жириновского - это все же авантюристы, к которым, я надеюсь, российский штаб не относится серьезно.

Зато я опасаюсь, что будущее ближайших десяти лет зависит от того, каким образом НАТО и ООН станут реагировать - если вообще будут реагировать! - на все более наглое поведение сербов.
[IGA: то есть сербы вели себя нагло с точки зрения Лема!]

Словами тут не поможешь. Я вижу на чашах этих весов судьбу Польши - и не только ее, но, естественно, Венгрия и Чехия беспокоят меня куда меньше, впрочем, именно Польша является для России мостом на Запад, поэтому наш стратегический и геополитический риск - самый большой. А то, что люди у нас этого не понимают и в таких категориях не мыслят, может плохо сказаться на нашем будущем.

Признания опти-пессимиста (Wyznania optysemisty)

(. . . ) Говоря грубо и схематично, по мнению немецкой оппозиции, немецкий поезд слегка сошел с рельсов. А русский поезд вообще на рельсах никогда не стоял, лежит где-то на обочине вверх колесами. Для нас самое неприятное, что русские перестали импортировать наши продукты. Леппер с Калиновским требуют, чтобы правительство заставило Россию снова покупать - непонятно, на какие деньги - нашу свинину, тем временем, участники переговоров с Москвой говорили: 'Речь идет уже только о бартере, на большее и рассчитывать нельзя'. Десять тысяч Лепперов тут не помогут. . . Я недавно узнал из "The Economist", что немцы покупали наши продукты и реэкспортировали их в Россию по сниженным ценам. Однако Шредер сейчас в Польшу не заглянул, а поехал сразу в Москву, чтобы вести переговоры с этим несчастным пьянчужкой Ельциным, который одной ногой уже на том свете. Это прямо-таки проклятие, не зависящее от строя: после того, как Сталина хватил удар, а Хрущева сняли, у нас был Брежнев, который под конец жизни был в таком маразме, что его приходилось двигать, как какой-нибудь шкаф; после него пришел Черненко, совсем дряхлый старик, а дальше - Андропов, вроде бы помоложе, но с почками в таком состоянии, что никакие диализы не помогали. Сейчас строй вроде бы изменился, но идеал российского правителя все тот же: он должен быть старым и очень больным. (. . . )

В котле (W kotle)

Против налетов НАТО на Югославию в Польше выступают крайне левые и крайне правые - les extremes se touchent. Я внимательно изучил антинатовское выступление Лопушаньского и мне подумалось то, о чем в другой ситуации говорил Бартошевский: тут нужен психиатр. В то же время я вижу, что нарастает, особенно в Европе, убеждение в необходимости введения сухопутных войск; без этого победить Милошевича невозможно. Клинтон, не будучи таким решительным, как когда-то Кеннеди, отчаянно и - что заранее можно было бы предвидеть - безуспешно пытается найти какой-то третий путь.

(. . . ) Несколько дней назад Милошевич вдруг, как бы на ходу, попытался создать сербско-российско-белорусскую федерацию. Ельцин отказался, но у него ведь семь пятниц на неделе; в четверг еще говорил, что о военном вмешательстве России в балканский конфликт не может быть и речи, а в пятницу переменил мнение на 180 градусов, объявив, что приказал вновь навести ракеты на все государства НАТО. Его начальник штаба сразу же это опроверг - ну, и что тут думать?

Конечно, было бы мрачным и чудовищным парадоксом истории, если бы и в самом деле дело дошло до очередной мировой войны, притом первой с обоюдным применением ядерных ракет. Война была бы ни с чем не сравнимым несчастьем, однако она мало правдоподобна - я бы сказал, от одного до полутора процентов из ста - а результат ее оказался бы для России очень неприятен: она перестала бы на долгое время существовать как государство, а ее территорию покрывали бы светящиеся в ночи пепелища. Противная сторона тоже, конечно, понесла бы большие потери.

Пока что происходит нечто, что напоминает игру, известную в Америке под названием 'chicken': два автомобиля едут друг на друга, и перед самым столкновением один из них сворачивает. Из Москвы поехал в сторону Сербии караван из нескольких десятков выкрашенных в белый цвет грузовиков с гуманитарной помощью. Сколько там спрятано переносных зенитно-ракетных комплексов и 'калашниковых', один Господь Бог знает.

Если бы у России не было ядерного оружия, она бы не составляла никакой проблемы. Из конфронтации с Западом она, так или иначе, выйдет благополучно; идея подкупить ее кажется мне опасной. Из множества решений я выбрал бы самое радикальное - лишить ее западной помощи, не заходя, естественно, так далеко, что запахнет военным конфликтом. За дикие авантюры Жириновских и Ельциных русские должны заплатить, хотя, как правило, наивысшую цену платит народ, а не власть, которая - как правильно заметил наш великий философ Урбан - всегда прокормится.

Борода Фиделя (Broda Fidela)

Американцы разбомбили китайское посольство в Белграде - это привело меня в настоящее неистовство. Разбомбили его в тот момент, когда китайцы уже готовы были вместе с русскими согласиться на мирный план. Навалить в штаны может каждый, дело житейское, но сделать это во время торжественного и особо важного приема (например, у короля), способен только исключительный кретин.

Это типично американская черта - они всегда выбирают не подходящий момент. Невежество супердержавы, у которой крыша поехала: ЦРУ передало командованию балканской операцией устаревшую карту! Я когда-то читал, что ЦРУ собиралось убрать Фиделя Кастро, подсыпав ему в ботинки специальный порошок, от которого кубинский правитель лишился бы бороды, а вместе с ней и харизмы. План провалился, потому что Кастро каждый день моет ноги. . .

(. . . ) Я не кровожаден, но хотел бы, чтобы Милошевича повесили [IGA: Карла дель Понте - последовательница Лема], - если ему ничего не будет, это станет страшным знаком для нового века и доказательством абсолютной безнаказанности. Однако, при его хитрости и нерешительности Запада, скорей всего, никакое наказание ему не грозит.

(. . . ) Наилучшим способом спасения человечества было бы открытие каких-либо сил, полей либо явлений, предотвращающих приведение в действие всех атомных бомб, как урановых, так и водородных. Я не думаю, что это совершенно невозможно, ведь мы вошли в эпоху неслыханных переворотов в области фундаментальных исследований. Если бы вдруг оказалось, что все атомное оружие ни к чему негодно, в мировой политике произошли бы великие перемены. Исчез бы страх перед атомными террористами, а Россию стали бы считать огромной помойкой, по которой мечется почти невменяемый Ельцин в тесной компании миллиардеров и мафиози.
[IGA: Россия без ядерного оружия - просто помойка для Лема]
<<<

От Karev1
К IGA (29.03.2006 20:28:43)
Дата 30.03.2006 09:53:25

Re: Русофобия Лема

Впечатляет, но только в части полной неинформированности Лема об истинном положении дел. Имея в своем распоряжении информацию из "свободной" западной и "свободной" российской прессы (вообще СМИ), к каким другим выводам он мог прийти?
Принимать высказывания штатного провокатора Жириновского за проявление имперского мышления - куда большее доказательство полной дезинформированности Лема?

