От Durga
К Almar
Дата 09.06.2005 20:12:14
Рубрики Россия-СССР; Либерализм;

Цитаты

Другое дело, что не очень понятно у троцкого какие альтернативы. По идее вообще не должно быть никакой оплаты труда, как и не должно быть государственных предприятий.

Оклад которым протаранили в 1967-м социализм - еще худшая система - уже прямой путь к капитализму.

http://www.marxists.org/russkij/trotsky/1936/betrayed/4.html

=============================================
Только упразднение карточной системы, начало стабилизации рубля и унификация цен создали условия для применения сдельной, или поштучной заработной платы. На этой основе ударничество сменилось так называемым стахановским движением. В погоне за рублем, который теперь получил вполне реальное значение, рабочие начинают больше заботиться о своих машинах и более тщательно использовать рабочее время. Стахановское движение в огромной степени сводится к интенсификации труда и даже к удлинению рабочего дня: в так называемое "нерабочее" время стахановцы приводят в порядок станки и инструменты, подбирают сырой материал, бригадиры инструктируют свои бригады и пр. От семичасового рабочего дня остается при этом нередко только имя.

Не советские администраторы изобрели секрет сдельщины: эту систему, которая выматывает жилы без видимого внешнего принуждения, Маркс считал "наиболее соответствующей капиталистическому способу производства". Рабочие встретили новшество не только без сочувствия, но с прямой враждебностью: было бы противоестественно ждать от них другого отношения. Участие в стахановском движении подлинных энтузиастов социализма неоспоримо. Насколько они превосходят по числу прямых карьеристов и очковтирателей, особенно в среде администрации, сказать трудно. Но главная масса рабочих подходит к новой оплате труда под углом зрения рубля, и часто вынуждена констатировать, что он становится короче.

Если на первый взгляд обращение советского правительства, после "окончательной и бесповоротной победы социализма", к сдельщине может показаться отступлением назад, к капиталистическим отношениям, то на самом деле здесь надо повторить то, что сказано выше о реабилитации рубля: дело идет не об отказе от социализма, а лишь о ликвидации грубых иллюзий. Форма заработной платы приведена попросту в большее соответствие с реальными ресурсами страны: "право никогда не может быть выше, чем экономический строй".

Однако, правящий слой Советского Союза уже не может обходиться без социального грима. В докладе на сессии ЦИКа в январе 1936 г. председатель Госплана Межлаук провозгласил: "рубль становится единственным и действительным средством для осуществления социалистического (!) принципа оплаты труда". Если в старых монархиях все, вплоть до публичных писсуаров, объявлялось королевским, то это не значит, что в рабочем государстве все само собою становится социалистическим. Рубль является "единственным и действительным средством" для осуществления капиталистического принципа оплаты труда, хотя бы и на основе социалистических форм собственности: это противоречие нам уже знакомо. В обоснование нового мифа о "социалистической" поштучной плате Межлаук прибавил: "основной принцип социализма заключается в том, что каждый работает по способностям и получает оплату по труду, им произведенному". Поистине эти господа не стесняются с теорией! Когда ритм работы определяется погоней за рублем, тогда люди расходуют себя не "по способностям", т.е. не по состоянию мышц и нервов, а насилуя себя. Этот метод можно условно оправдать только ссылкой на суровую необходимость; но объявлять его "основным принципом социализма" значит идеи новой, более высокой культуры цинично втаптывать в привычную грязь капитализма.

Сталин делает по этому пути еще один шаг вперед, изображая стахановское движение, как "подготовку условий для перехода от социализма к коммунизму". Читатель видит теперь, как важно было дать научное определение тем понятиям, какими в Советском Союзе пользуются в зависимости от административных удобств. Социализм, или низшая стадия коммунизма, требует, правда, еще строгого контроля над мерой труда и мерой потребления, но предполагает во всяком случае более человечные формы контроля, чем те, какие изобрел эксплуататорский гений капитала. Между тем в СССР совершается сейчас безжалостно суровая пригонка отсталого человеческого материала к заимствованной у капитализма технике. В борьбе за достижение европейских и американских норм классические методы эксплуатации, как сдельная плата, применяются в такой обнаженной и грубой форме, которой не могли бы допустить даже реформистские профессиональные союзы в буржуазных странах. То соображение, что в СССР рабочие работают "для себя", правильно лишь в исторической перспективе, и лишь при том условии, скажем забегая вперед, если рабочие не дадут оседлать себя державной бюрократии. Во всяком случае государственная собственность на средства производства не превращает навоз в золото и не окружает ореолом святости потогонную систему, изнуряющую главную производительную силу: человека. Что же касается подготовки "перехода от социализма к коммунизму", то она начнется с прямо противоположного конца, т.е. не с введения поштучной платы, а с ее отмены, как наследия варварства.


От Александр
К Durga (09.06.2005 20:12:14)
Дата 09.06.2005 22:20:33

Ре: Цитаты

>Поистине эти господа не стесняются с теорией! Когда ритм работы определяется погоней за рублем, тогда люди расходуют себя не "по способностям", т.е. не по состоянию мышц и нервов, а насилуя себя.

Забавная вера в максимизацию. Казалось бы не нужен рубль - не гони. Но камрад Бронштейн и мысли не допускает что рубль может быть не нужен. Во до чего буржуазная идеология доводит! Ну и натурализм тут же. За рабочего должны решать его мышцы. Мозг, в котором ответственность перед собственным сыном несушим службу в армии и его ровесниками не при чем. Рабочий должен заботиться о своем желудке, а не о груди сына, в которую направлены "ножи и волыны" "освободившегося германского пролетариата", и которую рабочий должен успеть до 22 июня 1941 года прикрыть надежной броней.

> То соображение, что в СССР рабочие работают "для себя", правильно лишь в исторической перспективе, и лишь при том условии, скажем забегая вперед, если рабочие не дадут оседлать себя державной бюрократии.

Как и на строительстве плотины у Энгельгардта "державная бюрократия" повязана моральными обязательствами со своим народом. А камарады марксисты нет. У них мораль отмерла. Это ж надо перед самой войной вести такую оголтелую подрывную деятельность толкая народ в фашистское рабство. Энгельс завещал - Троцкий с Гитлером исполняют.

> Во всяком случае государственная собственность на средства производства не превращает навоз в золото

Точно. Лучше всего это видно на примере Троцкого. Бронштейн был - бронштейном и остался.

> и не окружает ореолом святости потогонную систему, изнуряющую главную производительную силу: человека.

Именно что окружает. См. пример с плотиной Энгельгардта. "Жить по соседски, по-божески". Но для господ-камарадов Троцких только буржуазная идеология свята. А культуры незападных народов - "навоз".

> Что же касается подготовки "перехода от социализма к коммунизму", то она начнется с прямо противоположного конца, т.е. не с введения поштучной платы, а с ее отмены, как наследия варварства.

Подготовка к переходу от социализма к коммунизму начинается с отстранения от руководства буржуазных марксистских идеологов вроде Бронштейна.

От Almar
К Durga (09.06.2005 20:12:14)
Дата 09.06.2005 21:54:38

Re: Цитаты

>Другое дело, что не очень понятно у троцкого какие альтернативы. По идее вообще не должно быть никакой оплаты труда, как и не должно быть государственных предприятий.

я помню это место из книги Троцкого. Уж не знаю, как читает книги К., что он видит в них прямо противоположное написанному.
В моем понимании дело выглядит так: Троцкий конечно не против оплаты по труду применительно к текущему моменту. Ведь Троцкий вовсе не считал (как Сталин) что социализм уже постороен. Троцкий против того, чтобы выдавать подобную систему за социализм.