От Фриц
К All
Дата 30.03.2005 10:58:12
Рубрики Образы будущего; Глобализация; Теоремы, доктрины;

Почему они так неустойчивы.

В советские времена я удивлялся на латиносов: и чё им не живётся спокойно в их латинской Америке? Всё перевороты да диктатуры. Неужели они не способны установить нормальную власть, которую не потребуется свергать?
Тогда я не мог объяснить, почему эти режимы так неустойчивы. А в глубине души приписывал такую политическую активность свойствам самих латиносов. Ну, не продвинутые люди, отсталые. Дикий народ.
Кто бы мог тогда подумать, что и мы, советские люди, станем вторыми латиносами. Грузия, Украина, теперь вот Киргизия. И, я уверен, это только начало.
Так что разобраться, понять причины неустойчивости компрадорских прозападных режимов – это самая актуальная для нас, советских людей, задача.
Я думаю, причина неустойчивости – в том положении, которое вынуждены занимать эти режимы в мире. В мире, где объективно ведущей, самой мощной силой является мировой капитал.
Есть страны, чьи интересы во многом совпадают с интересами мирового капитала. Это США, Европа, Япония – страны-капиталисты. Есть ещё страны-рабочие: Китай, Корея, Малайзия, ещё некоторые. Они выгодно сотрудничают с капиталом. Есть у них важное, антагонистическое противоречие с капиталом – насчёт распределения доходов. Но пока оно не обострилось, пока сотрудничество настолько выгодное для обеих сторон, что можно терпеть это противоречие.
А есть страны, чьи интересы существенно расходятся с интересами мирового капитала. Это, в частности, страны латинской Америки и, увы, наши постсоветские республики.
И как быть правительству такой страны? Вот получает Путин, или Ющенко, или какой-нибудь дон Педро власть – что ему делать? Если он разумный человек и патриот?
Понятно, что такой Педро или Петров хочет для своей страны достойных условий международного сотрудничества и улучшения жизни граждан. Как этого добиться? Первое, что приходит в голову разумному человеку – встать на сторону сильных, богатых, процветающих. Присоединиться к ним. Предложить свою страну в качестве друга, партнёра, союзника. Установить самые лучшие отношения, подтянуться, приобщиться. Не тратить средства на противостояние, а получить военную защиту, инвестиции, рабочие места.
Очень многие, большинство, с этого начинают. С таких прозападных идей. Увы, очень скоро выясняется, что мировой капитал избегает взаимовыгодного сотрудничества. Точнее, такого сотрудничества не оказывается. Инвестиции? Невыгодны. Свободное передвижение рабочей силы? Отказ. И даже в сфере безопасности. Выясняется, что Запад готов защищать свои интересы в регионе, а не интересы страны.
В общем, расходятся интересы. Нет объективной основы для сотрудничества.
Дальше хуже: выясняется, что в стремлении наладить отношения правительство много чего обязалось. Тогда, в начале, это казалось естественным: обещать свободу предпринимательства, демократию. Что в этом плохого? Да и не присоединишься к Западу без этого. А выясняется, что это означает свободный вывоз из страны ресурсов и капитала, свободный ввоз ширпотреба, в ущерб местной промышленности. Демократия, свобода слова означают наличие контролируемой Западом оппозиции – возможность надавить на режим и даже свергнуть его.
Оказывается, что выполняя условия мирового капитала, правительство действует в ущерб собственной стране. Фактически, является антинародным компрадорским режимом. Народ это чувствует, и популярность власти уменьшается. В конце концов, народ готов свергать это правительство. А Запад и не против – даже хорошо, что придёт новое правительство, снова прозападное. Новые надежды, популярность на волне свержения антинародной клики. А вот если долго правительство задерживается – оно становится слишком устойчивым, может и Западу что-то противопоставить. Плохо.

Вот и получается, что латиносы, а теперь и мы, действительно не можем установить нормальную власть. Либо эта власть выполняет требования мирового капитала, и тогда она антинародная, либо не выполняет, и тогда мировой капитал на неё давит, как на Чавеса и Лукашенко.

