От Георгий
К Дмитрий Кропотов
Дата 08.12.2005 22:52:02
Рубрики Прочее;

Культура (-)




От Георгий
К Георгий (08.12.2005 22:52:02)
Дата 03.01.2006 19:11:24

Четвертый угол Булгакова (*+)

http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=809&do=view_single

Четвертый угол Булгакова Версия для печати

В 1973 году, в дни, когда интеллигентская Москва пребывала в полной
ажитации по поводу первого книжного издания "Мастера и Маргариты" (цена
у спекулянтов зашкаливала за восемьдесят рублей), - издательская
буфетчица Люся захлопнула дверь перед сотрудниками в самый обеденный
час. "Булгакина распределяли? Вам нужен, а я что - пшено?".
Вопрос исключительно справедливый.
Честно ответить на него следовало бы так: да, Люся. Пшено.
Или как Воланд говорил Люсиному коллеге: ":из лиц, близких вам по
профессии, я знался только с одной маркитанткой:".
Ты пшено, Люся, потому что не для твоего буфетчицкого удовольствия,
Люся, творил гениальный художник, придавленный железной пятой
сталинизма:

Но для кого же тогда?

***

:"Булгакина" обильно дают по телевизору - бери не хочу. Премьера сериала
"Мастер и Маргарита" состоялась на следующий день после Антифашистского
марша, мероприятия, надо признать, яркого и полезного, - великолепной
ретроспективы перестроечного и ельцинского абсурда. На улицы вышли люди,
большинство из которых способны без малейшей тошноты произнести
"рукописи не горят" и "разруха в головах, а не в клозетах", имеют
привычку в любом споре объявлять оппонента Шариковым и сопровождают
любое прошение или требование присказкой "никогда ничего не просите".
Активные потребители Булгакова - не поколение, а сословие, со своей
психологией и своей исторической правдой, и, вглядевшись в лица, я
подумала, что ждать попыток "художественного исследования" от завтрашней
премьеры, пожалуй, не стоит.
Фильм оправдал. Все понимают, что в обращении к советской классике не
помянуть Кровавую Гебню сегодня так же неприлично, как не показать голую
грудь, - однако щедрость, с которой по фильму разбросаны "приметы
тоталитаризма" от Бортко, все-таки восхищает. Крупноплановое сверкание
гебистского сапога на фоне растоптанных книг (сцена обыска у Мастера,
которой нет в романе); вместо "Канта на Соловки" - немыслимое "в
лагеря"; в приемных - морда товарища Сталина в шесть квадратных метров;
Гафт с вымученным лубянским акцентом, - эта конъюнктура живее всех
живых! Не будем упрекать Бортко в режиссерском произволе, скорее надо
признать наличие производственной необходимости: таргет-группа не
приняла бы совершенно деидеологизированную версию, тем более от
создателя "Собачьего сердца".
Впрочем, дело не только в идеологии.

***

Если вдуматься, трагедия Мастера - что называется, "пальцем сделана".
Вся мощь критического цеха, все остервенение зоилов обрушивается на
что? - на неопубликованный роман неизвестного автора, фактически - на
рукопись из самотека.
Возможно ли?
Булгакову досталось за неопубликованный "Бег", - но он-то уже был
Булгаковым, именем, человеком литературного истеблишмента, автором
кассовых спектаклей - "Зойкину квартиру" снимали с репертуара в 1928
году после двухсот представлений (снимали с кровью - она делала основной
сбор в театре Вахтангова), "Дни Турбиных" - после трехсот! А Мастер-то -
анонимный музейный работник - чем заслужил такой расход газетной
площади? И почему Булгаков достоверности для не "опубликовал" роман
Мастера? - на издохе нэпа печатали и покруче белых плащей с кровавым
подбоем.
Ответ напрашивается: тогда появилась бы линия признания (или
непризнания) романа читательской аудиторией, - линия вздорная, ненужная,
способная повредить сюжету. Читатель, публика, народ - не инстанция, а
субстанция. Как говорила украинская мамаша в анекдоте - "не для тебя,
быдло, деточку ростили" (привет заодно и буфетчице Люсе).
Для Булгакова народ не то чтобы враждебен - он просто неважен. Народ не
принимает решений, не защищает от зоилов, не выдает загранпаспортов, -
он персонаж гудковских фельетонов, он Клим Чугункин, он в лучшем случае
горничная Наташа (в фильме облагороженная шелковой униформой, точно
горничная с Рублевки), он четвертый угол в булгаковском треугольнике
Творец-Цех-Власть. С 1931 года, когда писателю приходилось бороться уже
не за права, но за блага, не за жизнь, но за ее неуклонно повышающийся
уровень, он из этого треугольника не выходил.

Известен диалог с режиссером Пырьевым (в записи Е. С. Булгаковой):
- Вы бы, Михаил Афанасьевич, поехали на завод, посмотрели бы:
- Шумно очень на заводе, а я устал, болен. Вы меня отправьте лучше в
Ниццу.

"Мастер и Маргарита" - не только "палимпсест для Сталина", но и отличная
внутрицеховая разборка, почти боевик. В этих боях властители советских
дум знали толк. В 1928 году критик Осаф Литовский написал пьесу и вынес
на суд товарищей драматургов. Эрдман сказал: "Из рук вон плохо",
Булгаков выразился живописней: "Если это комедия, то крематорий - это
кафешантан". Литовский затаился - и ответил тяжелой артиллерией с
газетных страниц: "Пьеса лжива и тенденциозна в сторону симпатии к
белым:" (про "Дни Турбиных"). Булгаков затаился - и голая Маргарита "со
жгучим наслаждением" разгромила квартиру критика Латунского: Разборки в
писательском gadjushnik'е - человеческое, слишком человеческое, за такие
дела можно и голову трамваем, а то и метастазы от печени в мозг, - в
конце концов, "есть Немезида!", как восторженно писала Елена Сергеевна в
1937 году, когда головы берлиозов полетели совсем не метафорически.

***

Вспомним: загнанный "по правилам литературной садки в огороженном дворе"
(из письма Сталину 1931 г.), "последний литературный волк",
разоблаченный белогвардеец был перегружен заказами от театров, брался за
все - от эксцентрических комедий для мюзик-холла до либретто для
Большого театра (в частности, за либретто оперы "Черное море" о героях
Перекопа), впрягался в новые проекты, получал бесконечные (и
невозвратные) авансы. И даже после нокаута с "Батумом" (вежливый отказ
Сталина был воспринят как "смертельный приговор") жизнь не кончилась -
он изучает итальянский, подписывает договор на новую пьесу, ждет новой
квартиры, обещанной дирекцией МХАТа, - да и "Мастер и Маргарита" пишется
совсем не в стол: Конвейер комфортабельной поденщины обеспечивал
достаточно высокий уровень жизни, но и - не более того.
В совписовскую элиту Булгакова не пустили - и это было, пожалуй, самое
трагическое последствие скандальных событий 1926-1929 гг. (обыск,
изъятие дневников и рукописи "Собачьего сердца, исключение булгаковских
пьес из репертуара, высочайшее запрещение "Бега"). Статусными отличиями
писателя-олимпийца (опознание, как правило, проходило по линии квартиры
в Лаврушинском, дачи в Переделкино, загранпоездок и места на трибуне)
ему так и не позволили обзавестись. И это несмотря на тонкие, сложные,
но, увы, непоправимо односторонние отношения с вождем (впрочем, это было
общее место: вспомним, из дневника Чуковского, восторженно-обожательное,
на грани едва ли не гомоэротического, любование Сталиным на трибуне
Первого съезда писателей). Мутации монархических убеждений в твердые
государственнические оказалось недостаточно, чтобы задушить собственный
талант, - но как же это было тяжело, как невыносимо! Упрашивая товарища
Сталина в одном из писем оставить ему право "изображение страшных черт
моего народа, которые задолго до революции вызывали глубочайшие
страдания моего учителя М.Е. Салтыкова-Щедрина", Булгаков говорит о
страданиях сатирика, а не народа.
Режиссер Бортко народофобией вроде бы не страдает, но "Мастер и
Маргарита", роман, за тридцать лет обихода блистательно
эволюционировавший от элитарного до попсового, получил адекватное
телевоплощение. Небрежение зрителем нельзя не заметить: привкус
недоделанной голливудщины (одна Маргарита-Бэтмен чего стоит), вялость
пенсионных звезд, мертвечина характеров, вульгарность массовых сцен:
Самый, может быть, человечный эпизод романа - разговор Маргариты с
напуганным ребенком в Лаврушинском - в последний момент вырезали,
хронометраж не позволил, - ну и правильно, ведь и книга не о людях -
книга о писателях.

А как же - "Ты царь. Живи один. Дорогою свободной:"?

- Ты - царь?
- Я член Союза Писателей:.



От Scavenger
К Георгий (03.01.2006 19:11:24)
Дата 04.01.2006 17:30:06

Re: Советую скачать и прочитать.

http://svet-v-o kne.narod.ru/vera/_documents/o_andrey_kuraev_mim_forum.htm

Это книга о. Андрея Кураева о самом романе. К экранизации о. диакон относиться отрицательно.

