От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
09.08.2005 21:18:09
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
(!!!!!!!!!!!!!) Распад молодых семей вызван процессом <эгоизации> общества (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg322005/Polosy/1_1.htm
Предлагаю руку без сердца
По статистике столичного управления загсов, за прошлый год в Москве было
заключено 71 790 браков и оформлено 46 800 разводов.
Больше половины супружеских пар, чинно и торжественно шествующих по ступеням
дворцов бракосочетаний навстречу своему счастью, обязательно рано или поздно
распадается.
Учёные, изучающие проблемы современной семьи, в один голос твердят, что
причины этого явления - чисто экономические.
И с калькуляторами в руках принимаются подсчитывать стоимость памперсов и
детской коляски, квадратных метров жилья и батона хлеба.
И увязывают всё это с бюджетом молодой семьи и размером пособия по уходу за
ребёнком.
В самом деле, цифры получаются плачевные: удивительно, как ещё находятся
добровольцы, желающие надеть на шею брачный хомут.
======
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg322005/Polosy/5_1.htm
СЕМЕЙНЫЕ ТАЙНЫ
Оксана + Миша = РАЗВОД
Распад молодых семей вызван процессом <эгоизации> общества
С раннего детства я мечтала иметь дружную семью. Чтобы был любящий и
надёжный муж, двое, а лучше трое детишек, и обязательно собака и кошка. И
небольшой домик с садиком, куда бы летом всё семейство выезжало
на отдых. И плетёные кресла в саду под сиренью, и чай с вишнёвым вареньем:
Банальность, скажете вы. Кто же об этом не мечтает? Мечтают-то все, а
получается не у всех. Нет у меня ни троих детей, ни домика с садиком, ни
даже кошки. И у большинства моих друзей и знакомых - тоже нет. Есть что-то
одно из джентльменского набора <семейного счастия>: у кого муж, у кого
ребёнок, у кого дача или кошка. А вот собрать всё вместе как-то не выходит.
Впрочем, была я знакома с одной образцовой семьёй: Во всём моём окружении
Оксана и Миша слыли идеально счастливой парой. Все мы, менее удачливые в
сфере брачных отношений и утешающие себя поговоркой <Хорошее дело браком не
назовут>, чистосердечно, без зависти, умилялись их уютному домашнему очагу,
казавшемуся нам островком благополучия в море житейских слёз, сотрясаемом
экономическими тайфунами. Как-то особенно тепло было греться у этого очага -
что мы и делали, не спеша возвращаться к своему, одинокому и остывшему.
Оксана и Миша воспитывали двух забавных мальчишек и ещё двух <собачьих
детей>, каждый из которых вымахал чуть ли не в человеческий рост. Миша
работал в риелторской фирме и зарабатывал неплохо - семейству жилось
вольготно, хоть и не слишком шиковали. Сперва муж настаивал, чтобы Оксана
сидела дома и занималась хозяйством, но ей стало жалко своё напрасно
пропадающее филологическое образование. Она пошла на компромисс: устроилась
на полставки <приходящего редактора> в отделе писем одного солидного,
известного ещё с советских времён журнала, появлялась на работе три раза в
неделю, чтобы обработать корреспонденцию, попить чайку с коллективом,
обсудить последние новости, выслушать комплименты по поводу нового наряда -
и бегом домой, к любимой плите и кастрюлькам.
Миша шутил: <У тебя не работа, а хобби>. Оксана и Миша вместе с детьми
писали альбом <История нашей семьи>, к каждому празднику выпускали домашнюю
стенгазету, вчетвером нарезали салаты для гостей и выдумывали весёлые игры и
конкурсы. Оксана писала неплохие стихи и выступала на поэтических вечерах,
на которые приходила вся семья - поболеть за маму. Была у них, разумеется, и
дача близ Мичуринца, крепкий деревянный дом с садом, где на воле резвились
дети и собаки. Миша не просто любил Оксану - он относился к ней по-рыцарски
и даже перед её недостатками благоговел. Когда она сильно поправилась после
родов, он трогательно называл её <моя толстенькая:>. Поколебать устои этого
союза, казалось бы, ничто не могло.
Но случилось непредвиденное. Миша внезапно, после традиционного, дружного
семейного ужина, объявил, что уходит. К другой женщине, с которой он уже год
в близких отношениях. А Оксану он разлюбил. Вот прямо так и сказал: была
любовь и прошла. Собрал чемодан и ушёл навсегда. А огорошенная Оксана
осталась одна - с двумя детьми пяти и семи лет, с двумя огромными псами, со
своей мизерной зарплатой <приходящего редактора>, без бабушек и дедушек -
все её родственники давно умерли. Так и остался недописанным альбом <История
нашей семьи>:
По статистике столичного управления загсов, за прошлый год в Москве было
заключено 71 790 браков и оформлено 46 800 разводов. Больше половины
супружеских пар, чинно и торжественно шествующих по ступеням дворцов
бракосочетаний навстречу своему счастью, обязательно рано или поздно
распадаются. Учёные, изучающие проблемы современной семьи, в один голос
твердят, что причины этого явления - чисто экономические. И с калькуляторами
в руках принимаются подсчитывать стоимость памперсов и детской коляски,
квадратных метров жилья и батона хлеба. И увязывают всё это с бюджетом
молодой семьи и размером пособия по уходу за ребёнком.
