От Георгий
К Георгий
Дата 26.03.2006 20:13:19
Рубрики Тексты;

... дневник учителя (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg112006/Polosy/4_2.htm

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Бой без правил
Инна КАБЫШ

Когда-то, в прошлом веке, я работала пионервожатой. Пионервожатым
полагалось знать множество детских игр (нас специально этому учили): а
как же, ведь дети и игра - две вещи нераздельные.
Так и было... когда-то.
Нет, нынешние дети тоже играют: в компьютерные игры, в электронные,
установленные на их мобильниках игры. А вот друг с другом? С удивлением
замечаю, что это им даётся всё труднее. В прошлом году на Масленицу
решила провести с шестиклассниками праздничную викторину: придумала
вопросы, попросила родителей испечь блины...
В конце недели, на <тёщины вечёрки>, разделившись на две команды, дети
стали играть, то есть отвечать на мои вопросы. Условия игры, понятно,
были самые простые: побеждает та команда, которая наберёт больше очков.
Мне казалось, что всё пойдёт как по маслу (в такой-то день!), но дело
обернулось иначе: команда, получившая за какой-нибудь вопрос меньше
очков, злилась на команду-соперницу (<Они знали заранее!>), на меня (<Вы
подсуживаете!>), на вопрос (<Слишком сложный>).
В итоге капитан проигравшей команды истерично завопил: <А кто вообще
придумал такое правило, что побеждает получивший больше очков?!>
- Действительно, - ответила я. - Давайте с сегодняшнего дня считать
двойку самой лучшей отметкой, а всех двоечников - отличниками!
(Как ещё я могла ответить? Абсурдом на абсурд!) Но рук решила не
опускать (и не покладать) и на следующий год, думая, что дети подросли,
а стало быть, поумнели, предложила своим теперь уже семиклассникам
сыграть в КВН...
Проблемы начались сразу: на две
команды делились четыре (!) раза. Ларчик открывался просто: дети, зная,
кто из них <сильное>, а кто <слабое> звено, попросту жулили (например,
делали бумажки, которые нужно было тянуть из шапки, разного размера),
стараясь переманить в свою команду <сильных>, чтобы победа была
обеспечена наверняка. <Да-а... - подумала я, - они с прошлого года
действительно <поумнели>...
Не знаю, сколько раз нам бы ещё пришлось делиться, не возьми я
инициативу в свои руки: я сделала абсолютно одинаковые бумажки и
положила их в собственную шапку, боясь, что детская окажется с двойным
дном.
В полном смысле слова с грехом пополам разбились на две команды. Я
назвала предстоящие конкурсы: разминка, домашнее задание и т.д.,
объяснив, что и как нужно делать. Стали готовиться. А в последний день
второй четверти, перед Новым годом, собрались в классе, что называется,
у ёлочки. Я (проклинаю ту минуту, когда эта мысль пришла мне в голову!)
пригласила на КВН и родителей: хотелось вместе с ними порадоваться,
какие у нас <весёлые и находчивые> дети. Но славная игра превратилась в
стычку двух стенок, усугубляемую вмешательством родителей.
Те грубо лезли в игру: подсказывали <своим любимым>, грозились - на
полном серьёзе! - привести на подмогу старших сыновей и пап, когда им
казалось, что <их> команду обыгрывают, а одна мама, увидев, что сын
расстроился из-за малого количества очков, набранных его командой,
схватила его за руку и закричала мне в лицо, что лично она уводит своего
ребёнка; нечего, дескать, ему тратить здесь свои нервы...
Я переводила глаза с детей на взрослых, пытаясь понять, что происходит:
никто (ни игроки, ни болельщики) не допускал даже мысли, что может
проиграть!
Но ведь на ошибках учатся, гласит народная мудрость! Ни в коем случае:
все хотели быть победителями. Но ведь <пораженье от победы ты сам не
должен отличать>, сказал поэт.
Нет и ещё раз нет: все хотели победы любой ценой. Даже ценой разрушения
самой игры. Ведь оспаривание критериев её оценки, пререкания с жюри,
желание отменить правила сводят игру на нет. Без правил нет игры. Как в
мрачной повести, притче У. Голдинга <Повелитель мух>, мои ученики (и, к
моему величайшему изумлению, их родители) готовы были сжечь остров, на
который попали, лишь бы победить.
<Кто же у кого учится?> - подумала я.
Дети ли впитывают законы нашего безумного взрослого мира с его двойными
стандартами и культом силы или взрослые впадают в детство (но не то,
которое имел в виду Христос, призывая: <Будьте как дети...>, а то, о
котором при виде недомыслия и жестокости предостерегал Голдинг: <Ну
чисто дети малые!..>).
Во всяком случае, превращение детских игр в бои без правил - тревожный
симптом, свидетельствующий, на мой взгляд, о том, что мир вокруг нас изо
всех сил стремится стать детским (в плохом смысле этого слова): никто не
хочет быть <взрослым> (спокойным, мудрым, готовым перенести поражение) -
все хотят быть победителями.
Но мир, состоящий из одних победителей, этот однополярный мир, по
меньшей мере скучен (как заметил отечественный классик в своей повести о
том, как два взрослых человека стремились во что бы то ни стало победить
друг друга: <Скучно на этом свете, господа!..>), а по большей -
самоубийствен: вышеупомянутая повесть оставляет твёрдое убеждение, что
Иван Иванович и Иван Никифорович умрут-таки в один день. День победы.




