(я выдержки даю- повторяю для тех, кто как Загреев, полагает что читать стоит только выдернутое. Может тот, кому тема интересна, найдет себе важное не в моем дайджесте, а у авторов. Смотрите сами.
В "Альтернативах"еще несколько материалов на тему, ноя их не смотрел.
=================
...
Глобализация капитализма, как известно, началась не вчера. Уже в 1975 году модель “социального” государства (welfare state) стала вытесняться агрессивной неолиберально-монетаристской доктриной. Давление оказывалось сначала на страны Латинской Америки и Африки, где займы “помощи” международных финансовых организаций (МВФ, МБРР) привели к девальвации национальной валюты, приватизации экономики и обнищанию беднейших слоёв населения. А после коллапса социалистического блока на рубеже 80-90-х годов односторонняя логика капитализма окончательно взяла верх и стала проявляться везде более или менее одинаково: сокращение расходов на социальные нужды и образование, отказ от политики максимальной занятости, дерегулирование социальной и экономической сфер, и как результат — прогрессирующая асимметрия между бедными и богатыми. Проще говоря: бедные беднеют, богатые богатеют, а завоевания “просвещённого разума” катастрофически редуцируются.
Так вот: именно эти политические и экономические процессы вызвали новейшую поляризацию левых и (нео)либеральных сил в мире. Эти же глобальные изменения способствовали новому самосознанию левых. И надо сразу заметить: теперешнее левое сознание сильно отличается от того левого дискурса, который владел умами, например, в 1960-70-е годы. Хотя, конечно же, теоретическая база сегодняшних левых была заложена именно в шестидесятые.
Можно сказать, что политические взгляды актуальных левых выпестованы тремя крупнейшими философскими движениями послевоенного периода — (пост)марксизмом, постструктурализмом и феминизмом. Альтюссер, Лакан, Фуко, Делёз и Гваттари, Деррида, Бурдье, чуть позже Нанси и Лаку-Лабарт — это само собой... Ну, разумеется, Ги Дебор... Но почему в беседе в “Логосе” не всплыло имя крупнейшего марксиста Анри Лефевра (сильно, кстати, повлиявшего на Дебора)?.. Франкфуртская школа, Беньямин, — отлично... Но был ещё Тони Негри, было могучее влияние Грамши, был Фанон... И почему не упомянуты французский феминизм, Джудит Батлер, Нэнси Фрэзер?.. В восьмидесятые Лакло и Муфф работали с теорией Грамши и одновременно с деконструкцией... Кстати, на левых в этот же период массивно влияли и работы В. Н. Волошинова, не говоря уже о Бахтине (без маски)... И даже Ленин... А Мао?! Как же без Мао?! Ха-ха-ха!.. Жижек!.. Касториадис!.. Хоми Бхабха!..
Мы не философы и не будем ими прикидываться. Но “левая идея” — это не только философия. Это ещё и праксис, то есть социальный и политический активизм. Лучшие левые питались хорошей философией, многие левые довольствовались теоретическими отбросами, но никакие левые немыслимы без политического праксиса.
В 60-70-е действовали милитантские левые — Weather Underground (в США), RAF и Revolutionare Zellen (в Германии), “красные бригады” в Италии, агрессивно-феминистические, ленинистские, троцкистские и анархистские группы в Европе и Америке... Ульрика Майнхоф и другие члены RAF писали тексты высокого теоретического уровня. Интеллектуальная база Revolutionдre Zellen и некоторых других левых формирований может показаться сегодня сомнительной или просто отсутствующей... Люди увлекались большевистской традицией, кое-кто из анархистов ограничивался Бакуниным... И всё-таки милитанты — это часть левого движения, левой идеи... Нередуцируемая, важная часть.
В 80-е левый радикализм был предан анафеме, “культурные левые” занялись ироническими играми “субверсии”, возобладали непрямые институциональные стратегии. Вскоре во Франции, а затем и в США начался “критический” пересмотр наследия Сартра, Альтюссера, Фуко, Делёза... Что левые получили взамен?.. Салонных “неогуманистических” философов, после первого же миттерановского коктейля бросившихся в объятия корпоративной буржуазии (Бернар Кушнер, Ги Скарпета и др.). В Америке просияло солнце “институциональной критики”... Рорти производил либеральную ревизию левой американской истории...
Институциональные левые деполитизировали левую мысль, свели её к функциям культурного “диалога”, “коммуникации”, “договора”. Любимой их темой стали “культурные различия”. Как чёрта, боялись они слова “капитализм”. Напряжённейшая теория Фанона и Негри, Фуко и Делёза, Агамбена и Лаззарато, обращённая к весьма гетерогенной социальной аудитории, уступила место академическому блефу и интеллектуальному трёпу в культурном гетто. В 80-е годы катастрофически падает уровень и качество массового политического активизма, зато прорастают разнообразные артистические стратегии, заигрывающие с политическим.