От IGA
К IGA (27.03.2006 20:49:44)
Дата 29.03.2006 15:20:57

Лем - вместо некролога

http://community.livejournal.com/ru_lem/8574.html
<<<
Лем - вместо некролога

Открываю вчера френдленту в надежде, что кто-нить вспомнит про День Театра - а там нате: умер Лем.
В некрологе по ссылке прочел, как его выгнали американцы из своих рядов за непочтительность - очень тронуло. И впрямь - непочтительный чел.
Любили мы его, конечно не за это, а за то, что писатель хороший, но мне кажется, что именно МЫ ЗДЕСЬ любили его по-особому за его ернический едкий непочтительный ум. Было в нем что-то наше. Думается, если бы нобелевка была нашей - быть ему нобелитетом.
Впрочем, к делу это отношения не имеет. Классиками не проездом через Швецию становятся, а он им уже стал. И не в фантастике спешал, а в литературе.
И даже шире.
Он один из самых-самых... - и сейчас сходу не могу подобрать ему компанию кого-нить по-самее - мощных скептиков нашего времени. Мощь тут не в буквальной пророческой правоте набора могучих "ага!", а в крепкой позиции: когда все шаталось в самоопьянении накаченного оптимизма, приправленного игриво-чернушным цинизмом (для отмазки), он один оставался надежно и крепко трезв, без выгораживания специальных алиби для себя любимого.
Много ли людей такой закалки мы знали? Особенно среди писателей, где что ни гений, то или калаголик или паяц.
А он к тому же был еще и умен как мало кто. Честный ум - это почти парадокс.
В эгрегоре Творцов - верю, что есть такой - он себе место обеспечил.
А там последних не бывает - все первые.

Иногда, услышав о смерти бывшего кумира, удивляешься - как, разве он не давно уже умер?
Наверное немало людей сейчас так удивились смерти Станислава Лема.
Но ничуть не меньше - а я надеюсь, что больше - тех, кого эта нехорошая новость застала врасплох совсем в другом тоне - как знак потери чего-то более весомого, чем простой, хоть и печальный, уход из жизни человека немало пожившего и немало сделавшего, бывшего столько лет спутником наших мыслей и разговоров.
С ним ушла эпоха - которой был он сам.
Других - таких - не было.
Он не был первым - он был единственным.
Он создал себя - и стал необходим, буквально, как то, без чего нельзя обойтись и невозможно обойти. И не просто в досужих прях о фантастике и литературе, о месте фантастики в литературе, о литературности фантастики и прочей лабуде - хлебе насущном критиков. Он не был беллетристом - нанизывателем и раскладывателем прекрасных слов. Его фантазия сбивала невесомость мысли в образы столь плотные, что те, кому они явились, уже не могли от них отмахнуться, отделаться - как не могли избавиться от "гостей" обитатели станции "Solaris". Не сон золотой навеял - он вбил в нас как гвоздь тревогу-как-тайну, заворожил нас зрелищем опасного устройства Мироздания и наших собственных попыток выйти на очную ставку с Ним налегке, какие мы есть.
Он пришел к нам след в след за Хемингуэем - мифом о мужественности жизни-как-спорта - и явил образ совсем другого мужества: пилота Пиркса и ученого Криса Кельвина, Рогана из "Непобедимого" и Брэгга из "Возвращения со звезд" - мужества готовности к действию даже там, где оно казалось бы заведомо обречено на поражение. И не для утешения - себя и собой - а потому всего лишь, что, угодив в передрягу по имени Вселенная (никак не меньше) человек обречен не на выбор между потерями и выигрышами, поражениями и победами - а на действие вопреки всему противостоящему, и в первую очередь - вопреки собственной слабости.
Только такое действие, такое мужество, приподнимает его над ничтожеством перед лицом мироздания, позволяет встать вровень с ним.
Возможно Лем оказался единственным из писателей ХХ века избежавшим истеричной экзальтации экзистенциализма - потому что создал не Героя перед зеркалом, а человека бредущего сквозь Вселенную.
Когда мы утрем свои сопли, мы снова вспомним о Леме - и удивимся тому, что посчитали его умершим.
(И еще - посмеемся. Немногие умели смеяться как он.)

Выпьем за него - каждый по глоточку своего любимого...
<<<

От IGA
К IGA (27.03.2006 20:49:44)
Дата 28.03.2006 00:12:33

Старая статья (2004 года)

http://left.ru/2004/13/zhilovets_lem112.html
<<<
Юрий Жиловец

Слепое пятно

12 сентября выдающемуся польскому писателю Станиславу Лему исполнилось 83 года. Возраст более чем солидный, пора подведения итогов.

Я не буду писать панегирики Лему – их каждый может найти в любом предисловии к изданию его трудов. Я совершенно согласен с ними, более того, считаю, что они не затрагивают и десятой части того, что действительно сделал писатель. Ведь он не просто писатель, а философ, возможно, величайший из ныне живущих.

Но не об этом я хочу сказать. Не о том, что сделал Лем, а о том, чего он, к сожалению, не сделал, доказав русскую пословицу «Выше головы не прыгнешь».

В одном из своих произведений Лем уязвляет Хайдеггера за игнорирование нацизма как явления и пишет, что для философа, на лавры которого претендовал Хайдеггер, это непростительно. Но сам Лем, будучи поляком до мозга костей, а следовательно – западником, точно так же прошел мимо гораздо большего феномена, да еще и способного, в отличие от нацизма, претендовавшего на решение проблем немцев за счет всех остальных народов, действительно разрешить острейшие проблемы ХХ века. Хайдеггер отвернулся от зловонной ямы нацизма, может быть, из-за чисто человеческого отвращения. Лем прошел мимо света русского социализма, мимо мира, несущего человечеству успокоение и передышку от вековечного «para bellum» и «contra omnes», так ничего и не поняв. Это тем более странно, что сам Лем несколько лет был подданным СССР.

Первые книги Лема были светлыми и оптимистическими – в духе ранних Стругацких. Сейчас он их стесняется и больше не переиздает, оправдывая их написание оптимизмом молодости и послевоенных лет. Да, «Магелланово облако» и «Астронавты» выглядят по нашим сегодняшним меркам наивными, но ведь с тех пор далеко ушла и наука, и наш опыт познания человеческого зла. Из высказываний Лема можно понять, что он достаточно быстро разуверился в социализме, хотя и удивительно, что же в жизни послевоенной Польши было таким страшным для человека, пережившего войну и фашистскую оккупацию и способному заглянуть своим интеллектом в глубины грядущих веков.

Больше социализмом Лем не занимался, если не считать тринадцатое путешествие Ийона Тихого на Пинту – довольно злую карикатуру на увлечения сталинского времени. Остроумно, смешно, но неглубоко. Вторая часть рассказа, возможно, тоже задумывалась как уязвление социализма, а именно, его «однообразия», но это удар мимо кассы. Неплохо для фантастики, но на социализм ничуть не похоже. Остальные упоминания СССР мы найдем разве что в контексте рассуждений о гонке вооружений да есть еще кое-где жалобы на «железный занавес», не дававший знакомиться с последними достижениями европейской мысли. Лем никогда не высказывался развернуто по поводу социализма, но можно понять, что он считал его всего лишь еще одной формой государственного устройства, причем формой довольно неуклюжей и неудобной.

