От Георгий
К Георгий
Дата 12.01.2006 22:14:13
Рубрики Прочее;

Еще о газовой войне (Фролов и Квицинский) (*+)

http://www.sovross.ru/2006/01/01_1_3.htm

СХЕМЫ-ПРИЗРАКИ


За что политобозреватели так любят политические скандалы? Ну, во-первых,
есть о чем писать, кроме как бы случайно обнажившихся кинозвезд. Но не
это главное. Главное в том, что, как писал Ленин, <всякие кризисы
вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное,
мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего>.
Несомненная польза от политических кризисов и сопровождающих их
публичных скандалов заключается в том, что они служат просвещению масс,
обнажают и выносят на всеобщее обозрение такие вещи, которые в иных
условиях остались бы за семью печатями. Например, тайны российских
залоговых аукционов конца 1995 года так и остались бы тайной, если бы не
публичная политическая и судебная разборка Путина и Ходорковского.

ГАЗОВАЯ война России и Украины также обнажила много крайне интересных
вещей. Официальная оценка итогов войны дана президентом Путиным,
заявившим, что Россия и Украина впервые за многие годы уходят от серых
непрозрачных схем и впервые выходят на абсолютно прозрачные равноправные
отношения. Но при ближайшем рассмотрении вся прозрачность свелась к
тому, что стороны были вынуждены обнародовать схемы своих финансовых
расчетов. Но действительная <прозрачность> этих расчетов такова, что от
ознакомления с ними глаза лезут на лоб и волосы становятся дыбом.
Прозрачность сделки - не что иное, как возможность проверки всяким
грамотным человеком того, как сходятся в ней концы с концами. Попробуем
подойти с этим критерием к соглашению, подписанному в ночь на 4 января
представителями Газпрома, украинского <Нафтогаза> и швейцарской фирмы
РУЭН (РУЭН). В соглашении главных концов два. За один из них крепко
ухватилась российская, за другой - украинская сторона. Каждая объявила
себя победителем. <Газпром> напирает на то, что будет, как и требовал,
продавать газ по 230 долларов за миллиард кубометров и ни центом меньше.
Украинцы, в свою очередь, подчеркивают, что будут покупать газ по 95
долларов и тоже ни центом больше. При этом, как ни странно, обе стороны
правы. Как стал возможен такой фокус? В этом и попробуем разобраться.
Для этого нужно набраться терпения. У всякого, кто пытается выяснить
финансовую сторону сделки на основании куцего текста соглашения и
противоречивых комментариев российских и украинских государственных
мужей, ум заходит за разум. Вот, к примеру, чаще всего повторяемый
тезис: <Посредническая швейцарская фирма <РосУкрЭнерго> (РУЭН) будет
покупать газ у Газпрома и в Средней Азии, смешивать его и продавать
Украине по 95 долларов за миллиард кубометров>.
Для этого у Газпрома нужно купить 4,8 кубокилометра, а у Туркмении -
29,2 кубокилометра газа. Заметим, что последняя цифра очень близка к тем
30 кубокилометрам, которые <Газпром> законтрактовал у Туркмении на этот
год. Так что расчет близок к реальности.
Но концы сходятся с концами только при условии бесприбыльной
бескорыстной работы. Однако РУЭН - совсем не благотворительная и не
бескорыстная, а, наоборот, очень даже корыстная и прибыльная
организация. Настолько прибыльная, что намерена в этом году разместить
свои акции на европейском рынке. Ее предшественники на ниве поставок
туркменского газа на Украину - <Итера> и Eural TG - заколачивали, как
утверждают злые языки, по два миллиарда долларов в год. В этой связи
летом прошлого года вновь всплыло дело некоего Семена Шмулевича,
разыскиваемого ФБР и Интерполом по подозрению в отмывании грязных денег,
в том числе и через РУЭН.
В прошлом году поставка туркменского газа на Украину осуществлялась по
следующей бизнес-схеме. Украинский <Нафтогаз> покупал газ в Туркмении и
на туркмено-узбекской границе продавал его РУЭНу. Тот, в свою очередь,
перекачивал газ до украинской границы и там вновь перепродавал его
<Нафтогазу>. При этом <Нафтогаз> передавал РУЭНу в счет оплаты
оказываемых ею услуг 37,5% от объема доставленного до
российско-украинской границы туркменского газа, который РУЭН реализовал
в Европе. Запомним хорошенько этот факт.

