От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
25.01.2006 08:43:50
|
Рубрики
|
Прочее;
|
(!!!!!!!!!!!!) Владимир Малявин. Когда уходит народ (*+)
http://www.russ.ru/columns/poison/97015139
Когда уходит народ
12 сентября 2005
Владимир Малявин
Наконец-то я рассмотрел толпу в московском метро. И невольно вздрогнул.
Не меньше семи-восьми из каждого десятка мужчин выглядели совсем
одичалыми. Не простодушно-дикими в духе бонсоважей Руссо, а именно
одичавшими, окончательно покорившимися "основному инстинкту" живых
тварей - ненасытному вожделению и его бесчисленным производным. С
безумным блеском в глазах, потные от жары и толкучки, с бутылками и
банками пива в руках они или были устремлены в мыслях к какой-то
завладевшей их сознанием цели, или громко, с бессмысленным напором в
голосе обсуждали бытовые проблемы, грубо жестикулируя и строя гримасы.
На их фоне женщины выглядели несравненно достойнее. Среди них было
немало породистых, очаровательных и просто красавиц. Было видно, что
хранительницы родового начала жизни страдали гораздо меньше от моральных
и материальных унижений, которые преследуют рядовых обитателей
современных мегаполисов. Большинство из них с гордостью и даже вызовом
демонстрировали решимость исполнять свою миссию в любую погоду и при
любой власти.
Эй вы, седоки казенных "Ауди" и личных джипов! Выйдите за ворота своих
резиденций, вглядитесь в толпу, которая каждое утро спускается в душную
подземку, как в братскую могилу. Это ВАШ народ. Но нет, не выйдут и не
посмотрят. Они сами так и устроили. Они и есть хозяева на этом празднике
жизни победившего капитализма.
На днях, идя по Никитской, увидел вывеску: "Суши-бар Элите". Слова
"элите" ни в русском, ни во французском, конечно, нет, а из-за мягкого
"е" в окончании звучит оно совсем по-нижегородски. Сдается мне, что
подсознательно его придумали по аналогии с "эгалитэ-либертэ", но только
в контрапункт им. Очень точный симптом сознания новой псевдоэлиты
России - столь же тщеславной, с глобальными претензиями, сколь и
безграмотной. Парижский приятель, говорящий по-русски и часто видящий в
своем городе русских, цитирует моего соотечественника из нуворишей: "Я с
утра СУШАМИ наелся". (Вообще-то, по-русски правильно писать "суси".)
Самый большой грех нынешней власти, который не искупается даже
восхитительной стойкостью русских женщин, состоит в том, что она
оставила людей без веры в простые и вечные нравственные ценности, даже
без веры в ценность и смысл человеческой жизни. Нынешняя дикая и
невежественная власть просто не понимает, зачем нужна такая вера, зато
приучает простой люд - и приучает упорно, даже с энтузиазмом - к
поклонению Мамоне и сулимым им призрачным удовольствиям. Вот где зарыт
корень сегодняшнего озверения: от людей требуют ценить заведомо
ничтожное, пустое, низкое, унижающее. Ибо богатство, не приобретенное
творческим трудом, и удовольствие, которое хотят получить без малейшего
нравственного усилия над собой, унижают человека даже больше, чем
внешнее насилие. Физическое насилие калечит только тело, а умственная
лень и распущенность убивают душу. И вот человек перестал быть
интересным и нужным даже самому себе. Человек расчеловечился.
Без малого двести лет тому назад Фридрих Шлегель указал на три
"характерные черты нашего времени": первая - бесконечная болтливость,
вторая - незнание своего предназначения, а третья - неспособность
представить, что на этой земле когда-либо было нечто действительно
великое. Не правда ли, очень хорошо узнаваемые "черты нашего времени"?
Вот только за истекшие с тех пор два столетия их масштаб вырос на
порядок. Молотилка масс-медиа раздробила жизнь на эффектные, но
бессмысленные фрагменты, которые несутся в калейдоскопическом
беспорядке, захваченные ревущим Манштремом уже какого-то ирреального,
подлинно постапокалиптического бытия. Существенное и пустячное,
прекрасное и уродливое, истинное и лживое, даже живое и мертвое - все в
этом потоке смешано в одно, все одинаково всем чужое, все способно
вызвать в людях разве что тупую ухмылку. В чем движущая сила, глубинный
больной нерв этого гибельного водоворота? В нигилистическом обесценении
вещей, которые сводятся к общедоступному и общеразменному, как монета,
знаку; в дикарской свободе вседозволенности и цинизма. Не без удивления
замечаю, что в России, пожалуй, поболе, чем где-либо, с телевизионных и
прочих экранов, с рекламных щитов, со страниц покорной толстосумам и
политическим кукловодам прессы льются на обывателя потоки самой
разнузданной пошлости. Фабрика по измельчанию человеческих душ работает
на полную мощь. Дьявольский механизм действует тупо и просто: людей
оболванивают миражами сладкой жизни и придуманными ужасами, дурацким
смехом и расчетливой жестокостью, псевдоглубокомысленной болтовней и
пустопорожними "дискуссиями". Молодежи внушают, что ценны только деньги
и власть, которые достаются, конечно, только "крутым", т.е. отъявленным
циникам и негодяям. За женщиной признается только право быть объектом
вожделения, в сущности - проституткой, каковую и нужно по праву считать
истинным знамением этих постапокалиптических времен Вавилонской
блудницы, ведь проститутка назойливее и откровеннее всех прочих сеятелей
соблазна обещает заведомо несбыточное удовольствие. Уж не оттого ли,
кстати, женщины сегогдня так цветут и пахнут, что соблазн им удобен и
уютен, а мужчины, которым отказано в праве искать реальное и истинное,
наоборот, раздавлены и деморализованы?
