От Сысой
К Георгий
Дата 13.06.2001 11:23:27
Рубрики Россия-СССР; Манипуляция;

Re: Иваново

Здравствуйте!

"Продуктов вообще не видели" - наглейшая ложь или сказано просто в пылу спора.

Конец 70-х - начало 80-х.

Продукты в Иванове были, сыр был (Пошехонский и Костромской), мясо с костями, пельменей полно (и дешевых). На отсутствие макаронных изделий никто не жаловался, не хватало только яичной вермишели и рожек высшего сорта. Пряники и печенье по низкой цене - это хорошо помню. Молоко почти всегда в наличии, правда иногда восстановленное (папа мог на вкус отличить, мы - нет). Сметана была, хотя и жидкая, кефир тоже жидкий (но он там и сейчас такой же). Простокваша и ряженка никогда не исчезали. С творогом было сложнее, но базар работал, там можно было купить все, но немного подороже.
Овощи в магазине были иногда с гнильцой, но надо же выбирать было, а не хватть все подряд. Вот с капусты листья обдирать не давали, это да. Картошку мы не покупали - дед с бабкой выращивали.
Что отлично помню - постоянное наличие в овощных яблок и дешевых соков. Груши, персики и прочая экзотика практически не встречались, но на базаре можно было купить по сезону. Бананов не было. Арбузы и виноград были везде по сезону (как и на Западе).

Ах, да, совсем забыл. Рыбы было полно самой дешевой (по сравнению с теперь), свежемороженной и разных засолов, красной, конечно, не было, как и икры.
Добавьте сюда еще и консервы самых разных видов.
Карамели было полно, соевые конфеты (почти никто не брал), иногда шоколадные. вообще я конфетами озабочен не был, поэтому с ассортиментом точнее быть не могу.

>1. Если Вы провинциал, как часто Вы ездили в Москву или Питер или поручали это кому-нибудь?

Папаня у меня часто туда мотался по делам. Возил колбасу, сосиски, апельсины, бананы, Фанту, сыр (там вкуснее был), одно время - сгущенное молоко, нечасто - шоколадные конфеты типа "Мишка на Севере".

>2. Недоедали ли Вы до перестройки? Ходили ли босой и раздетый?

Вопросы риторические. Иностранная одежда у одноклассников появилась где-то в 7-8 классах (85-86), до этого почти все сверстники обходились без забугорья. У взрослых тоже в основном наша одежда была. Обувь старались купить не нашу (Вост. Европа, очень редко - Западная), но в магазинах отечественная обувь была - но считалась не модной, топорной.

С уважением

От Георгий
К Сысой (13.06.2001 11:23:27)
Дата 13.06.2001 13:41:40

Надо в с е м понемногу писать мемуары.

Именно об обыденной жизни. О том, о чем ОБЫЧНО не пишут (мол, кому это интересно?)
Иначе наши потомки поверят Солжам и Гайдарам. Да-с!

В свое время Гумилев в "Этногенезе" правильно написал, что этнографы ездили на Север записывать ненцев и скоморохов, но никто не удосужился записать (не описать в беллетристике!) быт московских профессоров. "А теперь приходится читать Чехова, да еще вносить поправку на его субъективизм".

Именно быт обыкновенного человека, "тпипичного представителя слоя", интеречен для добросовестных историков. Облегчим им задачу! Это будет реальным и не очень обременительным делом "группы С. Г. Кара-Мурзы".

От Фриц
К Георгий (13.06.2001 13:41:40)
Дата 18.06.2001 11:25:23

Как я был диссидентом. (начинаю писать мемуары).

