От Сепулька
К Кирдина
Дата 05.04.2005 15:51:25
Рубрики Теоремы, доктрины;

Re: Ответы на...

Приветствую!
>Уважаемая коллега (надеюсь, я не ошиблась с полом?),

Да, все верно.

>В данном случае иделогия рассматривается не как набор идей, но как институт, то есть постоянно повторяющиеся социальные отношения людей на основе латентно разделяемых ценностей. Несоответствие этим ценностям провоцирует санкции определенного рода. И идеология как институт (согласна, что это - парадоксальное понимание, но попробуем его использовать!) выражает себя в устойчивых, постоянно воспроизводящихся и признаваемых населением как "правильные" принципах построения социальной структуры общества (эгалитарных или стратификационных в Х и Y-матрицах соответственно), в закрепленности определенного типа ценностей, легитимизирующих, в конечном счете, принимаемые хозяйственные и политические решения(коммунитарные или индивидуальные, субсидиарные), в принятии массовым социальным поведением устойчивых "нормальных" образцов действий (во имя порядка или свободы).
>Хотя порой идеология как институт кажется наиболее эфемерной, хрупкой и лабильной, в критических ситуациях - революциях, оправданиях или критике массовых действий или определенной внешней политики государства, - она выступает конечным императивом, высшим мерилом справедливости и, тем самым, общественного одобрения массовым сознанием определенных действий, поддержке тех "мероприятий", которые этой идеологии сответствуют. Часто, очень часто история, когда ее знаешь, говорит об этом. Так, российская революция начала ХХ века или война американцев в Ираке - возможность их осуществления была связана в конечном счете с тем, что они были приняты как соответствующие базовой идеологии этих стран, потому были поддержаны и реализованы.
>В заключение поделюсь лишь тем, что по поводу предпринятого мною - вслед за Питиримом Сорокиным и Талкоттом Парсонсом - крупнейшими социологами прошлого, - обособления идеологии из культуры шла (и идет) непрекращаюся дискуссия в среде наших социологов. В ходе защиты работы на докторском совете это дискуссия была особенно острой. Современные социологические авторитеты Ядов Владимир Александрович и Лапин Николай Иванович, - признали логику выдвинутых аргументов и поддержали целесообразность предпринятой аналитической процедуры. Основным было то, что, по их мнению, предложенная социологическая модель общества без культуры, но с идеологией, соответствует условиям "достаточности и необходимости", отражает сущностные свойства объекта - социума.

Собственно, после Вашего пояснения возражений стало меньше. Тем не менее, хотелось бы еще некоторых пояснений.
Видимо, термин "культура" в таком случае понимается в достаточно узком смысле (как некая духовная надстройка, которую возможно "оторвать" от идеологии)? Или же просто идеология и политика (как постоянно воспроизводящиеся институты) вычленяются из культуры? В последнем случае возражения просто снимаются.
Спрашиваю потому, что мы здесь пользуемся расширенным понятием "культура", которое означает совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, стереотипов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:
- отражающую определенный уровень исторического развития общества и человека;
- воплощенную в предметных, материальных носителях; и
- передаваемую из поколения в поколение через обучение.
В таком рассмотрении культура - это как бы индивидуальное для каждого гос-ва проявление X или Y-матрицы, которое для каждого гос-ва также выражается в конкретной "реализации" экономических, политических и идеологических институтов.

>> ...не считаете ли Вы возможным и такую ситуацию, в которой наше общество под действием этих ударов, наносимых со всех сторон, просто вымрет, рассыпется, а на основе иных элементов (Y-матрицы): активно внедряемых экономической, политической и символической структур где-то на юге России сложится очень немногочисленное общество "экономически выгодных" 15 миллионов человек?
> Случаи изменения доминирующей институциональной матрицы для государственных образований, устойчиво воспроизводящих свою эволюцию на определенной теорритории (например, сюда не вписывается Византия, менявшая свои границы...) истории неизвестны.
>Это означает, что изменение доминирующего положения Х-матрицы в России возможно лишь при разрушении этого государства или принципиально иной его территориальной конфигурации, "перенсения" на другие пространства и в иные хозяйственные ландшафты.