Все остальные произведения Лема связаны с западной цивилизацией, написаны с ее позиций и для ее представителей. Он не питает по ее поводу особых иллюзий, более того – взгляды его и представление о будущем нашей планеты, возглавляемой Западом, очень трезвы и весьма пессимистичны. Своим беспощадным интеллектом Лем с легкостью рассекает самые непроницаемые загадки общества и мироздания. Достаточно указать, что он высказал идею виртуальной реальности сорок лет назад, и не просто высказал, а описал в «Сумме технологий» ее технические и социальные последствия. Многие его идеи подняты на щит только сейчас (например, нашумевшая «Матрица» - это очень корявый и вульгарный, под умственный уровень среднего американца, пересказ рассказа «Удивительные сундуки профессора Коркорана», а идея манипуляции сознанием подробно разобрана в «Футурологическом конгрессе», причем технология у Лема гораздо изощреннее), а большинство до сих пор ждут своего часа.

Как социальный фантаст Лем вдоволь поиздевался над обществом потребления в «Стиральной трагедии» и «Профессоре Донде» и анатомировал его в своих исследовательских работах. Он не прошел даже мимо апологетической идеи Карла Поппера про открытое общество, художественно исследовав его печальное будущее в «Осмотре на месте».
Но Лему не повезло. Не повезло дважды – ни со временем, ни с пространством. Во-первых, Польша – вечные задворки Европы – слишком маленькая страна для мыслителя такого уровня, а ядро Европы никогда серьезно поляков не воспринимало, считая их недоевропейцами. Во-вторых, сама европейская культура в ХХ веке явно шла на закат и настоящие мыслители ей оказались не нужны. Европа приветствовала блеяние Дерриды и некрофильные откровения Камю, а Лема в лучшем случае поощрительно хлопала по плечу.

Сам Лем этого не понимал. Он страстно рвался на Запад, в западное культурное пространство. Как только писатель стал выше польского железного занавеса, он тут же попытался заинтересовать своими идеями Европу и США. Лем всегда считал, что обязанность фантаста – художественными методами продолжать дело науки – то есть расширять знания человека о мире и о себе. Велико же было его разочарование, когда он столкнулся с американским миром «science fiction». Народная Польша заботливо ограждала своих граждан от потока полупорнографической литературы, в которую давно превратилась американская фантастика. Фантасты просто поставляли на рынок раскупаемый продукт – только и всего. Ни о каких вечных ценностях тут речь, понятно, не идет. Долгие попытки убедить своих коллег в неправильном пути сам писатель назвал «проповедями в борделе».
В 1963 году Лем написал ту самую «Сумму технологий», идеи из которой растасканы сейчас по множествам книг и даже масскультовых фильмов. Как же она была встречена в Польше и на Западе? Да никак. Последняя на сегодняшний день книга Лема «Мгновение ока», своего рода «40 лет спустя» «Суммы технологий» изобилует сетованиями на непонимание и критику, полна жалобами в стиле «я же говорил».

В 1983 году Лем уехал из Польши в Вену, но уже в 1988 вернулся обратно. Его книги этого периода не хуже, но и не лучше книг, написанных «при коммуне». Может быть, я ошибаюсь, но сцена прилета в Люзанию в «Осмотре на месте» очень походит на то, как Лема встретил Запад – световыми эффектами, бьющими по глазам, шумом и сутолокой, доброжелательным приемом – и совершенной бездной непонимания.

А ведь совсем рядом - на восточной границе Польши начиналась огромная, сильная и спокойная страна, где Лема оценили по заслугам. Его книги печатались – и расходились! - там самыми большими в мире тиражами, у него было огромное количество читателей, причем читателей понимающих, которым доступны даже головоломные пассажи лекций «Голема XIV». Практически все произведения Лема первыми переводились на русский язык, причем нередко при участии самого писателя. Лем несколько раз был в СССР и принимали его как пророка техногенной эры. На вокзалах его приветствовали толпы, а видные физики закрывались с ним в отдельной комнате и разговаривали всю ночь напролет. Лема по-настоящему любили.

Но СССР – не Запад. Для Лема это было не то. И даже восторг советских людей он объяснял тем, что они лишены работ Фрейда, Кьеркегора, Ницше и прочих столпов западной мысли, а сам Лем – всего лишь единственно доступный им канал к европейской мудрости. Лем глядел на Запад. Что же, все мы дети своей культуры.

В 1972 году на экраны вышел советский фильм «Солярис». Снял его один из самых заметных советских режиссеров того времени Андрей Тарковский. Да в фильме не было компьютерных спецэффектов, все снималось на ограниченном оборудовании «Мосфильме», но идея книги передана очень аккуратно. Конечно, Тарковский добавил кое-что от себя, и Лем ворчал, что он писал «Солярис», а режиссер сделал из него «Преступление и наказание», но это уже вопросы искусства. В 2002 году «Солярис» сделали в США. Факт обращения Голливуда к Лему удивителен сам по себе. Зачем это вдруг американцам понадобились философские размышления о месте человека в Космосе? После просмотра вопрос отпадает сам как дурацкий. Эффектов, конечно, по самую катушку, правда один ученый превращен в женщину, а второй и вовсе в негра – политкорректность, сами понимаете. Космоса, там, собственно, никакого нет, как нет и Океана. Зачем американцу мыслящий Океан? Что он с ним будет делать, это же не доллары? Как это «Солярис» без Океана – спросите вы. А вот так: есть, дескать, какая-то станция и к главному герою (Джорджу Клуни) является его старая любовь, режет ему салат и кровь у нее не идет. Потом там всякие любовные сцены, потом он возвращается на Землю, режет салат и у него вдруг кровь не идет, а тут снова возлюбленная приходит. Отличная кассовая мелодрама, как теперь говорят, блок-бластер. Даже, показали, как бы это мягко выразиться, круп Клуни. Сам Лем нового фильма, похоже, даже смотреть не стал, высказался только, что я, дескать, не про любовь в космосе писал.

Нужны ли еще комментарии к вопросу, чей Лем – наш или Запада? Конечно, наш. Его идеи наглухо закрыты от той самой европейской культуры, куда он так страстно всю жизнь стремился, грудой макулатуры под маркой SF, монбланами порнографии, эверестами поп-корна и бабл-гaма, снобизмом и заборами копирайтов (загляните-ка на http://www.lem.pl и найдите там текст хоть одной книги! Увы, только ссылки типа "платить сюда".). И пусть сам Станислав Лем всю жизнь прожил с головой, повернутой в Европу, искренне считая СССР странной диктатурой, но книги его наши, и идеи его наши. Да и писатель он наш.

С днем рождения, великий философ!
<<<

От Буслаев
К IGA (28.03.2006 00:12:33)
Дата 28.03.2006 08:42:44

Вообще-то Лем не был "поляком до мозга костей".

И роман правильно называется "Сумма технологии" (на конце "и", а не "й") - название есть лёгкая пародия на "Сумму теологии".

От Михайлов А.
К IGA (27.03.2006 20:49:44)
Дата 27.03.2006 22:21:03

Почтим память выдающегося писателя и философа. (-)


От IGA
К Михайлов А. (27.03.2006 22:21:03)
Дата 27.03.2006 23:50:19

Великий, да.

Почтим.

Но нельзя сбрасывать со счетов (это к Вашему вопросу о цензуре), что Лем - антикоммунист и антисоветчик, хотя и мягкий.
Ещё он антикапиталист и антидемократ. Кстати, мне надавно сказали, что сочетание антикоммунизма с антикапитализмомом у Лема обусловлено тем, что он - "идеолог мелкой буржуазии, которая одна обладает этим искусством" (но в этом я не уверен). А как Вы считаете - идеолог он М.Б. или нет?