А народ и не понимает, в чём дело. Вот какие были претензии к Шеварнадзе? Он ли не любил Запад, он ли не делал ставку на западную поддержку? А в чём он провинился? Да ни в чём, по сути. Нет серьёзных претензий. Ну, не добился ничего для своей страны. И всё. И на этом основании его свергли и поставили Саакашвили. И всё начинается по новой, и нет выхода.
То же самое с Кучмой. Ну чем его режим так плох был, чем Ющенко лучше? А вот, никак хохлы не могут расстаться с надеждой на выгодное сотрудничество с Западом. Такое выгодное, что они быстро разбогатеют. Не могут поверить, что они, такие хорошие, Западу не нужны. Валят на Кучму: он не смог ничего наладить. А Ющенко сможет. Очередной цикл.
Те же тенденции и в России действуют. Путин старается балансировать, отстаивать хоть какие-то интересы России, но не ссорясь с мировым капиталом. На грани ссоры. Тут ещё нефть помогает – есть средства попытаться убедить народ, что режим не антинародный. «Но не помогут ни Верка ни водка», потеряет он поддержку. Как Шеварнадзе, как Кучма, как Акаев.


От Буратино
К Фриц (30.03.2005 10:58:12)
Дата 30.03.2005 17:07:29

Re: Почему они...

Если я правильно понял, то Вы вначале допускаете, что режимы могут хотеть "лучшего" своей стране и народу ("если он ... патриот"), а заканчиваете тем, что они этого хотят. И тот же несчастный Путин уж как хочет стабильности, как хочет отстоять интересы России...
Т.е. в некотором роде производите подмену условий. Так?!


От Almar
К Фриц (30.03.2005 10:58:12)
Дата 30.03.2005 12:00:44

мне не понравился этот анализ

это шаг назад
ведь политарные режимы в принципе неустойчивы сами по себе. А у вас теперь получается, что они неустойчивы только потому, что входят в конфликт с Западом.
Вы думаете режим Лукашенко будет устойчивым? Ничуть нет - корупция, номенклатурные привилегии, маразм власти (последствие удушение свободомыслия и научного анализа общества), прогрессирующий инфантилизм людей (лишенных реальной возможности влиять на политику страны) подкосят его также, как подкосили СССР. К сожалению чистого эксперимента поставить невозможно, т.к. фактор влияния Запада для режима Лукашенко остается.

От Дмитрий Кропотов
К Almar (30.03.2005 12:00:44)
Дата 30.03.2005 14:35:30

А мне очень понравился

Привет!
>это шаг назад
>ведь политарные режимы в принципе неустойчивы сами по себе.
Во-первых, не факт, что режимы латинской америки - политарны. Они относятся к периферийному капитализму.
Во-вторых, политарные режимы не неустойчивы, а тупиковы, причем не всякие, а только агрополитарные. А индустрополитарные (как бывш. СССР), наоборот, имеют перспективы к развитию как вперед (к социализму), так и назад (к периферийному капитализму - пример СССР).

> А у вас теперь получается, что они неустойчивы только потому, что входят в конфликт с Западом.
>Вы думаете режим Лукашенко будет устойчивым? Ничуть нет - корупция, номенклатурные привилегии, маразм власти (последствие удушение свободомыслия и научного анализа общества), прогрессирующий инфантилизм людей (лишенных реальной возможности влиять на политику страны) подкосят его также, как подкосили СССР. К сожалению чистого эксперимента поставить невозможно, т.к. фактор влияния Запада для режима Лукашенко остается.

ТАк что рывок в будущее вполне может быть сделан в БЕлоруссии. Проблема, действительно в том, как бы не сделать его по сценарию СССР, не в будущее, а в прошлое :(

Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От Miguel
К Дмитрий Кропотов (30.03.2005 14:35:30)
Дата 06.04.2005 00:30:21

Ну и как же в марксизме доказывается

>Привет!

>Во-вторых, политарные режимы не неустойчивы, а тупиковы, причем не всякие, а только агрополитарные. А индустрополитарные (как бывш. СССР), наоборот, имеют перспективы к развитию как вперед (к социализму), так и назад (к периферийному капитализму - пример СССР).

