От Георгий
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 21.04.2005 00:04:08
Рубрики Прочее; Ссылки; Тексты;

Реформы (-)




От Георгий
К Георгий (21.04.2005 00:04:08)
Дата 04.05.2005 23:14:00

В. Новиков: ".. сравним наши цены с той заграницей, где стоят наши же советские панельные дома - с Таллином" (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/document/?id=4202&folder=428

Тем хуже для фактов
Владимир НОВИКОВ

Давайте признаем свою ошибку: мы, горожане, не оценили по достоинству поистине ошеломляющие успехи городской жилищно-коммунальной
реформы. Немало в наших рядах злопыхателей и всем недовольных обывателей, которые пытаются опорочить реформы своими жалобами на
плохую уборку и еще более плохие ремонты. Здравомыслящие люди должны сплотиться и выразить Смольному и депутатам свой энтузиазм и
признательность, заверив их, что лучших результатов мы не могли и ждать.

С благодарностями желательно не тянуть. Потому что озабоченные состоянием ЖКХ городские власти намерены с 1 июля поднять тарифы на
жилищные услуги еще минимум на 20 процентов. Кому это надо - пусть продолжают жаловаться на отсутствие сантехников и лень дворников.
А десятки тысяч горожан со средней зарплатой охотней примирятся с привычными грязными подъездами и ожиданием сантехника <в течение
дня>, чем с необходимостью ежемесячно платить на 150 - 200 рублей больше за то же самое.

Правда, руководителей городского жилищного хозяйства уже трудно остановить. Долго жившая по остаточному принципу отрасль наконец-то
почувствовала вкус денег, <заработанных> росчерком пера. С 1 июля прошлого года жилищные тарифы выросли в среднем на 30 - 40
процентов (в официальную цифру 20 процентов верят лишь те, кто не ходит в Сбербанк оплачивать свои квитанции). Результаты обещали
уже к августу, и верно - мусора больше не стало. Меньше, впрочем, тоже. Зато больше стало денег. Саму же реформу - трансформацию
жилконтор в акционерные <Жилкомсервисы> - отодвинули на начало нынешнего года. Акционировались, но мусора опять меньше не стало.
Долго ломали над этим головы аналитики жилищного комитета и пришли к выводу: денег не хватает. Нужно снова поднять тарифы,
желательно процентов на 50.

Если перевести проценты в рубли, то жилищный комитет требует поднять оплату с нынешних 8 рублей 78 копеек за метр общей площади до
12 рублей. Правда, трезвые головы из комитета экономического развития уверяют, что речь должна идти <всего лишь> о десяти с
половиной рублях (хотя не исключено, что жилищники и экономисты просто играют в злого и доброго следователя).

Проверить их расчеты - сколько должно стоить обслуживание этого метра - не сможет никакая комиссия, поэтому сделаем проще, сравним
наши цены с заграницей. Причем с той, где стоят наши же советские панельные дома - с Таллином. Зарплаты работающего населения там
раза в полтора-два выше, чем у нас в Питере, в том числе у дворников и сантехников. И сколько же таллинцы платят за метр своей
квартиры? В пятиэтажном доме - 9,5 рубля (в пересчете на наши деньги), в девятиэтажном, где меньше накладные расходы, - 7 рублей. И
этих денег хватает на содержание подъездов и придомовой территории в <европейской> чистоте, на установку в парадных новых дверей с
кодовыми замками и домофонами, на замену всех металлических водопроводных труб на пластиковые, на устройство (в девятиэтажке) двух
новых тепловых узлов для раздельной подачи теплоносителя на северную и южную часть дома, теплообменника для приготовления горячей
питьевой воды и даже на утепление старых панельных стен домов. Правда, для самых дорогих работ правлению пришлось взять кредит, но и
он погашен за счет обычной квартплаты. Для сомневающихся можем дать адреса этих домов и нужные телефоны.

Впрочем, необязательно ездить в Таллин. В Петербурге жилищные службы холдинга <Эталон - ЛенСпецСМУ> взяли на обслуживание все дома
на острове Декабристов и заверяют, что нынешней квартплаты хватает и на ежедневную двухразовую влажную уборку подъездов, и на ремонт
дверей, и на косметический ремонт.

Но официальные жилищные службы Петербурга исходят, похоже, из принципа, что, если их расчеты опровергаются фактами, тем хуже для
фактов. Тем более что примеров, подтверждающих правоту жилищного комитета, куда больше. Во дворах и на улицах мусор, в подъездах
разбитые почтовые ящики, текут крыши, ветшают фасады - какие еще доказательства необходимости подъема тарифов нужны?

Как просто было бы жить на свете, если бы деньги решали все! Повысь чиновникам и депутатам зарплату - они перестанут брать взятки.
Увеличьте оклады и доплаты министрам - они даже не удвоят, а утроят ВВП. Повысь еще раз зарплаты дворникам - и по чистоте Петербург
обгонит Сингапур. К сожалению, прямой зависимости между размером оклада и качеством работы не выявлено ни в ЗакСе, ни в
правительстве, ни в ЖКХ.

Нет спору, на дворников денег не жалко, хотя они уже получают на уровне рабочего 4 - 6-го разряда. Но если дворник зарабатывает
около 10 тысяч, домовой мастер 16 тысяч, каковы же оклады у тех, кто на служебной лестнице стоит выше их и имя которым - легион? И
не из-за них ли государственно-акционерной системе ЖКХ хронически не хватает денег, хотя частные фирмы при тех же расценках еще и
прибыль зарабатывают?

Поэтому-то у частников и нет перспектив на этом рынке. Попробуй сунься на территорию, с которой собирает деньги какой-нибудь местный
жилкомсервис - с метлой сожрут. Технически это несложно: условия конкурса прописываются так, что выиграть может только
акционированная местная жилконтора.

Итак, жилищно-коммунальное лобби игнорирует неудобные ему факты и готовится пойти на <непопулярные меры> - поднять тарифы. В России
вообще непопулярные меры очень популярны, поскольку все они сводятся к очередному отъему денег у населения в приказном порядке.
Только вот момент для этих мер выбран крайне неудачный. С нового года, когда поднялись все коммунальные тарифы, сбор платежей с
населения упал до опасного уровня - 55 процентов. Новый жилищный кодекс, предусматривающий выселение злостных неплательщиков, в
таких масштабах применен быть не может - маневренного фонда не хватит, тем более что его вообще нет. И что делать, когда после
повышения цен сбор денег упадет еще процентов на десять-двадцать? Повысить тарифы для тех, кто платит, вдвое?

Не хотелось бы видеть последствия этого шага. Лучше сделать вид, что реформа ЖКХ удалась и больше нам нечего желать.




От Георгий
К Георгий (21.04.2005 00:04:08)
Дата 04.05.2005 23:12:50

Сергей Моисеев, ИА <Росбалт>. Карелия как <островок модернизации> ЖКХ (*+)

Карелия как <островок модернизации> ЖКХ

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства - возможно, самый острый вопрос, стоящий сейчас перед федеральными и региональными
властями РФ, от решения которого зависит не только качество жизни, но и само физическое выживание населения в суровых российских
природных условиях. Одним из вариантов ответа на этот вопрос может стать карельский опыт частно-государственного партнерства в сфере
ЖКХ.


--------------------------------------------------------------------------------

Количество аварий на объектах ЖКХ России за последние 10 лет возросло примерно в 5 раз. Потери тепла в теплосетях из-за коррозии
труб составляют 10-15%, а срок службы теплотрасс по этой причине - в 4-6 раз ниже нормативного. Суммарные же потери в тепловых
сетях - в районе 30% от произведенной тепловой энергии (примерно 65-80 млн. тонн условного топлива в год).
Ситуацию усугубляет огромная дебиторская (164,3 млн. руб.) и кредиторская задолженность (около 270 млн. руб.) предприятий ЖКХ. По
оценкам Госстроя России, на 2001 год на модернизацию тепло- и водоснабжения РФ требуется 136 млрд. рублей, генерирующих мощностей -
162,7 млрд. рублей, водоснабжения и канализации - 135 млрд. рублей.
Как заявил недавно президент РФ Владимир Путин: <Мы проспали реформу, а когда проснулись, оказались на пороге коммунальной
катастрофы>.

При этом российские регионы оказались, по сути, один на один со своими проблемами, вымаливая у федерального центра средства на
проведение неотложного восстановления коммунальной инфраструктуры. В поисках выхода из создавшегося тяжелого положения местные
власти пытаются действовать в союзе с частным бизнесом.
Как уже писал <Росбалт>, 18 апреля управляющий директор РАО <ЕЭС России> Михаил Абызов, и.о. председателя правления ОАО <Российские
коммунальные системы> Владимир Кудрявцев и глава Республики Карелия Сергей Катанандов подписали соглашение о сотрудничестве в сфере
реформирования коммунального комплекса Карелии. В соответствии с соглашением, дочернее общество РАО <ЕЭС России> - ОАО <РКС> -
примет участие в решении вопросов эффективной эксплуатации имущества жилищно-коммунального комплекса республики.