С уважением, Александр

От Георгий
К Георгий (08.12.2005 22:52:02)
Дата 24.12.2005 01:05:36

Телесмесь из певцов, эстрадников, милиции и КГБ ("The New York Times", США) (*+)

Версия для печати. Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru
http://www.inosmi.ru/translation/224511.html



Телесмесь из певцов, эстрадников, милиции и КГБ ("The New York Times", США)
Кремлевские концерты - 'заменитель патриотизма'


София Кишковски (Sophia Kishkovsky), 23 декабря 2005
МОСКВА, 22 декабря - Это явление на российском телевидении вновь приобретает
все больший размах. Огромный концертный зал заполняет толпа каменнолицых
чиновников, а само шоу начинается после речи кого-нибудь из кремлевских
лидеров - зачастую говорить выходит сам президент Владимир Путин.

В результате получается этакая патриотическая смесь из мишурного блеска
Лас-Вегаса и жесткой формалистики съездов Коммунистической партии. Кое-что
даже напоминает хрестоматийные поездки Боба Хоупа по военным базам (Боб Хоуп
(Bob Hope), 1903 - 2003, наст. имя Лесли Таунс Хоуп - американский эстрадный
артист. Известен своей долгой (1941-1990) и активной концертной
деятельностью на военных базах США, расположенных по всему миру, в том числе
в зонах боевых действий - прим. перев.). На сцене появляются артисты очень
многих жанров: здесь и любовно-морковный поп, и классическое пианино, и
юмористическая эстрада - от попсового гламура до балалайки, русского
струнного инструмента. Из концерта в концерт мигрирует практически не
меняющаяся 'обойма', на сегодняшний день в первую очередь включающая
стареющего эстрадного певца Иосифа Кобзона, победителя конкурса пианистов
имени Чайковского Дениса Мацуева и юного тенора Николая Баскова.

Такой бесплатный концерт влечет к телеэкранам миллионы людей и пробуждает в
них патриотические чувства, хотя многим 'средним россиянам' в реальной жизни
приходится совсем не сладко. На праздники вроде Дня милиции, Дня защитников
отечества и Дня работников органов государственной безопасности в кучу
собирается все - и русская классика, и советский стандарт, и современный
гламур. Последний раз такое празднование состоялось во вторник в честь
Федеральной службы безопасности, пришедшей на смену КГБ.

Обычно такие концерты проводятся в Государственном концертном зале Кремля,
где раньше проходили партийные съезды. Над сценой, верные советским корням
этого комплекса, устроители неизменно вешают официальный герб России -
теперь в этом качестве восстановлен царский двуглавый орел.

Во вторник концерт показывали по общенациональному телевидению в самое
лучшее время, а открыл его сам Путин хвалебной речью в адрес службы
госбезопасности за ее вклад в борьбу с терроризмом и - здесь он признал
растущую в России проблему скинхедов и преступности на межнациональной или
религиозной почве - ксенофобией, а также за создание благоприятного
инвестиционного климата.

Заняв свое место, в течение всего концерта Путин исправно аплодировал.
Сидевшего рядом с ним премьер-министра Михаила Фрадкова временами одолевал
сон. Закончился концерт общепробуждающим лозунгом ведущего: 'Слава
работникам органов безопасности Российской Федерации!'

Восхождение к вершинам власти Путина, бывшего подполковника КГБ, принесло с
собой и возрождение уважения к органам госбезопасности, а для некоторых
бывших их сотрудников стало фактором весьма успешной карьеры в других
государственных органах, откуда поддерживать праздник в честь себя очень
удобно. Хотя до объявления этого дня выходным дело не дошло, слова о
героизме спецслужб целый день звучали во всех новостях и были написаны на
множестве перетяжек над главными улицами Москвы.

И то правда, что бы это был за праздник без хорошего концерта? В 90-е годы
этот жанр практически ушел в небытие, но при Путине поднялся вновь, как и
вообще индустрия подобной организации праздников, которая у музыкальных
критиков вызывает стойкие ассоциации с принципом 'хлеба и зрелищ'.

- Это возвращение большого советского стиля. Надо же людей чем-то
отвлекать, - утверждает сатирик Виктор Шендерович, недавно проигравший
выборы в федеральный парламент, куда он стремился попасть, чтобы бороться с
теми в Кремле, кто, по его собственным словам, стремится повернуть время
вспять.

Такие вязкие концерты с низкосортными номерами уже прочно выглядят
анахронизмом, хотя надо сказать, что во времена Советского Союза на сцене
вряд ли потерпели бы голых по пояс танцующих мужчин. Однако, по словам
генерального директора Первого канала, главного телеканала России,
концерты - это цемент, объединяющий народ 'в те немногие дни года, когда
страна чувствует себя особенно сплоченной'. Это он сказал после того, как
канал показал грандиозный концерт по случаю 60-й годовщины Дня Победы, в
который отмечается день разгрома нацистской Германии.

Телекритик ежедневной газеты 'Газета' Слава Тарощина говорит, что она
смотрит эти концерты глазами заправского 'кремлеведа' - определяет, куда
дует политический ветер.

- Зачем телевидение насаждает стиль, против которого мы боролись всю
перестройку? - сказала она о 'дутом величии' этих мероприятий.

По выражению Григория Заславского, театрального критика, пишущего о
проблемах власти и культуры, кремлевские концерты - 'заменитель
патриотизма'. Политическая и социальная ситуация в стране раздражает его
настолько, что он специально организовал в театре Cabaret.doc представление,
в котором пародировал политиков и всю ту какофонию дореволюционных,
советских и новых праздников, которой так полон российский календарь и
благодаря которой количество подобных концертов стремительно растет.

Концертам приходится выдерживать на телевидении нешуточную борьбу: сегодня
Россия получает достаточно денег от экспорта нефти и другого сырья, чтобы
создавать телесериалы и мини-сериалы голливудского качества и устраивать
конкурсы певцов такого же масштаба, как "American Idol" (популярное телешоу,
прототип 'Фабрики звезд'. Транслируется на большинство англоязычных стран
мира - прим. перев.). Однако крупнейшие государственные концерты регулярно
попадают в десятку самых популярных телепрограмм и привлекают долю аудитории
до 30 процентов по всей стране. Правда, мало кто смотрит их, что называется,
не отрываясь.

- Я включаю телевизор, когда кручусь на кухне, и, если чищу картошку, то
просто руки слишком грязные, чтобы переключать канал, - говорит пенсионерка
Татьяна Макулова. В прошлом она была директором театра, поэтому на концерты
она смотрит с точки зрения профессионала.

О большей части номеров она говорит не иначе чем как о 'катастрофе'. Хотя
сами концерты, по ее словам, отражают нужду в 'чем-нибудь
героически-патриотическом', 'слова у них совершенно ужасные'.

Наиболее высокие места всегда достаются концерту к ноябрьскому Дню милиции.
В структуре российских развлекательных мероприятий он занимает нерушимые
позиции уже не одно десятилетие. В советские времена для артиста эти
концерты были возможностью найти себе влиятельного покровителя и даже решить
проблемы с законом - если таковые были.

Эта традиция, рассказывает музыкальный критик и специалист по культуре
Артемий Троицкий, продолжается и сегодня. Артистов в таких концертах
привлекает возможность 'получить индульгенцию' от власть предержащих.

- Россия - страна, в которой и живут, и правят по феодальным законам, -
говорит он.

На этот год ведущие концерта ко Дню милиции, блиставшие смокингом и вечерним
платьем, казалось, намертво заучили мантру про то, что 'милиция - это не
просто профессия, это образ жизни'. Хорошенький получается лозунг, если
учесть, что, по опросам, народ ставит милицию на самые высокие места в
рейтинге коррумпированности власти.

- В России между обществом и государством всегда присутствует отчуждение, и
такие концерты - способ это отчуждение преодолеть, - считает политолог
Сергей Марков. Сам он считает концерты просто прекрасными. - Самый крупный
концерт организуют для Министерства внутренних дел, потому что милицию
уважают меньше всего, и за это отсутствие уважения ей больше других нужна
компенсация.




От Георгий
К Георгий (08.12.2005 22:52:02)
Дата 24.12.2005 01:04:08

Мода на исторические извращения (*+)


Россия, Санкт-Петербург
Документ:
http://www.rosbalt.ru/2005/12/22/238813.html
Дата: 2005-12-22 12:00:00+03

Мода на исторические извращения

Артем Пироговский, журналист газеты <Утро Петербурга>

Кажется, в российское кино прочно вошла мода переворачивать историю с ног на
голову. В итоге выходят все новые и новые душераздирающие <шедевры>, которые
якобы раскрывают глаза зрителю - то есть показывают старое и общеизвестное с
новой стороны. Но сторона эта далеко не всегда приглядна.

За примерами далеко ходить не надо. Вот показалось г-ну Безрукову-старшему,
что истина будет слишком пресной, и он легким махом пера превращает поэта
Есенина в вечно пьяное посмешище <Сергуна> с гармошкой (наверное, чтобы
более близким к народу казался). На экране киношный персонаж делает все -
пьет водку, дерется, матерится, успешно соблазняет многочисленных поклонниц.
Точнее, почти все, кроме одного - стихотворчества. И впрямь, для такого
<поэта> писать стихи, видимо, было слишком тяжелым занятием.

