От Георгий
К Администрация (Сепулька)
Дата 23.06.2005 21:26:43
Рубрики Прочее; Тексты;

Экономика (-)




От Георгий
К Георгий (23.06.2005 21:26:43)
Дата 17.07.2005 10:34:57

Государство: Борьба нанайских мальчиков (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/document/?id=6255&folder=164

Борьба нанайских мальчиков
Владимир НОВИКОВ

Борьба за удвоение ВВП отошла для государства на второй план, приоритетом
стала борьба с инфляцией. И слава богу. Ведь в планах по удвоению ВВП даже
для приличия не было записано пункта об удвоении или хотя бы <уполторении>
заработных плат и пенсий, рост производства объявлялся самоцелью. То есть
вы, ребята, работайте, а удвоенные доходы мы поделим без вас. Государство
положит свои доходы в кубышку, поскольку не знает, что делать с деньгами
(посмотрите на распухающий Стабилизационный фонд). Частный бизнес, по своему
обыкновению, или вывезет деньги за границу (в первом полугодии туда уже
отправлено, по данным ЦБ, 5,7 млрд долларов), или же в очередной раз обновит
и расширит свой автопарк и жилой фонд...

Впрочем, вряд ли государство, тихо задвигая в угол задачу удвоения,
руководствовалось гуманными соображениями. Скорее всего, эту борьбу просто
посчитали проигранной. А поскольку без борьбы нам жизнь не в радость,
бороться решили с инфляцией. Благо она, т. е. инфляция, не испытывает ни
малейшего уважения к вертикали власти. Планировали, что рост цен за год не
превысит 8,5 процента, а он уже в первом полугодии составил 8. Сейчас
официальный прогноз на год - 10 процентов (министры почему-то не боятся
показаться смешными, раз за разом обещая невыполнимое), а эксперты говорят
об 11 - 14 процентах.

С позиций экономической науки, удвоить ВВП, сколь бы тяжкой эта задача ни
казалась, все же проще, чем справиться с инфляцией. Реальный сектор, где
этот ВВП создается, - нечто внешнее по отношению к государству. Поэтому на
него можно давить, можно его стимулировать: льготные кредиты давать,
экономические зоны разрешить открыть или, если не поможет, половину
чиновников уволить - тогда уже точно экономическое чудо будет обеспечено. А
вот борьба с инфляцией - это борьба нанайских мальчиков, борьба государства
с собой. Потому как кто, если не оно, толкает цены вверх?

В расходах любой семьи самая тяжелая статья - обязательные платежи, те, от
которых не отвертишься. Экономить можно на питании - перейти, в конце
концов, на перловку с хлебом, на одежде - научившись ее шить, на мебели. Но
обязательные платежи, установленные государством или от него зависящие, не
уменьшить ни на рубль.

Возьмем, к примеру, бюджет средней семьи: муж, жена, двое детей, поэтому
жена не работает. Муж получает неплохо - тысяч десять. Но из них полторы
тысячи в месяц сразу уходят на квартплату и коммуналку. Рублей двести - на
телефон. За старшего ребенка нужно платить школе 200 - 300 рублей в месяц -
на охрану школы, за детсад младшего - 500 рублей. Мужчина ездит на работу и
при нынешних, установленных государством, ценах на транспорт меньше чем в
500 рублей в месяц он не уложится. Жена и дети даже при режиме жесткой
экономии на это потратят не меньше 200 рублей. Итого больше трех тысяч в
месяц из бюджета вынуто.

Но это еще не все. К сожалению, у семьи есть машина - купили в лучшие
времена. И оставшаяся от родителей дача-кормилица. На машину нужно сейчас
покупать полис ОСАГО - примерно 3,8 тысячи. Транспортный налог - еще тысяча
двести. Техосмотр - мелочь, но тоже деньги. Дачу нужно страховать - а цены у
всех компаний одинаковые, благо конкуренции на рынке давно нет - 1 процент
от оценочной стоимости, еще две тысячи долой. Итого еще семь тысяч в год,
или же 580 рублей в месяц. Сложить эти расходы с коммуналкой и прочей
<обязаловкой> - выйдет уже около четырех тысяч.