Главными направлениями деятельности ОАО <РКС> на территории Карелии станут производство и распределение тепловой энергии, утилизация
и переработка бытовых отходов, предоставление коммунальных услуг, в том числе услуг по электроснабжению, теплоснабжению, холодному и
горячему водоснабжению, канализации. При этом основной инвестиционной деятельности ОАО <РКС> станет республиканская целевая
программа <Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы>.


--------------------------------------------------------------------------------
Для справки
Услугами отрасли ЖКХ в республике пользуются 756 тыс. жителей. Около 122 предприятий (среди них, в настоящее время, 20 коммерческих
структур) оказывают услуги на сумму 4,9 млрд. рублей.
В системе теплоснабжения на территории республики действует 420 муниципальных котельных с различным оборудованием, значительной
степенью износа (по данным обследования - более 60%), использующих практически все виды топлива а также более 1000 км тепловых
сетей.
Централизованное водоснабжение в республике имеют все 13 городов, все поселки городского типа, 93 сельских населенных пункта из 775
или 12%. Протяженность уличной водопроводной сети составляет 898,7 км, внутриквартирной и внутридомовой - 241 км. Около 50%
водопроводных сетей нуждаются в немедленной реконструкции или замене.
Изношенность коммуникаций существенно снизила возможность оказания качественных и просто достаточных жилищно-коммунальных в Карелии.
Общая потребность в инвестициях в ЖКХ по республиканской целевой Программе составляет почти 3 млрд. рублей и требует мобилизации
всех возможных ресурсов для технической модернизации, направленной на внедрение современных энергосберегающих технологий,
переоснащение котельных, сетей тепло- и водоснабжения, очистных сооружений и т.п.
--------------------------------------------------------------------------------

Путь к соглашению РКС с республикой Карелия был долгим и занял почти полтора года. Подписанию предшествовала долгая работа по
согласованию всех условий, заявил на Круглом столе в <Росбалте> <Проблемы сферы ЖКХ. Власть, бизнес, общество в поисках решений>
заместитель председателя правительства республики Карелия Александр Мухин.

По словам главы самоуправления Петрозаводска Виктора Маслякова, он лично тщательно ознакомился с результатами работы ОАО <РКС> в
различных регионах России. <Особенно впечатлил опыт работы РКС в Твери>, - заявил он. Масляков уточнил, что в аренду РКС будут
переданы электрические сети, водоканал и тепловые сети. Он полагает, что предприятия ЖКХ Петрозаводска готовы к совместной работе с
РКС. В частности, завершена подробная инвестиционная программа, реализация которой существенно повысит качество работы городских
коммунальных служб города.

В свою очередь, представитель РАО <ЕЭС> Михаил Абызов сообщил корреспонденту <Росбалта>: <При благоприятных условиях инвестиции РКС
в коммунальную инфраструктуру республики уже через 2,5 года позволят построить 600 тыс. кв. метров нового жилья, что невозможно
осуществить при существующих мощностях. Уже через год мы смело сможем сказать, что проект находится на устойчивых рельсах>.

Следует отметить, что условия для плодотворной совместной работы власти и бизнеса в ЖКХ Карелии уже созданы. Еще в 2004 году в
результате совместных правительства республики и органов местного самоуправления удалось обеспечить соблюдение федеральных
стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг населением. С 2002 года разница между утвержденным и фактическим уровнем платежей
сократилась с 18% до 6%, что является лучшим показателем среди регионов Северо-Западного федерального округа. Именно это позволило
республике, в отличие от многих других регионов, плавно перейти на 100%-ную оплату услуг населением. Тем не менее, ЖКХ республики
остается убыточным, а качество предоставляемых услуг - зачастую неудовлетворительным.

Как выяснилось на Круглом столе <Росбалта>, проблема растущей напряженности в обществе, порожденной тяжелой ситуацией в ЖКХ, волнует
не только местные власти, но и бизнес, однако именно на власти лежит основная ответственность за сохранение социальной стабильности.
<Предотвращение народного недовольства, вызванного состоянием сферы ЖКХ, вопрос, скорее, к власти, чем к бизнесу>. Об этом заявил
вице-президент ОАО <РКС> Николай Зуев, отвечая на вопрос, возможно ли решить наиболее острые проблемы ЖКХ до того, как они приведут
к массовым протестам населения.
Со своей стороны, считает он, бизнес приложит все усилия, чтобы не только эффективно модернизировать ветшающие основные фонды ЖКХ,
но и по возможности смягчить последствия реформы для населения. <Стартовые условия для РКС в Карелии хорошие. И хотя график
выполнения работ накладывает на нас очень высокую ответственность, мы готовы ее взять на себя и честно выполнить все
обязательства>, - заявил Зуев.

В свою очередь, местное самоуправление Петрозаводска выразило желание держать деятельность ОАО <Российские коммунальные системы> под
своим контролем. Как заявил мэр Петрозаводска Виктор Масляков, <мы с РКС теперь в некотором роде родственники и совместно отвечаем
за благополучное развитие жилищно-коммунального сектора и качество предоставляемых услуг в ЖКХ>. Глава местного самоуправления также
сообщил, что в городе будут созданы специальные центры, куда граждане могут обращаться с жалобами на неудовлетворительное качество
предоставляемых коммунальных услуг. <Горожане оплачивают почти 100% стоимости ЖКУ и имеют полное право потребовать качественного
обслуживания>, - заявил Масляков.

...Как заявил недавно <Росбалту> Михаил Абызов, <конечно, одни лишь РКС не в состоянии изменить ситуацию во всей стране, но мы
готовы приступить к задаче создания в российском ЖКХ островков современной модернизации. Эта задача нам по плечу, и при условии
правильного отношения местных властей и государства мы ее обязательно выполним>.
Возможно, Карелии, власти которой пошли на осмысленный и, хочется верить, оправданный риск, заключив масштабное соглашение с частным
бизнесом, суждено вскоре стать одним из таких островков...

Сергей Моисеев, ИА <Росбалт>


--------------------------------------------------------------------------------
Материалы по теме:
25.04.2005 12:12 Абызов покидает РАО <ЕЭС России>
25.04.2005 11:45 <От эффективности нашей работы зависит качество среды обитания>

Версия для печати Оставить комментарий (1)
Постоянный адрес статьи:
http://www.rosbalt.ru/2005/05/03/207131.html





От Георгий
К Георгий (21.04.2005 00:04:08)
Дата 04.05.2005 23:11:34

Анатолий Цыганок. Российская армия 2040 года (*+)


Русский Журнал / Обзоры /
http://www.russ.ru/culture/20050503.html

Российская армия 2040 года
Анатолий Цыганок

Дата публикации: 3 Мая 2005

Прошедшие в последние полтора десятилетия войны и конфликты позволяют делать некоторые выводы для перспектив развития военной
политики России. За все годы новой российской истории ни в политической, ни в военной элите не выработалось понимание того, что
Россия - отнюдь не усеченный СССР. У России другие границы, цели, партнеры и союзники. У другого государства другие возможности и
другие угрозы. Складывается мнение, что у России нет четкого понимания к каким угрозам, каким войнам необходимо готовиться.
Для России в начале ХХI века сложилась уникальная ситуация, когда нет реальных военных угроз для государства (во всяком случае, на
ближайшую историческую перспективу 10- 15 лет), что позволяет готовить армию к отражению угроз второй половины ХХI века.
Что имеется в виду? Последние войны в Ираке, Афганистане и Югославии показали направления реорганизации и развития армий, а также
изменения роли политики и экономики в этом процессе. Силы насилия терроризм применяет не для достижения политических целей, а
разрушения стабильности международного сообщества и международной торговли.