От Руслан
К Георгий (26.03.2006 20:13:19)
Дата 27.03.2006 13:47:37

детским языком

А у нас училка разбила детей на 3 группы. Один мальчик который стал главой группы покупал учеников за 10 рублей штука (за вступление в свою группу).

Училка - "заслуженный учитель россии".

Она выбрала зачем-то гнусные учебники питерсон и пр. Пишем рефераты "детским языком" (по совету самой же училки, как она сказала на род.собрании).

щас во 2 классе детки изучают теорию множеств. Почему-то "все очень плохо написали конрольную". И вообще "этот класс у меня самый слабый за все время".

Д/з на 70% делают родители. Жена сидит и занимается с сыном заданиями целый день. Все так. Знания учеников это не её труд, а труд родителей, которые несмотря на маразматическую программу заставляют деток долбить задания.

Зачем с таких малых лет детей приучают ко лжи? Зачем я послал сына в эту идиотскую "престижную" школу?

От Александр
К Георгий (26.03.2006 20:13:19)
Дата 26.03.2006 21:44:37

Последние остатки западного выветриваются :-)

>ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ
>Бой без правил
>Инна КАБЫШ

>Когда-то, в прошлом веке, я работала пионервожатой. Пионервожатым
>полагалось знать множество детских игр (нас специально этому учили): а
>как же, ведь дети и игра - две вещи нераздельные.
>Так и было... когда-то.

На самом деле, конечно, Запад и игра две вещи нераздельные. У всех остальных ритуал.

"Вот выдержки из описа ний Леви-Стросса и цитируемых им работ других ученых:
«Насколько глубоко могут быть укоренены в сознании установки, совершенно отличные от установок западного мира, безусловным образом показывают недавние наблюдения в Новой Гвинее, в племени Гауку-Кама. Эти аборигены научились у миссионеров играть в футбол, но вместо того чтобы добиваться победы одной из команд, они продолжают играть до того момента, когда число побед и поражений сравняется. Игра не кончается, как у нас, когда определяется победитель, а кончается, когда с полной уверенностью показано, что нет проигравшего."

В игре начинают как равные, а кончают победителями и побежденными. В ритуале начинают как разделенные, а кончают в единстве.

>Нет, нынешние дети тоже играют: в компьютерные игры, в электронные,
>установленные на их мобильниках игры. А вот друг с другом? С удивлением
>замечаю, что это им даётся всё труднее. В прошлом году на Масленицу
>решила провести с шестиклассниками праздничную викторину: придумала
>вопросы, попросила родителей испечь блины...
>В конце недели, на <тёщины вечёрки>, разделившись на две команды, дети
>стали играть, то есть отвечать на мои вопросы. Условия игры, понятно,
>были самые простые: побеждает та команда, которая наберёт больше очков.
>Мне казалось, что всё пойдёт как по маслу (в такой-то день!),

Не ну действительно! Дети притащили родителей, устроили совместную трапезу - в любой традиционной культуре ритуал единства. А тут учитель устраивает "выживание сильнейших" и "победитель забирает все". И учитель не видит в чем проблема. Дочего же темные люди у нас этими делами занимались.

