От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
25.01.2006 08:45:49
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Что для нас Ленин сегодня? Аксёнов жжОт! :-))))))) (*+)
http://www.izvestia.ru/comment/article3057490
ЧТО ДЛЯ НАС ЛЕНИН СЕГОДНЯ?
PRO и CONTRA
Восемьдесят два года назад, 21 января 1924 г., умер Владимир Ленин.
Пятнадцать лет назад большинству наших сограждан казалось бесспорным,
что "дело Ленина" потерпело сокрушительное поражение. Однако оказалось,
что не все так просто - дискуссии вокруг этой исторической фигуры не
стихают и по сей день.
Он шел на штурм неба
Ленин - сегодня?! После чудовищного провала социалистического
эксперимента?! Когда по миру триумфально шествует неолиберальная
глобализация, утверждая безраздельное господство капитала?!
Ленин обвиняется по двум пунктам.
1. Вверг в революцию страну, в принципе не готовую к социализму.
2. В силу отсталости России был вынужден пойти на беспрецедентное
насилие, чтобы удержать власть.
По всем марксистским канонам социалистическая революция не могла
произойти в отсталой России. Ленин мыслил русскую революцию как
детонатор общеевропейской. Но революционное движение на Западе постигла
катастрофа, большевики оказались в одиночестве, и родился НЭП, отчаянная
попытка доделать недоделанную капитализмом работу. И Ленин отчетливо
сознавал, что "построение социализма в одной отдельно взятой стране" в
принципе невозможно. Социализм может победить лишь глобально. Через семь
лет он, умирая, понимал, что его смерть обернется катастрофой революции.
Я думаю, он умер от ощущения острейшего горя. Сдвинув Россию и весь мир
со старых осей, он надорвался. Он словно физически чувствовал, что
революция уперлась в непробиваемую толщу истории, что вместо социализма
в стране неотвратимо складывается бюрократическая формация сродни
азиатским деспотиям, царившим в Древнем Египте, Месопотамии... И в этой
деспотии его имя будет превращено в идеальный инструмент господства
бюрократии. (Наш новоявленный капитализм остается сегодня таким же
бюрократическим, каким был псевдосоциализм.)
Научной мысли еще предстоит понять, почему "праздник угнетенных"
(выражение Ленина) вылился в "кровавый карнавал" (М. Вебер), почему
"штурм неба" обернулся котлованом ада, а прорыв к свободе привел к
тоталитарной системе подавления и репрессий. В этом наша трагедия,
явленная миру. И это делает Ленина величайшей трагической фигурой XX
века.
Но означает ли это, что Октябрьская революция - случайность,
произошедшая по воле одного человека? Революции не происходят по заказу.
Апостол мировой революции, которого не заподозришь в русском
национализме, Лев Троцкий пишет: "Ленин глубоко национален... Чтобы
руководить таким небывалым в истории народов переворотом, какой
переживает Россия, нужна... неразрывная, органическая связь с основными
силами народной жизни - связь, идущая от глубочайших корней".
Октябрьская революция спасла Россию от национальной катастрофы. В случае
поражения революции в России утвердился бы фашистский режим. Пять лет
большевики собирали распадавшуюся страну. Именно благодаря революции
Россия сразу преодолела провинциальную захолустность и вошла в эпицентр
мировой истории. По сути, Октябрьская революция и порожденный ею
Советский Союз (со всеми великими и ужасными страницами своей истории) и
есть наш - как народа - самый значимый вклад в мировую историю и
культуру.
Возможно, нам еще не открылся подлинный смысл нашей революции как самой
ранней попытки переустройства мира на иных, чем капитал, началах. И
разве, например, во Франции капитализм не утверждался через серию
революций? Почему же так не может утверждаться и новый строй? Ницше
принадлежат загадочные слова: все великое первоначально входит в мир в
искаженном виде...
Теперь об обвинении в том, что Ленин был черным пророком безудержного
насилия. Да, Октябрьская революция была страшным и жестоким восстанием
низших классов общества. А какой могла быть революция в стране, где 400
лет подавляющее большинство населения оставались рабами, которыми
торговали, как лесом или пенькой?
