Выдержка из раздела "Приложение об антиномиях"
(В дополнение привел примечания к этому разделу из С.Васильева первому переводчику "Пропедевтики", см.ниже; Хлопов).
------------------------------------------------------------
IV. Антиномия о необходимом существе (в тексте, на который ссылка, этот заголовок отсутствует; Хлопов).
а) Тезис
К миру принадлежит безусловно необходимая сущность. (или по другому: "К миру относится нечто, являющееся абсолютно необходимым существом"; С.Васильев)
§ 85
Доказательство. Чувственно воспринимаемый мир как целое всех явлений содержит в себе также некоторый ряд изменений. Но всякое изменение подчинено своему условию, которое делает его необходимым. Далее, всякое обусловленное предполагает в отношении своего существования полный ряд условий вплоть до абсолютно безусловного, которое одно только абсолютно необходимо. Следовательно, абсолютно необходимое должно существовать, если существует изменение как следствие. Но это необходимое само принадлежит к чувственно воспринимаемому миру; в самом деле, если предположить, что оно находится вне чувственно воспринимаемого мира, то это означало бы, что весь ряд изменений в мире получает от него начало, в то время как сама эта необходимая причина не принадлежит к чувственно воспринимаемому миру. Но это невозможно, ибо поскольку начало временного ряда может быть определено только тем, что предшествует по времени, то высшее условие начала того или иного ряда изменений Должно существовать в мире, когда этого ряда еще не было; следовательно, это высшее условие принадлежит ко времени, т. е. к [области] явлений, к самому чувственно воспринимаемому миру. Следовательно, в самом содержится нечто безусловно необходимое. [c.115]
b) Антитезис
Нет никакой абсолютно необходимой сущности - ни в мире, ни вне мира - как его причины.
§ 86
Доказательство. Предположим, что сам мир или в мире есть необходимая сущность; в таком случае в ряду его изменений было бы или безусловно необходимое начало, стало быть, без причины, что противоречит динамическому закону определенности всех явлений, или же сам этот ряд не имел бы никакого начала и тем не менее был бы в целом абсолютно необходимым и безусловным, хотя все его части случайны и обусловлены, что противоречит самому себе, так как существование определенного множества не может быть необходимым, если ни одна часть его не обладает сама по себе необходимым существованием. Предположим, далее, что безусловно необходимая причина мира находится вне мира, в таком случае она должна была бы первой давать начало существованию мировых изменений и их ряда; если бы она начинала действовать, ее каузальность должна была бы находиться во времени, а значит, в совокупности явлений, следовательно, находилась бы не вне мира. Итак, ни в мире, ни вне его нет абсолютно необходимой сущности.
§ 87
Эта антиномия содержит в общем ту же противоположность, что и предыдущая. Вместе с обусловленным полагается условие, и притом условие как таковое, т. е. абсолютное условие, не имеющее своей необходимости в чем-либо другом. Но именно потому, что условие связано с обусловленным, вернее, потому, что обусловленное содержится в понятии условия, условие само принадлежит к сфере обусловленного, т. е. представляет собой нечто обусловленное. С одной стороны, положено абсолютно необходимое существо, с другой же - только относительная необходимость и тем самым случайность. [c.116]
-----------------------------------------------------------------
Примечание к разделу об антиномиях С.Васильева.
Излагая антиномии, Гегель точно следует тому, как они изложены Кантом в "Критике чистого разума". Только комментарии и решения их, данное Гегелем, отличается от кантовского.
Кантовские антиномии важны для Гегеля как первое развернутое доказательство того, что мы мыслим в противоречиях, при чем эта противоречивость является результатом противоречий действительного мира. Излагая антиномии, Гегель стремится показать, что понятия, которые мы утверждаем, предполагают другие, им противоречащие понятия, и что в результате этого мы необходимо приходим к антиномическим предложениям. Неделимость предполагает делимость, бесконечность – конечность и т.д. В силу такой соотнесенности противоречащих понятий и становится возможным, исходя из одного понятия, приходить к другому, диаметрально ему противоположному, и таким образом с одинаковым основанием доказывать два противоречащих друг другу тезиса.
Как известно Кант пытался разрешить проблему антиномий указанием на то, что мы не имеем права применять наши понятия к миру в целом. Противоречия антиномий являются по Канту, противоречиями нашего сознания, поскольку оно выходит со своими понятиями за пределы того, что оно может познать. Таким образом, антиномии играли у Канта роль довода в пользу агностицизма. В противовес этому Гегель указывает, что всякое суждение, оперирующее понятиями учения о сущности, может быть превращено в антиномическое, вне зависимости от того, относится ли оно к миру в целом или нет. Однако это свидетельствует, согласно Гегелю, не о беспомощности нашего разума, а о противоречивом характере самой действительности. Наши понятия отражают в своих проиворечиях лишь взаимное проникновение, связь, совпадение, или, как говорит Гегель, тождество противоположных моментов объективного мира. Эту мысль и стремится доказать Гегель, излагая Кантовы антиномии.