В самом деле, цифры получаются плачевные: удивительно, как ещё находятся
добровольцы, желающие надеть на шею брачный хомут. Так что экономический
фактор, безусловно, важен. Но проблема кроется не только в дорогущих
памперсах.
Семья Оксаны и Миши была, по нынешним экономическим меркам, вполне среднего
достатка - на Канары не ездили, но на лишнюю шоколадку для сыновей всё же
хватало. Внешних обстоятельств, ведущих к развалу, тоже не наблюдалось. Ни
пьянства мужа, ни злой свекрови, ни квартирного вопроса: И вдруг идиллия
распадается посреди полного благополучия.
- В 90-х годах я участвовал в социологических исследованиях НИИ семьи, -
говорит демограф, доцент кафедры социологии семьи МГУ Александр Борисович
Синельников. - Одно из них было посвящено разводам и их причинам. От 50 до
65 процентов опрошенных назвали в качестве главных и уважительных причин так
называемые причины <любовного> характера - жена не любит мужа или муж
разлюбил жену и так далее. Гораздо меньше голосов набрала <бытовуха>:
конфликты с родителями супругов, низкая зарплата одного из них и так далее.
Причём ситуация <жена не любит мужа> раздваивается: жена может выйти замуж
любя и уж потом разлюбить, а может - выйти замуж под давлением окружения,
заведомо не испытывая к жениху никаких нежных чувств. Ведь до сих пор живо
общественное мнение, пришедшее из старинного житейского уклада, - женщина
должна обязательно <сходить замуж>, просто чтобы повысить социальный статус.
<Разведённая> звучит куда полноценнее и солиднее, чем <незамужняя>.
Мужчины женятся на явно нелюбимых женщинах разве что по расчёту. А если
женятся, значит, любовь для таких мужчин не так уж важна и особого
дискомфорта по поводу её отсутствия в семейной жизни они не испытывают:
Нелюбовь одного из супругов как основная причина развода, считает А.
Синельников, в цивилизованных странах вышла на первое место в связи с
нарастающей в последние годы <эгоизацией> общества. Непредсказуемые
последствия климатических катастроф, международный терроризм, нестабильная
ситуация в мировой экономике, слишком бурные темпы технического прогресса
привели к тому, что люди стали жить сегодняшним днём, не чувствуя
уверенности в завтрашнем. Потеснив традиционные ценности - религиозные,
семейные, культурные, - на передний край вышли сиюминутные удовольствия,
сомнительные соблазны, лозунги типа <Хватай от жизни всё>.
В современной России этот этап общественного развития протекает ещё более
болезненно - ведь она возникла на развалинах СССР, где десятилетиями
проводился эксперимент по созданию идеального человека, лишённого какого бы
то ни было эгоизма вообще. <Раньше думай о Родине, а потом о себе>: Попытка
провалилась, выяснилось, что эгоизм всё-таки присущ человеческой природе.
Новые россияне стали с удвоенной силой навёрстывать упущенное, с шашкой
наголо преследуя свои личные, <мещанские> интересы. И, увы, нередко наступая
в этой гонке на интересы ближнего.
- Клятва, которую американцы произносят при вступлении в брак - <Обещаю жить
с тобой, пока смерть не разлучит нас>, - на практике в наше время (и не
только в Америке, но во многих других странах, в том числе и в России) для
немалого числа пар заменилась на не произносимую вслух, но подразумеваемую
фразу: <Буду жить с тобой, пока не надоест>, - считает А. Синельников. -
Многие люди больше не верят в пожизненный характер брака.
Но ведь любовь и страсть проходят со временем, семья держится не на
<топливе> страсти, а на взаимопонимании, ответственности друг за друга и за
детей. А вот эти-то качества у заражённых бациллой чрезмерного эгоизма
граждан отсутствуют. Заметим, что растёт число разведённых мужчин и женщин,
не вступающих в повторные браки. Ведь жить с кем-то - значит, потерять
свободу, в том числе и материальную. Человек хочет быть хозяином своим
деньгам, тратить их, как ему вздумается, не спрашивая ничьего мнения.
Всё чаще женщина желает самостоятельно воспитывать детей, формулировка -
<терплю ради того, чтобы у детей был отец> - также отходит в прошлое. Если в
семье, находящейся на грани распада, есть дети, то в большинстве случаев
инициатором развода становится жена. Кстати, часто муж цепляется за семью,
поскольку не хочет терять связь с детьми или боится потерять жилплощадь. Но
это ведь тоже эгоизм!