Или взять г-на Бондарчука-младшего (по <9-й роте> которого не проезжался
только ленивый). Ведь в реальности пресловутая 9-я рота, приняв неравный
бой, ВЫШЛА ИЗ НЕГО ПОБЕДИТЕЛЕМ. Ее бойцы отбили все атаки, а потери с нашей
стороны были минимальны (6 человек из 39). Кроме того, во время боя ее
поддерживала и авиация, и артиллерия - о какой <заброшенности> здесь может
идти речь?! Но гламурному гению эти факты, видимо, показались чересчур
постными. И в финале советские войска благополучно забывают гибнущую роту в
афганских горах. Чтобы трагичней смотрелось. Вот, мол, посмотрите, какой я
<правдоруб>! Кстати, в одном из интервью Бондарчук говорит что-то <о
художественном вымысле> и <авторском видении> той войны (на которой он,
кстати, не был). Почему же тогда во всех рекламных роликах фильма значится:
<Основан на реальных событиях>? Кто здесь ошибается?

Сейчас в наш прокат выходит очередной киношедевр на тему Великой
Отечественной. Точнее, об ее <неизвестных страницах>. Несколько лет назад
писатель Владимир Кунин (проживающий в Германии, автор <Интердевочки>,
<Иванова и Рабиновича>, <Русских на Мариенплац> и ряда других популярных в
90е годы романов) состряпал <сенсационный> роман <Сволочи>, повествующий о
некоем диверсионном спецотряде НКВД, в который набирались исключительно юные
отбросы общества. И ладно, если бы это выдавалось за авторскую выдумку. Так
нет же: г-н Кунин в интервью рассказал, что подобное действительно <имело
место> (ведь он, Кунин, перелопатил горы исторических архивов, и даже якобы
воевал в одном из таких отрядов!) А между тем такое было, но с <точностью до
наоборот> - подразделения юных диверсантов существовали в немецких войсках
(но, понятное дело, уголовную шелупонь в них не брали). И вот фильм
<Сволочи>, в котором за основу взят сей опус, выходит на большие экраны.
Видно, <кинотворцам> такая тема показалась вполне подходящей. Чтобы в
очередной раз обгадить нашу историю.

Напрашивается мысль: все это делается не случайно. Все эти <шедевры> -
звенья одной цепи. Благодаря им в наши головы закладывается убийственная
идея нашей неполноценности. Развенчивая один <миф> за другим, деятели от
кинематографа заставляют людей отказываться от гордости за свою историю, за
ее яркие страницы, за великих людей (в <грязном белье> которых сегодня модно
копаться и выдавать на-гора очередные документальные псевдо-расследования).
И то, что все это выдается за <авторское видение>, особой роли не играет.
Насколько все это делается сознательно, судить трудно, но очевидно, что
подобный <тренд> в современном российском кинематографе существует.
Однажды Александр Дюма сказал: <История для меня - это гвоздь, на которую я
вешаю свой сюжет>. Возможно, у нас развелось слишком много последователей
великого писателя. Вот только, в отличие от знаменитого француза, пользы от
их вымышленных <откровений> куда меньше...



От Георгий
К Георгий (08.12.2005 22:52:02)
Дата 24.12.2005 01:02:07

Сериал <Мастер и Маргарита> на РТР. Первые впечатления (*+)

http://www.vz.ru/culture/2005/12/20/16356.html

Рукописи не горят. Но экранизируются
Сериал <Мастер и Маргарита> на РТР. Первые впечатления

Текст: Екатерина Сальникова


<Мастер и Маргарита> в формате сериала подавался как проект модный и
грандиозный еще задолго до премьеры. Но только вчера стало ясно, что ему
придан уникальный статус, аналогичный новогоднему обращению президента к
народу. Две первые серии <Мастера и Маргариты> ни разу не перебивались
рекламой. Трудно сказать, на руку ли сериалу такая повышенная демонстрация
пиетета. Еще, чего доброго, начнут относиться к булгаковскому произведению,
как в свое время к <Тихому Дону> Шолохова.
Начало <Мастера и Маргариты> получилось не веселым, не смешным и не
драматичным. Владимир Бортко честно старается сохранять по возможности все
сцены и важные пассажи, что оборачивается излишним педантизмом и
медлительностью. Временами кажется, что мы смотрим и не сериал вовсе, а
игровые вставки для какого-нибудь научно-популярного фильма на канале
<Культура>.

Историзм без мистики

И фильм этот - про сталинскую эпоху, интересующую, но далекую для
современного зрителя, любопытствующего и нуждающегося в пояснениях. А потому
и фразу поэта Бездомного о том, что Канта не худо бы отправить на Соловки,
заменили более понятной репликой о лагерях. Ведь про лагеря теперь все
знают, а о том, что представляли собой Соловки, наслышаны уже не все.
Адаптация булгаковского текста минимальная. Но она сразу превращает сериал в
разновидность хрестоматии с комментариями.
За последние годы наши представления о 1930-х годах подверглись резкому
переосмыслению. Новое восприятие прошлого словно подавляет режиссера и не
позволяет ему снимать комедию. Будто комедия не может быть страшноватой. Так
или иначе, а пока не прочитывается булгаковский юмор. Персонажи, которые
должны быть смешными, получились скорее унылыми даже у профессионалов
комикования. Илья Олейников и тот выглядит как-то постно. Что уж говорить
про Александра Адабашьяна в роли Берлиоза или Александра Панкратова-Черного
в роли Степы Лиходеева.
Главное в московских сценах - отнюдь не само разъюли-малинное житье-бытье
атеистических граждан, а режиссерское осознание исторической доподлинности
атмосферы, отображенной в романе. Каждая деталь вопиет о том, что она
типична для 30-х. От шляпок женской массовки до зигзагов шнурка на футболке
Ивана Бездомного (Владислав Галкин). От буржуазных ресторанов с оркестрами
до сумасшедшего дома в классическом особняке. От неуклюжего трамвайчика и
давки пассажиров до пугающих <воронков>, откуда могут появиться не менее
пугающие люди в униформе. А среди них - обязательно один, похожий на Берию,
с такими же поблескивающими стеклышками очков. Конечно, раз 30-е годы,
значит, без <клонов> Берии обойтись нельзя. А раз так, то играть такого
клона должен непременно Валентин Гафт, старательно изображая очень легкий
грузинский акцент.
Однако вся прелесть булгаковского повествования - в изображении столь же
полнокровной, сколь и профанной реальности, которая тоталитарной идеологии
почти не замечает. Разве что тотальную власть чиновников признает, как
мать-природу. Да и сам Булгаков пишет роман, как бы преодолевая время - и с
его легкомысленностью, и с его гнетущими страхами. А потому при всей
точности мелочей московская линия самого романа - все-таки не историческая,
но иронико-фантазийная.
Это не просто сталинская Москва, но Москва, куда мог прибыть сам Сатана,
добрый европейский дьявол со своей обаятельной свитой. Вот этой искренней
радости от встречи прозаической советской обыденности с магическим началом и
не ощущается пока в сериале. И кот Бегемот, эта душа всей булгаковской
мистики, здесь самый необаятельный персонаж.

Вечные и воскресающие

Назначения на многие существенные роли мешают и вдохновенному полету над
сталинскими реалиями, и прорыву к ощущению вечности. Утвердив на роль
Воланда Олега Басилашвили, на роль Пилата - Кирилла Лаврова, Владимир Бортко
будто решил воплотить высказывание Мюллера о том, что оптимальный возраст
для политика - семьдесят лет и, соответственно, далее. Слишком старому
дьяволу соответствует слишком утомленный жизнью Пилат. Невольно
напрашивается умозаключение о том, что Сталин мог состояться <при живом
Сатане> исключительно как более молодой и динамичный общественный деятель. А
Иисуса распяли просто потому, что у Пилата не было сил его до конца
отстоять.
Басилашвили и Лавров ведут себя как люди, которым дали поносить роскошные
шубы, а те им не очень-то и нужны. В таком одеянии чувствуешь себя
ответственно и скованно. Ощущается неготовность обоих замечательных актеров
вжиться в булгаковские образы. А потому и Воланд, и Пилат смотрятся как
академическая иллюстрация к далекой непонятной классике. Как будто Бортко
делает экранизацию Данте или даже <Анналов> Тацита. Может, дело в том, что
психологический театр, к эстетике которого привыкли Басилашвили и Лавров,
всегда больше интересуется человеческим, нежели сверхчеловеческим в своих
героях.
На таком фоне весьма забавно выглядит Иешуа в исполнении Сергея Безрукова.
Едва успев погибнуть от рук советских политиков в образе Есенина, актер с
феерической легкостью воскрес в образе Иисуса - такой путь незаурядной души
вычерчивается в сетке нашего телевещания. Безруков играет Иешуа на
автопилоте органики. Мол, что я, Иисуса не знаю, да знаю я прекрасно, каково
ему пришлось. Как бы дальше ни развивался этот образ, а назначение на такую
роль такой звезды сразу приблизит Иисуса к массовому зрителю. Он теперь для
всех - Иисус-Христос-суперзвезда-Безруков-forever.
Остается дождаться второго подобного <воскрешения> - Александр Галибин
должен появиться в роли Мастера после того, как был зверски убит в образе
Николая II в картине <Романовы. Венценосная семья> Глеба Панфилова.
Галибин - актер на редкость пластичный, с большим диапазоном. Его коронная
роль в советском развлекательном кино - карманник Пашка-Америка из <Трактира
на Пятницкой>. Что не помешало созданию благообразного до глянцевой
наивности образа последнего императора. Так что все зависит от режиссерского
задания.
Образ Мастера будет великим испытанием и для Бортко, и для Галибина, и для
всего нашего времени. Потому что это образ не только талантливого художника,
но диссидента в душе и неудачника в жизни. Наше время не любит неудачников,
оно культивирует умение, а еще больше - готовность человека соответствовать
тем правилам игры, которые диктует жестокий мир.