ОТНЫНЕ полномочия РУЭНа еще более расширяются - он будет покупать газ не
только в Туркмении, но и в Казахстане и Узбекистане, а также напрямую у
Газпрома. Ознакомление с текстом ночного трехстороннего соглашения
Газпрома, <Нафтогаза> и РУЭНа от 4 января вызывает уважение, переходящее
в изумление. Изнуренные бессонницей переговорщики пришли к потрясающим
воображение договоренностям. Действительно, с какой стати в рамках
российско-украинских переговоров обсуждался вопрос о поставках
узбекского и казахстанского газа в Закавказье и, более того, соглашение
об этих поставках было подписано украинской стороной? Очевидно, тут есть
какой-то требующий согласования интерес.
Коротко говоря, РУЭН превращается в главного посредника-монополиста
газового рынка на всех необъятных просторах СНГ. А если подробнее, то
вот зафиксированный в ночном соглашении торговый баланс РУЭНа по
закупкам и продажам с указанием продавцов и покупателей.
Закупки:
1. <Газэкспорт> (дочернее подразделение <Газпрома>) и украинский
<Нафтогаз> купят у Туркмении в неизвестной пропорции и по неуказанной
цене в общей сложности 41 кубокилометр газа. После чего они перепродадут
весь этот газ РУЭНу опять же по неуказанной цене.
2. <Газэкспорт> купит у Узбекистана до 7 кубокилометров газа по
неуказанной цене, после чего перепродаст этот газ РУЭНу также по
неуказанной цене.
3. Тот же <Газэкспорт> купит у Казахстана до 8 кубокилометров газа по
неуказанной цене, после чего перепродаст этот газ РУЭНу также по
неуказанной цене.
4. РУЭН купит у <Газпрома> до 17 кубокилометров газа по цене 230 млн.
долларов.
Итого, РУЭН купит в разных местах и по разным ценам суммарно 73
кубокилометра газа. Куда же он их продаст? А вот куда.
1. В 2006 году: 34 кубокилометра по цене 95 млн. долларов - на Украину,
совместному предприятию, которое создадут РУЭН и <Нафтогаз>.
2. В 2007 году: 58 кубокилометров по неустановленной пока цене - тому же
совместному предприятию.
3. 15 кубокилометров узбекского и казахстанского газа по неуказанной
цене - в Закавказье. (Из предновогодних сообщений можно понять, что
<Закавказье>, то есть Грузия и Армения, будет платить по 110 млн.
долларов за кубокилометр).
Итого, в соглашении говорится о продаже 49 кубокилометров в 2006 году.
Куда же денутся планируемые к закупке еще 24 кубокилометра? Соглашение
вроде бы обещает продать их Украине, но только не в текущем, а в будущем
году.
Стало быть, в этом году РУЭН продаст 24 кубокилометра куда угодно, но не
на Украину. И не в Закавказье, куда уже намечены 15 кубокилометров.
Остается западноевропейское и балкано-турецкое направления. О том, какие
бабки наварит РУЭН на разнице закупочной и отпускной цены, остается
только догадываться, но речь идет явно о нескольких миллиардах долларов.
Хорошо, но говорят, что Украине-то нужны не 34, а 58 импортных
кубокилометров. Их как раз и обещает поставить РУЭН, но только в будущем
году. Откуда же и по какой цене Украина возьмет недостающие 24
кубокилометра в этом году?
Официальные лица Украины (премьер Ехануров, секретарь Совбеза Кинах)
говорят, что это будут прямые поставки из Туркмении. Однако для этого
просто не хватит пропускной способности газопровода из Азии в Россию. По
словам российского министра топлива и энергетики Христенко, полный объем
транспортных мощностей от Туркменистана через Узбекистан до Казахстана
составляет 141 млн. кубометров в сутки. То есть, 141 5 365 = 51,5
кубокилометра в год. Если вычесть отсюда 15 кубокилометров узбекского и
казахстанского газа, которые купит и перепродаст в Закавказье РУОН, то
получается величина, близкая к тем же 34 кубокилометрам, которые РУОН
продаст на Украину. Опять остается газовая дыра объемом 24
кубокилометра, стоящая порядка шести миллиардов долларов по
западноевропейским ценам.
Стало быть, кто-то из контрагентов обманывает публику. Скорее всего,
обманывают оба. Выскажу по этому поводу личную гипотезу (подчеркиваю,
исключительно личную, и только гипотезу).