Нам всем, а молодым в особенности, нужно уяснить одну простую истину:
одержимость удовольствием - самый верный признак духовной немощи. Не то
чтобы удовольствие само по себе есть фикция. Когда удовольствие
сопряжено с внутренним достижением, с прозрением, хотя бы смутным,
райского совершенства человека, оно становится подлинной целью и смыслом
духовной жизни. Обманчив только культ удовольствия. И этот культ есть
сердцевина нигилизма, насаждаемого и освящаемого капиталом с его законом
"либидинальной экономики": всегда разжигать желание, но никогда не
удовлетворять его, имитировать реальность, но закрывать доступ ко всему
реальному. Призрачные образы "оцифрованного мира", ИДЕАЛЬНЫЙ СОБЛАЗН
(кстати, по определению невозможный, отрицающий сам себя) - таково
высшее и самое законченное выражение этой насквозь лживой, по сути
совершенно безрассудной логики.
Вот поразительный, отчасти даже пугающий факт: сила человеческого
самоотрицания, неистовство духовного саморазрушения не только не
отрицают, не устраняют себя, но оказываются самым прочным и устойчивым
элементом современной жизни. Современное общество приноровилось питаться
собственными миазмами. Подтверждается ли чем-нибудь эта странная догадка
о том, что в современной жизни нет ничего более стойкого, чем гниль, и
более живучего, чем паразит? Увы, слишком многим. Взять хотя бы
сегодняшнее состояние власти в России. В былые времена говорили, что
правители приходят и уходят, а народ остается. Розанов даже книги на эту
тему издавал: "Когда начальство ушло", "Когда начальство пришло"...
Теперь все повернулось иначе и страшнее: начальство при всех зигзагах
политической линии остается, зато неотвратимо уходит в небытие... народ.
Да и пафос Василия Васильевича с его обличениями демагогических
разглагольствований на тему "общественности" устарел безнадежно. Нынче в
России от имени общественного интереса даже с лицемерной серьезностью
никто не говорит. Над элементарными правилами морали, над скромностью и
целомудрием, даже над обыкновенной человеческой порядочностью теперь
открыто смеются, да еще норовят из дикарского озорства пнуть посильнее
всякую добродетель. В не столь уж давние времена пресловутого застоя и
маленькие, и большие начальники тщательно скрывали, что берут взятки, и
боялись показывать свое богатство. Сегодня вокруг только и слышишь
разговоры про взяточничество в государственных учреждениях или на том же
телевидении, и все старательно делают вид, что сия зараза их не
касается, словно они не граждане своего государства, а проезжие папуасы.
Вот уже и высшие лица государства не стесняются заявлять, что строить
современные дороги в России нет никакой возможности, потому что
"отпущенные средства разворуют". А у меня недавно хороший знакомый погиб
на трассе "Москва-Петербург" как раз из-за плохого качества шоссе. И
сколько еще людей по этой причине гибнет и калечится в России! Страшно
сказать, но о дураках и дорогах в нашей стране уже и говорить устали.
Впрочем, и то правда, что народ наш излишней чувствительностью не
страдает и уже давно отвык или его отучили - какая теперь разница? - от
излишней чувствительности. Вот после недавних взрывов в Египте из трех
тысяч русских туристов только трое пожелали вернуться на родину.
Остальным гибель сотни людей прямо по соседству, по-видимому, ничуть не
отбила желание развлекаться и дальше. Уплочено...
Тем временем публичная политика подменена саморекламой и базарной
перебранкой. Первое, что я увидел в новостях по приезде в Москву: два
холеных и безмерно довольных собой господина, состоявших прежде в одной
партии, но по непонятной причине рассорившихся, с упоением делили
партийное наследство, и один толстяк называл "паскудством" (sic!)
поведение другого.