Анне Ковальчук тоже придется многое преодолевать. После главных ролей в
криминальном сериале <Тайнах следствия> и мини-сериале <Усадьба> она должна
сыграть не просто сильную и умную женщину, но, во-первых, незаурядную, а
во-вторых, способную превратиться в ведьму - и причем в добрую ведьму.
Посмотрим, возможно ли это в нынешнее время, которое культивирует
исключительно внешнее совершенство и, главное, мало верит в добро как
таковое.



От Георгий
К Георгий (08.12.2005 22:52:02)
Дата 24.12.2005 01:01:46

Ю. М. Шабалин. "Выстрел в Сталина". Может, Никонов все же вступится за деда - Молотова? (*+)

http://www.duel.ru/200551/?51_6_1

ВЫСТРЕЛ В СТАЛИНА

После неоднократных обращений ТВ к теме гибели Надежды Аллилуевой (последнее
по времени - фильм ОРТ <Надежда Аллилуева>, режиссёр и ведущий А. Пиманов,
25.10.05) не ясно ли, в кого, на самом деле, стреляли? И хотя желание А.
Пиманова обвинить И. Сталина в смерти жены очевидно, осуществить его
телеведущему так и не удалось. Кроме домыслов, в фильме нет ни одного
доказательства причастности супруга к смерти любимой женщины. Но зато хоть
отбавляй свидетельств в пользу заговора и политического убийства.

Вспомним время, когда случилось событие, ожесточённую идеологическую борьбу
с троцкистами и зиновьевцами, происходившую в партии и стране. Достаточно
задаться тривиальным вопросом: <Кому была выгодна смерть самого близкого к
вождю человека?> - чтобы предположить злой умысел заинтересованных
противников.

Попытка Пиманова обвинить Сталина в семейном тиранстве, а его жену - в
слабости характера и безответственности перед народом (мол, покончив с
собой, оставила людей один на один с диктатором!) не выдерживают критики. В
фильме не отрицается, что супругов связывало подлинное чувство.
Подчёркивается - была любовь, трудная, но несомненная. А касательно
размолвок, у кого их не бывает - <милые бранятся, только тешатся!>. По
словам Пиманова, у того и у другого - трудный характер. Но автору не хватает
беспристрастности.

Вот он описывает, как молодой Сталин в Баку спас двухлетнюю Надю, и
торопится добавить, будто не было в этом поступка, так как море здесь мелкое
и девочка всё равно бы не утонула. Но тут же приводит воспоминания Светланы,
что отец не умел плавать... И как же не поступок, если человек, не умеющий
плавать, не раздумывая, бросается в море спасать ребёнка? Что оно мелкое, он
мог и не знать заранее, а много ли нужно малышке, чтобы захлебнуться в
прибое? Предвзятое отношение к эпизоду несомненно!

Далее, Пиманов всё время жалеет Надежду, вынужденную справляться с горскими
обычаями, которые муж якобы старался завести в семье. О чём это он? Разве
Иосиф Виссарионович запирал жену в четырёх стенах, заставлял прятать лицо,
требовал, чтобы она не садилась за стол с гостями, не участвовала в беседах?
Или он препятствовал ей работать и учиться? И наконец, со слов того же
Пиманова, не уезжала ли Надя всякий раз после крупной размолвки, прихватив
детей? Но автор выискивает любые мелочи, лишь бы подтвердить тиранство
Сталина. Мол, муж хотел запретить ей работать в секретариате Ленина, на что
Владимир Ильич за глаза обозвал его азиатом! Не сплетня ли это? Но даже если
так, какой муж не хотел бы домашнего уюта и покоя, что особенного <горского>
и <азиатского> в таком желании? Или вождю противопоказаны человеческие
чувства?

Короче, как ни старался Пиманов, ничего, порочащего семейные отношения
Сталиных, не нашёл. Обычные трения между любящими людьми, когда один из них
намного старше другого, временами ревность, может быть, и несоответствие
темпераментов. Стоит ли обвинять пятидесятилетнего мужчину в нежелании
танцевать? Стоит ли удивляться, что ему не понравилось, когда он увидел на
жене незнакомое дорогое платье?

Не то отслеживает ведущий! Не лучше ли было обратить внимание на скромность
семьи: Яков спал на диване за занавеской из простыни, Надежда выходила из
автомобиля за несколько кварталов до академии... Будут ли современные
руководители так себя ограничивать? А подарки жене в виде маузера и
роскошного зарубежного платья кому угодно испортят настроение!

Одним словом, не накопал телевизионщик фактов, свидетельствующих, что у
Надежды Аллилуевой были основания для самоубийства. Даже непонятно, зачем
брался за дело? Обвинить Сталина в смерти жены не получилось!

Зато в достатке материала для другой версии, - о <политическом убийстве>, -
при рассмотрении которой всё непонятное получает объяснение. То, что версия
и не упоминается в фильме, а по Пиманову, даже не рассматривалась в процессе
следствия, ни о чём не говорит. Ведь и следствия, похоже, никакого не было.

Якобы самоубийство посчитали очевидным. Не скажите! Нам, привыкшим к
телевизионным детективам, кое-что бросается в глаза. Прежде всего, много ли
случаев, когда самоубийца стреляется через подушку? При отсутствии
глушителей так делают киллеры, чтобы никто не услышал. Пиманов говорит,
будто Надежда не хотела беспокоить детей. Не слишком ли много рассудочности
у человека в состоянии аффекта? Сиротить детей она не боялась, а
<беспокоить> не захотела?! Подушку использовали и самострелы-дезертиры на
фронте, чтобы скрыть следы ожога от выстрела в упор, но опять же, не
самоубийцы!

Далее, вскрытие не проводилось, пуля с маузером не идентифицировалась. Такое
впечатление, что Сталин сразу поверил в самоубийство! Якобы слышали, как он
говорил про себя, что она ушла как враг и сделала его калекой. Если это так,
выстраивается следующая версия.

В Промышленной академии Н. Аллилуеву окружали в том числе и политические
противники Сталина. Они могли попытаться склонить её на свою сторону,
воздействовать на вождя при помощи жены. И не исключены ни споры, ни
разногласия по политическим вопросам между супругами, мог Сталин и
потребовать от Надежды не вмешиваться в государственные дела. Отсюда и <она
ушла как враг>!

Но всё же политические споры также не причина для того, чтобы покончить с
жизнью, как и семейная размолвка. Этого мало, чтобы оставить маленьких
детей! На первый план выходит вопрос: <Кому выгодно?>. Политические
противники, зная, какое место занимает жена в жизни Сталина, надеялись его
уничтожить, вывести из равновесия, выбить из седла, дискредитировать. Да
мало ли на что они могли рассчитывать?

Неясно лишь, убита ли Надежда или доведена до самоубийства тонким и
враждебным психологом? И в том, и в другом случае виновный был где-то рядом:
в Кремле, среди бывших соратников, с которыми Сталин ещё не окончательно
размежевался и которые имели доступ на территорию, или в Промышленной
академии, среди студентов.

Не суть важно, так или иначе была убита Надежда Аллилуева, главное в этой
версии, что убивали её, а целили в Сталина. Но вождь оказался сильнее, чем
думали преступники. И в этом смысле операция провалилась. Напротив, придя в
себя и разобравшись, столь аналитический ум, как Сталин, и без следствия
понял причины трагедии. Не исключено, что жёсткое и решительное обращение с
политическими противниками в последующие годы явилось, в том числе, и
следствием личной драмы 1932 года. Те, кто пошёл на крайние меры в отношении
вождя, получили сторицей!

<Действие равно противодействию>. Для человеческих, для общественных
отношений этот закон справедлив не менее, чем для физики. Именно потому суды
столь скрупулёзно выясняют, кто первый начал, именно потому
<демократические> историки, вроде Ф. Разумовского и А. Пиманова, и по сию
пору пытаются доказать первичность репрессий большевиков и Сталина по
отношению к противникам. Но история свидетельствует, что в 1917 г. и члены
Временного правительства, и генералы, позже организовавшие контрреволюцию на
Дону, были отпущены чуть ли не под честное слово.

Известно также, что так называемому <красному террору> предшествовали
убийства Урицкого и Володарского, покушение на Ленина и левоэсеровский мятеж
в Москве и Ярославле. Современникам не следует забывать, что с некоторых пор
Ельцин и Горбачёв открыто гордятся своими кулацкими корнями. При Сталине
перевертыши не добрались бы до вершины власти.