ЕДИНСТВЕННОЕ логически и арифметически непротиворечивое решение этой
головоломки следующее. Оно объясняет все арифметические нестыковки и
политические несуразности. Никаких 24 кубокилометров газа в народное
хозяйство Украины не поступит, как, впрочем, не поступало и раньше. Этот
объем - натуральная форма оплаты за <прокачку> из Туркмении на Украину
58 кубокилометров газа. 41% от заявленного объема поставки. Столько же,
сколько брала за свои услуги <Итера>, которую лоббировала Ю. Тимошенко.
До последнего дня своего премьерства она требовала расторгнуть договор с
РУЭНом и заключить его с <Итерой>.
Посчитаем еще раз. Цена транзита установлена ночным соглашением в
размере 1,6 доллара за тысячу кубометров на 100 км. При расстоянии
перекачки в 2,5 тысячи км транзит одного кубокилометра газа будет стоить
1,6 5 25 = 40 млн. долларов. Отсюда, кстати, следует, что РУЭН будет
закупать среднеазиатский газ, скорее всего, по средней цене около 55
млн. долларов за кубокилометр. Таким образом, транзит 58 кубокилометров
будет стоить 2320 миллионов. Разделив эту сумму на 95 млн. (цену одного
кубокилометра), получаем искомые 24,4 кубокилометра. Что и требовалось
доказать!
77 кубокилометров - это финансовый газовый баланс Украины. Реальный же,
физический, газовый баланс Украины на самом деле не 77, а на 24
кубокилометра меньше. И фактически она их не покупает. Ну, может быть, в
финансовом отчете будет указано, что вот, мол, мы заплатили РУЭНу за
транзит 2,3 миллиарда, а потом он купил у нас на эту сумму 24
кубокилометра.
Именно это обстоятельство дает основания украинской оппозиции говорить о
чудовищной газовой афере. Думаю, что и у российской оппозиции есть
основания говорить о том же. Вся соль в том, что в ночном соглашении на
2006 год объем поставки указан нетто, а на 2007 год - брутто. В первом
случае указан чистый объем реально поставляемого газа, а о вычете за
транзит специально даже не упоминается. Во втором же случае указан
только брутто-объем, поскольку о разделении его на чистый и вычитаемый
стороны не имели еще возможности договориться.
Как это произошло? Каким образом в текст открытого соглашения попала
секретная цифра, которую можно поминать лишь в кулуарах? Я предполагаю,
что это грубейший прокол переговорщиков, вызванный ночной усталостью, -
вместо одной цифры поставили другую, о которой больше всего и спорили,
но обнародовать которую было нельзя ни в коем случае. Теперь за этот
прокол расплачиваются первые лица Украины, делая совершенно
фантастические и противоречащие друг другу заявления о том, из каких
закромов Украина физически достанет якобы недостающие ей 24
кубокилометра. Выбалтывая при этом важные вещи. Так зампред правления
<Нафтогаза> А. Лопушанский так и сказал: <Мы пока не видим в нашем
балансе российского газа, он нам не нужен. Если когда-нибудь
понадобится, то будем вести переговоры с <Росукрэнерго>.
В основном, украинцы напирают на <прямые поставки> из Туркмении. Их
поддерживает своим авторитетом и Туркмен-баши. <Туркменистан поставит в
2006 году в Россию 30 млрд. природного газа по цене 65 долларов за
тысячу кубометров, - заявил он 29 декабря прошлого года. - Это достойная
цена и внушительный объем. Туркменистан свои обязательства полностью
выполнит. Мы недавно подписали соглашение и с Украиной - на 40 млрд.
кубометров, правда, по цене чуть ниже, но, думаю, это вопрос времени>.
Выходит, 70 кубокилометров при максимальной пропускной способности для
Туркмении газопровода <Средняя Азия-Центр> в 35 кубокилометров. А вторые
35 самолетами что ли возить будут? Безуспешная попытка премьера
Еханурова рационально объяснить все эти нелепости Верховной раде Украины
и привела к отставке правительства.
Кстати, в ночном соглашении объем поставок в Закавказье указан брутто.
Но логично предположить, что если РУЭН и с <закавказцев> возьмет за
транзит в той же пропорции, что и с украинцев, то есть 40% или 6
кубокилометров, то в его руках окажется в общей сложности 30 свободных
кубокилометров газа, с которыми он волен поступить как ему угодно, то
есть продать в Западную Европу, в Турцию или на Балканы.
Теперь можно и прикинуть расходы, доходы и прибыль РУЭН, этого
замечательного предприятия с уставным капиталом в 137 тысяч долларов.
Итак.
РУЭН купит: 17 кубокилометров у Газпрома по 230 млн. долл., в сумме - за
3910 млн. долл. 56 кубокилометров в Средней Азии по 55 млн. долл., в
сумме - за 3640 млн. долл. Итого - 6990 млн. долл.