Весьма популярно мнение, что не надо даже ради детей держаться за явно
неудачный брак, поскольку в таких случаях супруги своими скандалами
отравляют жизнь друг другу, а ещё больше детям. А для детей лучше жить в
спокойной обстановке с одной мамой и общаться время от времени с приходящим
папой.
- Но с другой стороны, если муж и жена решили всё-таки остаться вместе, то
они стараются как-то наладить свои отношения, - продолжает А. Синельников, -
иначе семейная жизнь действительно превратится в сущий ад. А охотников жить
в этом аду, даже ради детей, не так уж много. Однако наладить отношения
можно лишь тогда, когда к этому прилагают усилия оба супруга. Если же только
один супруг желает сохранить семью и ради этого идёт на самые большие жертвы
и уступки, а другой палец о палец не ударяет ради мира в семье, то, значит,
этому последнему семья даром не нужна.
Представьте себе: молодая семья, высшее образование, квартира - машина -
дача. Пока родители заняты своими делами, их двухлетний ребёнок из
любопытства залезает на подоконник открытого окна и вываливается с 14-го
этажа.
Это только один - возможно, самый трагический - случай из практики психолога
Марианны Вронской, руководителя Службы помощи несовершеннолетним женщинам
<Голуба>. Их сотни. Недосмотрели, не покормили вовремя, малыш предоставлен
самому себе:
- Всё это означает, что ребёнок перестаёт быть ценностью для родителей, -
говорит Марианна Вронская. - Он скорее обуза, чем ценность. А если так,
зачем тогда семья? Она ведь необходима только ребёнку. Он - единственный
фактор, организующий, скрепляющий семью. Без этого <цемента> можно просто
побыть вместе и разбежаться, не регистрируя отношения. В патриархальных
крестьянских семьях дети были не только духовной, но и материальной
ценностью, так как от количества детей зависело благосостояние родителей. С
малолетства дети были помощниками в хозяйстве, а потом содержали своих
стариков. Сегодня, напротив, семья беднеет, если в ней появляется ребёнок.
Пенсия же зависит не от количества детей, а от зарплаты. Ребёнок оказывается
ненужным взрослым дядям и тётям:
- Но ведь есть же и духовные ценности, - возражаю я. - И дети - одна из них.
- Думаю, что люди сегодня не утруждают себя духовными поисками, - продолжает
М. Вронская. - А ребёнок - это обращение к их совести, он своим
существованием призывает их быть нравственными. Значит, ребёнок становится и
духовной обузой тоже. Нет также и потребности в глубинных связях. И не
только по отношению к детям, но и к супругам или просто сексуальным
партнёрам.
Согласно исследованиям, проводившимся в конце 80-х годов, чем старше были
тогда респонденты - женщина или мужчина, тем больше вероятность, что они
росли в семье и за ними ухаживала только одна женщина - мать, бабушка, на
худой конец нянька. Поколение молодых родителей 60-х годов уже вовсю
пользовалось яслями, детсадами, <пятидневками>, <продлёнками>, то есть
передавало малолеток с рук на руки чужих тёток-воспитательниц, зачастую
неласковых, с собственными бытовыми проблемами, равнодушных к детям.
Советское государство искренне хотело облегчить быт молодой матери, но при
этом даже не догадывалось, что <пятидневки> не формируют способность к
созданию устойчивых, длительных эмоциональных отношений с одним человеком.
Мужчина, воспитывавшийся единственной женщиной, матерью, и привязанный к
ней, потом привязывался и к жене на всю жизнь. Вот почему крепких браков в
поколении наших бабушек и дедушек было куда больше, чем сейчас! Сегодня
тёплое слово <семьянин> забыто, мужчины частенько порхают от одной любовницы
к другой, а потом ищут оправдание для своего инфантилизма и
безответственности: мол, характер у меня такой влюбчивый:
Семейные, клановые связи разрушены. Не существует больше понятия общего
дома, общей земли. У родителей карьера и личная жизнь, у бабушек - мысли,
как бы прожить на пенсию, а ребёнок болтается между ними, мешая своими
глупыми вопросами и просьбами:
Но вернёмся к нашим героям - Оксане и Мише. Миша не так давно развёлся со
второй женой и женился в третий раз. Перед этим потерял работу, так что на
большие алименты Оксане рассчитывать не пришлось. А детей и собак надо
кормить! Оксана бросила своё <хобби> и занялась челночным бизнесом. Стихи,
конечно, больше не пишет - не до этого. Не стало ни весёлых конкурсов, ни
стенгазет. Всё кануло в прошлое вместе с Мишей. А ей теперь вечно некогда.
Недавно я встретила её на рынке. Огрубела, в голосе появились металлические
нотки. <Замуж больше ни за что не выйду, - процедила она. - Мужики ведь все
стрекозлы: сегодня с одной, завтра с другой. Сначала приголубит, а потом всё
равно уйдёт. А мне нужно деньги зарабатывать. Что я, сама не справлюсь?>
Людмила ПОЛОНСКАЯ