От self
К Александр
Дата 29.03.2006 18:20:12
Рубрики Тексты;

думаю, что ошибаетесь (беспричинно радуетесь)


"Александр" сообщил/сообщила в новостях следующее:
news:177910@kmf...
>
>>Когда-то, в прошлом веке, я работала пионервожатой. Пионервожатым
>>полагалось знать множество детских игр (нас специально этому учили): а
>>как же, ведь дети и игра - две вещи нераздельные.
>>Так и было... когда-то.
>
> На самом деле, конечно, Запад и игра две вещи нераздельные. У всех остальных
> ритуал.

не стоит утрировать и делать вид, что непонятна высказанная мысль. Мысль
проста - дети через игру осваивают мир и взаимоотношения, учатся культуре
взаимоотношений на практике, моделируя её (практику).

> "Вот выдержки из описа ний Леви-Стросса и цитируемых им работ других ученых:
> <Насколько глубоко могут быть укоренены в сознании установки, совершенно
> отличные от установок западного мира, безусловным образом показывают недавние
> наблюдения в Новой Гвинее, в племени Гауку-Кама. Эти аборигены научились у
> миссионеров играть в футбол, но вместо того чтобы добиваться победы одной из
> команд, они продолжают играть до того момента, когда число побед и поражений
> сравняется. Игра не кончается, как у нас, когда определяется победитель, а
> кончается, когда с полной уверенностью показано, что нет проигравшего."
>
> В игре начинают как равные, а кончают победителями и побежденными. В ритуале
> начинают как разделенные, а кончают в единстве.

ничто в высказывании бывшей пионервожатой не указывает на необходимость
утвердить победителей над побеждёнными. Да и не в этом суть и интерес её
рассказа.

>>Нет, нынешние дети тоже играют: в компьютерные игры, в электронные,
>>установленные на их мобильниках игры. А вот друг с другом? С удивлением
>>замечаю, что это им даётся всё труднее. В прошлом году на Масленицу
>>решила провести с шестиклассниками праздничную викторину: придумала
>>вопросы, попросила родителей испечь блины...
>>В конце недели, на <тёщины вечёрки>, разделившись на две команды, дети
>>стали играть, то есть отвечать на мои вопросы. Условия игры, понятно,
>>были самые простые: побеждает та команда, которая наберёт больше очков.
>>Мне казалось, что всё пойдёт как по маслу (в такой-то день!),
>
> Не ну действительно! Дети притащили родителей, устроили совместную трапезу - в
> любой традиционной культуре ритуал единства. А тут учитель устраивает
> "выживание сильнейших" и "победитель забирает все". И учитель не видит в чем
> проблема. Дочего же темные люди у нас этими делами занимались.

разве на кон поставлен торт и выпечка вечеринки? Нет. Не стоит усугублять.
(помните расхожую фразу проигрывающих "ерунда, не корову проигрываем"?)

>>Во всяком случае, превращение детских игр в бои без правил - тревожный
>>симптом,
>
> Да. В мое время это называлось сыграть "в дочки-матери на деньги". Чисто чтобы
> поджчеркнуть что детская игра-ритуал, и Западная игра-"выживает сильнейший" не
> одно и то же. Вомнится "в войнушку" никто не хотел играть за немцев, а если
> играли то "с пониманием", что слишком хорошо воевать нельзя. Только чтобы
> интересно играть было.

вот тут собака-то и порылась. И пионервожатая права: "нынешние дети тоже
играют... друг с другом... им даётся всё труднее"
Если раньше играть за немцев никто не хотел, но играл, если играли в футбол, то
делились на равные по силам команды (иначе не интересно), то такое поведение
обуславливалось именно культурой (где терпимость и равенство-уравниловка, цель -
получить удовольствие от совместных усилий - искренне радовались за красиво
забитый "противником" гол в свои ворота). Нынче именно подрыв основ культуры
приводит к трудностям в практике игры-модели. Дети похо умеют договариваться,
уступать ради общего результата (удовольствия от игры, а не от
результата-победы). Вы правы в том, что эта дура не понимает причин
"недомогания", а потому и не видит как можно исправить ситуацию.