1. Не кажется ли Вам эволюция современного Китая (и современной Японии) подпадающей под смену матрицы? И если не кажется, то почему?
2. Т.е. при современной территории поменять матрицу, скорее всего, не удастся, но ведь еще остается возможность вымирания всего населения, кроме очень небольших анклавов, расположенных на юге сегодняшней России. Или климатические условия на юге России, на Ваш взгляд, все-таки не позволят изменить матрицу общества?

> Логически эта связь объясняется свойствами комунальности-некоммунальности материально-технологической среды, которые сохраняются и упрочиваются, что я пытаюсь показать и обосновать всвоих работах. А среда, как я преполагаю, определяет целесообразность тех или иных институтов, поэтому они постоянны, матричны.

Тут есть одно возражение: Финляндия. Действительно ли разница в нашем с ней климате столь существенна, чтобы в ней сложилась другая матрица? Ведь сейчас в Финляндии, например, введено центральное отопление (при всех остальных признаках ее устройства как Y-матричного). Т.е. климатические условия все же отличаются не столь уж существенно. Почему же тогда сложились две разные матрицы?

С уважением,
Ольга.

От Кирдина
К Сепулька (05.04.2005 15:51:25)
Дата 05.04.2005 19:12:01

Re: Ответы на...

Ответ на нижеследующее. Да, понятие культуры - очень широкое. С ним работать трудно (аналитически). В моей схеме, условно говоря, идеология понимается как то, что остается "на пересечении культуры" - широкой надобщественной и проч. , и общества как социальной системы. Это очень условно, это для пониманияю. То есть в теории (это для краткости, это везде называлось и защищалось как макротеоретическая гипотеза) инст. матриц из культуры как живого феномена научно абстрагируется (это и есть наука - она работает с понятиями, а не феноменами) черта, свойство, связь - идеология, которая, кроме того, понимается как институт. Потому что модель общества в этой теории - это институциональная модель.
>Собственно, после Вашего пояснения возражений стало меньше. Тем не менее, хотелось бы еще некоторых пояснений.
>Видимо, термин "культура" в таком случае понимается в достаточно узком смысле (как некая духовная надстройка, которую возможно "оторвать" от идеологии)? Или же просто идеология и политика (как постоянно воспроизводящиеся институты) вычленяются из культуры? В последнем случае возражения просто снимаются.
>Спрашиваю потому, что мы здесь пользуемся расширенным понятием "культура", которое означает совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, стереотипов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:
>- отражающую определенный уровень исторического развития общества и человека;
>- воплощенную в предметных, материальных носителях; и
>- передаваемую из поколения в поколение через обучение.
>В таком рассмотрении культура - это как бы индивидуальное для каждого гос-ва проявление X или Y-матрицы, которое для каждого гос-ва также выражается в конкретной "реализации" экономических, политических и идеологических институтов.

Да, Вы правы, можно и так сказать. Моя задача была не "выбросить" культуру, а построить разумную теоретическую схему, которая позволяет что-то понять. Культура - из другого в данном случае модельного ряда.

>>> ...не считаете ли Вы возможным и такую ситуацию, в которой наше общество под действием этих ударов, наносимых со всех сторон, просто вымрет, рассыпется, а на основе иных элементов (Y-матрицы): активно внедряемых экономической, политической и символической структур где-то на юге России сложится очень немногочисленное общество "экономически выгодных" 15 миллионов человек?
>> Случаи изменения доминирующей институциональной матрицы для государственных образований, устойчиво воспроизводящих свою эволюцию на определенной теорритории (например, сюда не вписывается Византия, менявшая свои границы...) истории неизвестны.
>>Это означает, что изменение доминирующего положения Х-матрицы в России возможно лишь при разрушении этого государства или принципиально иной его территориальной конфигурации, "перенсения" на другие пространства и в иные хозяйственные ландшафты.
>
>1. Не кажется ли Вам эволюция современного Китая (и современной Японии) подпадающей под смену матрицы? И если не кажется, то почему?