Бензин в нашей самой крупной нефтяной державе благодаря налоговой политике
государства, привязавшей ставки акцизов к мировым ценам, дороже, чем в США,
которые практически всю нефть покупают за границей, - больше полудоллара за
литр. Одна поездка на дачу обходится в 300 рублей. Можно, конечно, ездить и
на электричке, но при государственной цене 7 рублей за одну зону и семейном
выезде это будет еще дороже. В месяц на бензин уходит 1200 рублей.

В итоге больше половины зарплаты, причем достаточно высокой, у семьи уходит
на обязательные платежи и оплату услуг по ценам, продиктованным
государством. На питание, одежду и лечение, давно уже не бесплатное,
остается меньшая часть.

Но и от нее государство откусывает свою часть. К примеру, все развитые
страны, Россия в том числе, поддерживают свое сельское хозяйство. Но другие
его поддерживают, давая субсидии своим фермерам, а наше правительство -
ограничивая импорт. Такая поддержка не только не стоит бюджету ни копейки,
но даже прибыль приносит. Квоты на поставку импортного мяса продаются на
аукционах. Чем больше ужимают эти квоты - тем выше цена на них. В итоге на
рынках мясо дорожает на 50 процентов в год. За квоты на вылов рыбы тоже
государству платят. И поэтому какой-то там хек, который раньше кошкам
покупали, сейчас больше ста рублей стоит. В общем, инфляция процентов на 70
зависит от правительства, которое или напрямую устанавливает цены и тарифы
(на электроэнергию, газ, воду, на жилищное обслуживание, страховки), или
опосредованно - через квоты на мясо, акцизы на нефтепродукты и т. д.
Остальные 30 процентов инфляции обеспечивают сырьевики, которые стараются
сравнять цены на внутреннем и внешнем рынках. Чтобы им не везти сталь и
никель в Америку, а за те же деньги продавать их здесь.

Правда, в этом году с 1 августа пенсии будут увеличены на величину инфляции
первого полугодия, т. е. примерно на 8 процентов. Но дело-то в том, что и
для той самой средней семьи, бюджет которой мы рассматривали, и уж тем более
для пенсионеров реальная инфляция намного больше статистических 8 процентов!
Чем ниже у человека доходы, тем выше его персональная инфляция,
обусловленная ростом обязательных или неизбежных платежей. И компенсация
пенсионерам 8 процентов не перекроет даже повышения с 1 июля для жителей
города квартплаты.

Борьба нанайских мальчиков, т. е. государства с собой, уже началась.
Министры Г. Греф и А. Кудрин обвинили в ненормативном росте инфляции в
первом полугодии министра В. Яковлева, курирующего жилищно-коммунальный
комплекс. Но бывший питерский губернатор, знающий эту сферу не понаслышке,
веско ответил, что опережающий рост тарифов в ЖКХ зависит в первую очередь
от роста тарифов энергетиков и газовиков, которые проходят как раз по
ведомствам Грефа и Кудрина, во вторую - от роста цен на металл и
стройматериалы, что опять-таки по линии Грефа. То один мальчик верх берет,
то другой...

Государство действительно хочет снизить инфляцию. Ведь твердые цены - это
дешевые кредиты, рост экономики, социальная стабильность, уважение со
стороны Европы и Америки. Но государственные ведомства, представляющие
интересы тех или иных бизнес-групп, не хотят, чтобы инфляция снижалась за их
счет - за счет стабилизации цен на газ, или на электроэнергию, или на воду,
или на бензин.

Тот, кто борется сам с собой, обычно сам себе и проигрывает.




От Георгий
К Георгий (23.06.2005 21:26:43)
Дата 17.07.2005 10:32:13

В космос без амбиций (*+)


Россия, Санкт-Петербург
Документ:
http://www.rosbalt.ru/2005/07/14/217471.html
Дата: 14/07/2005 18:11:00 MSD

В космос без амбиций
Правительство РФ в четверг в целом одобрило Федеральную космическую
программу России на 2006-2015 годы. Объем финансирования программы
запланирован в размере 305 млрд рублей, в том числе в 2006 году - 23 млрд
рублей. Планируется, что привлекаемые внебюджетные средства составят 131,7
млрд рублей. При этом максимальная сумма внебюджетных средств приходится на
2007 год, когда она достигнет 25,7 млрд рублей. В последующие годы объем
привлекаемых средств будет уменьшаться, а к концу реализации программы
снизится до 6 млрд руб.