Цитаты:
<<<
"Фантоматика"
Ужасная вещь - писать об этом, но ведь радиоактивно заражённый Ледовитый океан, всё атомное наследие постсоветских "закрытых городов", всё множество гибнущих видов фауны и флоры означает постепенную перегрузку биосферы...

"Дилеммы"
Как можно узнать из опубликованных в настоящее время материалов, а во времена СССР - секретных, в Советском Союзе еще в 20-е годы были предприняты попытки скрещивания высших обезьян с людьми. К счастью, из этого ничего не вышло.

"Фантоматика II"
...тот, кто в течение многих дней и ночей не имеет возможности спать (это использовали даже в качестве пытки, например в застенках КГБ), подвержен галлюцинациям и состояниям помрачнения.

"Digitalitis"
...я вспоминаю свой прилет в Москву на съемки фильма по моему роману "Солярис". В будто бы первоклассной гостинице, куда я попал лишь в полночь, можно было в качестве еды получить исключительно водку, ломтики хлеба и черную икру. Мне тогда казалось, что всякие нормы питания в гостиничных ресторанах поставлены с ног на голову.

"Риск Интернета"
...у нас господствовал очень сильно ограничивающий информационными запретами и цензурой общественный строй...

"Мгновение"
...в середине столетия, которое именно сейчас заканчивается, я находился в довольно фатальной ситуации изолированного системой, господствующей тогда в Польше, от притока информации и не только научной.

"Tertio millennio adveniente"
Живя и занимаясь писательством за не светлой памяти железным занавесом и, следовательно, не имея доступа к мировой научной и философской литературе... я мог удовлетвориться довольно общими указателями, определяющими наступающие потоки перемен... Совершенная чистота этих территорий, которые мне было достаточно называть, но не погрязать в детализации разветвлений, и, кроме того, мое тогдашнее мысленное одиночество потому мне помогали, что органические стены или, скорей, запруды отделяли меня от всякого инновационного прибоя.

"Будущее темно"
Именно из-за цензурных ограничений, этих слепых к действительности глупостей, во времена, когда Польша находилась под советским протекторатом, я избегал общеполитической проблематики.

"Компьютеризация мозга"
Первую свою небеллетристическую книгу "Диалоги" я написал в 1954-1955 годах, не видя тогда - во время сталинизма - возможности для её опубликования. Это удалось в период "оттепели" в 1957 г. [...] Книга эта, работа молодого человека, каким я тогда был, кроме зашифрованного с помощью "перевода на кибернетическую терминологию" описания правильности и неправильности функционирования "реального социализма" как тоталитарной системы, содержала, как явствует из титульного листа, много необычных затронутых в ней тем.

"Плагиат и созидание"
У меня не было никаких указателей, образцов, эталонов, и не столько потому, что их вообще не было на Земле, а по более тривиальной причине: то, что я писал, создавалось в диктаторском климате советского протектората. Уже в "Диалогах", написанных почти полвека назад, я должен был перестроить и переодеть в кибернетический анализ функционирование так называемой распорядительно-разделительной системы. Я переодел ее в будто бы невинный костюм, взятый из внеполитической лексики, настолько удачно, что мне удалось издать эту книгу после нашего Октября в 1957 году. ...эффект публикации был небольшой, так что "Диалоги" в политико-социократической части были, собственно говоря, замечены только на территории Германии, вызвав одновременно удивление, что "что-то такое" вообще могло появиться в Народной Польше (советская цензура, так же как и гэдээровская, вообще публикацию "Диалогов" не допустила вплоть до падения берлинской стены).

"Заклятие превидизма"
В "красной утопии", каковой является написанное мной "Магелланово облако", которое я, кстати, не разрешаю переиздавать ни в Польше, ни за ее границами (поскольку это "утопия коммунизма"), можно найти по крайней мере два вида прогнозов, реализованных в последующие сорок лет. То, что сейчас называется data base и является основным информационным ресурсом, предназначенным для различных экспертов или "сетевиков" (я имею в виду Интернет), в "Магеллановом облаке" я назвал трионами. Это можно легко проверить, раскрыв книгу. А так называемая видеопластика из "Облака" - это предвосхищение виртуальной реальности...
Станислав Лем все-таки разрешил переиздать "Магелланово облако", но только в России (1995, 1997 гг.), причем был наконец-то сделан полный перевод романа. А японцам, например, отказал, ибо (из интервью "Общей газете", номер от 20.01.2000 г.) "Япония не знала коммунистического режима, и если мой роман обратит в коммунизм хотя бы одного-единственного японца, мне суждено гореть в аду".

"Естественный интеллект"
В 60-е годы, когда молодая кибернетика считалась <буржуазной лженаукой>, я бывал в советской Москве и беседовал с самыми уважаемыми учеными, которые тогда были вынуждены тайно заниматься кибернетикой. Запрет знания не делал меня несчастным, я понимал, что если оно (знание) будет постоянно запрещаться в Советах, это ускорит их глобальное поражение не только в области гонки вооружений; из астронавтики бы у русских тоже ничего не вышло. В то время и там, где кибернетика могла свободно развиваться (например, в США или во Франции), и там, где она считалась <подрывной деятельностью>, господствовало убеждение, что ее развитие в скором времени ДОЛЖНО привести к созданию быстро мыслящих конструкций...

"Разум и сеть"
При коммунизме государство имело "всё", народ de facto не имел ничего, и это привело к падению системы.

"Будущее темно"
...так как кроме коммунистов, больных историческим материализмом, и поддерживающих их так называемых безвредных идиотов в эту понимаемую с телеологической точки зрения дорогу вперед ко всеобщему прогрессу человечества поверили только особы очень малограмотные и молодые, всю эту болтовню вокруг якобы исторически обусловленной прогрессии бытия нашего мира следует мокрой губкой стереть с доски.

"Игры в Интернете"
Познавательно-изобретательское ускорение, сопровождающее историю человечества в последние 18-20 тыс. лет, является фактом бесспорным. Мы же изучали течение истории совсем в другом порядке (достаточно заглянуть в любой учебник Всемирной истории, чтобы убедиться в этом). Маркс что-то говорил о значении классовых изменений, вызванных сменой орудий труда, но очень быстро съехал в свою утопию, которая оказалась губительной.

"Фатальное положение вещей"
Скоро библиотечные полки начнут прогибаться от книг, обличающих фальсификации, расплодившиеся в науке. Пока у меня есть только несколько подобных книг, однако я вижу, что взращенные под сталинской опекой цветисто-террористические аферы Лепешинской и Лысенко не исчезли вместе с падением Советов.

"Человек в космосе"
Я не думаю, что для строительства и транспортировки таких технических колоссов придётся ждать полной ликвидации бедности больших демографических скоплений землян. Бытовое неравенство встроено в нашу природу, а мелким, конкретным примерном этого были многочисленные советские спутники, летающие по орбите вне атмосферы в то время, как сельские бабы носили вёдра с водой на коромыслах.