что СССР имел перспективы к развитию, а не был чисто тупиковым? Либо никак, либо, с одинаковой степенью убедительности через марксизм можно "обосновать" и то, что перспективы развития были, и то, что их не было. Как дышло.

От Дмитрий Кропотов
К Miguel (06.04.2005 00:30:21)
Дата 06.04.2005 08:02:21

Марксизм вам не математика

Привет!

Если доказательство того, что агрополитаризм строй тупиковый основывается как на теоретических (невозможность увеличения ПТ в политарных государствах прошлого ввиду ограниченности фонда рабочего времени людей), так и практических доводах (тысячи политарных обществ, проходивших циклически периоды развития-гибели),
то доказательство нетупиковости индустрополитаризма основывается на следующих доводах
а)индустрополитаризм - параформация, а в истории человечества выход из тупика, в который попадали общества с общ. строем, относящимся к одной из формаций (агрополитаризм, рабовладение) происходил как раз посредством передачи эстафеты обществу, принадлежащему к типу параформации.
б)из индустрополитаризма практически происходил выход в нескольких направлениях - в сторону периферийного капитализма (СССР и др. страны соцлагеря) и в сторону ортокапитализма (Япония, Корея). В отличие от агрополитаризма, из которого выхода не было - только в индустрополитаризм, причем исключительно под влиянием запада

Т.е. о нетупиковости индустрополитаризма имеется обоснованное предположение, пока неподтвержденное на практике.

>что СССР имел перспективы к развитию, а не был чисто тупиковым? Либо никак, либо, с одинаковой степенью убедительности через марксизм можно "обосновать" и то, что перспективы развития были, и то, что их не было. Как дышло.

НУ, это только с точки зрения невежд в марксизме.
На самом деле марксизм предостерегает от прямого перехода от теории высокого уровня (истмат, диалектика) к практике, минуя теорию среднего уровня. Скажем, для применения диалектики и истмата для исследования капитализма потребовался "Капитал". Для применения истмата к исследованию первобытных о.э.ф. - потребовалась "Экономическая этнология" Ю.Семенова.
Что касается теории политаризма, она пока не разработана, поэтому приходится оперировать только предположениями.

Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От Miguel
К Дмитрий Кропотов (06.04.2005 08:02:21)
Дата 07.04.2005 13:11:04

А повернуть его можно в любую сторону.

>Привет!

>Если доказательство того, что агрополитаризм строй тупиковый основывается как на теоретических (невозможность увеличения ПТ в политарных государствах прошлого ввиду ограниченности фонда рабочего времени людей),

Доказательство не катит, потому что те общества, которые Семёнов назвал "агрополитарными", на самом деле резко увеличивали производительность за счёт развития технологии. Так же как и античное устройство, "капитализм", "социализм" и т.д. Идея Семёнова о том, что агрополитаризм только рабочее время умел увеличивать высосана из пальца.

>так и практических доводах (тысячи политарных обществ, проходивших циклически периоды развития-гибели),

Тоже не катит, поскольку Китай так до сих пор и не погиб. Были периоды взлёта и упадка, ну так и США при Великой ДЕпрессии находились в упадке - никто же не говорит, что они погибли.

>то доказательство нетупиковости индустрополитаризма основывается на следующих доводах
>а)индустрополитаризм - параформация, а в истории человечества выход из тупика, в который попадали общества с общ. строем, относящимся к одной из формаций (агрополитаризм, рабовладение) происходил как раз посредством передачи эстафеты обществу, принадлежащему к типу параформации.

Разделение формаций на "основные" и "неосновные" у Семёнова чисто отфонарное. Во-первых, формаций не существует самих по себе. Это продукт классификации, параметры которой Семёнов даже не указал. А чётких критериев выделить среди них основные и неосновные (вторичной классификации выделенных классов) Семёнов тоже не указал. О каких выводах из этих шатких построений можно говорить?

>б)из индустрополитаризма практически происходил выход в нескольких направлениях - в сторону периферийного капитализма (СССР и др. страны соцлагеря) и в сторону ортокапитализма (Япония, Корея).

Да откуда это следует? И кто сказал, что брежневский социализм не мог продолжаться ещё очень долго, если бы не Горбачёв? Государство жило уверенно, народ чувствовал себя комфортно.

