От Георгий
К Георгий
Дата 19.08.2005 23:18:34
Рубрики Прочее; Тексты;

Юрий Перелыгин: С политикой выравнивания пора заканчивать (*+)


Россия, Санкт-Петербург
Документ:
http://www.rosbalt.ru/2005/08/15/221654.html
Дата: 15/08/2005 14:05:00 MSD

С политикой выравнивания пора заканчивать

Правительство РФ 30 июня одобрило Концепцию стратегии
социально-экономического развития регионов РФ. О том, на каких принципах
должна строиться региональная политика современной России, и что
представляет предложенная концепция в интервью корреспонденту <Росбалта>
рассказал один из основных ее разработчиков, директор департамента
регионального социально-экономического развития и территориального
планирования Министерства регионально развития РФ Юрий Перелыгин.


----------------------------------------------------------------------------
----

- Что принципиально нового содержится в одобренной Правительством концепции?

- Всякое новое - это хорошо забытое старое. Я считаю, что было бы неплохо
вспомнить наших учителей, тех, кто закладывал основы региональной политики
для России, начиная с Комиссии по естественным производительным силам
(КЕПС), далее Совета по организации производительных сил (СОПС),
организованного Вернадским.
Это было ровно 100 лет назад. И тогда пришли к выводу, что если Россия не
начнет районировать развитие своего хозяйства, то мало на что можно
рассчитывать в будущем. Результат их труда стал предтечей плана ГОЭЛРО и
одним из лучших проектов по региональному развитию.
Мы во многом за последние 15 лет забыли, что это такое, и нашими учителями
стали апологеты свободного рынка типа Хайека, Фридмана, Портера и пр.
Либеральная школа экономики сейчас сильна, и, главным образом, исходя их
нее, принимаются федеральные решения, а школа регионалистов, к сожалению,
забыта. Мы пытаемся ее возродить и напомнить о ней всем лицам, принимающим
решения. Напомнить, что Россия такая огромная страна, что требует разного
подхода, что различные регионы живут по-разному. В этом новизна Концепции. А
главная задача, соответственно, - внедрить территориальный фактор в процесс
принятия федеральных и государственных решений.

- Одной из главных черт Концепции является отказ от принципа выравнивания
социально-экономического развития регионов. С чем это связано?

- Сегодня уже можно констатировать, что политика выравнивания развития
регионов утратила свою эффективность. Прежние инструменты управления
региональным развитием не работают, а часто их использование приводит к
негативным результатам. Разрыв в уровне развития регионов продолжает
нарастать - никакого выравнивания на деле не происходит. Попытки
выравнивания осуществляет только Минфин России через имеющийся у него
инструмент федеральных трансфертов. Но это выравнивание только бюджетных
душевых расходов, а не социально-экономического развития регионов.
Разрыв в темпах роста экономики между отдельными субъектами Российской
Федерации, конечно же, является объективной тенденцией в условиях рынка.
Однако постоянное увеличение этого разрыва, несмотря на межбюджетные
трансферты, становится основным социальным противоречием, порождающим
политические конфликты.
Предел эффективности политики выравнивания уже достигнут. Мы считаем, что
настало время принципиально изменить отношение к концепции управления
региональным развитием и перейти к политике поляризованного развития (или
<развития, сфокусированного на приоритетах>).
Принцип поляризованного развития предполагает, что мы <подхватываем>
естественный процесс поляризации экономического развития и придаем ему
сбалансированный и управляемых характер. Необходимо содействие формированию
регионов-локомотивов роста (опорных регионов), оказывающих инновационное и
инвестиционное воздействие на остальную территорию страны. Именно в этом
контексте предлагается рассматривать и предложения по возможному укрупнению
юрисдикции субъектов РФ.

- К каким результатам приведет воплощение стратегии в жизнь?

