Т.е. вы полагаете, что сознание существовало всегда?
Привет!
>Ощутить материю без свойств мы не можем и непротиворечиво предположить, что материи без свойств не существует. Из того же, что сознание есть не более, чем одно из свойств материи, следует, что ни сознание НЕ первично по отношению к материи, ни материя НЕ первична по отношению к сознанию. Они просто не могут существовать друг без друга.
До образования солнца и планет в том числе?
Тогда чье это было сознание?
Наверное, не человеческое? Следовательно, хотя бы без человеческого сознания материя существовать может, т.е., оно не является ее свойством вообще.
Всегда - если следовать законам сохранения - существуют предпосылки для возникновения сознания. "Уничтожив" (т.е. изменив свойства материи) одно сознание, уничтожить предпосылки для возникновения другого сознания невозможно. Других путей к образованию совершенного сознания, кроме развития зародыша сознания, не существует. Или возможно практически доказать обратное?
> Следовательно, хотя бы без человеческого сознания материя существовать может, т.е., оно не является ее свойством вообще.
Не совсем правильное рассуждение.
Материя без человеческого сознания существовать может, поскольку у нее будут другие свойства. С человеческой точки зрения - это свойства неодушевленного объекта. Но неодушевленность объекта - понятие растяжимое. В какой-то полемике здесь (если желаете, найду) уже описывались экспериментальные данные, показывающие, как "неодушевленный" объект "чувствует" одушевленный. Наука пока просто не может добраться до "души" неодушевленного объекта, не более. Или, другими словами, пока еще неизвестны предпосылки возникновения сознания.
Идеализм впадает в одну крайность - исходит из существования невесть откуда взявшегося сверхсознания, материализм - в другую, исходит из полной случайности образования сознания. И то и другое нельзя признать методологически верным. Первое допускает отсутствие движения, второе - отсутствие законов сохранения.
Методологически верным, к примеру, было бы признание возможности существования сверхсознания со сроком жизни, к примеру, как у Солнца. Для любого человека такой срок примерно равен бесконечности. В этом случае Бог становится "вечным", и, одновременно, не противоречащим законам физического мира.
Что нам мешает признать нашу цивилизацию зародышем, клеточкой, в которой заложены возможности достижения совершенных (божественных) качеств? Стремление к самоуничтожению? А если представить, что кто-то где-то когда-то не самоуничтожился? Каких высот мог достигнуть такой организм, такое сознание?
Мне невдомек, из каких соображений идеалисты предпочитают боготворить неподвижный объект (субъект) и невдомек, из каких соображений материалисты предпочитают отрицать возможность развития сознания до сверхсознания.