Политика, как ругань, тоже неотъемлемая часть нашего времени показухи и
всеобщего раздрая, выдающего некое глубинное, неустранимое, но тщательно
скрываемое безрассудство, отсутствие "царя в голове". Государство - это
уже не "я" и не "мы" (и то и другое еще может послужить разуму точкой
опоры), а какие-то безликие и безответственные "наши люди". Уже и
молодежь учат делить соотечественников на "наших" и "чужих". Других
критериев в арсенале современной политики, видно, не осталось. Да только
с таким критерием строить будем не государство, а опричнину в
государстве.
Молодых жалко больше всего. Ибо как раз о режиссерах этого бездарного
балагана сказано, что соблазняющие малых сих заслуживают мельничный
жернов на шею. А суть соблазна в том, что молодым предлагают поиграть в
"отсроченное самоубийство": предлагают им жить так, словно у них нет
будущего, а жизнь вечная - сказка для идиотов. И ведь немало людей и в
бизнесе, и во власти кровно заинтересованы в том, чтобы молодые с таким
настроем и жили. Жизнь ради своей погибели означает на деле полный и
окончательный триумф праздности и безделья. Мировая нынче проблема:
молодые не желают трудиться уже потому, что живут на всем готовом, и
никто не воспитывает в них готовность и способность сдержать вожделение.
В детстве их заваливают роскошными игрушками, в школе у них уже
компьютер, в университете - авто. Писать самому нет нужды - Интернет
выдаст реферат на любую тему. Родители, хорошо усвоившие принцип "все
более полного удовлетворения непрерывно возрастающих потребностей" (люди
старше сорока знают, о чем я), бдительно следят за тем, чтобы их дети не
остались без удовольствия. А дети подспудно чувствуют, что их
обманывают, что у них отнимают настоящую жизнь и платят своим
благодетелям равнодушием, хамством и прямо ненавистью.
Знакомая парижанка из давних русских эмигрантов, перепутав время, звонит
мне в третьем часу ночи и с ходу - видно, наболело - кричит в трубку:
- Ты хоть понимаешь, что мы последнее поколение, которое имеет
ethique... как это по-русски?
- По-русски так же: этика. Только человечества без этики не будет.
Придется и молодым о ней вспомнить.
Кто напомнит одичавшему обществу о том, что без этики ничего не
получится? Вроде бы ясно кто: ителлектуалы-интеллигенты, глашатаи
чистого или, при ближайшем рассмотрении, "исторически обоснованного"
разума - этого Архимедового рычага, который, согласно математическим
расчетам, перевернет мир. Мир, однако, не переворачивается, а только
дрожит и катится по наклонной плоскости. Презрение толпы к публичным,
сиречь гражданским, ценностям и бессилие интеллигенции перед циничным
правлением Мамоны сегодня очевидны как никогда. Наши интеллигенты, без
конца брюзжащие по поводу политики (точнее, ее отсутствия), масс-медиа,
публичных увеселений, нравственности народа и т.п., напоминают мне
сантехника из давнего анекдота, который пришел чинить унитаз и был до
крайности удивлен и возмущен тем, что унитаз использовали по прямому
назначению.
Я все думаю: почему у русских интеллигентов предреволюционной поры
ничего не вышло (не считая, конечно, самоубийственной для них
революции)? Вроде люди были умные и образованные, искренне желавшие
помочь России. И почему что бы ни предлагали экономисты и социологи,
левые или правые, "прогрессивные" или "реакционные", результат
получается один: жизнь течет, как текла прежде, мимо всех грандиозных
проектов и даже - признаем это - наперекор им? Не в том ли дело, что
интеллигенты, может быть и неосознанно, считают себя лучше других? Что
они мнят себя единственными обладателями знания, и притом знания
специального, предметного, а потому заведомо обособляются от цельности
ЖИВОГО ЗНАНИЯ, принадлежащего народной жизни? Впадают, стало быть, в
грех гордыни, которая, помимо прочего, не свободна от корысти?
Дело все же не в экономике и даже не в справедливости, меру которой до
конца вряд ли можно определить. Пока эксперты спорят попусту и
"осваивают" фонды, с мукой и болью умирает народная правда, так и не
опознанная нашим образованным классом. А эта ПРАВДА требует от каждого
только самопожертвования, но чтобы без научных обоснований и не от
гордыни.
Вот мы и приходим к простой мудрости древних: если хочешь исправить
других, прежде исправься сам. Как говорил Конфуций, "если сам прям, то
слушаться будут и без приказаний. А если сам не прям, то слушаться не
будут, даже если прикажешь". Истина почти невероятная, но все же
единственно действенная и притом каждым из нас чуть ли ежедневно
наблюдаемая воочию. Увлечь других можно только личным примером, и есть
истина, соединяющая людские сердца прежде и крепче всех отвлеченных
истин. И пусть не говорят, что времена нынче не те и надежды не
осталось. Внешняя сила, даже если это сила апокалиптического зверя,
никогда не одолеет растущую изнутри правду сердца.