РУЭН продаст: 34 кубокилометра на Украину по 95 млн. долл., в сумме - за
3220 млн. долл. 9 кубокилометров в Закавказье по 110 млн. долл., в
сумме - за 990 млн. долл.
30 кубокилометров <куда-то>, допустим, по 250 млн. долл., в сумме - за
7500 млн. долл. Итого -
11710 млн. долл.
Сальдо - 4 миллиарда 720 миллионов долларов США.За здорово живешь.
Где-то и совсем недавно мы уже видели подобные схемы. Только вот где?
Вспомнил: в судебном деле Ходорковского и Лебедева.

ЧТО ЖЕ такое РУЭН, за что ему такое счастье? Швейцарская компания с
уставным капиталом 137 тысяч долларов, учрежденная летом 2004 года после
встречи президентов Путина и Кучмы Газпромом и австрийской банковской
группой <Райффайзен>, зарегистрированная в городе Цуг по тому же адресу,
что и местное отделение <Райффайзена>. Оба учредителя действовали через
длинные цепочки дочерних предприятий. Поэтому РУЭН, строго говоря, не
<дочка>, а <праправнучка> <Райффайзена> и <правнучка> Газпрома. При этом
ее <бабушкой> является <Газпромбанк>, третий по величине банк России.
(Небезынтересно отметить, что одним из вице-президентов <Газпромбанка>
является юный С. Иванов - сын министра обороны).
Разбираясь во взаимоотношениях этих многочисленных <родственников>, не
надо забывать о том, что наш президент в отличие от своего
предшественника очень хорошо практически разбирается во
внешнеэкономических связях. Возглавляя в течение шести лет
внешнеэкономическое направление в петербургской мэрии, он обзавелся
надежными зарубежными друзьями и партнерами. Один из друзей, играющий
ключевую роль во многих международных банковских делах, в том числе и в
делах <Газпромбанка>, особо примечателен. Это Матиас Варниг, бывший
майор госбезопасности ГДР, знакомый Путина, как утверждают западные СМИ,
еще по Дрездену. Совместная служба переросла в дружбу семьями и
продолжается по сей день.
Соответственно нарастали и карьерные успехи Варнига. Ныне он назначен
управляющим директором Компании Североевропейского газопровода, главой
комитета акционеров которой стал еще один друг Путина - экс-канцлер
Германии Герхард Шредер. До этого Варниг служил председателем совета
директоров российского ЗАО <Дрезднер банк> и председателем управляющего
комитета консультативной фирмы <Дрезднер Кляйнворт Вассерштайн> по
России и СНГ. На этом посту он добился, что <Дрезднер> завладел
тридцатипроцентным блокирующим пакетом акций <Газпромбанка>. Кроме того,
<Дрезднер> был ведущим консультантом при покупке Газпромом Сибнефти у
Абрамовича за 13 млрд. долларов. А еще раньше он был оценщиком
Юганскнефтегаза, проданного на аукционе легендарной компании
<Байкалфинансгруп>.
Содиректором РУЭНа со стороны Газпрома стал К.Чуйченко. Его биография
предельно стандартна для крупного чиновника путинской России. Как и
положено, он окончил юрфак ЛГУ и Краснознаменный институт КГБ имени
Андропова. В университете был однокурсником председателя совета
директоров Газпрома, бывшего руководителя президентской администрации, а
ныне первого вице-премьера Д.Медведева, председателя Высшего
арбитражного суда А.Иванова, директора Федеральной службы судебных
приставов Н.Винниченко, зампреда правления <Газпромбанка> И.Елисеева.
Работал в прокуратуре, служил в КГБ, потом адвокатом. Ныне является
начальником юридического департамента и членом правления Газпрома. У
него еще много руководящих постов в разных фирмах, занимающихся
газодобычей и телевидением, но это в интересующем нас вопросе пока
несущественно.
О содиректоре РУЭНа со стороны <Райффайзена> О.Пальчикове известно
меньше - только то, что до этого он руководил московским
представительством предшественника РУЭНа на поприще торговли туркменским
газом, <венгерской> фирмы Eural Trans Gas. Впрочем, у <Райффайзена> и
без него давние и тесные связи с Газпромом.Так, руководители
<Газпромбанка> и <Газэкспорта> А.Акимов и А.Медведев многие советские и
постсоветские годы работали в Австрии в бывших учреждениях Внешторгбанка
СССР, отвечавших за аккумулирование валютной выручки от экспорта нефти
и газа.