Наконец, судам 1937-го года предшествовала не только идеологическая борьба и
партийная дискуссия с троцкистами и зиновьевцами. Разгромленные в спорах о
путях развития государства противники взялись за оружие. И выстрел в Н.
Аллилуеву не первый и не последний в гражданской войне, которая, как
свидетельствует появление тенденциозного фильма, продолжается по сию пору.

Следует заметить, что Пиманов, с точки зрения <демократов>, может быть, и
поделикатничал, обвиняя Сталина всего лишь в тиранстве к жене. В молодые
годы приходилось слышать, якобы вождь в припадке гнева убил супругу каблуком
в висок, похоже, как Иван Грозный собственного сына. Но автор пошёл по
другому пути. Мол, Сталин, расставшись с женой, уехал на дачу к Молотовым и
потому прямо к смерти Надежды не причастен. Однако же отказавшись от самой
подлой версии, придуманной врагами Сталина, Пиманов настаивает на моральной
ответственности. Кому бы рассуждать о морали, только не современным
российским <демократам>!

Впрочем, на фоне других ниспровергателей Сталина телевизионный деятель чуть
ли не образец толерантности. Он произвёл лишь одиночный выстрел. Иные же
стреляют залпами по площадям в расчёте, что кого-нибудь, да достанут.

Вот, например, опус О. и О. Грейгов <Здравствуй, Сталин!>. Я не мог отмыть
руки после его прочтения. А отрыгивается дрянью до сих пор! Если с Пимановым
ещё можно спорить, то Грейгам возражать нет смысла, так как
<историки-ревизионисты> не заботятся о доказательствах, кроме, разве что,
ссылок на покойников, которые, само собой, не проверишь. Но особенная
наглость состоит в том, что книга оформлена и подана как панегирик вождю! В
аннотации сказано: <Иосиф Сталин был величайшей личностью XX столетия,
горец, а какую оставил о себе славу! Такую, от которой русский народ стал
ещё более величествен в своём трагизме существования>.

Сколько сталинистов ухватятся за эту <книгу>, купившись на такую рекламу? Но
и под обложкой по-крупному врать не торопятся. Рассказ ведётся то от имени
знаменитого армянина Маршала Баграмяна, якобы мечтающего разоблачить Жукова
устами одного из грейгов, то другими известными покойниками. Поди, проверь -
мол, слышал, а беседа была конфиденциальной и документы собеседник
уничтожил!

Но к концу повествования авторы распоясались. Глава 16 - словно из-под пера
порнографа (неужели такое могла сочинить женщина?). Даже в борделе или на
<малинах> уголовников трудно представить то, в чём якобы участвовало почти
всё Политбюро ВКП(б). Я не хотел бы рекламировать грейговскую макулатуру
среди определённой категории читателей, которые другого и не читают.
Впрочем, стоит ли беспокоиться? Свинья всегда грязь отыщет. Кроме того, вряд
ли эти <читатели> возьмут в руки ту газету, в которой я печатаюсь. И всё же
возмущению должен быть выход! За подобные инсинуации дворяне вызывали на
дуэль. Нынче же можно всего лишь потребовать суда. Но не мне же это делать?
По российским законам оскорбиться имеет право только родственник
оклеветанного. Ему и подавать на суд.

Потомков у знаменитых политических деятелей хоть отбавляй. Но мне
вспоминается лишь один: внук В.М. Молотова, известный политолог и доктор
наук, заведующий кафедрой МГУ, не слезающий с экрана ТВ Е. Никонов. Вот к
нему в первую очередь я и обращаюсь. Некто Олег и Ольга Грейги в своём
пасквиле <Здравствуй, Сталин!> (С. 349-369, тираж 4 тыс. экземпляров)
унизили и оскорбили вашу семью, деда и бабку, В. Молотова и П. Жемчужину.
Прилагаю адрес <произведения>: Грейг О. и О. Здравствуй, Сталин! - М.: Яуза,
ЭКСМО, 2005. Книга отпечатана в ОАО <Тульская типография>, 300600, г. Тула,
пр. Ленина, 109, подписана к печати 25.05.05.

Речь идёт отнюдь не о политике, надругались над честью и достоинством! И что
из того, что вы не коммунист, честь семьи обязывает призвать к ответу
распоясавшихся <историков>. Это не значит, что вопрос более никого не
касается. В позорном эпизоде <участвуют> кроме Молотова и Сталин, и Андреев,
и Каганович, и Лепешинская. Всуе помянуты Ворошилов, Щербаков, Жданов,
Вышинский, Булганин. Короче, есть повод оскорбляться потомкам почти всех
членов Политбюро, а заодно и Маршалов Советского Союза, и ведущих артистов
Большого и Кировского (Мариинского) театров.

Если Е. Никонов обидится и потребует Грейгов к барьеру, это будет тот редкий
случай, когда и мы, советские люди, разделим его негодование! Может быть,
хоть на этой почве возможно гражданское согласие?

Ю.М. ШАБАЛИН

P.S. К сожалению, мы в обороне. Впрочем, нам, ветеранам, ничего другого и не
остаётся. Атаки на наших кумиров не прекращаются. Но когда стреляют в них,
это значит - в нас! И даже не в нас, а в наших детей и внуков. Думается,
нельзя оставлять без ответа хотя бы самые одиозные образчики
<демократической> пропаганды.



От Георгий
К Георгий (08.12.2005 22:52:02)
Дата 24.12.2005 01:01:40

Семен Александрович Чернецкий - организатор и руководитель оркестра Московского гарнизона (*+)

http://www.duel.ru/200551/?51_7_1

СЕМЕН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧЕРНЕЦКИЙ

Не так давно мне в руки попал компакт-диск <Избранные военные марши Семёна
Чернецкого> в исполнении Оркестра Штаба Ленинградского военного округа.

При прослушивании всплывали в памяти кадры старых советских фильмов, где так
часто звучали марши этого выдающегося русского дирижёра и композитора. Да
что фильмы! Редкий военный парад на Красной площади, да и не только в
Москве, пройдёт без исполнения какого-либо из маршей С.А. Чернецкого. К
великому огорчению, обратившись к Большой Советской Энциклопедии, я
обнаружил в ней только вот эту небольшую справку о нём:

"Чернецкий Семён Александрович (1881, Одесса - 1950, Москва), военный
дирижёр, композитор, педагог, генерал-майор (1944), заслуженный деятель
искусств РСФСР (1936). Ученик Н.Н. Черепнина, А.К. Глазунова. В 1900-17
капельмейстер Русской армии, в 1924-49 инспектор военных оркестров Красной
Армии и ВМФ. Организатор и руководитель сводного (<тысячетрубного>) оркестра
Московского гарнизона (1926 - 1946), Отдельного показательного оркестра
Министерства обороны (1935-49), ряда оркестров военных академий. Один из
организаторов военно-капельмейстерских классов (1923) и военно-дирижёрского
факультета при Московской консерватории (1935; с 1946 профессор), школы
военно-музыкантских воспитанников в Москве. Автор свыше 100 военных маршей,
в том числе <Парад> (1946), <Марш танкистов> (1944), <Салют Москвы> (1945),
патриотических песен и др. Государственная премия СССР (1946). Жил на
Садовой-Кудринской улице, 30/32. Похоронен на Новодевичьем кладбище."

А в столь посещаемом всеми Интернете и того меньше... Как-то раз, идя по
улице, я увидел военный оркестр. Обратившись к его руководителю, узнал о
существовании военно-дирижёрского факультета при Московской Консерватории.
Долго я не мог выбрать время и вот наконец, собравшись с духом, я
договорился о встрече с руководителем факультета полковником Грязновым,
любезно предоставившим мне право воспользоваться служебной библиотекой.
В год 60-летия Великой Победы настала пора рассказать о том человеке,
который внес в её достижение огромной силы моральный дух.

