От Георгий
К Георгий
Дата 12.01.2006 22:14:15
Рубрики Прочее;

"Дневной дозор": Россия во мгле (*+)

http://www.sovross.ru/2006/01/01_3_5.htm

<ДНЕВНОЙ ДОЗОР>: РОССИЯ ВО МГЛЕ

С 1 января начался показ фильма режиссера Тимура Бекмамбетова <Дневной
дозор>. Еще ни один фильм в российском прокате так быстро не зарабатывал
столь впечатляющую сумму. Только за первые пять дней было собрано 11
млн. долларов!> - с этих слов начинается практически любая рецензия на
экранизацию второй части трилогии Сергея Лукьяненко о противостоянии
Светлых и Темных сил.
Действительно, по крайней мере в Москве от навязчивой рекламы этого
произведения русскоязычного кинематографа (язык не поворачивается
назвать его <отечественным>) в последние месяцы 2005 года скрыться было
практически невозможно. И в тотальности и интенсивности с ней могла
соперничать разве что предвыборная реклама <Единой России>. Технологии
<выбивания> голосов и денег весьма схожи и дают сходные результаты.
Человек хватает яркую упаковку и только через некоторое время понимает,
что ему продали совсем не то, что он ожидал.
Многочисленные рецензенты превозносят <Дневной дозор>, как совсем
недавно его предыдущую часть - <Ночной дозор>, до небес, называют
достойным ответом Голливуду, утверждают, что даже американцы купили
права на прокат этого выдающегося произведения. Что ж, возможно.
Во-первых, американцы разные, а во-вторых, у богатых свои причуды.
Сюжет и первой, и второй части прост: издавна на Земле идет борьба
Светлых и Темных сил. Они давно поняли, что никто из них не может
победить в открытой войне, а потому заключили между собой договор,
поделили сферы влияния. И теперь Ночной дозор, дозор Светлых сил, следит
по ночам за тем, как Темные соблюдают договор и не творят ли они зло
свыше того, на что им выдана лицензия Светлыми (да, именно так!), а
Дневной дозор днем присматривает, чтобы Светлые не могли творить добро
безнаказанно. Провинившихся участников договора Глава Светлых Гессер
(Владимир Меньшов) и Глава Темных Завулон (Виктор Вержбицкий) отдают
двум Инквизиторам. Обоих Инквизиторов играет выдающийся советский актер
Николай Олялин - наверное, лучшая роль в фильме. Персонажи Олялина,
спокойные и в строгих костюмах, за весь фильм произносят не больше двух
десятков слов, но нагоняют жути, как никто другой.
Главный герой фильма - Светлый, сотрудник Ночного дозора Антон
Городецкий (Константин Хабенский), а его сын, естественно, - Темный,
опора и надежда Завулона. Вот, собственно, и весь сюжет. Хотя создатели
намешали в кучу все: фантастику, мистику, мелодраму, боевик, любовную
историю, немножечко фильма ужасов и уж совсем не к месту - комедию. Как
сейчас говорят - чтобы каждый зритель нашел то, что ему нравится. А
фильм-то идет два часа. Поэтому местами было просто неловко за
творческую группу - уж слишком длинными и затянутыми были переходы от
того, что нравится одним зрителям, к тому, что нравится другим.
Наверное, из-за этого смешения жанров как раз комедия получилась лучше
всего. Как говорил Аркадий Райкин: <Ох, и дурят нашего брата! Внутре
средневекового рыцаря - наши опилки!> Авторы фильма совершенно правильно
поймали самое горячее желание среднестатистического россиянина - уйти от
реальности. Наши зрители не хотят смотреть реальные фильмы про реальную
жизнь - слишком хорошо они ее знают, слишком мало в ней поводов для
оптимизма и слишком очевидно в ней торжество Темных, выражаясь
терминологией Сергея Лукьяненко.
Однако в результате фильм получился максимально похожим на нашу
сегодняшнюю жизнь - такой же пафосный, фальшивый, темный и жестокий.
Создатели фильма, а за ними и абсолютное большинство рецензентов все
время кому-то что-то стараются доказать - мы не хуже ИХ! Вот, мы уже по
спецэффектам почти догнали Голливуд, а по сборам (правда, только на
территории России) даже перегнали! Догоним и перегоним! Персонажи фильма
строят героические позы и произносят напыщенные речи, а в результате
зрители смеются совсем не там, где задумывали сценаристы. Вот, например,
<знаковый>, как сейчас говорят, персонаж - ведьма в исполнении