- Уверен, что мы сильно продвинемся в восстановлении влияния РФ по отношению
к своему ближайшему окружению. Это произойдет за счет так называемого
регионального строительства, за счет того, что у нас восстановится
инфраструктура общего значения - транспортная, инженерная, социальная.
Люди у нас будут - так как это было раньше - свободно перемещаться туда,
куда они хотят. Повысится мобильность человека. Мы чуть-чуть разбавим свое
теперь уже мононациональное государство. Сейчас подавляющая часть населения
России - русские, а ведь раньше, в годы существования Российской империи и
Советского Союза, соотношение было 60 на 40%. Я считаю, что русская культура
должна жить в многообразной поликультурной среде Она не может быть
монокультурной, иначе не развивается.
Второе - экономические преимущества. За сильными макрорегионами у нас
появится понятная внутренняя структура, центрами развития у нас будет не
только одна Москва, а, например, Владивосток с Хабаровском, Новосибирск с
Омском. Людям жить станет немножко проще. Они будут понимать некоторые
перспективы своего собственного планирования. В государстве, где есть
долгосрочная понятная линия развития, проще детей рожать.
В долгосрочной перспективе в случае реализации Стратегии будут достигнуты
следующие результаты: сохранится территориальная целостность страны,
произойдет сокращение площадей кризисных территорий, Россия оформит свой
глобальный регион, сопоставимый с мировыми глобальными регионами.

- В своем подходе вы берете за образец советскую плановую систему?

- Советский Союз применял тотальные методы планирования. Исходная посылка
заключалась в том, что государство способно сделать жизнь таковой, какова
она есть в мысли. Слабое внимание уделялось естественным процессам. В то же
время Советский Союз мог позволить себе такие проекты, которые нынешняя
Россия себе позволить не может. РФ уже не может сосредоточить такое
количество ресурсов.
Это не означает, что планирование можно забыть. Планирование при рыночных
условиях, возможно, даже более необходимый инструмент. Просто надо к нему
относиться не как к директиве, а как к прогнозу, карте, по которой можно
проложить маршрут. Нужно выставлять ориентиры, а далее экономические
субъекты, глядя на эти ориентиры, будут выстраивать свою собственную линию.
Наша задача- помочь этим процессам.

- Какие города, на ваш взгляд, могли бы стать центрами макрорегионов?

- В первую очередь, конечно, это Петербург и Москва. Если вы поедете из
Петербурга в Москву на машине, вы просто физически ощутите регион. Он не в
самом Питере. Он дотягивается до семидесятого километра от Питера, а от
Москвы начинается километров за 150. Вы это почувствуете по инфраструктуре
возле дороги и по насыщенности жизни. Если посмотрите на карту строительства
коттеджей, вы тоже увидите, куда дотянулся капитал из Москвы. Если вы
поедете в Уссурийск (это город недалеко от Владивостока), то увидите что две
трети производства куплено московским капиталом. Процессы хозяйствования
нададминистративны.
Третий этап системных преобразований (2011-2020 гг.) будет направлен на
реализацию принятых федеральных и ведомственных целевых программ
регионального развития и Генеральной схемы пространственного развития РФ,
предполагает ежегодное финансирование из федерального бюджета в объеме до 80
млрд рублей и увеличение доли внебюджетных источников в общем объеме
финансирования до 90%. Результатом данного этапа станет формирование на
территории России нескольких макрорегионов, соразмерных мировым по объему
ВРП на душу населения, а главное, выступающих значимыми центрами
инновационного развития страны, оказывающими максимально возможное
мультипликационное влияние на другие регионы.
В итоге за счет аккумуляции внебюджетных источников к 2020 году общий объем
средств, направляемых на развитие регионов, должен составлять не менее 1
трлн рублей в год без существенного роста нагрузки на бюджеты субъектов РФ.
Ростов вокруг себя стягивает регион. Я думаю, что, если бы Ростов был
многомиллионным городом, у нас бы было гораздо меньше проблем на Кавказе.
Есть шесть городов-миллионников в Приволжском округе. За Уралом -
Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Томск, Хабаровск, Владивосток.
Стоит подчеркнуть, что российские макрорегионы должны конкурировать в
международном масштабе. Конкуренция регионов внутри страны должна быть
запрещена как губительная для экономического развития. Это все равно, что
конкуренция между сердцем и почками. Регион Санкт-Петербурга
конкурентоспособен с любым регионом США. Возможно, он не дотягивает по
валовому объему, но по энергозатратам на единицу продукции и
производительности труда уже конкурентоспособен.

- Вы намеренно не перечислили нефтяные центры России?

