От Zhlob
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 24.03.2005 14:43:33
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

Старая статья о подводных лодках.

Время "Барракуды" не прошло

09.12.1999

http://www.innov.ru/news/nn/1299/09-8.htm

ЦКБ "Лазурит", а это одно из трех российских центральных конструкторских бюро, занимающихся проектированием и обслуживанием эксплуатации подводных лодок, нынче не балует себя большими праздниками. Ему, как и другим оборонным предприятиям, не до них. И все же на сей раз без праздника было не обойтись. На него ЦКБ собрало в своих стенах не только ветеранов-конструкторов, но и представителей различных нижегородских НИИ, военных заводов, в том числе, естественно, и "Красного Сормова". Отмечали в ЦКБ две самые крупные даты. Ровно 40 лет назад в "Лазурите" был разработан 633-й проект подводной субмаримы, при создании который впервые была применена особая высокопрочная легированная сталь. Подводная лодка была оснащена самыми современными системами и механизмами, что позволяло ей в несколько раз увеличить скорость движения, в 1,5 раза - глубину погружения и в 1,6 раза - дальность плавания. А главное - вдвое увеличилась глубина, с которой можно было наносить удары торпедами не только по кораблям, но и по базам. Тогда, без преувеличения, эта подводная субмарина считалась шедевром кораблестроения, самой передовой в своем классе. Недаром на нее положил глаз флот Китая, Сирии, Египта...
Даже спустя десятилетия семь государств сочли за честь пополнить свой военный флот этими типами подводных кораблей.
Второй уникальной подводной лодкой разработчики, судостроители и военные моряки считают знаменитую титановую "Барракуду". 15 лет назад был подписан акт о ее сдаче. В "Лазурите" ветераны хранят в памяти все, что связано с грозной субмариной. Главный конструктор Владимир Иноземцев вспоминает:
- Прошло пятнадцать лет, но этот день, 6 марта 1984 года, помнится, будто был вчера. Впервые корабль, в который был вложен труд и талант тысяч специалистов и рабочих, мягко разрезая воду Баренцова моря, шел своим ходом. Впервые судно, созданное умом и руками людей, стало как будто живым. Все механизмы работали, корабль вышел в море, где ему долгие годы предстояло нести службу на благо нашей Родины. А потом были многочисленные выходы в море на заводские и государственные испытания. За время испытаний подводная лодка совершила кругосветное путешествие. Такое не забывается.
Генеральный конструктор "Лазурита", Герой Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ Николай Иосифович Кваша половину своих лавров отдает специалистам "Красного Сормова", которые блестяще справились со всеми задачами. Не буду перечислять самые новейшие технологии, которые впервые обкатывались на строительстве "Барракуды", их не счесть. Одной из них - сваркой титана - американцы не овладели до сих пор. Пока "Барракуда" остаётся самым грозным оружием в мире. Равных ей не было и нет. Ее электромагнитное поле в несколько раз меньше, чем, например, на самой лучшей американской подводной лодке "Лос-Анджелес", больше глубина погружения, лучше акустика, меньше шумность (кстати, для её уменьшения на корабле было установлено 700 т. резины). В любой момент корабль мог нанести разящий удар с морских глубин. А предугадать, откуда он возникнет, очень трудно, подводная лодка постоянно меняла свои координаты.
Казалось бы, за "Барракудами" будущее, кому как не этим типам подводных кораблей нынче стоять на страже наших морских границ. К сожалению, на деле получается совсем иначе. По словам Николая Иосифовича сегодня в стране делается все, чтобы нарушить отработанную прежде "титановую цепочку". Куплены на корню заводы, некогда занимавшиеся производством сырья. Причем контрольными пакетами акций владеют иностранные фирмы. А уж они вряд ли заинтересованы в том, чтобы Россия обладала самым грозным оружием в мире. Нет денег не только на строительство новых кораблей, но даже на ремонт старых, еще вполне пригодных для эксплуатации. Неудивительно, если к 2025 году наша страна вообще останется без подводных лодок.
Вспомнили на торжествах и проект еще одной новой торпедной лодки, который отличался более мощными энергетическими и дизельными установками. Специалисты утверждали, что она дала бы фору американским аналогам. Но и этот проект был зарублен.
Но, пожалуй, самой большой бедой и на заводах, и в самом ЦКБ считают кадровую проблему. Ha "Красном Сормове", например, не осталось сварщиков титана. Говорят, что в кабинете генерального директора завода Николая Жаркова висит календарь, в котором черным фломастером заштриховано число, когда с предприятия ушел последний мастер-сварщик по титану. Кстати, в Германии после войны делали все, чтобы сохранить своих профессионалов. Мы же расстаемся с ними! Правда, в "Лазурите" стараются сохранять свой потенциал. Доказательство тому - выставка макетов судов, которыми занимается ЦКБ нынче. Тут и первый в мире спасательный подводный аппарат, который был построен на том же "Красном Сормове", и модель опытной научно-исследовательской лаборатории "Бентос-300", и целый подводный город по добыче газа с шельфа Северного Ледовитого океана. Кстати, последними разработками заинтересовались американцы. Сейчас для них ЦКБ проектирует корабль для подводного бурения. Но по-прежнему главным заказчиком остается "Газпром", для которого "Лазурит" разрабатывает новые электростанции... И все же хочется вернуться к подводным лодкам, к "Барракуде".
- Можно ли сказать, что "Лазурит" идет правильным путем?
- Вот тут нам не в чем себя упрекнуть, - говорит Н.И.Кваша. - И "Барракуда" тому доказательство, тут мы обогнали американцев. Наше ЦКБ не проиграло ни одного конкурса. А это свидетельствует о том, что мы шли правильным путем. По-прежнему наш корабль остается одним из лучших, но я боюсь, что со временем мы останемся без рабочего потенциала, а значит, и без флота...
...Как военный моряк могу заверить, что иностранным вооруженным силам с нашим флотом мы можем дать достойный отпор, - считает капитан I ранга А.Щурыгин. - Вот только хотелось бы, чтобы правительство выделяло нам больше денег на ремонт кораблей. Большая часть титановых подводных лодок сейчас находится в строю, лишь головной корабль на заводе ждет ремонта. Мы сейчас вместе с "Лазуритом" боремся за то, чтобы лодка была модернизирована и снова вышла в море. Вообще я считаю, что утилизировать надо старые, отслужившие свой срок стальные субмарины, а не те, которым можно дать вторую жизнь.
У нас сейчас служит много нижегородцев. Молодые моряки успели полюбить свой корабль и гордятся им. А вооружение у нас остается на самом высоком уровне, поэтому нужно немало знаний, чтобы овладеть им. Я считаю, что наш военный флот хоронить пока еще рано...