Итоги и анализ войны в Ираке

Основная цель войны в Ираке, например, о чем американцы стараются не говорить, стояла не политическая, а экономическая - установить
контроль над нефтяными запасами Ближнего Востока. На втором месте стояла политическая - уменьшить влияние основных европейских стран
на страны Ближнего Востока. Следующая цель была военная - разгром армии Ирака и проверка в боевых условиях концепции боевых действий
и переброски войск системы СУВ, боевого управления, тыловой транспортной системы.
Войну в Ираке можно назвать первой войной новейшей истории, где были применены новые формы и способы ассиметричных действий. Почему?
В войнах участвует все меньше военнослужащих. Несмотря на развитие авиации, все меньше самолетов - бомбардировщиков. Если сравнить
общий тоннаж сброшенных бомб (в тыс.тонн , то во второй мировой войне было сброшенно-2150, в войне во Вьетнаме - 6162, в Корее -454,
в Югославии - 20, то в Ираке - 10. Вместе с тем, резко возросло количество крылатых ракет морского и воздушного базирования ракет В
иракской войне они безусловно вышли на первое место. Можно сравнить: в 1993 году в ходе операции "Bushwacker" применено - 23
крылатых ракеты, в операции "Буря в пустыне" -321 ракета и только за 15 дней в операции "Свобода Ирака" - около 1000 крылатых
ракет1. За то, что война в Ираке - война ХХ1 века, говорит не только максимальное использование ракет и бомб высокоточного
наведения, и относительно небольшие потери среди мирного населения, но и то, что впервые были использованы виды оружия на новых
физических принципах, впервые проведена в полном объеме информационная война, и коалиция стран, физически разбившая армию
противника, проиграла информационную войну. Как признался генерал Артур Кларк (командующий коалиционной группировкой),
информационные усилия были направлены в первую очередь на американского жителя. В результате впервые за всю послевоенную историю
авторитет Америки упал более чем у 50% стран мира2.
При подготовке и ходе войны США на практике проверили сетецентрическую ("network-centric" концепцию боевых действий. Войска вступали
в бой без тыла, без заблаговременной разведки, но боеприпасы и топливо приходили в основном вовремя, а растянутые коммуникации не
слишком влияли на снабжение. Компьютеры штаба армейского корпуса были способны отслеживать до 1 000 наземных целей в час. Неплохо
зарекомендовали себя система боевого управления - ТВМСS (Theater Battle Management Core Systems), позволившая планировать вылеты
одновременно армейской и палубной авиации (стоимость около 375 млн. долларов). В тактическом и оперативном звене отказались от карт,
поскольку использовали распределенную систему боевого управления FBCB2 (force XXI Battle Command Brigade or Below). Данные от
космической группировки, самолетов разведчиков, беспилотных самолетов разведчиков, командирам танков, бронетраспортеров и отдельным
военнослужащим действовавших автономно поступали постоянно.
Все командиры боевых подразделений имели мобильные компьютеры в особо прочном блоке марки Tallahosse Technologics Inc (500 МГц/4
Гбайт/ Windows 95/NT, каждый военнослужащий мог отправить письмо по электронной почте. Все мобильные наземные объекты, их положение,
непрерывно отслеживалось системой MTS (Army Movement Tracking System) стоимостью 418 млн. $. В системе задействовано более 4 000
бортовых компьютеров и 100 серверов, пользователи имели личный пароль. Состояние здоровья, перемещение раненых и больных командиры
отслеживали с использованием тыловой транспортной системы TCRCCES (Transportation Command Regulationg and Command and Control
Evacuation System) стоимость около 900 млн. $. Данные на 100 % личного состава коалиционной группировки были занесены в базу данных.
Офицеры медицинской службы на поле боя использовали портативные спутниковые станции, ноутбуки и диагностическое оборудование,
поэтому раненые и больные поступали с диагнозом и рентгеновскими снимками.
В ходе бомбардировки Багдада 26 марта 2003 прошла боевые испытания электромагнитная (Е-бомба, бомба на новых физических принципах,
после применения, которой на несколько часов было парализовано иракское телевидение, а в последующие дни была применена 2 000-кг
авиабомба GBU-37GPS-Aidad Munilion ("Бункер-бастер" младшая сестра "Матери всех бомб"), испытанной на территории США. "Финансовым
оружием"- подкупом были выведены из активных действий 50 % командующих армейских округов и Республиканской гвардии. На подкуп
командующих выделялось до 10 млн. долларов, в результате три из семи армейских корпусов не принимали активного участия в боевых
действиях. В целом, война в Ираке получилась относительно малокровной, "крылатой", "высокоточной" и " технологической" и, на
заключительном этапе - "договорной"

Стратегические уроки из войн начала века для России.

Первый урок. На смену войнам с противостоянием держав - коалиций, противоборством армий приходит - глобальная перманентная война ,
которая ведется непрерывно во всех точках Земли всеми возможными способами: политическими. экономическими, военными,
информационными.
Второй урок. США переходит к новой системе развертывания - постоянной мобилизации сил не нуждающихся в развертывании, готовых в
любой момент к нанесению удара и по планам без срока, без конкретной даты, в любой удобный для них момент.
Третий урок. Полная зависимость всех средств поражения ВВС, ВМФ, СВ (крылатых ракет воздушного и морского базирования, самолетов,
вертолетов, огневой поддержки, танков, реактивных систем залпового огня от космическоно и наземного навигационного обеспечения.
Настоятельной необходимостью является активизация работ по исследованиям и практической отработке новых форм и способов ведения
боевых действий в космосе и из космоса, использования в войсках возможностей космических средств навигации. разведки и связи,
создания средств РЭБ космического базирования, совершенствования средств противоспутниковой борьбы, .Для Российской армии необходимо
наращивание собственной орбитальной группировки, с сопряженными с ней морской, воздушной и наземной составляющими, способной
обеспечить навигационными данными морские, воздушные, сухопутные элементы средств ядерного сдерживания и навигационные системы в
оперативном и тактическом звене. Назрела необходимость обоснования и введения в действие новой системы оперативного обеспечения -
навигационной, которая в настоящее время в Российской армии отсутствует.
Четвертый урок этой войны - признания стратегического значения ПВО как важнейшего вида вооруженных сил в современной войне. Только
полное превосходство коалиции в воздухе позволило американцам продолжить наступление на Багдад и добиваться решающего перевеса сил в
любом бою. Даже полуторасуточный перерыв в авиационной поддержке своих сил из-за песчаной бури поставил американцев и англичан в
тяжелейшее положение. В связи с этим ликвидация ПВО как отдельного вида Вооруженных Сил и постепенное его "угасание" в составе ВВС
ничем иным, кроме как преступлением назвать нельзя.
Пятый урок войны - всевозрастающее значение разведки и доразведки (космической, воздушной, наземной на поле боя и насыщение боевых
порядков войск мощным ПТО, способным поражать бронеобъекты противника на максимальной дистанции. Необходим новый комплекс оружия
поля боя в тактическом звене, способный обнаружить противника на максимальной дальности днем и ночью, поражать современные боевые
танки на средних дистанциях 800-1000 м, обеспечивать пулевое и осколочное поражение пехоты противника на дистанциях от 300 до 500 м,
несмотря на наличие у нее средств индивидуальной защиты.
Шестой урок - всевозрастающее значение маскировки и обеспечения скрытности как одного из основных видов боевого обеспечения. В
условиях ставки США и их союзников на ВТО, опоры на средства электронной и оптической разведки и приближения ТТХ тактических средств
поражения к максимальным дальностям этой разведки маскировка и соблюдение режима скрытности становятся стратегической задачей
обороняющихся войск. Ее роль была продемонстрирована в Югославии, где ЮНА, несмотря на почти трехмесячную бомбардировку, смогла
сохранить почти 98 % своих вооруженных сил. В условиях Европейских ТВД Россия может получить огромные преимущества в этом виде
боевого обеспечения.
Седьмой урок. Развеян миф о бесконтактных войнах и о высокоточном оружии как решающем факторе современной войны, позволяющем
добиваться стратегических целей без непосредственного соприкосновении с противником.
Восьмой урок. Проведена переоценка возможностей аэромобильных сил. Массированного применения вертолетов как отдельного рода войск не
получилось. Все попытки американского командования организовать воздушно-наземную операцию силами аэромобильных частей закончились
неудачей. Поэтому уже на четвертые сутки аэромобильные части были распределены по группировке и включены в состав наступающих групп
в качестве подразделений разведки, огневой поддержки и удержания противника на месте. Основная же нагрузка легла на "тяжелые"
механизированные и танковые части.