Автор около 200 маршей, дирижер и преподаватель, лауреат Государственной
премии СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, генерал-майор
Семён Александрович Чернецкий родился 12(24) октября 1881 года в г. Одессе,
в семье бедного музыканта-скрипача. Первоначальное музыкальное образование
получил дома под руководством матери-пианистки. Затем поступил в Одесское
музыкальное училище по классу тромбона и фортепиано. Из-за тяжёлого
материального положения семьи учёбу пришлось совмещать с аккомпаниаторской
работой по найму.
В 19 лет Семён едет в Кишинёв к старшему брату - военному капельмейстеру
оркестра Драгунского полка, где и решает посвятить себя военной музыке.
Сначала он пробует силы в качестве помощника капельмейстера, а затем в 1903
году возглавляет оркестр артиллерийской бригады. Следующие десять лет
Чернецкий работает военным капельмейстером в Одессе. С 1911 по 1917 гг.
Чернецкий учится в Петербургской консерватории у профессоров А.К. Глазунова
(оркестровый класс), Н.Н. Черепнина (дирижирование), М.О. Штейнберга
(инструментовка), Я. Витола (композиция).
На формирование Чернецкого существенное влияние оказало его общение с
крупнейшими русскими музыкантами первой половины XX века. Дарование
Чернецкого отмечал Глазунов, предвидевший в нём большое будущее. Он писал:
<Семён Александрович Чернецкий - отлично подготовленный музыкант. Зная
большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи
за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С.А.
Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами>.
Предвидение Глазунова полностью оправдалось.
После революции 1917 года Чернецкий добровольцем пошёл в Красную Армию и в
1918 году стал во главе секции военных оркестров при Петроградском окружном
комиссариате по военным делам, а также был инспектором военных оркестров
Петроградского военного округа. В 1924 году Чернецкий назначается на
должность Инспектора военных оркестров РККА.
В 1925 году ему довелось формировать сводный военный оркестр Московского
гарнизона, а в 1935 году - Первый отдельный показательный оркестр
Министерства Обороны СССР. Оказывал он помощь и в формировании образцовых
оркестров ряда академий и штабов военных округов.
В последующие годы, являясь инспектором военных оркестров Советской Армии,
проявил незаурядные организаторские и творческие способности. Чернецкий
сыграл большую роль в подготовке квалифицированных кадров военных музыкантов
и военных дирижёров, плодотворно работал в качестве дирижёра большого
симфонического оркестра при ЦДКА, Отдельного показательного оркестра МО СССР
и руководил сводным военным оркестром Московского гарнизона в течение 25
лет. За успешную концертно-исполнительскую деятельность Чернецкому в 1946
году была присуждена Государственная премия.


Велики заслуги С.А. Чернецкого в создании служебно-строевого репертуара для
военных оркестров Советской Армии. В этой области он явился одним из
создателей советского военного марша. Будучи видным мастером трактовки
строевого марша, Чернецкий заложил методические основы исполнения строевого
репертуара.
Творческая индивидуальность Чернецкого ярко проявилась в его композиторской
деятельности. Основываясь на русской военной музыке, русских народных
песнях, Чернецкий сумел создать новые произведения, которые не только не
вступили в идейный конфликт со старым, дореволюционным военным репертуаром,
но и, в свою очередь, стали теми бесценными жемчужинами, которыми по праву
будет гордиться русская военная музыка.
По инициативе Чернецкого были созданы школы военно-музыкантских
воспитанников в разных городах страны. Менее чем за пять лет более трёх с
половиной тысяч беспризорников обучились в таких школах, а затем были
направлены в военные оркестры в качестве воспитанников. Многие из них стали
руководителями военных оркестров.
Помимо школ военно-музыкантских воспитанников Чернецкий создаёт
военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе
комсостава, при Военной академии имени М.В. Фрунзе и, в завершение,
Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории
имени П.И. Чайковского.
Особенно успешным и плодотворным в творчестве великого русского военного
музыканта стал период Великой Отечественной войны. Вдохновлённый подвигами
Советской Армии, Чернецкий написал за годы войны свыше сорока маршей и около
тридцати патриотических песен. В свою очередь, эти марши и песни помогали
советским воинам одерживать убедительные победы над врагом.
Будучи военным дирижёром, Чернецкий находил время и для педагогической
деятельности, в течение четверти века ведя класс дирижирования и
служебно-строевого репертуара сначала в военно-капельмейстерских классах, а
затем на военно-дирижёрском факультете Московской консерватории.
Доводилось Чернецкому и лично встречаться со Сталиным. Причем проявил себя
Семён Александрович достаточно смело. Вот как об этом рассказывает в своем
очерке о Чернецком один из преподавателей военно-дирижёрского факультета
Цицанкин:

<...Дело о том, что по давней традиции главный военный дирижер должен был
дирижировать сводным военным оркестром, стоя к нему спиной, что заметно
снижало уровень слаженности сводного оркестрового полка: крайние батальоны
<тысячетрубного оркестра> плохо видели со спины знаки военного дирижера.
И вот на очередном военном параде на Красной площади во время прохождения
войск перед Мавзолеем, на трибуне которого присутствовали высшие
руководители, Чернецкий неожиданно повернулся спиной к трибуне, продолжая
дирижировать оркестром.
После парада Чернецкого вызвали на трибуну,
- Товарищ Чернецкий,- с некоторой долей разочарования постукивал по краю
трибуны Мавзолея своей неизменной трубкой Сталин. Все знали, что эта
означало крайнюю степень недовольства. - Почему вы можете позволять себе
такие вот вольности в нашем присутствии?!
Все вокруг замерли. Мало того, что шел тогда 1937 год, так к тому же
Чернецкий был в то время под пристальным <оком> ОГПУ в связи с эмиграцией
его дочери, вышедшей замуж за иностранного подданного. Назревал грандиозный
скандал.
- Товарищ Сталин! Я очень уважаю вас, наше правительство. Но и никакого
морального права не имею дирижировать вами, стоя к вам лицом. Я должен
дирижировать военными музыкантами,- чётко, по-военному доложил Чернецкий.
- Хорошо, пусть так и будет, - ответил Сталин, - надеюсь, товарищ Ворошилов,
товарищ Берия и все присутствующие здесь не будут против. Таким образом
конфликтная ситуация была улажена, и на последующих парадах Чернецкий
дирижировал, стоя спиной к трибуне>.

Одним из первых среди авторов советской военно-духовой музыки Чернецкий
обратился к фольклору народов СССР, используя в своих маршах песни различных
народов СССР, а также массовые песни известных советских композиторов. Так
родились его известнейшие марши: <Казачий марш>, <Славянский марш>,
<Грузинский марш>, <Украинский марш>. К примеру, в марше
гвардейцев-миномётчиков ярко звучит тема песни <Выходила на берег Катюша>,
марш <Салют Москвы> начинается малиновым колокольным звоном песни <Широка
страна моя родная>, в марше 8-й гвардейской стрелковой дивизии имени
генерала Панфилова слушатель узнает тему народной песни <Из-за острова на
стрежень>.
Одним из лучших сочинений Чернецкого является марш <Парад>, написанный в
1940 году. Он написан на собственные темы. А вот парадный марш <Слава
Родине> написан с использованием музыкальной темы знаменитой арии <Славься,
славься, наш Русский Царь> из оперы <Жизнь за Царя> М.И. Глинки. Напомню,
что именно в годы войны и были введены погоны и офицерские кители <царского
покроя> в армии.
В 1946 году внезапная болезнь (паралич) надолго приковала Чернецкого к
постели. Тем не менее он нашёл в себе силы принять участие в качестве
заместителя председателя комиссии-жюри Всеармейского соревнования военных
оркестров штабов военных округов и военных академий.

С.А. Чернецкий умер 13 апреля 1950 года в Москве. Он был похоронен на
Новодевичьем кладбище с большими почестями.
В память о Семёне Александровиче Чернецком будут звучать его произведения,
навечно вошедшие в сокровищницу русской военной музыки.

И.А. САВИНОВ



От Георгий
К Георгий (08.12.2005 22:52:02)
Дата 08.12.2005 23:15:46

Размышления о еврейской жизни Нью-Йорка (*+)

http://www.duel.ru/200549/?49_7_1

ДВА СОБЫТИЯ
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ НЬЮ-ЙОРКА

От показа сцен лесбийской любви еврейская публика была в шоке. Еврейская
община Нью-Йорка и всей Америки обсуждала и осуждала скандальный спектакль о
жизни жалкого еврея - содержателя борделя и его еврейских проституток. Рабби
Джозеф Сильверман из синагоги Бейт Эммануэль на Пятой авеню постановил, что
пьеса клевещет на евреев и запрещена к показу нееврейской аудитории.
<Нью-Йорк Таймс> публиковала письма протеста, обвиняющие продюсеров в
разжигании антисемитизма. Продюсер и ведущие актеры попали под арест, были
осуждены за пропаганду разврата, оштрафованы и чудом избежали тюрьмы.
Автора, известного идишистского писателя, убеждали уничтожить пьесу.

Речь идет не о сегодняшнем дне, а о постановке 1923 года на Бродвее пьесы
классика еврейской литературы Шолом Аша <Б-г возмездия>. Шум вызвала
английская постановка, поскольку на идише спектакль поставили впервые в
Нью-Йорке еще в 1918 году. Нравы в Нью-Йорке тогда были не столь свободные.
Мало что изменилось с той поры, когда Максима Горького отказались поселить в
гостинице со спутницей из-за того, что у него не было брачного
свидетельства. <Великий пролетарский писатель> обиделся и написал <Город
Желтого Дьявола>. Он не поскупился на едкие замечания об американской
морали: <удушающий запах лжи и лицемерия, трусости и безнравственности>.

Так или иначе, но теперь, через 82 года, Еврейский театр Доры Вассерман при
Центре Сейди Бронфман представляет пьесу Шолом Аша на идише (с английским и
французским синхронным переводом) в сезон 2005/06 года у себя дома в Канаде
и на гастролях в Нью-Йорке.

