Поучительно что для Сталина всякая завоевательная политика мерзость.
>Я уже не говорю о том, что завоевательная политика со всеми ее мерзостями и грязью вовсе не составляла монополию русских царей. Всякому известно, что завоевательная политика была также присуща - не в меньшей, если не в большей, степени - королям и дипломатам всех стран Европы
Поучительно что для Сталина всякая завоевательная политика мерзость. А для Энгельса только русская. Завоевательную политику Англии или США, как мы видели, Маркс с Энгельсом мерзостью отнюдь не считают, а считают наоборот, прогрессом. Мерзостью же они считают кагда завоевательной политике Запада бросают упреки.
Однако,Сталин вовсе не столь категоричен в своих оценках Энгелсьу,как вы:"Видимо, в своем памфлете против русского царизма (статья Энгельса - хороший боевой памфлет) Энгельс несколько увлекся и, увлекшись, забыл на минутку о некоторых элементарных, хорошо ему известных, вещах.
"
"Видимо, Энгельс, встревоженный налаживавшимся тогда (1890-1891 гг.) франко-русским союзом, направленным своим острием против австро-германской коалиции, задался целью взять в атаку в своей статье внешнюю политику русского царизма и лишить ее всякого доверия в глазах общественного мнения Европы и прежде всего Англии, но осуществляя эту цель, он упустил из виду ряд других важнейших и даже определяющих моментов, результатом чего явилась однобокость статьи.
Стоит ли после всего сказанного печатать статью Энгельса в нашем боевом органе, в «Большевике», как статью руководящую, или во всяком случае глубоко поучительную, ибо ясно, что напечатать ее в «Большевике» - значит дать ей молчаливо такую именно рекомендацию?