Левая идея, как прекрасно известно, никогда не развивалась планомерно и поступательно, но всегда конвульсивно, мучительно и, как говорил Фуко, “специфически”, в зависимости от места и политических обстоятельств (мы оставляем здесь в стороне тотализующее идеологическое давление СССР и еврокоммунизма). Левому движению имманентны разрывы (в традиции), коллапсирующие жесты и, к сожалению, ревизионизм. А иногда и гнусное ренегатство. Откуда все эти ожиревшие Даниэли Кон-Бендиты и похабные Йошки Фишеры?.. Откуда вся эта новейшая “лейбористская” сволочь?.. Откуда академическая усталость Деррида?.. Что стряслось с Филиппом Соллерсом и Юлией Кристевой, увязнувшими в интеллектуальном католицизме?.. А что поделать с этими старыми пакостными Бернаром-Анри Леви и Глюксманом, демагогически вопящими об универсальности прав человека?.. А откуда взялось мультикультуралистское хихиканье в стане “культурных левых”, вся эта пыхтящая дискурсивная индустрия?.. Откуда?.. А оттуда: устали, скурвились, износились, опузатились, пригрелись у кормушек, обхаркались... Обросли масс-медиальными и академическими лаврами, словно непристойной дремучей волоснёй... Зато Тони Негри вернулся из университетской Франции в итальянскую поганую тюрьму, чтобы поддержать старых зэков-леваков, так и не дождавшихся амнистии... Впрочем, довольно эмоций... “Сдержим же слезы”, как рекомендовал мыслитель.
Достоверно утверждать можно лишь одно: в левом лагере (как прежде, так и сейчас) идёт война. Именно теперь, когда раздаются теоретические призывы “крепить цепочки эквиваленций” и структурировать зоны солидарности, среди левых нет и тени согласия. И дело здесь не во всегдашних дрязгах и междуусобицах, вызываемых борьбой за власть и успех, а в чём-то посерьёзней. А именно: по корпусу “культурных левых”, которые привыкли выставлять себя за подлинную левую элиту, нанесён чувствительный удар. Этот весёлый и неожиданный удар произведён сегодняшними радикальными демократами, анархистами — людьми, бившими стекла в Сиетле. Да, это новая левая сила в мире.
Тут мы на секунду отвлечёмся от призрачной “левой идеи” и окунёмся в пучину конкретной политической современности, свидетелями и участниками которой мы сами стали.
26 сентября 2000 года в Праге усилиями нескольких тысяч демонстрантов было создано поистине выдающееся событие — массовая демонстрация, вылившаяся в уличные бои с полицией и битьё витрин. Итак: да здравствует сопротивление капиталу и его экспансии! Однако сразу оговоримся: это пульсирующее, как сердце кашалота на палубе китобойного судна, событие принадлежит не медленно агонизирующему двадцатому столетию, но ещё неведомому, хотя и будоражащему наше воображение, океаническому двадцать первому веку. Да, да: беспорядки в центре чешской столицы были вовсе не жалким рудиментом прошлого, но началом чего-то нового, а точнее, вечно обновляющегося, имя чему — анархизм... Нам хотелось бы в это верить... Впрочем, анархисты никогда не говорят о своих планах и не признают прогнозов.
Скажем сразу и без обиняков: пражские беспорядки удовлетворяют всем основным теоретическим требованиям, которые мы, авторы этого текста, к левому активизму предъявляем. Во-первых, пражское событие, как и полагается подлинному активистского жесту, породило глубочайшее неудовольствие в кругах правящего истэблишмента — в среде чешской государственной власти, впрочем, как и в высших эшелонах международной либерально-капиталистической элиты. (Даже FBI засуетилось...). Акулы бизнеса и ехидны полицейского порядка брезгливо морщились и злобно кривились. Это, несомненно, главный эффект и фундаментальная задача актуального левого сопротивления — неудовольствие, которое мокрой крысой вторгается в души толстосумов и держиморд. Оцарапывающее и высасывающее неудовольствие просто необходимо! И демонстранты, подчеркнём это ещё раз, добились глубинных кишечных судорог новейшей буржуазии.