Самая жгучая проблема настоящего - проблема будущего. Для будущего
значение Ленина огромно: он творил грандиозный миф единого мира господ
без рабов. Его величие заключалось в безмерном, как солнце, проекте
иного будущего и в воле воплощать этот проект. Именно в ходе революции
люди переживают великое наслаждение: свергая старую власть, человек
приглашается историей к сотворению своей судьбы собственными силами.
Неправомерно судить о ленинской <эпохе крови и железа> с позиции
сегодняшнего вульгарного времени навязчивого потребления,
политкорректности и барыша. Но в недрах нашей эпохи зарождается
социальный тайфун чудовищной силы. И когда он вырвется наружу, нам
придется дать ему его имя.
Ленин вновь стоит на глобальной повестке дня, ибо так и не решены
проблемы, за которые он отдал жизнь. Поэтому захоронение Ленина имеет
громадное символическое значение. Пока он лежит на Красной площади,
нигде в мире капитал не может праздновать окончательную победу. Ведь и
через 15 лет после краха Советской власти нынешний режим не может
выкорчевать до конца советское наследие.
Владимир Миронов, профессор МГИМО
===========================================
Ильич не понял XX век
Меня поражает, что фигура Ленина до сих пор в центре дискуссий и
интереса. Был ли это величайший гений всех времен и народов или
величайший злодей - я так полярно вопрос перед собой никогда не ставил.
Но народ ставит. И речь, по-моему, уже идет не о живом человеке, а о
каком-то фантоме, который возник в первую очередь в результате
пропаганды, в том числе художественной, главным образом, кинематографа.
Все наши великие, действительно замечательные режиссеры - и Юткевич, и
Михаил Ромм, и Козинцев, и Трауберг - приложили к этому руку и создали
ленинский шаблон. Я бы сравнил это с шаблоном Чарли Чаплина.
Определенная походка, определенные паузы и способ выражения мысли -
когда звуковое кино началось. И все. То же самое было сделано в
советском кино по отношению к Ленину. Кто его играл? Штраух. Щукин.
Кто-то еще. И все они ходят так, как ему полагается ходить. Ручки - под
мышечки. Прищур с хитрецой. Добродушный, милый, смешноватый такой Ильич.
И вот этот смешноватый, добренький Ильич как появился, так и не может
уже выйти из умов.
А между тем он вообще-то был средоточием каких-то гнусноватых качеств
человеческих. Я базируюсь на новейших исследованиях, таких, как книга
генерала Волкогонова. Я даже писал рецензию в <Лос-Анджелес таймс> на
эту книгу. Из этой книги возникает ублюдочного характера человек,
скучный безумно, очень зацикленный и упертый, маниакальный и жестокий.
<Мы пойдем иным путем> - значит, на виселицу мы не хотим, как брат. А
вот других вешать он любил. И те записки, которые рассекретил
Волкогонов, полны именно этим: повесить 300 человек и оставить, чтобы
висели. Об этом говорил еще Мельгунов, и рассекреченные в 90-х документы
укрепляют в этом мельгуновском образе Ленина. Работая над книгой о
Сталине, я изучил много документов той эпохи, и, в общем, думаю, был бы
готов написать и о Ленине. Кстати, мое детство и ранняя юность прошли в
ленинских местах, в окрестностях казанских. Рядом там село Кокушкино,
где у них поместье было.
Когда я размышляю о том, что это за сила такая возникла в его лице, то
убеждаюсь - это, конечно, не человек ХХ века. Он был человеком XIX века.
Кто-то считает, что даже из Средневековья. Отчасти да. У кого-то он
ассоциируется с Савонаролой. Я думаю, он - главным образом - из
возникшей в XIX веке передовой интеллигенции. Савонарола, тот совсем
бесноватый был, а этот старался прикрыться прагматизмом. Но вообще-то
тоже настоящий бесноватый человек. И он не понимал того времени, которое
началось в конце XIX - начале XX века. Он его пытался поломать, но не
поломал все-таки.