"Будущее темно"
Непосредственная демократия, ставшая возможной уже благодаря электронике, неизбежно может стать большим несчастьем, чем косвенная демократия, что я постараюсь объяснить, опираясь на следующую дихотомию. Люди в основном страдают от глупости, близорукой или дальнозоркой.
<<<


Ещё интересный материал:
http://left.ru/2004/13/zhilovets_lem112.html
http://www.livejournal.com/users/bvi/37362.html
http://www.livejournal.com/users/bvi/28921.html
http://www.livejournal.com/users/bvi/29100.html
http://www.livejournal.com/users/bvi/29393.html
http://www.livejournal.com/users/bvi/29511.html
http://bvi.livejournal.com/

От Karev1
К IGA (27.03.2006 23:50:19)
Дата 29.03.2006 11:19:32

Великий, да.

>Почтим.

>Но нельзя сбрасывать со счетов (это к Вашему вопросу о цензуре), что Лем - антикоммунист и антисоветчик, хотя и мягкий.

Вы знаете, я впервые сейчас прочитал и услышал, что Лем - "антикоммунист и антисоветчик, хотя и мягкий". Я немало прочитал Лема и в советские времена и после 91г. Никогда мне не попадалось ничего подобного. Приведенные цитаты меня очень удивили. Но, не смотря на это, я продолжаю считать Лема одним из самых выдающихся СОВЕТСКИХ фантастов, может быть даже самым выдающимся. Его произведения были по большому счету советскими, чтобы он не думал про СССР. Как философ он вообще великая фигура. Просто поражаешься его способности взглянуть на вещи совершенно с необычной стороны. Особенно глубоки его произведения последних 20 лет. Может мне просто повезло и мне не попадалось ничего антисоветского у Лема, а может я просто не воспринимал его мелкие оговорки как антисоветизм.
А в отношении антисоветизма статьи в "Труде" - ничего удивительного. "Труд" всегда точно отслеживал колебания "генерального курса партии". С какой легкостью он сменил просоветскую ориентцию на антисоветскую после августа 91-го - это что-то просто неприличное. После 93-95 г.г. вообще не читаю эту газету.

От IGA
К Karev1 (29.03.2006 11:19:32)
Дата 29.03.2006 15:00:03

Re: Великий, да.

> Вы знаете, я впервые сейчас прочитал и услышал, что Лем - "антикоммунист и антисоветчик, хотя и мягкий". Я немало прочитал Лема и в советские времена и после 91г. Никогда мне не попадалось ничего подобного. Приведенные цитаты меня очень удивили.

Советская цензура его заботливо фильтровала. Почти как русофобию Маркса ;)

А ещё Лем - диссиденствующий с фигой в кармане интеллигент:
http://bvi.livejournal.com/37362.html

"И ведь не подкопаешься - формально он ругает проклятый капитализьмъ. [...] Вся эта ругань шита белыми нитками. Представляю, как веселились люди из органов, перлюстрировавшие почту. Больше всего мне понравилось "Не высовываться!" на двух языках, вставленное в поздравления с Новым Годом."


> Но, не смотря на это, я продолжаю считать Лема одним из самых выдающихся СОВЕТСКИХ фантастов, может быть даже самым выдающимся. Его произведения были по большому счету советскими, чтобы он не думал про СССР.

Да, отфильтрованные произведения такими и были.

>А в отношении антисоветизма статьи в "Труде" - ничего удивительного. "Труд" всегда точно отслеживал колебания "генерального курса партии".

Нет, просто журналисты "Труда" по лени взяли [авто]биографию с сайта Лема:
http://stanislawlem.ru/abio.shtml
...В 1940-1941 г.г. после оккупации Львова советскими войсками, Лем изучал медицину в Львовском Мед. Институте...
...В 1944-ом, когда Советская армия повторно оккупировала город, Лем продолжил обучение в медицинском институте...

От Руслан
К Karev1 (29.03.2006 11:19:32)
Дата 29.03.2006 11:36:11

не антисоветский, но с душком

С антисоветским, и даже, можно сказать, с анти русским душком.

Читайте "мир на земле".

От Михайлов А.
К IGA (27.03.2006 23:50:19)
Дата 28.03.2006 13:21:35

Печальна судьба восточноевропейских мыслителей.

>Но нельзя сбрасывать со счетов (это к Вашему вопросу о цензуре), что Лем - антикоммунист и антисоветчик, хотя и мягкий.
>Ещё он антикапиталист

Если судить по его произведением то он прежде всего антикапиталист, а его антисоветизм носит чисто бытовой характер и в этом смысле эволюция взглядов Лема довольно типична – судя по всему в первое послевоенное 20-летие Станислав Лем как и все в Польше (и шире в Восточной Европе ) придерживался социалистических взглядов и те же «Магеллановы облака» писал вполне искренно ( так что его опасения что издание его произведений в Японии обратит молодых японцев в коммунизм вполне обоснованы), а вот во второе 20-летие начался отход от социализма, причем отход совершенно бессмысленный – реставрация капитализма сущностных проблем социализма не решила, а капитализм свои проблемы решить не в состоянии – впрочем, здесь надо отдать должное Станиславу Лему он остался верен самому себе как философ, быть может потому, что с самого начала был позитивистом, а не диалектиком ( кстати по «Диалогам» можно убедиться что исторический материализм Лем понимал довольно вульгарно, как пятичленку), но тем не менее это был умный позитивизм, давший нам такое выдающееся исследование эволюции технологии как «Сумма технологии» (кстати, позже к ней были написаны своеобразные продолжения «Тайна китайской комнаты» (1996) и «Мегабитовая бомба» (1999) опубликованный на русском языке в сборнике «Молох» (М.: АСТ, Транзит-книга, 2005 серия «Philosophy»)) по этому поводу хочется вспомнить фразу нашего форумного Николы – «коммунист это последовательный либерал» (хотя я бы сказал по другому – либерал это непоследовательный, недоделанный коммунист) – от логики развития технологии надо перейти к логике развития человеческой деятельности и общения, что в каком то смысле было сделано на страницах научно-фантастических романов Станислава Лема (и потому он принадлежит именно советской ветви фантастики, которая как известно от западной отличается тем, что изобретает новое общество, а не новую технологию), так что лучше всего творчество Лема характеризуют его же собственные слова – «эта книга умнее меня самого» (сказано о «Сумме технологии») –наносные антисоветские комментарии самого писателя будут сметены историей с его творчества и у молодых японцев появиться шанс обраться в коммунизм!

>и антидемократ.

В каком смысле антидемократ?

>Кстати, мне надавно сказали, что сочетание антикоммунизма с антикапитализмом у Лема обусловлено тем, что он - "идеолог мелкой буржуазии, которая одна обладает этим искусством" (но в этом я не уверен). А как Вы считаете - идеолог он М.Б. или нет?

Ни в коем случае – мелкобуржуазные идеологи не способны к научному рассмотрению глобальных проблем, предел их способностей – словесный понос коричневатого оттенка.

От IGA
К Михайлов А. (28.03.2006 13:21:35)
Дата 29.03.2006 09:31:25

Re: Печальна судьба...

>В каком смысле антидемократ?

"Непосредственная демократия, ставшая возможной уже благодаря электронике, неизбежно может стать большим несчастьем, чем косвенная демократия..."

Иначе говоря, власть должна принадлежать немногим умным (типа Лема), а не "быдлу" всякому.

А его "антикапитиализм" под конец развился до поддержки войны в Ираке (
http://www.inosmi.ru/translation/224335.html) и симпатий "террористам, захватившим больницу в Будёновске" (нет ссылки).