<блестящей> певицы Жанны Фриске. Пожалуй, она в фильме смотрится
комичнее всех. Не знаю, с кем она должна была ассоциироваться по замыслу
режиссеров в своих очках а-ля Элвис Пресли, но похожа на персонажа,
безусловно, светлого - Осла из мультфильма <Бременские музыканты>.
Не догнали и не перегнали. И дело не только в бюджетах. Да, по словам
продюсера Константина Эрнста, <Дневной дозор> обошелся примерно в четыре
с половиной миллиона долларов. Затраты авторов <Кинг-Конга> составили
200 миллионов долларов, <Войны миров> - 128 миллионов, а фильм <Гарри
Поттер и Кубок Огня> стоил 185 миллионов. Дело не в том, что рынок
приключенческого кино в мире переполнен, конкуренция на нем жесточайшая
,и даже не в том, что наши производители фильмов пытаются с необъяснимым
упорством конкурировать с американцами как раз там, где американцы
сильнее всего.
Но, как говаривал Глеб Жеглов: <Ты не сознание, ты совесть потерял!> У
американцев есть чувство своей страны и чувство собственной правоты.
Пусть то, что они делают, далеко не всегда правильно, а порой и просто
отвратительно, но они делают свои фильмы и вкладывают в них свою душу -
ту, которая у них есть. Как, кстати, и китайцы, чей кинематограф сейчас
на подъеме, французы, сербы и даже малазийцы.
А мы пока за кем-то гнались, кому-то старались подражать, потеряли себя.
Для творческого человека это смерть. Ведь было в нашей не столь далекой
истории и другое - и первые места на международных кинофестивалях мы
занимали, и рыдали американцы над нашими фильмами, и в очередях за
билетами стояли. Владимир Меньшов с Москвой, которая слезам не верит,
должен это помнить. И <блокбастеры> делали не хуже американцев, пока
были самими собой - <Война и Мир> Сергея Бондарчука до сих пор является
рекордсменом в Книге рекордов Гиннеса по самому большому количеству
статистов, задействованных в батальных сценах.
Справедливости ради надо сказать и несколько хороших слов как о фильме,
так и о книге. Блестяще выполнена атака всадников Тамерлана, с которой
начинается фильм, жуткое впечатление производят персонажи Николая
Олялина, да и спецэффекты действительно сделаны на уровне, принципиально
новом для российского кинематографа. А сцена разрушения Останкинской
иглы вообще выше всяческих похвал! Это ж все телевидение отключилось!
Почти все рецензенты делали упор на то (ну, конечно, кроме самой любимой
темы кассовых сборов), что Светлые и Темные - суть одно и то же, что нет
Добра и Зла, что все едино, Светлые - зануды какие-то <правильные>, а
Темные - порочные, яркие индивидуальности. Темных даже делали более
привлекательными, чем Светлых. В фильме это не так, а в книге тем более.
Из фильма сразу видно, кто хорошие, а кто плохие. Не надо быть семи
пядей во лбу, чтобы понять, чью сторону занимали Светлые в 1941 году и в
1991-м. В книге это еще отчетливей. Там открытым текстом говориться, что
Светлые, Добрые всегда были на стороне СССР и активно работали в
Советских структурах, а Темные - те, кого мы по старой памяти называем
<демократы>. Светлые передвигаются по городу на ЗИЛах аварийной службы
<Горсвет>. Темные - на шикарных иномарках и мотоциклах
<Харлей-Дэвидсон>.
<Вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут!> - поет
Антон Городецкий на балу Темных сил.
В общем-то, и сейчас, наблюдая нашу политическую действительность,
сторонний наблюдатель без труда определит места локализации Светлых и
Темных. Шоу-бизнес, телевидение, банки, опять же гостиничный бизнес -
вотчина Темных.
<Начальник Антона, мудрейший Гессер, был замминистра в СССР!> - так поет
группа <Уматурман> в заглавной песне к фильму <Ночной дозор>. А в том
варианте, который пошел на радиостанциях и телевидении, после слова
<замминистра> певец как будто давится и вместо <СССР> фальшивым голосом
произносит: <В ю-эс-эс-а!> Зачем это, господа продюсеры? Темные силы
приказали? Чтоб дети не услышали, не спросили, что это такое СССР? Так
ведь все равно узнают.

Но мы поднимем гордо и смело
Знамя борьбы за рабочее дело!
Знамя борьбы всех людей, всех народов
За лучший мир, за святую Свободу!






Дмитрий АГРАНОВСКИЙ.
Электросталь,
Московская область