Действие пьесы происходит в патриархальном еврейском местечке в Польше.
Содержатель борделя Янкель Шапшович и его жена, бывшая проститутка, Сорэ
обеспокоены будущим своей невинной дочери Ривкэле. Родители опасаются, что
их занятие может помешать им достойно выдать дочь замуж. Семья живет рядом с
заведением, но Ривкэле даже не подозревает, что там происходит. Надеясь
исправить свою репутацию в общине, а возможно, и в глазах самого Г-спода,
Янкель заказывает для синагоги свиток Торы. Он собирается выдать дочь за
раввинского ученика. Планы рушатся самым неожиданным образом. Вопреки
страхам родителей, девушку не изнасиловал подвыпивший клиент и не соблазнил
сутенер-конкурент. Ривкэле влюбляется в одну из отцовских проституток -
Манку. Посвященные дружбе двух девушек сцены полны подлинного лиризма. Образ
Янкеля - своеобразного анти-Тевье создали на еврейской сцене величайшие
актеры американского еврейского театра - Борис Томашевский и Давид Кесслер.

Роль Янкеля прославила Рудольфа Шилдкроута. Именно он попал под суд, когда
попытался поставить пьесу по-английски на Бродвее. Постановка на идише
американские власти не заинтересовала, да и рабби Сильверман тоже заявил,
что в еврейский театр он не ходит, и пьесы на идише его не интересуют.

Рассказывают, что, прочитав рукопись пьесы, классик еврейской литературы
Ицхок-Лейбуш Перец заклинал автора: <Сожги это, Аш, сожги!>. Вместе с тем
появление <Б-га возмездия> восторженно встретили многие деятели культуры.
Среди них - один из лидеров американского еврейства 30-х годов Константин
Станиславский, драматург Юджин О'Нил, рабби Стивен Вейзе и легендарный
основатель еврейской газеты <Форвертс> писатель Авраам Каган.

Художественный руководитель театра Брайна Вассерман считает пьесу Шолома Аша
одной из наиболее значительных в репертуаре еврейского театра наряду с
<Мирэле Эфрос> Гольдфагена, <Шейнделе> Амнона Леви и <Диббука> Ан-ского. С
этим никто не возьмется спорить. Действительно, пьеса была впервые
поставлена в Европе в 1907 году и переведена на ряд европейских языков. <Б-г
возмездия> упоминается во всех учебниках и энциклопедиях и считается одним
из шедевров Шолом Аша, строгого социального критика и замечательного
писателя. Вот только ставить пьесу больше полвека не брался ни один
репертуарный театр. Зато ее охотно играют в театральных школах и
экспериментальных студиях. Там в пьесе видят не только и не столько
возмездие за грехи отцов, как освобождение девушки из пут традиционных
представлений. Такую интерпретацию <Бога возмездия> осуществил лауреат
Пулитцеровской премии Дональд Маргулис на Вильямстоунском театральном
фестивале летом 2002 года.

Брайна Вассерман не видит в пьесе ничего аморального. <Наоборот, - говорит
режиссер, - пьеса вдохновлена духом библейских законов ответственности за
грехи отцов, и в ней нет ничего особо провокационного. В пьесе подняты
актуальные проблемы - контроль над страстями и невозможность приобрести
уважение за деньги. В эру сериала <Секс в Большом городе>, - добавляет
Вассерман, - трудно кого-нибудь смутить подобным сюжетом>. Заметим попутно,
что телесериал о жизни итальянских мафиози <Сопранос> вызывает среди
итало-американцев значительно большее раздражение, чем, скажем, фильм о
еврейских гангстерах <Багси> Дэйвида Мамета или <Однажды в Америке> Сержио
Леоне. Актеров, игравших главные роли в <Сопранос>, даже выгнали из колонны
традиционного итало-американского парада в День Колумба в Нью-Йорке.

Действительно, сегодня в Америке, как в России или в Израиле, трудно кого-то
удивить тем, что еврей может быть преступником, бандитом, торговать
наркотиками или живым товаром. Жители обнищавших и теряющих под ударами
капитализма экономическое значение еврейских местечек-штетл Восточной Европы
лихорадочно искали пропитания и заработка. Евреи жили в пограничной области
между Российской, Австро-Венгерской и Германской империями. Там действовали
контрабандисты, размещались винокурни, лаборатории по производству сахарина
и морфия, а позже кокаина, снабжавшие революционную Россию, о чем хорошо
написано в ранних повестях и рассказах Виктора Пелевина.

Автор бестселлера <Зато он очень любил свою маму. Жизнь и преступления
еврейских гангстеров> Роберт Рокауэй отмечает, что в Америке до сих пор с
тоской вспоминают про хорошее качество, низкие цены и порядочность евреев,
державших в руках наркобизнес в первой половине XX века. Когда большевики
изолировали Россию, центр деятельности постепенно переместился за океан.

Лишь Холокост разрушил привычные связи, что позволило итальянским,
ирландским, афроамериканским и латиноамериканским гангстерам прибрать к
рукам доходные отрасли бизнеса, традиционно контролировавшегося евреями.
Рокауэй отмечает и другую особенность - еврейские дельцы с оттопыренным
пистолетом задним карманом в отличие от своих итальянских коллег не
стремились создавать <фамилии> и <династии>. Наоборот, они всеми силами
стремились отвратить детей от преступного промысла, вывести их в люди, дать
образование и престижную профессию. Еврейские гангстеры занимались всем
широким спектром криминальной деятельности задолго до того, как кто-то из
отцов сионизма наивно провозгласил, что <мы станем настоящим народом, когда
у нас будут свои воры и проститутки>.

Виленская еврейская газета <Азман> рассказывает интересный случай. В 1905
году в гостинице обворовали всемирно известного кантopa Гершона Сироту.
Бандиты согласились вернуть вещи и даже доплачивать ему по 25 рублей за
выступление (а тогда это были большие деньги), если он перенесет их с
субботы на будний день. Дело было не только в том, что публика приходила в
субботу без кошельков, как требует религиозный завет. Проблема состояла в
том, что и сами воры соблюдали заветы предков и в субботу не работали.

Русский читатель, знакомый с <Ямой> Куприна или <Господином из
Буэнос-Айреса> Шолом-Алейхема, не удивится, встретив на страницах еврейской
литературы или на театральной сцене еврея-сутенера. Повесть <дедушки
еврейской литературы> Менделе Мойхер-Сфорима (1835-1917) <Стена плача>
рассказывает о быте сутенеров и еврейских борделей XIX века.
Профессор-историк Моти Залкин из Университета имени Бен-Гуриона в Израиле
даже посвятил целое исследование составлению карты еврейских борделей в
Восточной Европе и Америке. Когда-то в Аргентине мне показали большой
участок на еврейском кладбище в Буэнос-Айресе, где хоронили представительниц
древнейшей профессии.

Сегодня в Аргентине все изменилось. Как раз показу современной жизни евреев
Буэнос-Айреса посвящена замечательная комедия Даниэля Бурмана <Последнее
объятье>. Полная мудрого юмора, заставляющая задуматься картина, номинант
премии Оскар <За лучший зарубежный фильм>, удостоенная <Гран при> на
Берлинском кинофестивале 2004 года, вышла сейчас на экраны в синематеках
Нью-Йорка.

С самого начала фильм способен заинтриговать. Камера следует за главным
героем Ариэлем Макаровым, идущим по коммерческому центру вдоль магазинов и
лавок в семейный магазин дамского белья. Внутренний монолог героя повествует
о соседях - итальянце, корейцах, еще одном еврее и для разнообразия - о
нескольких латиноамериканцах. Типичное еврейское местечко. Неудивительно,
что Ариэль рассуждает о местечке, как о модели мира. Он - бывший
студент-архитектор, исключенный из университета и расставшийся со своей
подругой. Сразу после рождения Ариэля в 1973 году отец бросил семью ради
осуществления сионистской мечты и уехал в Израиль. Ариэль боится
свойственной его отцу маниакальности в желании достичь идеалов. Хотя жизнь,
окружающая Ариэля, далека от совершенства. Герои фильма лгут, изменяют друг
другу, даже устраивают соревнования в изменах, а заодно и учат Ариэля жить.
Мать героя Соня - бывшая танцовщица - кормит Ариэля медовым печеньем
<лейках> и рассказами об исчезнувшем негодяе-отце. Пережившая Холокост
бабушка поет трогательные песенки на идише в качестве лекарства от душевных
ран и советует ко всему относиться с юмором. Брат Джозеф спокойней относится
к отцовским грехам. Он мечтает стать раввином, хотя образ жизни ведет
далекий от всякого благочестия. Типичная история - местный раввин бросает
общину, соблазненный доходным местом испаноязычного раввина во Флориде.

Еврейская община в Аргентине была крупнейшей и богатейшей в Южной Америке и
в пору расцвета насчитывала до полумиллиона человек. Туда ехали люди,
обуреваемые мечтой стать еврейскими фермерами и скотоводами-гаучо. Там нашли
прибежище тысячи уцелевших в Холокосте. Они создали великолепную общинную
организацию, вели богатую и разнообразную культурную жизнь. Во время не
скрывавшего своего антисемитизма правого военного режима 70-х годов евреи
стали покидать Аргентину - кто в Израиль, кто в Северную Америку. Позже в
стране начались экономические трудности, гиперинфляция, дефолт, крах
экономики. Быть евреем становилось просто дорого. Ведь по аргентинским
стандартам недостаточно было ходить в синагогу или посылать детей в
еврейскую школу, что тоже стало многим не по карману. Надо было еще состоять
в еврейском <кантри-клубе> и участвовать в дорогостоящих мероприятиях
общины.