С.К. Нет, Китай и Япония - прекрасный пример воспроизводства доминирующего положения институттов Х-матрицы. Если "поскрести" их реальность, то под ней найдется следующая институциональная структура - почти классическое унитарное государство, приоритеты коммунитарных идеологических институтов, доминирование централизованных эжкономических механизмов. Формы их проявления различны, но содержание узнается. Это Х-матрица. Но с грамотным дополнением пространства Y-формами - в нужном виде и в нужном количестве.
>2. Т.е. при современной территории поменять матрицу, скорее всего, не удастся, но ведь еще остается возможность вымирания всего населения, кроме очень небольших анклавов, расположенных на юге сегодняшней России. Или климатические условия на юге России, на Ваш взгляд, все-таки не позволят изменить матрицу общества?

Это очень гипотетическая ситуация. Повторюсь - теория ИМ работает для государств, достаточно долго существующих в имеющихся границах. Ваше предположение не подпадает под это условие. Не могу поэтому ничего определенного сказать. Это - честный ответ.

>> Логически эта связь объясняется свойствами комунальности-некоммунальности материально-технологической среды, которые сохраняются и упрочиваются, что я пытаюсь показать и обосновать всвоих работах. А среда, как я преполагаю, определяет целесообразность тех или иных институтов, поэтому они постоянны, матричны.
>
>Тут есть одно возражение: Финляндия. Действительно ли разница в нашем с ней климате столь существенна, чтобы в ней сложилась другая матрица? Ведь сейчас в Финляндии, например, введено центральное отопление (при всех остальных признаках ее устройства как Y-матричного). Т.е. климатические условия все же отличаются не столь уж существенно. Почему же тогда сложились две разные матрицы?
С.К. Любимый вопрос и любимый ответ. Там Гольфстрим и изотерма января плюсовая. Поэтому другие периоды вегетации и проч. На эту тему есть исследования Светланы Лурье из Питера (в моих работах есть ссылки на нее) с иллюстрациями разных типов осовения русского севера нами и финских приграничных теорритори й финнами-тавастами. Поучительные примеры. Подтверждают гипотезу об ИМ.

Спасибо за вопросы, всего доброго,
Светлана Кирдина.

От IGA
К Кирдина (05.04.2005 19:12:01)
Дата 05.04.2005 19:35:10

Re: Ответы_на...

Кирдина wrote:

> С.К. Нет, Китай и Япония - прекрасный пример воспроизводства доминирующего положения институттов Х-матрицы. Если "поскрести" их реальность, то под ней найдется следующая институциональная структура - почти классическое унитарное государство, приоритеты коммунитарных идеологических институтов, доминирование централизованных эжкономических механизмов. Формы их проявления различны, но содержание узнается. Это Х-матрица. Но с грамотным дополнением пространства Y-формами - в нужном виде и в нужном количестве.

Нижеописанное в Японии - это X или Y-форма (вариант: её производные) ? В нужном
ли оно количестве?

<<<
Особенности "хоморесу-гари" - криминальной охоты на бомжей в Японии
17 июля 2003 г., 15:28

Бездомные всего мира вызывают жалость, однако японские бомжи - это особенный
случай, потому что им приходится переносить не только холод и заболевания, но и
страдать от изгнания. В японской культуре личное достоинство мужчины традиционно
измеряется работой и семьей. Поэтому японцы так относятся к бездомным - их
регулярно унижают и даже убивают.

Более года назад в районе Синдзюку в Центральном парке был совершен страшный
теракт. В 8:40 утра, когда погремел взрыв, в парке находились его постоянные
обитатели - 200 токийских бездомных. Кто-то положил бумажный пакет с взрывным
устройством в мусорный бак рядом с картонными жилищами, сооруженными по всему
парку бездомными. В стране, не знакомой с терроризмом, этот теракт вызвал шок,
однако он выглядит достаточно странным, учитывая то, против кого он был направлен.