Представлявший программу на заседании Правительства глава Федерального
космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов попросил рассмотреть
возможность перераспределения бюджетного финансирования в пользу 2007-2008
годов. <Вопрос увеличения финансирования на 2006 год уже поддержан
Правительством, но мы просили увеличить объем инвестиций на 2007 год на 14%
и на 7,9% на 2008 год, но пока не получили поддержки. В связи с этим мы
просим рассмотреть возможность перераспределения средств внутри программы в
пользу 2007-2008 годов>, - сказал Перминов. По его мнению, <ближайшие три
года будут критическими для российской космической отрасли>.

Средства на военную часть российской космической программы будут
предусмотрены в программе вооружений, и могут составить около 300 млрд
рублей. В результате реализации программы будут обеспечены потребности в
космической информации и услугах Мининформсвязи, МЧС, Минобороны,
Минприроды, Минтранса, Росгидромета, Роскартографии, Россельхоза,
Росрыболовства и Российской академии наук.

С помощью представленной сегодня программы Роскосмос пытается вернуть
позиции, потерянные в предыдущие годы. На сегодня общее число космических
аппаратов в российской орбитальной группировке составляет 96 единиц, в то
время как у США превышает 400. Даже российское сельское хозяйство сейчас
пользуется для проведения сельхозработ данными мониторинга, получаемыми с
космических систем США. Рынок космических услуг, предоставляемый Россией, в
основном держится за счет пусковой деятельности. В 2001 году Россия вернула
себе первое место по количеству запусков. Однако сейчас коммерческий сегмент
этого рынка мал, кроме запуска систем связи другие услуги практически не
предоставляются. В то же время с 2003 года тенденция падения численности
российской группировки была приостановлена, и начался небольшой подъем.

Роскосмос предлагает восстановить упущенное за счет увеличения орбитальной
группировки в период до 2015 года. <В федеральной космической программе
приняты четкие решения по созданию орбитальной группировки. После создания
<на автомате> выходим на рынок. Ниша есть, особенно в Тихоокеанском регионе,
в Китае, в Индии, в Южной Америке>, - пообещал Анатолий Перминов. По его
словам, до 2008 года российская орбитальная группировка должна быть
увеличена на 18 космических аппаратов - семь спутников связи, три
метеонаблюдения, два дистанционного зондирования Земли, три космических
аппарата призваны решать задачи, связанные с фундаментальными космическими
исследованиями, и еще два - со спасательными работами. Планируется также
запустить один модуль для Международной космической станции. А к 2015 году
орбитальная группировка РФ увеличится на 70 космических аппаратов. Глава
Роскосмоса отметил, что <поэтапное наращивание космической группировки в
рамках Федеральной космической программы позволит к 2010 году обеспечить
потребности России в космических услугах на 76%, а к 2015 году - на 97%>.

В программе на ближайшую перспективу остались только принципиально важные
проекты. Например, <Спектр-Р> (<Радиоастрон>) - проект, нацеленный на
получение фундаментальных результатов для прикладного использования в
глобальной навигации, космологии, или <Спектр-УФ> (Всемирная космическая
обсерватория) - космический телескоп, который по своим характеристикам
превосходит знаменитый американский телескоп Хаббла. Будут развиваться
проекты <Фобос-Грунт> (доставка на Землю вещества со спутника Марса Фобоса)
и <Коронас-Фотон> (изучение в области фундаментальной науки, в частности -
природы вспышек). В рамках проекта <Спектр-РГ> (<Спектр Рентген-Гамма>)
будет создана обсерватория для проведения исследований в области астрофизики
высоких энергий.