НУ И ЧЕГО добилась эта великая и влиятельная организация кроме блестящих
финансовых успехов?
Главный политический итог в том, что расторгнут контракт от 9 августа
2004 года о поставке Россией Украине газа на пять лет вперед по
фиксированной цене 50 млн. долларов за кубокилометр. Это был щедрый
предвыборный аванс Януковичу и льгота на весь срок его президентства.
Стоит вспомнить, что с1994 по 1999 год Украина покупала у России газ по
80 млн. долларов. Затем под второе президентство Кучмы цена была снижена
до 50 млн., так сказать, предвыборный аванс. А под следующие выборы
такой же аванс был сделан Януковичу. Но Украина на аванс не купилась и
Януковича в президентское кресло не посадила. Соответственно для
ненавистного Ющенко газ будет дороже, невзирая ни на какие соглашения.
Советник Путина А.Илларионов с такой политикой не согласился и ушел в
отставку, заявив, что цены на газ нельзя применять в качестве
политического оружия. Это, мол, подрывает экономический авторитет России
в мире, поскольку соглашения заключаются не между лицами (Путиным и
Януковичем), а между государствами (государственными газовыми
компаниями) и нарушать их недопустимо.
Считаем ли мы вместе с Илларионовым, что газовым оружием пользоваться в
международных отношениях нельзя? Нет, мы так не считаем. Наоборот, мы
полагаем, что это делать можно и нужно. Но если уж замахнулся, то бей! А
что же это за удар, если фактически ты поднял цену с 80 до 95 долларов,
то есть всего на 19%? Замах на рубль, а удар на копейку. Такое повышение
даже инфляцию не компенсирует. Тем более нехорошо врать согражданам, что
ты такой крутой. Сограждане, конечно, в экономике не очень начитанны, но
разобраться в конце концов сумеют.
Итоги разборки следующие.
Россия чем дальше, тем больше превращается в сырьевой придаток
промышленных стран, в том числе и в сырьевой придаток Украины. Поэтому
разговоры о <сырьевой империи> хвастливы и безосновательны. Империи
состоят из метрополии и провинций. Метрополия, на роль которой
претендует путинская Россия, не может быть технологическим аутсайдером -
она должна быть технологическим лидером по отношению к провинции. Если
же наоборот, то не выйдет, как говорил штабс-капитан Мышлаевский,
<ничего, кроме ерунды>. Придаток не должен обижаться на то, что не он, а
ему будут диктовать цены на сырье. <Всякий товар стоит столько, сколько
в состоянии заплатить за него покупатель>. Этой фразой либералы до сих
пор стараются оправдать залоговые аукционы середины 90-х годов.
Действительно, если продать требуется до зарезу, то приходится
соглашаться с ценой, назначенной покупателем. Но тогда, в 90-е, не было
никакой необходимости продавать государственные заводы и месторождения.
А сегодня Россия сама загнала себя в такое положение, что продать нефть
и газ нужно позарез.
Поэтому придется считаться с тем, что нет сегодня в Европе <рынка газа>.
И не будет, пока Россия вместо газопроводов (они были актуальны в
середине 70-х годов прошлого века, когда их строил Брежнев) не построит
в своих незамерзающих портах несколько сверхмощных заводов по сжижению
природного газа. И вдобавок не восстановит свой океанский военно-морской
флот для прикрытия танкерного флота, транспортирующего сжиженный газ по
всему миру. Вот тогда и будет рынок, а не ерунда.
Нынешняя ерундовость российской <имперскости> замечена. Глядя на
украинский пример, недовольство российскими газовыми ценами высказали
уже и Молдавия, и Румыния, и Болгария, и Грузия, и Армения, и Турция. Не
удивлюсь, что о том же вскоре заговорят и Германия с Италией. Это
первое.
Второе. Разговоры о переходе под контроль государства все новых и новых
добывающих и перерабатывающих промышленных гигантов, то есть чуть ли не
о национализации, - эти разговоры для: очень наивных людей. В реальности
наблюдаются два параллельных и тесно взаимосвязанных процесса: переход
высокоприбыльных производств под контроль кремлевских чиновников и все
более широкая передача торговли их продукцией в руки частных
посреднических структур, да еще зарегистрированных большей частью за
рубежом. <Государственный> контроль над производством сводится к
определению того, кто будет посредником, то есть в чей карман поступит
львиная доля прибыли. Сегодня она поступает в карман организаций типа
РУЭНа и оседает на их зарубежных счетах. Подобных организаций - сотни и
тысячи. Они ворочают десятками миллиардов долларов, оставаясь
практически неизвестными широкой общественности. Газовая война лишь
чуть-чуть приподняла завесу, за которой они скрываются.