Основные направления реорганизации российской армии, ее структуры и управления

Из анализа войны в Ираке России следует извлечь несколько выводов.
Нынешняя армия не способна отразить угрозы, которые могут возникнуть через 30 - 50 лет. Не потому, что Россия встала на другой путь
развития и армия сменила красную звездочку на орла, а потому, что современность требует иных теорий, иных структур, иных людей.
Иракская война показала, что попытки реформирования армии в России идут не том направлении. Мы уже отстали от американской армии по
технологичности на 10 -15 лет, примерно настолько - же отстаем в подготовке к ассиметричным войнам.
В новом веке на европейском театре, возможно, не будет стоять задача физического уничтожения армии и боевой техники, это может уйти
на второй или даже третий план. В войне в Югославии стояла задача не разгром военной мощи, а принуждение к условиям, поставленных
НАТО и США, поэтому удары наносились по экономическим объектам и инфраструктуре. В Ираке сценарий войны также предусматривал не
полное уничтожения армии, а создания условий для взятия территории под контроль. И действительно, сложно определить, кому отдать
первенство в победе: армейскому генералу или директору ЦРУ, использовавшему "финансовое оружие".
Другой пример - в Азиатско-тихоокеанском регионе, где политические цели Японии уступают экономическим. На смену политического
лозунга "Борьба за северные территории" выходит лозунг борьбы с Китаем и США за доступ к энергетическим ресурсам России. Однако на
Африканском, Азиатском и Южно - Американском театрах военных действий не исключается и использования прежних стратегии и тактики и
применение устарелых для Европейского театра техники и вооружений.
Если в этом ключе рассматривать военные проблемы подготовки в войнам будущего, то для них нынешние армии, в том числе и России,
негодны по многим причинам. Следует признать, что в последние 20 лет идет и еще 20 лет будет идти новый передел мира, в котором
Россия из- за внутренних перестроек и буржуазных революций 90 годов не участвует. Можно предположить, что начато разделение
государств на имеющих и не имеющих интеллектуальный потенциал для преобразования и формирования перспективные видов
интеллектуального боевого оружия, интеллектуальных боевых систем к середине ХХ1 века. К ним относятся двадцатка основных
экономически развитых государств. И государства, которые по прежнему будут делать ставку на традиционную военную технику прошлого
века.
В России "фронтовое лобби", определяющее военную политику последних сорока лет советского периода и пятнадцати лет новорусского
периода, готовит армию к войнам прошлого. Отсутствует принципиально новая теория стратегии, оперативного искусства и тактики.
Нынешние нормативные документы, где 80% объема отдано наступательным и оборонительным операциям, не годятся для современных войн,
где в основном будут десантные и противодесантные операции и боевые действия, проводимые мобильными частями, подразделениями и
отдельными группами.
Перспективной новой армии России не нужны архаичная структура нынешней армии (Минобороны - Генеральный штаб - военные округа -
армии, корпуса - дивизии - полки сухопутные, морские, воздушные. Не годятся кадры, где командующие лично не умеют отслеживать
ситуацию на дисплеях контроля космической, воздушной и наземной обстановки, не способны лично перепрограммировать разведывательно -
ударные - боевые комплексы или роботизированные боевые комплексы и лично управлять ими. Тезис не "генеральское дело" - это тезис
прошлого века, где было время подумать, обсудить, отдать распоряжение, оформить его красиво на карте, утвердить решение у
вышестоящего командующего. В будущих войнах не будет роскоши избытка времени.
На уровне тактического звена не будет карт, на которых красиво операторы нарисуют стрелы, поскольку у офицера и сержанта будут
электронные карты и они будет владеть ситуацией на всем театре военных действий и соответственно принимать самостоятельно решение в
интересах выполнения главной задачи на применение своего тактического или оперативного или стратегического разведывательно-ударного
комплекса, действующего в нескольких средах (воздушно - наземной, наземно-морской, морской - наземной или транспортно - ударной -
боевой системы. Следует признать и то, что нынешняя техника и вооружение принципиально не годятся для будущих войн. Тяжелые танки и
бронетранспортеры передвигающие только по земле, самолеты летающие только в воздухе годились для сражений и боев прошлого века,
имевшие сплошные линии соприкосновения с противником, не подходят для боев в разных средах (космической, воздушной, наземной,
морской), без флангов и тыла.
Для боев будущего нужны вооружения, имеющие собственный интеллект. То вооружение и боевая техника, которую выпускает российский ВПК
последние сорок лет принципиально не подходит к перспективным войнам, хотя и останется на вооружении стран Африки, Азии и в течении
ХХ1 века. . Боевая техника предусматривающая поражение насмерть взрывной волной, проникающей радиацией, кумулятивной струей и
осколками, не годится для " боя или столкновения" в котором ставится задача - поразить сознание, нейтрализовать, приклеить,
обездвижить, ослепить или усыпить, или до ужаса испугать противника. В этих операциях будет требоваться оружие несмертельного
действия (ОНСД или оружие нелетального действия (ОНЛД) или просто гуманное оружие действующее в атмосфере. К ним относятся:
информационно - психологическое, конциентальное (оружие поражающее сознание), психотропное оружие (вызывающее панический страх,
галлюцинации), геомагнитное и акустическое, СВЧ - оружие, графитовое и электромагнитное, биологическое - поедающие предметы на
основе нефтепродуктов, управляемые программные вирусы, термическое, останавливающие аэрозоли, клеящие гели и акриловые пенные
составы, ингибиторы подавления сгорания топлива, сверхскользкие составы, ослепляющие лазеры, инфразвуковое оружие, зловонные
боеприпасы, антистатики и снотворные вещества, снаряды и мины, снаряженные резиновыми шариками.
В космическом пространстве будет действовать кинетическое оружие (КО, пучковое оружие (оружие направленной передачи энергии с более
глубоким проникновением в материал (ОНПЭ внутр), лазерное оружие (энергия выделяется в тонком внешнем слое (ОНПЭ внеш)3. Как бы оно
ни называлось, это оружие 21 века уже входит в набор инструментов современной и будущей войны. По экспертным оценкам США затратили
на разработку нелетальных видов оружия (останавливающего, отравляющего, психохимического, звукового, электрического, биологического)
около 16 млрд. долларов.
По большому счету, необходимо, оставив в покое современную нынешнюю армию, которая не годится в принципе, приступить к планированию
перспективной армии 2040 года, организации военного дела с новыми подходами, новыми принципами, новыми людьми. Единственным путем
может быть формирование группы высококлассных специалистов, способных определить перспективные угрозы и задачи, структуру новых
форм, основных направлений разработки теории и на ее основе разработке требований к личному составу, кадрам , организации их
обучения.
Структурные изменения должны и могут проходить в два этапа. До 2015 года - вместо Генерального штаба создать Главное командование с
подчиненными ему Командованием сил общего назначения, Командованием специальных сил, Командованием стратегических сил. В состав
командования общего назначения должны войти территориальные командования: "Запад", "Юг", "Восток". Территориальные командования не
должны быть аналогами нынешних военных округов, а привязаны к потенциальным театрам военных действий. В состав этого командования
должныыбыть включены: Сухопутные войска, ВВС; ПВО; ВМФ. В состав специальных сил должны войти войска специального назначения,
иностранный легион, информационные войска, аналогов которых до сих пор не имеется. Задача информационных войск - формирование нужной
реальности в общественном сознание, психологическое подавление противника, информирование и дезинформирование, нарушение
информационных сетей противника и защита своих. Командования стратегических сил должно состоять из РВСН, Космических войск,
Стратегической авиации, сил флота стратегического назначения.
Вторым шагом была бы практическая разработка требований к новым видам боевой многоразовой техники, действующей в различных средах,
новых видов оружия, организации обучения новых кадров по владению новой техникой. Властью принято решение организовать четыре
"Российские селиконовые долины", это могло быть одним из элементов разработки новых образцов техники и вооружения. На наш взгляд
определение заказа для ВПК и выработка требований к боевой технике и вооружениям не должны, подчинены министру обороны. Финансовое,
материальное, медицинское, юридическое, тыловое, техническое обеспечение должно быть гражданским и подчинено гражданскому министру
обороны. И через 15 - 20 лет можно было начать формирование первых частей перспективной армии. Не трогая и не пытаясь реформировать
нынешнюю армию.
России необходима принципиально новая армия, параллельно существующей, с новой теорией, новыми кадрами, новой структурой, новым
вооружением. Промедление власти в понимании этой достаточно простой мысли может иметь для России катастрофические последствия.

Примечания:

1 В.Рог. Две войны, две тактики в Персидском заливе. Независимое военное обозрение .2003.?16 от 16.05.
2 З. Бжезинский . Выступление на конференции <Безопасность на границах Евразии>. Вашингтон, Форт Мак - Нейр, сентябрь 2004.
3 Валерий Куликов. История оружия и вооружения народов и государств с древнейших времен и до наших дней.Изд. Восточный университет.,
Уфа, 2002, С.519.