Как сообщил глава Роскосмоса, в 2005 году началась разработка нового
пилотируемого многоразового космического корабля <Клиппер>. Этот проект
вызывает интерес в космических агентства других стран, прежде всего в
Европейском космическом агентстве. По словам Перминова, экипаж этого корабля
будет составлять до 6 человек, космический аппарат сможет возвращаться на
землю с посадкой на аэродромы первого класса на территории России.
<Создавать его Роскосмос планирует с другими странами>, - подчеркнул глава
агентства.

В Роскосмосе не оставили мечты о покорении других планет. В 2006 году
планируется пока что наземный эксперимент по подготовке полета на Марс.
Анатолий Перминов сообщил, что получено уже более двух десятков заявлений от
добровольцев на участие в проекте. <Результат этого эксперимента будет
просто бесценен>, - считает глава Роскосмоса.

Программа была встречена с одобрением. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко
предложил при доработке программы более точно оценить глобальный рынок
космических услуг и позиционирование на нем России. <Я хотел бы сказать о
поддержке этой программы и подчеркнуть, что сейчас Правительство
предпринимает все усилия для развития инновационной сферы, а это касается
космоса в первую очередь>, - отметил министр финансов Алексей Кудрин.

По поручению премьер-министра Михаила Фрадкова основные направления
космической программы будут доработаны к 1 сентября 2005 года. Особое
внимание при доработке программы председатель Правительства рекомендовал
обратить на возможность увеличения объемов производства, на повышение
надежности рынка и рост заработной платы. По словам Анатолия Перминова, на
сегодня средний уровень зарплат в космической отрасли России составляет 8,8
тыс. рублей, что приводит к старению кадрового состава и оттоку молодежи.
<Такими темпами далеко не уедешь>, - заметил Фрадков.

Глава Минэкономразвития Герман Греф оказался на заседании единственным,
выступившим с критикой космической программы. По мнению министра, в планах
Роскосмоса нет амбиций, связанных с захватом мирового рынка, а речь идет
лишь о восстановлении утраченного. Греф отметил также, что в программе
Роскосмоса отсутствуют проекты частно-государственного партнерства. <Из
того, что есть в программе, ничего отправлять в частно-государственное
партнерство нельзя, как и в инвестиционный фонд>, - считает министр. Если
такие проекты появятся, то их можно было бы финансировать из инвестиционного
фонда, сказал Греф.

По его мнению, перед отраслью стоят две первоочередные задачи:
реструктуризация и повышение уровня конкурентоспособности. <Когда
предприятие, на котором работает 83 тысячи человек, получает заказ на $150
млн - это очень низкий уровень>, - уверен Греф. По его словам, если
предприятиям дать возможность вписаться в рынок, то они могли бы получать
заказы не на $150 млн, а хотя бы на $1-2 млрд.

Предложенную программу глава Минэкономразвития назвал минимумом необходимого
для поддержания нынешнего паритета. В последние годы, по словам министра,
отмечен <провал космического рынка во всем мире>. Но, например, американская
аэрокосмическая компания Lockheed получила в этой ситуации из бюджета $700
млн, а российские предприятия - ни копейки, отметил Греф.

Эксперты согласны с главой Минэкономразвития в том, что представленная
программа - абсолютно инерционная и неамбициозная. Кардинального скачка на
заявленных деньгах не сделать, и ни о каких полетах к Марсу здесь речи быть
не может.

С другой стороны, России необходимо ответить на вопрос: <Что мы хотим делать
в космосе, и какие цели ставятся?> То есть сначала поставить задачи, а потом
решать, сколько они будут стоить.

<России космос однозначно нужен, - заявил <Росбалту> на условиях анонимности
эксперт Центра АСТ. - Во-первых, это вопрос национальной безопасности. Дело
в том, что защитить огромную территорию России от тех друзей-врагов
окружающих нас как с запада, так и востока не имея космического вооружения -
невозможно. Для того чтобы обеспечить национальную безопасность необходимо
развивать спутниковые технологии>.

<В этой области мы сегодня отстаем от Запада на десятилетие, - продолжает
специалист. - Еще Советский Союз отставал в плане электроники и
вычислительной техники, сейчас этот разрыв стал просто колоссальным. В
итоге - американские космические аппараты очень эффективны, а наши -
совершенно неэффективны>.