>Во всяком случае, превращение детских игр в бои без правил - тревожный
>симптом,

Да. В мое время это называлось сыграть "в дочки-матери на деньги". Чисто чтобы поджчеркнуть что детская игра-ритуал, и Западная игра-"выживает сильнейший" не одно и то же. Вомнится "в войнушку" никто не хотел играть за немцев, а если играли то "с пониманием", что слишком хорошо воевать нельзя. Только чтобы интересно играть было.

Тут кстати у дочки в школе, возможно по мотивам нового Орлеана, команда психологов устраивала исследования способности к самоорганизации. Семикласникам завязали глаза, выстроили в хоровод и попросили сделать круг, треугольник, квадрат. Потом поставили строем, между детишками проложили большие такие мячи, зажатые между спиной переднего и грудью заднего и попросили пройти таким паровозиком метров двадцать чтобы мячи не упали. Ну и т.п. Прошло без проблем.

От self
К Александр (26.03.2006 21:44:37)
Дата 29.03.2006 18:20:12

думаю, что ошибаетесь (беспричинно радуетесь)


"Александр" сообщил/сообщила в новостях следующее:
news:177910@kmf...
>
>>Когда-то, в прошлом веке, я работала пионервожатой. Пионервожатым
>>полагалось знать множество детских игр (нас специально этому учили): а
>>как же, ведь дети и игра - две вещи нераздельные.
>>Так и было... когда-то.
>
> На самом деле, конечно, Запад и игра две вещи нераздельные. У всех остальных
> ритуал.

не стоит утрировать и делать вид, что непонятна высказанная мысль. Мысль
проста - дети через игру осваивают мир и взаимоотношения, учатся культуре
взаимоотношений на практике, моделируя её (практику).

> "Вот выдержки из описа ний Леви-Стросса и цитируемых им работ других ученых:
> <Насколько глубоко могут быть укоренены в сознании установки, совершенно
> отличные от установок западного мира, безусловным образом показывают недавние
> наблюдения в Новой Гвинее, в племени Гауку-Кама. Эти аборигены научились у
> миссионеров играть в футбол, но вместо того чтобы добиваться победы одной из
> команд, они продолжают играть до того момента, когда число побед и поражений
> сравняется. Игра не кончается, как у нас, когда определяется победитель, а
> кончается, когда с полной уверенностью показано, что нет проигравшего."
>
> В игре начинают как равные, а кончают победителями и побежденными. В ритуале
> начинают как разделенные, а кончают в единстве.

ничто в высказывании бывшей пионервожатой не указывает на необходимость
утвердить победителей над побеждёнными. Да и не в этом суть и интерес её
рассказа.

>>Нет, нынешние дети тоже играют: в компьютерные игры, в электронные,
>>установленные на их мобильниках игры. А вот друг с другом? С удивлением
>>замечаю, что это им даётся всё труднее. В прошлом году на Масленицу
>>решила провести с шестиклассниками праздничную викторину: придумала
>>вопросы, попросила родителей испечь блины...
>>В конце недели, на <тёщины вечёрки>, разделившись на две команды, дети
>>стали играть, то есть отвечать на мои вопросы. Условия игры, понятно,
>>были самые простые: побеждает та команда, которая наберёт больше очков.
>>Мне казалось, что всё пойдёт как по маслу (в такой-то день!),
>
> Не ну действительно! Дети притащили родителей, устроили совместную трапезу - в
> любой традиционной культуре ритуал единства. А тут учитель устраивает
> "выживание сильнейших" и "победитель забирает все". И учитель не видит в чем
> проблема. Дочего же темные люди у нас этими делами занимались.