>В отличие от агрополитаризма, из которого выхода не было - только в индустрополитаризм, причем исключительно под влиянием запада

Можно с неменьшим успехом заявить, что и феодализм перешёл в капитализм только под влиянием Китая. Если бы не огнестрельное оружие (пушки), пришедшее из Китая, королям было бы не победить феодалов.

>Т.е. о нетупиковости индустрополитаризма имеется обоснованное предположение, пока неподтвержденное на практике.

Да нет вообще никаких принципиально "тупиковых" путей. Всё решает воля людей, и только утверждения идеологических шаманов, что вусё предопределено типом формации, ослабляет волю и не даёт людям адекватно решать проблемы своей Родины.

>>что СССР имел перспективы к развитию, а не был чисто тупиковым? Либо никак, либо, с одинаковой степенью убедительности через марксизм можно "обосновать" и то, что перспективы развития были, и то, что их не было. Как дышло.
>
>НУ, это только с точки зрения невежд в марксизме.
>На самом деле марксизм предостерегает от прямого перехода от теории высокого уровня (истмат, диалектика) к практике, минуя теорию среднего уровня. Скажем, для применения диалектики и истмата для исследования капитализма потребовался "Капитал". Для применения истмата к исследованию первобытных о.э.ф. - потребовалась "Экономическая этнология" Ю.Семенова.

Марксом не получено ни одного научного результата в экономической теории,Семёновым - тем более: в отличие от Маркса, он даже не знаком с основными достижениями экономической науки 100-летней давности.

>Что касается теории политаризма, она пока не разработана, поэтому приходится оперировать только предположениями.

Само выделение "политаризма" - это уже продукт некоторой классификации (я сейчас не обсуждаю её сомнительность), т.е. опирается на теорию более высокого уровня. Значит, сама эта теория более высокого уровня должна бы хоть что-то правильное сказать о "политаризме", но у Семёнова этого почти что нет. Описать экономическое устройство политаризма Семёнов просто неспособен, потому что ничего об этом экономическом устройстве не знает - написал всякую чушь про то, что античное устройство повышало производительность только за счёт экзогенного рабства, а азиатское - только за счёт увеличения рабочего времени. Уже и просто читать такое стыдновато.

Мигель


От Дмитрий Кропотов
К Miguel (07.04.2005 13:11:04)
Дата 14.04.2005 07:57:50

Может, хватит передергивать?

Привет!

>
Описать экономическое устройство политаризма Семёнов просто неспособен, потому что ничего об этом экономическом устройстве не знает - написал всякую чушь про то, что античное устройство повышало производительность только за счёт экзогенного рабства, а азиатское - только за счёт увеличения рабочего времени. Уже и просто читать такое стыдновато.
Семенов не употребляет слово "только" при этом анализе. Он ведет речь об основном, важнейшем способе повышения продуктивности общ.производства в соотв. обществах.


Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От Miguel
К Дмитрий Кропотов (14.04.2005 07:57:50)
Дата 14.04.2005 09:57:01

Ну и где же доказательство, что это "основной" способ?

>Привет!

>>
>Описать экономическое устройство политаризма Семёнов просто неспособен, потому что ничего об этом экономическом устройстве не знает - написал всякую чушь про то, что античное устройство повышало производительность только за счёт экзогенного рабства, а азиатское - только за счёт увеличения рабочего времени. Уже и просто читать такое стыдновато.
>Семенов не употребляет слово "только" при этом анализе. Он ведет речь об основном, важнейшем способе повышения продуктивности общ.производства в соотв. обществах.

Ему это "только" нужно для доказательства тупиковости. Иначе вся конструкция рассыпается. Но даже если исходить из Вашей трактовки, то где же у него количественная оценка? Рабство в Римской Империи играло существенную роль только в отдельных регионах, где же тут "основной" способ повышения продуктивности? А вот западноримские технологии и огромный рост производительности благодаря внутриимперской торговле Семёнов игнорирует. Вот и получает нелепые выводы. Истории он не знает и даже учебники по экономической истории читать не хочет.


>Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От Дмитрий Кропотов
К Miguel (14.04.2005 09:57:01)
Дата 18.04.2005 12:12:33

Так это была такая критика марксистского метода

Привет!

Дескать, И Древнее, и Среднее и Новое царство Египта развивались циклически, распадались и вновь возникали. Но каких-то скачков в технологии не происходило - следовательно, истмат, который увязывает прогресс с прогрессом техники в первую очередь - не может объяснить причин возникновения и гибели древнеегипетских социоров.
Также другой довод - многие народы Африки знали выплавку металлов, а ацтеки - не знали, но у них было государство, а у африканцев - нет.
Т.е. этот довод был против "недостатка" истмата, который явно описывал только один способ интенсификации общ. производства - технический. Заслуга Семенова как раз в том и состоит, что он открыл и ввел в истмат еще два способа - темпоральный и демографический, и показал, что они объясняют вышеуказанные факты.
Что же касается рабовладения, то в Афинах в эпоху расцвета на 200 тыс. населения было 100 тыс. рабов, из которых 70 тыс- здоровые мужчины.
В Риме на 4 млн. населения было 2 млн. рабов, тоже большей частью мужчин.
В древнеполитарных обществах же более длительное время работы как раз отличает их от вольных аборигенов (общество изобилия Сахлинса и пр.)
Этот фактор присутствует во всех древнеполитарных обществах - и во время их циклического падения-возникновения он единственный изменялся, тогда как технология оставалась в целом постоянной.

Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От Miguel
К Дмитрий Кропотов (18.04.2005 12:12:33)
Дата 18.04.2005 12:33:15

Кстати, Европа тоже развивается циклически

>Привет!

объединялась при Цезаре, при Карле Великом, при Наполеоне, при Гитлере, потом распадалась. Теперь вот при Солане объединяется. Следует ли из этого тупиковость её формации?

>Дескать, И Древнее, и Среднее и Новое царство Египта развивались циклически, распадались и вновь возникали. Но каких-то скачков в технологии не происходило - следовательно, истмат, который увязывает прогресс с прогрессом техники в первую очередь - не может объяснить причин возникновения и гибели древнеегипетских социоров.
>Также другой довод - многие народы Африки знали выплавку металлов, а ацтеки - не знали, но у них было государство, а у африканцев - нет.
>Т.е. этот довод был против "недостатка" истмата, который явно описывал только один способ интенсификации общ. производства - технический. Заслуга Семенова как раз в том и состоит, что он открыл и ввел в истмат еще два способа - темпоральный и демографический, и показал, что они объясняют вышеуказанные факты.

Ну так Семёнов, отвергая марксов марксизм, выдвинул другой абсурдный тезис - о принципиально безвыходной тупиковости. Кстати, во время Древнего Египта технологический рост был медленным, потому что время было такое, знаний у человечества маловато. Зачем же сводит всё к одной формации? Можно подумать, в это же время у соседних Египту первобытных племён технология развивалась быстрее.

>Что же касается рабовладения, то в Афинах в эпоху расцвета на 200 тыс. населения было 100 тыс. рабов, из которых 70 тыс- здоровые мужчины.
>В Риме на 4 млн. населения было 2 млн. рабов, тоже большей частью мужчин.

В Риме, на Аппенинском полуострове или во всей Империи? В России 90-х на некоторых огородах Северного Кавказа из 1 человека населения был 1 раб, но из этого не следует, что рабство составляло основу российского хозяйства тех лет. Хотя, быть может, Альмар со мной не согласится.

>В древнеполитарных обществах же более длительное время работы как раз отличает их от вольных аборигенов (общество изобилия Сахлинса и пр.)

Так Семёнов забыл добавить, что такое же удлинение времени работы имело место в Европе Нового Времени по сравнению с Римской Империей и Средневековьем. И не зря забыл, тогда ведь вся его теория рушится.

>Этот фактор присутствует во всех древнеполитарных обществах - и во время их циклического падения-возникновения он единственный изменялся, тогда как технология оставалась в целом постоянной.

А Вы посматривайте канал Discovery Science. Весьма пользительно, знаете ли, и хорошие передачи бывают про технологию древних цивилизаций, особенно Китая.