- Экономическое развитие должно происходить за счет изменения качества и
структуры ВРП. ХМАО и ЯНАО в этом смысле не являются локомотивами развития.
Они способны на экономический рост, и для нас скорее стабилизирующие
регионы, которые стабилизируют экономическую ситуацию в стране. Но
инновационного прорыва они не дадут.
Если мы хотим, чтобы люди поехали в Ростов, Хабаровск или Владивосток, то
улучшение их средовых характеристик требует поддержки федерального центра.
Финансовые средства должны вкладываться в инфраструктуру этих территорий.

- В концепции много места уделено ветшанию инфраструктуры страны. С чем
связано столь пристальное внимание к этой проблеме?

- Огромное количество инфраструктуры, построенное в Советском Союзе
избыточно для нынешнего типа хозяйствования. Советский Союз мог себе
позволить 155-ю стройку на Ямале, БАМ, массу других крупномасштабных
проектов, которые сейчас никто не в силах содержать. Если бы сейчас было
госплановское время, по БАМу бы перевозили миллионы тонн грузов. А сейчас
что там ездит? Пока практически ничего. Пока экономическая ситуация не
созрела, чтобы БАМ стал точкой, где начинает концентрироваться экономическое
развитие. Сложилось так... Мы же теперь либералы, и не будем концентрировать
все ресурсы на одном месте экономического прорыва. Хотя, в общем-то, это
правильно было бы сделать. Но перед этим это место нужно четко себе
представлять.
Поэтому когда происходит обрушение одних принципов ведения хозяйствования и
переход на другие, инфраструктура остается бесхозной. Можно просто
удивляться, какой прочности инфраструктуру заложил Советский Союз, что она
до сих пор работает. Нужно сказать, что аварии инфраструктур происходят в
основном из-за ошибок управления, и происходят они там, где нет нормального
хозяина. Где есть хозяин, там нет аварий. Все перестраивается,
переделывается и бизнес туда приходит.
Например, утверждается, что централизованная система в области энергетики
была выбрано в СССР неправильно. Даешь крышные котельные! Ошибка. Вообще-то
весь мир в местах климатически схожих с Россией, даже Хельсинки,
обогревается централизованными источниками тепла.

- Нашлись ли в Правительстве принципиальные противники Концепции?

- Никто не проигнорировал, все прислали свои замечания. Никто не сказал, что
эта Концепция не нужна. Все понимают, что Концепция востребована временем, и
нужно приближать федеральные усилия к регионам.

- Какой, на ваш взгляд, главный недостаток Концепции?

- Она выполнена слишком научно. Пока она не представляет из себя проектного
документа. Я сам, как проектировщик, признаю: проектная часть ее очень
слабая, она инструментально не завершена. Там предстоит еще большая работа.
Сделан прогнозно-концептуальный документ, а проекта еще нет. Это основной
недостаток Концепции.

Беседовал Андрей Фадеев, ИА <Росбалт>


----------------------------------------------------------------------------
----

© 2000-2004 ИА "Росбалт"
При цитировании ссылка на ИА "Росбалт" обязательна.


================
Согласно Концепции, реализация Стратегии пройдет в три этапа.
Первый, проектно-исследовательский этап (2005-2006 гг.), на котором
необходимо провести исследование инфраструктурных ограничений
социально-экономического развития регионов РФ, сформировать организационные
предпосылки для реализации Стратегии и разработать Генеральную схему
пространственного развития Российской Федерации. Первый этап должен быть
профинансирован в основном за счет объемов, заложенных в действующих ФЦП
регионального паритета (их текущий объем составляет около 30 млрд рублей в
год), а также дополнительного финансирования в объеме до 1,7 млрд рублей в
год. В ходе первого этапа должны быть сформулированы технико-экономические
обоснования проектов выделения на территории РФ особых функциональных зон,
определены пилотные регионы для реализации отдельных программ регионального
развития.
На втором этапе будет проходить реализация пилотных проектов и программ
(2007-2010 гг.). Планируется, что действующие ФЦП регионального паритета
прекратят свое существование или будут трансформированы в ФЦП регионального
развития. При этом доля внебюджетных источников в общем объеме
финансирования должна вырасти до 70%. Предполагаемый объем федерального
финансирования на втором этапе вырастет до 40 млрд рублей в год.
====================