От Михайлов А.
К IGA (29.03.2006 09:31:25)
Дата 29.03.2006 12:17:21

Re: Печальна судьба...

>>В каком смысле антидемократ?
>
>"Непосредственная демократия, ставшая возможной уже благодаря электронике, неизбежно может стать большим несчастьем, чем косвенная демократия..."

>Иначе говоря, власть должна принадлежать немногим умным (типа Лема), а не "быдлу" всякому.

Я так и подумал, что Вы эту цитату приведете – проблема то тут не в том, что надо народ на элиту и быдло поделить, а в том, что попытка свести все механизма принятия решение к чисто формальной демократии может разрушить какое бы то ни было принятие решений - общество не будет способно осуществлять сколь либо долговременный проект, а будет испытывать постоянные популистские колебания.

>А его "антикапитиализм" под конец развился до поддержки войны в Ираке (
http://www.inosmi.ru/translation/224335.html) и симпатий "террористам, захватившим больницу в Будёновске" (нет ссылки).

Думаю здесь дело в другом – Лем всегда был крайне против терроризма (см. например эссе «Провокация» 1980) и быть может в последнее годы ему казалось, что уж лучше США (судя по поздней эссеистике Лем с пошлостью буржуазного мира отнюдь не смирился), чем исламские террористы (так что я очень сомневаюсь в его симпатиях по отношению к Басаеву и пока ссылку не приведете не поверю)

Но вообще главное что я хотел сказать, так это то, что кол вы занялись исследованием закономерностей развития технологии и хотите этим развитием сознательно управлять, то вы автоматически нуждаетесь как минимум в советской плановой экономики с отраслевой системой управления, которая и будет субъектом управления развитием технологии как единым целым, в то время как конкурентная среда капитализма субъектом сознательного управления развитием быть не может, т.е. отойдя от социализма, Станислав Лем наступил на горло собственной песни, но его смерть прервала такое идейное самоудушение и идеи Лема могут получить достойное развитие в рамках левого дискурса.

От IGA
К Михайлов А. (29.03.2006 12:17:21)
Дата 29.03.2006 14:52:02

Re: Печальна судьба...

>Я так и подумал, что Вы эту цитату приведете – проблема то тут не в том, что надо народ на элиту и быдло поделить, а в том, что попытка свести все механизма принятия решение к чисто формальной демократии может разрушить какое бы то ни было принятие решений -

Нет, "чисто-формальный характер" принятия решений Лем не критикует (кстати, что Вы думаете о теореме Эрроу?).
Ему не нравится "глупость, близорукая или дальнозоркая" электората. В устранение этой глупости он (как и полгается пессимисту) не верит. И вообще признаёт нормальность неравномерного развития ("бытовое неравенство встроено в нашу природу"). Значит - нужна "интеллектуальная элита". И Лем оказывается на одной полянке с Silver'ом и вот с этим
http://yun.complife.ru/miscell/intell.txt


>>А его "антикапитиализм" под конец развился до поддержки войны в Ираке ( http://www.inosmi.ru/translation/224335.html) и симпатий "террористам, захватившим больницу в Будёновске" (нет ссылки).
>Думаю здесь дело в другом – Лем всегда был крайне против терроризма (см. например эссе «Провокация» 1980) и быть может в последнее годы ему казалось, что уж лучше США (судя по поздней эссеистике Лем с пошлостью буржуазного мира отнюдь не смирился), чем исламские террористы

Придти к выводу, что исламский терроризм - порождение США (а значит, выбор "или-или" - ложный), выдающийся мыслитель не смог. Я склонен объяснять это неуемной доверчивостью СМИ, особенно американским. Но некоторые товарищи видят в этом позицию. Дескать, у Воннегута - позиция (антивоенная), вот и у Лема - позиция, только другая. Убедительно.

> (так что я очень сомневаюсь в его симпатиях по отношению к Басаеву и пока ссылку не приведете не поверю)

Пока только это: http://forum.vingrad.ru/index.php?showtopic=89216&st=0

>Но вообще главное что я хотел сказать, так это то, что кол вы занялись исследованием закономерностей развития технологии и хотите этим развитием сознательно управлять, то вы автоматически нуждаетесь как минимум в советской плановой экономики с отраслевой системой управления,

Это знаете Вы. Но знал ли Лем? Сомневаюсь (судя по уже довольно раннему - 1954 года - обличению "распорядительно-разделительной системы").

Как к историческому материализму он относился - я тоже процитировал ("коммунистов, больных историческим материализмом...", "всю эту болтовню вокруг якобы исторически обусловленной прогрессии бытия нашего мира следует мокрой губкой стереть с доски").

> отойдя от социализма, Станислав Лем наступил на горло собственной песни, но его смерть прервала такое идейное самоудушение и идеи Лема могут получить достойное развитие в рамках левого дискурса.

А в рамках правого дискурса - получат достойное развитие другие его идеи. Тем более, что материала - достаточно. "Оккупация коммунистами родного города Лема" - это ещё цветочки.

От Михайлов А.
К IGA (29.03.2006 14:52:02)
Дата 29.03.2006 23:41:05

Re: Печальна судьба...

>>Я так и подумал, что Вы эту цитату приведете – проблема то тут не в том, что надо народ на элиту и быдло поделить, а в том, что попытка свести все механизма принятия решение к чисто формальной демократии может разрушить какое бы то ни было принятие решений -
>
>Нет, "чисто-формальный характер" принятия решений Лем не критикует

Я говорил не о формальности в смысле формализованности, а об отождествлении народовластия с набором европейских выборных процедур.

>(кстати, что Вы думаете о теореме Эрроу?).

Скажем так – теорему Эрроу можно считать таким же опровержением либеральной демократии, как и теорему Геделя – опровержением третьего позитивизма.

>Ему не нравится "глупость, близорукая или дальнозоркая" электората. В устранение этой глупости он (как и полгается пессимисту) не верит. И вообще признаёт нормальность неравномерного развития ("бытовое неравенство встроено в нашу природу"). Значит - нужна "интеллектуальная элита". И Лем оказывается на одной полянке с Silver'ом и вот с

Вообще конечно мечта об «интеллектуальной элите» типична для интеллигенции, особенно мелкобуржуазной, которая склонна полагать свою форму частичной человеческой деятельности единственной и единственно полноценной человеческой деятельностью и при этом отказывает всем остальным людям, таким же частичным как они сами, в праве быть людьми, в праве на универсальность. Впрочем, проблема здесь не в этом (да и вообще статейка «Будущее темно» направлена против Фукуямы, а не против демократии) – скорее Лема беспокоит гипотетическое вырождение демократии в охлократию – общество управляемое только и исключительно европейскими выборными процедурами (т.е. нереальное общество, без партий, классов и гражданского общества) скатиться к параличу воли и к потаканию низменным вожделениям своих граждан – любая попытка напрячься во имя общей цели будет немедленно отправлять правительство в отставку, а самым легким путем к власти будет обещание «хлеба и зрелищ».

>этим
http://yun.complife.ru/miscell/intell.txt

Это не интеллектократия, это – шизократия – как еще можно охарактеризовать человека, у которого коммунизм равен фашизму, который одновременно продвигает фашистские идейки одновеменно объявляя себя антифашистом.