Во-вторых, и это тоже поистине великолепно, пражские беспорядки носили творчески-коллективный характер. Вспомним здесь Лотреамона, сказавшего: “Поэзия должна твориться всеми, а не одиночками”. Это несомненно так, и поэзия уличных боёв в Праге — лучшее подтверждение дюкассовской истины. Не стоит забывать: социо-политическая (репрессирующая) активность самозванных левых “лидеров” и “вожаков”, разного рода “профессионалов” и “экспертов” нынешнего левого движения — это чаще всего вульгарные карьеристские устремления будущих хозяев жизни, готовых в любой момент продаться неолиберальным масс-медиа и жирным институциям. К чёрту коррумпированных “профессионалов”! Только вулканическая коллективная активность по уничтожению собственности этих господ может стать сейчас новым полновесным словом в левой культуре. Уничтожайте капиталистическую собственность! И пусть это уничтожение набегает волна за волной, как атаки “синего блока” на полицейские заслоны в Праге. Анархическая активность — это деятельность, основанная на принципе произвольности и одновременно подрывающая этот принцип. Эта активность произвольно избирает не только собственный конец, но и собственное начало... И когда набегает новая анархическая волна, все старые становятся чем-то далёким, канувшим в прошлое: новое начало делается всё более категоричным, опасным, угрожающим... Однако прошлое не исчезает начисто — оно, как неожиданное прикосновение лезвия, пробуждает свирепость настоящего.
....
P. S. А если Александр Иванов по-настоящему интересуется левой эстетикой (а не продажами с молотка фотографий Родченко), то мы ему советуем (без всякого хамства при этом) читать американский художественно-критический журнал “Остовеr” (кстати говоря, получивший своё название не без поддержки русской революции и известного фильма Эйзенштейна). И вообще, побольше читать авторов этого журнала — Бенджамина Бухло, Тимоти Кларка, Тьерри де Дюва, Сержа Гильбо... Это левые историки и исследователи, которые действительно критично (даже и в том значении критики, на котором настаивает А. Иванов) занимаются историей модернизма (в том числе и советского) и постмодернизмом. Правда, сразу хотим предупредить А. Иванова: все эти авторы тоже настроены антикапиталистически и антиконсюмеристски. Видимо, без этого “левой идеи” просто не существует.
=================
...
“Анти-глобалистское” движение одновременно является интернационалистским и антинационалистическим. В то же время “защитники глобализации” для того, чтобы остановить движение, прибегли именно к мощи национального государства. Не только тогда, когда использовали чешскую полицию против демонстрантов, но и тогда, когда незаконно пытались остановить людей на границах республики, высылали людей за пределы Чехии и т.д. После бегства МВФ и Всемирного банка полиция отыгралась именно на чешских участниках событий, подвергшихся массовым репрессиям. Наглядно было продемонстрировано, что глобализация означает не “бессилие государства”, а отказ государства от своих социальных функций в пользу репрессивных, безответственность правительств и ликвидацию демократических свобод.
Распространившись на Европу, движение во многом изменилось. Если в Сиэтле преобладали антикапиталистические дух, настроение, то в Праге можно говорить про гораздо более внятно сформулированный антикапиталистический message. Здесь сказывается различие политических культур – Европа имеет гораздо более сильную социалистическую традицию. К тому же в Праге заметную роль сыграли и организации крайне левых, собравшиеся со всего континента. И здесь перед нами открываются новые перспективы, но одновременно и новые проблемы.
...
==================
В "Логосе"(это философский журнал самой модной у нас школы - Подорога и Ко)попадаются интересные статьи. В
но общая тенденйия там - антилевая. Авторы преовй заметки в полемике с основным контингетом разжевывают
контент современной левой "идеи"и называют много имен
"Коммерсант" кисло иронизирует. Бен-Ладен дескать такой же как антиглобалисты, одна компания
20.06.01 0:08:00 №105 от 20-06-2001
Саммит "большой восьмерки" спрячут на военной базе
от антиглобалистов и Осамы бен Ладена
Вчера губернатор итальянской провинции Лигурия Сандро Бьязотти предложил провести саммит государств "большой восьмерки" не в Генуе (столице Лигурии), а на военной базе или корабле в открытом море. Это -- неожиданное развитие ситуации, вызванной выходками антиглобалистов, о которых Ъ писал в понедельник.
---------------------------
Напомним, что премьер Италии Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) назвал выбор Генуи в качестве места для проведения саммита крайне неудачным. Этот город зажат между морем и горами, в старых кварталах, где расположен Дворец дожей (именно там 20-22 июля должны встретиться лидеры G8),-- множество узких улочек и переулков, которыми могут воспользоваться злоумышленники, желающие сорвать саммит. К тому же, каким бы анекдотичным ни казалось такое предположение, международный террорист номер один Осама бен Ладен (Osama bin Laden) заявил о намерении послать в Геную летчика-камикадзе, который взорвет себя, самолет, а заодно и Дворец дожей со всеми ведущими лидерами Запада (и России).