От Георгий
К Георгий (21.04.2005 00:04:08)
Дата 01.05.2005 16:17:29

С. Телегин. Чубайс опять наврал (*+)

http://www.sovross.ru/2005/60/60_2_3.htm

ВЕРЕН СЕБЕ—ОПЯТЬ НАВРАЛ


Реплика Чубайсу
17 апреля в телепередаче «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» выступал Чубайс. Он сказал, что «жить стали лучше, жить стали богаче» — мол, реформа принесла людям счастье. В чем же наше счастье «по Чубайсу»?
Во-первых, пояснил он, очень много строится жилья — больше, чем в СССР. Поскольку жилье теперь так не дают, значит, денежки у населения есть, нечего прибедняться. А деньги — это и есть счастье. Во-вторых, число автомобилей за годы реформ выросло в 4 раза — это тебе не в «совке» жить.
Тут Чубайс верен себе — опять наврал, причем нагло. Знает ведь «начальник нашего имущества», как обстоит дело. Начнем со строительства. В 1989 г. в РСФСР было построено 1221 тыс. квартир, в 2002 г. в РФ — 396 тыс. квартир. Может Чубайс сравнить два простых числа и понять, какое из них больше? Может сравнить — он же кандидат наук, но, как верный ученик доктора Геббельса, знает, что врать надо нагло.
Реформа привела к обвальному спаду строительства жилья, небывалому в истории в мирное время. И особого прироста нет даже в нынешние «тучные годы». Да, Москва жирует, здесь в недвижимость многие богачи вкладывают деньги, как в кубышку. Но Москва — это вовсе не Россия.
Если же взять не квартиры, а строительство жилья в сельской местности, то даже с учетом бурного возведения коттеджей на Рублевском шоссе оказывается, что за годы реформы строить стали в три раза меньше, чем в РСФСР.
Теперь автомобили. Да, накупили за годы реформы старья. Но, главное, и в количестве опять врет Чубайс. Ничего реформа не дала — с начала 70-х годов прирост числа личных автомобилей идет в одном и том же темпе. За 12 лет — с 1978 по 1990 г. — число автомобилей на 1 тыс. человек увеличилось в 2,4 раза, а за 12 лет с 1990 по 2002 г. — в 2,5 раза. Практически то же самое. И если бы не реформа, вогнавшая большинство в бедность, то у нас сейчас было бы намного больше автомобилей — и не рухляди, а новеньких. Да, за 15 лет, развиваясь в прежнем темпе, мы бы уже модернизировали наши заводы, обновили модели и закупили лицензии на иномарки.
А главное, рост числа личных автомобилей не привел бы у нас, как сейчас, к разрухе в общественном транспорте, не пришлось бы взвинчивать цены на метро и автобус с 5 копеек до 15 рублей, не пришлось бы пенсионерам выходить на баррикады и перекрывать шоссе ради льготного проездного билета. Врет Чубайс, что жить нам стало лучше и в этом вопросе.
Да может ли Чубайс не врать? Нет, это его естество, такая уж мутация случилась в нормальной советской семье. Вспомните, как он ворвался в большую политику, как все аплодировали его обещаниям — он пообещал, что ваучер будет стоить, как две «Волги»! Ну как можно было Ивану-дурачку устоять против такой хорошей приватизации!
Тогда все так обрадовались, что не заметили наглой лжи уже в этой якобы баснословной сумме. Две «Волги»! Никто и не подумал прикинуть в уме, а сколько стоит его доля в народном хозяйстве, которое тогда прибирала к рукам кучка подставных «собственников». Но Чубайс-то знал! Две «Волги» — это просто мелочь, кучка железа весом три тонны. А на среднюю семью только сельскохозяйственных угодий приходилось по шесть гектаров, а что уж говорить о стоимости заводов, нефтепромыслов, портов. И это было активное, плодоносящее имущество, оно ежегодно давало каждому очень большой доход. Две «Волги» — это миска чечевичной похлебки, которой пообещал откупиться от каждого Чубайс.
А чем откупился? Ваучером, реальная цена которому была хорошо известна — бутылка плохой водки. Кости Геббельса прыгают в гробу от зависти ко лжи Чубайса (да и к его денежному окладу). Действительно, тот где-то варится в котле со смолой в преисподней, а этот продолжает торчать на экране и врать. Ведь аферы, подобной ваучерам Чубайса, свет не видывал, она уже во все учебники психиатрии вошла, на позор русским людям.
Ладно, закон о приватизации был грабительским и преступным — так и его дерзко нарушили! Вместо того чтобы открыть каждому его индивидуальный приватизационный счет, что позволило бы хоть как-то контролировать захват заводов акулами теневого и преступного мира, бросили на шарап охапку ваучеров. Попробуй теперь установи, каким образом скромный грузинский комсомолец Каха Бендукидзе стал владельцем «Уралмаша». Он всегда может сказать: «А я стоял на переходе в метро и покупал ваучеры». Да его теперь никто и не спросит — Чубайс полностью замаскировал аферу.
А вспомните и совсем недавнюю его «утку» про то, что расчленение РАО ЕЭС и приватизация электростанций приведут к снижению тарифов на электричество. Говорит — и не краснеет. Ясно, что расчленение системы приведет к очередному скачку в себестоимости энергии, а частный собственник электростанций заломит цену, какую захочет (это и по бензину видно). С какой же стати станут снижаться тарифы?
А главное, прекрасно знает Чубайс, что РФ вот-вот втянут в ВТО, а одним из условий вступления в ВТО является выравнивание тарифов на электроэнергию для внутреннего потребления и для экспорта. И столь же прекрасно он знает, что в Европе тарифы в пять—десять раз выше российских. Такую цену и заломят наши «энергетики» — и мы, как миленькие, будем им платить и сидеть впотьмах. А не то отправят все наши электроны на экспорт, и вообще все в России погрузится во тьму.
Да дело тут не в Чубайсе, а в нас самих — тринадцать лет нам врет этот деятель, а мы все слушаем его, раскрыв рот.


Сергей ТЕЛЕГИН.



==========Десакрализаторам - бой!=======

От Георгий
К Георгий (21.04.2005 00:04:08)
Дата 27.04.2005 23:23:57

"Не требуйте льгот там, где их не было и нет" (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/document/?id=4068&folder=428

Не требуйте льгот там, где их не было и нет

В оплате социальных услуг на дому с нового года ничего не изменилось
Виктория МОРОЗОВА

Понимание закона о монетизации трудно дается тем, на кого он рассчитан. Людям, привыкшим к льготам в натуральном виде, как, впрочем,
и к их отсутствию, не так-то просто подстроиться под новые порядки и беспорядки. Последних, увы, немало в процессе внедрения
нынешних новшеств, и наша газета уже неоднократно писала об этом. Но это не значит, что <под шумок> монетизации надо настойчиво
требовать те льготы в натуральном или денежном выражении, которых никогда прежде не было.

Касается это, в частности, социального обслуживания граждан на дому. С недавнего времени платить за эту услугу некоторым приходится
чуть больше. И люди напрямую связали <повышение цен> с <лишением льготы>.

Государственные центры социального обслуживания населения, а их в Санкт-Петербурге двадцать, курирует в комитете по труду и
социальной защите населения Елена ЛОМАКИНА, начальник управления по соцзащите ветеранов и граждан пожилого возраста. Ее мы и
попросили прокомментировать ситуацию.

- Да, люди действительно платили и платят разные суммы, но зависят эти суммы отнюдь не от прав на те или иные льготы, а от доходов,
от того, кто прописан и кто проживает в квартире, есть ли близкие родственники у человека, к которому приходит социальный работник,
или нет. Смею вас заверить, что условия оплаты услуг, предоставляемых центрами социального обслуживания на дому, не изменились.

Сохранился и механизм начисления оплаты за предоставление социальных услуг: из размера пенсии вычитается прожиточный минимум и от
оставшейся суммы берется определенный процент - от 10 до 25. Этот процент как раз и зависит от реальных условий проживания человека.

Есть совсем одинокие люди, есть семейные пары, живущие на мизерные пенсии, не имеющие ни детей, ни родственников, способных за ними
ухаживать, - конечно, они будут платить по минимуму. Ну а те категории граждан, которые получают приличную пенсию, проживают в
семье, где среднедушевой доход превышает прожиточный минимум, скажем, в два с половиной раза, должны иметь в виду, что оплачивать
услуги им придется полностью.

Что касается бесплатного обслуживания, то оно предоставляется всем гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим одиноко или
в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, и, по решению районных властей, одиноким инвалидам 1-й группы по
зрению или по заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

С введением закона о монетизации, с увеличением размера базовой части пенсии, которая во многих случаях является основой для
повышения и других выплат, мы столкнулись с непониманием некоторыми людьми ситуации, которая касается оплаты услуг, предоставляемых
центрами социального обслуживания. А здесь все очень просто: если доход увеличился значительно, а прожиточный минимум нет,
соответственно, и платить придется больше. И среди тех, кого мы обслуживаем, поверьте, немало людей, чей уровень жизни весьма далек
от нищенского существования...

Эмоциональный всплеск, вызванный введением 122-го закона, к сожалению, захлестнул в сознании льготников те стороны жизни, которые
хоть и связаны напрямую с социальной защитой, но никак не связаны с монетизацией.

