От Георгий
К Афанасий Ведеркин
Дата 07.06.2001 10:20:00
Рубрики Прочее; История; Культура;

Сам нашел. Глушкова о Некрасове (*)

http://www.ng.ru/ideas/2001-06-07/8_return.html

От Almar
К Георгий (07.06.2001 10:20:00)
Дата 08.06.2001 00:17:49

Хорошая статья. Некрасов - великий.

Хорошая статья.
Весьма символичен следующий факт. В статье цитируется стихотворение «Чернышевский (пророк)».

>- Нельзя сказать ясней, чем сам Некрасов в стихотворении "Пророк" - о Чернышевском: Его послал бог Гнева и Печали /Рабам земли напомнить о Христе. Дело в том, что в русское православное сознание всегда входило понятие социальной справедливости, прямо связанной с мерой, тяжестью общественно-полезного труда (или ратного служения)... И потому безбожными считались как раз те, кто не озабочивался этим.


А вот такой текст в книге из моей домашней библиотеки (издания 1947 года).

Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!...»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он – и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…

Его еще покамест не распяли,
Но час придет – он будет на кресте:
Его послал бог гнева и печали
Царям земли напомнить о Христе

Такое расхождение может быть объяснено разными причинами, из которых самое невинное то, что поэты часто имеют несколько вариантов того или иного четверостишья.

Однако кому же все-таки должен напоминать о Христе пророк: царям или рабам земли?

Относительно Достоевского. Он, в сущности, из той же породы, что и Некрасов. Просто его сломали псево-казнь и каторга. Отсюда и вся его анти-бесовщина, которую так любят смаковать либералы.

Относительно Леонтьева. Он был противоречивой и путанной натурой.

От Георгий
К Георгий (07.06.2001 10:20:00)
Дата 07.06.2001 10:28:44

Цитата. Прошу внимнания "античерносотенцев". (*)

>
http://www.ng.ru/ideas/2001-06-07/8_return.html

"- Интересно, что судя по вашим публикациям, в том числе и в нашей газете, вы сочетаете любовь к Некрасову с любовью к... Константину Леонтьеву - пламенному, наоборот, охранителю самодержавных начал. Как бы посмотрел на это сам Некрасов?
- Посмотрел бы, я думаю, как "огромного ума человек" (о чем свидетельствуют все знавшие его). Потому что тут, с моей стороны, не всеядность, беспринципность, а ощущение единства великой русской культуры.
- Вопреки пресловутому "ленинскому учению" о двух культурах в каждой национальной культуре?
- Не вопреки... За "недооценку" этого учения я довольно страдала от ортодоксов советского времени (ныне - демократов). Но я говорила и говорю об определенном срезе - культуры: о великой русской культуре - о единстве на вершинах культурного процесса. Если же брать культуру, литературу в целом, во всех ее уровнях, то разделение Ленина совершенно справедливо. И это куда наглядней сегодня, чем в советскую эпоху. Теперь ведь прямо (и гордо) говорят об "элитарной культуре". По-русски (и по-некрасовски) - антинародной. И о ее, так сказать, сводной сестре - культуре массовой: культуре толпы, а не народа... Обе эти разновидности буржуазной культуры, впрочем, утрачивают право называться "национальными": в них отчетливо проступает как раз космополитический элемент.
- Есть сегодня и другая культура, в торжество которой вы верите?
- Конечно, есть. Та, в которой - позволю себе самоцитату из "Возвращения к Некрасову" - "родины черные сроки,/ песен сует суета / днесь открываются..."
- Мрачная картина, но разве Некрасов был таким же пессимистом, как помянутый Константин Леонтьев? Ведь как не вспомнить его упованье насчет России, русского народа: "Вынесет все - и широкую, ясную / Грудью дорогу проложит себе"?!
- Поэта не подгонишь вполне ни под одно из этих состояний. И "мрачность", которой провеет порой в том или ином творчестве, означает только одно: "есть времена" - повторю за Некрасовым, - когда тот не поэт, кому не дано, как Некрасову, признаться: "Надрывается сердце от муки..." Такие бывают события, такие исторические обстоятельства... Это не исключает взоры в некое дальнее будущее, в котором - и как раз через страдания - таится свет. К тому же, жесткое, нелиберальное называние вещей - знак не пессимизма, а прежде всего мужества. В подобном бесстрашии заключена ведь и жажда преодоления всякой "ночи безрассветной"... Кстати, бесстрашие в назывании вещей и абсолютная искренность - общие черты и Некрасова, и Леонтьева. Это я возвращаюсь к "трудному" вашему вопросу о совмещении в одном сознании приверженности к двум "антиподам". То есть о единстве великой русской культуры, которое осуществляет себя поверх политических убеждений ее деятелей.
Хочу заметить попутно, что творческий гений не может быть антиисторичным; он бывает сверхисторичным. Он "работает" не столько на ту или иную политическую программу, сколько против конца истории. Того рукотворного конца истории, о котором размечтались разнообразные доктринeры XX века. Леонтьев предупредил, по сути, о том, что теперь называется "глобализация". Некрасов, как его можно понять сегодня, предостерeг, в частности, от иллюзий насчет "русского капитализма" - и вольно нам было не внять свидетелю первого пришествия "золотого тельца" и жаждать его второго пришествия на трон. Которое не может не быть еще более грозным для миллионов, десятков миллионов... "


От Александр Снегов
К Георгий (07.06.2001 10:28:44)
Дата 07.06.2001 23:00:31

Дык что классик говорил?

Ленин говорил примерно так: "Коммунистом можно стать только тогда, когда овладеешь богатством знаний которые выработало человечество".
Я вот Чехова люблю (антисемит был),
Окуджаву часто слушаю ("Я наслаждался обстрелом Белого Дома" (С) Окуджава).
Как там кто то сказал о Бродском?
"Поэт хороший, а человек-плохой."

От Георгий
К Александр Снегов (07.06.2001 23:00:31)
Дата 08.06.2001 09:37:16

Кто сказал, что Чехов был антисемитом?

>Ленин говорил примерно так: "Коммунистом можно стать только тогда, когда овладеешь богатством знаний которые выработало человечество".
>Я вот Чехова люблю (антисемит был),
>Окуджаву часто слушаю ("Я наслаждался обстрелом Белого Дома" (С) Окуджава).
>Как там кто то сказал о Бродском?
>"Поэт хороший, а человек-плохой."


И вообще: что это за манера - делить людей по этому признаку, как селедки?
Если человеку, когда он вспоминает, скажем, Гоголя, первое, что приходит в голову - "антисемит" - мне его очень жалко. А ведь есть такие!
Даже когда непонятно, что это слово толком означает?
Вы вот о чем подумайте: почему ЭТИ люди при всей несхожести могли отдавать друг другу должное, а у нас этого не наблюдается?