В понедельник, первый раз выступая в качестве премьера в новом парламенте Италии, господин Берлускони вновь подтвердил свои опасения и призвал антиглобалистов к диалогу. "Мы понимаем, что демонстранты имеют право протестовать, но призываем их к диалогу, чтобы объяснить, что наши цели очень часто совпадают",-- заявил он.
Но, похоже, все большее число итальянских политиков скептически рассматривают возможности обеспечения безопасности участников саммита. Вчера свои сомнения высказал губернатор провинции Лигурия, член премьерской партии Forza Italia ("Вперед, Италия!") Сандро Бьязотти (Sandro Biasotti). По его словам, предыдущее правительство Италии неудовлетворительно подготовилось к саммиту. "Я очень обеспокоен,-- заявил господин Бьязотти и добавил: -- Не удивлюсь, если саммит будет перенесен в открытое море или на военную базу".
====================
В субботу в Гетеборге завершился саммит Евросоюза. Последний день прошел относительно мирно: полиция почти не применяла силу к демонстрантам. Теперь антиглобалисты взяли тайм-аут на месяц, до саммита "большой восьмерки" в Генуе 20-22 июля. По некоторым сведениям, компанию им может составить "международный террорист #1" Осама бен Ладен -- правда, не лично, а через летчика-камикадзе, который направит на Дворец дожей самолет, начиненный взрывчаткой.
------------------Завершившийся саммит ЕС и сопровождавшие его столкновения на улицах Гетеборга в очередной раз продемонстрировали уязвимость современной цивилизации перед насилием со стороны людей, отвергающих ее ценности. Каждый раз, когда полиция и силы безопасности пытаются решительно пресечь действия красных, "зеленых" и "голубых" погромщиков, крайними оказываются именно силы правопорядка: либеральная общественность поднимает дикий вой по поводу их жестокости.
А между тем силы погромщиков, объединяемых общим наименованием "антиглобалисты", растут от саммита к саммиту. Напомним, что первая массовая проба их сил состоялась в декабре 1999 года в Сиэтле на саммите ВТО. Затем в 2000 году последовали сессия МВФ и Всемирного банка в Праге и саммит ЕС в Ницце. Наконец, в апреле этого года антиглобалисты показали себя в Квебеке на панамериканском саммите.
В Гетеборг съехалось порядка 15 тыс. (по некоторым данным -- до 25 тыс.) демонстрантов. Погромы начались в первый же день, во время встречи лидеров ЕС с президентом США Джорджем Бушем (George W. Bush), олицетворяющим в глазах антиглобалистов все зло современной цивилизации.
В ходе столкновений с полицией (кстати, демонстранты имели примерно 25-кратное численное превосходство) были ранены более 70 человек, свыше 600 были задержаны. Власти срочно вызвали подкрепление: в Гетеборг было направлено еще 4 тыс. полицейских, то есть четверть всей полиции страны. Швеции пришлось даже пойти на такую непопулярную в Европе меру, как временная приостановка действия шенгенских соглашений о свободе передвижения.
События в Гетеборге вызвали особо нервную реакцию у премьера Италии Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi). Через месяц ему предстоит принимать у себя лидеров "большой восьмерки", и он уже сейчас высказывает опасения относительно безопасности участников саммита. Выбор Генуи в качестве места встречи G8 премьер Италии назвал "крайне неудачным", особо отметив, что не Италия принимала это решение. По словам господина Берлускони, в квартал, где расположен Дворец дожей (именно там будут встречаться лидеры "восьмерки"), ведет 141 дорога, и прорыв демонстрантов хотя бы через одну из них чреват большими неприятностями.
Мэр Генуи Джузеппе Перику (Giuseppe Pericu), которому саммит G8 сулит немалые доходы, попытался дезавуировать слова премьера, заявив, что гарантирует безопасность участников саммита. По сообщениям из Генуи, на помощь полиции туда прибудут четыре бригады пожарных по 30 человек каждая. У них будут цистерны с водой и бронеавтомобили с брандспойтами.
Впрочем, главная опасность для лидеров G8 может исходить не с земли, а с неба, и тогда полиция (даже поддержанная пожарными) окажется бессильной. По данным итальянских газет, ссылающихся на источники в итальянской разведке, "международный террорист #1" Осама бен Ладен (Osama bin Laden) собирается послать в Геную летчика-камикадзе, который направит на Дворец дожей самолет, начиненный взрывчаткой. По данным тех же источников, люди бен Ладена уже разработали план нейтрализации систем ПВО в окрестностях Генуи.
-----------------------------
Источник: БОРИС Ъ-ВОЛХОНСКИЙ
Фото: Reuters