"Сомнений нет, - говорит один из бомжей, - Он был направлен против нас всех.
Террорист хотел нанести удар по бездомным". Каждый день японских бомжей
оплевывают, проклинают, пинают, избивают палками и прутьями, забрасывают камнями
и горящими сигаретами. "Я боюсь засыпать. Никогда не знаешь точно, когда на тебя
нападут", - делится 49-летний Эйдзи Хасимото, который живет на улице последние 4
года.

У этого явления даже есть особое название - "хоморесу-гари", "охота на
бездомных". Поскольку увеличивается количество бездомных, возрастает и уровень
насилия. По данным японских СМИ, в период до января этого года было убито по
крайней мере 16 бездомных, в то время как сами бездомные, как предполагается,
совершили 4 убийства. Троих бездомных убили дети школьного возраста. В 1998 году
один подросток, избивший бездомного, объяснил, что сделал это "потому что
бездомные бесполезны, как кошка или собака".

В феврале на берегу реки в городе Мито три 18-летних юноши и девушка забили до
смерти 34-летнего Осаму Эбинэ. В прошлом ноябре три 13-летних подростка избили
палками и железными прутьями 45-летнего Кацуми Иноуэ. В январе 2002 года пятеро
школьников положили на грудь 55-летнему Кунихико Судзуки плиту и, встав на нее
все вместе, задавили мужчину. И так относятся к бомжам в Японии не только дети,
но и люди всех возрастов.

По данным правительства, в Японии 25 296 бездомных, большинство из них живут в
Осаке и Токио, однако реальное число бездомных может быть вдвое больше.

Японские бездомные отличаются от бездомных в других странах. Преимущественно,
это мужчины в годах, они живут в аккуратных чистых "домиках" из картона и
брезента. У некоторых бездомных есть плитки для приготовления пищи и даже
телевизоры, работающие на автомобильных батареях. Многие зарабатывают несколько
фунтов в день, собирая алюминиевые банки и журналы и сдавая их на переработку.
Милостыню не просит почти никто. Такие вещи как наркотики и проституция им
неизвестны.

Три года назад правительство впервые выделило средства на решение этой проблемы.
В этом году было выделено 2,7 млрд йен (13,7 млн фунтов), что составляет 0,00003
процента от общего бюджета страны. Правда в том, что японские бездомные не
считаются социальной проблемой, чтобы заслуживать большего. Об этом пишет в
четверг Times (перевод на сайте Inopressa.ru).
<<<
http://palm.newsru.com/crime/17jul2003/bomzh.html

От Кирдина
К IGA (05.04.2005 19:35:10)
Дата 07.04.2005 17:48:41

Здесь не в матрице, по-моему, дело

Вы знаете, иногда ученые, особенно обществоведы, страдают таким свойством, которое моджно назвать инфантилизмом, что-ли. Написав теорию, они думают, что теперь все могут объяснить своей теорией. По-моему, это наивно.
Теория об одном, Вы - про другое. Даже не знаю, как еще Вам ответить

С.К. Нет, Китай и Япония - прекрасный пример воспроизводства доминирующего положения институттов Х-матрицы. Если "поскрести" их реальность, то под ней найдется следующая институциональная структура - почти классическое унитарное государство, приоритеты коммунитарных идеологических институтов, доминирование централизованных эжкономических механизмов. Формы их проявления различны, но содержание узнается. Это Х-матрица. Но с грамотным дополнением пространства Y-формами - в нужном виде и в нужном количестве.
>
>Нижеописанное в Японии - это X или Y-форма (вариант: её производные) ? В нужном
>ли оно количестве?

><<<
>Особенности "хоморесу-гари" - криминальной охоты на бомжей в Японии
>17 июля 2003 г., 15:28

>Бездомные всего мира вызывают жалость, однако японские бомжи - это особенный
>случай, потому что им приходится переносить не только холод и заболевания, но и
>страдать от изгнания. В японской культуре личное достоинство мужчины традиционно
>измеряется работой и семьей. Поэтому японцы так относятся к бездомным - их
>регулярно унижают и даже убивают.