В 1978, когда я учился в шестом классе, мне исполнилось 14 лет. В комсомол меня поначалу не принимали, я был не на лучшем счету, хоть и учился хорошо. Но в самом конце мая всё же приняли. Я даже не успел показаться в классе со значком.
В сентябре состоялось собрание комсомольской организации нашего класса, на нём раздавали должности. Руководила, как ни странно, классная руководительница. Меня назначили заместителем комсорга, Паши Порунова. Я очень обрадовался, решил, что делать ничего не надо.
Увы, тут то Паша и заболел надолго. Я, тем не менее, ровно ничего не делал. И вот, не то через два, не то три месяца – общешкольное собрание. Паша как раз накануне выздоровел, но и меня вызвали, зная, что он долго отсутствовал. В классе собралось человек, наверно, двадцать, в том числе несколько взрослых учительниц. И меня первого вызывают к доске, чтобы я отчитался о проделанной работе. А работы-то и нету. А спрашивать стали серьёзно, не на шутку. У меня в те времена была своеобразная совестливость, и комсомол я принимал всерьёз, так что впору было провалиться сквозь землю.
И вот, видя, что они спрашивают с серьёзными лицами, стал и я отвечать серьёзно. Что на многие мероприятия школьников приходится загонять насильно. Что учительница держит класс после уроков час и более, угрожает, и заставляет участвовать.
Особенно не любили у нас смотры строя и песни. Подростки народ стеснительный, а тут заставляют петь. Ужасная, мучительная процедура. А потом весь класс, 44 человека, загоняют в наш маленький спортзал и мы учимся ходить строем, вместе с девочками. А строй почти весь спортзал и занимает. Или, например, назначили двух наших комсомольцев тимуровцами. Мол, они пусть бабушкам помогают. Они, конечно, ничего не делали. Как мне их заставить? Я и сам не понимал, что им делать.
Я привык уверенно отвечать у доски, так что через полчаса уже бойко отвечал на все вопросы, говорил чуть не больше всех. Перешёл уже к выводам, что такая работа дискредитирует комсомол, что фальшь отдельных мероприятий пятнает всю героическую историю комсомола, воспитывает неправильное отношение и даже отвращение комсомольцев к нашей организации. И никто не нашёлся мне ответить, поставить меня, самого младшего, на место. Позвали директрису, даму строгую и суровую. Ещё несколько взрослых подошли – чуть не полный класс!
Раза три спросили, что же я предлагаю, какова моя положительная программа. Я отвечал, что некоторые мероприятия вполне хороши и всем нравятся. Это сбор металлолома и макулатуры, организация дискотек, походов и поездок. Я предложил немедленно, на этом собрании, отменить проведение всех мероприятий, вызывающих отвращение, а особенно – смотров строя и песни. Затем я предложил собраться и подумать, какие ещё мероприятия можно провести. Предложил изучить опыт других городов. Я тогда безоговорочно верил газетам, и заявил, что по всей стране всё идёт хорошо, и только у нас, в нашей школе и, возможно, в городе, сбились с пути.
Собрание длилось уже часа три. Все сидели, смотрели на меня недружелюбно, но что сказать – не знали. Даже директриса. Но и не отпускали. Наконец, встал Паша Порунов, самый младший, если не считать меня, и спросил, знаю ли я, что завещал Ленин. Я читал Ленина побольше остальных семиклассников, но из завещания запомнил только, что Сталин груб, а Бухарин – любимец партии. Я чувствовал, что это не то и что меня поймают, что я не помню завещания, и молчал. Через минуту Паша объявил, что Ленин завещал учиться. Тут все обрадовались! Разом заговорили, меня выставили из класса. Судьбу было принято решать без «подсудимого».
Через несколько дней отец провёл со мной беседу. Его вызывали в партком, рассказали о моём «диссидентстве». Я рассказал о собрании. Он попытался убедить меня, что я не прав. Мы тогда выписывали с десяток изданий. Я прочитывал все. Литературную газету – от корки до корки. Память у меня была хорошая, я продолжал отстаивать свою позицию. Помнится, я привёл наизусть цитату из последней речи Брежнева. Отец помолчал с полминуты, и ответил: - Знаешь, в партии тоже не всё в порядке. Тут я заткнулся, а отец посоветовал не учить старших, даже если мне кажется, что я прав. На том и порешили.
Позже я узнал, что стоял вопрос об исключении меня из комсомола. Но меня отстояла учительница литературы, которая, кроме того, была первым секретарём горкома ВЛКСМ. Думаю, ей было не просто в деле, о котором знал горком партии.
Эта учительница, Иванова Елена Владимировна, училась в одном классе с моим братом, который старше меня на 10 лет. Затем окончила филфак Уральского университета и вернулась в наш городок. Преподавала она необычно, часто что-нибудь выдумывала. Напишет, например, на доске стихотворение Пушкина, а некоторые слова сотрёт. А мы, ученики, предлагаем, что поставить в свободные места. Предложим несколько вариантов, чуть не десять. Она не торопила, давала подумать. А потом голосованием выбираем лучший. Иногда угадывали. Интересно, что стихов этих никто из нас не знал. Или предложила раз писать сочинение как угодно, хоть в стихах. Я и впрямь написал в стихах. Друг ещё тогда сказал мне, что стихи дерьмовые, а теперь я и сам с ним согласен. Но она всё равно поставила пятёрку. Мне запомнился её вопрос, почему в «Войне и мире» спасителем России выступает солдат, а не крестьянин. Трудно было тогда на него ответить. Хотела она провести урок по творчеству Высоцкого Владимира Семёновича. Провела письменный опрос, кто сколько песен знает. И выяснилось, что мало. Так и не провела.
Когда она начинала рассказывать, весь класс замирал, боялись пошевелиться. Ловили каждое слово. А класс у нас не простой, не всегда хорошо себя вели. Некоторые учительницы строгостью заставляли не шуметь, на остальных уроках шумели. А она не давила и всё равно её слушали.
Я с ней познакомился, когда в составе пионерской команды от нашего города ездил в Нижний Тагил на соревнования «Чудо-шашки». Она нас сопровождала. Соревнования долгие, 9 дней. Нас поселили в большой комнате, человек 30. По вечерам она рассказывала всякие истории. Как они собирали фольклор по деревням, или фантастику пересказывала. И тоже все слушали затаив дыхание.
Я там потерял талоны на питание. Она пошла искать, и принесла талоны. Я тогда так понял, что нашла. Но теперь подозреваю, что это она свои отдала, и не сказала.
И ещё два учителя у нас были такого же высокого класса. И это в нашей школе, не лучшей даже в нашем городишке.