Для России сегодня главная задача - ликвидировать отставание в части
современных спутниковых технологий. Наука, полет на Марс, новая ракета
<Ангара> - это тоже важно, но главное - обеспечить национальную
безопасность, тогда можно активно заниматься и коммерческими проектами.

<Решать эту проблему можно двумя путями, - говорит эксперт Центра АСТ. -
Либо мы это делаем только собственными силами, либо за счет мировой
кооперации, используя совместные проекты с Boeing, Lockheed, EADS. Ведь эти
компании и являются основными производителями спутников>.

По мнению аналитика, России заняла мононишу - поставляет на рынок надежные и
дешевые ракеты. <Концентрируясь на ракетных запусках, надо стараться выйти
на рынок спутниковых технологий и там создавать совместные предприятия с
лидерами>, - считает эксперт. По его мнению, парадокс в том, что для решения
этой задачи деньги играют не первостепенную роль. <К сожалению, сама
программа не была представлена общественности, и ее обсуждение ограничилось
узким кругом людей>, - отмечает эксперт Центра АСТ.

Юлия Непоседова, Виктор Цукер, ИА <Росбалт>


----------------------------------------------------------------------------
----

© 2000-2004 ИА "Росбалт"
При цитировании ссылка на ИА "Росбалт" обязательна.



От Георгий
К Георгий (23.06.2005 21:26:43)
Дата 23.06.2005 21:40:32

Что скрывается за фасадом Петербургского форума? (*+)

http://www.sovross.ru/2005/83/83_2_2.htm

ДАВОС на АВОСЬ


Что скрывается за фасадом Петербургского форума?

В Северной столице с 14 по 16 июня проходил 9-й Петербургский международный
экономический форум. Это событие уже заранее преподносилось как очередной
внешнеполитический триумф кремлевской администрации. Что же вышло на самом
деле, сегодня в беседе с нашим корреспондентом рассказывает известный
питерский политолог К.А.ЧЕРЕМНЫХ.

- Константин Анатольевич, насколько оправданно сравнение Петербургского
форума с Давосским?

- Такая параллель мне кажется слишком смелой и самонадеянной. Об этом
говорит хотя бы такое сопоставление: среди генеральных спонсоров форума мы
видим крупнейшие российские корпорации - <Транснефть>, <ЛУКойл>, <Газпром>,
<Связьинвест>. Но если посмотреть, кто из глав иностранных государств почтил
своим присутствием это мероприятие, то мы увидим, что этот список не в
пример скромнее. Кто приехал? Президент Азербайджана, премьер-министр
Македонии, главы парламентов Венгрии, Чехии, Белоруссии, Украины... Из
первых лиц - все. Это не просто мало - это мало до неприличия.
Хотя Греф и сказал, что отличительной особенностью этого форума является
участие в нем президента Путина, это слабое утешение, поскольку из лидеров
ведущих мировых держав не было никого, кто по рангу мог бы скрасить гордое
одиночество российского президента. Поэтому Петербургский форум больше
напоминал не Давос, а одесский <привоз>: большой базар, много коммерсантов,
но солидные люди обходят это место стороной.
Была, правда, особая причина: в эти же дни проходил саммит Евросоюза, и,
понятно, что именно к нему было приковано внимание и европейской прессы, и
политиков, и крупного бизнеса. Уже в силу этой причины питерский форум был
обречен остаться в тени. Можно было бы подкорректировать сроки форума, но
это же такая нагрузка на бюрократию...

- Таким образом, в Питере собрались <киты> российской промышленности, но вот
<акулы> европейской политики
к ним в гости не пожаловали?

- А почему только европейской? Уже и наши соседи по СНГ теряют интерес к
этому мероприятию. Например, Белоруссия с самого начала была одной из самых
активных участников всего процесса, а сейчас она заметно отходит на второй
план. Просто потому, что не видит никаких реальных результатов. Это связано
с тем, что экономическое взаимодействие внутри СНГ оставляет все меньше и
меньше иллюзий для наших партнеров.
Да и что тут удивляться, если во время последнего визита в Армению президент
Путин высказался в том духе, что СНГ создавался для цивилизованного развода
бывших советских республик, <а все остальное там шелуха>. После такого
высказывания приходится удивляться, что еще хоть кто-то к нам приезжает на
подобные встречи из стран СНГ.