От self
К Zhlob (24.03.2005 14:43:33)
Дата 25.03.2005 02:51:24

небольшая подборка по подлодкам

>Время "Барракуды" не прошло
>09.12.1999

прошло, прошло...


http://gazeta.ru/2005/03/24/oa_152342.shtml
Армия проигрывает сражение с олигархом

Жесткое бюджетное планирование, в рамках которого существует российская армия, напрямую отражается на обороноспособности. Глава Минобороны не смог договориться с руководителем ООО о фиксированных отпускных ценах на броневую и низкомагнитную сталь, необходимую армии для выполнения гособоронзаказа на 2005 год.
...
Встреча министра с бизнесменом No_6 в списке самых богатых людей мира по версии журнала вместо запланированного часа продлилась два. После ее завершения глава военного ведомства не стал комментировать итоги. Той же тактики придерживался и Алексей Мордашев.
...
- ключевое для обороноспособности предприятие. Броневая и маломагнитная сталь для Военно-морского флота производятся только здесь. До 1991 года ее основными поставщиками были предприятия Украины. После развала Союза российский военно-промышленный комплекс более 10 лет обходился стратегическим запасом.
...
Во всем спектре закупаемой боевой техники военное ведомство сегодня больше всего беспокоит судьба трех строящихся атомных субмарин нового поколения. Низкомагнитная высокопрочная сталь производства . основа их корпусов. По планам Минобороны, флот должен закупить не менее трех стратегических лодок (сейчас строится две) и шесть многоцелевых (строится одна).
------------
http://www.gazeta.ru/2005/03/18/oa_151684.shtml
В 2005 году Российский военно-морской флот получит на вооружение новейшую стратегическую атомную подводную лодку 4-го поколения проекта 955 типа 'Борей'.
Последний раз российские моряки принимали новую стратегическую АПЛ в 1992 году.
----
http://www.gazeta.ru/2005/03/19/oa_151798.shtml
Головная лодка была заложена в Северодвинске в 1984 году. Последняя вступила в строй в феврале 1992 года.
------------
АПЛ 941-го проекта типа 'Тайфун'

