Хотелось бы, чтобы уважемые читатели предшествующую реплику не воспринимали как попытку "обругать" ст. 210 ГК РФ. Норма сама по себе корректная. Все то, что я размещаю здесь, есть по большей мере бытописание правовой реальности. Это есть некоторая попытка подготовить базис для аналитической работы, конечным, идеальным результатом которой видится ответ на вопрос об отличиях национального права от западного. По моему глубокому убеждению нигде даже всерьез не обсуждался вопрос о том, что право в своем современном состоянии есть всего лишь раздел своеобразной системы научной и общественной мысли, родившейся в Европе в XVI-XVII вв. Беда в том, что этой системе от рождения присущи недостатки непреодолимого свойства (и губительные для наций другого толка).
Национальная жизнь как условие сохранения исторической личности
По всей видимости, в ближайшем будущем России предстоит сложный выбор. Последствия такого выбор будут действительно великими вне зависимости от форм его свершения. В любом случае условием сохранения исторической личности народа и государства является деятельное осознание своего, национального, присущего России. Решение данной задачи быть может даже более важно, чем попытка предугадать или повлиять на возможно близкие и значительные события. При любом развитии событий залогом выживания России как исторической личности будет однозначное понимание, что в нашей жизни имеет отечественную природу, а что привнесено вместе с европейским проектом XVI-XVII вв., который сейчас и пытается затянуть мир в тот вариант будущего, который принято называть постмодерн.
Если Россия или, что может оказаться трагичнее, мир совершенно отвернется от еропейского модерна и наследующего ему постмодерна, мы рискуем незаслуженно отвергнуть многое из (как это и было в России начала XX века и, по некоторым сведениям, в Северной Корее) подлинно национального и ценного из Европы и своего, что пригодно для нашего существования.
Если Россия и мир окажутся в будущем постмодерна, то оно будет несравненно трагичнее, если мы не успеем понять и принять многое, что берет начало из нашей истории, традиции, свойственно нашему обществу.
Поэтому, считая правовую культуру России самоценным феноменом, предлагаю обсудить с заявленных позиций:
1. практику нашего правоприменения;
2. в целом российский правопорядок.
Конечно, такая цель слишком масштабна для реализации ее в краткосрочной перспективе, поэтому предлагаю начать с самого простого, основного, что и может послужить хорошим базисом для дальнейшей работы, с критического и аналитического описания реальности нашего правопорядка.
Перемены (кризис) однозначно непредотвратимы, вопрос о будущем после перемен. Сейчас можно заложить нечто, что будет важнее разрешения сиюминутных политических интересов. (По аналогии: Каждый, кто знает чин венчания наших самодержцев и значение его символики, понимает, что как только после смуты вечали на царство молодого Романова, значение Земских соборов в православной России в исторической перспективе свелось к нулю).