И он вдруг поскучнел. Был такой период, когда Ленин решил, что революция
погибла, что ее не будет никогда. Я это объясняю тем, что он вдруг
ощутил дыхание нового века. Осознал, что будет и другая наука, будет и
другое искусство, другая философия, которых он не понимает абсолютно, -
философия символизма, апокалиптические такие искания. Этих философов он
ненавидел смертельно и в итоге выслал за пределы страны - на
<философском пароходе>. Он-то хотел их расстрелять, но вроде Троцкий
как-то помешал. Ленин понимал, что идет новое время, в котором ему нет
места. Что его спасло - Первая мировая война: затормозила новый, ХХ век.
И под эту марку он быстро вскочил в поезд. В пломбированный вагон.
Не думаю, что у него уже накануне 1914 года было понимание дуализма
наступающего века, но ощущение, что ему тут нет места, было. Все его
сподвижники отмечали, что Ильич засыхает. Его спасла любовь. Появление
Инессы, новый сексуальный опыт, которого он не получал, видимо, от
Надежды, его здорово опять взбодрил. Тут еще война, договор с немцами -
и он взорлил и ринулся вперед. И дальше уже удержу не было никакого.
Интересно, сколько лжи собралось вокруг его образа. Даже в этих фильмах,
о которых я говорил, даже там, где люди пытаются сказать какую-то долю
правды... Когда появился фильм "Синяя тетрадь" по Казакевичу, мы все
обалдели, что там вдруг назвали Зиновьева. Там еще какой-то рабочий
говорит, что передовые самые социал-демократы среди рабочих уже
сомневаются в нем. Но в остальном - все равно - тот же ленинский шаблон,
те же прищуры, те же "ха-ха-ха, батенька!" и т.д. и т.п. Образ
доброго-доброго, добренького человека. Я помню, как в Польше вышли
зощенковские рассказы о Ленине. Это был бестселлер, их расхватывали и
хохотали безумно. Действительно некий Чарли Чаплин советский.
А отстранение в конце жизни от дел, страшная его смерть - за этим вообще
видится рука провидения и спасения.
Василий Аксенов, писатель
=============================================
Дело и тело
Отношение россиян к личности Ленина и роли этой личности в отечественной
истории стало за последнее десятилетие значительно сдержаннее и
спокойнее, утверждают социологи "Левада-центра". Так, с 1995 года вдвое
(с 12% до 6%) сократилась доля граждан, для которых Ильич - не более чем
политический авантюрист. В то же время резко (с 25% до 41%) выросло
число людей, соглашающихся с утверждением "через 40-50 лет никто, кроме
историков, о Ленине вспоминать не будет". Особенно сильно взгляды на
фигуру главного большевика зависят от возраста участников исследований:
среди молодежи до 25 лет его оценки как положительной исторической
личности, мыслителя и вождя встречаются почти в два раза реже, чем среди
опрошенных старше 55 лет.
Однако говорить о том, что Ленин превращается в отрицательного
персонажа, не приходится. По данным Фонда "Общественное мнение", 58%
опрошенных положительно оценивают роль Ленина в истории России и только
21% - отрицательно, 59% россиян полагают, что "вождь мирового
пролетариата" был хорошим человеком, и только 11% - что плохим.
Еще сильнее раскалывается общество, когда речь заходит о возможном
захоронении останков Владимира Ульянова. В октябре прошлого года против
этого выступало больше половины населения страны - 53% респондентов
Всероссийского центра изучения общественного мнения. Правда, лишь
меньшая часть из них (22%) считает, что "тело вождя нашего народа по
праву находится в Мавзолее на главной площади страны". Остальные
ссылались на то, что гробница с мумией - это такая выдающаяся
достопримечательность, которую жалко разрушать, ведь поток туристов
сократится. Противоестественным способ упокоения Ильича называют только
40% россиян.
Георгий Ильичев