2192 дня ХХ века
Петербургский журналист Виктор ПРАВДЮК весь прошлый год по заказу телеканала <ТВ-Центр> работал над авторским циклом <Вторая
мировая. День за днём>. С 17 января по понедельникам в 21.30 эту программу можно посмотреть в эфире <ТВ-Центра>. Сегодня он отвечает
на вопросы <ЛГ>.
- Чем эта работа отличается от многих других, посвящённых войне?
- Тем, что мы готовились к ней больше тридцати лет. Собирали документы, хронику, встречались с участниками войны - маршалами,
генералами, офицерами, рядовыми.
Тем, что это русская версия Второй мировой войны. Обращаю внимание - не Великой Отечественной только, а всей Второй мировой, в
которой Советский Союз в разных формах участвовал задолго до 22 июня 1941 года.
Тем, что мы стремимся отделить пропаганду войны от правды о войне. Черчилль говорил, что первой жертвой войны является правда.
Правда повсеместно заменяется пропагандой в начале войны, а в конце её пропаганда превращается в истину, лживую и фальшивую. Это не
дегероизация, на самом деле народ наш на пути к Победе совершил гораздо больше подвигов, чем мы знаем. Например, в августе 41-го
хорошо известен подвиг Виктора Талалихина, таранившего в ночном небе Москвы немецкий бомбардировщик. Но за неделю до Талалихина
такой же подвиг совершил лётчик-истребитель Еремеев. Советский агитпроп этого не заметил. И Талалихин, и Еремеев воевали в одном
полку, и оба погибли ещё до конца 41-го года. Надо ли вспомнить Еремеева? Обязательно! Умаляет ли это подвиг Талалихина? Ни в коем
случае: Ещё один пример. В начале ноября того же 41-го года под Севастополем в неравном бою с мотоколонной врага героически погибли
Николай Фильченков и четыре других моряка-черноморца. Они остановили продвижение противника ценою жизней своих, посмертно стали
Героями Советского Союза. Но под танки Фильченков и его товарищи не бросались, это глупая выдумка пропаганды. Во-первых, бросаться
под танки нецелесообразно в военном отношении, а во-вторых, в 11-й немецкой армии, рвавшейся к Севастополю, тогда не было ни одного
танка. Мотоколонна состояла из бронетранспортёров, бронеавтомобилей и так называемых <штурмгешютц> - самоходных штурмовых орудий.
Вот десяток <штурмгешютц> и шёл в голове немецкой колонны:
Тем, что избранная нами форма (режиссёрами-документалистами Галиной Ясногородской и Михаилом Михеевым, историками Андреем Терещуком
и Кириллом Александровым) аналитического репортажа о каждом месяце войны позволяет сфокусировать внимание зрителей не только на
крупных сражениях, но и понять, как созревали замыслы, как составлялись планы, как раскручивался весь тайный фатальный ход этого
главного события ХХ века.
- И чем можно объяснить этот всемирный пожар?
- Это сложный вопрос, о нём можно говорить долго, я выскажу только несколько отрывистых соображений. Начало мировой войны связано не
только с агрессивными державами. Ими принято считать прежде всего Германию и Японию. Но Японии война была фактически навязана. Нет,
это не оправдывает японского вероломства в Пёрл-Харборе. Но Страна восходящего солнца в конце 1941 года должна была выбирать - или
глубокий экономический кризис, или войну на Тихом океане. В эту ловушку Японию загнали Соединённые Штаты Америки. К 40-м годам ХХ
века США накопили громадный экономический и военный потенциал, им уже стало тесно в пределах Западного полушария. Изоляционизм изжил
себя. При такой-то мощи неизбежно строительство мировой империи. У империи существуют разные формы - не обязательно копировать
Британскую или Российскую. Можно ведь экспортировать демократию или доллар и с их помощью строить свою империю: В общем, когда
загнанная в угол Япония напала, многие политики в США облегчённо вздохнули. Другое дело, что Пёрл-Харбор был слишком дорогой ценой
за прощание с американским изоляционизмом.
Не всё так просто и с началом войны в Европе. Достаточно обратить внимание на <странную войну> на Западном фронте - противники
словно знали ставшую нам недавно известной секретную речь Сталина на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 19 августа 1939 года и упорно не
желали взаимно истощаться (Трумэн летом 41-го года говорил круче):
- Почему ты называешь свою работу <русской версией Второй мировой войны>?
- В этом нет никакого национализма или пренебрежения. В годы войны роль русского народа признавалась во всём мире. Это не принесло
русским никаких привилегий - ни в ходе войны, ни после неё. Кроме чести погибнуть и гордости, что пролитием русской крови мы спасаем
других. Постепенно истинных русских героев заслонили тыловые и нахальные, потом идеология своего дёгтя добавила понятием <советский
народ>: Что - эстонцы и латыши тоже входили в <советский народ>? А на чьей стороне они воевали? Нет, я их не осуждаю, они имели свои
резоны, ну так и врать не надо:
Германский нацизм - самая мрачная и страшная идейная доктрина в истории планеты. Именно эту многоликую гидру победил русский народ.
Русские понесли в войне самые большие потери. Солдата-победителя и друзья, и враги называли русским. Ведь Москву осенью 41-го года
удержали, отстояли не только солдатским мужеством и оружием, но и любовью, потому что русский человек не может не любить
исторической Москвы. Тогда, в ноябре, для русских людей, для сибиряков, пришедших на помощь столице, было не важно, кто сидит в
Кремле, важно было, что Кремль по-прежнему стоит на берегах Москва-реки:
- А многие историки утверждают, что русский солдат защищал завоевания революции!
- А какие <завоевания революции> могли быть у русского человека? Никаких! В 1917 году он потерял своё государство, свою армию, свои
земли, свою историю, его хотели лишить веры - этого большевизму сделать не удалось, и потому спасло нас:
И вот полные лишенцы, русские, понимая, что нацизм - это мировое зло, инстинктом самосохранения понимая, переломали хребет
гитлеровскому вермахту, а потом и самому Гитлеру. Иван Александрович Ильин прекрасно написал об этой трагической судьбе русского
народа, для которого ХХ век фактически был веком истребления. И если русский народ исчезнет, не сумев превозмочь выпавшие на его
долю беды, пусть неблагодарное население Земли хотя бы знает, кому оно обязано разгромом гитлеровского нацизма:
Мне посчастливилось быть не только одним из первых зрителей, но и очевидцем создания первых двадцати серий документальной эпопеи
<Вторая мировая. День за днём>. Я абсолютно убеждён, что Виктор Правдюк со своими коллегами-единомышленниками создаёт один из
наиболее полных и объективных документов о величайшей трагедии человечества. Серии смотрятся на одном дыхании. Кажется, что тебе
показывают художественную версию исторического события, только вместо выдуманных героев перед нами предстают участники Второй
мировой, воевавшие друг против друга.