- Все же на форум приехал президент Азербайджана Ильхам Алиев :

- С этим визитом связана вот какая интрига. На сегодняшний день нефтяные
месторождения Каспия считаются стратегическим запасом мирового значения. Но,
как известно, когда решался вопрос о пути транспортировки каспийской нефти,
то Россию привычно отодвинули в сторону. И сейчас нефть идет в обход нашей
территории по линии Баку - Джейхан.
Естественно, что наша страна не может стерпеть, что ей отведена такая роль
на постсоветском пространстве. Поэтому, кроме Алиева, в Петербурге очень
ждали и другого высокого гостя - премьер-министра Казахстана Даниала
Ахметова.
У российской стороны накануне открытия форума теплилась надежда, что в
Петербурге наша страна сможет выступить посредником между Азербайджаном и
Казахстаном по нерешенным и болезненным для обеих сторон вопросам.
И для таких надежд могли появиться основания, если бы: Если бы премьер
Ахметов мог полагаться на нашу страну, как на надежного союзника. Если бы
Россия могла стать гарантом стабильности в Казахстане, то есть не допустить
и там оранжевой революции. Если бы Россия могла гарантировать Казахстану
такой уровень экономических отношений, по сравнению
с которым ВТО уже не казалось бы такой заманчивой целью. Если бы Россия
смогла помочь прикаспийским странам разделить шельф. Если бы Россия
управляла Каспийским трубопроводным консорциумом, а не американский
<Шеврон>. Если бы: Но, увы, обо всех этих условиях мы можем говорить только
в сослагательном наклонении. А история его не терпит.
Поэтому в день открытия форума премьер Казахстана оказался вовсе не в
Петербурге, а в Токио, где обсуждал вопрос о вступлении его страны в ВТО.
А президент Азербайджана Алиев, правда, побывал на открытии Петербургского
форума, полюбовался мемориальной доской на здании, где учился его отец, и
благополучно отбыл в Киев, где два дня спустя открывался еще один форум,
который также окрестили <мини-Давосом>.

- А какой <мини-Давос> круче - питерский или киевский?

- Киевское мероприятие было <мини-Давосом> в прямом смысле. Его проводил
европейский департамент Всемирного экономического форума, то есть самого
Давоса. Теперь посчитаем: к нам приехали два президента, к ним - шестеро. В
Киев прибыли руководители Дойче-банка, таких компаний-гигантов, как <Шелл>,
<Майкрософт>, <Оракл>... В Питере же из действительно крупных компаний была
представлена только <Дженерал Моторс>. Которая здесь же и заявила, что ни в
какой ВАЗ вкладывать деньги не будет. А будет нашими дешевыми руками
собирать двигатели и нам же их продавать.
Это в Давосе представители мировых держав решают мировые проблемы и делят
мировые рынки. А в Питере просто отдельные фирмы решали свои частные
проблемы.

- Ну что же, сегодня и <частные вопросы> - это тоже хлеб:

- Да. Только вот вопрос - а кто этим хлебом будет питаться? Давайте
посмотрим на <гвоздь программы> состоявшегося форума - контракт, заключенный
с <Тойотой> на строительство завода в поселке Шушары под Петербургом. Я
вообще не понимаю, отчего это вызывает такой восторг? Я не понимаю, зачем
президенту необходимо было присутствовать при закладке этого завода?
Ведь после завершения строительства это предприятие на 100% будет
принадлежать японской стороне. Это будет классическое отверточное
производство. <Тойота> хорошо сэкономит, да еще и освоит новый рынок. А мы
чему радуемся?
Это просто какой-то пир во время чумы, притом пир туземцев. Наше
автомобилестроение с ужасом ждет вступления России в ВТО, а вместо
похоронного звона - песни и пляски шушарцев и шушарок вокруг президента и
его не в меру упитанного гостя из Японии.
В это время г-н Греф вещает на форуме о прелестях <особых экономических
зон>. Однако <особость> этих зон заключается в том, что поступающие туда
импортные товары не облагаются пошлинами. То есть создается просто налоговый
рай для иностранного капитала. Если это и впрямь <государственная политика>,
то политику какого государства Греф проводит в жизнь?
Cамую же трезвую мысль на Петербургском форуме высказал представитель
компании, которая называется <Винный мир>. Он сказал: <Бесконтрольный импорт
несет угрозу нашей национальной безопасности>. Но боюсь, что его никто там
не услышал.