Одна из запоминающихся сцен - Ариэль ждет интервью в польском посольстве. Он
подал заявление о репатриации и лихорадочно вспоминает знаменитых поляков,
чтоб доказать свою принадлежность к оставленной его дедами Польше. Герою
надоела пустая светская жизнь Буэнос-Айреса, все больше напоминающего Третий
мир, и он мечтает о паспорте Евросоюза, открывающем ему дорогу в будущее.
Восхитительное <Последнее объятье> полно парадоксов, иллюзий, а то и
неврозов. Неудивительно, что Аргентина держит мировой рекорд по количеству
психиатров на душу населения.

Фильм пробуждает ностальгические чувства. Кажется, что вместе с Ариэлем из
страны уезжает вся молодежь и заканчивается еврейская жизнь в Аргентине.
Только не надо спешить. Помнится, в 1994 году я попал в большой сибирский
город на встречу так называемых <еврейских лидеров>. Среди них совсем не
было молодежи, а та, что была, собиралась в эмиграцию и, казалось, никто не
верил собственным заявлениям о возрождении еврейской жизни. Мне было
печально и казалось, что славная история российского еврейства заканчивается
на этих людях. С тех пор количество еврейских общин в бывшем СССР выросло с
80 до без малого 200.

В большом сибирском городе еврейская жизнь тоже бьет ключом. Десятки тысяч
израильтян стали возвращаться назад. Только в Москве нашли свой новый дом 57
000 русскоязычных израильтян.

Еврейская история полна сюрпризов и неожиданных историй. От владельца
борделя Янкеля и его странной дочки, от невротического аргентинского юноши
мы можем узнать такое, чего не смогли бы рассказать ни сентиментальный скрип
ач на крыше, ни <отличники труда и обороны> с сионистских плакатов.

МИХАЭЛЬ ДОРФМАН,
<Еврейское слово>,
20 июля-26 июля 2005 г.





От Денис Лобко
К Георгий (08.12.2005 23:15:46)
Дата 24.12.2005 14:33:16

Смеялся с одного момента :-))

Гамарджобат генацвале!

>ДВА СОБЫТИЯ
>РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ НЬЮ-ЙОРКА

Фиг с ними, с евреями, сами со своей культурой пускай разбираются - это их проблемы. Но смеялся с одного момента, а именно вот с этого:

>Там действовали контрабандисты, размещались винокурни, лаборатории по производству сахарина и морфия, а позже кокаина, снабжавшие революционную Россию, о чем хорошо написано в ранних повестях и рассказах Виктора Пелевина.

Заметьте, опусы обкуренного Пелевина автор статьи считает за исторический источник :-) Что уже настораживает. Причём я не отрицаю потребление кокаина и т.д. в России тех лет - так как не владею вопросом в нужной мере.

С уважением, Денис Лобко.

От Георгий
К Георгий (08.12.2005 22:52:02)
Дата 08.12.2005 23:14:44

Жванецкий и Кобзон: разговор по душам? (<Комсомольская правда>) (*+)

http://www.duel.ru/200549/?49_7_3

БАНКА С ДЕМОКРАТАМИ



Жванецкий и Кобзон: разговор по душам?

Иосиф Кобзон: <Как перед богом>. Так называется книга воспоминаний и
размышлений Иосифа Кобзона. Когда появились сообщения, что мэтр готовит к
изданию свои мемуары, конечно, была надежда, что они будут откровенными,
но... чтобы настолько откровенными - не ожидал никто! Это, конечно, личная
точка зрения певца, но он имеет право на свое мнение о звездах. Нам удалось
договориться о публикации нескольких глав до выхода книги, которая поступит
в продажу в начале ноября.

Жванецкий

Начну с того, что знаю я Михаил Михайлыча с его ранних лет, когда он
появился в антураже у Аркадия Исааковича Райкина...
Теперь, когда многие плюются от того, что Жванецкий делает в наши дни, мне
не стыдно, что я когда-то ему помог. Потому что сейчас это совершенно другой
Жванецкий. И я это дал понять ему достаточно откровенно. Особенно после
того, как он стал высказываться насчет Кобзона. Как только разговор заходил
обо мне, Жванецкий тут же начинал отпускать свои глубокомысленные замечания
в том смысле: чего же вы хотите, если Кобзон комсомольско-молодежный певец
и... всегда с начальством?!
Когда мы встретились на юбилее одного хорошего общего друга в Киеве, тут он
получил от меня сполна... Я сказал: <Понимаешь, в чем дело? Если бы не <мой
комсомол>, ты бы вообще неизвестно где был бы... Если бы не <комсомольский
певец>, о котором ты говоришь с таким упоением, вызывая ажиотаж и ехидные
улыбки, кто бы тебя знал, кроме соседей по коммунальной квартире в Одессе?
Так бы ты там и жил, пока сам себе не надоел... Ты что себе позволяешь?
Какое ты имеешь право? Собственно говоря, и в Москве-то тебя прописали
только потому, что просил за тебя именно тот самый <комсомольский певец>,
над которым ты теперь так посмеиваешься. Как же тебе не стыдно? Почему ты
такой неблагодарный? Почему ты удивительно хамский человек по отношению к
людям, которые делают тебе добро?> Вот где-то в таком духе я ему все
высказал и добавил: <Теперь я буду на всех углах говорить, что ты - человек,
который не заслуживает никакого внимания, потому что все, что ты говоришь,
все это ерунда, что у тебя нет ни позиции, ни приверженности ни к чему: ни к
народу, ни к стране, ни к коллегам по работе... Как <комсомольский певец> я
буду это утверждать! Тебя это устроит?..>
Кончилось тем, что Жванецкий извинился и сказал: <Больше я в жизни такого
себе не позволю. Я даже не подумал, что я наделал своими словами. Вот сейчас
тебя слушаю и понимаю, что действительно незаслуженно обижал тебя...>
Жванецкий извинился, но осадок остался.
Вот такое было, но что я хочу еще сказать. Для писателя подобного масштаба,
причем действительно талантливого писателя, существовавший режим,
политическая ситуация и время являлись незаменимой пищей для творчества.
Можно просто рассказывать анекдоты или просто шутить. Это да. Но это так, в
компании. Для государства же, для страны, для народа настоящему писателю
нужно прежде всего заявлять о своей позиции!
В советское время, когда он остро высказывался в своих монологах или в тех
работах, которые по его произведениям делали Карцев и Ильченко, Жванецкий
по-настоящему был на высоте положения. Но потом, когда возникла эта лживая
демократия, когда стало можно говорить что угодно и даже со сцены матом,
оказалось, что все это никому не нужно.
Многие сатирики, в том числе и Жванецкий, потеряли свою актуальность: ведь
они были писателями того времени, а то время... кончилось. И без чьих-то
сатирических намеков все видели, что представляет из себя Ельцин...
Необходимо было проявить новое видение новой жизни и величайшую
изобретательность, как это смог сделать Михаил Задорнов...
онечно, можно сказать, что Жванецкий взялся за Кобзона, потому что остался
без темы. Хотя, скорее всего, причина в том, что он почувствовал себя
великим, когда перестал им быть, когда ушло его время. Однако хочется
показать, что ты еще есть и еще ого-го какой бесстрашный, независимый и
абсолютно свободный во всем вольный художник. Сейчас он то же самое повторил
и в отношении Лужкова, который обеспечил его всем. И его проживание в
Москве, и квартиру, и место для строительства дачи выделил в Серебряном
бору. А Жванецкий в ответ: <Лужков? Ну что... Лужок, конечно, хороший мэр,
если бы не эти вот <церетельчики>, его окружающие...> Какое хамство! Может
быть, это и есть проявление провинциальности(?) вырвавшегося из грязи в
князи: <Я теперь вот какой. И могу все, что захочу!> А получил по башке,
испугался, затих и сразу на попятную и тут же давай прятаться за чьи-то
могущественные спины или бежать на <запасной аэродром>.
Для этого у него, у Жванецкого, есть дом в Америке, у него оставленная семья
в Америке, а здесь есть другая семья, и живет он, так сказать, на два
лагеря... Живет в Америке и стесняется этого, словно боится, чтобы кто-то
<не узнал это и... как-то не так понял... Я не хочу вмешиваться в его личную
жизнь, но не хочу, чтобы и он вмешивался в чью-то жизнь так, будто сам -
святой. Художник никогда не должен бежать на <запасной аэродром>. Художник
никогда не должен забывать, что у него есть ответственность перед теми, ради
кого он живет и работает... Ты же - как хирург!
А в связи с обвинениями в конъюнктуре и связях с властью хочется спросить:
<Чего же ты сам ходишь по кабинетам и просишь себе то машину, которую у тебя
украли, чтоб ее заменили, то клинику, чтоб тебя полечили... <на шару>, то
еще что-то... Что же ты сам ходишь к тем, кого так поливаешь? Зачем сам
делаешь то, за что так критикуешь других?> [...]

<Комсомольская правда>, 20.10.2005




От Руслан
К Георгий (08.12.2005 23:14:44)
Дата 09.12.2005 12:47:54

Из рубрики "Их нравы"

Они сейчас уже мало чего стесняются.