>Более года назад в районе Синдзюку в Центральном парке был совершен страшный
>теракт. В 8:40 утра, когда погремел взрыв, в парке находились его постоянные
>обитатели - 200 токийских бездомных. Кто-то положил бумажный пакет с взрывным
>устройством в мусорный бак рядом с картонными жилищами, сооруженными по всему
>парку бездомными. В стране, не знакомой с терроризмом, этот теракт вызвал шок,
>однако он выглядит достаточно странным, учитывая то, против кого он был направлен.

>"Сомнений нет, - говорит один из бомжей, - Он был направлен против нас всех.
>Террорист хотел нанести удар по бездомным". Каждый день японских бомжей
>оплевывают, проклинают, пинают, избивают палками и прутьями, забрасывают камнями
>и горящими сигаретами. "Я боюсь засыпать. Никогда не знаешь точно, когда на тебя
>нападут", - делится 49-летний Эйдзи Хасимото, который живет на улице последние 4
>года.

>У этого явления даже есть особое название - "хоморесу-гари", "охота на
>бездомных". Поскольку увеличивается количество бездомных, возрастает и уровень
>насилия. По данным японских СМИ, в период до января этого года было убито по
>крайней мере 16 бездомных, в то время как сами бездомные, как предполагается,
>совершили 4 убийства. Троих бездомных убили дети школьного возраста. В 1998 году
>один подросток, избивший бездомного, объяснил, что сделал это "потому что
>бездомные бесполезны, как кошка или собака".

>В феврале на берегу реки в городе Мито три 18-летних юноши и девушка забили до
>смерти 34-летнего Осаму Эбинэ. В прошлом ноябре три 13-летних подростка избили
>палками и железными прутьями 45-летнего Кацуми Иноуэ. В январе 2002 года пятеро
>школьников положили на грудь 55-летнему Кунихико Судзуки плиту и, встав на нее
>все вместе, задавили мужчину. И так относятся к бомжам в Японии не только дети,
>но и люди всех возрастов.

>По данным правительства, в Японии 25 296 бездомных, большинство из них живут в
>Осаке и Токио, однако реальное число бездомных может быть вдвое больше.

>Японские бездомные отличаются от бездомных в других странах. Преимущественно,
>это мужчины в годах, они живут в аккуратных чистых "домиках" из картона и
>брезента. У некоторых бездомных есть плитки для приготовления пищи и даже
>телевизоры, работающие на автомобильных батареях. Многие зарабатывают несколько
>фунтов в день, собирая алюминиевые банки и журналы и сдавая их на переработку.
>Милостыню не просит почти никто. Такие вещи как наркотики и проституция им
>неизвестны.

>Три года назад правительство впервые выделило средства на решение этой проблемы.
>В этом году было выделено 2,7 млрд йен (13,7 млн фунтов), что составляет 0,00003
>процента от общего бюджета страны. Правда в том, что японские бездомные не
>считаются социальной проблемой, чтобы заслуживать большего. Об этом пишет в
>четверг Times (перевод на сайте Inopressa.ru).
><<<
>
http://palm.newsru.com/crime/17jul2003/bomzh.html

От miron
К Кирдина (07.04.2005 17:48:41)
Дата 07.04.2005 20:23:54

А Сингапур?

>Если "поскрести" их реальность, то под ней найдется следующая институциональная структура - почти классическое унитарное государство, приоритеты коммунитарных идеологических институтов, доминирование централизованных эжкономических механизмов. Формы их проявления различны, но содержание узнается.>

Остается немного – узнать методику как скрести.

От Кирдина
К miron (07.04.2005 20:23:54)
Дата 08.04.2005 18:05:29

Теорией и скрести

По-моему, теории и служат этой цели - увидеть неочевидное. Знаете, Платон как хоршо сказал "Наука - это движение от действительности видимой к действительности умопостигаемой". Ученые и придумывают, как "умопостигать" и как еще при этом надо не оторваться-таки от действительностию. Пожалейте их, бедных, напрягающих свои мозги и предоставляющих себя читать всем, кому это вдруг попалось. Обществоведам особенно трудно, поскольку они не прикрыты профбарьером терминологии, как физики или математики, а говорят, кажется, как обыкновенные люди. А вот нет!
>Остается немного – узнать методику как скрести.