>Да, конечно. Однако обратите внимание на заголовок: не "наука и религия" или "отличие науки от религии", а "наука или религия". Т.е. смотрим в тех местах, где это отличие минимально,
>где религия похожа на науку а наука на религию.
Так и я о том же. При формировании модели мира личности - индивидуального семантического пространства - и наука и религия дают концепции мироустроустройства, а какую концепцию выбрать, научную или теологическую, это уже зависит от психофизиологии организма этой самой личности.
>В реальной жизни полно взаимопроникновений науки и религии. Поэтому в данной ветке пытаемся найти тонкую грань даже там, где они близки. И хочется получить более четкий алгоритмически результат.
>А экстаз, ритуал, как правильно отмечал NAC, да ,это конечно отличает. Но это достаточно тривиально вроде, нет?
Нет это не так тривиально. В психологии есть понятие инсайта, это когда человек в результате напряженного умственного труда приходит к некоторой догадке о устройстве предмета размышлений. Психофизиологически это близко к религиозному экстазу, но информационное наполнение совсем другое. В основе религиозной веры лежит комплекс Эдипа ("Хвали Отца - попадешь в рай"), религиозный экстаз можно вызвать ритуалами. А инсайт ритуалами не вызовешь, и доверие той или иной теории - совсем не вера в нее, это разные вещи.
> религиозный экстаз можно вызвать ритуалами. А инсайт ритуалами не вызовешь, и доверие той или иной теории - совсем не вера в нее, это разные вещи.
Это совсем не очевидно. Достаточно много существует людей, которые занимаются псевдонаукой, по сути ритуалом. Вы уверены, что они не вызывают у себя этот самый "инсайт"?
Боюсь, как ни печально, что здесь все весьма похоже.
>Это совсем не очевидно. Достаточно много существует людей, которые занимаются псевдонаукой, по сути ритуалом. Вы уверены, что они не вызывают у себя этот самый "инсайт"?
>Боюсь, как ни печально, что здесь все весьма похоже.
Из моей практики - 90% этой публики - просто жулики, никакого инсайта :-)). Что касается искренне заблуждающихся, то их совсем немного, и они вполне воспринимают аргументы и факты. Это не касается религиозной веры в "божественное чудо", здесь совсем другая психология, я это имел в виду.
Успехов!