>>>А его "антикапитиализм" под конец развился до поддержки войны в Ираке ( http://www.inosmi.ru/translation/224335.html) и симпатий "террористам, захватившим больницу в Будёновске" (нет ссылки).
>>Думаю здесь дело в другом – Лем всегда был крайне против терроризма (см. например эссе «Провокация» 1980) и быть может в последнее годы ему казалось, что уж лучше США (судя по поздней эссеистике Лем с пошлостью буржуазного мира отнюдь не смирился), чем исламские террористы
>
>Придти к выводу, что исламский терроризм - порождение США (а значит, выбор "или-или" - ложный), выдающийся мыслитель не смог.

Лем мыслитель выдающийся, но он не политический мыслитель, так что тут он вполне мог впасть в заблуждение – если мы опять так посмотрим на эссе «Провокация», то увидим что Лем уделил мало внимания социальным и политическим причинам терроризма, его больше интересует психология терроризма, если не сказать экзистенция и феноменология.


>Я склонен объяснять это неуемной доверчивостью СМИ, особенно американским.

Очень может быть. Что кстати раскрывает глаза на то какую «свободу» получила Польша, если даже выдающиеся умы иногда перестают мыслить.

>Но некоторые товарищи видят в этом позицию. Дескать, у Воннегута - позиция (антивоенная), вот и у Лема - позиция, только другая. Убедительно.

А вот тут как раз может проявляться мелкобуржуазность – мелкобуржуазный страх маленького обывателя перед большими сильными террористами, которые могут прийти затоптать грязными сапогами чистенький уют этого обывателя убить самого обывателя. А обыватель про себя знает, что он умный и хороший, его убивать нельзя, вот обыватель умоляет вое государство защитить его, истребить всех террористов, нанести превентивный удар по местам их возникновения, обыватель требует политической полиции и СС. Факельных шествий, к которым он с удовольствием бы присоединился, только бы не чувствовать себя таким слабым и беззащитным.

>> (так что я очень сомневаюсь в его симпатиях по отношению к Басаеву и пока ссылку не приведете не поверю)
>
>Пока только это: http://forum.vingrad.ru/index.php?showtopic=89216&st=0

Нет, это не годиться –это просто какие-то слухи и всё.

>>Но вообще главное что я хотел сказать, так это то, что коли вы занялись исследованием закономерностей развития технологии и хотите этим развитием сознательно управлять, то вы автоматически нуждаетесь как минимум в советской плановой экономики с отраслевой системой управления,
>
>Это знаете Вы. Но знал ли Лем? Сомневаюсь (судя по уже довольно раннему - 1954 года - обличению "распорядительно-разделительной системы").

Во-первых «Диалоги» посвящены не только одной экономической кибернетике, но и ряд других проблем интересных проблем на стыке кибернетики философии. Во-вторых, Лем критикует не только"распорядительно-разделительную систему", но и капитализм, причем основа для критики – это запаздывание реакции, развивающаяся вследствие этого неустойчивость эта критика была бы справедливой, вот только рынок требует большего числа операций (кажется Вы приводили статью о кибернетическом социализме), нежели чем план, как следствие дает большее время запаздывания в итоге сваливается в динамический хаос (как говориться «тем и живет» - можно провести аналогию между хаотическим динамическими системами, которым можно приписать термодинамические характеристики (температуру, энтропию) и хаотической экономикой, в которой возникает стоимость ), т.е. если бы Лем логически продолжил бы свои собственные рассуждения, то он закономерно бы пришел к выводу о прогрессивности социализма.


>Как к историческому материализму он относился - я тоже процитировал ("коммунистов, больных историческим материализмом...", "всю эту болтовню вокруг якобы исторически обусловленной прогрессии бытия нашего мира следует мокрой губкой стереть с доски").

Вот, вот о чем я говорю – либерал – это недоделанный, непоследовательный коммунист – Лем изучал объективные закономерности развития технологии, исторический материализм изучает объективные закономерности развития общества, прежде всего через связь закономерностей развития человеческих деятельности и общения, и поскольку развитие технологи это часть человеческой деятельности, то из призыва стереть истмат мокрой губкой в один ход следует необходимость стирания мокрой губкой самого Лема, чего ни он не мы не хотим.

>> отойдя от социализма, Станислав Лем наступил на горло собственной песни, но его смерть прервала такое идейное самоудушение и идеи Лема могут получить достойное развитие в рамках левого дискурса.
>
>А в рамках правого дискурса - получат достойное развитие другие его идеи. Тем более, что материала - достаточно. "Оккупация коммунистами родного города Лема" - это ещё цветочки.

Правильно - поэтому наше дело монополизировать в рамках левого дискурса все прогрессивные и содержательные идеи выдающегося мыслителя, а правым оставить одну реакционную шелуху.

От IGA
К Михайлов А. (29.03.2006 23:41:05)
Дата 30.03.2006 00:16:33

Re: Печальна судьба...

>>>Я так и подумал, что Вы эту цитату приведете – проблема то тут не в том, что надо народ на элиту и быдло поделить, а в том, что попытка свести все механизма принятия решение к чисто формальной демократии может разрушить какое бы то ни было принятие решений -
>>Нет, "чисто-формальный характер" принятия решений Лем не критикует
>Я говорил не о формальности в смысле формализованности, а об отождествлении народовластия с набором европейских выборных процедур.

А неевропейские - это какие? Солидаристские (99% согласия) ?

>>(кстати, что Вы думаете о теореме Эрроу?).
>Скажем так – теорему Эрроу можно считать таким же опровержением либеральной демократии, как и теорему Геделя – опровержением третьего позитивизма.

Это слишком умно для меня. Если теорема опровергает возможность какой-то определённой (либеральной?) демократии, то какая демократия возможна?

>>этим
http://yun.complife.ru/miscell/intell.txt
>Это не интеллектократия, это – шизократия – как еще можно охарактеризовать человека, у которого коммунизм равен фашизму, который одновременно продвигает фашистские идейки одновеменно объявляя себя антифашистом.

Нет, просто у человека своё (а не димитровское) определение фашизма:
<<<
тоталитарный строй, реализующий примат интересов государства над интересами личности, допускающий (в отличие от коммунизма) ограниченную экономическую свободу и, как правило, опирающийся на более или менее явную националистическю идеологию, включающую в себя ксенофобию и культ высшей расы.
<<<
В этих рамках он ужасно последователен.

>>> (так что я очень сомневаюсь в его симпатиях по отношению к Басаеву и пока ссылку не приведете не поверю)
>>Пока только это: http://forum.vingrad.ru/index.php?showtopic=89216&st=0
>Нет, это не годиться –это просто какие-то слухи и всё.

Вот подробнее - http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/178477.htm

>Правильно - поэтому наше дело монополизировать в рамках левого дискурса все прогрессивные и содержательные идеи выдающегося мыслителя, а правым оставить одну реакционную шелуху.

Ну, хорошо бы, конечно...

От Михайлов А.
К IGA (30.03.2006 00:16:33)
Дата 01.04.2006 15:23:32

Re: Печальна судьба...

>>>>Я так и подумал, что Вы эту цитату приведете – проблема то тут не в том, что надо народ на элиту и быдло поделить, а в том, что попытка свести все механизма принятия решение к чисто формальной демократии может разрушить какое бы то ни было принятие решений -
>>>Нет, "чисто-формальный характер" принятия решений Лем не критикует
>>Я говорил не о формальности в смысле формализованности, а об отождествлении народовластия с набором европейских выборных процедур.
>
>А неевропейские - это какие? Солидаристские (99% согласия) ?