разве на кон поставлен торт и выпечка вечеринки? Нет. Не стоит усугублять.
(помните расхожую фразу проигрывающих "ерунда, не корову проигрываем"?)

>>Во всяком случае, превращение детских игр в бои без правил - тревожный
>>симптом,
>
> Да. В мое время это называлось сыграть "в дочки-матери на деньги". Чисто чтобы
> поджчеркнуть что детская игра-ритуал, и Западная игра-"выживает сильнейший" не
> одно и то же. Вомнится "в войнушку" никто не хотел играть за немцев, а если
> играли то "с пониманием", что слишком хорошо воевать нельзя. Только чтобы
> интересно играть было.

вот тут собака-то и порылась. И пионервожатая права: "нынешние дети тоже
играют... друг с другом... им даётся всё труднее"
Если раньше играть за немцев никто не хотел, но играл, если играли в футбол, то
делились на равные по силам команды (иначе не интересно), то такое поведение
обуславливалось именно культурой (где терпимость и равенство-уравниловка, цель -
получить удовольствие от совместных усилий - искренне радовались за красиво
забитый "противником" гол в свои ворота). Нынче именно подрыв основ культуры
приводит к трудностям в практике игры-модели. Дети похо умеют договариваться,
уступать ради общего результата (удовольствия от игры, а не от
результата-победы). Вы правы в том, что эта дура не понимает причин
"недомогания", а потому и не видит как можно исправить ситуацию.



От Владимир К.
К Александр (26.03.2006 21:44:37)
Дата 27.03.2006 00:41:34

Что-то на слишком низком уровне самоорганизацию изучают.

Низком не в смысле качества, а в смысле уровня психики и вытекающих из этого
уровня задач.

Натурализм рулит?



От Александр
К Владимир К. (27.03.2006 00:41:34)
Дата 27.03.2006 01:02:40

Психологи. У них все на индивидуализм, а значит натурализм, завязано.

>Низком не в смысле качества, а в смысле уровня психики и вытекающих из этого
>уровня задач.
>Натурализм рулит?

Но по-моему уровень задач вполне приемлимый, если учесть что дети на пару часов оторваны от занятий, не имеют опыта, не знакомы с геометрией. Что еще можно сделать с 12-13-тилетними за это время? Вы прикиньте как бы Вы стали хоровод в квадрат с завязанными глазами выстраивать. Нужен лидер, который сообразит устроить перекличку, разделить на 4 и отдаст команду четверым держать руки под прямым углом, а остальным под развернутым. И нужно чтобы команда поняла и послушалась.

Там еще были практические задачки типа переправить волка козу и капусту через реку. Кто-то кого-то может перенести, кого-то с кем-то нельзя оставлять, что-то переходить можно только в сапогах, а их только одна пара и т.п. То есть комбинация довольно сложных абстрактных задач, которые у нас были распространены в чисто теоретическом виде, с практической организацией, лидерством, управлением и подчинением в условиях отсутствия формальной иерархии.

Кстати это хорошее лекарство от марксизма с его подлой аксиомой эгоизма людей-атомов, корыстности всякой власти, "тирании" верхов и "неразвитости" низов - словом априорной абсурдности "веры в доброго царя". Лидер, обеспечивший успех команде, ничего за это не получает, кроме своего лидерского авторитета.

От Владимир К.
К Александр (27.03.2006 01:02:40)
Дата 27.03.2006 01:50:21

Я тоже думаю, что для применённого инструментария - задачи более чем адекватные. Но...

.. непроизвольно всплыло такое соображение:
Если эти упражнения по мотивам последствий Катрин - как там будет дело с
архетипами, которые как раз активизируются в экстремальной ситуации и
действуют из подсознания?

Это тем способом не проверить (хотя обнаружение способностей к
самоорганизации в ситуации, когда не затрагиваются критические ценностные
установки - тоже хорошее дело).

Впрочем, посмотрим. Возможно, это был только первый этап исследования.



От Дионис
К Александр (26.03.2006 21:44:37)
Дата 26.03.2006 23:02:54

Переходящее красное знамя наверно из той же оперы? (-)