В таких условиях народу совершенно без разницы, сколько Украина будет
платить за газ. Реальным выходом из этого положения может быть только
смена государственной власти и установление государственной монополии не
только внешней, но и внутренней оптовой торговли энергоносителями,
сырьем и продукцией первого передела. Полная ликвидация частных
посредников в этой сфере. Только в этом гарантия того, что богатства
России будут служить ее народу.



Александр ФРОЛОВ.


------------------------------------------------------------------------
--------
http://www.sovross.ru/2006/01/01_1_4.htm

ШАГИ ВТЕМНУЮ?


Депутат Ю.А. КВИЦИНСКИЙ: почему Запад встревожен газовым конфликтом
России и Украины
Обстоятельства ценовой войны между Газпромом и Украиной продолжают
вызывать повышенное внимание в мире. Мы обратились к первому заместителю
председателя Комитета Госдумы по международным делам Ю.А.КВИЦИНСКОМУ
(фракция КПРФ) с просьбой дать оценку подоплеки этих бурных событий.
- Юлий Александрович! Газовый конфликт с Украиной завершился в конце
концов компромиссом, которым не нахвалятся кремлевские руководители.
Вместе с тем смысл достигнутой договоренности не совсем ясен. Поскольку
люди уже привыкли не доверять заявлениям Кремля, многие думают сейчас,
что власти что-то скрывают, изображают успех на пустом месте. В самом
деле, как это получается? Газпром утверждает, что <выжал> из Ющенко 230
долларов за тысячу кубометров российского газа, а принадлежащая Газпрому
компания Росукрэнерго обязалась поставлять на Украину газ за 95
долларов. Кто же приплачивает украинцам?
- 95 долларов на круг, очевидно, получается в результате того, что
Росукрэнерго будет поставлять на Украину как дорогой российский, так и
более дешевый туркменский газ. До сих пор газовый баланс Украины
складывался из 18 млрд. кубометров собственной добычи, 36 млрд.
кубометров туркменского и 25 млрд. кубометров российского газа. При
таком соотношении цифра 95 не получается, но на нее можно выйти, если
увеличить долю газа, поставляемого из Средней Азии. Детали этой сделки
до конца не раскрываются. Поэтому на Западе ее характеризуют как
<темную>, хотя и приемлемую для всех участвующих сторон и лиц.
- А что там, на Западе, вызывает сомнения?
- Ну, например, почему для осуществления этой договоренности
понадобились <прокладки> в виде малоизвестной фирмы Росукрэнегро,
которая, кажется, на 50% является дочкой все того же Газпрома? Далее,
сколь долго Туркмения будет держать цены на свой газ на нынешнем низком
уровне, т.е. по существу дотировать Украину? Есть и такой вопрос:
выдержит ли украинская экономика нынешний уровень цен, не начнется ли
через некоторое время обвал в ряде ее ведущих экспортных отраслей, таких
как металлургия и производство искусственных удобрений? Эти опасения
подпитываются настораживающими заявлениями российского президента,
который продолжает уговаривать Киев: мол, если ему будет трудно, Россия
будет опять готова помогать.
- И что же тогда будет?
- Поживем - увидим. Опасения насчет платежеспособности Украины сильно
занимают страны ЕС. Если Украина окажется не в состоянии платить новую
цену в 95 долларов, то Киев почти неизбежно вернется к практике
воровства газа. А что это такое, в ЕС очень остро почувствовали в те
дни, когда Газпром закрутил газовый кран. В некоторых странах ЕС после 1
января этого года недосчитались порядка 50% предназначавшегося им
российского газа. Конечно, западные СМИ не замедлили обратить весь свой
благородный гнев против России, но Киеву-то в те дни без обиняков и
очень ясно сказали, что так дело дальше не пойдет и что надо
договариваться. Вот <оранжевые> и были вынуждены уступить.
- Но на Москву Запад ведь тоже оказал сильное давление. Кондолиза Райс
под новый год послала резкое письмо С.Лаврову, предупреждая Россию
против <провокационных шагов>. Были и другие высокие обращения. Но
подачу газа Россия тем не менее прекратила, что вызвало не только
раздражение, но и испуг. Уже после заключения сделки Райс опять взялась
корить Кремль за то, что он не готов ответственно вести себя на
энергетическом рынке, демонстративно заявила на встрече с журналистами в
Госдепе, что, мол, так игру вести нельзя, что Россия действует не по
правилам, о чем <очень, очень ясно> было сказано русским и т.д.