Нет – те, которые существуют в действтельности – принятие решений обществом осуществляется посредством гражданского общества (в понимании Грамши) или тех или иных его заменителей, голосование на выборах только лишь оформляет и легитимирует принятое решение.

>>>(кстати, что Вы думаете о теореме Эрроу?).
>>Скажем так – теорему Эрроу можно считать таким же опровержением либеральной демократии, как и теорему Геделя – опровержением третьего позитивизма.
>
>Это слишком умно для меня.

Каков вопрос, таков ответ.:)

>Если теорема опровергает возможность какой-то определённой (либеральной?) демократии, то какая демократия возможна?

Прямого действия, надо полагать – надо демократизировать реальный процесс принятия решений, а не процедуру легитимации.

>>>этим
http://yun.complife.ru/miscell/intell.txt
>>Это не интеллектократия, это – шизократия – как еще можно охарактеризовать человека, у которого коммунизм равен фашизму, который одновременно продвигает фашистские идейки одновеменно объявляя себя антифашистом.
>
>Нет, просто у человека своё (а не димитровское) определение фашизма:
><<<
>тоталитарный строй, реализующий примат интересов государства над интересами личности, допускающий (в отличие от коммунизма) ограниченную экономическую свободу и, как правило, опирающийся на более или менее явную националистическю идеологию, включающую в себя ксенофобию и культ высшей расы.
><<<
>В этих рамках он ужасно последователен.

Это не определение, вскрывающее сущностные черты изучаемого явления, а просто описательство, так что Нестеренко может быть законно послан.

>>>> (так что я очень сомневаюсь в его симпатиях по отношению к Басаеву и пока ссылку не приведете не поверю)
>>>Пока только это: http://forum.vingrad.ru/index.php?showtopic=89216&st=0
>>Нет, это не годиться –это просто какие-то слухи и всё.
>
>Вот подробнее - http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/178477.htm

Да, действительно, оказалось таки симпатизировал. Ну что же, такую симпатию следует объявить выдающимся достижением «свободы слова» и «плюрализма» в Польше – абсолютная ложь объявляется абсолютной истиной и даже выдающиеся умы не имеют права в ней усомниться предают свои собственные убеждения.

От Катрин
К IGA (27.03.2006 23:50:19)
Дата 28.03.2006 12:03:11

Да что в нем великого-то? Кто-нибудь может точно сказать?

Фантаст по определению не может таким быть.

От Михайлов А.
К Катрин (28.03.2006 12:03:11)
Дата 28.03.2006 14:01:24

Взгляните на соседний ответ.

http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/178216.htm

>Фантаст по определению не может таким быть.

И откуда же такое определение взялось? Фантастика (настоящая, та которая изобретает новое общества, а не Макдоналдс у каждой звезды (кстати Лем подобное буржуазное убожество подверг решительной критике в «Фантастике и футурологии» высмеял своей сатирической фантастике)) в социалистическом обществе должна занимать столь же почетное место что и соц.реализм – если соц.реализм исследует общество реальными средствами, то социалистическая фантастика исследует общество средствами нереальными –помещает то ил иное общественное отношение в нереальную, невозможную ситуацию и таким образом проверяет его на прочность, так что ваш консерватизм не уместен - Вы бы не только выкинули не малую часть советской литературы ( не только, А.Н.Толстого, Булгакова и Гоголя вы бы таким образом тоже задвинули), но нанесли бы удар по формированию советской идентичности у подрастающего поколения.

От Красный Перец
К IGA (27.03.2006 20:49:44)
Дата 27.03.2006 21:21:22

шиза_крепчала

Лема, конечно, жалко, один из столпов....

но газета "Труд", город вывешиваюшая на сайте ордена Ленина
и Трудового Красного Знамени, кажись готова отбить орден
"Золотой Шизы" у "Московского Комсомольца". Хотя, не режет
же никому глаз советский патриот #1 из города МЕмфис, Теннесси


> Во время немецкой оккупации Лем работал помощником механика и сварщиком (...). В 1944-ом, когда Советская армия вновь оккупировала город, Лем продолжил обучение в медицинском институте.

От Михайлов А.
К Красный Перец (27.03.2006 21:21:22)
Дата 27.03.2006 22:38:58

Там еще покруче есть.

>В 1948-ом Лем начал работать над романом "Госпиталь Трансфигурации" ("Szpital Przemieniena"). Однако его не пропустила коммунистическая цензура. Новелла была опубликована лишь восемь лет спустя.

Интересно, а какая в Польше была цензура через 8 лет, т.е. в 1956? Чего такого крамольного нашли в этом антифашистском романе в 1948? Или может по среди политических бурь было не до него?
.

От IGA
К Михайлов А. (27.03.2006 22:38:58)
Дата 27.03.2006 23:20:30

Re:

> Чего такого крамольного нашли в этом антифашистском романе в 1948? Или может по среди политических бурь было не до него?

<<<
...Каждые несколько недель ездил ночным поездом в Варшаву. Я брал самые дешевые билеты, потому был тогда слишком беден. Там, в Варшаве, я вел бесконечные дискуссии в издательстве "Ksiazka i Wiedza". Эти ребята подвергали чудовищным истязаниям мой "Госпиталь Трансфигурации", количество критических рецензий росло не по дням, а по часам, и в каждой из них роман называли декадентским и контрреволюционным. Мне указывали, что и как надо переделывать... Надежда, что роман все-таки опубликуют, продолжала тлеть, потому я старательно писал и переделывал... Поскольку "Госпиталь Трансфигурации" считался неправильным с "идеологической точки зрения", я обязался написать в будущем дополнительные эпизоды, чтобы достичь "композиционного баланса".
<<<
http://stanislawlem.ru/abio.shtml

От Михайлов А.
К IGA (27.03.2006 23:20:30)
Дата 28.03.2006 13:30:51

Re: Так в чем заключалась контрреволюционность?

>> Чего такого крамольного нашли в этом антифашистском романе в 1948? Или может по среди политических бурь было не до него?
>
><<<
>...Каждые несколько недель ездил ночным поездом в Варшаву. Я брал самые дешевые билеты, потому был тогда слишком беден. Там, в Варшаве, я вел бесконечные дискуссии в издательстве "Ksiazka i Wiedza". Эти ребята подвергали чудовищным истязаниям мой "Госпиталь Трансфигурации", количество критических рецензий росло не по дням, а по часам, и в каждой из них роман называли декадентским и контрреволюционным. Мне указывали, что и как надо переделывать... Надежда, что роман все-таки опубликуют, продолжала тлеть, потому я старательно писал и переделывал... Поскольку "Госпиталь Трансфигурации" считался неправильным с "идеологической точки зрения", я обязался написать в будущем дополнительные эпизоды, чтобы достичь "композиционного баланса".
><<<
>
http://stanislawlem.ru/abio.shtml

Как то непонятно в чем же она конкретно состояла, хотя конечно «госпиталь Преображения» (откуда взялась Трансфигурация?) выбивается из ряда прочих произведений, в ней в каком то смысле ощущается дух старой Польши и быть может тогда это сочли политически несвоевременным.