- Выходит, попутно наш форум дал ответ еще на один судьбоносный для России
вопрос: <Запад нам поможет?> Или не поможет?

- За этим ответом незачем было и ходить в Таврический дворец. Ответ дает
повседневная хозяйственная практика Санкт-Петербурга, который, как известно,
является нашим <самым европейским городом>.
Инвестиции в прямом смысле на питерском форуме обещал только Европейский
банк реконструкции и развития. Его представители бывают в городе регулярно,
и только ради встречи с ними устраивать такое мероприятие смысла не было.
Да, ЕБРР действительно вкладывает средства в российские объекты - в дорожную
инфраструктуру Северо-Запада. По той простой причине, что кольцевая
автодорога вокруг Петербурга и шоссе до Финляндии являются элементами
европейского транзита.
Это для нас Петербург - <окно в Европу>, а для Европы Петербург - проходной
двор.
И наши соседи заинтересованы только в одном - чтобы проходной двор, которым
они пользуются, не был замусорен и заплеван, и не превращался туземным
населением в отхожее место. Чтобы грузы не застревали в городских пробках, а
выхлопные газы не мешали высоким гостям рассматривать Эрмитаж.

- То есть иностранцы и здесь решают в основном свои проблемы... Почему же
тогда официальные комментаторы питерский форум преподносят как очередной
триумф российской внешней политики?

- <Триумфа политики> быть не может, поскольку изначально отсутствовала сама
политика.
Вот, извольте, пример. Еще до открытия Петербургского форума общественность
оповестили, что там будет принято судьбоносное решение по совместному с
Норвегией и Канадой освоению Арктики. Речь шла о проектах модернизации
Северного морского пути
и создании единого транспортного коридора <Нарвик - Владивосток>.
А что мы видим на деле? Из Канады, Норвегии в Питер приехали коммерсанты, а
не политики, которые вправе принимать такие решения.
А конференция по созданию транзитного пути <Нарвик - Владивосток> уже давно
состоялась - не в Осло и не в Москве,
а в Пекине! Как известно, кто больше вкладывает усилий, тот и выигрывает.
Тем, кто не успел, останется только <чесать репу> - отчего же коридор прошел
не по Транссибирской магистрали, а через Китай? Оттого, что глава РЖД
пребывал в Тбилиси, а министр иностранных дел в Питере, хотя ему-то как раз
надо было срочно заниматься делами Закавказья.
Зато на форум явился глава <Газпрома>. Непонятно только зачем. Кому была
адресована его речь о Северо-Европейском газопроводе, если в зале
Таврического дворца не было серьезных представителей Великобритании и
Германии?

- Может быть, это дань историческим традициям? Помните - <страна наша
обильна, порядка (то есть стратегии) в ней лишь нет>.

- Стратегия начинается с идеи. Но Россия вместо идей предъявляет их
отсутствие, вместе с путаницей даже в собственной истории. Какую цель
ставили перед собой инициаторы дискуссии на форуме о том, какая модель
лучше - патерналистская или либеральная? То есть, должно ли государство
по-отечески опекать своих подданных, или, может, бросить их на произвол
судьбы?
Я, признаться, не очень понял, что по этому поводу хотел сказать Путин. Он
высказался в том смысле, что якобы патерналистская советская модель была
эффективнее при Сталине по сравнению с охваченной глубокой депрессией
экономикой США. Но впоследствии, по мнению Путина, западная, либеральная
модель экономики оказалась более эффективной, а <плановая система разрушила
страну>.
Во-первых, Рузвельт выводил Штаты из депрессии не раздачей ваучеров, а
созданием новых рабочих мест на общественных работах. Это была жесткая
государственная политика, а не <волшебство> фондового рынка.
Во-вторых, наше единое государство разрушилось как раз при отказе от
экономического планирования. Которое по-прежнему применяется в Китае - той
самой стране, которая сейчас развивается динамичнее Запада. Ужели президент
об этом не знает? Или ему просто не терпится лишний раз расшаркаться перед
<княгиней Марьей Алексевной> из Брюсселя?