И, кстати, ежемесячные денежные выплаты, которые ныне получают льготные категории граждан, не учитываются при определении суммы
платежа за предоставление социальных услуг на дому.

Не исключено, что требование о предоставлении несуществующих льгот вызвано и информацией о подготовке нового закона о социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Санкт-Петербурге. Действительно, необходимость в таком законе назрела давно, но
говорить о нем на самом деле пока еще рано. Сейчас создана рабочая группа, которой предстоит все очень тщательно продумать,
разработать необходимые нормативные документы и механизмы их реализации, не допуская снижения уровня социальной защиты горожан. На
поспешное введение изменений в социальной сфере, с результатом которых пришлось всем нам столкнуться с началом нынешнего года, мы не
имеем права.




От Георгий
К Георгий (21.04.2005 00:04:08)
Дата 27.04.2005 23:23:31

Товарищество конторы не слаще, поэтому на острове Декабристов отказались и от ТСЖ, и от жилкомсервисов (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/document/?id=4072&folder=164

Товарищество конторы не слаще

Поэтому на острове Декабристов отказались и от ТСЖ, и от жилкомсервисов
Владимир НОВИКОВ

Жилищный комитет, да и вся городская власть настойчиво уговаривают горожан записываться в ТСЖ - товарищества собственников жилья.
Несмотря на уговоры, большинство населения не хочет в них вступать (что подтверждается городской статистикой), полагая, что, как
только товарищество будет создано, жилищные власти снимут с себя всякую ответственность и деньги на все - от лампочек в подъезд до
ремонта фасада - придется собирать с самих себя. Опасения, кстати, небеспочвенные, о чем газета уже раз писала.
Насильно загнать народ в ТСЖ невозможно, а без товариществ, как объясняют чиновники, жилищно-коммунальную сферу на рыночные рельсы
не перевести. И вся жилищная реформа оказывается в тупике. Тем интересней мнение человека, знающего проблемы <главной городской
отрасли> изнутри, но не являющегося ни чиновником, ни <обычным> жильцом. На вопросы обозревателя газеты Владимира НОВИКОВА отвечает
президент строительного холдинга <Эталон - ЛенСпецСМУ> Вячеслав ЗАРЕНКОВ.

- Вячеслав Адамович, почему вы против ТСЖ?

- Их неэффективность показывает финансовый анализ. Председатель ТСЖ в крупном доме имеет, как правило, зарплату 15 - 20 тысяч
рублей, бухгалтер - в районе 10 тысяч, да еще они нанимают управдома, тратят деньги на телефон, оргтехнику. На содержание аппарата
ТСЖ уходит 15 - 20 процентов всех собираемых с жильцов средств. Не лучше ли их потратить на ремонт и уборку дома, нанять мастеров?
Кроме того, повсеместное создание ТСЖ - растрата трудовых ресурсов. В городе около 22 тысяч жилых домов. Если в каждом будет хотя бы
по два штатных работника - это армия в 44 тысячи человек. Да у нас во всей строительной отрасли работают 64 тысячи человек, и они
ежегодно строят два миллиона квадратных метров жилья. А что построят управленцы из ТСЖ?

- Они будут грамотно расходовать деньги своего дома, например, выбирать лучших подрядчиков на уборку, ремонты.

- Для такой работы нужна профессиональная подготовка, а не только умение выступать на собраниях жильцов.

- Но нынешняя система жилищно-коммунального обслуживания даже в реформированном виде, с ее акционерными <Жилкомсервисами>, тоже
никого не устраивает. Если отказаться от идеи самоуправления, все так и останется в ненадежных руках жилконтор.

- Не нужно отказываться от самоуправления. Пусть в каждом доме будут домовые комитеты на общественных началах. Председатели
комитетов 20 - 30 соседних домов должны сделать одно - выбрать профессиональную управляющую компанию. Она не справится - выберут
другую.

- Чем же управляющая компания лучше председателей ТСЖ - она ведь тоже будет брать деньги за свои услуги?

- Несравнимо меньше, чем отряд работников ТСЖ. К тому же ее бухгалтерия будет прозрачна, тогда как для проверки финансовых операций
в товариществах не хватит всех ревизоров города. А главное - она будет профессиональной.

- Тем не менее во всех домах, которые строит ваш холдинг, вы создаете ТСЖ.

- Только потому, что жилконторы работают еще хуже, чем правления ТСЖ. Но эффективными я их не считаю.

- Вы пришли к таким выводам на основе своего опыта обслуживания жилья? Кстати, как проходит начатый прошлой осенью по инициативе
губернатора эксперимент: <ЛенСпецСМУ берет на себя жилищно-коммунальное обслуживание Васильевского острова>?

- До нового года мы готовили расчеты и предложения. Хотели, чтобы нам, как и <Питеру Дуссману> в Адмиралтейском районе, передали
право использования нежилых помещений, право сдачи в аренду мест под рекламу как финансовый ресурс, который можно направить в ЖКХ.
Но чиновники решили, что право обслуживания жилищного фонда можно передавать только по конкурсу, небольшими лотами и без каких-либо
условий с нашей стороны.

- Формально это правильно.

- Речь шла об эксперименте, поиске модели для ЖКХ, а не о дележе выгодного бюджетного заказа, когда конкурс действительно необходим.
В итоге нам передали на обслуживание жилой фонд на острове Декабристов. При этом держателями договоров с поставщиками тепла, воды и
прочего остались РЖА, они же оставили за собой сбор платежей с населения.

- Чистота эксперимента обеспечена: вам не дали финансового резерва, отсекли от денежных потоков и просто разрешили выполнять по
обычным расценкам работу по уборке и ремонту подведомственных домов. И что, удалось навести чистоту?
- Результат пока хуже, чем мы хотели, но в разы лучше, чем у любой жилконторы. Выдерживается график: в каждом подъезде влажная
уборка проводится два раза в день. Работает круглосуточная аварийно-диспетчерская служба, все заявки выполняются с первого раза,
поэтому общее их число снизилось на 60 процентов. Идет ремонт дверей, остекление окон в подъездах, хотим оснастить весь своей район
счетчиками воды и тепла, на входных дверях поставить домофоны. На это понадобится примерно год.

- Люди остались прежние, что и раньше работали в жилконторах?

- Уволили 12 человек, но набрали еще 70 новых - кровельщиков, плотников. Просто сказали, что зарплату повышаем вдвое, и специалисты
нашлись.

- Наверняка, чтобы обеспечить нормальное обслуживание домов, вам пришлось доплачивать своим жилищникам из общих доходов холдинга.

- Рискую оказаться непопулярным в жилищно-коммунальных кругах, но открою секрет: собираемой с населения квартплаты хватит на
обслуживание жилищного фонда города если и не по евростандарту, то по новым городским стандартам, которые практически нигде не
соблюдаются, за исключением элитных домов. Но сейчас наши с вами деньги съедают раздутый управленческий аппарат, аренда офисов,
накладные расходы. Мне действительно приходится помогать нашей компании на Декабристов какими-то средствами, но только по одной
причине - с начала года сбор квартплаты упал до 55 процентов. Если бы он держался, как раньше, на уровне 85 процентов, дотаций бы не
потребовалось.

- Но 55-процентный уровень сбора платежей - это кризис!

- Считается, что такой спад связан с монетизацией, больную тему стараются не упоминать, надеясь, что в ближайшие месяцы все
наладится. Поскольку не мы занимаемся сбором платежей, то даже не можем провести какой-то опрос: по объективным причинам люди не
платят или это просто спекулятивные настроения.

- Вы можете предложить какую-то свою концепцию реформы ЖКХ?

- Я сейчас ее и излагал. Но я не претендую на звание реформатора - просто провожу анализ и делаю выводы из нашей достаточно обширной
практики. Кратко их повторю.
Существующий уровень жилищно-коммунальных тарифов вполне достаточен для того, чтобы содержать весь жилой фонд и прилегающие
территории в чистоте и порядке, вести текущий и даже средний ремонт домов. ТСЖ, считаю, не нужны - это лишняя трата денег. Жильцы
могут управлять своим домом через домовые комитеты. Председатели дом-комов группы домов выбирают управляющую компанию -
немногочисленную и профессиональную, которая за оговоренное вознаграждение будет нанимать подрядчиков и контролировать их работу. А
с подрядчиками - теми, кто будет убирать дворы и подъезды, ремонтировать двери, крыши и сантехнику, проблем не будет, если им честно
платить.
Договоры с управляющими компаниями должны заключить также арендаторы и владельцы нежилого фонда - магазинов, офисов и прочего.
Уборку своего мусора, который сейчас вываливают в общую кучу, они должны оплачивать сами. От них и от промышленных предприятий также
нужно потребовать надлежащего ухода за своими фасадами, а то грязные окна и стены стали визитной карточкой нашего города.