- Конечно, давление было. Но если разобраться, весь его пафос можно
свести к следующему: как вам, г-н Путин, не стыдно цены так повышать для
украинцев, да еще в год, когда вы становитесь председателем <восьмерки>.
Это больше походило на растерянные мелодекламации, чем на разговор с
позиции силы. Правда, у нас многие привыкли бледнеть от одного гневного
взгляда американцев, но на сей раз, видимо, поняли, что <это гром не из
тучи, а из навозной кучи>, как любил говорить мой бывший начальник,
посол СССР в ФРГ В.С.Семенов.
- А чем можно объяснить такую сдержанность Запада?
- Все, на мой взгляд, достаточно просто. Сейчас им не с руки задираться
с нами. США крепко завязли в Ираке и Афганистане и не скоро оттуда
вылезут. Американцам нужна поддержка Кремля, чтобы попытаться заставить
Иран пойти на уступки в деле свертывания его ядерной программы. К тому
же с Россией предпочитают не портить отношений в тот момент, когда
открываются неплохие возможности внедриться или даже поставить под свой
контроль ее сырьевые и энергетические ресурсы. Газпром ведь уже частично
начал распродаваться.
На подходе новый российский закон о недрах, на базе которого многие
думают неплохо поживиться. Далее, Кремль обозначил посредством нового
закона о некоммерческих общественных организациях возможность перекрыть
каналы западного влияния в России, прежде всего в оборонной и ядерной
сферах. Если он продолжит движение по этому пути, то псу под хвост может
пойти все, над чем с таким усердием трудился в России Запад на
протяжении последних 15 лет. Есть страхи и в отношении возможности
повторения дела Ходорковского применительно уже к новым фигурам, тесно
связанным с Западом.
В этой ситуации Вашингтону приходится скрепя сердце говорить, что
урегулирование отношений с Украиной - <позитивный шаг>, но некоторые
моменты этой сделки, мол, <внушают опасения>. Поэтому надо, дескать,
<воспитывать> Кремль, но продолжать сотрудничать с ним. Говорят, что
искусство дипломатии состоит не в том, чтобы ссориться с Россией, а в
том, чтобы взаимодействовать с ней там, где это выгодно, и осаживать ее
там, где она плохо себя ведет. Правда, при этом господа из Госдепа США
не скрывают, что стратегические цели в отношении России по окончании
<холодной войны> отнюдь не изменились. Обрубок Советского Союза,
оставшийся живым после Беловежской Пущи, надо продолжать <сковывать> в
экономическом, деловом, политическом и личном плане.
- В личном плане ?
- Ну да, и в личном плане тоже. Имеется в виду, что в этом году Россия
будет председательствовать в <восьмерке> и устроит саммит в Петербурге,
в повестку дня которого сама предложила поставить вопрос об обеспечении
энергетической безопасности. Россия очень заинтересована в успехе этой
встречи как ее хозяйка. Следовательно, как рассуждают на Западе, надо
воспользоваться этой заинтересованностью и постараться возможно глубже
впутать Россию в систему договоренностей об энергетической безопасности.
Эти договоренности должны были бы открывать надежный доступ Западу к
российским энергоресурсам на длительную перспективу и в то же время
лишать Россию возможностей использовать энергетическую компоненту для
решения своих национальных задач во внешней политике.
Наиболее откровенные западные собеседники формулируют эту цель так: не
позволить России менять не ею установленные правила игры на
энергетическом рынке, а заставить ее подчиниться этим правилам, несмотря
на уникальные природные богатства и возможности нашей страны. Они ведь
объективно позволяют нам диктовать условия той же самой Европе. Тогда в
Вашингтоне и в Брюсселе появится надежда сыграть на честолюбии новых
хозяев России, о которых хорошо известно, что они готовы многое отдать,
лишь бы быть признанными полноправными членами <восьмерки>.
- Но США и ЕС имеют серьезные рычаги влияния на Россию помимо игры на
честолюбии ее руководителей.
- Конечно, имеют. Но, как мы сейчас видим, приходится при их
использовании сопоставлять выгоды и возможные издержки, думать о
перспективах. Положение России как великой энергетической державы -
уникальное: ее влияние в мире будет неизбежно расти. В головах некоторых
западных стратегов уже маячат кошмарные картины огромного российского
энергетического спрута с головой в Москве, который простер свои
щупальцы-трубопроводы на всю Европу, Китай, Японию и т.д.