От C.КАРА-МУРЗА
К Фриц (18.06.2001 11:25:23)
Дата 18.06.2001 12:05:08

Когда побочный продукт ценнее главного

Надо бы сделать рубрику (комнату?) мемуаров. Устная "история снизу" становится все важнее по мере того, как у людей отшибает память. Разу у нас пробудился этот инстинкт, надо, чтобы кто-то вел такую комнату. У всех есть что сказать или пересказать. Я бы сотрудничал.

От Леонид
К Георгий (13.06.2001 13:41:40)
Дата 13.06.2001 21:50:24

Присоединяюсь

Я напишу мемуары о своей обыденной жизни непременно. Моя жена тоже нпаишет про жизнь в Узбекистане.
Только я напишу все - и про колеса, и про анашу, и про героин, и про свои романы с женщинами разных национальностей.

От Георгий
К Леонид (13.06.2001 21:50:24)
Дата 13.06.2001 21:52:55

Пойдете по стопам Кончаловского? %-))) (-)


От Леонид
К Георгий (13.06.2001 21:52:55)
Дата 14.06.2001 07:17:28

О ком Вы говорите?

Не понял, что за Кончаловский. И что он такого написал?

От Георгий
К Леонид (14.06.2001 07:17:28)
Дата 14.06.2001 09:46:54

Да Андрон Кончаловский.

В его мемуарах именно "взаимотношения" занимают известное место. И про то, как он в Голливуд "через передок" пролез, тоже, говорят, захватывающее чтиво. %-)))

От Леонид
К Георгий (14.06.2001 09:46:54)
Дата 14.06.2001 19:01:48

Интересно

Я-то никуда не прдвинулся, а просто удовольствие получал. Интресно было бы все это написать на самом деле.
Да и мемуары Кончаловского я бы просмотрел. Ссылку мне не кинете?