- Вы не сказали о своем предложении передать управляющим компаниям нежилые помещения в подведомственных домах.

- Я от него не отказываюсь, но сейчас хотел подчеркнуть, что на текущее содержание домов хватит и квартирной платы, если ее
собирать. А право распоряжаться свободными помещениями - это финансовый резерв, который можно направить на средние ремонты.

- И еще мы говорили, что нужно в жильцах пробудить чувство хозяев, чтобы берегли свой дом.

- Каждому дому нужен свой домовой счет, на который зачисляются сэкономленные и заработанные средства. К примеру, в чистом подъезде
не потребовалось перекрашивать стены - и на сэкономленные деньги домком может купить ковровую дорожку на лестницу или разбить во
дворе клумбу.

- Как-то очень просто ваша реформа выглядит.

- Именно поэтому она работает, пусть пока только на нашем участке.




От Георгий
К Георгий (21.04.2005 00:04:08)
Дата 21.04.2005 00:15:59

Жилищный кодекс и закон о долевом строительстве. Нормы кривого действия (*+)

http://www.expert.ru/sever/current/14stema1.shtml

Нормы кривого действия

С вступлением в силу Жилищного кодекса и закона о долевом строительстве бизнес попал в противоречивое положение: с одной стороны,
новые нормы закона необходимо исполнять, с другой - их прямое исполнение может привести к дисбалансу на рынке
Надежда Брешковская

Вступившие в силу Жилищный кодекс (ЖК) и закон "О долевом участии в строительстве многоквартирных домов..." серьезно изменили
правила игры на рынке жилищного строительства. Это требует от всех участников - граждан, застройщиков и госорганов - дополнительных
усилий по реорганизации своей деятельности. Напрягаться, однако, никому не хочется, потому новшества всеми воспринимаются в штыки.
По этой причине даже некоторые разумные нововведения, вроде усиления роли и ответственности дольщиков за счет сокращения функций
застройщиков, трактуются как нерациональное усложнение правил игры. Впрочем, ряд новых норм действительно неоправданно увеличивает
предпринимательские риски.
Первыми законодательные перемены ощутили строительные компании. Самые большие проблемы они предвидят на завершающих этапах
строительства своих объектов - во время сдачи домов госкомиссии для ввода в эксплуатацию и подключения к сетям энергоснабжающих
организаций. Законодательные новшества побуждают строителей разрабатывать процедуры, позволяющие организовать работу в соответствии
с новыми правилами. Однако к некоторым новшествам закона о долевом строительстве приспособиться, по их мнению, невозможно. По поводу
этих норм строители настроены серьезно - требуют их отменить, для чего развернули бурную лоббистскую деятельность в правительстве и
Госдуме. Конкретных результатов пока нет, хотя власти признали наличие серьезных проблем и согласились доработать закон.
На рынке сейчас патовая ситуация - технология работы по новым правилам еще не отработана (тем более что некоторые из них с большой
вероятностью будут изменены), а старые правила уже нелегитимны. Однако кризиса, скорее всего, не будет - представители
государственных органов согласны с тем, что в переходный период разумно придерживаться старых правил. Так что на практике особых
перемен пока не заметно.

Кому сдавать дом?

Согласно ст. 139 Жилищного кодекса, "в строящихся многоквартирных домах ТСЖ может быть создано лицами, которым будет принадлежать
право собственности на помещения в таких домах". Поскольку во всем остальном с точки зрения правоотношений (порядок создания ТСЖ,
правила управления домом) строящийся дом ничем не отличается от старого, это означает, что все ключевые решения по управлению домом
теперь принимают дольщики, а не застройщик, как раньше. Причем ЖК предоставляет дольщикам лишь один инструмент реализации их воли -
ТСЖ. Ни права на самоуправление, ни возможности выбрать управляющую компанию на общем собрании дольщики не имеют (потому что не
являются собственниками квартир).
Соответственно, для участия в приемке дома госкомиссией ТСЖ должно выбрать эксплуатирующую организацию, которая ставит подпись под
соответствующим актом и берет дом на баланс. Она же (либо, согласно ст. 138 ЖК, само ТСЖ) заключает договоры о подключении к сетям
"Ленэнерго", "Водоканала", ГУП ТЭК, на обслуживание лифтов и т.д.
Таким образом, ключевыми моментами становятся создание ТСЖ дольщиками и выбор эксплуатирующей организации (или управляющей домом
компании, которая сама определит эксплуатирующую организацию). Тут важны и сроки. Для старого жилищного фонда время создания
товарищества может растянуться на год (владельцы квартир должны определиться до 1 марта 2006 года). Для новостроек это неприемлемо -
ТСЖ надо создать до сдачи дома. Раньше ТСЖ, как и эксплуатирующая организация, по сути, были подразделениями строительных компаний,
так что все описанные выше процедуры исполнялись без проволочек. Теперь это требует особых усилий.
Кроме того, возникает еще одна проблема. "Если следовать букве закона, - поясняет вице-президент холдинга "Эталон-ЛенСпецСМУ" Кирилл
Вязовский, - то сейчас строительные компании после госкомиссии по приемке дома и передачи ключей от квартир и документов дольщикам,
в принципе, должны расторгнуть все свои договоры с энергетиками и прочими монополистами, заключенные на обеспечение строительных
нужд, - они могут задвигать все задвижки, перекрывать воду и уходить из дома".
На резонный вопрос, кто эти задвижки откроет, ЖК однозначно отвечает - дольщики, которые посредством ТСЖ должны обеспечить
заключение всех необходимых договоров и бесперебойную оплату предоставляемых дому услуг вне зависимости от того, заселились они в
него или нет. Обычно дольщики заселяются не сразу - прежде они производят отделочные работы (ведь дома часто сдаются без отделки).
"Но если не заниматься эксплуатацией и охраной дома, все быстро придет в упадок", - подчеркивает начальник службы эксплуатации
компании "Петротрест" Ирина Тарасенко.
При всех недостатках прежнего порядка (компании фактически навязывали свои структуры дольщикам), стоит признать, - строители
обеспечивали непрерывное управление домом во время паузы, естественно возникающей между окончанием строительства и вселением
жильцов. Хотя эта пауза длилась иногда около года, владельцам квартир это проблем не создавало. Теперь строители лишены права
самостоятельно решать подобные вопросы - соответствующая обязанность также возложена на дольщиков. И это тоже создает им
дополнительные трудности.
Итак, главный вопрос звучит так: каким образом должны самоорганизовываться абсолютно незнакомые друг с другом будущие собственники
квартир, чтобы создать ТСЖ, избрать его правление (выбрать эксплуатирующую организацию самим либо через ТСЖ), а также обеспечить
управление домом до момента вселения основной массы жильцов?

Заочный выход

Ответ ищут сами строительные компании. Понятно, что бизнес пытается решить проблему не из абстрактного благородства, а по вполне
конкретным причинам. Как отмечали в беседах с корреспондентом "Эксперта С-З" представители строительных петербургских компаний, они
боятся оказаться крайними в глазах дольщиков, которым придется самим "разруливать" описанные выше проблемы, что негативно отразится
на имидже компаний. Между тем конкуренция на рынке ужесточается из-за спада спроса, строители сейчас как никогда заинтересованы в
доброжелательном отношении дольщиков и потому намерены всячески помогать им справиться с новыми обязанностями.
Строители еще не столкнулись с "проблемой передачи дома", потому что во всех жилых домах, которые сейчас принимает госкомиссия, ТСЖ
были созданы застройщиками еще до 1 марта, то есть до вступления ЖК в действие. Как заявил корреспонденту "Эксперта С-З" Леонид
Притулюк, заместитель начальника управления ГАСН Санкт-Петербурга (Госархстройнадзор - ключевой госорган в сфере жилищного
строительства, назначает госкомиссию по приемке дома, представитель ГАСН является председателем комиссии), "в настоящее время дома
принимаются госкомиссией по старому порядку, так как новый еще не регламентирован соответствующими постановлениями федерального
правительства, а также субъектов РФ". То есть ГАСН пока признает полномочия ТСЖ, созданных застройщиками. Такая лояльность ключевого
госоргана, безусловно, значительно облегчает всем участникам прохождение переходного периода. Однако тот же Притулюк предупреждает:
"Как только такие регламенты будут разработаны, изменится и порядок". Это значит, что если строители не предпримут адекватных шагов,
очень скоро у них возникнут серьезные проблемы.
Строители осознают угрозу и практически все разработали технологии решения проблемы. В частности, вице-президент по правовым
вопросам и перспективному развитию компании "М-Индустрия" Николай Новосельцев заявил, что в его компании намерены воспользоваться
нормой ЖК о возможности проведения собрания собственников жилья в заочной форме: "Скорее всего, мы будем отправлять повестку
собрания заказным письмом или уже при заключении договора о долевом участии выдавать какие-то пакеты. Можно еще на этапе подписания
договора с дольщиками, выявлять людей с необходимым техническим образованием, способных взять на себя бремя управления домом. Их
кандидатуры могут быть предложены в процессе создания ТСЖ".
Скорее всего, "заочный" способ решения проблемы изберет большинство компаний, потому что, судя по всему, он самый простой. Кстати,
некоторые опрошенные нами представители признались, что будут убеждать дольщиков пойти по пути делегирования полномочий по
обслуживанию дома профессиональным управляющим компаниям. "В этом случае, - поясняет Николай Новосельцев, - собственникам не
придется заниматься поиском специалистов, имеющих все необходимые лицензии и допуски".