Создана в питерском конструкторском бюро морской техники 'Рубин'. АПЛ 'Тайфун' была и остается до сегодняшнего времени одной из самых уникальных систем вооружения в мире. По конструкции 'Тайфун' - многокорпусная лодка. Внутри легкой (внешней) надстройки, покрытой специальным погашающим гидроакустический сигнал покрытием, находятся 5 прочных обитаемых корпусов. Два из них, главные, расположены параллельно друг другу и симметрично относительно диаметральной плоскости субмарины. Перед рубкой, между главными корпусами, размещены 20 пусковых шахт самых больших морских баллистических ракет РСМ-52 на каждой из которых по 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения. В носовой части лодки, в верхней ее части, расположен торпедный отсек - 6 торпедных аппаратов. Через них можно стрелять как торпедами и подводными скоростными ракетами, так и проводить постановку минных заграждений.

Главным и самым неприятным для США отличием от всех других АПЛ СССР стало то, что 'Тайфун' мог, совершенно не обнаруживая себя, получить целеуказание и произвести пуск всех 20 баллистических ракет прямо из-под многометровой ледяной полярной шапки. Всем другим АПЛ для этого приходилось перед пуском проламывать корпусом лед и тем самым выдавать свое место нахождение. 'Тайфун' мог это сделать и без полыньи. Из-за чего обнаружить его со спутника было невозможно, а значит, и предотвратить нанесение ракетного удара. Помимо этого, на ракетах РСМ-52 была установлена система преодоления НПРО.

Длина корабля - 172,8 метра, ширина - 23,3 метра, диаметр - 11,5 метра. Водоизмещение - 33,8 тысяч тонн в подводном положении (28,5 тысяч тонн в надводном). Скорость - 26 узлов. Максимальная глубина погружения - 400 метров. Энергетическая установка - два атомных реактора суммарной мощностью 380 мегаватт. Экипаж - 170 человек.
-----
http://pda.lenta.ru/russia/2005/01/20/sub/
2005/01/20
Самые большие АПЛ ВМФ России распилят на американские деньги

На этой неделе делегация Конгресса и Министерства обороны США завершила инспекционную проверку подготовки к уничтожению двух из шести самых больших атомных подводных лодок ВМФ России, сообщают "Известия".

Две подводных лодки проекта 941 типа "Тайфун", являющихся самыми большими АПЛ в мире, будут уничтожены за американский счет согласно договоренностям о совместном разоружении, достигнутым в начале 1990-х годов. Вскоре первая из них, проходящая под заводским номером 712, будет разрезана на Северодвинском машиностроительном предприятии.

"В концепции и планах развития ВМФ России есть обоснование, почему мы сокращаем АПЛ проекта 941, - поясняет начальник 1-го НИИ ВМФ Игорь Захаров. - Не все корабли служат до полного физического износа. Для каждого корабля в отдельности нужно учесть много обстоятельств, чтобы решить, когда его надо утилизировать".

"Проект 941 - лучший по маневренности и боевым характеристикам корабль, - пояснили в ЦКБ МТ "Рубин". - Но сегодня у ВМФ - нашего главного заказчика - потребности в кораблях другого, более маленького водоизмещения".
--------------
http://www.izvestia.ru/armia2/article446745
28.09.04
... было прекращено производство ... ракеты РСМ-52, стоящей на вооружении АПЛ 941-го проекта. Истекли и допустимые сроки эксплуатации тех ракет, что уже стояли на вооружении субмарин. В результате одни из самых мощных российских атомных подводных лодок типа "Тайфун" встали на прикол. Из 6 имевшихся в строю кораблей в боевом составе было оставлено всего 2.
...
Сейчас в составе дивизии всего 3 тяжелых подводных крейсера стратегического назначения проекта 941: "Архангельск", "Северсталь" и находящий на модернизации "Дмитрий Донской", - констатировал теперь уже бывший командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков. - При этом лишь "Северсталь" сохранила половину боекомплекта - 10 межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями РСМ-52. Шахты остальных АПЛ пусты...