Как помешать России воспользоваться возможностями, которые открываются
перед ней? Кое-кто в Брюсселе говорит, что надо бы пригрозить России
после газового спора с Украиной: ЕС может сократить закупки российского
газа, и тогда Россия потеряет 8% своего ВВП, а комиссар ЕС по энергетике
(из прибалтов) даже собрался сформулировать единую линию Евросоюза
против России. Но это, скорее, блеф. Не в том сейчас ЕС состоянии, чтобы
принимать какие-либо серьезные стратегические решения. Не случайно, что
пока одни члены ЕС что-то галдят по адресу <силовой политики> России,
другие требуют поскорее строить новые газовые магистрали в Европу в
обход украинцев, прибалтов и поляков.
Уже сейчас мы покрываем более 25% потребности Европы в газе, и наша доля
будет возрастать. Надо быть реалистом - Европе больше взять газ в
необходимых для ее развития количествах неоткуда. Норвегия этих
потребностей не покроет, а Голландия с Англией не в счет. Для нас же
свет на Европе клином не сошелся. Необъятный китайский рынок, а также
Япония ждут не дождутся прихода наших энергоносителей. За Россией Запад
будет вынужден ухаживать. Важно только, чтобы это твердо уяснили себе у
нас в коридорах власти и не пугались по поводу взрыва каждой хлопушки в
Вашингтоне и в Брюсселе.
- Мы так увлеклись мировой политикой, что совсем забыли об Украине. Что
эта сделка будет означать для украинской политики, для дальнейшего
развития наших отношений?
- Прежде всего газовый конфликт с Россией явился отрезвляющим холодным
душем для Киева. Но не только для него одного, но и для западных
покровителей героев Майдана. Ведь до сих пор украинская политика и
западная стратегия в отношении Украины основывались на расчете, что
Украина уйдет из сферы российского притяжения и примкнет через НАТО и ЕС
к Западу, а Россия еще и заплатит за это. Этот расчет оказался иллюзией,
в чем Киев и его покровители могли убедиться в
эти дни.
Если посчитать, мы до сих пор ежегодно субсидировали Украину только за
счет поставок дешевых энергоносителей на сумму порядка 3-5 млрд.
долларов. Это больше, чем вся помощь Евросоюза Украине за 14 лет ее
<самостийности>. А США? Они до сих пор хлопают от восхищения крыльями по
поводу успеха оранжевой революции и прихода Ющенко к власти. А,
собственно, чего так раскукарекались? В прошлом году американцы выделили
своим подопечным смешную сумму в 174 млн. долларов.
Теперь стало ясно, что ни США, ни ЕС не собираются брать Киев на свое
иждивение. Никто из них в эти критические дни не предложил Киеву ни
одного цента для того, чтобы обеспечить поставки российского газа по
мировым ценам, без которых экономика Украины мертва. Предпочитали
раздавать бесплатные советы о том, что Украине надо самой встать на
собственные ноги, и тогда она превратится в желанного партнера для
Запада. Но Украина ведь и после газового скандала с нами останется
попрошайкой, только теперь ей будет подавать на прожитье не Газпром, а
Туркмен-баши.
К тому же Украина имеет огромный доход от своих гастарбайтеров в России.
Об этом часто забывают. Слишком привыкли получать от России деньги и
проводить вызывающую русофобскую политику. А ведь если оборвется эта
пуповина, многие украинские семьи, села и даже города окажутся в
отчаянном положении. Знает ли об этом Запад? Да, знает. И тем не менее
украинцу получить там на законном основании работу очень трудно. А вот
все новых антироссийских шагов от Киева Запад непрестанно требует.
Газовый кризис, видимо, заставит Украину взглянуть правде в глаза. Какие
она сделает выводы - это ее дело. Как поведет себя украинская оппозиция
накануне предстоящих парламентских выборов - это опять-таки ее дело. Но
это и наше дело. Тут не надо стесняться. Украина не только наш близкий
сосед, но и наша родная кровь, наша боль. Украину науськивают на
конфликт и противостояние с Россией, т.е. толкают в пропасть. Вместе с
украинцами в эту пропасть хотят толкнуть и миллионы русских людей в
Крыму, в Донбассе, на Харьковщине и в Одессе. Россия не раз говорила о
готовности протянуть руку помощи и поддержать своего соседа. Будем
надеяться, что теперь, после газового катарсиса, это будет понято и
услышано. Настал момент истины и время действий и переоценок. Россия и
Украина должны быть вместе. Российско-украинское противостояние - это
путь в никуда, путь к катастрофе.