Платежи без адреса

Есть и еще одна проблема, о которой стоит сказать подробнее. Дело в том, что в ЖК закреплена норма - оплата коммунальных услуг
начинается с момента государственной регистрации права собственности. Между тем, как отмечали наши собеседники, на практике дольщики
не торопятся регистрировать право собственности в сданном доме. Нередки случаи, когда дольщик, получив по акту приемки квартиру, не
регистрирует свое право несколько лет. В то же время, являясь правообладателем, он живет в квартире и, соответственно, пользуется
всей коммунальной инфраструктурой. "Кто за это должен платить, ЖК не уточняет", - утверждает Ирина Тарасенко.
По логике законодательства, все эти вопросы должно урегулировать ТСЖ (или нанятая им профессиональная управляющая компания). Но на
практике тут возможны проблемы. Отметим, что раньше застройщики за свой счет обслуживали дом до момента регистрации дольщиками прав
собственности. При этом в договорах с ними было особо оговорено, что эти затраты владельцы квартир компенсируют после регистрации.
Такой порядок не вызывал возражений у дольщиков, и это внушает строительным компаниям надежду, что и сейчас, после введения новых
норм ЖК, дольщики не станут массово отказываться от коммунальных платежей, ссылаясь на букву закона. Однако полной уверенности в
этом у строителей нет, так что некоторые компании планируют закреплять пункт о "коммунальных платежах" в договорах с дольщиками.
Другие собираются решать проблему методом убеждения.
Помимо этого строители указывают на ряд других проблем, хоть и более мелких, но не менее болезненных. Часть из них будет снята
введением специальных регламентирующих законов и положений, которые еще должны быть разработаны на федеральном и региональном
уровнях. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что описанные выше ключевые проблемы застройщики предпочитают решать сами,
причем не всегда следуя букве ЖК и его духу (по ЖК, инициатива должна исходить от собственников жилья).

Тяжелая доля

Если проблемы, порожденные ЖК, в той или иной степени разрешимы, то закон "О долевом участии в строительстве многоквартирных
домов..." в его сегодняшнем виде, по мнению экспертов, делает фактически неработоспособной саму схему долевого строительства
(подробнее см. "Эксперт С-З" ?8 от 28 февраля 2005 года).
Камнем преткновения специалисты называют норму, предоставляющую дольщику право расторгать договор в одностороннем порядке
(строительные компании могут это сделать только через суд). "Из-за размытости формулировок дольщики могут расторгнуть договор по
любому, даже незначительному поводу, - высказывает общее мнение строительных компаний генеральный директор Ассоциации
"Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада" Михаил Викторов. - Причем застройщик обязан выплатить расторгнувшему договор
дольщику компенсацию за использование средств, которая может доходить до пяти ставок рефинансирования Центробанка, что соответствует
примерно 60% годовых. Согласитесь - впечатляющая рентабельность, и это может стать неплохим бизнесом для склонных к аферам людей и
даст повод для нечестной конкурентной борьбы".
"'Защитим права людей путем введения дополнительных ограничений без предложения технологии работы' - этот принцип вызывает только
суматоху и дисбаланс на рынке, а в конечном счете всегда удорожание", - уверен генеральный директор ПО "Ленстройматериалы" Дмитрий
Игнатьев. С ним согласны практически все участники рынка. По мнению экспертов, даже если застройщик рискнет работать по новому
закону, он вынужден будет максимально застраховаться, и все риски будут закладываться в отпускную цену квадратных метров. Но это
может лишить смысла саму схему долевого участия, популярность которой у населения была обусловлена ее финансовой оптимальностью.
Между тем при всей своей ущербности "долевка" сейчас - единственная схема приобретения жилья, доступная массам россиян (ипотека
заменить ее пока не способна, другие механизмы не найдены). Уничтожая "долевку", российский законодатель взамен ничего не
предлагает. В результате закон о долевом участии фактически лишает основную массу населения возможности приобрести новое жилье и
становится преградой для нормального развития рынка жилищного строительства.
Но строительные компании сдаваться не намерены. При участии профессиональных союзов, интересы строителей Северо-Западного региона
защищала Ассоциация "Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада" (ранее - Ассоциация домостроителей Санкт-Петербурга), был
подготовлен и внесен в Госдуму РФ пакет поправок в закон о долевом строительстве. Строителям удалось добиться вынесения
соответствующего законопроекта на заседание Госдумы 30 марта. Однако в последний момент вопрос был перенесен на 15 апреля - в связи
с тем, что Государственно-правовое управление администрации президента дало отрицательное заключение на вносимые поправки. По мнению
некоторых авторов закона, поправки следует вносить только после того, как закон начнет работать и будет наработана
правоприменительная практика. Однако такая позиция остро критикуется застройщиками. "Говорить о практике - все равно, что давать
оценку работе гильотины: вряд ли участникам данного события это будет интересно завтра", - говорит Михаил Викторов.
Насколько уже известно, часть предложенных строителями поправок депутаты оставят. Кроме того, авторы закона согласились со
строителями, что включение НДС в порядок расчетов между застройщиком и дольщиком - серьезное упущение (на сумму включенного налога
увеличилась бы и конечная цена квартиры), и согласились его исправить. По словам Михаила Викторова, депутаты намерены внести
поправку, исключающую НДС из расчетов между застройщиками и дольщиками, в Налоговый кодекс отдельно от основного пула поправок.
Однако многие предложенные строителями поправки отклонены (в первоначальном варианте их было 80, сегодня не более 30), некоторые
изменены, причем, по информации Михаила Викторова, не в лучшую сторону. "Но мы не опускаем руки - еще предстоит длительная работа по
адаптации нового законодательства к реалиям рынка", - подытожил Михаил Викторов.
Между тем остается возможность избежать крупномасштабного кризиса, по крайней мере, в ближайшее время в Петербурге. Дело в том, что
действие закона, согласно ст. 27, распространяется только на объекты, разрешение на строительство которых получено после 1 апреля
2005 года. "Если говорить о Петербурге, - уточняет Михаил Викторов, - то это означает, что еще около 5 млн кв. м жилья в строящихся
сегодня жилых домах могут быть проданы по прежним правилам при условии, что органы исполнительной власти города под разрешением на
строительство будут понимать подписанное губернатором постановление правительства, а не техническое разрешение Госархстройнадзора. К
сожалению, у комитетов городской администрации до сих пор сохраняется двойственная позиция по этому ключевому вопросу".
Оптимизм внушает и то, что власть продемонстрировала вменяемость, признав под давлением строительного лобби наличие проблемы и
согласившись заняться исправлением ситуации. Правда, в очередной раз приходится констатировать, что всего этого можно было бы
избежать, если бы во время разработки пресловутого закона были учтены мнения профессиональных экспертов рынка.
Вообще говоря, этот закон опоздал, Петербургу он уже не нужен. Строительный рынок в нашем городе, по сути, подошел к стадии
саморегуляции. Под воздействием усиливающейся конкурентной борьбы за клиентов лидеры рынка - крупные компании по собственной
инициативе начали защищать права дольщиков и воздействовать на недобросовестных застройщиков. К тому же многие крупные предприятия
планомерно подходили к сокращению объемов долевого участия за счет привлечения иных финансовых инструментов (банковских кредитов,
облигационных займов и т.д.). Причем некоторые компании поставили себе цель добиться через два-три года того, чтобы долевая схема и
иные финансовые источники соотносились как 50 на 50, а в более отдаленной перспективе намерены полностью избавиться от "долевки".
Разработчики закона хотят добиться того же силой. Но, как не раз уже демонстрировала новейшая российская история, силовые методы в
подобных ситуациях приносят больше вреда, чем пользы.

Санкт-Петербург