- От экономического форума обычно ждут не столько концептуальных диспутов,
сколько конкретных результатов. Говорят, некие выгодные контракты Россия на
форуме все же заключила...

- А кто от этого выигрывает - страна или наш конкретный олигарх? Как я уже
говорил, помимо Азербайджана правительственную делегацию прислала только
Македония - крошечная страна, которой недавно еще и не было на карте.
А приехали македонцы только потому, что глава <ЛУКойла> Алекперов решил
приобрести сеть автозаправок в этой маленькой балканской республике.
Но от того, что <ЛУКойл> купит македонские АЗС, станет ли нам хоть чуточку
теплее? Что, Македония отвернется от Евросоюза и вступит в СНГ? Вряд ли.
<ЛУКойл> и в Соединенных Штатах владеет сетью автозаправок - и что из этого?
Мы стали влиять на политику Белого дома?
Обратите внимание, какой разительный контраст по сравнению с Евросоюзом.
Сейчас объединенная Европа переживает черные дни - европейская конституция
повисла в воздухе, последний саммит ЕС завершился провалом, и все равно,
несмотря на внутренние разногласия, Европа гарантирует еще двум государствам
членство в оговоренный срок. Решение принято - оно выполняется. По плану!
Да, Украину они пока не включили в план. Но <Газ де Франс> уже ведет с
Украиной конкретные переговоры. И не только <Газ де Франс>. Сразу после
киевского мероприятия Украина решила продать <Криворожсталь> целиком.
Значит, есть покупатели. Вряд ли это наши соотечественники, при всем их
подобострастном желании вписаться в новую ситуацию.

- Таким образом, мы выяснили, чем Давос отличается от русского <авось>.
Корпорации Запада являются своего рода конквистадорами внешней политики
своего государства. А у нас :

- А у нас главы корпораций решают свои проблемы, государственные чиновники -
свои, а как раз тогда, когда их интересы совпадают, они не реализуются.
Потому что в Кремле тоже что-то вроде <вращающихся дверей> - сегодня одобрят
одну идею, завтра - противоположную. На Петербургском форуме речь, как
всегда, заходила о наших сырьевых запасах.
Мы - поставщик энергоресурсов. Можно стонать по этому поводу, а можно и в
этом найти стратегическое преимущество, если хотя бы экспортом сырья
заниматься с умом.
За последние три года Россия могла бы извлечь из мировой нефтяной
конъюнктуры колоссальный доход, чтобы потом за счет него поднять другие
отрасли. Но вот незадача: одна компания хочет тянуть трубу в Китай, а
другая - в Японию. На западном <фронте> - та же история: <ЛУКойл> готов
строить нефтеэкспортный терминал на Кольском полуострове, в <Транснефть>,
как нарочно, - в Ненецком округе, где <ЛУКойл> не жалуют. В итоге вопрос о
миллиардах для бюджета сводится к личным отношениям г-на Алекперова с г-ном
Вайнштоком. Спрашивается - а где же глава государства? Разве не его долг -
разрешать подобные споры в интересах всей нации? И как выглядит вся эта
многолетняя бодяга со стороны?

- Так нас все же должно интересовать, как мы выглядим со стороны?

- Нас должно интересовать, чтобы нас воспринимали всерьез - партнеры как
партнеров, соперники как соперников. Одним расшаркиванием этого не добиться.
Скорее, мы уже дорасшаркивались до того, что нас уже просто перестают
замечать. Вот что на самом деле продемонстрировал Петербургский форум.




Беседу вел наш соб. корр.
Сергей ИВАНОВ.
Санкт-Петербург