>Старинный спор. ...
>В противовес этому Гегель указывает, что всякое суждение, оперирующее понятиями учения о сущности, может быть превращено в антиномическое, вне зависимости от того, относится ли оно к миру в целом или нет.
...
>Однако это свидетельствует, согласно Гегелю, не о беспомощности нашего разума, а о противоречивом характере самой действительности. ...
=========
Предлагаю альтернативные аргументы:
QUOTE(Абдулла @ Mar 18 2006, 11:24 AM)
Вот как эта ерундовость (нелогичность) этого уравнения обосновывается с позиции /моего/ фундаментального открытия в логике:
2+2=100 - не соответствует математическим закономерностям. Без соответствия математическим закономерностям нельзя развивать НТП. Без развития НТП нельзя успешно наращивать власть вселенской Гармонии над шансами Энтропии; то есть - нельзя успешно Выживать (Спасать Мир).
Я лично суть моей фундаментальной логики повторяю всем без устали. Она состоит в том, что логично то и ровно в той мере, в какой это что-либо есть содействие вечности становления мира (Выживанию); нелогично то и ровно в той мере, в какой это что-либо содействует шансам победы Энтропии.
===========
Уважаемый Абдулла! Объясните пожалуйста: какими методами Вы собираетесь "(Спасать Мир)", как я понимаю - Вселенную от "Энтропии"?
Он "глупенький" ждал многие миллиарды св. лет нашего "пришествия", чтобы наконец мы ЕГО избавили от этого "страшного" слова "Энтропия"?
Самое "умное", что мы сподобились придумать в этом направлении - термоядерную бомбу такой мощности как "средний" метеорит, которой хватит только для самоуничтожения и только.
Фактически даже наша галактика, не говоря уж о планете Земля, является "пылинкой" в Универсуме, поэтому нам не скромно притязать на роль "спасителей" чего-либо, кроме самих себя. Но в заботах о "несчастной" "Энтропии" нам некогда взглянуть на то, что мы твАрим каждый день нашим "пост-обезьяним" сознанием.
Нам осталось не так много времени на исправление, поэтому "оставим Богу - Богово", а сами займемся нашим - "слесаревым"!
Мы, не без некоторых оснований, считаем себя мыслителями. Человеческое общество ждет от нас не пустопорожней болтовни, а конкретных решений и рекомендаций: ЧТО? КАК? КОГДА? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? и т.д. ДЕЛАТЬ = СОЗДАВАТЬ причины и условия, чтобы ДИКОСТЬ ЛЖИ, СТРАХА и НАСИЛИЯ ушла в прошлое раньше, чем какой-нибудь "случай" не запустит машину САМОУНИЧТОЖЕНИЯ.
Наши несовершенные теории мы все равно не навяжем Вселенной! Остается только ОТКРЫВАТЬ то, что она демонстрирует нам на каждом "шагу". И средства к ПОНИМАНИЮ она (или ОН, скорее ОНО)) нам "любезно" предоставили. И не надо нам гигантских "синхрофазотронов", подсказки в каждой песчинке, в каждом процессе, в каждом явлении. Надо только ДУМАТЬ, не отрываясь в процессе построения моделей от самой НАТУРЫ = ее форм, принципов и Законов.
QUOTE
Вы считаете, что способны различить добро и зло. Думаю, это и есть главный момент фундаментальной логики. Как Вы их различаете? Понятно ли Вам уже, как их различаю я, с точки зрения /моей/ фундаментальной логики?
Сначала дайте знать, как Вы различаете добро и зло. То ли есть добро, что есть служение шансам Невозвращения всего миротворения (развития) к хаосу; соответственно - то ли есть зло, что способствует обратному? Если Вы с этим согласны - всё остальное мелочи.
========
Как можно различать то, чего в реальности нет? Наши предки "напридумывали" умозрительные "фантики" "для" развития мыслительной деятельности, но теперь есть НАУКА с четкими и ясными основаниями!
Так преступим наконец к уборке этих "ФАНТИКОВ" заблуждений, ложных теорий, фетишей и догматов в "ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ" нашей "детской" Цивилизации!
НЕТ у нас другого Бога - Отца, кроме Бытия - Вселенной!!!
НЕТ у нас другой Матери - Кормилицы, кроме Земли!!!
НЕТ у нас другого Учителя - Наставника, кроме Вселенского Духа - Смысла и Пророка его Иесуса Христа!!!
Все остальное, что не ведет к взаимопониманию с Отцом, Матерью и Наставником, = мешает функциональной Гармонии с НИМИ - от лукавства нашего незрелого и слабого еще УМА!!!
======
Гармония - реализуемая функциональность.